Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАНАДЫ: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАНАДЫ: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПОВЕСТКА ДНЯ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДО 2030 ГОДА / АРКТИКА / КАНАДА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS / AGENDA 2030 / ARCTIC / CANADA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахаров Андрей Геннадиевич, Андронова Инна Витальевна

Проблематика устойчивого развития приобретает особую актуальность в контексте изучения проблем развития арктических территорий, поскольку данный регион особенно уязвим к процессам изменения климата, а также, в силу объективных географических факторов, является наименее благополучным с точки зрения социально-экономических аспектов Целей устойчивого развития ООН. В статье рассматривается опыт Канады как крупного северного государства, имеющего обширные территории и акватории за полярным кругом, по реализации национальных стратегий и программ развития арктических территорий. Цель статьи - выявление эффективных направлений политики страны по созданию условий для устойчивого социально-экономического развития посредством анализа фактической динамики ключевых показателей устойчивого развития по северным территориям Канады. Социально-экономическое развитие северных территорий - Нунавута, Северо-Западных территорий и Юкона - один из ключевых приоритетов стратегических планов развития Канады. Среди них выделяются Федеральная стратегия устойчивого развития, Северная стратегия Канады и документ «Арктическая и северная политика». Для анализа хода реализации этих документов были отобраны следующие показатели: динамика численности населения, ожидаемая продолжительность жизни, валовой региональный продукт (ВРП), уровень безработицы, уровень образования населения, доля экономически активного населения, производительность труда, баланс региональных бюджетов, федеральные дотации в структуре доходов региональных бюджетов, количество учебных заведений, доля новых возобновляемых источников энергии в структуре производства электроэнергии, выбросы парниковых газов, выбросы парниковых газов на душу населения, объемы добычи углеводородов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN CANADAʼS ARCTIC TERRITORIES: GOALS AND RESULTS

The sustainable development agenda is gaining singular prominence in the context of studying development challenges in the Arctic. This region is particularly vulnerable to climate change and its ramifications and faces, due to its geographical remoteness, some of the greatest challenges in terms of the socio-economic aspects highlighted in the United Nations Sustainable Development Goals. This article reviews the experience of Canada, as a large northern country with vast territories and water areas beyond the Arctic Circle, in implementing national strategies and programmes for the development of its Arctic territories. The article identifies effective policy measures to create favourable conditions for sustainable socio-economic development through an analysis of the actual dynamics of key sustainable development indicators in Canadaʼs northern territories. Socio-economic development of the northern territories - Nunavut, Northwest Territories and Yukon - is one of the key priorities of Canadaʼs strategic development plans. These include the Federal Sustainable Development Strategy, the Northern Strategy and the Arctic and Northern Policy document. The following indicators were selected to analyze the implementation of these plans: population dynamics, life expectancy, gross regional product (GRP), unemployment rate, level of education of the population, share of economically active population, labour productivity, balance of regional budgets, federal subsidies in the structure of regional budgets, number of educational institutions, share of new renewable energy sources in the structure of electricity production, greenhouse gas emissions per capita, and hydrocarbons extraction.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАНАДЫ: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ»

Устойчивое развитие арктических территорий Канады: цели и результаты1, 2

А.Г. Сахаров, И.В. Андронова

Сахаров Андрей Геннадиевич — н.с. Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Российская Федерация, 119034, Москва, Пречистенская наб., д. 11; E-mail: sakharov-ag@ranepa.ru

Андронова Инна Витальевна — д.э.н., профессор, заведующая кафедрой международных экономических отношений Российского университета дружбы народов (РУДН); Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6; E-mail: aiv1207@mail.ru

Проблематика устойчивого развития приобретает особую актуальность в контексте изучения проблем развития арктических территорий, поскольку данный регион особенно уязвим к процессам изменения климата, а также, в силу объективных географических факторов, является наименее благополучным с точки зрения социально-экономических аспектов Целей устойчивого развития ООН.

В статье рассматривается опыт Канады как крупного северного государства, имеющего обширные территории и акватории за полярным кругом, по реализации национальных стратегий и программ развития арктических территорий. Цель статьи — выявление эффективных направлений политики страны по созданию условий для устойчивого социально-экономического развития посредством анализа фактической динамики ключевых показателей устойчивого развития по северным территориям Канады.

Социально-экономическое развитие северных территорий — Нунавута, Северо-Западных территорий и Юкона — один из ключевых приоритетов стратегических планов развития Канады. Среди них выделяются Федеральная стратегия устойчивого развития, Северная стратегия Канады и документ «Арктическая и северная политика». Для анализа хода реализации этих документов были отобраны следующие показатели: динамика численности населения, ожидаемая продолжительность жизни, валовой региональный продукт (ВРП), уровень безработицы, уровень образования населения, доля экономически активного населения, производительность труда, баланс региональных бюджетов, федеральные дотации в структуре доходов региональных бюджетов, количество учебных заведений, доля новых возобновляемых источников энергии в структуре производства электроэнергии, выбросы парниковых газов, выбросы парниковых газов на душу населения, объемы добычи углеводородов.

Ключевые слова: Цели устойчивого развития; Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года; Арктика; Канада

Для цитирования: Сахаров А.Г., Андронова И.В. (2020) Устойчивое развитие арктических территорий Канады: цели и результаты // Вестник международных организаций. Т. 15. № 4. С. 140—162 (на русском языке). DOI: 10.17323/1996-7845-2020-04-07

1 Статья поступила в редакцию в октябре 2020 г.

2 Исследование выполнено в рамках научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС 2020 г.

Введение

Принятая ООН в 2015 г. Повестка в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка-2030)3 была призвана обозначить ориентиры для разработки и реализации национальных долгосрочных стратегий развития с обеспечением баланса трех составляющих: экономического роста, экологической устойчивости и социального благополучия. Семнадцать Целей устойчивого развития (ЦУР)4 и 169 конкретных задач формируют основу Повестки-2030, охватывая широкий спектр вопросов, с которыми сталкиваются как развивающиеся, так и развитые страны. В этом и состоит ключевое отличие ЦУР от Целей развития тысячелетия, принятых в 2001 г., — акцент делается не только на решении проблем наименее развитых государств, таких как крайняя бедность или голод, но и на устранении препятствий к эффективному и устойчивому росту в долгосрочной перспективе.

Принятый в рамках Повестки-2030 подход представляется крайне актуальным для рассмотрения проблем Арктического региона, находящегося в фокусе данной статьи. В течение всего периода освоения Арктики человеком сложные погодные условия и температурный режим, обширность и отдаленность региона, а также наличие коренного населения формировали комплекс проблем на стыке климатической, экономической и социальной сфер. Перед государствами региона по-прежнему стоят задачи повышения уровня жизни жителей северных территорий и минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду. Последний пункт особенно важен в связи с повышенной чувствительностью арктической зоны к глобальным процессам изменения климата. Так, по оценкам Национального центра данных по исследованию снега и льда (National Snow and Ice Data Center) Университета Колорадо (США), в течение последних 30 лет среднегодовая температура в Арктике повышалась темпами, вдвое превосходящими среднемировой показатель [NSDIC, 2020].

Для Российской Федерации как страны с наибольшими территорией и численностью населения, проживающего в регионе, задачи устойчивого развития в Арктике представляют особую важность. Несмотря на то что в нашей стране не было принято единой стратегии в области устойчивого развития, содержащей отсылки к Повест-ке-2030 ООН, многие из задач ЦУР отражены в отдельных концептуальных документах, таких как Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также в рамках действующих государственных программ [Сахаров, Колмар, 2019]. Кроме того, «способы и средства достижения стратегических целей и приоритетов устойчивого развития Арктической зоны России» определяются в рамках принятой в 2013 г. Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года5.

В этой связи в интересах формирования в России модели развития арктической зоны, отвечающей как долгосрочным интересам страны, так и Целям устойчивого развития ООН, целесообразным представляется изучение опыта Канады как крупного северного государства, имеющего обширные территории и акватории за полярным кругом, по реализации национальных стратегий и программ развития арктических территорий.

3 См.: [UN, 2015].

4 См.: [UN, n. d.]

5 См.: [NSIDC, n. d.].

В настоящей статье проводится анализ реализации стратегических документов и фактической динамики ключевых показателей устойчивого развития по северным территориям Канады. Изучаемыми регионами являются административно-территориальные единицы страны, имеющие территории за полярным кругом. В их число входят Нунавут, Юкон и Северо-Западные территории (СЗТ).

Таблица 1. Основные характеристики северных территорий Канады, 2019 г.

Северные территории Канады Территория,км2 Население, человек ВРП, млрд долл. США ВРП на душу населения, долл. США

Северо-Западные территории 1 346 106 44 826 3,22 71 833

Нунавут 2093190 38 780 2,36 60 856

Юкон 482 443 40 8546 1,967 47 976

Источник: [Statistics Canada Website, n. d.].

Принятые ООН Цели и задачи в области устойчивого развития также нуждаются в адаптации с учетом региональных особенностей и национальных условий в Канаде. Кроме того, многие из предложенных ООН показателей не собираются статистическими ведомствами страны и (или) не даются в разбивке по регионам. Созданный в Канаде национальный портал статистических данных по показателям ЦУР [Government of Canada, n. d., a] по состоянию на середину 2020 г. не содержит полных данных по всем показателям и (или) заменяет некоторые из них национальными аналогами. Также обнаруживается проблема отсутствия статистических данных для рассматриваемых административно-территориальных единиц Канады — ряд показателей собирается для провинций, но не для территорий8 в составе страны [Statistics Canada, n. d., с].

Таким образом, для анализа в рамках статьи были отобраны следующие показатели:

• Социально-экономический блок: динамика численности населения, ожидаемая продолжительность жизни, валовой региональный продукт (ВРП), уровень безработицы, уровень образования населения, доля экономически активного населения, производительность труда, баланс региональных бюджетов, федеральные дотации в структуре доходов региональных бюджетов, количество учебных заведений.

• Экологический блок: доля новых возобновляемых источников энергии в структуре производства электроэнергии, выбросы парниковых газов, выбросы парниковых газов на душу населения, объемы добычи углеводородов.

Население северных территорий Канады по состоянию на начало 2020 г. оценивается в 124,2 тыс. человек [Statistics Canada, n. d., d]. При значительной площади (39,3% территории страны) плотность населения крайне низкая. Так, в Нунавуте этот пока-

6 См.: [Statistics Canada, n. d., a].

7 См.: [Statistics Canada, n. d., b].

8 Нунавут, Юкон и Северо-Западные территории представляют собой особые административно-территориальные единицы Канады — территории. В отличие от остальных десяти провинций, территории не обладают суверенитетом и находятся в прямом подчинении федерального правительства.

затель составляет 0,02 человека на квадратный километр. Этим отчасти обусловлены основные социально-экономические проблемы региона: низкая доступность инфраструктуры, низкая доступность базовых услуг (медицина, образование, социальная защита), высокая стоимость жизни. Кроме того, социально-экономические проблемы северных территорий обостряются вследствие разрушения традиционного уклада жизни сообществ коренных народов Севера, которые составляют 85% населения Нунаву-та, 50% населения СЗТ и 25% населения Юкона [Government of Canada, n. d., b].

Проблематика устойчивого развития очень важна для северных территорий Канады, поскольку этот регион особенно уязвим к процессам изменения климата. Кроме того, это самый неблагополучный регион в стране с точки зрения социально-экономических аспектов ЦУР.

Ключевые документы в области устойчивого развития северных территорий Канады

Социально-экономическое развитие северных территорий — Нунавута, Северо-Западных территорий и Юкона — один из ключевых приоритетов стратегических планов развития Канады. В 2008 г. был принят Федеральный закон об устойчивом развитии (Federal Sustainable Development Act). Основной целью данного закона является создание законодательной основы для разработки и внедрения Федеральной стратегии устойчивого развития, обеспечивающей прозрачность механизмов принятия решений в сфере экологической политики и парламентский контроль над соответствующей деятельностью органов исполнительной власти [Government of Canada, n. d., с]. Соответствующая федеральная стратегия была принята в 2010 г. на трехлетний период. С тех пор каждые три года правительство утверждает новую версию. На сегодняшний день действует принятая в 2019 г. стратегия на период 2019—2022 гг. [Government of Canada, n. d., d]. Стратегия позиционируется в качестве «основного механизма планирования и отчетности в сфере устойчивого развития» на национальном уровне [Government of Canada, n. d., e].

Принцип приоритетного характера эффективного использования природных, социальных и экономических ресурсов, заложенный в 2008 г. в соответствующем Федеральном законе, составляет основу разработанной стратегии. В рамках стратегии определены следующие приоритетные направления деятельности (цели):

• эффективные меры по противодействию изменению климата;

• снижение углеродной интенсивности в рамках деятельности федерального правительства;

• экологически чистый рост;

• современная и устойчивая инфраструктура;

• чистая энергетика;

• «здоровые» берега и океаны;

• чистые озера и реки;

• устойчивые системы управления земельными и лесными ресурсами;

• «здоровые» популяции животных;

• чистая питьевая вода;

• устойчивое производство продуктов питания;

• информирование населения о ценности природы;

• безопасные и здоровые сообщества.

Отмечается, что вышеозначенные 13 целей стратегии отражают позицию страны по Целям устойчивого развития, принятым ООН в 2015 г. В стратегии содержится положение о том, что реализация федеральных целей будет способствовать глобальным усилиям по достижению ЦУР, в особенности с точки зрения экологии, поскольку Канада несет ответственность за «сохранение чистоты своих обширных территорий, океанов, береговой линии для будущих поколений, устойчивое использование природных ресурсов, защиту уязвимых северных регионов от воздействия изменения климата» [Government of Canada, 2016]. Таким образом, достижение ЦУР на национальном уровне воспринимается канадским руководством преимущественно с точки зрения решения экологических проблем.

Федеральный закон об устойчивом развитии содержит определения ключевых понятий, определяющих подходы Канады к реализации ЦУР. Под устойчивым развитием понимается «развитие, отвечающее интересам настоящего, но не препятствующее удовлетворению нужд будущих поколений». Основным принципом закона является предпосылка о том, что в основе устойчивого развития лежит эффективное использование природных, социальных и экономических ресурсов, и, таким образом, для его обеспечения требуется учет факторов в каждой из затрагиваемых категорий в процессе принятия решений [Government of Canada, n. d., с].

Кроме того, Федеральный закон предусматривал создание Консультационного совета по устойчивому развитию во главе с министром по вопросам окружающей среды и изменения климата, включающего по одному представителю от каждой провинции или территории и по три представителя от каждого из коренных народов, экологически ориентированных неправительственных организаций, деловых ассоциаций, профсоюзов.

Поскольку в рамках ЦУР приоритетное значение для Канады имеют в первую очередь климатические обязательства, важную роль в политике в области устойчивого развития играют Закон об экологической оценке 2012 г. (Canadian Environmental Assessment Act) и Директива совета министров об экологической оценке политических, плановых и программных предложений (Cabinet Directive on the Environmental Assessment of Policy, Plan and Program Proposals). В соответствии с этими документами все инициативы и программы федеральных и региональных органов власти на национальном и международном уровне проходят процедуру оценки экологических последствий [Government of Canada, n. d., f].

В октябре 2017 г. парламент Канады утвердил 26 стратегий устойчивого развития для департаментов федерального правительства, разработанных во исполнение положений Закона об устойчивом развитии [Government of Canada, n. d., n]. Эти документы содержат списки действий каждого органа исполнительной власти по реализации соответствующих их компетенциям целей Федеральной стратегии.

В 2009 г. была опубликована Северная стратегия Канады (Canada's Northern Strategy), которая представляет собой программный документ канадского правительства, описывающий основные положения внутренней и внешней политики страны в Арктическом регионе.

В качестве «четырех опор» Северной стратегии Канады выделяются следующие пункты:

• защита окружающей среды и природного наследия Канады в Арктике;

• экономическое и социальное развитие северных территорий;

• отстаивание суверенитета страны в Арктике;

• расширение самоуправления северных территорий [Government of Canada, 2009].

Понятие суверенитета над северными территориями трактуется в рамках канадских концептуальных документов достаточно широко, включая как составляющие, связанные с тематикой безопасности, так и расширение экономического и, как следствие, демографического присутствия Канады в регионе. Так, с целью укрепления суверенитета Канады в Арктическом регионе в рамках Северной стратегии предусматривалось развитие системы управления северными территориями, в том числе расширение сотрудничества региональных органов власти с местными жителями и организациями коренных жителей Арктики. Был предусмотрен комплекс мер, направленных на реализацию потенциала арктических территорий, а также создание возможностей для жителей региона принимать активное участие в экономической жизни страны и повышать уровень жизни. В частности, планировались усилия по следующим направлениям:

• Комплексное экономическое развитие. Ключевую роль в рамках данного направления деятельности канадское правительство отводит обеспечению функционирования ключевых институтов экономического развития и созданию благоприятной регуляторной среды в регионе. В целях реализации экономической политики канадского руководства в 2009 г. было создано Агентство по экономическому развитию Севера (Canadian Northern Economic Development Agency).

• Обеспечение экологического равновесия в регионе. В рамках Северной стратегии постулируется необходимость обеспечения баланса между экологическим регулированием и нуждами экономического роста и развития. Добыча полезных ископаемых, будучи основой экономики северных территорий и важнейшим фактором благосостояния сообществ коренных народов, согласно тексту Северной стратегии, продолжит пользоваться государственной поддержкой в соответствии с принципами устойчивого развития. В документе также упоминается о значительном ресурсном потенциале Арктического региона и подчеркивается необходимость дальнейшего изучения недр этих территорий и акваторий. Так, было заявлено о развитии проекта геологической разведки и мониторинга месторождений природных ресурсов "Geo-Mapping for Energy and Minerals" [UN, 2020]. В рамках данного проекта собирается и анализируется геологическая информация, создаются карты и геологические модели апробации новейших технологий в области геологической разведки. В августе 2013 г. тогдашний премьер-министр Канады Стивен Харпер объявил о выделении 100 млн канадских долларов на нужды проекта в период с 2013 по 2020 г. [Government of Canada, n. d., g]. Планировалось, что открытие новых месторождений минеральных ресурсов сыграет роль катализатора для экономического рывка в регионе, способствуя созданию новых рабочих мест, росту занятости и повышению благосостояния жителей канадского Севера [Government of Canada, 2009].

• Развитие туризма. Канадское правительство заявило о намерении поддерживать развитие арктического туризма, в том числе и путем продвижения культурных традиций и наследия коренных народов Севера [Ibid].

• Развитие инфраструктуры. Модернизация существующих объектов и создание современной инфраструктуры, с точки зрения канадского руководства, является одним из основных факторов в деле обеспечения высоких темпов экономического роста, наращивания благосостояния граждан и поддержания чистоты окружающей среды. В этой сфере канадское правительство нацелено на сотрудничество с органами власти трех северных территорий страны для определения конкретных инфраструктурных нужд каждой из них [Ibid].

• Повышение уровня жизни населения. Основой политики канадского руководства в данном направлении являются целевые программы помощи. Так, ежегодно из государственного бюджета на нужды северных территорий выделяется 2,5 млрд канадских долларов. Эти средства направляются на финансирование общественных учреждений и услуг, таких как школы, больницы, социальные органы, поддержание объектов инфраструктуры. Также правительство реализует программы, направленные на улучшение жилищных условий, повышение качества здравоохранения, а также рост профессиональных навыков жителей северных территорий. Уделяется внимание и адаптации северян к меняющимся условиям рынка труда. В частности, реализация инициативы "Aboriginal Skills and Employment Partnership" позволяет обеспечить трудоустройство граждан северных территорий в горнодобывающей отрасли, гидроэнергетике, нефтяной и газовой промышленности [Ibid].

В сентябре 2019 г. была представлена обновленная стратегия комплексного социально-экономического развития Канады — «Арктическая и северная политика» (Canada's Arctic and Northern Policy) [Government of Canada, n. d., h]. Среди социально-экономических и экологических целей Стратегии:

• обеспечение устойчивого и сильного экономического роста северных территорий;

• диверсификация источников экономического роста;

• развитие инфраструктуры и обеспечение связанности региона с экономически развитыми южными провинциями;

• обеспечение благосостояния коренных народов Севера [Government of Canada, n. d., i].

В рамках бюджета на 2019 г. на нужды развития северных территорий было выделено [Government of Canada, n. d., j]:

• 58 млн долл. в течение пяти лет на развитие учреждений высшего образования;

• 400 млн долл. в течение восьми лет в Национальный фонд развития транспортных коммуникаций в Арктике; Фонд был основан в 2019 г. для создания всепогодного транспортного коридора в регион залегания полезных ископаемых в районе реки Невольничья на юге Северо-Западных территорий [Government of Northwest Territories, 2019a];

• 90 млн долл. в течение пяти лет в адрес Агентства по экономическому развитию Севера на поддержку изолированных сообществ коренных жителей и диверсификацию экономического развития северных территорий;

• 17,9 млн долл. в течение пяти лет Департаменту природных ресурсов Канады на нужды развития добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе в Северном-Ледовитом и Атлантическом океанах;

• 14 млн долл. на нужды развития телемедицины на Севере.

Кроме того, дополнительные средства были выделены Департаменту по делам коренных народов на нужды развития здравоохранения (220 млн долл. в течение 5 лет) и образования (125,5 млн долл. в течение 10 лет) среди инуитов.

Динамика показателей устойчивого развития северных территорий Канады

Прежде чем перейти к анализу реализации вышеозначенных мер, следует отметить, что в течение десятилетия, прошедшего после принятия Северной стратегии Канады,

социально-экономическое положение северных территорий страны претерпевало постепенные и неравномерные изменения.

Наблюдался рост общего объема ВРП трех северных территорий (табл. 2). За 10 лет (с 2009 по 2019 г.) экономика Нунавута продемонстрировала почти двукратный рост, в значительной степени обусловленный повышением инвестиционной активности в горнодобывающей отрасли, в основном за счет разработки золоторудных месторождений Мелиадин и Амарук. Имели место и государственные инвестиции в важные социальные проекты, такие как строительство Арктического колледжа Нунавут. Кроме того, правительство Канады осуществляло ряд оборонных проектов на территории Нунавута, например, постройку военно-морской заправочной станции в Нанисивике, что также повлияло на рост ВРП региона.

Рост экономики Юкона во второй половине прошедшего десятилетия также был связан с резким увеличением частных инвестиций в создание производственных мощностей (машины и оборудование) и строительство промышленных зданий, например, в рамках проекта строительства золотодобывающего рудника Игл.

Одним из ключевых драйверов роста в СЗТ стали государственные инвестиции в проекты в области электроэнергетики и строительство инфраструктуры передачи электроэнергии. Тем не менее падение темпов частных инвестиций, а также замедление потребительской активности в 2019 г. привело к снижению ВРП Северо-Западных территорий с 4,7 млрд до 4,3 млрд долл.

Несмотря на позитивную динамику совокупного ВРП, Нунавут, Юкон и СевероЗападные территории остаются регионами с низкой долей регионального продукта в ВВП страны. За рассматриваемый период этот показатель снизился с 0,53 до 0,51%.

Позитивные изменения наблюдаются с точки зрения демографии — на всех трех территориях фиксируется рост численности населения (табл. 3). В Юконе и Нунавуте прирост за 10 лет (24% и 23% соответственно) превысил средний по стране (14%).

Наблюдается рост безработицы в двух из трех северных территорий Канады. В СЗТ этот показатель вырос с 6,2% в посткризисном 2009 г. до 8,2% в 2019 г., в Нунавуте — с 13 до 13,4% на фоне снижения среднего уровня по стране с 8,3 до 5,7% за аналогичный период. Позитивную динамику показывает Юкон — уровень безработицы снизился за 10 лет почти вдвое, с 7 до 3,6% (табл. 4).

В Юконе и Нунавуте наблюдается повышение показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении — с 78,6 до 79 лет и с 70,2 до 72,1 лет соответственно. В то же время жители северных территорий по-прежнему живут в среднем меньше, чем жители провинций Канады. Для Нунавута отставание составляет 10 лет (табл. 5). СЗТ также демонстрируют отрицательную динамику — ожидаемая продолжительность жизни сократилась с 77,8 лет в 2011—2013 гг. до 77,1 лет в 2015—2017 гг.

В то же время, в связи с ростом продолжительности жизни и старением граждан, пройдя пик в 2011—2012 гг., падает доля экономически активного населения (табл. 6). Эти изменения отражают общую для Канады и других развитых государств тенденцию, приводя к повышению нагрузки на пенсионную систему.

Показатель производительности труда в арктических территориях стабильно превышает средний по стране. Однако устойчивый рост показателя, отражающий общегосударственный тренд, наблюдается лишь в Нунавуте. Высокое значение показателя производительности труда по СЗТ обусловлено высокой производительностью труда в горнодобывающем секторе, доминирующем в экономике территории. Этот показатель в 2018 г. составил 476,8 долл. в час — в 4,5 раза выше, чем в среднем по всем отраслям региона [Statistics Canada, n. d., i].

Северные территории Канады 1-й кв. 2009 г. 2-й кв. 2020 г. Изменение, %

Юкон 33404 41293 +24

СЗТ 43116 44982 +4

Нунавут 32061 39486 +23

Канада 33427050 37971020 + 14

Источник: [Statistics Canada, п. d., d].

Таблица 2. Валовой региональный продукт северных территорий Канады, млн канадских долларов, 2009—2019 гг.

Территории Канады 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юкон 2159,6 2253,5 2363,6 2457,6 2494,6 2510,9 2320,2 2487,6 2511,8 2593,2 2618,3

СЗТ 4581,2 4707,0 4273,9 4249,9 4367,3 4574,6 4621,3 4570,3 4642,7 4716,4 4301,5

Нунавут 1690,3 2004,3 2120,3 2173,1 2392,5 2362,6 2353,0 2479,2 2764,5 2974,1 3156,4

Всего по Канаде 1574377,0 1625807,8 1678548,5 1709692,7 1753295,5 1803539,5 1818029,1 1835713,7 1896369,6 1938486,1 1969634,4

Всего по северным территориям 8431,1 8964,8 8757,8 8880,6 9254,4 9448,1 9294,5 9537,1 9919,0 10283,7 10076,2

Доля, % 0,53 0,55 0,52 0,51 0,52 0,52 0,51 0,51 0,52 0,53 0,51

Источник: [Statistics Canada, п. d., Ь]. Таблица 3. Население северных территорий Канады, человек, 2009—2020 гг.

Таблица 4. Безработица в северных территориях Канады, %, 2009—2019 гг.

Северные территории Канады 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Юкон 7 6,9 5,4 7,2 5,4 4,3 6,3 5,6 3,6 2,7 3,6

СЗТ 6,2 7,3 7,3 8,4 8 7,9 8,3 7,4 6,6 7,3 8,2

Нунавут 13 15,5 17,1 15,6 14 13,8 15,9 14,9 14,6 14,1 13,4

Канада 8,3 8,1 7,5 7,3 7,1 6,9 6,9 7 6,3 5,8 5,7

Источник: [Statistics Canada, n. d., j].

Таблица 5. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в северных территориях Канады, лет, 2011—2017 гг.

Северные территории Канады 2011-2013 гг. 2012-2014 гг. 2013- 2015 гг. 2014-2016 гг. 2015-2017 гг.

Юкон 78,6 78,7 78,6 79 Н. д.

СЗТ 77,8 77,6 77,6 77,2 77,1

Нунавут 70,2 70,7 71 71,7 72,1

Канада 81,8 81,9 82 82 82,1

Источник: [Statistics Canada, n. d., к].

Таблица 6. Доля экономически активного населения в северных территориях Канады, %, 2009-2019 гг.

Северные территории Канады 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Юкон 73,5 73 76,5 75,6 73,6 74,7 73,7 75,6 76,4 74,5 74,8

СЗТ 71,3 72,5 76,8 77,5 77 74,3 75 74,8 70,7 71,6 71,3

Нунавут 60,2 64,6 66,1 65 65,8 61,5 63,2 65,6 64,3 62,9 61,8

Канада 67,1 66,9 66,7 66,5 66,5 66 65,8 65,7 65,8 65,4 65,7

Источник: [Statistics Canada, n. d., j].

Таблица 7. Производительность труда в северных территориях Канады, долл. в час, 2009-2018 гг.

Северные территории Канады 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Юкон 64,2 62,9 62,7 63,7 65,9 65,1 62,3 61,7 58,7 60,6

СЗТ 106,8 103,3 90,8 89,4 89,9 93,5 95,7 96,5 104,1 103,4

Северные территории Канады 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Нунавут 69,2 75,8 76,1 76,9 75,3 80 77,9 77,7 84,7 84,8

Канада 53,8 54,6 55,6 55,8 56,7 58,3 58,2 58,5 59,7 59,7

Источник: [Statistics Canada].

Одной из главных проблем северных территорий Канады остается низкая степень диверсификации региональной экономики. Агентство по экономическому развитию Севера использовало собственный Индекс экономической диверсификации для оценки данного показателя. По расчетам Агентства, все три территории входят в число пяти худших административно-территориальных единиц страны с точки зрения диверсификации экономической активности. Достаточно отметить, что непропорционально большую долю в структуре ВВП в 2015 г. занимал сектор государственного управления (первое место (23%) в Юконе, первое место (19,5%) в Нунавуте и второе место (14,5%) в СЗТ) [Government of Canada, n. d., k].

Проблема недостаточной диверсификации отчасти обуславливает характер взаимоотношений федерального правительства с территориями. Канадские территории остаются дотационными регионами. Федеральное правительство финансирует социальные расходы территорий (образование, здравоохранение, инфраструктура, социальная защита) в рамках специальной программы (Territorial Formula Financing) на основе формулы, учитывающей потребности, численность населения, а также налогооблагаемую базу региона. В рамках данной программы также предусмотрены стимулы для развития собственной доходной базы. В то же время доход от добычи полезных ископаемых не учитывается при подсчете суммы дотаций — договоренности с территориями относительно этих средств заключаются отдельно [Government of Canada, n. d., l].

Таблица 8. Баланс региональных бюджетов территорий Канады, млн долл., 2009—2018 гг.

Северные территории Канады 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Юкон -36 -53 14 -36 -63 -188 -223 -182 -150 -129

СЗТ -98 -52 -116 -92 -137 -92 -78 -8 -1 -27

Нунавут -63 -52 -15 0 20 -22 -94 -96 -150 -138

Источник: [Statistics Canada, n. d., l].

Доля федеральных дотаций в бюджетах территорий остается высокой. Так, для Ну-навута в рамках бюджета на 2018-2019 гг. она составила 94% [Government of Nunavut, 2018]. Для СЗТ в рамках бюджета на 2019-2020 гг. - 67,7% [Government of the Northwest Territories, 2019b].

С учетом ограниченного характера финансирования, а также концентрации существенной части населения в относительно небольшом количестве мелких населенных пунктов образовательная инфраструктура канадского севера сталкивается с определенными трудностями. В трех северных территориях действует 121 школа (28 в Юконе, 44 в Нунавуте и 49 в СЗТ), четыре колледжа (по одному в Юконе и Нунавуте и два

в СЗТ) и один университет — Университет Юкона (преобразованный в ноябре 2019 г. из колледжа).

Таблица 9. Федеральные дотации и собственные доходы в структуре бюджета территории Нунавут, млн долл., 2014—2018 гг.

Федеральные дотации и собственные доходы в структуре бюджета территории Нунавут 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Дотации федерального правительства 1487 1527 1576 1610 1674

Налоги и сборы 97 105 114 115 136

Доходы бюджета (всего) 1674 1723 1783 1830 1917

Источник: [Statistics Canada, n. d., l].

Таблица 10. Федеральные дотации и собственные доходы в структуре бюджета территории Юкон, млн долл., 2014—2018 гг.

Федеральные дотации и собственные доходы в структуре бюджета территории Юкон 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Дотации федерального правительства 945 961 991 1018 1060

Налоги и сборы 133 127 140 146 155

Доходы бюджета (всего) 1173 1176 1228 1269 1333

Источник: [Statistics Canada, n. d., l].

Таблица 11. Федеральные дотации и собственные доходы в структуре бюджета Северо-западных территорий, млн долл., 2014—2018 гг.

Федеральные дотации и собственные доходы в структуре бюджета Северозападных территорий 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Дотации федерального правительства 1344 1404 1425 1456 1453

Налоги и сборы 300 301 313 304 300

Доходы бюджета (всего) 1983 2063 2169 2261 2328

Источник: [Statistics Canada, n. d., l].

Таблицы 12—14 демонстрируют доли населения северных территорий Канады с различным уровнем образования. По целому ряду позиций наблюдаются различия между средним значением по региону и значением для представителей коренных народов. Очевиден также определенный прогресс в обеспечении равных возможностей для образования народов Севера. В частности, доля коренных жителей Юкона, не закончивших школу, снизилась за период 2010—2019 гг. с 42 до 18%. Тем не менее в СЗТ и Нунавуте, где коренное население составляет 50% и 85% соответственно, доля не окончивших школу взрослых людей по-прежнему велика (табл. 13 и 14). Этнический разрыв наблюдается и в уровне доступа к высшему образованию — во всех трех территориях

представители коренных народов как минимум в 3 раза реже становятся выпускниками университетов.

Таблица 12. Уровень образования населения территории Юкон от 25 до 60 лет, %, 2010—2019 гг.

Уровень образования Группа населения ® (S m -ч- U1 ^.о ОО а\

20 20 20 20 20 20 20 20 20 20

Не окончили Всего 18 12 13 13 10 9 10 8 7 7

школу Коренные народы 42 32 25 23 26 27 29 19 15 18

Старшая Всего 21 21 21 22 21 22 22 22 25 24

школа Коренные народы 17 16 20 29 25 31 29 28 31 34

Профессио- Всего 13 12 14 14 13 12 13 16 14 14

нальное училище Коренные народы 14 12 12 12 15 11 12 17 18 16

Колледж Всего 25 30 28 28 26 26 26 24 21 21

Коренные народы 22 34 32 29 26 22 20 19 22 21

Университет Всего 23 26 25 24 29 30 29 30 33 33

Коренные народы Н. д. 6 11 7 9 9 10 17 14 11

Источник: [Statistics Canada, n. d., m].

Таблица 13. Уровень образования населения Северо-Западных территорий от 25 до 60 лет, %, 2010-2019 гг.

Уровень образования Группа населения ® 0 0 (S 0 0 -ч- 0 1Л 0 ^.о 0 0 00 0 а\ 0

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Не окончили Всего 25 20 19 18 18 17 19 20 19 17

школу Коренные народы 48 41 35 36 39 35 34 36 38 35

Старшая Всего 20 20 20 20 22 23 21 21 23 24

школа Коренные народы 17 20 18 20 23 26 26 28 26 25

Профессио- Всего 12 11 13 13 14 13 12 11 11 12

нальное училище Коренные народы 10 10 12 11 12 12 11 10 12 13

Колледж Всего 23 27 25 26 23 23 22 21 23 24

Коренные народы 21 24 29 27 19 20 23 20 19 21

Университет Всего 21 22 23 23 23 23 25 26 23 23

Коренные народы 4 5 6 7 7 7 6 6 5 5

Источник: [Statistics Canada].

Таблица 14. Уровень образования населения территории Нунавут от 25 до 60 лет, %, 2010-2019 гг.

Уровень образования Группа населения 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Не окончили школу Всего 47 48 44 45 49 46 39 40 42 40

Коренные народы 61 61 57 59 63 59 50 51 54 52

Старшая школа Всего 16 14 17 18 15 14 16 15 14 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коренные народы 15 14 17 18 15 16 17 15 15 17

Профессиональное училище Всего 10 9 10 10 7 9 11 11 9 8

Коренные народы 11 9 10 10 7 9 12 11 10 8

Колледж Всего 15 17 16 14 16 17 20 21 18 21

Коренные народы 12 14 12 11 13 14 17 19 17 19

Университет Всего 12 12 13 13 13 15 15 14 15 15

Коренные народы Н. д. 3 3 2 Н. д. 3 4 4 4 4

Источник: [Statistics Canada, n. d., n].

Что касается экологической составляющей концепции устойчивого развития, в частности, развития генерации на основе новых возобновляемых источников энергии (солнечной и ветряной энергии), в арктических территориях Канады не наблюдается устойчивого позитивного тренда. В Юконе с мая 2017 г. приостановлена ветряная генерация электроэнергии. При этом гидрогенерация составляет более 90% от общего объема выработанной электроэнергии (май 2020 г.) [Statistics Canada, n. d., e]. В Северо-Западных территориях энергия ветра используется с ноября 2012 г. К маю 2020 г. доля ветряной генерации составила около 1,5% выработанного электричества. В СЗТ фиксируется и рост генерации на основе солнечной энергии — в апреле 2020 г. выработка составила рекордные для территории 496 МВтч, что составляет лишь 0,38% от общего объема выработанной электроэнергии. Гидроэнергетика ответственна за выработку около 35% общего объема электричества [Statistics Canada, n. d., f]. Хуже всего обстоят дела в Нунавуте — согласно данным статистического ведомства Канады, в данной территории для генерации электроэнергии не используются возобновляемые источники [Statistics Canada, n. d., g].

Примечательно, что в период с 2009 по 2020 г. в Канаде наблюдался значительный рост электрогенерации на основе новых возобновляемых источников. Так, ветряная генерация выросла с 2831 МВтч в мае 2009 г. до 2 793 729 МВтч в мае 2020 г., а солнечная — с 0 до 287 375 МВт-ч [Statistics Canada, n. d., h]. Таким образом, прогресс в сфере развития возобновляемой энергетики не в полной мере затронул арктические территории страны. Проекты по развитию ветряной и солнечной генерации в регионе сталкивались с проблемами технического характера, вызванными тяжелыми климатическими условиями, становились нерентабельными и закрывались [Jefferd-Moore, 2018].

Несмотря на наличие обширных доказанных запасов ископаемого топлива, добыча углеводородов на северных территориях Канады на сегодняшний день фактически заморожена. Лишь в СЗТ ведется добыча нефти, однако с 2008 по 2018 г. темпы добычи нефти в регионе сократились с 16,2 тыс. до 1,7 тыс. баррелей в день, что составляет лишь 0,1% от общего объема добычи в стране. Аналогичным образом снизились и темпы добычи природного газа — с 18 млн до 1,4 млн кубических футов в день (менее 0,1% от общего объема добычи) [Canada Energy Regulator, n. d., а]. Данные изменения отражают принятый в 2013 г. План действий СЗТ в области энергетики, поставивший целью снизить выбросы парниковых газов в атмосферу, а также повысить эффективность энергопотребления территории посредством импорта сжиженного природного газа [Government of Northwest Territories, 2013].

Добыча углеводородов в других территориях свернута [Canada Energy Regulator, n. d., b; n. d., c.]. В 2019 г. вышло постановление правительства, запрещающее любую деятельность по добыче углеводородов на канадском арктическом шельфе до 2021 г. [Government of Canada, 2019].

С 2005 по 2018 г. выбросы парниковых газов в Юконе и Нунавуте незначительно выросли - с 0,5 Мт СО2 до 0,6 Мт СО2 и с 0,6 Мт СО2 до 0,7 Мт СО2 соответственно. В то же время снизились выбросы в СЗТ, в том числе в результате значительного сокращения производства углеводородного сырья. Тем не менее совокупные выбросы трех северных территорий составляют лишь незначительную часть общего объема парниковых газов, производимых экономикой страны. Для сравнения, провинция Альберта, в которой добывается существенная часть углеводородов Канады, в 2018 г. произвела 272,6 Мт эквивалента СО2 [Government of Canada, n. d., m]. Показатели выбросов парниковых газов на душу населения в Юконе и Нунавуте фиксируются на уровне 61% и 97% от среднего по Канаде соответственно. Аналогичный показатель для СЗТ в 2016 г. поднимался до отметки 186%. Основные загрязняющие сектора в СЗТ — транспорт (36%), промышленность (33%), добыча углеводородов (12%).

Таблица 15. Выбросы парниковых газов на северных территориях Канады (Мт эквивалента С02), 2005-2018 гг.

Территории 2005 г. 2018 г.

Юкон 0,5 0,6

СЗТ 1,6 1,2

Нунавут 0,6 0,7

Канада 730 729

Источник: [Government of Canada, n. d., m].

Заключение

Реализуемые в Канаде программы комплексного социально-экономического развития арктических территорий с акцентом на обеспечение экологического благополучия, и в первую очередь прямые финансовые дотации, обеспечивают поддержание уровня жизни, сопоставимого со средним по стране, по крайней мере с точки зрения основных социально-экономических индикаторов. Тем не менее присутствует ряд факторов, не позволяющих сделать вывод о движении канадского севера в направлении устойчивого развития.

Одной из главных проблем северных территорий Канады остается низкая степень диверсификации региональной экономики. Программы стимулирования сырьевого сектора, а также строительной отрасли северных территорий привели к увеличению совокупного ВРП региона. Наиболее ярким примером в этой связи является двукратный рост ВРП Нунавута за десятилетний период. Тем не менее волатильный характер роста экономики Северо-Западных территорий, основанный исключительно на горнодобывающей отрасли, привлекавшей государственные и частные инвестиции на протяжении рассматриваемого периода, свидетельствует о недостаточности мер федерального правительства, направленных на комплексное развитие экономики региона.

Дотационный характер всех трех территорий в составе страны обусловлен как вышеупомянутой ориентацией на ограниченное количество факторов роста, так и объективно низкой численностью и плотностью населения, препятствующей расширению налогооблагаемой базы и развитию разветвленной сети транспортной инфраструктуры, необходимой для обслуживания ключевых секторов экономики на столь обширных пространствах.

Отсутствие собственных ресурсов для повышения доступности социальных услуг является еще одним признаком неустойчивой модели развития на севере Канады. В первую очередь эта проблема проявляется в виде значительной доли людей, не закончивших среднюю школу, в особенности среди коренного населения, составляющего большинство в Нунавуте. Данный факт ставит под вопрос устойчивый характер экономического роста данной территории, поскольку низкий уровень образования населения может стать ограничивающим фактором для развития новых отраслей и диверсификации, столь необходимой региону.

В том, что касается экологической составляющей, канадское правительство и власти территорий предприняли шаги по минимизации внутренних рисков устойчивости в регионе. Среди них — фактическая заморозка производства углеводородного сырья, мораторий на геологоразведку и бурение на арктическом шельфе, поддержка гидроэнергетики, а также импорт сжиженного природного газа взамен добычи на месте. Однако обращают на себя внимание низкие темпы внедрения новых возобновляемых источников энергии, значительно отстающие от средних показателей по стране.

Наконец, значимой проблемой является доступность статистических данных по многим показателям социально-экономического развития для северных территорий. В частности, статистическое ведомство Канады не публикует актуальной информации по здравоохранению, уровню доходов населения, неравенству, инфраструктурному строительству для северных территорий.

Источники

Canada Energy Regulator. (n. d., a) Provincial and Territorial Energy Profiles: Northwest Territories. Режим доступа: https://www.cer-rec.gc.ca/nrg/ntgrtd/mrkt/nrgsstmprfls/nt-eng.html (дата обращения: 06.11.2020).

Canada Energy Regulator. (n. d., b) Provincial and Territorial Energy Profiles: Yukon. Режим доступа: htt-ps://www.cer-rec.gc.ca/nrg/ntgrtd/mrkt/nrgsstmprfls/yt-eng.html#s1 (дата обращения: 06.11.2020).

Canada Energy Regulator. (n. d., c) Provincial and Territorial Energy Profiles: Nunavut. Режим доступа: https://www.cer-rec.gc.ca/nrg/ntgrtd/mrkt/nrgsstmprfls/nu-eng.html (дата обращения: 06.11.2020).

Government of Canada. (2009) Canada's Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future. Ministry of Indian Affairs and Northern Development. Режим доступа: http://library.arcticportal.org/1885/1/canada. pdf (дата обращения: 05.11.2020).

Government of Canada. (2016) Achieving a Sustainable Future: A Federal Sustainable Development Strategy for Canada. Режим доступа: http://www.fsds-sfdd.ca/downloads/FSDS_2016-2019_Final.pdf (дата обращения: 05.11.2020).

Government of Canada. (2019) Order Prohibiting Certain Activities in Arctic Offshore Waters: S0R/2019-280 // Canada Gazette. Part II. Vol. 153. No. 17. Режим доступа: http://www.gazette.gc.ca/rp-pr/p2/2019/2019-08-21/html/sor-dors280-eng.html (дата обращения: 06.11.2020).

Government of Canada. (n. d, .m) Greenhouse Gas Emissions. Режим доступа: https://www.canada.ca/ en/environment-climate-change/services/environmental-indicators/greenhouse-gas-emissions.html#DSM (дата обращения: 06.11.2020).

Government of Canada. (n. d., a) Sustainable Development Goals Data Hub. Режим доступа: https:// www144.statcan.gc.ca/sdg-odd/index-eng.htm (дата обращения: 05.11.2020).

Government of Canada. (n. d., b) About the North. Canadian Northern Development Agency. Режим доступа: https://www.cannor.gc.ca/eng/1368816431440/1368816444319 (дата обращения: 05.11.2020).

Government of Canada. (n. d., c) Federal Sustainable Development Act, S.C. 2008, р. 33. Justice Laws Website. Режим доступа: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/F-8.6/page-1.html (дата обращения: 05.11.2020).

Government of Canada. (n. d., d) 2019 to 2022 Federal Sustainable Development Strategy: Strategic Environmental Assessment. Режим доступа: https://www.canada.ca/en/environment-climate-change/services/ sustainable-development/strategic-environmental-assessment/public-statements/federal-sustainable-devel-opment-strategy-2019-2022.html (дата обращения: 05.11.2020).

Government of Canada. (n. d., e) Federal Sustainable Development Strategy. Режим доступа: https://www. canada.ca/en/services/environment/conservation/sustainability/federal-sustainable-development-strategy. html (дата обращения: 05.11.2020).

Government of Canada. (n. d., f) Global Affairs Canada: Departmental Sustainable Development Strategy 2020 to 2023. Режим доступа: http://international.gc.ca/gac-amc/publications/sea-ees/sustainable-durable. aspx?lang=eng (дата обращения: 06.11.2020).

Government of Canada. (n. d., g) GEM: Geo-Mapping for Energy and Minerals. Режим доступа: http://www. nrcan.gc.ca/earth-sciences/resources/federal-programs/geomapping-energy-minerals/10904 (дата обра_ щения: 05.11.2020).

Government of Canada. (n. d., h) Canada's Arctic and Northern Policy. Режим доступа: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1562782976772/1562783551358 (дата обращения: 06.11.2020).

Government of Canada. (n. d., i) Highlights of Canada's Arctic and Northern Policy Framework. https://www. rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1567697304035/1567697319793 (дата обращения: 06.11.2020).

Government of Canada. (n. d., j) Budget 2019: Arctic and Northern Summary. Режим доступа: https://www. rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1562853124135/1562853167783 (дата обращения: 06.11.2020).

Government of Canada. (n. d., k) Northern Economic Diversification Index. Режим доступа: https://www. cannor.gc.ca/eng/1388762115125/1388762170542#chp1 (дата обращения: 06.11.2020).

Government of Canada. (n. d., l) Territorial Formula Financing. Режим доступа: https://www.canada.ca/ en/department-finance/programs/federal-transfers/territorial-formula-financing.html (дата обращения: 06.11.2020).

Government of Canada. (n. d., n) Departmental Sustainable Development Strategies. Режим доступа: htt-ps://www.canada.ca/en/environment-climate-change/services/sustainable-development/departmental-strat-egies.html (дата обращения: 05.11.2020).

Government of Northwest Territories. (2013) Northwest Territories Energy Action Plan: A Three-Year Action Plan and a Long-Term Vision. Режим доступа: http://www.mrif.gouv.qc.ca/PDF/actualites/nwt_energy_ac-tion_plan_december2013.pdf (дата обращения: 06.11.2020).

Government of Nunavut. (2018) Main Estimates 2018—2019. Режим доступа: https://www.gov.nu.ca/sites/ default/files/main_estimates_2018-2019_english.pdf (дата обращения: 06.11.2020).

Government of the Northwest Territories. (2019a) Wally Schumann: National Trade Corridors Fund Announcement. Newsroom. 14 August. Режим доступа: https://www.gov.nt.ca/en/newsroom/wally-schumann-national-trade-corridors-fund-announcement (дата обращения: 06.11.2020).

Government of the Northwest Territories. (2019b) Main Estimates 2019-2020). Режим доступа: https://www. fin.gov.nt.ca/sites/fin/files/resources/2019-2020_main_estimates.pdf (дата обращения: 06.11.2020).

Jefferd-Moore K. (2018) Arctic Canadian Town Learns Lessons From Alaskan Wind Farm // Eye on the Arctic. 26 June. Режим доступа: https://www.rcinet.ca/eye-on-the-arctic/2018/06/26/wind-renewable-inuvik-canada-alaska-power-arctic/ (дата обращения: 06.11.2020).

National Show & Ice Data Center (NSIDC). (n. d.) Climate Change in the Arctic. Режим доступа: htt-ps://nsidc.org/cryosphere/arctic-meteorology/climate_change.html#:~:text=Changes%20in%20the%20 Arctic%20climate,it%20helps%20cool%20the%20planet.&text=Changes%20in%20the%20Arctic%20 have,%2C%20whales%2C%20and%20polar%20bears (дата обращения: 05.11.2020).

Preliminary Information Concerning the Outer Limits of the Continental Shelf of Canada in the Arctic Ocean. Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/preliminary/can_pi_en.pdf (дата обращения: 05.11.2020).

Sakharov A.G., Kolmar O.I (2019) Perspektivy realizatsii Tseley ustoychivogo razvitiya OON v Rossii [Prospects for the Implementation of the UN Sustainable Development Goals in Russia] // Vestnik mezhdunarod-nykh organizatsiy [International Organisations Research Journal]. Vol. 14. No. 1. P. 189-206. Режим доступа: https://iorj.hse.ru/data/2019/04/09/1176093857/Сахаров,%20Колмар.pdf (дата обращения: 05.11.2020). (in Russian)

Statistics Canada Website. (n. d.) Режим доступа https://www.statcan.gc.ca (дата обращения: 06.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., a) Population Estimates on July 1st, by Age and Sex. Режим доступа: https:// www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=1710000501&pickMembers%5B0%5D=1.15&pickMembers %5B1%5D=2.1&cubeTimeFrame.startYear=2015&cubeTimeFrame.endYear=2019&referencePeriods=20150 101%2C20190101 (дата обращения: 05.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., b) Gross Domestic Product (GDP) at Basic Prices, by Industry, Provinces and Territories (x 1,000,000). Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=3610040201 (дата обращения: 05.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., c) Low Income Statistics by Age, Sex, and Economic Family Type. Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=1110013501 (дата обращения: 05.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., d) Population Estimates, Quarterly. Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/ t1/tbl1/en/cv.action?pid=1710000901#timeframe (дата обращения: 05.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., e) Electric Power Generation, Monthly Generation by Type of Electricity (Yukon). Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=2510001501&pickMemb ers%5B0%5D=1.12&pickMembers%5B1%5D=2.1&cubeTimeFrame.startMonth=01&cubeTimeFrame. startYear=2009&cubeTimeFrame.endMonth=05&cubeTimeFrame.endYear=2020&referencePeriods=20090 101%2C20200501 (дата обращения: 06.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., f) Electric Power Generation, Monthly Generation by Type of Electricity (Northwest Territories). Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=2510001501&pickMe mbers%5B0%5D=1.13&pickMembers%5B1%5D=2.1&cubeTimeFrame.startMonth=01&cubeTimeFrame. startYear=2009&cubeTimeFrame.endMonth=05&cubeTimeFrame.endYear=2020&referencePeriods=20090 101%2C20200501 (дата обращения: 06.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., g) Electric Power Generation, Monthly Generation by Type of Electricity (Nuna-vut). Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=2510001501&pickMembe rs%5B0%5D=1.14&pickMembers%5B1%5D=2.1&cubeTimeFrame.startMonth=01&cubeTimeFrame. startYear=2009&cubeTimeFrame.endMonth=05&cubeTimeFrame.endYear=2020&referencePeriods=20090 101%2C20200501 (дата обращения: 06.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., h) Electric Power Generation, Monthly Generation by Type of Electricity (Canada). Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=2510001501&pickMemb ers%5B0%5D=1.1&pickMembers%5B1%5D=2.1&cubeTimeFrame.startMonth=01&cubeTimeFrame.

startYear=2009&cubeTimeFrame.endMonth=05&cubeTimeFrame.endYear=2020&referencePeriods=20090 101%2C20200501 (дата обращения: 06.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., i) Labour Productivity and Related Measures by Business Sector Industry and by Non-Commercial Activity Consistent With the Industry Accounts. Режим доступа: https://www150.statcan. gc.ca/t1/tbl1/en/cv.action?pid=3610048001 (дата обращения: 06.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., j) Labour Force Characteristics by Province, Territory and Economic Region, Annual. Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/cv.action?pid=1410009001#timeframe (дата обращения: 06.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., k) Life Expectancy, at Birth and at Age 65, by Sex, Three-Year Average, Canada, Provinces, Territories, Health Regions and Peer Groups. Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/ tbl1/en/tv.action?pid=1310038901 (дата обращения: 06.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., l) Revenue, Expenditure and Budgetary Balance: General Governments, Provincial and Territorial Economic Accounts (x 1,000,000). Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/ cv.action?pid=3610045001 (дата обращения: 06.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., m) Educational Attainment in the Population Aged 25 to 64, Off-Reserve Aboriginal, Non-Aboriginal and Total Population (Yukon). Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv .action?pid=3710011701&pickMembers%5B0%5D=1.12&cubeTimeFrame.startYear=2010&cubeTimeFrame. endYear=2019&referencePeriods=20100101%2C20190101 (дата обращения: 06.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., n) Educational Attainment in the Population Aged 25 to 64, Off-Reserve Aboriginal, Non-Aboriginal and Total Population (Northwest Territories). Режим доступа: https://www150. statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=3710011701&pickMembers%5B0%5D=1.13&cubeTimeFrame. startYear=2010&cubeTimeFrame.endYear=2019&referencePeriods=20100101 %2C20190101 (дата обращения: 06.11.2020).

Statistics Canada. (n. d., o) Educational Attainment in the Population Aged 25 to 64, Off-Reserve Aboriginal, Non-Aboriginal and Total Population (Nunavut). Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv .action?pid=3710011701&pickMembers%5B0%5D=1.14&cubeTimeFrame.startYear=2010&cubeTimeFrame. endYear=2019&referencePeriods=20100101%2C20190101 (дата обращения: 06.11.2020).

United Nations (UN). (2015) Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development]. General Assembly Resolution A/RES/70/1. Режим доступа: https://undocs.org/en/A/RES/70/1 (дата обращения: 05.11.2020).

United Nations (UN). (n. d.) Sustainable Development Goals. Режим доступа: https://www.un.org/sustaina-bledevelopment/ (дата обращения: 05.11.2020).

Sustainable Development in Canada's Arctic Territories: Goals and Results1' 2

A. Sakharov, I. Andronova

Andrei Sakharov — Researcher, Centre for International Institutions Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 11 Prechistenskaya naberezhnaya, Moscow, 119034, Russian Federation; E-mail: sakharov-ag@ranepa.ru

Inna Andronova — Doctor of Economics, Professor, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University); 6 Miklukho-Maklaya Ulitsa, Moscow, 117198, Russian Federation; E-mail: aiv1207@mail.ru.

Abstract

The sustainable development agenda is gaining singular prominence in the context of studying development challenges in the Arctic. This region is particularly vulnerable to climate change and its ramifications and faces, due to its geographical remoteness, some of the greatest challenges in terms of the socio-economic aspects highlighted in the United Nations Sustainable Development Goals.

This article reviews the experience of Canada, as a large northern country with vast territories and water areas beyond the Arctic Circle, in implementing national strategies and programmes for the development of its Arctic territories. The article identifies effective policy measures to create favourable conditions for sustainable socio-economic development through an analysis of the actual dynamics of key sustainable development indicators in Canada's northern territories.

Socio-economic development of the northern territories — Nunavut, Northwest Territories and Yukon — is one of the key priorities of Canada's strategic development plans. These include the Federal Sustainable Development Strategy, the Northern Strategy and the Arctic and Northern Policy document. The following indicators were selected to analyze the implementation of these plans: population dynamics, life expectancy, gross regional product (GRP), unemployment rate, level of education of the population, share of economically active population, labour productivity, balance of regional budgets, federal subsidies in the structure of regional budgets, number of educational institutions, share of new renewable energy sources in the structure of electricity production, greenhouse gas emissions per capita, and hydrocarbons extraction.

Key words: Sustainable development goals; Agenda 2030; Arctic; Canada

For citation: Sakharov A., Andronova I. (2020) Sustainable Development in Canada's Arctic Territories: Goals and Results. International Organisations Research Journal, vol. 15, no 4, pp. 140—162 (in English). DOI: 10.17323/19967845-2020-04-07

References

Canada Energy Regulator. (n. d., a) Provincial and Territorial Energy Profiles: Northwest Territories. Available at: https://www.cer-rec.gc.ca/nrg/ntgrtd/mrkt/nrgsstmprfls/nt-eng.html (accessed 6 November 2020).

Canada Energy Regulator. (n. d., b) Provincial and Territorial Energy Profiles: Yukon. Available at: https://www. cer-rec.gc.ca/nrg/ntgrtd/mrkt/nrgsstmprfls/yt-eng.html#s1 (accessed 6 November 2020).

Canada Energy Regulator. (n. d., c) Provincial and Territorial Energy Profiles: Nunavut. Available at: https:// www.cer-rec.gc.ca/nrg/ntgrtd/mrkt/nrgsstmprfls/nu-eng.html (accessed 6 November 2020).

Government of Canada. (2009) Canada's Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future. Ministry of Indian Affairs and Northern Development. Available at: http://library.arcticportal.org/1885/1/canada.pdf (accessed 5 November 2020).

1 The editorial board received the article in October 2020.

2 The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research programme.

Government of Canada. (2016) Achieving a Sustainable Future: A Federal Sustainable Development Strategy for Canada. Available at: http://www.fsds-sfdd.ca/downloads/FSDS_2016-2019_Final.pdf (accessed 5 Novem-

Government of Canada. (2019) Order Prohibiting Certain Activities in Arctic Offshore Waters: SOR/2019-280. Canada Gazette, part II, vol. 153, no 17. Available at: http://www.gazette.gc.ca/rp-pr/p2/2019/2019-08-21/ html/sor-dors280-eng.html (accessed 6 November 2020).

Government of Canada. (n. d., a) Sustainable Development Goals Data Hub. Available at: https://www144. statcan.gc.ca/sdg-odd/index-eng.htm (accessed 5 November 2020).

Government of Canada. (n. d., b) About the North. Canadian Northern Development Agency. Available at: htt-ps://www.cannor.gc.ca/eng/1368816431440/1368816444319 (accessed 5 November 2020).

Government of Canada. (n. d., c) Federal Sustainable Development Act, S.C. 2008, p. 33. Justice Laws Website. Available at: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/F-8.6/page-1.html (accessed 5 November 2020).

Government of Canada. (n. d., d) 2019 to 2022 Federal Sustainable Development Strategy: Strategic Environmental Assessment. Available at: https://www.canada.ca/en/environment-climate-change/services/sustainable-development/strategic-environmental-assessment/public-statements/federal-sustainable-development-strat-egy-2019-2022.html (accessed 5 November 2020).

Government of Canada. (n. d., e) Federal Sustainable Development Strategy. Available at: https://www.canada. ca/en/services/environment/conservation/sustainability/federal-sustainable-development-strategy.html (accessed 5 November 2020).

Government of Canada. (n. d., f) Global Affairs Canada: Departmental Sustainable Development Strategy 2020 to 2023. Available at: http://international.gc.ca/gac-amc/publications/sea-ees/sustainable-durable. aspx?lang=eng (accessed 6 November 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Government of Canada. (n. d., g) GEM: Geo-Mappingfor Energy and Minerals. Available at: http://www.nrcan. gc.ca/earth-sciences/resources/federal-programs/geomapping-energy-minerals/10904 (accessed 5 November 2020).

Government of Canada. (n. d., h) Canada's Arctic and Northern Policy. Available at: https://www.rcaanc-cir-nac.gc.ca/eng/1562782976772/1562783551358 (accessed 6 November 2020).

Government of Canada. (n. d., i) Highlights of Canada's Arctic and Northern Policy Framework. https://www. rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1567697304035/1567697319793 (accessed 6 November 2020).

Government of Canada. (n. d., j) Budget 2019: Arctic and Northern Summary. Available at: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1562853124135/1562853167783 (accessed 6 November 20209.

Government of Canada. (n. d., k) Northern Economic Diversification Index. Available at: https://www.cannor. gc.ca/eng/1388762115125/1388762170542#chp1 (accessed 6 November 2020).

Government of Canada. (n. d., l) Territorial Formula Financing. Available at: https://www.canada.ca/en/depart-ment-finance/programs/federal-transfers/territorial-formula-financing.html (accessed 6 November 2020).

Government of Canada. (n. d., m) Greenhouse Gas Emissions. Available at: https://www.canada.ca/en/environ-ment-climate-change/services/environmental-indicators/greenhouse-gas-emissions.html#DSM (accessed 6 November 2020).

Government of Canada (n. d., n) Departmental Sustainable Development Strategies. Available at: https://www. canada.ca/en/environment-climate-change/services/sustainable-development/departmental-strategies.html (accessed 5 November).

Government of Northwest Territories. (2013) Northwest Territories Energy Action Plan: A Three-Year Action Plan and a Long-Term Vision. Available at: http://www.mrif.gouv.qc.ca/PDF/actualites/nwt_energy_action_plan_ december2013.pdf (accessed 6 November 2020).

Government of Nunavut. (2018) Main Estimates 2018—2019. Available at: https://www.gov.nu.ca/sites/de-fault/files/main_estimates_2018-2019_english.pdf (accessed 6 November 2020).

Government of the Northwest Territories. (2019a) Wally Schumann: National Trade Corridors Fund Announcement // Newsroom, 14 August. Available at: https://www.gov.nt.ca/en/newsroom/wally-schumann-national-trade-corridors-fund-announcement (accessed 6 November 2020).

Government of the Northwest Territories. (2019b) Main Estimates 2019—2020. Available at: https://www.fin. gov.nt.ca/sites/fin/files/resources/2019-2020_main_estimates.pdf (accessed 6 November 2020).

Jefferd-Moore K. (2018) Arctic Canadian Town Learns Lessons From Alaskan Wind Farm. Eye on the Arctic, 26 June. Available at: https://www.rcinet.ca/eye-on-the-arctic/2018/06/26/wind-renewable-inuvik-canada-alaska-power-arctic/ (accessed 6 November 2020).

National Show & Ice Data Center (NSIDC). (n. d.) Climate Change in the Arctic. Available at: https://nsidc. org/cryosphere/arctic-meteorology/climate_change.html#:~:text=Changes%20in%20the%20Arctic%20 climate,it%20helps%20cool%20the%20planet.&text=Changes%20in%20the%20Arctic%20have,%2C%20 whales%2C%20and%20polar%20bears (accessed 5 November 2020).

Preliminary Information Concerning the Outer Limits of the Continental Shelf of Canada in the Arctic Ocean. Available at: http://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/preliminary/can_pi_en.pdf (accessed 5 November 2020).

Sakharov A.G., Kolmar O.I (2019) Perspektivy realizatsii Tseley ustoychivogo razvitiya OON v Rossii [Prospects for the Implementation of the UN Sustainable Development Goals in Russia]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy [International Organisations Research Journal], vol. 14, no 1, pp. 189-206. Available at: https:// iorj.hse.ru/data/2019/04/09/1176093857/CaxapoB,%20Komap.pdf (accessed 5 November 2020) (in Rus-

Statistics Canada. (n. d., a) Population Estimates on July 1st, by Age and Sex. Available at: https://www150. statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=1710000501&pickMembers%5B0%5D=1.15&pickMembers%5B1% 5D=2.1&cubeTimeFrame.startYear=2015&cubeTimeFrame.endYear=2019&referencePeriods=20150101% 2C20190101 (accessed 5 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., b) Gross Domestic Product (GDP) at Basic Prices, by Industry, Provinces and Territories (x 1,000,000). Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=3610040201 (accessed 5 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., c) Low Income Statistics by Age, Sex, and Economic Family Type. Available at: https:// www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=1110013501 (accessed 5 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., d) Population Estimates, Quarterly. Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/ tbl1/en/cv.action?pid=1710000901#timeframe (accessed 5 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., e) Electric Power Generation, Monthly Generation by Type of Electricity (Yukon). Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=2510001501&pickMembers %5B0%5D=1.12&pickMembers%5B1%5D=2.1&cubeTimeFrame.startMonth=01&cubeTimeFrame. startYear=2009&cubeTimeFrame.endMonth=05&cubeTimeFrame.endYear=2020&referencePeriods=20090 101%2C20200501 (accessed 6 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., f) Electric Power Generation, Monthly Generation by Type of Electricity (Northwest Territories). Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=2510001501&pickMe mbers%5B0%5D=1.13&pickMembers%5B1%5D=2.1&cubeTimeFrame.startMonth=01&cubeTimeFrame. startYear=2009&cubeTimeFrame.endMonth=05&cubeTimeFrame.endYear=2020&referencePeriods=20090 101%2C20200501 (accessed 6 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., g) Electric Power Generation, Monthly Generation by Type of Electricity (Nuna-vut). Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=2510001501&pickMembers %5B0%5D=1.14&pickMembers%5B1%5D=2.1&cubeTimeFrame.startMonth=01&cubeTimeFrame. startYear=2009&cubeTimeFrame.endMonth=05&cubeTimeFrame.endYear=2020&referencePeriods=20090 101%2C20200501 (accessed 6 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., h) Electric Power Generation, Monthly Generation by Type of Electricity (Canada). Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=2510001501&pickMember s%5B0%5D=1.1&pickMembers%5B1%5D=2.1&cubeTimeFrame.startMonth=01&cubeTimeFrame. startYear=2009&cubeTimeFrame.endMonth=05&cubeTimeFrame.endYear=2020&referencePeriods=20090 101%2C20200501 (accessed 6 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., i) Labour Productivity and Related Measures by Business Sector Industry and by NonCommercial Activity Consistent With the Industry Accounts. Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/ en/cv.action?pid=3610048001 (accessed 6 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., j) Labour Force Characteristics by Province, Territory and Economic Region, Annual. Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/cv.action?pid=1410009001#timeframe (accessed 6 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., k) Life Expectancy, at Birth and at Age 65, by Sex, Three-Year Average, Canada, Provinces, Territories, Health Regions and Peer Groups. Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/ tv.action?pid=1310038901 (accessed 6 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., l) Revenue, Expenditure and Budgetary Balance: General Governments, Provincial and Territorial Economic Accounts (x 1,000,000). Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/ cv.action?pid=3610045001 (accessed 6 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., m) Educational Attainment in the Population Aged 25 to 64, Off-Reserve Aboriginal, Non-Aboriginal and Total Population (Yukon). Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action? pid=3710011701&pickMembers%5B0%5D=1.12&cubeTimeFrame.startYear=2010&cubeTimeFrame.endYear =2019&referencePeriods=20100101%2C20190101 (accessed 6 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., n) Educational Attainment in the Population Aged 25 to 64, Off-Reserve Aboriginal, Non-Aboriginal and Total Population (Northwest Territories). Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv .action?pid=3710011701&pickMembers%5B0%5D=1.13&cubeTimeFrame.startYear=2010&cubeTimeFrame. endYear=2019&referencePeriods=20100101%2C20190101 (accessed 6 November 2020).

Statistics Canada. (n. d., o) Educational Attainment in the Population Aged 25 to 64, Off-Reserve Aboriginal, Non-Aboriginal and Total Population (Nunavut). Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pi d=3710011701&pickMembers%5B0%5D=1.14&cubeTimeFrame.startYear=2010&cubeTimeFrame.endYear= 2019&referencePeriods=20100101%2C20190101 (accessed 6 November 2020).

Statistics Canada Website. (n. d.) Available at: https://www.statcan.gc.ca (accessed 6 November 2020).

United Nations (UN). (2015) Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development. General Assembly Resolution A/RES/70/1. Available at: https://undocs.org/en/A/RES/70/1 (accessed 5 November 2020).

United Nations (UN). (n. d.) Sustainable Development Goals. Available at: https://www.un.org/sustainablede-velopment/ (accessed 5 November 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.