Научная статья на тему 'Устный счет на уроках физики'

Устный счет на уроках физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ / METHODS OF TEACHING PHYSICS / НАВЫКИ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ / MENTAL CALCULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Ф.А.

В работе рассматриваются возможности использования элементов устного счета на уроках физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL CALCULATION ON THE LESSONS OF PHYSICS

The paper considered the possibility of using the elements of mental calculations on the lessons of physics.

Текст научной работы на тему «Устный счет на уроках физики»

«понимающей» педагогики, спонтанности, творческих поисков. Формирующееся интеллектуально-эмоциональное «поле» взаимодействия взрослых и детей, включающее общение с книгой, сказкой, живой природой порождает «вчувствование» в жизнь человека. Такова особенность метапредметного поля созидания, становления растущего человека, где соотносятся два мира - мир окружающей жизни и мир, творимый самим человеком, счастливый мир счастливого успешного будущего гражданина.

Список литературы:

1. Ахметова М. Н. Практическая педагогика в аспекте проектной культуры: Учебное пособие. Чита: Забайкал.гос.гум.-пед.ун-т. - 2006. - 184с.

2. Воспитание? Воспитание... Воспитание! / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: 1996. - 157с.

3. Ильин Е. Н. «Минувших дней итоги.». СПб.: Лениздат. - 1991. - 124с.

4. Лобок А. М. Вероятное образование: екатеринбургский вариант // Школьные технологии. - 1996. - №3. - 65 с.

5. Семенов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. М.: Изд-во НПО «Модэк». - 2000. - 64 с.

6. Соловейчик С. Педагогика для всех. М.: 1987. - 240с.

7. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М.: 1994. - 192с.

List of literature:

1. Akhmetova M. Practical Pedagogy in the Aspect of Design Culture: The Manual. Chita : Zabaykal.gos.gum.-ped.un-m. 2006. 184s.

2. Upbringing? Upbringing .Upbringing! ... Ed. V.A. Karakovskii, L.I. Novikova, N.L. Selivanova. M. 1996. 157s.

3. Ilyin. E. N. Results of past days ...." SPb.: Lenizdat. 1991. 124s.

4. Lobok I.M. Pprobable Education: Ekaterinburg Version / / School Technology. 1996. № 3. 65.

5. Semenov I. Trends in Psychology in Development of Thinking, Reflection, and Cognitive Activity. M.: Izd NGO "Modek." 2000. 64.

6. Soloveitchik S. Pedagogy for All. M. 1987. 240s.

7. Feldstein D.I . Psychology of Formation of Person. M.: 1994. 192s.

Ф.А. Белов

студент, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

УСТНЫЙ СЧЕТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Аннотация. В работе рассматриваются возможности использования элементов устного счета на уроках физики.

Ключевые слова: методика преподавания физики, навыки устных вычислений.

Ph.A. Belov, The Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky

MENTAL CALCULATION ON THE LESSONS OF PHYSICS

Abstract. The paper considered the possibility of using the elements of mental calculations on the lessons of physics.

Keywords: methods of teaching physics, mental calculation.

Ни один педагог не сомневается сегодня в необходимости формирования у школьника культуры устных вычислений. Упражнения, исключающие проведение записей, активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют развитию кратковременной и долговременной памяти, внимания, быстроты и адекватности реакции, обеспечивают развитие как способности воспринимать сказанное на слух, так и грамотно формулировать собственные мысли. Возможно, одним из первых, кто указал на значительную роль устных упражнений в развитии мышления, был Платон (в IV веке до н.э.). Он говорит о том, что люди «с природными способностями к счету», а также те, кто развил их в себе, оказываются восприимчивыми «ко всем наукам» [1]. Традиционно считается, что устный счет как элемент урока - прерогатива учителя математики, и используется в основном до 5-6 класса с единственной целью отработки вычислительных навыков. Опытные педагоги, однако, сознают, что устные упражнения нужно использовать вплоть до 11 класса, так как программа алгебры и геометрии дает множество поводов для введения этого элемента в содержание урока. При этом главной целью в 7-11 классах будет уже не формирование элементарных вычислительных навыков, а обеспечение прочного усвоения материала алгебры и геометрии. Устный счет на уроках математики используется при изучении уравнений, неравенств, действий со степенью и корнем, преобразований графиков функций, производной и первообразной и т.д. [2]. В то же время устный счет может и должен использоваться на уроках других предметов естественно-научного цикла, в частности на уроках физики. Введение тестовой формы сдачи экзаменов (государственной итоговой аттестации - ГИА - и ЕГЭ) по физике особенно актуализируют возможности, которые предоставляет регулярное проведение устных упражнений.

Традиция целенаправленного формирования навыков устных вычислений на уроках физики в методической литературе практически отсутствует. Хотя соответствующая ниша в частно-методической системе методов обучения физике имеет место: среди практических методов выделяют упражнения, лабораторные и практические работы; а упражнения в свою очередь делятся по своему характеру на устные, письменные, графические и учебно-трудовые [3]. Но наиболее распространенные формы устных упражнений на уроке физики - это устный ответ, фронтальная или индивидуальная беседа, фронтальный опрос. Все они, очевидно, играют значительную роль в формировании культуры речи учащихся, развитии их памяти и внимания. Однако только упражнения, связанные с проведением устных

расчетов, обеспечат развитие вычислительных навыков учащихся и позволят довести некоторые приемы и методы решения задач до автоматизма.

Анализ результатов ЕГЭ по физике показывает, что даже успешные учащиеся в условиях крайнего ограничения времени допускают ошибки в заданиях теста. Но их ошибки часто связаны не с незнанием вопросов курса или отсутствием умений решать задачи, а с тем, что эти умения не переведены в разряд навыков, не достигнут уровень автоматизма [2]. Кроме того, на уроках физики школьники часто демонстрируют математическую неграмотность: допускают ошибки в расчетах и алгебраических преобразованиях, не могут грамотно оценить ожидаемый результат и убедиться в справедливости полученного ответа [4].

Отмеченные проблемы могут быть решены при регулярном проведении на уроке устного счета. Большинство педагогов оценивают время, которое можно посветить устным упражнениям, в 5-7 минут. Потраченного времени не стоит жалеть, так как достигнутый результат полностью себя оправдает. Устный счет на уроке физики, естественно, должен иметь физическое содержание. Разумно уделять время устным упражнениям в начале урока при изучении следующих тем: стандартная запись числа, перевод единиц измерения в международную систему СИ, графики зависимостей кинематических величин от времени, графики термодинамических параметров в изопроцессах и т.п. Практически любая тема курса позволяет использовать такую форму работы и нуждается в ней. Устный счет можно построить на основе единственной изучаемой формулы, и тем самым обеспечить её прочное закрепление в памяти учащихся за счет многократного к ней обращения в течение короткого промежутка времени. Приведем пример пятиминутки устного счета в начале урока, следующего за изучением закона Ома в 8 классе:

и = 12,6 В К = 2 Ом I = ? А

и = 100 В К = 25 Ом I = ? А

и = ? В К = 5 Ом I = 125 А

и = ? В К = 6 Ом I = 60 А

и = 0,35 В К = ? Ом I = 2 А

и = 6 В К = ? Ом I = 36 А

На другой доске упражнение по переводу величин в систему СИ: 200 мА, 1500 мВ, 0,2 кВ, 0,15 кОм, 2,2 кВ, 10 мА.

Учитель последовательно формулирует каждое задание (помогая школьникам привыкнуть к новым терминам и единицам измерения). Учащиеся делают устные расчеты и отвечают с места. При необходимости (если в классе большое количество неправильных ответов на некоторое задание) учитель дает соответствующие комментарии.

Такая форма работы не занимает много времени, но дает значительные результаты. В течение короткого промежутка времени (2-3 минуты) учащимся пришлось шесть раз обратиться к одной и той же формуле закона Ома и четыре раза выразить из неё неизвестную величину. Это обеспечивает гораздо лучшее запоминание формулы, в сравнении с альтернативным вариантом, когда то же время было бы потрачено на традиционное решение одной аналогичной задачи у доски с разовым вовлечением формулы в работу. Отсюда НЕ следует, что устным упражнениям следует отдать предпочтение перед письменным решением задач. Несомненно, после проведения устного счета для продолжения закрепления материала учащиеся должны решить несколько сюжетных задач, однако отсутствие устного счета на уроке - необоснованное и недопустимое игнорирование весьма эффективного метода обучения.

Результаты включения различных упражнений устного счета в содержание урока физики не ограничиваются повышением качества усвоения и запоминания учащимися элементов материала, и овладением автоматизированными навыками решения задач. Встречаясь с устным счетом, как на уроках математики, так и на уроках физики, школьники осознают тесную межпредметную связь этих дисциплин, а единообразие методов, используемых на различных предметах, вырабатывает стойкую привычку к уверенным и безошибочным вычислениям.

Список литературы:

1. Платон. Государство. Книга седьмая. [Текст] Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / Пер. с древнегреч.; Общ. Ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1964. - 309 с.

2. Игошин А. В., Алейникова Т. В. Автоматизация навыков посредством устного счета на уроках физики и математики в старших классах. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/510825/ [Электронный ресурс]

3. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы. [Текст] Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -368 с.

4. Белов Ф.А. Устный счет против микрокалькулятора. [Текст] Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции "Научное творчество XXI века" с международным участием (апрель 2011 г.). - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - С. 91-92.

List of references:

1. Plato. State. Book Seven. [Text] Collected Works in 4 volumes. Volume 3 / Translated from the Greek. Total. Ed. A.F. Losev, V.F. Asmus, A.A. Tahoe-Godi. - Moscow: Mysl, 1964. - 309 p.

2. Igoshin A.V., Aleinikova T.V. Automation skills through mental calculations on the lessons of

physics and mathematics in secondary school. Festival of pedagogical ideas "open class". http://festival.1september.ru/articles/510825/ [electronic resource]

3. Theory and methods of teaching physics in school: General. [Text], ed. S.E. Kamenetzkiy, N.S. Puryshevoy. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2000. - 368 p.

4. Belov Ph.A. Mental calculation over against calculator. [Text] Materials of IV All-Russian Scientific-Practical Conference "Scientific Work of the XXI century" with international participation (April 2011). - Krasnoyarsk: Research and Innovation Center, 2011. - P. 91-92.

Б. Е. Железовский

д. физ.-мат. н., профессор, заведующий кафедрой ФиМИТ, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Ф. А. Белов

студент, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАТИВНОСТИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК МЕТОД СЕМАНТИКО-ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрено теоретическое обоснование метода определения информационной ёмкости учебников. Предложенный метод открывает перспективу как сопоставления различных пособий, так и создания информационно ёмких учебников для школы и вуза.

Ключевые слова: метод оценки информативности учебников, теории информации, учебник

физики.

B.E. Zhelezovsky, The Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky

Ph.A. Belov, The Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky

ESTIMATION OF THE INFORMATION CAPACITY OF EDUCATIONAL MATERIAL AS

SEMANTIC AND PRAGMATIC INFORMATION THEORY

Abstract. The paper considers the theoretical basis for the method of estimating the information capacity of textbooks. The offered method opens prospect both comparisons of different materials and creations of information-capacious textbooks.

Keywords: method of estimating the information capacity of textbooks, Information Theory, physics textbook.

Понятие «информация», как и большинство метатеоретических и метанаучных представлений, имеет множество определений и не допускает единой и всеобъемлющей формулировки, которая могла бы полностью отразить все существующие аспекты. Некоторые исследователи считают, что строго и точно определить понятие информации вообще невозможно, так как оно является первичным и, соответственно, неопределяемым [1]. Исследование вопросов связанных с информацией, которое продолжается не менее полувека (начало положено Р. Хартли в конце 50-х годов), привело к разработке ряда теорий, детально описывающих это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.