УСТНЫЙ РАССКАЗ - ЖАНР ЛАКСКОГО ФОЛЬКЛОРА
®2011 Гуйдалаева А.С.
Институт языка, литературы и искусства ДНЦ РАН
Проведен анализ жанра несказочной прозы устного рассказа. На основе собранного личного материала и исследований ученых-фольклористов сделана попытка дать определение жанра устного рассказа и классификации устных рассказов.
The analysis of a genre of not fantastic prose of the oral story is carried out. On the basis of the collected personal material and researches of scientists-specialists in folklore attempt to make definition of a genre of the oral story and classification of oral stories is made.
Ключевые слова: лакский фольклор, устный рассказ, автобиографический рассказ, новеллистический рассказ.
Keywords: Lak folklore, tale, autobiographical story, novelist story.
Устный рассказ занимает значительное место в несказочной прозе лакского фольклора. Современная жизнь отодвигает в сторону сказочные жанры, ибо они не столь востребованы, как жанр устного рассказа, жанр о реальных событиях.
Впервые о новом жанре устного рассказа в фольклоре заговорили в 30-х годах XX столетия. Московские фольклористы С. И. Мирер и В. Н. Боровик, собрав устные рассказы, опубликовали их в сборнике
«Революция» [8]. Сборник состоит из 89 устных рассказов, записанных от уральских рабочих.
Своеобразие данного жанра
находится в центре внимания ученых-фольклористов. Одни не признают
устный рассказ как жанр народного
творчества, у других - нет четкости в определении терминологии. Одна из причин этого заключается в том, что устный рассказ имеет ряд свойств,
которые роднят его с отдельными жанрами несказочной прозы - анекдотом, притчей, а особенно с преданием и легендой.
Произведения этих жанров
небольшого размера, в них нет традиционных сказочных зачинов, общих
мест, концовок. Длительное
сосуществование и взаимодействие устных рассказов и этих жанров «приводит к своеобразному их взаимопроникновению или слиянию», как заметил Н. И. Кравцов [7. С. 94].
Среди первых исследователей жанра устного рассказа в 30-е годы XX столетия были: Ю. М. Соколов, В. М. Сидельников, Н. Д. Комовская, В. Ю. Крупянская и другие. Одни ученые употребляют термин «сказ» и «устный рассказ» как идентичные, (Ю. М. Соколов, В. М. Сидельников, А. А. Мисюрев, В. П. Бирюков, К. В. Чистов и др.). Другие используют лишь термин «сказ» (Т. М. Акимова, В. И. Чичеров и др.).
Третья группа исследователей именует этот жанр «устным рассказом» (А. М. Астахова, С. Н. Азбелев, А. В. Гончарова, В. Е. Гусев, С. М. Николенко, Л. В. Домановский, Н. Д. Комовская и ДР-)-
Устные рассказы в научной литературе определяются как «бытующие в народе художественные повествования о современных событиях, имевших место в действительности, которые преломились и оформились в воображении рассказчика, приобретя элементы художественного вымысла и
образное выражение, оказывающее эмоциональное воздействие на слушателя» [6. С. 129].
В дагестанской фольклористике, в том числе и в лакском фольклоре, изучение устных рассказов идет медленными темпами. Вышла статья А. А. Алихановой «Устные рассказы на тему гражданской войны в Дагестане в фольклоре села Мекеги» [5], посвященная устным
рассказам даргинцев на семейнобытовую тематику, в которой автор приводит много интересных примеров, и статья А. Абдурахманова «Современный устный сатирический рассказ» [2], в которой рассматриваются современные аварские сатирико-юмористические рассказы. Исследование устных
рассказов ограничивалось в основном анализом тематики текстов и описанием их роли в духовной жизни народа.
В книге «Очерки устно-поэтического творчества даргинцев» [1] в разделе малые прозаические жанры (устные рассказы) представлены устные
рассказы даргинцев на семейно-бытовую тематику. Рассказы различны по тематике, по содержанию, но для всех них характерны и общие черты: одноплановость сюжета, подверженность устного рассказа воздействию других жанров.
В своей работе «Устное народное творчество кумыков» А. М. Аджиев вскользь говорит об устном рассказе. «Устный рассказ отличается от народных новелл в целом меньшим объемом, меньшей разработанностью сюжетных компонентов, связью с личностью рассказчика, выступающего в роли главного персонажа - участника событий» [3. С. 341].
В сборник «Фольклор народов Дагестана о Великой Отечественной войне», составленный Х. М. Халиловым [9], вошли произведения фольклора, посвященные событиям периода Великой Отечественной войны. Песни, плачи, устные рассказы, анекдоты, легенды, включенные в сборник, передают героический дух того времени, радость победы.
В 2008 году вышла в свет монография Ф. А. Алиевой «Взаимосвязи жанров
устной прозы в фольклоре народов Дагестана». Автор отмечает, что устные рассказы - это «народные прозаические произведения о реальных событиях и фактах, о конкретных исторических лицах, эпизодах из их жизни, в которых информативная функция преобладает над эстетической. Устный рассказ возникает как отклик на события, имевшие место в действительности» [4. С. 311].
В лакской фольклористике специальных работ, монографий об устных рассказах пока нет. Большинство статей об этом жанре носит описательный характер. Фольклористов-исследователей интересовали в основном сказки, легенды, предания, то есть, произведения с четко выраженной эстетической функцией и с четкими жанровыми границами.
При исследовании данной проблемы нами было выявлено давнее существование лакских устных рассказов, которые никем практически не записывались и не изучались; часто лакские устные рассказы
обнаруживались среди другого собранного фольклорного материала. Весь собранный материал объединялся понятием «прозаический фольклор».
С уверенностью можно предположить давнее существование лакских устных рассказов, так как в них отражены события, которые имели место в реальной жизни. Люди рассказывали друг другу о взволновавших их событиях или явлениях, имевших к ним то или иное отношение.
Для устных рассказов характерны реалистичность излагаемого события, отсутствие фантастики и вымысла, малый объем произведения, реальное время, когда произошло событие. Персонажи и место действия не выдумываются. Для рассказчика важно изложение самого текста, а не художественная сторона рассказа. Поэтому в устных рассказах элементы чудесного и художественного вымысла не встречаются. Также признаками устного рассказа являются устность исполнения, сжатость излагаемого
текста, постепенное развитие сюжета, простота и народность языка.
Устные рассказы возникают по любому случаю и не нуждаются в определенной обстановке. Там, где собираются небольшие группы людей, непременно рассказывают устные рассказы. На годекане, свадьбах, похоронах, в магазине, в жатвенный, уборочный период, можно услышать устные рассказы лакцев. Поводом исполнения устных рассказов может послужить увлекательный, интересный случай из повседневной жизни. Устные рассказы постоянно меняются, и каждый рассказчик от себя что-то добавляет.
Цель устных рассказов - сообщение значимого события, действительных фактов из жизни семьи, народа, данного населенного пункта. Состояние собранного к настоящему времени материала не позволяет охватить все его богатство, но записи фольклористов, литературные
источники, а также наши записи дают представление об этом новом, молодом жанре, включающем в себя элементы легенды, предания, анекдота, веселых, забавных историй.
Таким образом, учитывая исследования ученых-фольклористов данного жанра и опираясь на накопленный материал, устные рассказы лакцев можно разделить на следующие виды:
- мифологический устный рассказ;
- исторический устный рассказ;
- автобиографический устный рассказ;
- новеллистический устный рассказ,
в который входят (бытовой,
юмористический, сатирический,
психологический).
Остановимся на автобиографических и новеллистических устных рассказах.
В автобиографических устных рассказах нашли отражение интересные эпизоды и детали из жизни самого рассказчика. Говоря о себе, рассказчик обязательно сообщает о важных событиях, в которых он был активным участником, вспоминает друзей, товарищей, но основное
действующее лицо - сам рассказчик, и описываемые им действия и обстоятельства происходят при его непосредственном участии.
Авторами выступают люди, умудренные жизненным опытом, много повидавшие, обладающие даром речи. Автобиографический устный рассказ основывается на личном воспоминании и исполняется от первого лица. «Ттул бутта Баг ивк!ун ур хъинну авадансса ч!ярусса лухччив, ризкьи, яттил ттурзанну дусса адамина. Оьрмулул 56 шинавусса ч!умал ппугу, нинугу шяраватусса цаймигу, хъусгу зерххуну гьан бувунав ккулакталну
Къазакъисттаннайн. ... Зана хьуну к!ива шанма зурувун нину дирк!уна. Маччаминнан диргала къахъанан ч!ивимур ссу детдомрайн булав, навагу школалийн занан бивк!ра, мина дуссия интернатраву...» («Мой папа Баг был очень богатым человеком. Имел во владении поля, пастбища, крупный рогатый скот. Когда мне было 5-6 лет, нашу семью и нескольких односельчан раскулачили, выслали в Казахстан. После возвращения домой через пару месяцев, умерла мама. Чтобы не быть обузой родственникам, младшую сестру отдала в детдом, а сама жила в интернате.») (зап. со слов
Гуйдалаевой Саиды, 55 лет, с. Вачи Кулинского района, 2007 г.);
«Ттун шанна шин хьусса ч!умал, ттул ттаттта яттич1а унува дяъвилийн увцуну ия, мунияту ттун ганал лажиннагу дакЫий дакъар. Ливч!ру уссугу, нагу, бабагу. Арулва класс къуртал байхту уссу жула гъанчунал цащала яттич!ан увцуна: «Винма уччиннин ххунк!вагу
буканхьуви» - т!ий. ...Усру къадик!айва, янна оьсалсса дик!айва кьяцлул бурчуя дувайва усру, гайгу ччявни т^айва...» («Моего отца забрали на войну, когда он пас овец. Тогда мне было три года, поэтому я не помню в лицо своего отца. Остались брат, мама и я. Когда брат закончил семь классов, родственник забрал его к себе чабаном и сказал: «Хоть от души, досыта хинкал будешь кушать». .Не было обуви, из одежды только обноски. Обувь делали из козлиной кожи, но и она долго не
держалась, рвалась...») (зап. со слов Гуйдалаевой Ашуры, 78 лет, с. Вихли Кулинского района, 2007 г.).
Новеллистические устные
рассказы являются как бы промежуточным звеном между историческими и автобиографическими устными рассказами. К этому виду народной прозы относятся рассказы сатирические, юмористические,
психологические, бытовые. Устные рассказы-новеллы многотемны.
Сюжеты этих рассказов просты и
предельно лаконичны. Действующих лиц очень мало, а действие развивается интенсивно. По объему устные рассказы типа новелл также невелики, в них нет обстоятельных характеристик действующих лиц.
Существует большое количество
юмористических устных рассказов
чабанов, людей разных профессий.
Таковы рассказы: «Базарный день»,
«Чабан Али». «Вихьлиясса Бух1ан ххамис кьини базаллувун Гъумукун най ивк1ун ур ттуккуйгу бурттий ахттайн бизавайсса ч1умал. Мунан цала хъунил марщай ххулу буллалисса цама вихьличув хьуна авкьуну ур. Ганал «Ххуллухъин, Бух1ан?»
- куну ц1увххукун, «Гъумукун базаллив най ура» - куну бур. «Ч1ал хьуну урахха ина» - кувкун, Бух1аннул жаваб дуллуну дур: «Цукунни ч1алсса, ттисса базар кьини гьанссагума буссархха».
«Один вихпинец ехал на базар в Кумух в обеденное время. Он встретил своего односельчанина, который косил на поле. «Куда идешь?» - спросил его косарь:
- На базар в Кумух, - ответил вихпинец.
Односельчанин говорит ему: «Почему же так поздно идешь?». На что тот отвечает:
- Как поздно? Ведь есть же еще люди, которые на следующий базар придут»
Примечания
(зап. со слов Камахановой Аминат, 80 лет, с. Вачи Кулинского района).
«Х1ухчу Аьли», («Чабан Али»), «Ч1ятусса Аьлил т1исса х1ухчу яттищал ялавай къутаннайн наниний му гьалмахтурал цанна дукансса ласун гьан увну ур чайгу бурттий Щурагьун шагьрулувун. Мунал, шагьрулувусса хъун дакъасса Лениннул памятникрал канихун хьхьури дарх1уну, чугу кьабивтун, цувагу ттучандалийн аьркинмур ласун увххун ур.
- Ва ци къелли ина дурсса? Шиккун цан бах1ав ина вила чу, ина бак1рава увккун урав? -т1ий бивк1ун бур милицалт.
Аьлилгу чайва т1ар: «Зу т1имур циру? Ттул ванаяр вихшаласса акъая чу кьабитансса»-куну («Чабан Али с друзьями-чабанами перегонял на кутаны овец. Его попросили пойти купить необходимую еду. Он на лошади поскакал в Буйнакск за провизией. В городе он привязал свою лошадь к руке памятника Ленину и зашел в магазин. Когда милиционеры спросили его: Что ты сделал. Ты с ума сошел, зачем привязал здесь своего коня?». Али ответил: «Ну о чем вы говорите? У меня не было никого надежнее, чем он, чтоб оставить коня») (зап. со слов Кубаханова Исупа, 47 лет, с. Вихли Кулинского района, 2007 г.).
Исходя из собранного и анализированного материала, мы можем дать определение устному рассказу, как жанру повествования, главным
действующим лицом которого является непосредственный участник реального события, повествующий о событиях,
известных ему, которые он сам видел,
слышал, или которое произошло с ним, и в повествовании нет ни вымысла, ни фантастики.
Передаваясь из уст в уста, устный рассказ получает композиционную
устойчивость, становится фольклорным произведением.
1. Абакарова Ф. О. Ф. А. Алиева. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. Махачкала, 1999. С. 221. 2. Абдурахманов А. М.-Х. Современный устный сатирико-юмористический рассказ народов Дагестана (Постановка проблемы) // Современный фольклор народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала : ИЯАИ ДНЦ РАН СССР, 1983. С. 119-134. 3. Аджиев А. М. Устное народное творчество кумыков. Махачкала : ИЯЛИ ДНЦ РАН СССР, 2005. С. 341. 4. Алиева Ф. А. Взаимосвязи жанров устной
прозы в фольклоре народов Дагестана. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН СССР, 2008. С. 311. 5. Алиханова А. А. Устные рассказы на тему гражданской войны в фольклоре с. Мекеги // Сб. статей «Современный фольклор народов Дагестана». Махачкала, ИЯЛИ ДНЦ РАН СССР, 1983. С. 105-118. 6. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л. : Наука, 1967. С. 129. 7. Кравцов Н. И. Система жанров русского фольклора // Проблемы славянского фольклора. М., 1972. С. 94. 8. Мирер С. И., Боровик В. Н. Революция. Устные рассказы уральских рабочих о гражданской войне. М.-Л. : ГИХЛ, 1931. С. 351. 9. Фольклор народов Дагестана о Великой Отечественной войне. Махачкала : ИЯЛИ ДНЦ РАН СССР, 2006. 219 с.
Статья поступила в редакцию 11.06.2011 г.