Научная статья на тему 'Устные упражнения как основа формирования и развития деятельности математического мышления у учащихся начальных классов'

Устные упражнения как основа формирования и развития деятельности математического мышления у учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс / устные упражнения / формирования / развития / математического мышления / process / oral exercise / formation / development / mathematical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худойназаров Эгамберган Мадрахимович

в данной статье основное внимание уделяется процессу устных упражнений как основе формирования и развития деятельности математического мышления у учащихся начальных классов. Устные упражнения являются одним из способов организации усвоения, позволяющих выявить те интеллектуальные действия, которые обеспечивают усвоение. При этом важно учитывать не только то, какое содержание знаний усвоено, но и как оно было усвоено, какая познавательная активность была при этом обеспечена, при каких педагогических условиях она наиболее ярко проявлялась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худойназаров Эгамберган Мадрахимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORAL EXERCISES AS THE BASIS FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL THINKING IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

this article focuses on the process of oral exercises as the basis for the formation and development of the activity of mathematical thinking in primary school students. Oral exercises are one way of organizing assimilation, allowing to identify those intellectual actions that provide assimilation. It is important to consider not only what content of knowledge is learned, but also how it was learned, what cognitive activity was provided, and under what pedagogical conditions it was most clearly manifested.

Текст научной работы на тему «Устные упражнения как основа формирования и развития деятельности математического мышления у учащихся начальных классов»

Список литературы / References

1. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. СПб.: Северо-Запад, 2009. 411 с.

2. Психология. [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация/ (дата обращения: 18.11.2019).

3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

ORAL EXERCISES AS THE BASIS FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL THINKING IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS Khudoynazarov E.M. (Republic of Uzbekistan) Em ail: [email protected]

Khudoynazarov Egambergan Madrahimovich - Senior Lecturer, FACULTY OF PEDAGOGY, DEPARTMENT OF METHODOLOGY OF THE BOSS OF FORMATION, URGENCHSTATE UNIVERSITY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article focuses on the process of oral exercises as the basis for the formation and development of the activity of mathematical thinking in primary school students. Oral exercises are one way of organizing assimilation, allowing to identify those intellectual actions that provide assimilation. It is important to consider not only what content of knowledge is learned, but also how it was learned, what cognitive activity was provided, and under what pedagogical conditions it was most clearly manifested. Keywords: process, oral exercise, formation, development, mathematical thinking.

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Худойназаров Э.М. (Республика Узбекистан)

Худойназаров Эгамберган Мадрахимович - старший преподаватель, факультет педагогики, кафедра методики начального образования, Ургенчский государственный университет, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье основное внимание уделяется процессу устных упражнений как основе формирования и развития деятельности математического мышления у учащихся начальных классов. Устные упражнения являются одним из способов организации усвоения, позволяющих выявить те интеллектуальные действия, которые обеспечивают усвоение. При этом важно учитывать не только то, какое содержание знаний усвоено, но и как оно было усвоено, какая познавательная активность была при этом обеспечена, при каких педагогических условиях она наиболее ярко проявлялась.

Ключевые слова: процесс, устные упражнения, формирования, развития, математического мышления.

Упражнения представляют собой процесс обучения и усвоения знаний, направленный на реализацию основных целей образования.

Устные упражнения являются подсистемой упражнений, поэтому они содержат те же характеристики, что и обобщающий термин «упражнения», но, в свою очередь, обладают специфическими особенностями.

Устные упражнения представляют собой процесс усвоения знаний, характерной чертой которого является интенсификация учебного процесса за счет сокращения манипулятивных преобразований с целью развития речи, мыслительных операций, творческих способностей учащихся.

В учебном процессе устные упражнения могут выполнить свое назначение, если они представлены в определенной системе.

Возникает вопрос: какова же теоретическая модель системы устных упражнений?

Для построения теоретической модели устных упражнений в системе развивающего обучения, мы опирались на работу Г.И.Саранцева, в которой автор рассматривает понятие «упражнение» на материале средней школы. Он предлагает раскрыть данное понятие как многоаспектное явление обучения математике, обладающее следующими основными признаками: [1]

1) быть носителем действий, адекватных содержанию обучения математике;

2) являться средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков;

3) быть способом организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;

4) являться одной из форм реализации методов обучения;

5) служить средством связи теории с практикой, учитывая данные рекомендации, мы рассматривали устные.

упражнения с разных сторон учебного процесса: с точки зрения содержания, методов, средств обучения, учебно-познавательной деятельности.

В дидактике обычно основное внимание уделяется отбору содержания знаний, подлежащих усвоению, определению последовательности, доступности, систематичности их изложения. Однако, как бы тщательно ни был разработан и задан для усвоения учебный материал, сам по себе он еще не может обеспечить эффективность усвоения. Для этого необходим столь же тщательный отбор средств усвоения, т.е. приемов учебной работы, позволяющих овладеть заданным содержанием знаний. Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний. Устные упражнения являются одним из способов организации усвоения, позволяющих выявить те интеллектуальные действия, которые обеспечивают усвоение. При этом важно учитывать не только то, какое содержание знаний усвоено, но и как оно было усвоено, какая познавательная активность была при этом обеспечена, при каких педагогических условиях она наиболее ярко проявлялась.

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе, что в свою очередь определяется интересами школьников (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, А.В.Усова, Г.И.Щукина и др.). Исследования показали, что познавательный интерес зависит не столько от возрастных возможностей учащихся, сколько от обобщений умений. [2]

Так, Ю.К. Бабанский установил, что успешность учения имеет очень высокий коэффициент корреляции с такими компонентами интеллектуального развития, как умение выделять существенное, сравнивать, обобщать. Результаты этих исследований вызывают необходимость внедрения в обучение таких устных упражнений, в процессе выполнения которых формировались бы обобщенные умения. В свою очередь известно, что наиболее сильное влияние на развитие оказывает та деятельность, которую ученик выполняет с желанием, охотно. Положительные эмоции, как это доказано академиком И.П.Павловым, тонизируют кору больших полушарий головного мозга, заставляют энергично работать все органы человеческого тела, все функции организма и тем самым способствуют их развитию. Для того, чтобы ребенок учился хорошо нужно, чтобы он учился охотно, писал Л.Н.Толстой, рассматривая условия успешного обучения.

В основе положительного мотива лежит познавательная потребность, интерес. Условиями их формирования некоторые ученые (Т.И.Шамова , Г.И.Щукина и др. ) называют :

- организацию обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска новых знаний;

- организацию учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

- повышение интереса к учебному труду за счет его разнообразия;

- понимание детьми нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета;

- связь нового материала с ранее изученным;

- яркость, эмоциональность учебного материала;

- создание учителем эмоциональной атмосферы обучения, благоприятного общения в учебном процессе;

- постоянную проверку и оценку работы учащихся.

Устные упражнения имеют возможность реализации указанных условий, т.к. они содержат различные виды заданий, позволяющих раскрыть способности и затронуть интересы любого ученика в формировании и развитии математического мышления учащихся.

Список литературы / References

1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода [Текст]: Кн.

для учителя / О.Б. Епишева. М.: Просвещение, 2003. 223 с.

2. Сластенин В.А. Методологическая культура учителя [Текст] / В.А.Сластенин. М.: Просвещение,

2000. 421 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.