ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 81’23 ББК Ш100.6
ГСНТИ 14.07.03, 15.31
Код ВАК 13.00.01
Байлук Владимир Васильевич,
доктор философских наук, профессор кафедры технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
УСТНОРЕЧЕВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: устноречевая коммуникативная самореализация; язык; вербальная коммуникация; речь; говорящий; слушающий; понимание; положительная и отрицательная коммуникативная самореализация.
АННОТАЦИЯ. Впервые в теорию коммуникации вводятся понятия устноречевой коммуникативной самореализации, положительной и отрицательной устноречевой самореализации. Выявлены условия положительной устноречевой самореализации говорящего и слушающего и их взаимопонимания и причины малоэффективной и отрицательной устноречевой самореализации.
Bayluk Vladimir Vasilievich,
Doctor of Philosophy, Professor of Department of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
VERBAL COMMUNICATIVE PERSONAL FULFILLMENT
KEY WORDS: oral- verbal communicative self-realization; language; verbal communication; speech; speaking; listening; understanding; positive and negative communicative self-realization.
ABSTRACT. For the first time in the theory of communication the concepts of oral speech communicative self-realization, positive and negative verbal self-realization are introduced. The conditions for positive verbal self-realization of speaker and hearer and their understanding and causes of inefficient and negative verbal self-realization are identified.
И
сходным для понимания устноречевой коммуникации является понятие вербальной коммуникации. Вербальная коммуникация - это речевое общение людей в процессе их совместной деятельности. Речь как основное средство коммуникации реализуется на основе языка. «Язык - исторически сложившаяся система звуковых и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе» [5]. Передача информации средствами языка предполагает кодирование информации, отправление, получение, декодирование, понимание и реализацию в действии. Языковое оформление каждого сообщения зависит от цели общения. В литературе отмечается, что, несмотря на наличие в языке синтаксиса и грамматики, каждое высказывание представляет собой творческий акт.
Речь - основное средство коммуникации (человеческое общение на две третьих состоит из речевого). Основными функциями речи (языка) являются коммуникативная, апелля-тивная (воздействия) и экспрессивная (выражение мыслей и выразительность).
Особенности передачи вербальной информации связаны с особенностями канала ее передачи (голосовой аппарат создания сообщения, письмо, технические средства распространения информации) и особенностями помех и искажений.
Ценность информации определяется ее новизной, свежестью и неожиданностью (ценность социально важной и художественно значимой информации в результате многократных повторений не уменьшается). Ценность информации также определяется ее способностью оказывать воздействие на другие виды деятельности для достижения в них успеха.
Выделяют три основных результата коммуникации:
- изменение знаний получателя,
- изменение установок получателя,
- изменение поведения получателя сообщения.
Вербальная коммуникация осуществляется через устноречевую коммуникацию и письменноречевую, которые проявляются через такие формы речевой коммуникации, как диалог, монолог и спор. Коммуникантами устной коммуникации являются гово-
© Байлук В. В., 2014
рящий и слушающий, а их взаимообусловленные речевые акты осуществляются через говорение и слушание.
Устноречевая коммуникативная самореализация предполагает самореализацию и говорящего и слушающего. И говорение, и слушание представляют собой виды устноречевой деятельности. В каждом из них имеются свои цели, мотивы, используются для достижения целей свои средства и достигаются определенные результаты. Главная цель говорящего - передача информации и достижение того, чтобы в сознании слушателя возникла та информация, которую он ему передал. Цель слушателя - восприятие информации, ее понимание и принятие решения о реактивных действиях (принятие ее или неприятие). При этом для успешного протекания общения каждый из его участников должен осознавать не только собственные цели, но и цели собеседника.
Рассмотрим основные требования, выполнение которых необходимо для успешной устноречевой коммуникации. Под требованиями мы понимаем нормы данной культуры, выполнение которых обеспечивает достижение в процессе коммуникации личност-но и социально значимых результатов.
Требование к говорящему следующие.
1. Владение предметным содержанием (смыслом) той информации, которая передается, т. е. осознание того, что содержание информации - это гносеологические образы, отражения реальных предметов и процессов на уровне явления или сущности.
2. Говорить ясно (избегать двусмысленности и путаницы), точно (использовать слова, которые наиболее правильно выражают смысл), уместно использовать язык, учитывая потребности, интересы, установки, зна-ниевый и жизненный опыт слушателей; при этом чем больше наш словарный запас, когда мы говорим, тем большим выбором слов мы располагаем, чтобы подбирать именно те слова, которые необходимы: «Сжатым стилем обладает тот, кто размышляет. Мысли отливаются в форму лишь при серьезном обдумывании» (Ж. Жубер); «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» (Плутарх); «Богатство языка есть богатство мыслей» (А. Ривароль).
3. Использовать в речи различные выразительные средства воздействия на чувства и ум людей; выразительные средства представляют собой «намеренное отклонение от стандартной речи с целью привлечь внимание слушателей, заставить их задуматься, увидеть многоплановость картины и в конечном счете глубже понять смысл, почувствовать образ» [6, с. 106]; примеры выразительных средств - риторический вопрос и риторический диалог, метафора,
эпитет, прецедентные тексты (элементы других текстов, например, из произведений художественной литературы), прецедентные высказывания (цитаты, афоризмы, пословицы) и др. [6, с. 106-226]; важна убежденность говорящего в истинности передаваемой информации: «Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей» (Аль-Хусри), «Живое слово рождается к жизни лишь там, где чувство и разум едины» (Л. Фейхтвангер); «Убежденность -самый могущественный рычаг красноречия» (О. Бальзак). Зрительная наглядность объяснения может обеспечиваться с помощью чертежей, графиков, схем. При изложении теоретического материала, например, в лекции (теоретическое знание - знание о сущности явлений) обязательно необходимо приводить конкретные примеры в виде чувственно-эмпирических образов тех явлений, сущность которых отражает передаваемое теоретическое знание. Без конкретных примеров «голое» теоретическое знание слушателям чаще всего остается непонятным. В этих случаях можно также актуализировать чувственный опыт слушателей (попросить их привести примеры).
4. Четкое структурирование речи посредством рассмотрения связанных между собой вопросов, выделение смысловых единиц содержания передаваемой информации с помощью вводных слов «во-первых», «во-вторых» и т. д., подведение итогов посредством слов «итак», «таким образом» и т. д., отсылки к предыдущей части речи и показ перспектив ее развертывания; наиболее значимые смысловые единицы речи следует периодически повторять, например, если в лекции было рассмотрено какое-то понятие и выявлено его соотношение с другим понятием, то в выводах лекции это надо повторить, а новую лекцию с этого можно начать.
5. Логическое построение смыслового содержания своей речи - предполагает, во-первых, что высказывания (суждения) одного смыслового блока вытекают из высказываний другого блока, во-вторых, широкое использование доказательства, представляющего собой логическое действие, в процессе которого истинность или ложность какой-либо мысли обосновывается с помощью других истинных мыслей; по форме умозаключения, в которых заключаются доказательства, различают индуктивные и дедуктивные доказательства, всякое доказательство включает тезис (мысль, истинность или ложность которой требуется доказать), доводы или аргументы (мысли, которые приводятся для обоснования тезиса) и демонстрацию (логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истин-
ность или ложность тезиса); после доказательства слушателям какого-либо тезиса, объяснения чего-либо следует задавать следующие вопросы: «Понятно ли я объяснил?» «Что вам непонятно?», «В чем вы со мной согласны, а в чем не согласны?» - если выявляются несогласные слушатели, то появляются условия для дискуссии, для диалога.
6. Предварительное выяснение у слушателей степени владения предметным содержанием той или иной информации, которая будет им передаваться. Так, например, если преподаватель намерен раскрыть студентам содержание какого-либо понятия, то целесообразно обратиться к ним с вопросом: «Как вы понимаете смысл этого понятия?». Так как могут быть высказаны разные мнения, то, естественно, возникает проблемная ситуация и создаются условия для новой дискуссии. Преподавателю в этой ситуации следует снова обратиться к студентам и сказать: «Уважаемые коллеги! Давайте поразмышляем!».
7. Соответствие интонации, поз, мимики, жестов тому, что говорится, так как их назначение - выделять в речи главное, передавать чувства говорящего.
8. Выражение к передаваемой слушателю информации своего оценочного отношения. Можно сказать: «Я, например, убедился в ценности данной информации не только в процессе теоретического размышления, но и на своем жизненном опыте» - и привести пример.
9. Наличие позитивной психологической настроенности на общение со слушателями, отношение к ним как равноценным партнерам, стремление понять их отношение к воспринимаемой информации, их чувства, состояния в данной конкретной ситуации.
10. Темп речи должен быть нормальным, приемлемым для слушателей.
Общение - улица с двусторонним движением. Чтобы общаться, человек должен выражать свои мысли и чувства собеседникам, но в то же время он должен давать возможность и собеседникам высказывать свои мысли, желания, настроения - значит их слушать.
Слушание - рециптивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового и зрительного аппарата. Исследователи отмечают, что, например, инженерно-технические работники, менеджеры, социальные работники ежедневно тратят на слушание до 40 % своего речевого времени, но эффективность обратной связи в этих процессах не превышает 25 %. Причина - низкая культура слушания. Они слышат, но не слушают, т. е. не вслушивают-
ся в слова говорящего с желанием понять, проанализировать и адекватно на них отреагировать.
Непосредственная цель слушателя состоит в том, чтобы адекватно понять говорящего и тем самым ясно и однозначно распознать, какие именно фрагменты действительности, явления, процессы смоделированы в смысловом содержании воспринимаемой речи; а конечные цели (мотивы), связанные с осознанием ценности воспринимаемой информации для своего культурного роста и для достижения цели в других видах деятельности (мотивами, например, целями слушания студентом преподавателя могут быть и желание получить знания для удовлетворения познавательного интереса, и демонстрация преподавателю заинтересованности читаемым курсом, и получение знаний для последующего предъявления во время экзамена и т. д.).
Требования к слушающему реализуются в следующих умениях:
1) сосредоточиться - сконцентрировать внимание на слуховых и зрительных сигналах, идущих от говорящего, т. е. это физическая и психологическая подготовленность к слушанию, выражающая уважение слушающего к говорящему (сосредоточенность слушающего создает условия для понимания, представляющего собой точную расшифровку сообщения путем присвоения ему адекватного значения);
2) членить речевые сообщения на блоки информации или смысловые части;
3) определять главные мысли в смысловой части;
4) устанавливать логику речевого сообщения;
5) воспринимать и анализировать невербальные сигналы говорящего;
6) выделять как то, что в услышанном понятно, так и то, что непонятно; если говорящий спрашивает слушателей: «Вам все понятно?», - то слушателям нужно отвечать репликами: «Понятно», - и тем самым поощрять говорящего к дальнейшим высказываниям; если слушателю в речи говорящего что-то непонятно, то ему следует задавать вопросы либо по ходу говорения, либо в его конце, вопросы могут быть связаны с уточнением значения понятия, с необходимостью получения дополнительной информации и т. д.;
7) на основе соотношения получаемой информации со своим знаниевым и жизненным опытом не только понимать ее, но и вычленять в ней известную информацию и новую;
8) определяться с тем, с каким смысловым содержанием воспринимаемой речи говорящего он согласен, а с каким не согласен,
и высказать свое несогласие либо по ходу говорения либо в его конце или попросить привести новые аргументы в пользу доказываемого говорящим тезиса; не соглашаться значит либо сомневаться или отказываться признать истинным то, что он услышал;
9) оценивать новую информацию и выявлять те ее элементы, которые являются для слушающего полезными или наиболее значимыми;
10) запоминать значимую информацию; запоминание - способность сохранять информацию и воспроизводить ее, когда это необходимо, запоминание информации требует: а) повторения произнесения какой-либо мысли два, а то и три раза, что позволяет ее сохранять в долговременной памяти (в литературе отмечается, что если информация не подкреплена, то она сохраняется в кратковременной памяти в течение всего 20 секунд, а затем забывается, этим и объясняется то, почему говорящий должен использовать повторы своих наиболее значимых мыслей); б) использования записей, конспектов, представляющих собой мощный инструмент запоминания - полезные заметки могут состоять из краткого списка ключевых идей плюс небольшое количество наиболее важных деталей, кроме того, к конспектам можно снова вернуться; в) использование мнемотехники (например, ассоциации).
Объем усвоенного слушателем материала обуславливается, с одной стороны, оригинальной формой его подачи, а с другой - заинтересованностью слушателя и его умением слушать.
Критерием эффективного общения и показателем коммуникативной самореализации говорящего и слушающего является достижение взаимопонимания, удовлетворения потребностей, успех. Мы согласны с теми авторами, которые считают, что взаимопонимание можно рассматривать как интегральную функцию общения. Перечислим ряд аргументов в пользу этой позиции:
1) коммуникативная функция общения, связанная с обменом информацией между коммуникантами, подчинена целям взаимопонимания; 2) экспрессивная функция общения служит средством усиления, дополнения и коррегирования вербального общения, например, тембр, ритм, интонация речи нередко говорят общающимся больше, чем содержание тех фраз, которыми они обмениваются; з) каждое действие слушателя на основе воспринятой информации может осуществиться только на основе понимания смысла этой информации [з, с. 359-360].
Так как понимание связано не только с устноречевой, но и письменноречевой и невербальной коммуникацией, т. е. с социаль-
ной коммуникацией в целом, то остановимся на природе понимания более подробно.
Понимание - это одна из сторон человеческого освоения мира, характеризующая качество и степень этого освоения. Исходным пунктом для раскрытия природы понимания является рассмотрение его в системе единой познавательной деятельности общества, включающей в себя продуктивное и репродуктивное познание, а в пределе -систему всей человеческой деятельности. Логика продуктивного познания реализуется в виде движения от незнания (постановки проблем) к накоплению знаний о мире, природе, обществе, человеке и их проявлениях, которые образуют совокупный общественный опыт. Одна часть этих знаний дает представление о мире самом по себе (описывает и объясняет его явления), а другая часть - предписывает то, как человеку действовать в этом мире, представляет собой модели, образцы различных видов деятельности, предъявляемые к ним требования. При этом всякое знание, с одной стороны, есть отражение мира, а с другой - воплощение в жизни проекта той или иной познавательной деятельности, достижение ее цели. В познавательных целях находит свое выражение значимость различных предметов и явлений действительности для деятельности человека. На основе знаний создаются все продукты материального производства и строятся общественные и личные отношения людей.
Все, что создано людьми в их совокупной деятельности, имеет определенное значение, выступает как определенная ценность, так как всегда предназначено для удовлетворения определенных потребностей (мы здесь отвлекаемся от того, что в деятельности людей создаются не только ценности, но и антиценности.
Чтобы общество продолжало функционировать и развиваться, опыт предшествующих поколений в виде знаний о мире и деятельности людей должен передаваться новым поколениям. А это возможно, во-первых, только через опосредованное познание мира в виде репродуктивного познания отдельных индивидов, осуществляющееся в процессе и образования, и самообразования, во-вторых, через функционирование в обществе различных видов коммуникации.
Понимание связано с потреблением знаниевого опыта человечества, различных социальных общностей и групп, осуществляющееся в репродуктивном познании каждого индивида в процессе его слушания и чтения. Передача этого опыта происходит только в той мере, в какой опыт осмыслива-
ется и становится личным опытом отдельных индивидов.
Центральный момент понимания - постижение социального значения или назначение потребляемого знания, выявление его роли и функций в обществе. Тем самым понимание выступает как процесс индивидуального познания результатов общественного (продуктивного) познания, как знание о знании. Понимание того или иного духовного продукта, это и понимание того проекта, который материализовался в этом продукте, т. е. целей и мотивов его создателя, использованных для его достижения средств и даже социально-исторических и личностно-психологических условий его создания.
Понимание смысла информации означает, что ее потребитель воспроизвел в своем сознании гносеологический образ тех явлений действительности, которые заключены в этом смысле.
Смысл - это значение знаков, а значение - это образы реальных явлений действительности. Адекватность воспроизведения смысла сообщения может рассматриваться как истинное понимание. Поэтому понимание значения знаков выступает как средство познания явлений действительности.
Непонимание реципиентом смысла сообщения означает, что он воспроизводит только вербальную форму сообщения, а содержание реципиенту недоступно. Иначе говоря, он не в состоянии обнаружить за знаками их значение, т. е. те гносеологические образы, которые отражают какие-то явления действительности.
Непонимание - отрицательная сторона коммуникации. Позитивная сторона непонимания связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла, поиск истины. По мнению В. П. Зинченко, точки развития и роста человека (и культуры) как раз и находятся в дельте понимания и непонимания [4, с. 396].
Наряду с адекватным пониманием существует также неадекватное понимание, которое выступает в виде неосознаваемого искаженного понимания сообщений (заблуждения) и в виде сознательного искажения смысла воспринимаемой информации (фальсификация).
В содержании воспринимаемого реципиентом сообщения обычно содержится известная и неизвестная информация. В понимании нуждается только то в содержании сообщения, что ему неизвестно. Поэтому понимание всегда связано с обогащением имеющихся у реципиента знаний, а также с появлением у него в процессе осмысления информации новых мыслей.
Основными критериями понимания являются: полнота, связанная с максимальным выявлением содержания сообщения,
включая его контекст и подтекст, и обоснованность, связанная с осознанием, которое обусловливает уверенность в правильном понимании.
К способам понимания смысла информации относятся: включение менее общего знания в более общее, т. е. определенный род, включание в общее знание эмпирических фактов, которые позволяют связать знания о сущности объектов со знанием о их явлении и др.
Итак, центральный момент понимания того или иного сообщения - выявление его социального значения, общественного смысла. Но, чтобы то или иное знание, имеющее общественное значение, превратилось в регулятор деятельности отдельного индивида, стало фактором его успешной деятельности, оно должно приобрести для него личностный смысл. Механизм этого превращения связан с оценкой индивидом понятого знания. Индивид превращает общественную значимость той или иной информации в личностный смысл, во-первых, в том случае, если она соответствует его потребностям, ценностным ориентациям, во-вторых, если он уверен в истинности этой информации. Но если человек уверен в истинности того или иного знания, то оно, как известно, становится его убеждением, принимается и включается в структуру его индивидуального сознания, превращается в его личностный смысл, его личностную ценность. Только в этом случае усвоенное индивидом знание становится фактором успеха в его реализации. Если социальное значение информации выражает общественное отношение к действительности, то личный смысл - личное отношение к этой социально осмысленной действительности.
Но индивиды понятое знание (например, понятый смысл нравственных норм) могут не только принимать, но и отвергать. Это имеет место, например, в том случае, если человек не верит в то, что, следуя нормам нравственности, в обществе можно добиваться успеха, и исходит из установки, что для достижения цели все средства хороши. Человек может отвергать усвоенное из общественного опыта знание и в том случае, если убеждается, что в определенных отношениях оно является ошибочным [2].
В заключение следует отметить, что пониманием смысла воспринимаемой информации обеспечивается появление у реципиентов гносеологических образов тех явлений действительности, которые выражаются в этом смысле. Смысл - это значение знаков, а значения - это образы реальных явлений действительности. Следовательно, непонимание - неспособность обнаруживать за значением знаков те гносеологические об-
разы, которые отражают какие-то явления действительности. Поэтому понимание у всех потребителей информации выступает как метод или средство познания явлений действительности. При непосредственном же познании человеком других людей и различных социальных явлений, процессов все происходит наоборот: на основе познания достигается понимание.
Естественно, возникает вопрос о том, каковы причины неэффективной, малоуспешной коммуникации, выражающейся преимущественно в состоянии непонимания между говорящим и слушающим. Видимо, можно выделить три варианта неудач в общении. Общее между ними состоит в том, что они связаны либо с невежеством в вопросах норм коммуникативной культуры, либо их знанием, но нежеланием выполнять, либо с их сознательным игнорированием.
Первый вариант связан с низким уровнем коммуникативной культуры говорящего или его недостаточной подготовленностью. Выделим некоторые их проявления:
1) недостаточно владеет предметным содержанием своей речи, не все сам понимает из того, о чем говорит, в высказываниях допускает нечеткость, неопределенность;
2) использует слова, в том числе и иностранные, которых нет в лексике собеседника, и не разъясняет их, неуместно использует слова-паразиты, жаргонную лексику;
3) не использует в речи разного рода выразительные средства (например, сравнения, афоризмы и др.), прибегает к усложненному, витиеватому стилю изложения;
4) недостаточно структурирует речь;
5) логическая противоречивость высказываний, наличие в речи смысловых разрывов и скачков мысли, недостаточная аргументированность тех или иных тезисов;
6) отсутствие учета реакции слушателей и инициирования ответных реакций;
7) отсутствие позитивной настроенности на общение с аудиторией, восприятие слушателей как чего-то внешнего и даже чуждого;
8) несоответствие интонации, мимики и жестов тому, о чем говорится, т. е. разрыв между вербаликой и невербаликой;
9) Высокий темп изложения, не позволяющий слушателям ни своевременно осмысливать информацию, ни вести конспект;
10)речь является в основном монологической, диалог используется редко или вообще не используется.
Из всего сказанного очевидно, что низкий уровень компетентности и подготовленности говорящего не только является препятствием в его коммуникативной самореализации, причиной его неудач, но и объективной причиной коммуникативной неуда-
чи и компетентного слушателя. В этой ситуации последний может достичь своей цели в лучшем случае лишь частично и часто сожалеет, что зря потратил время на слушание (по этой причине часть студентов отказывается посещать лекции некоторых преподавателей).
Второй вариант неудач в общении связан с достаточно высоким уровнем компетентности и подготовленности говорящего и низким уровнем подготовленности слушателя. В литературе отмечается, что причинами того, почему большинство людей не в состоянии адекватно воспринимать слова собеседника, является то, что они просто не хотят (нет мотивации) или не умеют слушать, не подготовлены к слушанию. Поэтому говорят: «Слушатели обычно не слушают; а если слушают, то не слышат; а если и слышат, то не понимают; а если и понимают, то не так». Это выражается в следующем:
1) в отсутствии мотивации, интереса к получению знаний, к поиску истины;
2) в отсутствии осознания значимости получаемых знаний для будущей деятельности;
3) в равнодушии к собственным успехам в приобретении коммуникативной компетенции, в равнодушии к говорящему и теме беседы;
4) в предвзятом отношении к говорящему, следствием чего может быть ложная интерпретация услышанного, неадекватная оценка получаемой информации; В. Куль-тыгин отмечает: «Не страшно, когда тебя вообще не понимают. Гораздо страшнее, когда тебя понимают превратно» [1, с. 535];
5) в неумении слушать, выражающемся в неспособности выделять в услышанном блоки информации, выделять главные мысли и наиболее ценную для себя информацию, а также сколько-нибудь четко выделять то, что понятно и что непонятно, нежелание задавать вопросы говорящему (например, преподавателю);
6) в отсутствии готовности к слушанию, проявляющейся в сосредоточенности на своих мыслях и чувствах, в общении с другим слушателем, в занятии посторонними делами и т. д.
Некомпетентность, неподготовленность слушателя в общении является не только причиной его коммуникативных неудач, но и объективным препятствием коммуникативной самореализации говорящего, причиной его неудач.
Мы здесь представили идеальную модель некомпетентности, неподготовленности к общению говорящего и слушающего. В реальной жизни в различных видах общения (напр., в учебной деятельности), наряду с их неподготовленностью, всегда имеет ме-
сто та или иная их подготовленность. При 5) использование аргументов к неве-
этих условиях позитивная коммуникативная жеству («Каждый образованный человек
самореализация коммуникантов является знает...»).
неполной, с дефектами. И поскольку дефек- Некоторые отрицательные характероло-
ты в деятельности и говорящего, и слушаю- гические качества коммуникантов: амбици-
щего ведут к объективно отрицательному озность, самомнение, нетерпимость к возра-
результату, то это дает основание признать жениям, критике, лицемерие, хитрость, на-
такую самореализацию противоречивой, смешливость, язвительность, лживость, ци-
являющейся одновременно и положитель- низм. Эгоист всегда наступателен, агресси-
ной и отрицательной. Особенностью этой вен, изобретателен, мстителен.
амбивалентной самореализации является Разумеется, в отрицательной коммуни-
то, что в ней ни в целях ее коммуникантов, кативной самореализации кто-то из комму-
ни в используемых средствах нет ничего никантов или оба в каких-то отношениях
злонамеренного. могут добиваться неправедных успехов, но
Третий вариант общения связан с отри- сама по себе эта коммуникация является де-
цательной коммуникативной самореализа- структивной, так как в ней игнорируются
цией. Она имеет место тогда, когда говоря- нравственные, языковые и логические нор-
щий или говорящий и слушающий характе- мы. Эта коммуникация разрушает человече-
ризуются аморальностью целей, мотивов, ские отношения и наносит вред не только ее
использованием антикультурных средств их «жертвам», но и «победителям», так как они
достижения и определенным набором отри- отчуждаются от людей, подвергаются их
цательных характерологических качеств. нравственному осуждению и, в конечном
В основе отрицательной мотивации ле- счете, обречены на отрицательное одиноче-
жит эгоизм личности, характеризующийся ство. Кроме того, в зависимости от получае-
предпочтением собственных интересов ин- мой выгоды за счет других путем обмана,
тересам других людей. Приведем некоторые они могут быть привлечены и к уголовной
из них: ответственности.
1) стремление достигать посредством Таким образом, позитивная устнорече-
общения не только каких-то материальных вая коммуникативная самореализация лю-
выгод, но и получать выгоду от принижения собеседника, чтобы на этом фоне лучше вы- дей является конструктивной. Ее результат -взаимопонимание субъектов общения, удов-
глядеть самому; летворение своих потребностей, истинный
2) установка на нейтрализацию собе- успех. Она - условие достижения успехов в
седника, нанесение ему ущерба; других видах самореализации личности.
3) стремление любой ценой победить в Устноречевая коммуникативная само-
споре, добиться над противником превос- реализация с дефектами - противоречива. Ее
ходства. результат - неполное удовлетворение по-
Примеры использования некоторых антикультурных коммуникативных средств: требностей субъектов общения, успех в одних отношениях и неудачи в других. Таким же
1) подмена решения проблемы отно- неоднозначным является и ее воздействие на
шением к личности собеседника; другие виды самореализации личности.
2) использование для доказательства Отрицательная устноречевая коммуни-
своей правоты и для введения собеседника в кативная самореализация - деструктивна.
заблуждение любых аргументов, в т. ч. и по- Ее результат - удовлетворение потребно-
строенных на лжи; стей одних субъектов общения за счет дру-
3) сознательное искажение предмета гих или в каких-то отношениях каждого из
обсуждения, уклонение от темы; них за счет других. Достигнутый в них успех
4) использование аргументов к лично- есть неправедный успех, лжеуспех. Эта са-
сти - угроз, навешивания ярлыков, оскорб- мореализация на другие виды деятельности
лений, преуменьшение собеседника в деле эгоистических субъектов оказывает только
сотрудничества, перебивание собеседника, отрицательное воздействие.
ориентация только на его критику;
ЛИТЕРАТУРА
1. Антология мысли в афоризмах. М. : Вече, 2008.
2. Гусева С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии: филос.-гносеол. Анализ. М. : Полииздат, 1985.
3. Волков А. И. Психология общения. Ростов н/ Д. : Феникс, 2007.
4. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб. : Прайм-Еврознак, 2003.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
6. Чудинов А. П. Политическая лингвистика : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2006.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.