ПАТРИАРХИ АГРАРНОЙ НАУКИ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
УСТЕНКО ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ (1915-1975 ГГ.)
är.n. Устенко - один из основателей агрономического факультета, заведующий кафедрой физиологии растений и микробиологии. Один из ведущих ученых, которые разработали научное направление «Метод прогнозирования и оптимитизации получения высоких урожаев».
Г.П. Устенко в коллективе
агрономического факультета всегда по возрасту и, особенно по духу, относился к молодому поколению педагогов и ученых. Я его знал свыше четверти века, точнее 27 лет.
Вначале - как студент первокурсник, а после окончания института - как прекрасного преподавателя и научного сотрудника.
Г еоргий Петрович прожил
сравнительно короткую, но богатую событиями жизнь. Для меня он был требовательным учителем и близким товарищем.
В Урюпинске он был ближайшим сподвижником первого директора института Н.Д. Рыжутина. Вместе с директором он вел активную общественную жизнь, организовывал собрания, конференции, политбеседы в учебном корпусе института и общежитие. Нередко видели его в военной форме.
Родился Г.П. Устенко в 1915 г. в Сумской области. В 1938 г. окончил с отличием Харьковский сельскохозяйственный институт. Участник Великой Отечественной войны. В армию был призван в Киеве в 1941 г. Участвовал в боях по защите Сталинграда в составе 28 армии генерала В.Ф. Герасименко, получил ранение.
По окончанию войны в 1944 г. Георгий Петрович приехал в Урюпинск и был зачислен в институт преподавателем физиологии растений вначале в сборную кафедру, а затем заведующим кафедры физиологии растений и микробиологии. Почему-то все его звали Юрием Петровичем. Так он представлялся и студентам на первых лекциях и занятиях.
В институт Г.П. Устенко пришел не новичком в науке. В довоенных изданиях Академии Наук СССР им было опубликовано несколько научных статей по влиянию минеральных солей на фотосинтез при разном количестве ассимилянтов в листе (статья была представлена академиком A.A. Рихтером). Не меньшее значение имела статья по влиянию основных элементов корневого питания на фотосинтез и дыхание свеклы и другим вопросам.
В Урюпинске в 10 км от института располагалось учебное хозяйство с площадью пашни около 400 га. Некоторые земледелы (Н.Е. Крутиков, П.Ф. Агапов) и растениеводы (С.Г. Конуров, П.П. Бегучев) добились выделения небольших участков земли, на которых со студентами проводили полевые занятия. Вместе с растениеводами Г.П. Устенко закладывал полевые и лабораторные опыты.
Еще большие возможности для экспериментальных исследований получили научные и педагогические работники в Сталинграде. В учхозах
«Донской» и «Горная поляна» Г.П. Устенко были заложены и проведены опыты по изучению влияния минеральных удобрений на формирование урожаев озимой и яровой ржи, кукурузы и других культур. Результаты этих исследований легли в основу кандидатской диссертации, которую он защитил в 1948 году. Экспериментальные данные он опубликовал в академических изданиях. Наш институт еще не имел своей печатной базы.
Дальнейшее углубление исследований по разработке теории выращивания высоких урожаев при разных дозах минеральных удобрений и орошения позволили ему, с не меньшим успехом, в 1963 г. защитить докторскую диссертацию по теме: «Фотосинтетическая деятельность растений - основа формирования высоких урожаев».
Характерной чертой Георгия Петровича как педагога, ученого и человека была повышенная вежливость и уважительность. Я не знал никого, кто бы жаловался на него. Среди педагогической общественности все отмечали его высокое педагогическое мастерство. Его выступления на научных конференциях, советах были примером для подражания. За кафедрой он держался уверенно, непринужденно, говорил с обоснованной увлеченностью чистейшим русским языком, убедительно излагая сущность выступления, поэтому воспринимался с пониманием, а нередко и с восторгом. Короче говоря, Георгий Петрович был замечательным педагогом и обаятельным человеком.
Его лекции по физиологии растений и дарвинизму захватывали нас так, что мы не замечали их конца. Излагал он их четко, в меру громко с подробным обоснованием сущности научных положений. Воспринимали мы их с большим интересом и вниманием. Чем-то они напоминали нам лекции директора института Н.Д. Рыжутина. Они были такими же яркими и убедительными.
В годы нашей активной научно-исследовательской работы Г.П. Устенко, побывав на моих опытах на Сталинградской опытно-мелиоративной станции, предложил мне взять в соисполнители двух его аспирантов.
Один из них совершенно оказался не пригодным для работы по утвержденной теме и через год ушел из аспирантуры. Второй - В.В. Коломейченко - упорно осваивал методику полевых исследований и смог подготовить диссертацию. По результатам выполненных исследований в период с 1960 по 1966 г. мною совместно с Г.П. Устенко, В.В. Коломейченко и другими было опубликовано 5 статей по совершенствованию технологии возделывания промежуточных культур под влиянием орошения, зимних влагозарядковых поливов и удобрений. В.В. Коломейченко стал со временем видным ученым и в 1996 году был избран член-корреспондентом Россельхозакадемии по отделению растениеводство. В настоящее время он работает профессором Орловского государственного сельскохозяйственного университета.
В середине шестидесятых годов в нашей стране окончательно был принят курс на интенсификацию сельского хозяйства по трем главным направлениям: химизация, мелиорация и комплексная механизация аграрного производства. В 1966 г. Майский пленум ЦК КПСС принял решение о создании в Поволжье трех новых научно-исследовательских институтов в Саратовской, Сталинградской и Астраханской областях. В нашей области постановлением Совета Министров в 1967 г. был создан Волжский (ныне Всероссийский) НИИ орошаемого земледелия. Его организацию поручили мне, назначив в марте 1967 г. директором института. В числе первых зачисленных в штат по совместительству были профессора Г.П. Устенко и Т.И. Горин (отец первого тогда вице-президента ВАСХНИЛ). С моим уходом с поста директора ушел из института и Г.П. Устенко.
В дальнейшем свои идеи по физиологическому обоснованию выращивания высоких урожаев Георгий Петрович реализовывал в программированных технологиях, став соавтором разработки «Метода оптимального программирования урожая».
Далеко не все в институте полностью разделяли его представления и взгляды по проблеме совершенствования теории выращивания высоких урожаев. Особенно на первых этапах научных исследования. Нередко возникали горячие споры и несогласия. Георгий Петрович никогда не допускал грубостей в высказываниях ни с кафедры, ни просто в разговорах. Он умел погашать возражение уважительно и культурно, полагаясь на силу логики и фактов, поэтому у него никогда не было явных врагов.
Георгия Петровича все знали веселым и жизнерадостным. Он не любил распространяться о болезнях. Я знал о его коварном заболевании, о том, что врачи настаивали на проведении операции. Но он из года в год отказывался от радикального лечения. Приступ, с которым его доставили в больницу, произошел в субботу. Врачи не смогли правильно установить диагноз -прободение язвы двенадцатиперстной кишки и не спасли его.
Георгий Петрович ушел из жизни в расцвете сил и творческих успехов, известным и авторитетным ученым. После него остался большой задел фундаментальных исследований по фотосинтезу растений и программированию урожая. Им издано 60 научных работ. У него было много военных и послевоенных наград и поощрений.
Профессор А. М. Гаврилов