Научная статья на тему 'Уставы орловских общественных организаций как исторический источник'

Уставы орловских общественных организаций как исторический источник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГЛАМЕНТ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / «НОРМАЛЬНЫЙ» УСТАВ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА / ЧЛЕНСТВО / THE «NORMAL» STATUTE / REGULATION / NON-PROFIT SOCIAL ORGANIZATION / THE MEDICAL COMMUNITY / VETERINARY COMMUNITY / SOCIAL GOALS / OBJECTIVES OF SOCIETY MEMBERSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуларян А. Б.

В статье анализируются уставы общественных организаций как исторический источник. В частности, условия выработки и принятия уставов, особенности правоприменительной практики в разные исторические периоды. В качестве примеров взяты уставы Орловских медицинского и ветеринарного обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гуларян А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARTERS ORYOLS PUBLIC ORGANIZATION AS A HISTORICAL SOURCE

The article analyzes the charters of public organizations as a historical source. In particular, the conditions of development and adoption of the Charter, especially enforcement practices in different historical periods. As examples, drawn statutes Oryols medical and veterinary communities

Текст научной работы на тему «Уставы орловских общественных организаций как исторический источник»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

А.Б. ГУЛАРЯН, кандидат исторических наук, доцент кафедры флософии и истории Орловского государственного аграрного университета

Тел. 8 90516717 91;gugachohan@mail.ru

УСТАВЫ ОРЛОВСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

В статье анализируются уставы общественных организаций как исторический источник. В частности, условия выработки и принятия уставов, особенности правоприменительной практики в разные исторические периоды. В качестве примеров взяты уставы Орловских медицинского и ветеринарного обществ.

Ключевые слова: регламент, некоммерческая общественная организация, «нормальный» устав, медицинское общество, ветеринарное общество, социальные цели, задачи общества, членство.

При изучении официальных документов как советского, так и дореволюционного периодов, особенно таких, как уставы различных учреждений и организаций, можно сравнительно легко оказаться в плену представления о том, что официальный документ содержит однозначно достоверную информацию. Однако это не так, ибо уставы являлись скорее компромиссом между учредителем и государством. В этой связи особенно актуальным является исследование информационного взаимодействия между властью и обществом, движения информации в управляющей вертикали и особенностей правоприменительной практики Российской империи. Не пытаясь найти ответы на все поставленные вопросы, остановимся на отдельных моментах.

Начало формирования нормативно-правовой базы для создания и функционирования некоммерческих общественных организаций в России относится ещё к 1775 г. Именно тогда Екатериной II был принят Указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций. При этом Устав Благочиния 1782 г. Екатерины II, провозгласивший свободу союзов и «частных» обществ, отнес юридические нормы, определяющие их деятельность, к отрасли государственного права. Это привело к тому, что почти сто последующих лет некоммерческие общественные организации в империи легитимизировались исключительно по рескриптам императоров, вследствие чего их численность была ничтожной. Лишь во второй четверти XIX века, несмотря на преследования и жёсткие юридические ограничения, начинает расти число официально созданных общественных организаций, прежде всего благотворительных обществ.

Во второй половине XIX в. отношение к неправительственным общественным организациям несколько смягчилось. Согласно высочайшему рескрипту от 12 января 1862 г., право утверждать уставы «частных» обществ кроме императора получили десять институтов государственной власти - от губернаторов до Отдельного корпуса жандармов включительно. Наступил период ведомственно-циркулярного управления общественными организациями. В то же время изменения порядка регистрации кос -нулись не всех видов некоммерческих организаций. Так, в вышеупомянутом рескрипте 1862 г. особо указывалось: «Во изменение изъяснённого порядка, учреждение

© А.Б. Гуларян

ИСТОРИЯ

обществ для взаимного вспомоществования или с другой благотворительной целью, Высочайше предоставляю, по соглашению с подлежащими ведомствами, министру внутренних дел». В то же время в отношении иных обществ прежний порядок «высочайшего соизволения» сохранялся, вследствие чего, например, императором Александром II в декабре 1863 г. было отклонено хо -датайство об учреждении Петербургского гимнастического общества.

Одной из основных проблем при создании общественных организаций была необходимость грамотно оформить ходатайство и составить устав в рамках тех требований, которые предъявляло правительство к документации легальных обществ. Всякое отступление от канонов грозило неоднократной переделкой положенных документов. Представленный учредителями проект рассматривался многими правительственными учреждениями, каждое из которых могло наложить вето и потребовать доработки и переработки документа, в связи с чем утверждение бумаг порой затягивалось не на один год. К подобного рода случаям можно отнести мытарства учредителей Малоархангельского общества сельского хозяйства, не сумевших в 1 873 г. утвердить свой устав [3, л. 2]. Дело в том, что до 4 марта 1906 г. (когда появились Временные правила об обществах и союзах) среди многочисленных российских законоположений отсутствовал один общий закон об общественных организациях; отдельные законодательные нормы были разбросаны по разным частям Свода законов.

В вопросе о разрешении некоммерческих общественных организаций даже в пореформенное время было много неясного и неопределённого. Единственной общей нормой, говорившей о «законном утверждении обществ», оставалась статья 117 Устава о предупреждении и пресечении преступлений, которая не давала вразумительного ответа на главный вопрос, где и на каких условиях можно получить разрешение на создание общества. Таким образом, установившийся порядок разрешения обществ в форме «высочайшего утверждения», одобренного Комитетом министров, Устав общества основывался не на точной букве закона, а на действующей правовой традиции.

После проведения в жизнь либеральных реформ 1860-х гг. постепенно право разрешения учреждения общественных организаций (кроме обществ, просивших особые льготы и привилегии) перешло

к соответствующим министрам: внутренних дел, народного просвещения, государственных иму-ществ и пр. Однако с 1896 г. ввиду многочисленных заявок на открытие обществ, поступавших в министерства, порядок разрешения некоммерческих обществ ещё более упрощается: разрешение на открытие объединений, принимавших изданные для них министерствами нормальные или примерные уставы, давала местная администрация (губернаторы, градоначальники). Иногда, чтобы ускорить процесс утверждения устава, учредители общества обращались за помощью к влиятельным лицам. Дело с легализацией объединения упрощалось и в том случае, если оно создавалось по стандартным («нормальным») уставам.

Действительно, правовые основы функционирования добровольных общественных организаций тщательно регламентировались в первую очередь их собственными уставами, которые «лишь в самой незначительной степени являлись продуктом творчества их учредителей». В то же время необходимо отметить, что уставы 1860-х гг. обладали достаточно произвольной манерой изложения материала, отражавшей индивидуальность составлявшего их автора. Не имея под рукой справочной литературы по составлению уставов (особенно в уездных городках и сельской местности), учредители руководствовались исключительно собственными соображениями, превращая устав в громоздкое подобие правил поведения или сборника этикета. Очень часто учредители какого-либо общества брали за образец утвержденный уже устав аналогичного общества и дорабатывали его под себя. Так, Орловский музыкально-драматический кружок использовал для своего устава опыт Виленского, Калужского и Московского драматических обществ [4, л. 2], а устав Орловского общества любителей изящных искусств копировал устав аналогичного общества в Саратове [6, л. 1]. Второй пример подобного рода будет подробно описан ниже. По мере роста числа общественных организаций и демократизации их состава требования, предъявляемые чиновниками к уставам, становились более жёсткими, чему способствовали принятые министром внутренних дел правила от 29 апреля 1897 г. Вследствие этого уставы многих старых обществ подвергались пересмотру с целью приведения их в соответствие с новыми требованиями.

Типовая структура устава была изложена К.Г. фон-Плато в составленных им «Общих указаниях

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

для составителей уставов»: «Каждый устав должен начинаться указанием цели учреждения общества и способов достижения этой цели. Далее перечисляются средства, которыми общество предполагает покрывать свои расходы, указывается состав общества, обязанности и права членов, порядок управления его делами и отчетности, и, наконец, приводятся постановления на случай закрытия общества и ликвидации его дел» [1]. Разрешительный порядок учреждения «частных» обществ и учреждений был усовершенствован в 1897 г. Были разработаны «нормальные» (примерные) уставы, такие как «Нормальный устав общественных собраний», «Устав общественного призрения в России», «Примерный устав общества пособия бедным», «Устав попечительского общества о доме трудолюбия» и т.д. Таким образом, законодательные и уставные акты являлись основой правового существования легальных общественных организаций. Именно поэтому их роль в процессе образования объединений так значительна. В то же время, сталкиваясь с реалиями жизни, добровольные общества старались втиснуть в жёсткие рамки уставов разнообразные, порой неожиданные формы своей деятельности, ориентируясь на местные условия и потребности членов своих организаций.

Активная деятельность общественно-культурных организаций обращала на себя пристальное внимание со стороны местной администрации и правоохранительных органов, стремившихся регламентировать её настолько, чтобы каждый шаг членов объединений находился под постоянным контролем. В арсенал контролирующих средств входили ежегодные отчеты обществ перед губернатором и Министерством внутренних дел, регулярно посылаемые властям извещения о своих заседаниях, а также ходатайства на проведение любого массового мероприятия (лекции, народных чтений, спектакля, концерта, бала, маскарада, вечера и пр.), присутствие полицейских чинов на них с обязательным последующим отчетом перед губернатором о правильном расходовании денег, полученных с продажи билетов, и т.п.

* * *

В пореформенное время в среде так называемой «образованной публики» усиливалась обеспокоенность здоровьем нации. Это активизировало работу по учреждению и деятельности в России

медицинских обществ. В области здравоохранения работало несколько общероссийских организаций: Русское общество охранения народного здравия, Общество русских врачей памяти Н.И. Пирогова, Всероссийское общество Красного Креста, Всероссийская лига для борьбы с туберкулёзом, а также огромное количество провинциальных медицинских обществ.

Исследователь истории гражданского общества в дореволюционной России А.С. Туманова утверждает в своих работах, что провинциальные медицинские общества были многопрофильными организациями и объединяли целый ряд отраслей медицины, а также занимались организацией здравоохранения и проведением санитарно-эпидемических мероприятий в своих регионах. Кроме того, медицинские общества внесли заметный вклад в рост профессионализма медиков, а также способствовали развитию их корпоративного сознания и культуры самоорганизации [2, с. 97-99]. Эти выводы находят свое подтверждение при изучении уставов медицинских обществ, действовавших до революции в Орловской губернии.

Орловское общество врачей было образовано 20 апреля 1861 г. из потребности объединить и ко -ординировать деятельность медицинских работников на территории Орловской губернии. Первоначально данное общество объединяло врачей, фармацевтов и ветеринаров, практикующих на территории губернии. Общество было переименовано в 1891 г. в медицинское общество, а в 1895 г. от него отделилось Орловское ветеринарное общество.

В фонде орловского губернатора Государственного архива Орловской области имеются тексты «Устава Общества орловских врачей» (Стол 1 , дело 4810), «Устава Орловского медицинского общества» (Стол 1, дело 3045), а также «Устава Орловского ветеринарного общества» (Стол 1, дело 3653). Эти уставы являются важным историческим источником, способным показать динамику развития системы здравоохранения Орловской губернии и прояснить вопрос по поводу типологи-зации медицинских обществ. Некоторые исследователи при классификации общественных организаций выделяют медицинские общества в отдельную самостоятельную категорию. Но это неконструктивно, ибо тогда мы должны выделять в отдельные разделы все научные, досуговые и профессиональные организации на том основании, что они имеют свою специфику. Но, с другой стороны,

ИСТОРИЯ

медицинские задачи действительно достаточно специфичны, и их трудно интерпретировать или как только научные, или как только профессиональные.

Устав Общества орловских врачей был издан в Орле в типографии газеты «Орловский вестник» в 1882 г. На обложке кроме заголовка имеется следующая надпись: «На подлинном написано «Утверждаю». Апреля 11 дня 1863 г. Министр внутренних дел статс-секретарь Валуев. Верно: Директор медицинского департамента Е. Пеликан». Устав представляет собой восемь листов белой немелованной бумаги формата 1/16 листа. На последнем листе стоят подписи директора медицинского департамента Е. Пеликана, начальника отделения Ф. Исмена и секретаря общества А. Красина [8 л. 17-21].

Устав Орловского медицинского общества 1891 г. представляет собой машинописный экземпляр, выполненный на мелованной бумаге формата У (современный А-4) черной машинописной лентой. Документ озаглавлен: «Устав Орловского медицинского общества, утвержденный 23 мая 1891 г. взамен устава 1863 г.». Объем документа - шесть листов [5 л. 6-12]. Устав Орловского ветеринарного общества также представляет собой машинописный экземпляр на трех листах, озаглавленный: «Устав Орловского ветеринарного общества. Утверждаю ноября 10 дня 1895 г. Управляющий Министерством внутренних дел, сенатор Горемыкин» [7 л. 20-23]. Автор предполагает, что этот документ является копией устава, предназначенного для тиражирования в типографии.

* * *

При анализе содержания уставов сразу начинаются сложности с классификацией медицинских обществ, ибо по закрепленным «Общим положениям» их с равной степенью можно отнести как к научным, так и к профессиональным организациям. В Уставе 1863 г. первый параграф записан в следующей формулировке: «Общество орловских врачей имеет целью следить за современными успехами всех отраслей медицинской науки и врачебного искусства, способствовать дальнейшему развитию членов его и оказывать вспомоществование бедным врачам, их вдовам и сиротам». Из самой формулировки положения видно, что собственно научные и профессиональные цели общества поставлены на первое место, а цели социальной защиты обозначены в конце пункта. Тем не

менее и профессиональные, и социальные цели общества объединены в одном пункте.

Задачи общества конкретизированы во втором параграфе Устава Общества орловских врачей 1863 г., который разбит на пять пунктов, маркированных буквами латинского алфавита (что тоже является спецификой медицинского общества, ибо в других уставах используется кириллица). Выясняется, что для достижения своих целей общество врачей:

а) «занимается чтением врачебных сочинений, журналов, газет»; в) «наблюдает характер болезней в Орловской губернии»;

с) собирает и изучает материалы «для медицинской географии и медицинской статистики губернии»; ё) собирает и изучает наблюдения «о замечательных болезнях, отчеты госпитальных или вольнопрактикующих врачей и судебно-медицинских исследований, произведенных судебными врачами»; е) создает кабинет «для чтения оригинальных сочинений, журналов и газет по всем отраслям врачебных наук». Планировалось также приобретение медицинских инструментов и приборов для кабинета.

Все эти задачи так или иначе связаны с профессиональным статусом медицинских работников, их научной деятельностью и повышением квалификации. Второй параграф устава ничего не говорит о задачах помощи больным или о социальной защите самих врачей. Столь узкая постановка задач не могла способствовать активизации имеющегося в провинциальном обществе потенциала для ускорения развития медицины в Орловской губернии, тем более что земские учреждения, а значит, земская медицина еще не были созданы.

В Уставе Орловского медицинского общества 1891 г. научные и профессиональные задачи, с од -ной стороны, и социальные задачи - с другой оказались разведены. Первый параграф целиком посвящен задачам развития медицины в Орловской губернии и разбит на восемь пунктов, маркированных буквами кириллического алфавита (в отличие от устава 1863 г., где использовался латинский алфавит). Сравнение их с пунктами Устава 1863 г. показывает, что четыре пункта параграфа первого в Уставе 1891 г., а именно: «г)», «д)», «е)», «з)», не имеют аналогов в старом уставе и введены

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

вновь. Был исключен пункт «е)» старого устава, поскольку задачи, запланированные для этого пункта, были выполнены: медицинский кабинет был создан и действовал. Все остальные пункты старого устава вошли в новый и были только слегка отредактированы.

Какие же пункты появились в параграфе первом Устава медицинского общества в 1891 году ? Рассмотрим их содержание.

Пункт «г)» ставит задачу проведение «с надлежащего разрешения» просветительских лекций и издание «с соблюдением общих цензурных правил» популярной литературы по медицине для «распространения в народе здравых понятий по предметам общей и частной гигиены, искоренения невежества, суеверия и предрассудков в деле народного здравия».

Еще более интересен с точки зрения анализа происшедших изменений пункт «д)». В нем общество обязуется оказывать «содействие местной администрации, земству и городскому управлению в решении вопросов по врачебной части»

Пункты «е)» и «з)» были призваны увеличить профессиональное и личное взаимодействие между врачами - членами общества. В первом пункте члены обязывались делать друг другу доклады о наблюдениях за болезнями, о наиболее успешных способах лечения, о новых открытиях и изобретениях, во втором выражалась надежда, что общество будет способствовать «личному, более тесному сближению между собой членов для поддержания доброго согласия и взаимодействия в видах пользы науки и общественного здравия».

Социальные цели общества вынесены во второй параграф Устава 1891 г. и несколько расширены. Кроме «доставления возможной помощи бедным врачам, их вдовам и сиротам» медицинское общество оговаривает себе право на открытие в городе Орле лечебницы. Здесь тоже видно расширение целей и задач общества за счет краткосрочной перспективы.

В этом отношении Устав ветеринарного общества 1895 г. кажется наиболее ясно проработанным. Это неудивительно, ибо по времени это более поздний документ, появившийся после того, как ветеринария окрепла достаточно для того, чтобы отпочковаться от общей медицины. Кроме того, в своем прошении на имя орловского губернатора ветеринары прямо указали, что образцом для них послужил Устав общества ветеринарных врачей в

городе Одессе, утвержденный министром внутренних дел 5 июня 1893 г. [7 л. 1.] Даже его стиль изложения - более лаконичный и четкий - отличается от стиля уставов медицинского общества.

Параграф первый решен здесь в следующей формулировке: «Общество имеет целью изучение эпизоотических и других болезней животных, изыскание средств к предупреждению и ограничению их, собирание и разработку статистических данных о болезнях домашних животных и изучение местных условий, влияющих на происхождение этих болезней». То есть он полностью посвящен научным и профессиональным задачам ветеринарной медицины и не сильно отличается от соответствующих параграфов уставов общества врачей и медицинского общества. Хочется отметить лапидарность формулировки параграфа, в одном предложении наметившего четыре направления работы вновь создаваемого общества.

В противоположность первому параграфу этого устава, положения второго параграфа оказались размыты: «В круг деятельности общества входят кроме всех отраслей научной и практической ветеринарии вопросы, имеющие прямое отношение к быту ветеринарного сословия». Представляется, что такая формулировка была выбрано намеренно, дабы избегать возможных административных ограничений в деятельности социального характера. Подобная формулировка намного шире «доставления возможной помощи бедным врачам, вдовам и сиротам» из Устава 1891 г. как по средствам социальной защиты, так и по объектам защиты.

Закреплены в Уставе ветеринарного общества и положения, аналогичные пунктам «г)» и «д)» первого параграфа Устава медицинского общества. В параграфе третьем ветеринарное общество закрепляет за собой право проводить популярные лекции и издавать популярные сочинения «в видах распространения в публике здравых понятий по различным вопросам ветеринарии» и «с точным соблюдением всех действующих по сим предметам узаконений». По параграфу четвертому общество пользуется правом представлять «на благоусмотрение правительства» меры по развитию скотоводства и предотвращению эпизоотий. Выделение подобных положений в самостоятельные параграфы можно расценивать как шаг вперед по отношению к Уставу медицинского общества, ибо повышало их значимость.

ИСТОРИЯ

По-разному решен в Уставах медицинского общества 1863 и 1891 гг. вопрос информирования общественности о результатах деятельности медицинского общества. Если в Уставе 1863 г. Общество орловских врачей обязуется обнародовать «результаты своих заседаний» в газете «Орловские губернские ведомости», то по Уставу 1891 г. Орловское медицинское общество пользуется правом ежегодно публиковать собрания своих трудов и отчетов самостоятельно, но «с надлежащего разрешения и с соблюдением правил». То есть у врачей появляются средства для типографских расходов по печатанию «Трудов Орловского медицинского общества». Аналогичное право закреплено в тридцатом параграфе Устава 1895 г. - ветеринары собирались с дозволения цензуры издавать «Труды Орловского ветеринарного общества» с приложениями, а также протоколы своих заседаний.

Существенным отличием ветеринарного Устава от медицинских следует считать закрепленное в пятом параграфе право «предлагать темы для конкурса, присуждать и выдавать денежные премии за выдающиеся сочинения и работы из области ветеринарии, естествознания и сельского хо -зяйства». Премии должны были выделяться «из сумм, специально на то назначенных или пожертвованных обществу». Подобного положения не имеется в собственно орловских уставах, оно появилось под явным влиянием одесского.

Об увеличении сил и средств Орловского медицинского общества и о росте активности общественных сил в стране свидетельствуют и изменения положений устава, связанные с членством и управлением организацией. По Уставу 1863 г. в обществе состояли действительные члены и кор -респонденты. Согласно параграфу девять Устава 1863 г.: «Действительными членами общества могут быть все врачи, фармацевты, ветеринары, проживающие в городе Орле и в Орловской губернии и изъявившие на то свое согласие». Следующие два параграфа излагали обязанности действительных членов: выступать раз в год со статьёй своего собственного сочинения на медицинскую тему и уплачивать пять рублей членских взносов на расходы общества. Параграф четырнадцатый приглашал в члены-корреспонденты общества «всех врачей уездных городов Орловской губернии и других врачей, изъявивших желание участвовать в занятиях общества доставлением и разработкой сведений, указанных в § 2 устава».

Эти положения характеризуют изучаемую общественную организацию не только как научную и профессиональную, но и узко корпоративную организацию, ибо медицинские работники и до сего дня остаются узкой замкнутой корпорацией, отделенной от остального общества специфическим образовательным цензом. Становится более понятной и ранняя дата образования Общества орловских врачей, устав которого был утвержден министром внутренних дел Валуевым на два года раньше нового устава Орловского дворянского собрания (1865 г.) и на пять лет раньше устава Орловского купеческого собрания (1869 г.).

Устав 1891 г. существенно расширил понятия членства в медицинском обществе. Кроме действительных членов и членов-корреспондентов шестой параграф устанавливает почетное членство и соревновательное членство. Согласно восьмому параграфу Устава: «В почетные члены общество избирает лиц, известных своей ученостью или покровительством врачебной науке, а также содействовавших своим влиянием и трудами делу общества» [5 л. 7 об.]. Как видно из формулировки, разработчики нового устава попытались предусмотреть разнообразные случаи почетного членства. На него могли претендовать и ученые академического типа, выдающиеся светила медицины, и высшие государственные служащие, содействующие развитию медицины в стране, и филантропы, жертвующие на развитие медицинских учреждений.

Параграф десятый определяет соревновательное членство: «Членами-соревнователями могут быть естествоиспытатели... изъявившие желание содействовать своими трудами обществу. содействовать обществу материальной поддержкой, пожертвованием деньгами, книгами, инструментами, медикаментами». То есть членом-соревнова-телем мог стать любой желающий человек с естественнонаучным образованием. Это открывало приток в общество образованной публики, что являлось существенной приметой времени. Именно против этого категорически возражал орловский губернатор Шидловский, справедливо замечавший: «Не стоит вводить в общество членов-сорев-нователей, так как общество наполнится людьми, незнакомыми с врачебной наукой и характер общества нарушится» [5 л. 4.].

Устав ветеринарного общества 1894 г. устанавливает следующие виды членства: почетное, дей-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ствительное, сотрудники и соревнователи. Причем по параграфу восьмому действительными членами общества могли быть «исключительно лица, имеющие звание ветеринара и проживающие в г. Орле и Орловской губернии». Следующий параграф устанавливает, что членами-сотрудниками могут быть «все ветеринары и все лица с высшим образованием, имеющие какое-либо отношение к ветеринарной медицине и естествознанию». То есть здесь мы видим ту же самую узкую корпорацию, что и по девятому параграфу Устава общества врачей 1863 г.

В то же время почетное и соревновательное членство существенно расширяет состав ветеринарного общества. Их формулировки аналогичны соответствующим в медицинском Уставе 1891 г. с поправкой на ветеринарию и с оговоркой, что почетным членом могут быть люди «всех стран света» (влияние Одессы, крупного порта, завязанного на международную торговлю), известные своими учеными трудами «в области ветеринарии, медицины и вообще естествознании», либо «оказавшие обществу значительные услуги». Эта формулировка несколько шире, чем в медицинском Ус -таве. Оговаривается также, что человек, претендующий на соревновательное членство, должен внести в кассу общества не менее пятнадцати рублей. Это положение более конкретно, чем в медицинском Уставе.

Новым положением, не встречающимся в уставах медицинского общества, были ограничения, наложенные на членство в Уставе Орловского ветеринарного общества. По этим ограничениям членами общества не могли быть: а) женщины,

б) несовершеннолетние, за исключением имеющих классный чин, в) учащиеся, нижние чины и юнкера, г) ограниченные в правах по суду. В данном случае этот пункт являлся одним из требований «нормального» устава и был обязательным для уставов общественных организаций в конце XIX века. Он появляется в большинстве уставов орловских общественных организаций, принятых в это время (Общества любителей изящных искусств, Орловского общества велосипедистов, Орловского общества рыболовства и т.д.).

В то же время необходимо отметить, что административный контроль над деятельностью Орловского медицинского общества по новому Уставу 1891 г. усилился. Об этом свидетельствует пятый параграф, по которому медицинское об-

щество состояло под наблюдением орловского губернатора и обязывалось представлять последнему информацию о времени и месте своих собраний, а также протоколы, постановления и отчеты о своей деятельности. В Уставе 1863 г. такого положения не было.

Содержание уставов также демонстрирует расширение состава управления обществом. По параграфу шестому Устава 1863 г. правление Общества орловских врачей состояло из президента общества и секретаря, совмещающего обязанности кассира и библиотекаря. Параграф восемнадцатый Устава 1891 г. определял, что управление медицинским обществом осуществляют председатель, заместитель («товарищ») председателя, секретарь, кассир и библиотекарь. Тут мы видим и расширение состава правления за счет введения новых должностей кассира и библиотекаря, и переименование высшего должностного лица из президента в более демократического председателя. Это расширение не потребовалось бы, если бы не разрослись дела общества и не увеличилось подотчетное имущество общественной организации.

Действительно, обязанности должностных лиц по Уставу распределились следующим образом. Председатель общества вёл собрания, наблюдал за «порядком дел» в обществе, отслеживал нарушения Устава и правил, проводил в жизнь постановления общества. Секретарь вёл дела общества, составлял отчеты, подписывал исходящие бумаги и хранил печать общества. Кассир хранил деньги, вёл приходно-расходные книги и должен был отчитываться в своих действиях перед ревизионной комиссией. Библиотекарь заведовал библиотекой, кабинетами анатомии и фармакологии, хирургическими инструментами и аппаратами. Разумеется, прежний состав правления при всем желании не мог бы должным образом поддерживать подобное количество дел [5 л. 9 об .-10 об.].

Таким образом, анализируя три представленных устава общественных организаций, мы видим эволюцию от узких научных задач Общества орловских врачей к более широким профессиональным и социальным целям Орловского медицинского общества и Орловского ветеринарного общества. По новым уставам общества претендуют на просветительскую деятельность, содействие местной администрации и общественному самоуправлению, готовы открыть свои собственные лечеб-

ницы. Это свидетельствовало не только об увеличения сил и средств данных конкретных обществ, но и об изменении общественной ситуации в стране, что позволило ставить подобного рода задачи. Расширение круга уставных задач и само приня-

тие нового Устава совпали с началом в России нового общественного подъема, отмеченного в мемуарах ряда современников: П.Н. Милюкова, В. А. Маклакова, В. А. Оболенского и других общественных деятелей той эпохи.

Библиографический список

1. Положения о частных обществах, утверждаемых с разрешения министерств, губернаторов и градоначальников / Сост. К.Г. фон-Плато. - Рига, 1903.

2. Туманова А.С. Общественные организации и русская публика в начале ХХ века. - М.: Новый Хронограф, 2008.

3. ГАОО. Ф. 580, ст. 1. Д. 2440.

4. ГАОО. Ф. 580, ст. 1. Д. 2522.

5. ГАОО. Ф. 580, ст. 1, Д. 3045.

6. ГАОО. Ф. 508, ст. 1. Д. 3466.

7. ГАОО. Ф. 580. ст. 1, Д. 3653.

8. ГАОО. Ф. 580, ст. 3. Д. 4810.

A.B. GULARYAN

CHARTERS ORYOL’S PUBLIC ORGANIZATION AS A HISTORICAL SOURCE

The article analyzes the charters of public organizations as a historical source. In particular, the conditions of development and adoption of the Charter, especially enforcement practices in different historical periods. As examples, drawn statutes Oryol’s medical and veterinary communities

Key words: regulation, non-profit social organization, the «normal,» statute, the medical community, veterinary community, social goals, objectives of society membership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.