Научная статья на тему 'УСТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА В ИУДЕЕ КАК ФОН БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ'

УСТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА В ИУДЕЕ КАК ФОН БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Римская республика / Иудея / Гней Помпей / Хасмонеи / Roman Republic / Judea / Gnaeus Pompeii / Hasmonea

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лапин Денис Леонидович

Автор анализирует в статье политическую ситуацию в Иудее в начале I в. до Р. Х. и выделяет причины установления в ней римского господства. Особенное внимание уделено деятельности Гнея Помпея, сумевшего воспользоваться политическим кризисом в Иудее в ходе борьбы за власть между представителями династии Хасмонеев. Это позволило Помпею вторгнуться в Иудею в 63 г. до Р. Х. и установить над ней римский протекторат. Это послужило прологом для превращения Иудеи в провинцию Рима в 6 г. по Р.Х.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лапин Денис Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF ROMAN RULE IN JUDEA AS THE BACKGROUND OF BIBLICAL EVENTS

The author analyzes the political situation in Judea at the beginning of the first century BC. and highlights the reasons for the establishment of Roman rule in it. Special attention is paid to the activities of Gnaeus Pompey, who managed to take advantage of the political crisis in Judea during the power struggle between the representatives of the Hasmonean dynasty. This allowed Pompey to invade Judea in 63 BC and establish a Roman protectorate over it. This served as a prologue for the transformation of Judea into a province of Rome in 6 BC.

Текст научной работы на тему «УСТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА В ИУДЕЕ КАК ФОН БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ»

УДК 22.09(35)

DOI: 10.24412/2309-5164-2021-4-28-34 ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Лапин Денис Леонидович, Студент 2 курса Костромской духовной семинарии e-mail: denilapin@mail.ru

УСТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА В ИУДЕЕ КАК ФОН БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ

Автор анализирует в статье политическую ситуацию в Иудее в начале

I в. до Р. Х. и выделяет причины установления в ней римского господства. Особенное внимание уделено деятельности Гнея Помпея, сумевшего воспользоваться политическим кризисом в Иудее в ходе борьбы за власть между представителями династии Хасмонеев. Это позволило Помпею вторгнуться в Иудею в 63 г. до Р. Х. и установить над ней римский протекторат. Это послужило прологом для превращения Иудеи в провинцию Рима в 6 г. по Р.Х. Ключевые слова: Римская республика, Иудея, Гней Помпей, Хасмонеи. Цитирование: Лапин Д. Л. Установление римского владычества в Иудее как фон библейских событий // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 4. — С. 28-34.

На рубеже 11-1 вв. до Р. Х. Иудеей правила Хасмонейская династия, представители которой во II в. до Р. Х. возглавили освободительное движение против власти сирийских правителей Селевкидов. Первоначально вождем восставших был священник Маттафия из поселения Модиин, после его смерти — сын Иуда. После гибели Иуды вождем народа и первосвященником стал

его брат Ионафан. Их политическую и религиозную деятельность подробно раскрывают три книги Мак-кавейские.

Первым официальным правителем и духовным лидером стал другой сын Маттафии — Симон. Для своей легитимизации он созвал в 140 г. до Р. Х. в Иерусалиме кнессет, который в благодарность за освобождение от власти Селевкидов утвердил за Симоном наследственный характер государственной и духовной власти1. По сути, эту дату можно считать точкой отсчета в установлении правления династии Хасмонеев.

1 Штереншис М. Евреи: история нации. — Герцлия: Исрадон, 2008. — С.214-215.

Лапин

Денис Леонидович

Относительная стабилизация политической системы не принесла Симону значительных дивидендов: внешние силы, заинтересованные в свержении Хасмонеев, продолжали оказывать поддержку оппозиции. В результате при содействии Антиоха VII зять Симона Птолемей убил правителя и двух его сыновей в 134 г. до Р. Х. Тем не менее, вертикаль власти смог удержать другой сын Симона — Иоанн Гиркан I (правил в 134-104 гг. до Р. Х.)1. Это можно объяснить рядом факторов: во-первых, он был первым правителем среди Хасмонеев в статусе сына законно избранного этнарха, то есть пришел к власти по праву рождения; во-вторых, сама династия, по всей видимости, продолжала еще сохранять авторитет в еврейском обществе.

Иоанн сумел добиться полного суверенитета страны от Селевкидов и даже смог расширить границы государства: так, его войска в 108 г. до Р. Х. взяли Си-хем, разрушив самаритянский храм на горе Гаризим. Самария была очищена от греческих гарнизонов и была присоединена к Иудее. Иоанн I Гиркан на юге захватил Идумею (ее жители были обращены в иудаизм), на востоке — некоторые регионы Заиорданья, в т.ч. Моав.

Согласно завещанию, по смерти Гиркана власть должна была быть разделена между его сыном Аристобулом I (он должен был стать первосвященником) и вдовой царя, получившей светскую власть. Тем не менее, Аристобул взял себе и светские функции, заточив мать в темницу, где она скончалась. В заключении были также и три его брата. Тем не менее, Аристобул правил недолго (104-103 гг. до Р. Х.), после чего власть взял один из его братьев — Александр Яннай, взявший в жены вдову Аристобула — Саломею Александру—по закону ужичества. Александр правил в 103-76 гг. до Р. Х., его правление также сопровождалось активной экспансией: в 99 г. до Р. Х. он смог взять Газу, окончательно утвердился в Итурее, ряде пунктов на побережье Средиземного моря, а также захватил Декаполис и Петру2.

Правление Иоанна I Гиркана и Александра Янная характеризовалось углублением противостояния в еврейском обществе различных партий, прежде всего, фарисеев и саддукеев. Основателей движения фарисеев можно видеть в религиозных фундаменталистах из окружения священника Ездры (1 Езд. 9:4; 2 Езд. 8:69) в V в. до Р. Х. Деятельность фарисеев отмечает Иосиф Флавий и в период правления Ионафана.

Фарисеи выступали за тщательное соблюдение Закона Моисеева и других народных религиозных обычаев, стремясь отделиться от религиозной нечистоты, язычников (отсюда и название партии от арамейского слова «паруши» — «отделенные»)3. Культурная экспансия эллинизма в еврейской среде активизировала движение фарисеев. По их мнению, иудеи должны были выполнять строгие требования, характерные для храмовой службы, также и вне храма. Стремление поддержать религиозность в народе перед культурным натиском

1 Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 20 кн. — М.: ООО «Астрель», 2002. — C. 147-148.

2 Триумф и трагедия династии Хасмонеев [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.judaea. ru/hist_news/articles/triumf-i-tragedija-dinastii-khasmoneev/ (дата обращения 2020-08-27).

3 Никифор (Бажанов), архим. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора (Репр. воспр. изд. 1891 г.). — М.: Изд. центр «Терра», 1990 — С. 663.

эллинизма со временем выродилось у фарисеев в деформированное понимание веры — прежде всего, в виде формальных выполнений заповедей. К примеру, в субботу полагалось сделать после выхода за порог дома не более 2 тыс. шагов. В области внешней политики фарисеи не поддерживали экспансионистских стремлений Хасмонеев. Дистанция между ними и фарисеями увеличилась после критики Иоанна Гиркана членом партии Элеазаром, обвинившего царя в том, что тот был зачат в период плена своей матери и его отцом, видимо, является греческий солдат (хотя это были слухи). Фарисей потребовал, чтобы царь отказался от первосвященства. Иоанн предложил самим фарисеям определить для Элеазара наказание за клевету, считая, что те осудят его на смерть, однако фарисеи определи наказание лишь в виде ударов и заключения в тюрьму. В результате Гиркан постепенно начал вести курс на альянс с другой религиозно-философской школой — саддукеями.

В отличие от фарисеев, саддукеи признавали лишь авторитет Закона Моисеева, отвергая другие народные религиозные обычаи. Человека, по словам Иосифа Флавия, они считали совершенно свободной личностью1. Эта партия поддерживала процесс распространения эллинизма в среде иудеев — по сути, саддукеев можно считать своеобразными религиозными либералами того времени. Писание говорит о том, что партия не признавала всеобщего воскресения мёртвых (Мф. 22:23). Это делало саддукеев особенно пристрастными к материальным ценностям, их представители часто встречались в рядах правящей элиты, тогда как фарисеи были больше популярны среди простого народа. Несмотря на внешний религиозный модернизм саддукеев, спецификой их учения было и буквальное толкование Закона Моисеева. К примеру, талион «око за око, зуб за зуб» воспринимался саддукеями как прямое указание на способ наказания виновного, т.е. через лишения его того, чего он лишил другого человека. Фарисеи же толковали более расширенно и считали, что наказание может быть ограничено денежным взысканием. Саддукеи не признавали также существования ангелов и духов (Деян. 23:8).

Опора Александра Янная на саддукеев привела к гражданскому противостоянию в иудейском обществе в 92-86 гг. до Р. Х. В гражданскую войну по приглашению фарисеев включился сирийский царь Дмитрий III Эврет — это первоначально привело к победам фарисеев, но потом он вынужден был покинуть Иудею. После этого сторонники Александра Янная смогли нанести им ряд поражений. По его приказу 800 фарисеев были распяты, перед этим их заставили наблюдать, как убивали их жен и детей. Всего в гражданской войне погибло около 50 тыс. чел. Тем не менее, полностью фарисейская оппозиция не была сломлена, часть ее (около 8 тыс. чел.) бежала в соседние страны — в основном, в Египет.

В результате гибели Александра Янная от малярии во время похода за Иордан власть в стране перешла к его жене Саломее Александре (76-67 гг. до Р. Х.). Ее правление характеризовалось восстановлением позиций фарисеев — большое влияние на государственные дела оказывал ее брат из этой партии Симон

1 Иосиф Флавий. Иудейская война / пер. с древнегреч. М. Финкельберг и А. Вдовиченко: в 8 кн. — М.: Мосты культуры, 2008. — С. 133.

бен Шетах. По словам Иосифа Флавия, Саломея старалась соблюдать все правила благочестия, чем упрочила свой авторитет в народе1.

После ее смерти между сыновьями Саломеи — Аристобулом II и Гирка-ном II — началась междоусобица. Аристобула поддержали силовики, поэтому на первых порах Гиркан уступил трон, но позже поддержку ему оказал Анти-патр — правитель Идумеи. Он призвал в помощь Гиркану набатеев ценой возвращения им 12 городов, завоеванных Александром Яннаем. В результате альянс разгромил войска Аристобула, а сам он бежал в Иерусалим. Следом оба брата обратились к римскому полководцу Помпею с просьбой о посредничестве. Не стоит считать эту ситуацию необычной. Во-первых, у Иудеи имелся опыт дипломатических отношений с Римом (так, в Первой книге Маккавей-ской имеется упоминание, что еще Иуда Маккавей заключал с ними военный союз против Селевкидов). Во-вторых, экспансия Рима свидетельствовала о его военной силе, авторитет которой признавался всеми политиками в средиземноморском и ближневосточном регионе.

Арбитром в династическом кризисе выступил римской полководец Гней Помпей, который, пользуясь внутриполитическом кризисом в державе Селев-кидов, недавно присоединил к Риму сирийские территории. Как Аристобул, так и Гиркан предлагали полководцу взятку в размере 400 талантов, причем Аристобул сделал дополнительный подарок в виде золотой виноградной лозы стоимостью 500 талантов. Первоначально Помпей поддержал Аристобула, который проявлял большую лояльность, тогда как Гиркан не так охотно шел на переговоры с римлянами. Следом перед полководцем появились лично Аристобул и Гиркан, а также представители фарисееев. Оба брата обосновывали свои притязания на трон, фарисеи же жаловались Помпею на то, что династия Хасмонеев незаконно присвоила себе государственную власть и священнические функции. В итоге полководец сделал ставку на Гиркана. Это можно объяснить следующими причинами: во-первых, Помпей не хотел видеть Иудею в качестве мощного государства на восточных рубежах римского государства, что было возможно при нахождении у власти харизматичного Аристобула: во-вторых, Гиркан обвинил брата в поддержке пиратства2.

Стремясь не допустить усиления Аристобула, в 63 г. до Р. Х. Помпей вступил в пределы Иудеи. В его войске были как римские легионы, так и союзные сирийские подразделения. Первоначально Аристобул заперся в крепости Алек-сандрион и, не видя возможности сопротивляться римлянам, сдал им укрепление, после чего бежал в Иерусалим. Когда Помпей подошел к городу, Аристобул вышел ему навстречу, обратившись с мольбой о пощаде, посулив выплату дани и сдачу Иерусалима. Тем не менее, сторонники Аристобула в городе не выполнили эти обещания, а легата Авла Габиния, посланного для сбора дани, не пустили в Иерусалим. После этого римляне взяли Аристобула под стражу.

Осматривая город, Помпей пришел к выводу, что его укрепления слишком мощные, а цитадель Иерусалимского Храма настолько массивная, что сможет

1 Иосиф Флавий. Иудейская война / пер. с древнегреч. М. Финкельберг и А. Вдовиченко: в 8 кн. — М.: Мосты культуры, 2008. — С. 22.

2 Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 20 кн. — М.: ООО «Астрель», 2002. — С. 739-740.

держать осаду продолжительное время. Лишь с северной стороны укрепления были менее мощными. Тем временем, внутри самого Иерусалима началась смута между сторонниками Аристобула и Гиркана. Первые призывали держать осаду и сражаться, вторые — сдать город. В итоге военная партия заперлась в Иерусалимском Храме, разрушив мост, связывавший его с городом. Сторонники Гиркана пустили римлян в сам город и предоставили Помпею царский дворец, активно помогая при осаде Храма. Сторонники Аристобула отвергли предложение Помпея о сдаче, после чего он отдал приказ заваливать ров около северной стороны цитадели. Вследствие упорного сопротивления осажденных и большой глубины рва это было проблематично, но Помпей использовал субботы — день, когда евреи не сражались1. Помпей, по словам Иосифа Флавия, сильно удивлялся, видя, что евреи даже под градом камней и стрел выполняли все свои обряды. После на искусственной насыпи римляне подогнали осадные машины, стараясь разрушить одну из башен около Храма, и после трех месяцев осады им это наконец удалось. Первыми на стену взобрались сын римского диктатора Суллы Корнелий Фауст и центурионы Фабий и Фурий со своими подразделениями.

Примечательно, что во время сражения многие священники продолжали оставаться на своих местах, совершая священные обряды, понимая при этом, что это их последние моменты жизни. Многие из них были умерщвлены своими же соплеменниками. Всего, по данным Иосифа Флавия, погибло около 12 тыс. евреев. Помпей вошел во Святая Святых Храма, но, будучи поражен святостью этого места, не дотронулся до священных вещей. Об этом свидетельствует Иосиф Флавий, однако возможно, что он написал это для показа своей лояльности римлянам. Более вероятно другое объяснение — как прагматичный политик, Помпей не хотел оттолкнуть от себя лояльных ему еврейских лидеров конфискацией храмовой утвари. Так или иначе, на следующий день после этого он предоставил возможность уцелевшим священникам провести обряд очищения Храма и возобновить там богослужения.

Лидеры военной партии были казнены, а Аристобул после этого с семьей был доставлен в Рим (один из его сыновей по дороге бежал). Гиркан стал первосвященником, но лишен титула царя; его сторонники укрепили свои позиции в правящей элите Иудеи. Соправителем Гиркана стал Антипатр Идумеянин, который с его согласия сделал своего сына Ирода наместником Галилеи2. Впрочем, в 43 г. до Р. Х. Антипатр был отравлен.

Иудея получила статус автономного образования, но его территории были серьезно урезаны — Помпей отнял у страны северные владения, передав их Сирии и установив там римскую администрацию; отторгнул земли на средиземноморском побережье; часть эллинских городов на востоке получили автономию, образовав Декаполис. На Иудею была возложена контрибуция более 10 тыс. талантов. По сути, с ее суверенитетом было покончено на несколько тысячелетий.

1 Начертание церковно-библейской истории. Издание десятое. — М.: Синодальная Типография, 1857. — С. 374.

2 Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 20 кн. — М.: ООО «Астрель», 2002. — С. 757.

В 56 г. до Р. Х. Аристобулу удалось бежать из римского плена. Прибыв в Иудею, он смог организовать своих сторонников, однако был разбит войсками Авла Габиния и вновь отправлен под стражу в Рим — впрочем, Сенат освободил его детей от заключения. В ходе гражданской войны между Помпеем и Цезарем последний в 49 г. до Р. Х. освободил из плена Аристобула, предоставив ему два легиона для борьбы с помпеянцами в Сирии, однако бывший иудейский правитель был отравлен их агентами.

После убийства Цезаря в 44 г. до Р. Х. один из сыновей Аристобула—Антигон —вступил в союз с парфянами и в 40 г. до н э. смог овладеть Иерусалимом. Гиркан II был взят в плен и, чтобы он вновь не смог стать первосвященником, был изувечен — ему повредили уши. Ирод, спасаясь от расправы, бежал в Египет, а затем в Италию, где при поддержке Марка Антония был избран Сенатом иудейским царем. Получив от римлян 11 легионов, при поддержке своих сторонников он взял Иерусалим в 37 г. до Р. Х. После поражения Марка Антония Ирод смог наладить контакты с Октавианом Августом и удержал власть в Иудее. Тем не менее, впоследствии Иудейское царство окончательно потеряло последние признаки автономии, став римской провинцией в 6 г. по Р.Х.

Таким образом, междоусобица среди членов династии Хасмонеев и противостояние различных партий привело к установлению римского господства в Иудее. Воцарение династии Иродиадов было вполне логичным, т.к. прежняя династия дискредитировала себя в обществе. Впрочем, Иродиады, будучи лояльны римской власти, также не имели массовой поддержки в обществе, подвергаясь критике со стороны его консервативных элементов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. — М.: Издание Московской Патриархии, 1992.

2. Иосиф Флавий. Иудейская война / пер. с древнегреч. М. Финкельберг и А. Вдовиченко: в 8 кн. — М.: Мосты культуры, 2008. — 524 с.

3. Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 20 кн. — М.: ООО «Астрель», 2002. — 1224 с.

4. Начертание церковно-библейской истории. Издание десятое. — М.: Синодальная Типография, 1857. — 498 с.

5. Никифор (Бажанов), архим. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора (Репр. воспр. изд. 1891 г.). — М.: Изд. центр «Терра», 1990-902 с.

6. Попов Николай, прот. Священная История Ветхого Завета. — Вятка, Губернская Типография, 1906. — 227 с.

7. Триумф и трагедия династии Хасмонеев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.judaea.ru/hist_news/articles/triumf-i-tragedija-dinastii-кЬаБшопееу/ (дата обращения 2020-08-27).

8. Штереншис М. Евреи: история нации. — Герцлия: Исрадон, 2008. — 560 с.

Lapin Denis Leonidovich, the student 2 course of Kostroma religious Seminary e-mail: denilapin@mail.ru

ESTABLISHMENT OF ROMAN RULE IN JUDEA AS THE BACKGROUND OF BIBLICAL EVENTS

The author analyzes the political situation in Judea at the beginning of the first century BC. and highlights the reasons for the establishment of Roman rule in it. Special attention is paid to the activities of Gnaeus Pompey, who managed to take advantage of the political crisis in Judea during the power struggle between the representatives of the Hasmonean dynasty. This allowed Pompey to invade Judea in 63 BC and establish a Roman protectorate over it. This served as a prologue for the transformation of Judea into a province of Rome in 6 BC.

Keywords: Roman Republic, Judea, Gnaeus Pompeii, Hasmonea.

Citation: Lapin D. L. Establishment of roman rule in Judea as the background of

Biblical events //Ipatievsky vestnik. — 2021. — №. 4. — P. 28-34.

REFERENCES

1. Bibliya. Svyashchennoye Pisaniye Vetkhogo i Novogo Zaveta. — M.: Izdaniye Moskovskoy Patriarkhii, 1992.

2. Iosif Flaviy. Iudeyskaya voyna / per. s drevnegrech. M. Finkel'berg i A. Vdovi-chenko: v 8 kn. — M.: Mosty kul'tury, 2008. — 524 s.

3. Iosif Flaviy. Iudeyskiye drevnosti: v 20 kn. — M.: OOO «Astrel'», 2002. — 1224 s.

4. Nachertaniye tserkovno-bibleyskoy istorii. Izdaniye desyatoye. — M.: Sinodal'naya Tipografiya, 1857. — 498 s.

5. Nikifor (Bazhanov), arkhim. Bibleyskaya entsiklopediya arkhimandrita Nikifora (Repr. vospr. izd. 1891 g.). — M.: Izd. tsentr «Terra», 1990-902 s.

6. Popov Nikolay, prot. Svyashchennaya Istoriya Vetkhogo Zaveta. — Vyatka, Gubernskaya Tipografiya, 1906. — 227 s.

7. Triumf i tragediya dinastii Khasmoneyev [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.judaea.ru/hist_news/articles/triumf-i-tragedija-dinastii-khasmoneev/ (data obrashcheniya 2020-08-27).

8. Shterenshis M. Yevrei: istoriya natsii. — Gertsliya: Isradon, 2008. — 560 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.