УДК 34.343.13
А. С. Лукомская
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОТЕРПЕВШЕГО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
О НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧЕ (ВЫЛОВЕ) ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Предпринимается попытка решения проблемы отсутствия единообразной практики признания юридического лица, наделенного публичными полномочиями потерпевшим по уголовным делам о незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов. К л ю ч е в ы е с л о в а: потерпевший, морские млекопитающие, водные биологические ресурсы, доказывание, уголовный процесс.
ESTABLISHMENT OF THE VICTIM IN CRIMINAL CASES
ON ILLEGAL PRODUCTION (CATCH) OF AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES
In this study, an attempt is made to address the problem of the lack of a uniform practice for the recognition of a legal entity that has public powers to victims in criminal cases of illegal catch (catch) of aquatic biological resources.
K e y w o r d s: victim, marine mammals, aquatic biological resources, proof, criminal process.
Поступила в редакцию 4 апреля 2018 г.
Водные биоресурсы, такие как рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы находятся в состоянии истощения.
Наиболее критичной представляются ситуации с водными млекопитающими. Объектами водных биологических ресурсов - морскими млекопитающими являются: касатка и другие китообразные (за исключением белухи), белуха, тихоокеанский морж, котик морской, кольчатая нерпа (акиба), крылатка, морской заяц (лахтак), ларга, гренландский тюлень, каспийский тюлень, байкальская нерпа.
В мире существует 119 видов морских млекопитающих, которые объединены в два отряда: 1) китообразные (Cetacea) и 2) менее многочисленный (включает 32 вида) - ластоногие (Pinnipedia)1. Морские млекопитающие являлись для России ценным промысловым ресурсом, добыча которого началась уже в конце XVIII в. К середине девятнадцатого столетия воды, омывающие Камчатку, богатые разнообразными морскими млекопитающими, такими как тюлень, сивуч, калан, морж, морской котик, касатка, являлись массовым промыслом водных биологических ресурсов. Около 500 судов разных государств, в том числе китобойные, выходили с запада в Охотское море, с востока в Берингово море и Тихий океан. Резкое снижение уровня запасов морских млекопитающих стало очевидным уже к началу XIX в. К приходу советской власти данное зарубежным бизнесменам разрешение
1 См.: Богоров В. Г. Жизнь моря. М., 1954 ; Зенкевич Л. А. Фауна и биологическая продуктивность моря. М., 1947. Т. 1 ; 1951. Т. 2 ; Его же. Биология морей СССР. М., 1963 ; Тарасов Н. И. Море живет. М., 1951 ; Беляев Г. М. Донная фауна наибольших глубин (ультраабиссали) Мирового океана. М., 1966 ; Жизнь животных. М., 1968-1971. Т. 1-6 ; Рессель Ф. С., Ионг Ч. М. Жизнь моря : пер. с англ. М. ; Л., 1934 ; Море : пер. с фр. М., 1960.
© Лукомская А. С., 2018
на истребление морских животных сроком на 15 лет привело к их критическому истреблению. В 1927 г. промысел для иноземцев был закрыт, однако флотилия СССР продолжала уничтожение морских млекопитающих2.
В связи с угрозой исчезновения некоторых особей морских животных мировое сообщество, естественно, стало предпринимать шаги по регулированию или даже прекращению промысла. Угроза исчезновения китов, морских котиков, львов, некоторых других видов животных привела отдельные государства к полному запрету охоты на морских млекопитающих3. Уже в 1911 г. была принята Конвенция по сохранению морских котиков и морских бобров (каланов) северной части Тихого океана4. К 2000 г. принят целый ряд международных соглашений по вопросам сохранения морских млекопитающих5.
Россия поэтапно приводила национальное законодательство в соответствие с положениями международных соглашений, отражавших позиции мирового сообщества по вопросам добычи морских млекопитающих в открытом море или запретных зонах.
2 Советские китобои с 1949 по 1980 г. добыли 3200 гладких китов. и^: http://eco.vladnews. ги/Аг^/0101Дх^хШ4.НТМ
3 См.: Мордвинова Т. Б., СкаридовА. С., Скаридова М. А. Полярное право / под ред. А. С. Ска-ридова. М., 2017. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. 19. С. 162-171.
5 Конвенция по регулированию китобойного промысла (1931 г.) ; Международное соглашение по регулированию китобойного промысла (1937 г.) ; Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (с приложениями и поправками) (1946 г.) ; Конвенция о сохранении морских котиков северной части Тихого океана (1957 г.) ; Конвенция о сохранении тюлений Антарктики (1972 г.) ; Конвенция о торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.) ; Боннская конвенция о сохранении видов мигрирующих диких животных (1979 г.) ; Бернская конвенция по сохранению европейской дикой природы и естественной среды (1979 г.) ; Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.) ; Конвенция по защите и развитию морской среды Карибского региона (Протокол касательно особо охраняемых районов и дикой природы) (1983 г.) ; План действий по управлению средиземноморскими котиками (1987 г.) ; Соглашение о сохранении тюлений моря Уэддена (1990 г.) ; Соглашение о сохранении китообразных Балтийского и Северного морей (1992 г.) ; Соглашение о сотрудничестве в области научных исследований, охраны и управления морскими млекопитающими в северной Атлантике (1992 г.) ; Ла-Джольское соглашение о снижении смертности дельфинов в восточной части Тихого океана (1992 г.) ; Конвенция о защите морской среды территории Балтийского моря и Рекомендации относительно защиты тюленей на территории Балтийского моря (1992 г.) ; Конвенция по защите морской среды и прибрежных районов Средиземноморья. Протокол относительно особо охраняемых районов и биологического разнообразия Средиземноморья (1995 г.) ; Панамская декларация (1995 г.) ; Соглашение по сохранению китообразных Балтийского моря, Средиземного моря и прилегающих территорий Атлантики (1996 г.) ; Межамериканская конвенция по защите и сохранности морских черепах (1996 г.) ; ШСИ резолюция по охране морских птиц (1996 г.) ; Соглашение о международной программе сохранения дельфинов (1998 г.) ; Соглашение по сотрудничеству в сохранении морских черепах Карибского побережья Коста-Рики, Никарагуа и Панамы (1998 г.) ; Соглашение о создания заповедника морских млекопитающих в Средиземноморье (1999 г.) ; Меморандум о взаимопонимании о мерах по охране морских черепах Атлантического побережья Африки (1999 г.) ; План действий по охране Средиземноморских морских черепах (1999 г.); Международный план действий по снижению случайного вылова морских птиц при ярусном рыболовстве (1999 г.) ; Меморандум о взаимопонимании и по сохранности и управлению морскими черепахами и мест их обитания в Индийском океане и юго-восточной Азии (2000 г.) ; Соглашение о сохранение альбатросов и буревестников (2000 г.) ; Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (2000 г.).
Конституция РФ6 гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, провозгласила природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, одновременно регламентируя их как объекты гражданско-правового оборота.
Правовой режим добычи морских млекопитающих определен Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ (в ред. от 05.12.2017) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Порядок добычи (вылова) водных биологических ресурсов регулируется ведомственными нормативными актами7.
Нормы ст. 256 УК РФ устанавливают запрет на незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, понятие которого раскрывается в положениях постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 26 (в ред. от 31.10.2017) «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)», согласно которым это действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.
Для достижения цели уголовного судопроизводства, регламентированной ч. 1 ст. 6 УПК РФ необходимо установление по уголовному делу потерпевшего. Согласно п. «в» ч. 1 ст. 72 Основного закона вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Исходя из этого предлагается выделение непосредственного потерпевшего по делам об экологическом преступлении, его системы и дифференциации, исходя из предмета уголовно-правовой охраны, на которое лицо воздействовало, причинив тем самым вред окружающей среде и ее отдельным компонентам.
6 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Рос. газета. 1993.
7 Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна : приказ Минсельхоза России от 21 октября 2013 г. № 385 (в ред. от 20.04.2017) ; Об утверждении правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна : приказ Минсельхоза России от 18 ноября 2014 г. № 453 (в ред. от 27.07.2017) ; Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна : приказ Минсельхоза России от 22 октября 2014 г. № 402 (в ред. от 28.06.2017) ; Об утверждении правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна : приказ Минсельхоза России от 1 августа 2013 г. № 293 (в ред. от 29.11.2017) ; Об утверждении правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна ; приказ Минсельхоза России от 7 ноября 2014 г. № 435 (в ред. от 29.08.2017) ; Об утверждении правил рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна : приказ Минсельхоза России от 3 сентября 2014 г. № 348 (в ред. от 30.11.2017).
Формирование эффективной системы обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, является одной из задач, решение которой законодателем выделено для достижения стратегической цели государственной политики в области экологического развития, а именно: сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности8. Для таких целей создана система органов государственного экологического надзора9 в России. В соответствии с положениями ст. 65 Федерального закона «Об ох-^ 10
ране окружающей среды»10, исходя из разграниченных законодателем видов государственного экологического надзора, можно выделить соответствующие группы потерпевших от экологических преступлений, которые в уголовном судопроизводстве могут защищать публичный интерес, связанный с реализацией функции охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Для целей правового регулирования и контроля за пользованием объектами водных биологических ресурсов выделены бассейны: Дальневосточный (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Чукотском, Восточно-Сибирском, Беринговом, Охотском, Японском морях и Ти-хом океане); Северный (Белое море, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона РФ и континентальный шельф РФ в море Лаптевых, Карском и Баренцевом морях и районе архипелага Шпицберген); Балтийский (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона РФ и континентальный шельф РФ в Балтийском море, Вис-линском, Куршском и Финском заливах); Каспийский (районы Каспийского моря, в которых Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства); Азово-Черноморский (внутренние морские воды и территориальное море,
8 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. : утв. Президентом РФ 30 апреля 2011 г.
9 Государственный экологический надзор - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны окружающей среды (далее -обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
10 Об охране окружающей среды : федер. закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) с изм. и доп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
исключительная экономическая зона РФ в Черном море, районы Азовского моря с Таганрогским заливом, в которых Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства).
Специфика экологических преступлений заключается в том, что по своей природе они посягают в первую очередь на публичные правоотношения по охране экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности, а уже после опосредованно нарушают конституционные права на жизнь и здоровье, доступ к правосудию, возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением и др. Это определяет тот факт, что и потерпевший по делам об экологических преступлениях должен в первую очередь отстаивать публичный интерес.
Анализ итоговых судебных решений по уголовным делам о незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов показал отсутствие единообразной практики. Не по всем уголовным делам о совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 256 УК РФ, устанавливался и признавался потерпевший. По уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо причинившие особо крупный ущерб (ч. 3 ст. 256 УК РФ), в судебном разбирательстве участвовал представитель потерпевшего - должностное лицо территориального Управления Федерального агентства по рыболовству11.
Например, по всем делам, предусмотренным ст. 256 УК РФ, органы следствия потерпевшим признавали Федеральное агентство по рыболовству в лице ведущего специалиста-эксперта Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды обитания12.
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, а также по управлению государственным имуществом в сфере рыбо-хозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания13.
Структуру Росрыболовства составляют территориальные органы Федерального агентства по рыболовству, которыми являются территориальные управления Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление), созданные для осуществления вышеуказанных функций14.
Прямо в полномочиях Управления не регламентирована правовая основа его взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам совершений правонарушений, а также участия в качестве лица, чьи права и законные интересы
11 Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству. URL: http://fish.gov.ru
12 Официальный сайт Омского областного суда // Обзор судебной практики рассмотрения судами Омской области в 2009 году уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 253 и ст. 256 УК РФ. URL: http://oblsud.oms.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=76
13 О Федеральном агентстве по рыболовству : постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 444 (в ред. от 11.12.2017) с изм. и доп.
14 О Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по рыболовству : приказ Минсельхоза России от 8 апреля 2013 г. № 171 (в ред. от 08.06.2016).
нарушены преступлением, связанным с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов.
При этом положения п. 9.8 Приказа № 171 предусматривают лишь полномочие в порядке и случаях, установленных законодательством РФ, применять в установленной сфере деятельности Управления меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений.
Внесение изменений в нормативные акты, определяющие компетенцию Рос-рыболовства и его территориальных органов, в части взаимодействия государственных органов, наделенных функциями охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также органами, реализующими функции обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, позволит по всем делам о незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов устанавливать потерпевшего и признавать его представителя участником уголовного судопроизводства, обладающего предусмотренными уголовно-процессуальным законом правами и обязанностями.
Удмуртский государственный университет (г. Ижевск)
Лукомская А. С., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и правоохранительной деятельности
Udmurt State University (Izhevsk)
Lukomskaya A. S., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminal Process and Law Enforcement Department E-mail: [email protected]