258
JURISPRUDENCE / <<Ш1ШетУМ~^®УГМа1>#Щ&2)),2©2©
УКД 347
Кирова Диана Александровна,
Магистрант, Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь, Россия, Аблятипова Наталья Айдеровна ORCID: 0000-0002-4579-3871, кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист Республики Крым, Крымский филиал ФГБОУВО «Российский' государственный университет правосудия»,
г. Симферополь, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11694 УСТАНОВЛЕНИЕ ОТЦОВСТВА НА РЕБЕНКА, РОЖДЕННОГО ПО ПРОЦЕДУРЕ
СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА
Kirova Diana Alexandrovna,
Master student, Crimean branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice", Simferopol, Russia,
Ablyatipova Natal'ya Aiderovna ORCID: 0000-0002-4579-3871, PhD in Law, Associate Professor, Honored Lawyer of the Republic of Crimea, Russian State University of Justice, Crimean branch,
Simferopol, Russia
ESTABLISHING PATERNITY FOR A CHILD BORN THROUGH SURROGATE MOTHERHOOD
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы установления отцовства на ребенка, рожденного по процедуре суррогатного материнства. Установление отцовства происходит тремя законными способами через презумпцию отцовства, добровольное установление в административном порядке, принудительное установление в судебном порядке. Наблюдаются два варианта установления отцовства, когда суррогатная мать, находясь в браке, решила после вынашивания и рождения ребенка оставить его себе и когда супруг генетической матери не давал своего согласия либо не знал о, том что его супруга является заказчиком на искусственное оплодотворение другой женщине.
Resume.
The article discusses the issues of establishing paternity for a child born according to the surrogate motherhood procedure. The establishment of paternity takes place in three legal ways through the presumption of paternity, voluntary establishment in an administrative order, and compulsory establishment in a judicial proceeding. There are two options for establishing paternity, when the surrogate mother, being married, decided to keep him after the bearing and birth of the child and when the spouse of the genetic mother did not give her consent or did not know that his wife is a customer for artificial insemination to another woman.
Ключевые слова: суррогатное материнство, регистрация ребенка, отцовство, установление отцовства, презумпция отцовства, установление отцовства в судебном порядке, суррогатная мать, генетические родители.
Keywords: surrogacy, registration of a child, paternity, establishment ofpaternity, presumption of paternity, establishment of paternity in a judicial proceeding, surrogate mother, genetic parents.
В России вопросы правовой защиты семьи актуальны во все времена. Защита семьи следует из статьи 38 Конституции РФ [4, ст. 38], объявляющей семью под защитой государства. Однако не все пары, в том числе, по медицинским показаниям могут иметь своих собственных детей. Технологии, на сегодняшний день, шагнули настолько вперед, что почувствовать радость материнства и отцовства можно с помощью экстракорпоральных технологий. Против развития этой науки и технологий выступает моральные и религиозные убеждения, психологи и социологи рассматривают применение суррогатного материнства со своей стороны, однако главной задачей для юридического применения стоит урегулирование вопросов морали и права.
Согласно Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством (часть 1 статьи 21); семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38, часть 2 статьи 7), дети и их воспитание - право и обязанность родителей (часть 4.1 статьи 38), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41) [4].
Данные положения находятся в системной взаимосвязи с нормами международных договоров, обязывающих государство и общество осуществлять защиту семьи как естественной и основной ячейки общества, естественной среды для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей, в том числе при образовании семьи, пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных де-
<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#Щ62)),2©2© / ГОМБРЯГОБЖЕ
тях и об их воспитании (п.3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека[1, ст. 16], преамбула Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года [3] и др.), в которой речь идет о правах ребенка, согласно которой во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются ли они учреждениями, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка (п.1 ст.3 ).
На сегодняшний день, одним из важных вопросов, в области суррогатного материнства является регистрация генетических родителей над ребенком, рожденного от суррогатной матери.
Законодательная база и правоприменение по регистрации материнства шагнуло на несколько шагов вперед, в отличии от установление отцовства. Матерью ребенка, по общему правила, является та женщина, которая его родила. Однако в области суррогатного материнства по Семейному кодексу Российской Федерации (далее - СК РФ) супруги, которые дали согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, в случае согласия последней передать ребенка, не вправе ссылаться на эти обстоятельства, к тому же к ним распространяются права и обязанности матери и отца этого ребенка [5, ст. 52]. Запись на регистрацию ребенка лиц, состоящих в браке между собой и давшие согласия на имплантацию эмбриона в письменной форме другой женщине в целях вынашивания и рождения, может производится с согласия суррогатной матери [5]. Таким образом, мы видим, что законодательно защищена только суррогатная мать и регистрация генетических родителей производится исключительно с согласия суррогатной матери.
Насчет установления и регистрации материнства существует множество судебных практик, специальные нормы изложенные, в том числе, в СК РФ, а что касается регистрации и установления отцовства существуют немалое количество пробелов.
Так в Федеральном законе РФ № 143-ФЗ от 15.11.1997 «Об актах гражданского состояния» изложено, что лица, состоящие в браке между собой, записываются родителями в свидетельстве о рождении ребенка по заявлению любого из них. Сведения об отце вносятся в свидетельстве о рождении ребенка, при подаче свидетельства о браке родителей [6].
Когда женщина решится выступить в роли суррогатной матери, с ней медицинская организация заключает договор о выполнении услуг, где она подписывает соответствующий документ, согласия ее мужа ранее никто не требовал, хотя были и негативные моменты. Одним из которых, может служить пример, если супруги официально находились в браке, но проживали раздельно, муж мог даже не знать, что его жена стала суррогатной матерью заключила договор, родила ребенка и оставила его себе, при этом еще он будет являться отцом этого ребенка.
Только с 2011 года впервые требования об обязательном получении согласия в письменной форме
259
супруга суррогатной матери были закреплены в части 3,10 статьи 55 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Однако как отмечает Б.Н. Жуков, законом не регламентирован порядок оформления письменного согласия супруга на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона[6].
По законодательству установление отцовства предусмотрено тремя способами: 1. Презумпция отцовства, 2. Добровольное установление в административном порядке; 3. Принудительное установление в судебном порядке.
Презумпция отцовства, со времен римского права, юридически не поменялась и состоит в освобождении супругов от доказывания происхождения ребенка, рожденного во время брака и будет действовать до тех пор пока иное будет не доказано в суде. Основной целью презумпции отцовства служит защита прав ребенка иметь отца (прежде всего социального), даже если этот факт, нарушает права как юридического, так и биологического отцовства.
Теоретиками разработано 2 типа деления презумпции: 1. Те, которые оспариваются и требуют доказательств, они именуются опровержимыми, к ним относится презумпция отцовства. 2. Ко второй группе относятся неопровержимые, А.Ф. Федотов устанавливает, что под неопровержимыми юридическими презумпциями понимаются неопровержимое существование факта, которое конвенционально-достоверное связанное с другими, достоверно установленными фактами. По его мнению, неопровержимые презумпции бывают: общие и специальные.
К общим - А.Ф. Федотов относит: отцовство мужа, который дал письменное согласия на экспро-корпоральное оплодотворение жены. К опровержимым можно отнести случай когда суррогатная мать оставила ребенка себе. Во втором случае речь идет больше о фикциях, хотя в данных правоотношениях одно явление тесно связанно с другим[8].
Презумпция отцовства прямо закреплена в части 2 статьи 48 и статьей 52 СК РФ действует не только если ребенок, родился от лиц, состоящих в браке между собой, но и также если в течение трёх-ста дней с момента расторжения брака, либо признания его недействительным, либо с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. В данном случае факт установления отцовства подтверждается свидельством о регистрации брака либо свидельством о разводе. Триста дней, по-нашему мнению, является абсолютно логичным, ведь именно в течение этого срока может протекать беременность. Ранее существовал десятимесячный срок, который был заменен на трёхсотдневный. В соответствии с медицинскими показаниями этот период равен сроку, в течении которого может протекать беременность[9].
Н.Ф. Качур упоминала, что в случае зачатия ребенка до регистрации брака, сами супруги не ставящие под сомнение происхождение ребенка по отцовской линии, то в данном случае и нет никаких
.ТИМ БРЯиББМСБ / <<Ш^ШМУМ~^®УГМа1>#Щ62)),2©2©
260
оснований отказываться от применения срока. В связи с этим, закон не требует при регистрации ребенка установление момента его зачатия, основанием является тот факт, что ребенок родился после регистрации брака[10].
Исходя из вышеизложенного, мы видим, что если суррогатная мать, решит оставить ребенка, отцом этого ребенка, будет записан ее законный супруг.
Что касается добровольного установления в административном порядке, то здесь отец, либо лицо желающее быть таковым с согласия матери, может быть записан в свидетельстве о рождении ребенка. Основания добровольного установления закрепляются в статье 48 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 147-ФЗ и ими являются:
1. Совместное заявление лиц, не состоящий в браке на момент рождения ребенка, об установлении ими отцовства и материнства;
2. Единоличное заявление об установлении отцовства отца ребенка, который не состоит в браке с матерью ребенка;
3. Вступившее в законную силу решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства[6].
В остальных случаях установление отцовства возможно только через судебный процесс.
В виду того, что суррогатная мать оставляют ребенка себе, органы ЗАГСа регистрируют супруга суррогатной матери как отца ребенка, хотя никакого биологического отношения к ребенку он не имеют, отцы вынуждены обращаться в суд. Следует учитывать, что на основании нормы изложенной в СК РФ супруг, который дал письменное согласие на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбрионе, не ссылаться на эти обстоятельства при оспаривании отцовства[5, ст. 52].
Кроме прочего, в разъяснениях в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей», что вышеизложенная норма не содержит запрета на оспаривания записи об отцовстве по иным основаниям.
В судебном порядке факт установления отцовства вправе требовать мать ребенка, ее муж, фактический отец ребенка, который может не быть мужем матери, опекун (попечитель) ребенка или лицо, на иждивении которого находится ребенок, а также сам ребенок по достижении им совершеннолетия. Суд принимает любые доказательства, подтверждающие факт происхождения лица. Ими могут быть генетическая экспертиза, фактическое совместное проживание без регистрации брака, учитываются показания свидетелей и т.д.
То есть презумпция отцовства, которая в большинстве случаев подтверждается в суде, тем не менее является опровержимым предположением.
Таким образом мы видим, что если суррогатная мать решит оставить ребенка себе, при этом бу-
дет состоять в браке, автоматически идет нарушения прав отца, где он будет вынужден, в случае несогласия, обращаться за защитой своего права в суд.
Обратной ситуацией может служить пример, когда суррогатная мать передала ребенка генетической матери, однако, супруг последней не давал своего согласия либо не знал о, том что его супруга является заказчиком на искусственное оплодотворение другой женщине. Тут также действует правило изложенное в СК РФ согласно которому отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них[5, ст. 51]. Отцом ребенка будет являться супруг женщины, которая будет записана матерью, либо в случае развода в течении 300 дней. Примером может случить дело рассмотренное в «Киевском районном суде г. Саратова об оспаривании отцовства ребенка, рожденного по процедуре суррогатного материнства. Истец просит исключить запись актов гражданского состояния об отцовстве, введу того, что органы ЗАГСа за-регистрановали его отцом, ввиду того, что он состоит в браке с суррогатной матерью. С отцовством в отношении детей не согласен, поскольку дети были рождены с применением репродуктивных технологий, то есть методом искусственного оплодотворения с использованием донорского материала. При этом, истец своего согласия на применение метода искусственного оплодотворения не давал, в связи с чем не может быть признан отцом. Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, просит суд признать незаконным внесение в актовые записи о рождении детей сведений о нем как об отце, исключении из актовых записей о рождении сведений о нем, как об отце детей. Суд рассмотрев материалы дела, заслушав свидетелей и эксперта, решил: исключить из актовой записи о рождении его как отца» [11].
В Ногинском городском суде (Московской области) было рассмотрено дело об исключении записи из графы «отец». В обоснование заявленных требований истец ссылался на следующее: между истцом и ответчиком. зарегистрирован брак, брак был расторгнут. У ответчика родился ребенок, о чем составлена запись акта о рождении. Поскольку истец на момент рождения ребенка состоял в браке с ответчиком, на основании п.2 ст. 48 Семейного кодекса РФ, истец указан в качестве отца ребенка, однако биологическим отцом ребенка он не является, ребенок был рожден в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), биологический материал истца не использовался, разрешения истец не давал. Фактических отношений между истцом и ответчиком, как у мужчины и женины не было, общего быта не было. Разрешение на проведение указанной процедуры истец не давал. Суд учитывая все обстоятельства, пришел к выводу в отказе удовлетворения исковых требования, ввиду того, что в материалах дела имелось согласие истца на применение метода искусственного оплодотво-рения[12].
<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#Щ62)),2©2© / JURISPRUDENCE
261
Из вышеизложенного, мы явно видим, что несмотря на то, что СК РФ признает и сохраняет институт установления отцовства, он не может дать ответ на многие вопросы, возникающие в связи с применением презумпции отцовства к некоторым ситуациям. Отец ребенка, супруг суррогатной матери, супруг генетической матери может защитить свое право на отцовство, только при обращение с исковым заявление об оспаривании отцовство в судебный орган. Чтоб защитить. Считаем необходимым урегулировать данные правоотношения, путем внесения изменений как в СК РФ, так и в специальные нормативные правовые акты, а именно дополнить Федерального закона «Об актах гражданского состояния» нормой, в которой будет указано, что при регистрации ребенка рожденного по процедуре суррогатного материнства органам ЗАГСа следует производить регистрацию отца, только в случае его письменного заявления. Отцовство и материнство являются важными составляющими в современном обществе, государство обеспечивает надлежащую защиту семьи и одной из его задач является повышение тенденции роста демографической политики, что в целом и призвано обеспечивать и помогать бездетным парам применение метода суррогатного материнства.
Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1948 г. // Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000. - 370 с.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принята правительствами членами Совета Европы 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 20. -Ст. 2143.
3. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договоров СССР, выпуск ХЬУ1,1993.
4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 года №11 -ФКЗ) // Российская газета. - №237. - 1993; Российская газета. - №163. - 2014.
5. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г. №457-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №1. -Ст. 16; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №1 (часть I). - Ст. 77.
6. Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 147-ФЗ// «Собрание законодательства РФ» от 24.11.1997 № 47, ст. 5340
7. Жуков, Б.Н. О некоторых вопросах установления отцовства в добровольном порядке, не урегулированных действующим законодательством / Б.Н.Жуков // Семейное право. № 2. - 2004. -С. 8-12.
8. Никиташина Н.А. Классификация презумпций в семейном праве// Юридическая пресса,2018 год № 3
9. Постановление Президиума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами») (см.: Паничкин В. Б. Лица, имеющие право наследовать, в американском праве в сравнении с российским // Международное публичное и частное право. 2009. № 4).
10. Качур Н. Ф. Презумпции в советском семейном праве : дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1982. С. 129.
11. Решение Кировского районного суда г. Саратов № 2-2141/2019 2-2141/2019~М-1985/2019 М-1985/2019 от 17 июня 2019 г. по делу № 2-2141/2019 № 2-1069/2019 [Электронный ресурс] // Режим доступа: «Судебные и нормативные акты РФ». - URL: https://sudact.ru/regular/doc/St1i2Uhr3sYj/ (дата обращения: 01.03.2020)
12. Решение Ногинского городского суда ( Московская область) № 2-1827/2019 2-1827/2019~М-978/2019 М-978/2019 от 4 июня 2019 г. по делу № 2-1827/2019 https://sudact.ru/regular/doc/x4moixIxIU1v/ (дата обращения: 01.03.2020)