УДК 349.71 ББК Х407.3
DOI: 10.14529/law210315
УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
С. В. Лихолетова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В статье рассмотрены вопросы, связанные с реализацией субъектами Российской Федерации полномочия по установлению нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне. Проанализировано значение данных нормативов и цели их установления, примеры их нормативного закрепления в законодательстве субъектов Российской Федерации. Автор приходит к выводу о необходимости практической реализации рассматриваемого полномочия с учетом промышленного развития региона, с учетом природных и социально-экономических условий региона; правового регулирования данного вопроса в экологическом кодексе или законе субъекта Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Отмечается необходимость учета взаимосвязи нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при установлении рассматриваемых нормативов. Автором делается предложение о закреплении участия общественности при реализации субъектами Российской Федерации рассматриваемого полномочия.
Ключевые слова: нормирование, нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, полномочия субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования может осуществляться как на федеральном, так и региональном уровнях \ Конституция РФ в ст. 72 относит вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране») к законодательству в области охраны окружающей среды отнесены и нормативные правовые акты субъектов РФ. В гл. 2 данного закона приводится перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Таким образом, специфика природопользования и состояния окружающей среды субъектов РФ зависит в том числе от местных особенностей, что требует формирования са-
1
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области (проект № 20-411-740012). (Funding: The research was funded by RFBR and Chelyabinsk Region, project number 20-411-740012).
мостоятельного регионального законодательства и создания действенной системы государственного управления на уровне субъектов РФ.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. отмечалось, что для сбережения здоровья людей усилий только лишь медицины будет недостаточно. На всей территории России мы должны обеспечить высокие стандарты экологического благополучия. Достижению указанной цели во многом способствует институт экологического нормирования. Он взаимосвязан с такими институтами, как требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, внедрение наилучших доступных технологий, экологический мониторинг, экологический надзор и контроль, ликвидация накопленного экологического вреда, которые также направлены на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды.
Статья 5 ФЗ «Об охране» к полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относит разработку и утверждение нормативов. Они включают нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. В
нашем исследовании основное внимание будет уделено нормативам качества окружающей среды. Они являются едиными для всей территории РФ. В ст. 20 ФЗ «Об охране» закреплена система нормативов качества окружающей среды, которые устанавливаются для оценки ее состояния. Данные нормативы относятся к «статическим» нормативам, то есть тем, которые определяют критерии благоприятного состояния окружающей среды без дополнительного вредного воздействия на нее. Прослеживаются три основные функции, выполняемые нормативами качества окружающей среды, - экологическая, благодаря ей окружающая среда сохраняет свои свойства, компенсационная - нормативы являются основой для расчета экологических платежей и нанесенного природе ущерба, и контрольная функция, способствующая проведению экологического мониторинга и экологического контроля [1].
В ст. 6 ФЗ «Об охране» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено, в частности, установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне (далее - региональные нормативы качества). Данная норма отсылает к специальным положениям, посвященным нормированию в области охраны окружающей среды. В п. 5 ст. 20 ФЗ «Об охране» говорится о том, что порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Таким образом, ФЗ «Об охране» в специальной норме не содержит указания на право субъектов принимать нормативные правовые акты по данному вопросу. Такая несогласованность правовых установлений приводит к затруднениям для субъектов РФ в определении предмета правового регулирования на региональном уровне.
Субъекты РФ по-разному реализуют свое право на установление региональных нормативов качества. В отдельных субъектах РФ разработаны и приняты базовые нормативные акты в форме экологического кодекса (например, в Санкт-Петербурге (2016 г.), Башкортостане (1992 г.), Татарстане (2009 г.)), в форме регионального закона «Об охране окружающей среды» (например, в Республике Ингу-
шетии (2009 г.), Хакасии (2004 г.), Саха (Якутия) (2003 г.), Брянской области (2005 г.), Курганской области (2008 г.), Пермском крае (2009 г.)). В них, как правило, закрепляются общие положения о возможности реализации рассматриваемого полномочия субъектами РФ. Например, в Экологическом кодексе Республики Башкортостан в ст. 1 дается понятие нормативов качества окружающей среды, есть глава, посвященная нормированию и включающая ст. 19 «Нормативы качества окружающей среды». В ст. 4 говорится о том, что к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится установление региональных нормативов качества. В Экологическом кодексе Республики Татарстан установление региональных нормативов качества относится к полномочиям в экологической сфере Кабинета Министра Республики Татарстан (ст. 8). В разделе V «Экологическое нормирование» ст. 17 посвящена нормативам качества окружающей среды. Она содержит нормы, дублирующие федеральное законодательство, а также собственные положения, например, указывающие, что порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается в соответствии с федеральным законодательством. В Законе Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. 104-З № 211-Ш «Об охране окружающей среды» в ст. 9 и 10 содержатся практически идентичные положения. Подготовка региональных нормативов качества окружающей среды отнесена к полномочиям специально уполномоченных органов исполнительной власти, а их утверждение - к полномочиям Правительства республики. Глава 5 указанного закона посвящена нормированию.
Только в отдельных субъектах РФ приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие порядок реализации права субъектов РФ устанавливать региональные нормативы качества и закрепляющие такие нормативы. В качестве примера можно привести правовое регулирование данного вопроса в Санкт-Петербурге. Законом Санкт-Петербурга от 18 июля 2016 г. № 455-88 «Экологический кодекс Санкт-Петербурга» в ст. 4 закрепляется соответствующее полномочие правительства региона в области охраны окружающей среды и водных отношений. В кодексе отсутствуют специальные положения
о нормировании в виде самостоятельной главы, более подробно регламентирующие данный вопрос, хотя есть отдельные разделы, посвященные обращению с отходами, экологическому мониторингу, охране и использованию природных объектов и комплексов. Дальнейшее регулирование предусмотрено в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 9 марта 2017 г. № 127 «О мерах по совершенствованию государственного управления в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга», которым утверждено Положение о Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (далее - Комитет). Комитетом было принято Распоряжение от 10 апреля 2012 г. № 72-р «Об утверждении Административного регламента Комитета по исполнению государственной функции по установлению нормативов качества окружающей среды, содержащих требования и нормы не ниже соответствующих требований и норм, установленных на федеральном уровне». Оно предусматривает установление региональных нормативов качества на основании поручения председателя Комитета. Предусматривается разработка нормативного правового акта об установлении таких нормативов. Результатом данной административной процедуры является направление распоряжения об установлении региональных нормативов качества в юридический комитет Администрации Губернатора Санкт-Петербурга для проведения правовой экспертизы, включения в Реестр нормативных правовых актов и последующего официального опубликования в установленном порядке. Примером такого акта может служить Распоряжение Комитета от 3 февраля 2021 г. № 18-р «Об утверждении нормативов качества зеленых насаждений Санкт-Петербурга».
В отдельных регионах могут быть приняты базовые нормативные акты в форме экологического кодекса или закона субъекта РФ «Об охране окружающей среды», но будут отсутствовать нормативные правовые акты, регулирующие порядок установления региональных нормативов качества. Могут быть приняты отдельные нормативные правовые акты, устанавливающие конкретные виды нормативов. Например, в Ямало-Ненецком
автономном округе издан Приказ Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса от 27 марта 2017 г. № 348 «Об установлении нормативов качества окружающей среды «Фоновое содержание загрязняющих веществ в снежном покрове, в донных отложениях поверхностных водных объектов, в растительности территории Ямало-Ненецкого автономного округа». В качестве еще одного примера можно привести Постановление Правительства Пермского края от 20 декабря 2018 г. № 813-п «Об утверждении региональных нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах Пермского края и Порядка их применения». Данным постановлением утверждены конкретные нормативные значения допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации по типам почв и порядок их применения. При отсутствии данных нормативов на территории субъектов РФ применяются нормативы качества окружающей среды, установленные на федеральном уровне.
В отдельных регионах отсутствуют как базовые нормативные акты в форме экологического кодекса или закона субъекта РФ «Об охране окружающей среды», так и специальные источники, регулирующие порядок подготовки региональных нормативов качества и их утверждения. В качестве примера можно привести Челябинскую область. В области отсутствует самостоятельный закон «Об охране окружающей среды», в котором бы закреплялись основные положения о нормировании и реализации полномочия субъекта РФ по установлению региональных нормативов качества. Применительно к рассматриваемому полномочию было принято Постановление Губернатора Челябинской области от 20 июля 2004 г. № 366 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства экологии Челябинской области», которым установление региональных нормативов качества отнесено к функциям указанного Министерства. Необходимость изменения сложившейся неблагоприятной обстановки в регионе явилась основанием для принятия Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10 февраля 2016 г. № 49-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Челябинской области». В нем было рекомендовано
Министерству природных ресурсов и экологии РФ рассмотреть возможность реализации пилотного проекта по разработке, установлению и пересмотру нормативов качества окружающей среды, выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стимулирования природоохранной деятельности предприятий в 2017 году на примере Челябинской области, а Правительству Челябинской области - подготовить и внести в Правительство РФ предложения по реализации данного пилотного проекта. Результат работы по этому направлению выразился в принятии Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» (далее -Закон о квотировании), которым предусмотрен специальный механизм обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха. В Челябинской области Постановлением Правительства от 30 декабря 2019 г. № 627-П была утверждена государственная программа области «Охрана окружающей среды Челябинской области». В целях реализации Закона о квотировании Правительством Челябинской области были заключены соглашения с субъектами хозяйственной деятельности, предусматривающие реализацию мероприятий по модернизации производства и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Они имеют большое значение для улучшения экологической обстановки в области, но не содержат специальных нормативных положений по подготовке и утверждению региональных нормативов качества на территории субъекта РФ.
В качестве основы для подготовки специальных нормативных правовых актов, устанавливающих региональные нормативы качества, можно рассматривать положения Регионального экологического стандарта Челябинской области, утв. 2 декабря 2020 г. Координационным советом при Губернаторе Челябинской области по вопросам экологии (далее - Стандарт). В разделе втором «Экология производства» в п. 2.1 «Региональные экологические нормативы качества компонентов природной среды» указывается, что данные нормативы устанавливаются не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне. К компонентам природной среды,
применительно к которым будут устанавливаться региональные нормативы качества, Стандарт относит атмосферный воздух; поверхностные и подземные воды; земельные ресурсы, почвы, недра; объекты растительного и животного мира, по каждому из которых в нем содержатся общие положения по разработке нормативов качества. Отмечая положительное значение Стандарта, согласимся с тем, что это лишь «вспомогательный источник экологического права, который может рассматриваться как подготовительный этап в создании нормы права, как своего рода «полуфабрикат» правовой нормы» [3]. Подобное значение имеют, например, Экологическая доктрина г. Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 4 ноября 2005 г. № 760-ПП (далее - Доктрина), Концепция развития природоохранного законодательства Республики Саха (Якутия), утвержденная Постановлением Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2011 г. № ГС № 1000- IV (далее - Концепция).
Проведенный анализ экологических кодексов и законов субъектов РФ «Об охране окружающей среды» показывает, что в них закрепляется лишь само право устанавливать региональные нормативы качества; определяется, к полномочиям каких органов государственной власти субъекта РФ оно относится; закрепляются общие положения о нормировании, в основном дублирующие нормы, закрепленные на федеральном уровне. В отдельных случаях устанавливаются региональные нормативы качества, предусматривающие требования и номы по отдельным видам нормативов качества окружающей среды. Полномочие устанавливать региональные нормативы качества закрепляется основным законом субъекта РФ в области охраны окружающей среды либо в общем перечне полномочий органов государственной власти региона, либо применительно к конкретному органу исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Можно согласиться с авторами научно-практического комментария к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в том, что «в большинстве случаев наблюдается активное дублирование норм федерального законодательства в законодательствах субъектов РФ, что является малоэффективным в условиях имеющихся особенностей территории действия регионального нормативного правового акта и не
способствует действенной реализации предоставленного субъекту РФ полномочия» [5]. В субъектах РФ должно формироваться собственное законодательство, регулирующее установление нормативов качества с учетом специфики регионов.
Экологические кодексы и законы субъектов РФ «Об охране окружающей среды», являясь базовыми нормативными правовыми актами в природоохранной сфере субъекта РФ, должны содержать специальный раздел или главу о нормировании. В них целесообразно закреплять исходные положения, на основе которых будет реализовываться полномочие субъекта РФ по установлению региональных нормативов качества. В субъектах РФ, в которых такие базовые природоохранные акты не приняты, целесообразно урегулировать порядок разработки и утверждения региональных нормативов качества подзаконными нормативными правовыми актами до принятия соответствующего законодательного акта.
По нашему мнению, при осуществлении субъектами РФ правового регулирования реализации полномочия по установлению региональных нормативов качества должны быть решены следующие вопросы: закрепление исходных положений, на основе которых будет реализовываться полномочие органов власти субъектов РФ по установлению региональных нормативов качества; разработка административного регламента по исполнению государственной функции по установлению таких нормативов; определение формы нормативного правового акта, закрепляющего установленные нормативы.
Ориентиром для разработки нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих осуществление полномочия по установлению региональных нормативов качества, может выступать Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» (далее - Постановление № 149). При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается по-
средством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования [2]. На основе его анализа можно выделить следующие вопросы, касающиеся содержания полномочия субъектов РФ по установлению региональных нормативов качества.
Во-первых, это объекты, в отношении которых устанавливаются региональные нормативы качества. Постановлением № 149 определяется, что нормативы качества разрабатываются и устанавливаются для отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, вод поверхностных водных объектов; вод подземных водных объектов и подземных водных объектов, почв (земель). На федеральном уровне должны быть разработаны нормативы качества окружающей среды по всем указанным компонентам. Федеральное законодательство не содержит требования к субъектам РФ об обязательности установления региональных нормативов качества применительно ко всем указанным объектам. Поэтому они могут по своему усмотрению определять компоненты природной среды, по которым будут установлены региональные нормативы качества. Это следует из того, что реализация данного полномочия субъектом РФ является его правом, а не обязанностью. Поэтому каждый субъект РФ может устанавливать соответствующие требования исходя из особенностей промышленного развития региона, с учетом природных и социально-экономических условий. Применительно к такому регулированию можно привести справедливое, на наш взгляд, мнение о том, что методика разработки природоохранных нормативов пока остается прежней, основанной на охране отдельных компонентов природной среды - вод, воздуха, почв отдельно, не учитывая возможность перемещения загрязнения в рамках той или иной экосистемы из одной среды в другую [4]. По нашему мнению, является целесообразным установление региональных стандартов качества по всем компонентам природной среды. Основой для такого вывода могут являться положения приведенных выше Доктрины, Концепции, Стандарта и подобных актов, которые предусматривают систему природоохранных мер по всем перечисленным компонентам природной среды.
Во-вторых, это срок действия региональных нормативов качества. Постановление № 149 предусматривает возможность пересмот-
ра нормативов качества окружающей среды. Основаниями для этого являются появление новых данных о последствиях воздействий химических веществ, физических факторов, биологических организмов, в том числе микробиологических, на здоровье человека, растительность, животных и на иные организмы, на свойства веществ, являющихся характерными составляющими компонента природной среды и влияющих на его состояние. С учетом формулировки, используемой в закреплении полномочия субъектов РФ «не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне», можно сделать вывод о том, что при изменении значений нормативов качества окружающей среды на федеральном уровне субъекты РФ должны будут привести свои требования и нормы в соответствие с федеральными показателями.
В-третьих, это вопрос о пределах усмотрения субъектов РФ при установлении конкретных требований и нормативов «не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне». Это вопрос о том, насколько строгими могут быть региональные нормативы качества. В соответствии с п. 4 ст. 20 ФЗ «Об охране» и п. 3 Постановления № 149 при установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования. Сами нормативы устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний или для территорий и акваторий на уровне значений показателей природного фона, сформировавшегося под влиянием природных факторов, характерных для конкретной территории, акватории. Соответствующий подход должен лежать в основе установления региональных нормативов качества. При решении данного вопроса необходимо учитывать связь нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Если субъект РФ делает более строгими первые, то вторые должны иметь такие показатели, соблюдение которых будет приводить к соблюдению региональных нормативов качества. Ответ на вопрос о том, насколько строгими могут быть рассматриваемые нормативы, должен быть обусловлен объективной экономической возможностью хозяйствующих субъектов, крупных загрязнителей соответст-
вующего региона, градообразующих предприятий привести осуществляемые выбросы и сбросы в соответствие с уровнем, позволяющим соблюсти установленные нормативы качества окружающей среды.
В-четвертых, это возможность участия граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды в процессе установления региональных нормативов качества. В ст. 11 и 12 ФЗ «Об охране» закреплено право граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды оказывать содействие органам государственной власти субъектов РФ в решении вопросов охраны окружающей среды, а также право обращаться в органы государственной власти субъектов РФ с предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды. В целях реализации указанных прав в рамках процедуры установления региональных нормативов качества, по нашему мнению, целесообразно предусмотреть право граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций выступать с инициативой разработки таких нормативов. Закрепление за субъектами РФ права устанавливать региональные нормативы качества обусловлено необходимостью учитывать природные, социально-экономические условия региона, фактически сложившуюся экологическую обстановку, особенности промышленного развития. Законом Пермского края от 3 сентября 2009 г. № 483-ПК «Об охране окружающей среды Пермского края» в ст. 14 подчеркивается, что краевые нормативы качества окружающей среды устанавливаются с учетом природных и социально-экономических условий края в установленных федеральным законодательством целях, а также для улучшения качества и увеличения продолжительности жизни населения Пермского края. Таким образом, население является заинтересованной в установлении региональных нормативов качества стороной. Закрепление инициативы общественности в разработке таких нормативов субъектом РФ позволит избежать острых социальных конфликтов, объединить усилия власти и общества в решении экологических проблем.
Проведенный анализ федерального и регионального законодательства о нормативах качества окружающей среды позволил выявить следующие черты региональных нормативов:
1) устанавливаются субъектом РФ по своему усмотрению;
2) действуют на территории соответствующего региона;
3) обусловлены особенностями промышленного развития региона, с учетом природных и социально-экономических условий;
4) не могут быть ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
5) устанавливаются применительно ко всем или к отдельным компонентам природной среды;
6) устанавливаются в порядке, предусмотренном субъектом РФ, не противоречащем федеральному законодательству.
В заключение можно сделать вывод о том, что установление нормативов качества окружающей среды на региональном уровне требует дальнейшего совершенствования правового регулирования с учетом специфики регионов.
Литература
1. Андреева, Е. М. Состояние экологического законодательства о нормативах качества окружающей среды / Е. М. Андреева // Экологическое право. - 2020. - № 6. - С. 15-19.
2. Голубев, С. И. Предмет экологического преступления: монография / С. И. Голубев. -М.: КОНТРАКТ, 2020. - 176 с.
3. Копылов, М. Н. Место международных экологических стандартов в системе источников международного экологического права / М. Н. Копылов, В. А. Мишланова // Современное право. - 2014. - № 7. - С. 136-140.
4. Краснова, И. О. Дифференциация и интеграция в экологическом праве: на пути к сближению / И. О. Краснова // Экологическое право. - 2015. - № 4. - С. 9-16.
5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный) / Л. П. Берназ, И. Н. Жочкина, Н. В. Кичигин. - М., 2018. - 528 с.
Лихолетова Светлана Вячеславовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет, г . Челябинск. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 24 мая 2021 г.
DOI: 10.14529/law210315
ESTABLISHMENT OF ENVIRONMENTAL QUALITY STANDARDS AT THE REGIONAL LEVEL
S.V. Likholetova
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article discusses issues related to the implementation by the constituent entities of the Russian Federation of the authority to establish environmental quality standards, containing the relevant requirements and standards not lower than the requirements and standards established at the federal level. The significance of these standards and the purpos e of their establishment, examples of their normative consolidation in the legislation of the constituent entities of the Russian Federation are analyzed. The author comes to the conclusion about the need for the practical implementation of the powers under consideration, taking into account the industrial development of the region, taking into account the natural and socio-economic conditions of the region; legal regulation of this issue in the Environmental Code or the Law of the Subject of the Russian Federation "On Environmental Protection". The need to take into account the relationship between environ-me ntal quality standards and standards of permissible environmental impact when establishing the standards under consideration is noted. The author makes a proposal to consolidate public participation in the exercise of the powers under consideration by the constituent entities of the Russian Federation.
Keywords: rationing, environmental quality standards, standards of permissible environmental impact, powers of the constituent entities of the Russian Federation in the field of environmental protection.
References
1. Andreeva E. M. [The state of environmental legislation on environmental quality standards].
Ekologiceskoe pravo [Environmental law], 2020, no. 6, pp. 15-19. (in Russ.)
2. Golubev S. I. Predmet ekologiceskogo prestuplenia [The subject of an environmental crime]. Moscow, 2020, 176 p.
3. Kopylov M. N., Mislanova V. A. [The place of international environmental standards in the system of sources of international environmental law]. Sovremennoe pravo [Modern law, 2014, no. 7, pp. 136-140. (in Russ.)
4. Krasnova I. O. [Differentiation and Integration in Environmental Law: on the way to Convergence]. Ekologiceskoe pravo [Environmental law], 2015, no. 4, pp. 9-16. (in Russ.)
5. Bemaz L. P., Zockina I. N., Kicigin N. V. Naucno-prakticeskij kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 10 anvara 2002 g. № 7-FZ «Ob ohrane okruzaüsej sredy» (postatejnyj) [Scientific and Practical Commentary to Federal Law No. 7-FZ of January 10, 2002 "On Environmental Protection" (article-by-article)]. Moscow, 2018, 528 p.
Svetlana Vyacheslavovna Likholetova - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of Business, Competition and Environmental Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Received 24 May 2021.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Лихолетова, С. В. Установление нормативов качества окружающей среды на региональном уровне / С. В . Лихолетова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». -2021 . - Т. 21, № 3. - С. 101-108. Б01: 10.14529/ 1а%210315.
FOR CITATION
Likholetova S. V. Establishment of environmental quality standards at the regional leve. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2021, vol. 21, no. 3, pp. 101-108 (in Russ.) DOI: 10.14529/law210315.