Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
УДК 340.232 ББК 67.408
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10186
УСТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ТЯЖКИХ НЕОСТОРОЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Криминологическая обусловленность и уголовно-правовое значение
Марина Вячеславовна БАРАННИКОВА, заместитель начальника кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Антон Борисович БАУМШТЕЙН, профессор кафедры уголовного права Юго-Западного государственного университета (г. Курск), доктор юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассматриваются изменения, внесенные Федеральным законом РФ от 17 июня 2019 г. № 146-ФЗ в статьи 15, 263, 264 УК РФ. Раскрыт вопрос о целесообразности отнесения неосторожных деяний к категории тяжких преступлений, рассматривается специфика оценки законодателем их общественной опасности. Показаны криминологическая обусловленность изменения санкций в ст. 263 и ст. 264 УК РФ, а также уголовно-правовое значение изменения категории содержащихся в них преступлений, повлекших смерть граждан и совершенных лицами, находящимися в состоянии опьянения.
Ключевые слова: неосторожные преступления; тяжкое преступление; категории преступлений; лишение свободы; классификация преступлений; технические неосторожные преступления; преступные нарушения Правил дорожного движения; лицо, находящееся в состоянии опьянения.
Annotation. The article discusses the changes made by the Federal law of the Russian Federation dated June 17, 2019 № 146-FZ in articles 15, 263, 264 of the criminal code. The question of expediency of reference of careless acts to category of serious crimes, specifics of an assessment by the legislator of their public danger is opened. The criminological conditionality of changes in sanctions in article 263 and article 264 of the criminal code, as well as the criminal legal significance of changes in the category of crimes contained therein, resulting in the death of citizens and committed by persons in a state of intoxication.
Keywords: careless crimes, serious crime, categories of crimes, imprisonment, classification of crimes, technical careless crimes, criminal violations of traffic rules, a person who is intoxicated.
Институт категоризации преступлений, оформленный в ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, за последние двадцать лет не отличался стабильностью. Вносимые в данную статью изменения носили неоднозначный и противоречивый характер, часто не были в полной мере криминологически обусловлены и целесообразны. Об этом свидетельствуют прямо противоположные редакции отдельных ее положе-
ний, возвращение к ранее существовавшей категории тяжких неосторожных преступлений.
Схожими тенденциями сопровождались корректировка норм о транспортных преступлениях, редактирование их санкций, криминализация и декриминализация в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
№ 4/2019
от 17 июня 2019 г. № 146-ФЗ1 были скорректированы третья и четвертая части ст. 15 УК РФ, которые обозначили новый подход законодателя к классификации неосторожных преступлений. Согласно измененной редакции неосторожные преступления стали относиться к категориям не только небольшой и средней тяжести, но и быть тяжкими посягательствами.
С принятием Федерального закона от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ2, которым категории преступлений были изменены, тяжкие преступления были ограничены только кругом умышленных посягательств.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ3 за ряд неосторожных преступлений, связанных с причинением смерти потерпевшему, ответственность была существенно смягчена, что не изменило их категорию, но повлекло дальнейшее снижение их наказуемости. Например, в ч. 3 ст. 264 УК РФ и ч. 3 ст. 268 УК РФ, влекущих последствия в виде смерти двух и более лиц, верхний предел санкции был снижен с десяти до семи лет лишения свободы, а нижний ее предел исключен.
Федеральным законом от 17 июня 2019 г. № 146-ФЗ скорректированы санкции в виде лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 263 и 264 УК РФ, повлекшие смерть одного или более лиц, совершенные лицами, находящимися в состоянии опьянения.
В действующей редакции наказание от пяти до двенадцати лет лишения свободы предусмотрено по ч. 21 ст. 263 УК РФ и ч. 4 ст. 264 УК РФ. Срок от восьми до пятнадцати лет лишения свободы установлен в ч. 31 ст. 263 УК РФ и ч. 6 ст. 264 УК РФ. Такое повышение размера санкций повлекло изменение категории этих преступлений со средней тяжести на тяжкую разновидность и сопутствующую корректировку ст. 15 УК РФ.
В пояснительной записке к проекту данного федерального закона было указано, что целью его принятия является соотнесение уголовно-правовых санкций с реальной степенью общественной опасности преступных нарушений Правил дорожного движения в состоянии опьянения (части 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ). Увеличение за них наказания было обосновано тем, что «закон не ориентирует водителей транспортных средств, а также правоприменительные органы на реальный уровень общественной опасности данных преступлений, это негативно отражается на степени превентивного воздействия уголовного закона, способствует росту количества
ДТП в состоянии опьянения и уровню смертности в результате их совершения. При этом анализ данных судебной статистики показал наличие в сфере применения статьи 263 УК РФ проблем, аналогичных тем, которые характерны для статьи 264 УК РФ, и поскольку они регламентируют схожие по своей уголовно-правовой природе деяния, требуется приведение в соответствие их структуры и увеличение нака-зания»4.
О том, что отнесение группы неосторожных деяний со смертельными последствиями к преступлениям средней тяжести и что санкции за их совершение не соответствуют общественной опасности содеянного, говорили многие ученые с тех пор, как в 2001 г. неосторожные деяния были исключены из тяжких преступлений. Такое изменение их категории, обоснованное либерализацией уголовного законодательства, называли очередной серьезной ошибкой законодателя, связанной с игнорированием реальной ситуации в сфере использования источников повышенной опасности и результатов криминологических исследований. Отмечалась мягкость и альтернативность санкций по нормам Особенной части УК России, предусматривающих ответственность за неосторожные преступ-ления5.
Т.Н. Нуркаева предлагала вернуться к прежней редакции ст. 15 УК РФ, содержащей категорию тяжких неосторожных преступлений. Она отмечала, что «реализация принципа гуманизма в уголовном законодательстве не должна противоречить другому не менее важному принципу — принципу справедливости, а также концепции приоритетной охраны прав и свобод человека, нашедшей свое закрепление в ст. 2 УК РФ»6.
При всем многообразии предложений о возвращении категории тяжких преступлений в уголовный закон их объединял общий момент, связанный с необходимостью сопутствующих изменений санкций норм о транспортных преступлениях, а в ряде случаев, наоборот, предлагаемое ужесточение наказания за техническую неосторожность порождало необходимость редактирования ст. 15 УК РФ.
Нововведения 2019 г. не затронули иные (кроме статей 263, 264 УК РФ) неосторожные составы, санкции которых не превышают десяти лет лишения свободы, а, следовательно, относятся к преступлениям небольшой или средней тяжести. К преступлениям средней тяжести по-прежнему относятся составы, предус-
№ 4/2019
мотренные частями 2, 3 ст. 263 УК РФ и частями 3, 5 ст. 264 УК РФ, влекущие наказание, соответственно, до пяти и до семи лет лишения свободы, несмотря на предусмотренные в них последствия в виде смерти одного и более человек.
Видимо, считается, что для неосторожных преступлений средней тяжести максимальный размер и без этого весьма существен, даже за так называемые резонансные преступления (причинение смерти нескольким лицам при нарушении Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта)7. Определяющим, существенно повышающим ответственность и категорию преступлений признаком в свете современной редакции уголовного закона является лишь нахождение их субъекта в состоянии опьянения, а также связь данного его состояния с наступившими криминальными последствиями.
Неосторожные преступления представляют собой самостоятельную классификационную группу, отличающуюся разноплановостью их характеристик, степенью опасности и требующую специальной правовой оценки.
Очевидно, что неосторожные деяния, совершаемые в бытовой сфере путем нарушения установленных в обществе правил предосторожности, характеризуются наименьшей степенью общественной опасности8. Однако установление наказания за причинение смерти по неосторожности является излишне мягким: ч. 1 ст. 109 УК РФ — до двух, ч. 2 ст. 109 УК РФ — до трех, ч. 3 ст. 109 — всего до четырех лет лишения свободы.
Большей строгостью по отношению к преступлениям против личности, хотя явно недостаточной, характеризуются наказания за неосторожные деяния, посягающие на несколько объектов и обладающие большей общественной опасностью. Например, за нарушение правил охраны труда самым строгим наказанием в виде лишения свободы является срок до пяти лет, за нарушения правил пожарной, промышленной безопасности, антитеррористической защищенности, безопасности на объектах атомной энергетики — до семи лет. Максимальным для неосторожных преступлений является наказание до десяти лет лишения свободы, предусмотренное в ч. 3 ст. 238, ч. 3 ст. 267 и ч. 3 ст. 349 УК РФ.
Между тем эти и другие неосторожные преступления не менее опасны, чем транспортные посягательства, они могут совершаться находящимися в состоянии опьянения субъектами, влечь массовую гибель людей. Установленные
за их совершение сроки должны быть соразмерными с их общественной опасностью и схожими составами «технических» преступлений.
Отнесение неосторожных преступлений, связанных с причинением смерти человеку (многим лицам), к категории тяжких преступлений соответствует принципу справедливости и концепции о приоритетной охране прав и свобод граждан, закрепленной в ст. 2 УК РФ9.
Есть основания для увеличения максимума наказуемости за неосторожные преступления, влекущие смерть потерпевших и обладающих схожими отягчающими ответственность критериями. Поскольку в санкциях норм о неосторожных преступлениях, влекущих одинаковые последствия, наблюдается разнобой, необходимо приведение их в соответствие друг с другом. К числу тяжких неосторожных преступлений можно было бы отнести те из них, которые связаны с причинением смерти двум и более лицам, а также совершаются специальным субъектом, профессионально обязанным выполнять закрепленные в законе правила безопасности в той или иной социально опасной сфере и допускающим грубое их нарушение.
Почти половина неосторожных составов предлагает лишение свободы как безальтернативный вид наказания. Однако на практике это влечет не решение проблемы неосторожной преступности, а назначение судами более мягкого наказания, чем предусмотрено за неосторожное преступление (ст. 64 УК РФ) и применение условного осуждения10.
Проводимые в последние годы реформации Уголовного кодекса часто являются сомнительными, а то и опасными для той системы ценностей общества и государства, которые нужно охранять11.
По справедливому утверждению А.И. Раро-га, «долговечность закона определяется тем, насколько он соответствует его задачам, насколько он совершенен в технико-юридическом отношении и отвечает требованию системности»12. Именно системность норм о неосторожных преступлениях оказывается под угрозой, когда изменения санкций норм Особенной части диктуют необходимость перекраивания положений Общей части уголовного закона всего лишь из-за двух статей, криминальные деяния которых законодатель признал повышенно опасными и тяжкими.
Вряд ли допустимо ставить в зависимость от существующего несовершенства санкций всю систему категоризации преступлений. Однако
№ 4/2019
если уж такая модификация началась, она должна быть системной, логичной, обоснованной и справедливой.
Сама идея возвращения неосторожных преступлений к числу тяжких вполне объяснима и обоснована их нарастающей опасностью, обусловленной масштабом и тяжестью последствий, расширением сфер использования источников повышенной опасности в современном мире.
Сегодня за совершение преступлений, предусмотренных в статьях 263, 264 УК РФ, повлекших гибель одного и более людей и совершенных виновным в состоянии опьянения, предусмотрены суровые санкции. Минимальный размер наказания в виде лишения свободы, установленный в ч. 4 ст. 263 УК РФ и ч. 6 ст. 264 УК РФ, совпадает с аналогичным сроком в ч. 2 ст. 105, установленным за убийство двух и более лиц, и составляет восемь лет.
Безусловно, «смертоносный вред, причиняемый неосторожными преступлениями, не уступает тяжести вреда от умышленных преступлений. Санкции за неосторожные преступления, повлекшие гибель нескольких, а нередко десятков и сотен человек, ранее неоправданно перенесенные в менее опасную категорию преступлений средней тяжести, существенно смягчали ответственность лиц, виновных в противоправном лишении жизни»13. Теперь законодательное уравнивание пьяных транспортных преступников, лишающих жизни людей, с убийцами, как отмечали разработчики данного ужесточения, будет «повышать степень превентивного воздействия уголовного закона»14.
Однако при оценке общественной опасности деяний с тяжкими транспортными последствиями необходимо помнить, что почти всегда «в неосторожных преступлениях отсутствует пропорциональность между злонамеренностью субъекта и тяжестью наступившего результата, зависящего от ряда случайных факторов»15. Мнение о необходимости снижения уровня наказуемости неосторожных преступлений16, имевшее место в 70 — 80-е годы прошлого века, сегодня не соответствует излишне либеральной складывающейся судебной практике противодействия неосторожным преступлениям.
Сегодня законодательно признана целесообразность новой категории тяжких неосторожных преступлений. При этом преступления, посягающие на безопасность использования транспорта (статьи 263 и 264 УК РФ), имеют наиболее высокую общественную опасность в
ситуации, когда при их совершении пьяными субъектами гибнут люди. Это влияет не только на их квалификацию и наказуемость, но переводит в разряд тяжких посягательств со всеми вытекающими из этого последствиями.
Практика использования обновленного института категоризации преступлений в условиях стремительно изменяющегося уголовного законодательства может вызывать определенные проблемы и, можно предположить, будет порождать внесение новых корректив в нормы о неосторожных преступлениях. Важным остается обеспечение не только превентивного эффекта от ужесточения наказуемости преступной неосторожности, но и справедливого наказания виновным в неосторожных преступлениях лицам.
1 Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 17.06.2019 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 2019. № 25. Ст. 3166.
2 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты российской Федерации» от 09.03.2001 г. № 25-ФЗ (ред. от 08.12.2003 г.) // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1002.
3 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011 г.) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4848.
4 Законопроект № 685843-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об усилении уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта)» / Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации. Система обеспечения законодательной деятельности // иИЪ: http://sozd.duma.gov.ru/bill/ 685843-7 (Дата обращения: 10.09.2019)
5 Демчук С.Д. Противодействие неосторожному отклоняющемуся поведению в сфере источников повышенной опасности // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2013. № 3 (25). С. 56—58.
6 Нуркаева Т.Н. Влияние общественной опасности неосторожных преступлений, связанных с причинением смерти человеку, на определение категории преступления // Правовые технологии. 2015. № 2 (6). С. 2.
7 Кадников Н.Г., Дайшутов М.М. К вопросу о несоблюдении системности норм уголовного права при внесении в УК РФ изменений и дополнений // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2015. № 10. С. 117—120.
8 См.: Лопатина Т.М. Современный взгляд на неосторожную преступность // Совр. право 2013. № 5. С. 76—80; Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. С. 76—77.
№ 4/2019
9 Нуркаева Т.Н. Указ. соч.
10 Бушуев И.В. Наказание за преступления, совершенные по неосторожности // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 3. С. 48—53.
11 Лопашенко H.A. Уголовно-правовое воздействие в современной России: цифры, факты, парадоксы и иллюстрации // Уголовно-правовое воздействие и его роль в предупреждении преступности (III Саратовские уголовно-правовые чтения): Сб. ст. по матер. III Всерос. науч.-практ. конф. (Саратов, 29 — 30 марта 2018 г.). Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская гос. юрид.», 2018. С. 9—28.
12 Рарог А.И. «Работа над ошибками» — обязанность законодателя // Гос-во и право. 2014. № 4. С. 65.
13 Корецкий ДА, Стешич Е.С. Проблема оценки тяжести неосторожных преступлений, связанных с лишением жизни // Всерос. криминолог. журнал. 2017. Т. 11. № 4. С. 677—687.
14 Законопроект № 685843-7...
15 Коробов П.В. Неосторожные преступления как самостоятельная классификационная категория // Известия вузов. Правоведение. 1986. № 3. С. 59—63.
16 Дагелъ П.С. Неосторожность: уголовно-правовые и криминологические проблемы. М.: Юрид. лит., 1977. 144 с.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Прокурорский надзор. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Кикотя, О.В. Химичевой. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 455 с.
Прокурорский надзор
ISBN 978-5-238-03107-1
Установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них. При рассмотрении вопросов возникновения и развития прокуратуры России, а также особенностей деятельности прокуратур зарубежных государств применен институциональный подход.
В учебнике учтены изменения в законодательстве Российской Федерации, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 января 2018 г.
В издании сохранена новелла — структуризация на три модуля и включены дополнительные материалы, позволяющие использовать учебник при реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и правоприменительных органов и всех интересующихся деятельностью прокуратуры.
№ 4/2019