Научная статья на тему 'УСТЬ-ПОЛУЙ: КОСТЯНЫЕ ПРЕДМЕТЫ С ОРНАМЕНТОМ И ЗНАКАМИ (ТЕХНОЛОГИЯ И ФУНКЦИЯ)'

УСТЬ-ПОЛУЙ: КОСТЯНЫЕ ПРЕДМЕТЫ С ОРНАМЕНТОМ И ЗНАКАМИ (ТЕХНОЛОГИЯ И ФУНКЦИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Camera praehistorica
Область наук
Ключевые слова
КОСТЯНОЙ ПРЕДМЕТ / ОРНАМЕНТ / ЗНАКИ / ТЕХНОЛОГИЯ / ФУНКЦИЯ / ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / УСТЬ-ПОЛУЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексашенко Наталья Анатольевна

Статья посвящена изучению функции костяных артефактов с орнаментом и знаками из сакрально-производственного центра Усть-Полуй. Выявлены категории предметов с узорами и без них и проведено сравнение этих групп по степени их использования. Также рассмотрены основные элементы и орнаментальные композиции, характерные для изделий разного функционального назначения. Проведен анализ места расположения и техники нанесения орнамента и знаков. В результате исследования установлено, что наибольший процент декорированных изделий зафиксирован для пряжек, гребней, панцирных пластин, а знаки чаще были нанесены на скребки-лопаточки. Рыбные ножи, крюки, долотовидные орудия, клинья, иглы, наконечники гарпуна и стрел (за исключением двух экземпляров) не имели узоров. На нескольких экземплярах оленьей упряжи обнаружены косые нарезки и мелкие выемки на гранях, которые, вероятно, имели техническое назначение. Для костяных изделий Усть-Полуя характерен геометрический орнамент с небольшим набором элементов и их сочетаний. Общим для изделий с разными функциями был узор в виде одной или нескольких волнистых линий, выполненных в технике неглубокой контурной или овально-выемчатой резьбы. Его дополняли композиции из прямых или ломаных линий. Внутри групп артефактов одинаковой формы и назначения не удалось установить четкой зависимости интенсивности использования от наличия или отсутствия на них декора. Среди категорий орнаментированных предметов наиболее изношенными были панцирные пластины, пряжки, гребни и скребки-лопаточки. Геометрические знаки обнаружены на пластине - накладке на лук, двух поясных крючках, трех ложках и на 14 скребках-лопаточках. Они различаются по форме: от простого креста до сложных изображений из большого числа элементов, а также по качеству резьбы. Часто на одном предмете были прорезаны два знака. Некоторые были нанесены на поверхность скребков-лопаточек уже после их длительного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UST-POLUI: BONE OBJECTS WITH ORNAMENT AND SIGNS (TECHNOLOGY AND FUNCTION)

The article is devoted to the studies of the function of bone artefacts with ornamentation and signs from the Ust-Polui sacral production center. Functional groups of items with and without décor were identified and compared to each other according to the use-wear pattern. The main elements and compositions of the decorations that are typical for the certain categories were studied. The location and ways of ornamentation and signs were analyzed. It was shown that buckles, combs and armored plates make up the largest percentage of ornamentally decorated items, while signs are often applied to scrapers-blades. Fish knives, hooks, chisel-shaped tools, wedges, needles, harpoons and arrowheads except two of them have no decoration elements. The oblique cuts and small notches on the edges of several items made of the reindeer harness apparently were technologically meaningful. The bone products of the Ust-Polui are characterized by geometric ornaments with a small set of elements and their combinations. A pattern consisting of one or more wavy lines, made using the technique of fine-contour or oval-notched carving, was a common decorative element for functionally various items. It was complemented by compositions of straight or broken lines. There is no correlation between degree of wear and the presence or absence of decor in tools of the same category. Armor plates, buckles, combs, scrapers-spatulas had most strong wear traces among the specimens with ornamentation. Geometric signs were found on a bow plate, 2 belt hooks, 3 spoons and 14 scrapers-spatulas. They have a different carving quality and shape. There were often 2 signs carved on the items; some signs were applied to the surface of the scrapers after their long-term use.

Текст научной работы на тему «УСТЬ-ПОЛУЙ: КОСТЯНЫЕ ПРЕДМЕТЫ С ОРНАМЕНТОМ И ЗНАКАМИ (ТЕХНОЛОГИЯ И ФУНКЦИЯ)»

УДК 902 + 7.031 + 903.27

DOI: 10.31250/2658-3828-2022-1-86-107

Н.А. АЛЕКСАШЕНКО

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия E-mail: nataleksash@kunstkamera.ru ORCID: 0000-0003-3317-9978

УСТЬ-ПОЛУЙ: КОСТЯНЫЕ ПРЕДМЕТЫ С ОРНАМЕНТОМ И ЗНАКАМИ (ТЕХНОЛОГИЯ И ФУНКЦИЯ)

Статья посвящена изучению функции костяных артефактов с орнаментом и знаками из сакрально-производственного центра Усть-Полуй. Выявлены категории предметов с узорами и без них и проведено сравнение этих групп по степени их использования. Также рассмотрены основные элементы и орнаментальные композиции, характерные для изделий разного функционального назначения. Проведен анализ места расположения и техники нанесения орнамента и знаков. В результате исследования установлено, что наибольший процент декорированных изделий зафиксирован для пряжек, гребней, панцирных пластин, а знаки чаще были нанесены на скребки-лопаточки. Рыбные ножи, крюки, долотовид-ные орудия, клинья, иглы, наконечники гарпуна и стрел (за исключением двух экземпляров) не имели узоров. На нескольких экземплярах оленьей упряжи обнаружены косые нарезки и мелкие выемки на гранях, которые, вероятно, имели техническое назначение. Для костяных изделий Усть-Полуя характерен геометриче-

ский орнамент с небольшим набором элементов и их сочетаний. Общим для изделий с разными функциями был узор в виде одной или нескольких волнистых линий, выполненных в технике неглубокой контурной или овально-выемчатой резьбы. Его дополняли композиции из прямых или ломаных линий. Внутри групп артефактов одинаковой формы и назначения не удалось установить четкой зависимости интенсивности использования от наличия или отсутствия на них декора. Среди категорий орнаментированных предметов наиболее изношенными были панцирные пластины, пряжки, гребни и скребки-лопаточки. Геометрические знаки обнаружены на пластине — накладке на лук, двух поясных крючках, трех ложках и на 14 скребках-лопаточках. Они различаются по форме: от простого креста до сложных изображений из большого числа элементов, а также по качеству резьбы. Часто на одном предмете были прорезаны два знака. Некоторые были нанесены на поверхность скребков-лопаточек уже после их длительного использования.

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова: костяной предмет, орнамент, знаки, технология, функция, трасологический анализ, Усть-Полуй.

Для цитирования: Алексашенко Н.А. Усть-Полуй: костяные предметы с орнаментом и знаками (технология и функция) // Camera praehistorica. 2022. № 1 (8). С. 86-107. DOI: 10.31250/2658-38282022-1-86-107.

N.A. ALEKSASHENKO

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences, Universitetskaya nab., 3, St Petersburg, 199034, Russian Federation E-mail: nataleksash@kunstkamera.ru ORCID: 0000-0003-3317-9978

UST-POLUI: BONE OBJECTS WITH ORNAMENT AND SIGNS (TECHNOLOGY AND FUNCTION)

The article is devoted to the studies of the function of bone artefacts with ornamentation and signs from the Ust-Polui sacral production center. Functional groups of items with and without décor were identified and compared to each other according to the use-wear pattern. The main elements and compositions of the decorations that are typical for the certain categories were studied. The location and ways of ornamentation and signs were analyzed. It was shown that buckles, combs and armored plates make up the largest percentage of ornamentally decorated items, while signs are often applied to scrapers-blades. Fish knives, hooks, chisel-shaped tools, wedges, needles, harpoons and arrowheads except two of them have no decoration elements. The oblique cuts and small notches on the edges of several items made of the reindeer harness apparently were technologically meaningful. The

bone products of the Ust-Polui are characterized by geometric ornaments with a small set of elements and their combinations. A pattern consisting of one or more wavy lines, made using the technique of fine-contour or oval-notched carving, was a common decorative element for functionally various items. It was complemented by compositions of straight or broken lines. There is no correlation between degree of wear and the presence or absence of decor in tools of the same category. Armor plates, buckles, combs, scrapers-spatulas had most strong wear traces among the specimens with ornamentation. Geometric signs were found on a bow plate, 2 belt hooks, 3 spoons and 14 scrapers-spatulas. They have a different carving quality and shape. There were often 2 signs carved on the items; some signs were applied to the surface of the scrapers after their long-term use.

ABSTRACT

Key words: bone object, ornament, signs, technology, function, use-wear analysis, Ust-Polui.

For citation: Aleksashenko N.A. Ust-Polui: bone objects with ornament and signs (technology and function). Camera praehistorica. 2022, no. 1 (8), pp. 86-107. DOI: 10.31250/2658-3828-2022-1-86-107 (in Russian).

ВВЕДЕНИЕ

Усть-Полуй — памятник, вокруг которого споры не утихают с 1935 г. и до наших дней. Находки неординарных артефактов (предметов с зооморфными и антропоморфными изображениями, модели для создания литейных форм, берестяные и деревянные изделия) наряду с заготовками,

отходами и другими свидетельствами обработки различных материалов вызывают много вопросов о назначении памятника. Раскопками последних лет были получены убедительные доказательства существования на Усть-Полуе сакрального пространства и производственных площадок. Вместе с тем неясно, с чем связано, например, косторезное производство: с утилизацией костей прине-

сенных в жертву оленей, с созданием предметов, занятых в ритуалах (наконечники стрел, ложечки). Предназначено ли большое число каменных и роговых скребков для обработки шкур тех же жертвенных оленей? Почему они сильно сработаны (какое время требовалось для появления таких явных следов изнашивания)? Эти вопросы в какой-то мере могут быть разрешены с помощью экспериментально-трасологического метода. Ранее нами была предпринята попытка рассмотреть и сравнить предметы со скульптурным оформлением и без него с целью установления их функции, степени изношенности, длительности использования [Алексашенко 2018]. За пределами нашего внимания тогда остались предметы со знаками и орнаментом. Рассмотрению этой категории находок посвящена настоящая статья.

ИСТОЧНИКИ

Коллекции артефактов из Усть-Полуя, расположенного в низовьях р. Оби, при впадении в нее р. Полуя (сейчас территория Салехарда), поступили в Кунсткамеру в результате раскопок В.С. Адрианова в 1935-1936 гг. После его гибели в 1936 г. изучение и публикацию полученных материалов, а также небольшие разведочные работы на памятнике осуществили В.И. Мошинская и В.Н. Чернецов [Мошинская 1953; 1965].

Исследования 1990-х и 2006-2015 гг. под руководством Н.В. Федоровой (с 2006 г. совместно с А.В. Гусевым) проводились по более современной методике, с участием специалистов гуманитарных и естественных наук. Их результатом стали не только новые коллекции артефактов (хранятся в МВК им. И.С. Шемановского), но и более детальное представление о структуре и назначении памятника Усть-Полуй [Гусев 2017; Федорова 2017]. Собрание МАЭ включает около 17 тысяч единиц хранения, большое количество из которых составляют отходы и изделия из кости*. В список массовых находок входят на-

* В понятие «кость» мы включаем все разновидности костного сырья (рог, кости скелета, бивень, клык).

конечники стрел, рукояти ножей, рыбные ножи, скребки-лопаточки, вертлюги (детали упряжи), ложки, детали защитного панциря. Примерно такой же состав имеет коллекция костяных артефактов, хранящихся в Салехарде [Гусев 2017]. Отличительной чертой Усть-Полуя является наличие предметов со скульптурными изображениями животных [Мошинская 1976; Федорова 2017]. Во многом их количество, выразительность образов связывают с функционированием памятника как святилища.

Объект данного исследования — костяные предметы с орнаментом и знаками, в том числе имеющие зооморфные изображения. Изучены артефакты, хранящиеся в МАЭ (кол. № 5331 и № 5455) и МВК (из раскопок Н.В. Федоровой в 1993-1995 гг.). Просмотренные под микроскопом предметы (с декором и без него) составляют значительную выборку — более 1700 единиц.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА

Существует большое число исследований, посвященных орнаменту: его классификации, проблемам ритма, симметрии, семантики [Иванов 1963; Кожин 1981]. Мы не рассматриваем здесь дискуссионные вопросы, а применяем базовые понятия об элементе и композиции (узоре). Из технологического направления изучения орнамента нас интересует техника выполнения орнамента, в том числе использованные для этого инструменты. Целью исследования является выяснение значения орнаментированных костяных предметов в сакральной и бытовой практике Усть-Полуя. Понимая сложность ее достижения и опасность необоснованной интерпретации, мы попытались ответить на конкретные вопросы:

1. Существует ли связь орнамента с определенными функциональными группами орудий или предметов обихода?

2. В каких группах орудий изделия не имеют орнамента, а в каких их много?

3. Какие орнаментальные композиции присутствуют на предметах разного назначения?

4. Отличаются ли декорированные и недеко-рированные предметы одинаковой формы способами использования и его интенсивностью?

5. Какова технология орнаментации (инструменты, приемы)?

6. Насколько трудоемок процесс нанесения орнамента?

7. На каких изделиях вырезаны геометрические знаки?

8. Есть ли признаки, свидетельствующие об особом значении орнаментированных предметов?

Для решения этих задач был использован тра-сологический метод, основы которого разработаны С.А. Семеновым [1957]. Анализ производился с помощью микроскопа МБС-10 с разным увеличением (в пределах 28-98 крат). Прежде всего было необходимо исследовать всю поверхность орудий, их рабочие края, аккомодационную часть (рукоять); определить по линейным следам, заполировке, выкрошенным участкам функцию предметов, сравнить степень сработанности артефактов с орнаментом и без него. Если изделие являлось принадлежностью костюма, деталью военного снаряжения или бытовой вещью, особое значение приобретало изучение следов изношенности в местах крепления, соприкосновения с мехом, кожей. Микроанализ был необходим и для определения способа и последовательности нанесения элементов орнамента, а также наличия предварительной разметки. Кроме трасологических характеристик, учитывалась топография орнамента на артефактах.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ И КОМПОЗИЦИЙ

Изучавшая коллекции 1935-1936 гг. В.И. Мо-шинская выделила на костяных изделиях три группы орнамента: «1) желобчатый и струйчатый, мелкие ямки и точки; 2) угловато-линейный; 3) угловато-ленточный», зафиксированный на единичных экземплярах [Мошинская 1953: 104105]. В ходе нашего исследования были зафикси-

рованы следующие элементы орнамента: мелкие точки, небольшие круги (ямки) и окружности, длинные и короткие прямые и наклонные линии, волнистые линии, овальные и полуовальные выемки, выемки треугольной формы.

Вертикально ориентированная композиция состояла из последовательно расположенных мелких отверстий круглой формы или многочисленных мелких наколов, сгруппированных по центральной оси предмета. Орнамент также представлен овальными и треугольными выемками, как отдельными, так и образующими цепочку, процарапанными канавками (каннелюрами), тонкими резными прямыми и волнистыми линиями. Особую, немногочисленную группу составляют геометрические орнаменты из коротких резных линий, расположенных под углом друг к другу. Самая простая из них — так называемая «уточка», а наиболее сложные — ме-андровые узоры и состоящие из элементов, похожих на знак свастики.

Наиболее распространенные композиции, вертикальная или горизонтальная волнистая линия, зафиксированы на самых разных изделиях: рукоятях ложек и ножей, скребках, поясных крючках, гребнях, панцирных пластинах, остриях-проколках со скульптурным оформлением. Они могут встречаться в комбинации с другими узорами, быть самостоятельными единичными или покрывать всю поверхность артефакта. Нередко такие волнистые линии дополняют зооморфные изображения, декорируют рукояти и визуально отделяют их от основной части предмета.

ТЕХНИКА

НАНЕСЕНИЯ ОРНАМЕНТА

При создании узоров на предметах использовали следующие приемы: наколы кончиком ножа, циркульное сверление, резьба контурная и углубленная, образующая рельеф, в том числе овально-выемчатая и трехгранно-выемчатая, процарапывание полос инструментом с полукруглым лезвием. Ни циркуль, ни орудие типа

стамески с выпуклым лезвием сами пока не найдены. Однако следы работы такими орудиями зафиксированы на предметах из коллекций Усть-Полуя, хранящихся в Петербурге и Салехарде [Гусев 2017: 11]. Основным инструментом для нанесения орнамента был асимметричный короткий железный нож. О его широкой востребованности свидетельствуют находки в культурном слое памятника как целых экземпляров, так и большого количества рукоятей [Гусев 2017: 10]. Глубина врезания, непрерывность или отрывистые короткие движения ножа, его положение формировали различный облик узора. Так, орнамент, состоящий из полувыемок, каждая из которых вырезана одним движением ножа, создавал волнистую рельефную линию (и контррельеф), а проведенная концом лезвия неглубокая волнистая линия выглядела как поверхностная и не была отражена в обратном орнаменте. Можно предполагать в некоторых случаях предварительное проведение прямой резной линии, к которой примыкали полукруглые в плане вырезы. Линия служила ориентиром при создании композиции, в которую входила не одна, а несколько полос. Овальная выемка, созданная двумя встречными движениями ножа, имеет другой облик, как и узор, составленный из таких примыкающих друг к другу элементов. То есть в зависимости от положения и движения инструмента результат овально-выемчатой резьбы выглядит по-разному. Сложный геометрический узор создавался обычно техникой неглубокой резьбы, за исключением нескольких предметов, на которых орнамент имеет рельеф.

Изготовление предметов и их орнаментация производились на свежей или размягченной вымачиванием кости. Эта операция не была трудоемкой или сложной и не требовала предварительной разметки и большого мастерства, за исключением непростых композиций. Последующее использование сглаживало края орнаментальных линий, а иногда затирало их. При изучении техники нанесения знаков зафиксированы случаи резьбы по сухому рогу.

ФУНКЦИИ

КОСТЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Назначение артефактов из кости и рога было определено для всех просмотренных под микроскопом, независимо от наличия орнамента. В ходе изучения различных функциональных групп орудий были зафиксированы следующие их категории: без орнамента, с единичными орнаментированными экземплярами и, наконец, с часто встречающимся орнаментом. При этом было учтено разное общее количество орудий в отдельных функциональных группах и соотношение в них предметов с орнаментом и без него.

Предметы без орнамента

Орнамент не выявлен ни на одном артефакте из следующих функциональных групп орудий: рыбные ножи (просмотрено 60 экз.), спицы для ловли рыбы (10), скребки из метаподия оленя (6), наконечники гарпуна, налобные пластины упряжи, наконечники хорея, пуговицы, втулки, рыболовные крючки, иглы, иглы для плетения, косточки для расщепления волокон. На некоторых деталях упряжи — единичных пластинах вертлюга и пясиках (застежках) — края обработаны мелкими срезами овальной формы. На одном блоке из четырех и одном пясике нанесены параллельные косые нарезки [Алексашенко 2006: рис. 3: 2]. Эти приемы скорее можно считать технологическим «орнаментом», предназначенным для улучшения функциональных свойств предметов.

Наконечники стрел — самая массовая группа находок. Просмотрено 323 предмета из коллекции МАЭ и 200 из МВК. А.В. Гусев в коллекции салехардского музея насчитал 585 наконечников стрел [Гусев 2017: 12]. Выявлено всего два экземпляра с орнаментом: на одном нанесен геометрический узор из прямых и ломаных линий и полосы выемок треугольной формы. На втором вырезаны выемки овальной формы на боковых гранях, что, возможно, было техническим

Рис. 1. Рукоять ножа с орнаментом из параллельных линий. МАЭ № 5331-1115. Фото А.Ю. Сайфиевой Fig. 1. Knife handle with the ornament of parallel lines. MAE No. 5331-1115. Foto by A.Yu. Safieva

приемом для придания краю наконечника неровности (зазубренности) [Алексашенко 2011: рис. 3: 8, 9].

Предметы с орнаментом

Орнаментированные предметы обнаружены в следующих функциональных группах: рукояти ножей, крючки поясные, пряжки, гребни, острия, игольники, детали панциря, пластины на лук, ложки, скребки-лопаточки.

Среди рукоятей ножей орнаментированных экземпляров немного. Из 148, просмотренных под микроскопом, только 14 орнаментированы, а 4 имеют скульптурное оформление. А.В. Гусев приводит цифру 10 % для орнаментированных рукоятей из коллекции МВК [Гусев 2017: 44]. Узор обычно простой и состоит из вертикальных полос, составленных из отверстий, овальных или треугольных выемок, продольных процарапанных линий, контурной (мелко врезанной) волнистой линии. Сложный геометрический орнамент из коротких ломаных линий встречается редко, а ленточный в виде меандра зафиксирован на одном экземпляре. Чаще всего орнамент занимает небольшую часть поверхности, он может дополнять зооморфное изображение, оставаясь лаконичным. В редких случаях узор покрывает всю рукоять и состоит из параллельных линий (рис. 1).

Из 9 гребней 8 имеют орнамент: волнистые линии, геометрический, косые нарезки, нако-лы [Мошинская 1953: 98]. Уникален экземпляр,

на котором полоса, выполненная техникой овально-выемчатой резьбы, дополнена изображением трех крестообразных фигур, заглубленных в плоскость щитка гребня (рис. 2).

Проколки и острия. Из 36 просмотренных под микроскопом экземпляров орнаментированных (одновременно имеющих скульптурное навер-шие) — 5. В дополнение к орнитоморфным изображениям использовались орнаментальные мотивы из параллельных двойных линий с поперечными нарезками, рельефных вертикальных (иногда в сочетании с горизонтальными) полос овально-выемчатой резьбы [Алексашенко 2018: рис. 2: 3,4]. Иногда эти мотивы сопровождаются наклонными нарезками.

Пряжки-накладки поясные относятся к предметам с богатым декором. В.С. Адрианов так писал о них: «...найдено большое количество разных по форме и назначению пряжек, также орнаментированных резьбой или мелкой пластикой» [Адрианов 1936: 112]. Трасологический анализ выявил следы интенсивного использования: поверхность сильно заполирована, края скруглены, линии орнамента сглажены. На некоторых экземплярах блеск от трения о мех, кожу заметен даже без микроскопа. Орнамент обычно покрывает одну сторону пряжки полностью и делится продольными и поперечными прямыми прорезанными линиями на несколько зон. Пространство внутри них заполнено овальными выемками (рис. 3). Иногда пряжка украшена прочерченным зигзагом, густо покрывающим всю поверхность предмета. Такой узор могут

Рис. 2. Гребень со сложным орнаментом. МАЭ № 5331- 516. Фото А.Ю. Сайфиевой Fig. 2. Comb with complicated ornament. MAE No. 5331-2516. Photo by A.Yu. Safieva

ограничивать сверху и снизу полосы с поперечными насечками. В некоторых случаях орнаментированы даже перемычки между прорезями для ремня [Мошинская 1965: табл. 15: 3, 4].

Крючки поясные. Из 14 изученных 7 экземпляров имеют орнамент. Композиции состоят из прямых канавок, процарапанных и прорезанных острым концом ножа или инструментом типа стамески с полукруглым лезвием, иногда дополненных мелкими овальными выемками по краям, волнистой рельефной линией (овально-выемчатая техника), наклонным резным зигзагом или знаками. Есть экземпляры, на которых орнамент состоит только из линий прорезанного тонким лезвием зигзага или из полос овально-выемчатого или трехгранно-выемчатого орнамента [Алексашенко 2006: рис. 5]. На одном предмете нанесены полоса циркульного орнамента и рельефная волнистая линия (рис. 4).

Два крюка-петли на колчан имели объемное изображение хищной птицы, на одном из них также нанесен орнамент в виде наклонных прямых линий, зигзага и трехгранных выемок [Алексашенко 2006: рис. 2: 1].

Панцирные пластины — всего 37 экземпляров, из них с орнаментом (горизонтальный зигзаг, прямые и волнистые линии, сетка, кружки, «змейка», «уточка») — 20. Обычно он разделен на горизонтальные зоны, расположенные сверху и снизу от отверстий для крепления и у концов пластин. Иногда между парами отверстий наносят вертикальные волнистые линии

Рис. 3. Пряжка с резными линиями и овальными выемками. МАЭ № 5331-1952. Фото А.Ю. Сайфиевой Fig. 3. Buckle with carved lines and oval notches. MAE No. 5331-1952. Photo by A.Yu. Safieva

[Усть-Полуй 2003: 63, № 176]. В коллекции есть наборы из нескольких пластин разной ширины, но с одинаковым декором [Усть-Полуй 2003: 61, № 170-173]. А.В. Гусев тщательно изучил детали доспеха из Усть-Полуя и высказал мнение об использовании в одном наборе пластин без декора и с разными узорами. Изящество панцирных пластин, не способных обеспечить надежную защиту в бою, а также трудоемкость их орнаментации могут свидетельствовать о статусном значении данных предметов [Гусев 2017: 38-39].

Пластины-накладки на лук. Из 89 экземпляров (75 — МАЭ и 14 — МВК) орнаментирова-

Рис. 4. Крюк с циркульным орнаментом. МАЭ № 5331-2010. Фото А.Ю. Сайфиевой Fig. 4. Hook with circular ornament. MAE No. 5331-2010. Photo by A.Yu. Safieva

Рис. 5. Ложка с изображением оленя

и овальными выемками. МАЭ № 5331-1704.

Фото А.Ю. Сайфиевой

Fig. 5. Spoon with the image of a deer

and oval notches. MAE No. 5331-1704.

Photo by A.Yu. Safieva

Рис. 6. Ложка с орнаментированной рукоятью. МАЭ № 5331-796. Фото А.Ю. Сайфиевой Fig. 6. Spoon with ornamented handle. MAE No. 5331-796. Photo by A.Yu. Safieva

ны 4 (геометрические узоры и полоса мелких наколов). У двух накладок с обломанным концом орнамент располагается на большей части поверхности, возможно, и на той, которая утрачена [Алексашенко 2006: рис. 2: 2]. На накладке из коллекции МВК сложный геометрический узор из соединенных коротких разнонаправленных резных линий занимает верхнюю часть пластины (примерно половину ее длины [Алексашенко 2011: рис. 2: 7].

Игольники. Из 21 предмета орнаментированы 5. На одном сетка из тонких резных линий нанесена на три стороны, а по длинным краям четвертой по две волнистые линии выполнены овально-выемчатой резьбой [Мошинская 1965: табл. 9: 3]. На экземпляре с квадратным сечением орнамент из 15 знаков свастики заполняет полностью одну сторону, на второй нанесен короткий зигзаг, на третьей — полоса из изогнутых коротких линий с двумя поперечными насечками, а четвертая грань заполнена вертикальными короткими волнистыми линиями [Мошинская 1965: табл. 9: 4-6]. Еще один игольник по краям вдоль граней декорирован продольными полосами из мелких выемок

треугольной формы, другие два экземпляра — волнистым орнаментом.

Ложки, среди которых 13 глубоких и 59 мелких, имеют орнамент лишь на 12 плоских экземплярах. Чаще всего он располагается вдоль боковых краев рукояти (иногда продолжаясь на черпачке) в виде прорезанной волнистой линии или выполненной овально-выемчатой резьбой (рис. 5). На ложке с зооморфной композицией (МАЭ № 5455-3756) выделяются три орнаментальные зоны: на рукояти — параллельные косые нарезки, на переходе к плоскому черпачку — четыре поперечные линии и вдоль длинных боковых краев черпачка — волнистые полосы, выполненные овально-выемчатой техникой [Алексашенко 2018: рис. 3: 5]. На рукояти плоской ложки несколько раз повторяется мотив из тройного зигзага (рис. 6). На нескольких ложках композиция в виде параллельных прямых двойных линий с поперечными насечками между ними подчеркивает детали изображаемых птиц.

Скребки-лопаточки составляют значительную часть коллекции. Они были вырезаны из рога северного оленя так, что отросток становился рукоятью, а часть лопаты — лопастью

с полукруглым (реже прямым) лезвием. Их средняя длина — 15 см, ширина лопасти — 7 см. В.С. Адрианов писал о них: «...имеется много предметов в виде лопаточек, сделанных также из кости. Рукоятки их вполне нормальной величины, но назначение лопаточек трудно представить, тем более что они значительно отличаются между собой. То они заканчиваются довольно остро сточенной частью, то наоборот — тупой. Эта группа лопаточек ни в одном случае не имеет скульптурных изображений животных, но на многих есть резьба геометрического орнамента» [Адрианов 1936].

Трасологический анализ показал, что они служили для обработки шкур, а подмеченное В.С. Адриановым различие обусловлено разными способами и степенью использования. Большая часть этих орудий сильно изношена. Они выполняли операции по снятию слоя мездры, скоблению бахтармы и удалению волоса. Поверхность орудий заглажена с обеих сторон, кромка лезвия скруглена. На ней хорошо заметны четкие поперечные или диагонально-поперечные линейные следы в виде частых царапин с выраженными или сглаженными границами. Облик следов зависел от многих причин, в том числе от того, насколько шкура была высушена и загрязнена. При волососгонке инструмент располагался под меньшим углом, что приводило к срабатыванию лезвия в сторону одной плоскости. На лопастях некоторых лопаточек заметны хаотично расположенные надрезы, что позволяет предполагать их использование в швейных операциях (раскрой деталей, ремонт кожаных или меховых изделий) (рис. 7). Наличие следов натяжения сухожильных нитей на боковых сторонах рукоятей лопаточек также свидетельствует в пользу такой версии.

Орнамент нанесен на 40 предметов из 176 просмотренных под микроскопом. Если рассматривать в совокупности лопаточки с оформлением, то собственно орнаментированными можно считать только те, на которых элемент повторяется. Это волнистые, прямые и ломаные линии, выполненные в технике углубленной, овально-выемчатой и трехгранно-выемчатой резьбы.

К орнаменту, видимо, следует отнести многократно воспроизведенное изображение свастики на рукояти одной лопаточки [Усть-Полуй 2003: 53, № 138]. Все остальные ее варианты (одиночные и двойные), скорее, являются самостоятельными знаками и будут рассмотрены отдельно.

Орнамент располагался на торце и боковой стороне рукояти, на рукояти и лопасти, на лопасти. На верхней части рукояти трех лопаточек по периметру нанесены мелкие овальные выемки, но только на одном экземпляре они являются единственным оформлением. Овальные выемки на торце сопровождаются горизонтальными канавками в верхней части рукояти. В двух случаях в месте плавного перехода от рукояти к лопасти нанесена горизонтальная полоса из углублений треугольной формы или поясок мелких ямок. Вдоль рукояти одного изделия прорезаны зигзаг и три прямые глубокие линии. Еще на одной лопаточке выемки на торце и боковых сторонах дополнены горизонтальной полосой, выполненной в овально-выемчатой технике, и вертикальными резными линиями. Волнистые горизонтальные полосы в верхней части рукояти и на ее границе с лопастью соединяют три вертикальные резные линии с поперечными нарезками. Поясок из треугольных выемок в верхней части лопаточки дополнен вертикальными волнистыми полосами с полуовальными углублениями у одного края рукояти и едва намеченной ломаной линией — у другого. Узор на плохо сохранившейся поверхности рукояти другой лопаточки состоял из мелких точечных углублений, образующих вертикальную полосу. На единственном экземпляре орнамент состоит из двух вертикальных линий, между которыми более углубленной резьбой обозначены ломаные линии (узор «уточка»). Более сложная композиция из коротких отрезков находится на рукояти инструмента с частично утраченной лопастью. Многочисленные вертикальные линии в сочетании с овально-выемчатой резьбой покрывают обе стороны рукояти довольно крупной лопаточки. Орнамент в виде вертикальной полосы нанесен в технике овально-выемчатой резьбы

Рис. 7. Скребок-лопаточка с орнаментом и следами резания. МАЭ № 5455-755. Фото А.Ю. Сайфиевой Fig. 7. Scraper-spatula with ornament and traces of cutting. MAE No. 5455-755. Photo by A.Yu. Safieva

по одному краю рукояти лопаточки Т-образной формы. В одном случае простые резные линии начинаются от торца рукояти и заканчиваются на лопасти.

На 5 лопаточках орнамент в виде прямых и наклонных линий нанесен на рукоять и лопасть. Линии выполнены в технике контурной и углубленной резьбы с выемками треугольной формы (рис. 7). На одной из них на лопасти прорезаны короткие линии, образующие узор в виде зигзага и элементов меандра. Сочетание широких прочерченных линий-канавок и трехгранно-выемчатой резьбы вдоль боковых краев дополнено композицией из нескольких небрежно выполненных зигзагов на лопасти одной лопаточки (рис. 8).

Из предметов других функциональных групп богатую орнаментацию имеет пластина с зооморфным изображением. Ее боковые края профилированы овальными выемками, а одна сторона покрыта геометрическим узором и двумя линиями овально-выемчатой резьбы (рис. 9). На уникальном костяном ноже-кинжале [Усть-Полуй 2003: 37, № 85] орнамент нанесен на рукоять и представляет собой сложное сочетание различных элементов (рис. 10).

Предметы со знаками

Геометрические знаки, составленные из коротких линий, соединенных в разной последовательности под прямым углом, зафиксированы на одной накладке на лук, панцирной пластине, двух поясных крючках, трех ложечках и 14 скребках-лопатках.

На ложечке с изображением головы оленя на рукояти знак в картуше расположен на плоском черпачке [Мошинская 1953: табл. XIII: 5]. На внешней стороне ложки с изображением зайца сложный знак на голове утки образован из коротких прямых неглубоких линий, прорезанных под прямым углом друг к другу [Алексашенко 2018: рис. 1-7]. Еще одна плоская ложка с двумя сложными геометрическими знаками на черпачке была найдена Н.В. Федоровой в 19931995 гг. [Усть-Полуй 2003: 52, № 135].

Рис. 10. Нож-кинжал со сложным орнаментом на рукояти. МАЭ № 5455-4497. Фото А.Ю. Сайфиевой

Fig. 10. Knife-dagger with complicate ornament on the handle. MAE No. 5455-4497. Photo by A.Yu. Safieva

Рис. 11. Крючок поясной со знаками

и прочерченным орнаментом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МАЭ № 5331-2303. Фото А.Ю. Сайфиевой

Fig. 11. Belt hook with signs and scratched ornament. MAE No. 5331-2303. Photo by A.Yu. Safieva

Рис. 12. Скребок-лопаточка со знаками: 1 — общий вид; 2 — знаки. МАЭ № 5455-984. Фото А.Ю. Сайфиевой

Fig. 12. Scraper-spatula with signs: 1 — general view; 2 — signs. MAE No. 5455-984. Photo by A.Yu. Safieva

На двух поясных крючках нанесены парные знаки свастики, выполненные неглубокой резной линией. На одном из них они выполнены небрежно, прямые углы между линиями не выдержаны (рис. 11). На одной накладке на лук нанесены два сложных геометрических знака [Мо-шинская 1965: табл. 2: 7].

Отдельно рассмотрим знаки на лопаточках. Один из них похож на зооморфное изображение. Знак свастики нанесен на 12 лопаточек, на 10 из которых он располагается на лопасти. Изображения свастики различаются по степени сложности. Самый простой знак нанесен на лопаточку из собрания МВК. Это орудие долго использовали: вся его поверхность заполирована, а отверстие на рукояти изношено в результате трения ремешка. Однако следы на рабочей кромке лопасти выражены слабее, чем на большинстве других лопаточек. Знак выполнен тонкой неглубокой резной линией после того, как поверхность предмета приобрела блеск от соприкосновения с руками и мехом. Знак, усложненный несколькими добавочными линиями, зафиксирован на крупной лопатке с веерообразной лопастью (МАЭ № 5331-2310).

Прорезание трех знаков (сложная свастика на лопасти, простая и сложная — на рукояти) также произведено по сухому рогу еще на одном инструменте после его интенсивного использования (рис. 12: 1). Об этом свидетельствуют сильная изношенность, скругленность рабочего края и заглаженная поверхность всего предмета. Границы же резных линий, образующих знаки, — резкие, незаваленные, неснивелирован-ные. Следы многократного движения ножа прерывистые, неровные. На одной стороне лопасти знак выполнен неглубокой линией в виде креста с короткими поперечными насечками на концах. На обеих сторонах рукояти вырезаны наиболее сложные узоры, состоящие из сочетания пересекающихся длинных и примыкающих коротких линий. На поверхности предмета, особенно на рукояти, заметны следы надрезов, скобления, попыток нанести или исправить имеющиеся линии (рис. 12: 2). На конце рукояти поперечные

параллельные канавки, скорее всего, выполняли техническую функцию. Орнамент или знак из горизонтальных и вертикальных полос треугольных выемок и ломаных фигур, заключенных в двойную рамку, нанесен на обе стороны лопаточки (рис. 13).

На трех предметах резными линиями нанесены необычные знаки. На поясном крючке прорезано контурное изображение животного [Мо-шинская 1965: табл. 15: 1].

Два изображения трудно поддаются интерпретации: на рукояти ножа [Усть-Полуй 2003: 39, № 90] и фрагменте лопаточки с разнонаправленными прямыми и изогнутыми линиями.

ОБСУЖДЕНИЕ

Мы провели изучение большого количества артефактов, которое позволяет нам сделать несколько определенных выводов и высказать некоторые предположения. Если ранее было установлено, что костяные изделия с зооморфными изображениями имели более интенсивные следы использования, чем аналогичные по форме, но без скульптурного оформления, то сравнение однотипных предметов с орнаментом и без него не показало явных различий в степени изношенности тех и других. Большая часть костяных артефактов не содержит декора или знаков, в том числе самая многочисленная категория — наконечники стрел. Не имеют орнамента орудия рыбного промысла, детали оленьей упряжи, инструменты для обработки растительных волокон. Интересно, что С.В. Иванов говорил об орнаменте старинных костяных наконечников стрел, защитных пластин на руку, части оленьей упряжи, пряжек, скребков, пряслиц, крюков для колыбелей в этнографических коллекциях угров [Иванов 1963: 56].

В общем количестве костяных изделий предметов с орнаментом немного. Их наибольшее количество обнаружено среди пряжек, гребней, панцирных пластин, поясных крючков, а знаков — на скребках-лопаточках. Все они имеют следы длительного использования, что привело

v ■

Ж i'

ш

iii

ii pi

r AJ. J

»

ж

11ВД»

•w

Рис. 13. Скребок-лопаточка с орнаментом и знаками, разные поверхности. МАЭ № 5331-1905. Фото А.Ю. Сайфиевой

Fig. 13. Scraper-spatula with ornament and signs, different surfaces. MAE No. 5331-1905. Photo by A.Yu. Safieva

к стиранию линий узора, заполированности поверхности, деформации рабочего края.

Набор элементов и орнаментальных композиций ограничен. Мы зафиксировали широкое использование волнистого (овально-выемчатого и прочерченного) орнамента на изделиях разного назначения (рукоятях ножей, скребках, гребнях, ложках, остриях). Часто такой узор, а также двойные линии с нарезками между ними или другие элементы использовались как дополнение к зооморфным изображениям и нанесены на крылья, голову, хвост. Поперечные нарезки на рукояти ложки (МАЭ № 5331-2308) могли быть имитацией ремня на шее жертвенного оленя [Усть-Полуй 2003: 46, № 117].

Сложные композиции на нескольких пластинах-накладках на лук находят аналогии в орнаментах берестяных предметов Усть-Полуя [Могрицкая 2018]. Некоторые элементы, например кружки, «уточки», повторяются на изделиях из глины, глинистого сланца, металла, что отражает общую систему орнаментации и требует специального изучения. Важно выявить элементы и композиции, общие и специфические для разных материалов.

Отдельного внимания требует техника нанесения орнамента. На наш взгляд, наиболее распространенный на памятнике прием овально-выемчатой резьбы не требовал больших усилий и специальной разметки. Для нанесения нескольких полос такого узора возможно проведение неглубокой линии, которая служила ориентиром для вырезания выемок. На некоторых предметах орнамент выполнен небрежно, элементы имеют разную величину. Это требует проведения дополнительных экспериментов, как и предположение о больших трудозатратах в декорировании панцирных пластин [Гусев 2017].

Микроанализ скребков-лопаточек показал, что некоторые знаки наносились на высохшую кость. Поверхность лопаточки заполирована, заглажена от длительного контакта с мехом, кожей, руками. Линии знака прорезают поверхность. Их границы резкие, несглаженные. Рабочее лезвие обычно изношено интенсивно,

в единичных случаях — слабо. Встает много вопросов о времени и технике нанесения знака, о времени образования следов сработанности на лезвии скребка и на остальной поверхности. Не исключено, что изношенные скребки могли приносить на святилище в качестве своеобразной «жертвы», а знак, который имел отношение к определенному человеку или группе людей, вырезать перед ритуалом. В связи с этим интересны экземпляры с несколькими небрежными и переделанными знаками (рис. 12: 1, 2). Что это? Смена хозяйки, повторное использование в ритуале? Кто наносил изображение: женщина, которая скребком выделала много шкур, или мужчина, который его изготовил? Мы никогда не сможем ответить на эти вопросы, но они заставляют обратить более пристальное внимание на некоторые детали. Этнографами зафиксирован высокий сакральный статус скребка в традиционной культуре северных народов. Вероятно, он имел не меньшее значение и для древнего населения циркумполярной зоны.

Семантика орнамента и знаков на костяных изделиях из Усть-Полуя остается нераскрытой. В.И. Мошинская называла знаки тамгами и сравнивала с похожими изображениями, распространенными у манси [Мошинская 1953: табл. XVI]. Ю.Б. Симченко считал, что знак свастики возник еще до усть-полуйского времени. К XVII в. сохранилось его название «скобельцо», но оно уже не было связано с функцией скребка, а сам знак — тамга, как личный, так и означавший принадлежность к определенной группе людей, — ставился для подтверждения даваемой человеком клятвы. На Усть-Полуе подобные знаки наносились на разные предметы, но чаще всего — на лопаточки-скребки.

Учитывая необычность памятника, мы намеревались предположить связь разных типов орудий с ритуалами, выявить предпочтительное использование именно орнаментированных образцов. Однако в этом вопросе наши возможности ограничены. В ритуальных выкладках предметов встречены экземпляры с декором и без него. На некоторых крючках, скребках-

лопаточках, ложках зафиксированы черные пятна, их поверхность закопчена.

ВЫВОДЫ

Орнаментированных костяных изделий в коллекциях Усть-Полуя нет среди массовых находок наконечников стрел, орудий лова и рыбных ножей, инструментов для обработки дерева и травы. Орнаментированные изделия относятся к группе женских инструментов и вещей обихода (скребки, игольники, гребни), к имеющим отношение к пище (ложки), к принадлежностям костюма, в том числе военного (пряжки, поясные крючки, крюки на колчан, панцирные пластины, рукояти ножей). На некоторых предметах нанесены косые глубокие нарезки и овальные выемки, которые, скорее всего, не обладали эстетической функцией, но имели техническое значение (блоки, пясики, рукояти ножей).

Трасологический анализ показал сильную изношенность декорированных предметов, но внутри отдельных функциональных групп орудий, таких как скребки, рукояти, различия в степени сработанности не столь очевидны.

Узоры, нанесенные на костяные артефакты, являются частью общей системы орнаментации Усть-Полуя, что подтверждается присутствием одинаковых элементов и композиций на предметах из разных материалов (керамики, металла, глинистого сланца, дерева). Наиболее часто встречающийся мотив — волнистая линия, выполненная техникой рельефной (неглубокой) или овально-выемчатой резьбы.

Разметка орнамента не зафиксирована, но на некоторых экземплярах выявлены признаки

того, что сначала прорезались прямые линии, а затем примыкающие к ним выемки. Орнамент выполнен на влажной кости с разной степенью мастерства: симметричный, сложный; простой, аккуратный или небрежный. Основной инструмент — железный нож. Кружковый узор нанесен циркулем, а широкие канавки — инструментом с полукруглым лезвием.

Геометрические знаки, похожие на этнографические тамги угорских народов, нанесены на скребки-лопаточки и в единичных случаях на предметы из других групп. Часть из них была прорезана на сухой поверхности сильно изношенного орудия.

Мы не смогли установить, использовались ли орнаментированные предметы чаще на ритуальных площадках, так как это возможно только для материалов 2000-х годов.

Проведенные исследования показали актуальность поднятых вопросов и необходимость дальнейшего изучения как системы орнамента материалов Усть-Полуя в целом, так и технологии его нанесения, а также связи с функциональными группами артефактов. Важно, используя экспериментально-трасологический метод, продолжить изучение знаков, их формы, техники нанесения и последовательности переделки.

БЛАГОДАРНОСТИ

Автор выражает искреннюю признательность сотрудникам Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН С.В. Бельскому и А.Ю. Сайфиевой за помощь и поддержку в работе с коллекцией Усть-Полуя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адрианов 1936. Адрианов В.С. Разведочная раскопка в устье реки Полуя у г. Сале-Харда (АН СССР. Институт антропологии, археологии и этнографии. Отчетная археологическая сессия). Резюме доклада. — Л., 1936. — 4 с.

Алексашенко 2006. Алексашенко Н.А. Костяные изделия Усть-Полуя из собрания МАЭ РАН (результаты трасологического изучения) // Свод археологических источников Кунсткамеры. Вып. 1. — СПб.: МАЭ РАН, 2006. — С. 265-301.

Алексашенко 2011. Алексашенко Н.А. Лук и стрелы Усть-Полуя // Предметы вооружения и искусства из кости в древних культурах Северной Евразии (технологический и функциональный аспекты). — СПб.: Наука. 2011. — С. 207-218. (Замятнинский сборник. Вып. 2).

Алексашенко 2018. Алексашенко Н.А. Костяные предметы с зооморфными изображениями из Усть-Полуя: особенности использования // Camera praehistorica. — 2018. — № 1 (1). — С. 64-76.

Гусев 2017. Гусев А.В. Коллекция изделий из кости и рога по материалам раскопок 1993-1995, 20062015 гг. // Археология Арктики. Вып. 4: Усть-Полуй: материалы и исследования. Т. 2. — Екатеринбург: Деловая пресса, 2017. — С. 4-103.

Иванов 1963. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX — начала XX в.): Народы Севера и Дальнего Востока. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — 500 с. (ТИЭ. Новая серия. Т. 81).

Кожин 1981. Кожин П.М. Значение орнаментации керамики и бронзовых изделий Северного Китая в эпохи неолита и бронзы для исследований этногенеза // Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и средние века. — М.: Наука, 1981. — С. 131-161.

Adrianov, V.S., Razvedochnaia raskopka v ust'e reki Polu-ia u g. Sale-Kharda [Exploratory Excavations at the Mouth of the Poluya River near Salekhard], Leningrad, 1936, 4 p., (in Russian).

Aleksashenko, N.A., Kostianye izdeliia Ust'-Poluia iz sobraniia MAE RAN (rezul'taty trasologicheskogo izucheniia) [Ust-Poluy Bone Items from the Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences (Results of Trasolo-gical Study)], in: Svod arkheologicheskikh istochnikov Kunstkamery, vol. 1, St. Petersburg: MAE RAN, 2006, pp. 265-301, (in Russian).

Aleksashenko, N.A., Luk i strely Ust'-Poluia [Bow and Arrows of Ust-Poluy], in: Predmety vooruzheniia i iskusstva iz kosti v drevnikh kul'turakh Severnoi Evrazii (tekhnologicheskii i funktsional'nyi aspekty), Zamyatninskiy sbornik, vol. 2, St. Petersburg: Nauka Publ., 2011, pp. 207-218, (in Russian).

Могрицкая 2018. Могрицкая В.Ю. Орнаментированные берестяные изделия Усть-Полуя (I в. до н. э. — I в. н. э.) // АЭАЕ. — 2018. — Т. 46. — № 1. — С. 51-58.

Мошинская 1953. Мошинская В.И. Материальная культура и хозяйство Усть-Полуя // Древняя история Нижнего Приобья. — М.: АН СССР, 1953. — С. 72-106. (МИА. № 35).

Мошинская 1965. Мошинская В.И. Археологические памятники севера Западной Сибири. — М.: Наука, 1965. — 88 с. (САИ; вып. Д3-8).

Мошинская 1976. Мошинская В.И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. — М.: Наука, 1976. — 130 с.

Семенов 1957. Семенов С.А. Первобытная техника (опыт изучения древнейших орудий и изделий по следам работы). — М.; Л.: АН СССР, 1957. — 240 с. (МИА. № 54).

Симченко 1965. Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века. — М.: Наука, 1965. — 227 с.

Усть-Полуй 2003. Усть-Полуй: I век до н. э.: каталог выставки. — Салехард; СПб.: [б. и.], 2003.— 76 с.

Федорова 2017. Федорова Н.В. Зооморфный код Усть-Полуя // Археология Арктики. Вып. 4: Усть-Полуй: материалы и исследования. Т. 2. — Екатеринбург: Деловая пресса, 2017. — С. 104-126.

Aleksashenko, N.A., Kostianye predmety s zoomorf-nymi izobrazheniiami iz Ust'-Poluia: osobennosti ispol'zovaniia [Bone Objects with Zoomorphic Images from Ust-Poluy: Features of Use], Camera Praehistorica, 2018, no. 1, pp. 64-76, (in Russian).

Aleksashenko, N.A., Brusnitsyna, A.G., Popova, T.A. (eds.), Ust'-Polui: I vek do n. e.: katalog vystavki [Ust-Polui: 1. BC: Exhibition Catalog], Salekhard; St. Petersburg: MAE RAN Publ., 2003, 76 p., (in Russian).

Fedorova, N.V., Zoomorfnyi kod Ust'-Poluia [Zoomorphic Code of Ust-Poluy], in: Ust'-Polui: materialy i issledovaniia, vol. 2, (Arkheologiia Arktiki, vol. 4), Ekaterinburg: Delovaia pressa Publ., 2017, pp. 104126, (in Russian).

Gusev, A.V., Kollektsiia izdelii iz kosti i roga po materi-alam raskopok 1993-1995, 2006-2015 gg. [Collection of Bone and Horn Products from Excavations 1993-1995, 2006-2015], in: Ust'-Polui: materialy

REFERENCES

i issledovaniia, vol. 2, (Arkheologiia Arktiki, vol. 4), Ekaterinburg: Delovaia pressa Publ., 2017, pp. 4-103, (in Russian).

Ivanov, S.V., Ornament narodov Sibiri kak istoricheskii is-tochnik (po materialam XIX - nachala XX v.). Narody Severa i Dal'nego Vostoka [Ornament of the Peoples of Siberia as a Historical Source (Based on the Materials of the 19th - Early 20th Centuries). Peoples of the North and the Far East] (Trudy Instituta etnografii imeni N.N. Miklukho-Maklaia. Novaia seriia., vol. 81), Moscow; Leningrad: AN SSSR Publ., 1963, 500 p., (in Russian).

Kozhin, P.M., Znachenie ornamentatsii keramiki i bron-zovykh izdelii Severnogo Kitaia v epokhi neolita i bronzy dlia issledovanii etnogeneza [The Value of Ornamentation of Pottery and Bronze Items of the Neolithic and Bronze Age of Northern China for the Study of Ethnogenesis], in: Etnicheskaia istoriia narodov Vostochnoi i Iugo-Vostochnoi Azii v drevnosti i sred-nie veka, Moscow: Nauka Publ., 1981, pp. 131-161, (in Russian).

Mogritskaya, V.Y., Ornamentirovannye berestianye izdeli-ia Ust'-Poluia (I v. do n. e. - I v. n. e.) [Decorated Birch-Bark Artifacts from the Ust-Polui Sanctuary (100 BC

to 100 AD)], Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii, 2018, vol. 46, no. 1, pp. 51-58, (in Russian).

Moshinskaia, V.I., Material'naia kul'tura i khoziaistvo Ust'-Poluia [Material Culture and Economy of Ust-Poluya], in: Drevniaia istoriia Nizhnego Priob'ia (Mate-rialy i issledovaniia po arkheologii SSSR, vol. 35), Moscow: AN SSSR Publ., 1953, pp. 72-106, (In Russian).

Moshinskaia, V.I., Arkheologicheskie pamiatniki severa Za-padnoi Sibiri [Archaeological Sites of the Northwest Siberia] (Svod arkheologicheskikh istochnikov, vol. D3-8), Moscow: Nauka Publ., 1965, 88 p., (in Russian).

Moshinskaia, V.I., Drevniaia skul'ptura Urala i Zapadnoi Sibiri [Ancient Sculpture of the Urals and Western Siberia], Moscow: Nauka Publ., 1976, 130 p., (in Russian).

Semenov, S.A., Pervobytnaia tekhnika (opyt izucheniia drevneishikh orudii i izdelii po sledam raboty) [Prehistoric technology (an Experimental Study of the Oldest Tools and Artefacts from Traces of Manufacture and Wear)] (Materialy i issledovaniia po arkheologii SSSR, vol. 54), Moscow; Leningrad: AN SSSR Publ., 1957, 240 p., (in Russian).

Simchenko, Yu.B., Tamgi narodov Sibiri XVII veka [Tam-ga-signs of the Peoples of Siberia in the XVII th Century], Moscow: Nauka Publ., 1965, 227 p., (in Russian).

Статья поступила в редакцию: 11.04.2022 Рекомендована в печать: 28.04.2022 Опубликована: 24.06.2022

Article

Submitted: 11.04.2022 Accepted: 28.04.2022 is published: 24.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.