Научная статья на тему 'Успешность и лидерство как составляющая повышения квалификации работников образования'

Успешность и лидерство как составляющая повышения квалификации работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Успешность и лидерство как составляющая повышения квалификации работников образования»

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник «врлеу»-kst

ныц ажырамас курамы. ялык-технологиялык багдарламаларды мецге-

Дуалды окыту жYЙесшщ негiзгi макса- руге дайын жумысшы мамандар даярлау [6]. ты - техникалык-кэсштш оку орындарыныц Сондыктан сапалы бiлiм берудi камтама-

жумыс берушi жеке сектордагы eндiрiс, ша- сыз ету, нарыкта сураныска ие мамандык алу

руашылык мекемелерiмен серiктестiк ретiнде - булар кэсштш-техникалык бiлiм берудi уй-

бiрлесе отырып, нарык заманында бэсеке- ымдастырудыц непзп басымдыктары болып

лестiкке тетеп бере алатын, жаца инноваци- табылады.

ПАЙДАЛАНЫЛГАН ЭДЕБИЕТТЕР:

1. ^азакстан Республикасы Президент Н.Э.Назарбаевтыц «^азакстан жолы - 2050: Бiр максат, бiр мYДде, бiр болашак» атты 2014 ж. 17 кацтардагы ^азакстан халкына Жолдауы.

2. ^азакстан Республикасы 2011-2020 жылдарга арналган бiлiм берудi дамытудыц мем-лекетпк багдарламасын iске асыру жагдайында педагог кадрлардыц бiлiктiлiгiн арттырудыц сапасы.

3. ^азакстан Республикасы 2007 жылгы 27 шшдедеп №319-Ш «Бшм туралы» Зацы мен бул зацга 2012 жылы 09 кацтарда енгiзiлген толыктырулардагы жэне езгерютердеп мемлекет-тiк саясаттыц негiзгi устанымдары.

4. «^азакстанныц элеуметтiк жацгыртылуы: Жалпыга Ортак Ецбек ^огамына карай 20 кадам» ^азакстан Республикасы Президентi Н.Назарбаевтыц баяндамасы. 2012 ж. 10 шшде.

5. ^азакстан Республикасы Yкiметiнiц 2011 жылгы 31 наурыздагы №316 ^аулысы «Жу-мыспен камту - 2020» багдарламасын беюту туралы. Астана, 2012 ж.

6. Мемлекеттщ 2010-2014 жылдарга арналган YДемелi индустриалды-инновациялык даму багдарламасы. Астана, 2010 ж.

УСПЕШНОСТЬ И ЛИДЕРСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЕЛИХАНОВА М.А., КГУ «Банковская средняя школа» ОО акимата Федоровского района

«Казахстану нужны особые люди, которые поведут вперед страну во второй половине 21 века».

«Гуманизация технологического прогресса предусматривает, прежде всего, формирование инновационной направленности системы образования, подготовку значительного числа активных инноваторов, начиная со школьной и студенческой скамьи, включая производственную деятельность, работу государственных служб и т.д.».

Н.А. Назарбаев

Становление и развитие учителя Казахстана происходит в условиях, когда социально-экономические, политические, культурные преобразования в современном обществе сместили акцент с коллективного, общественного, государственного на индивидуальную инициативу, на активность личности, на самоорганизацию и саморегуляцию всех субъектов социальной жизни. В современном обществе востребован деятельный тип лич-

ности, способный осуществлять выбор, то есть самостоятельно осмысливать ситуации, принимать решения и нести за них ответственность.

В обществе, развивающемся на демократических принципах, лидерство, наряду с рыночными отношениями и конкуренцией, выступает в качестве действенного, эффективного инструмента общественного развития, социального прогресса. Потребность в

Вестник «Орлеу^-kst

rn

лидерах и лидерстве как механизме повышения эффективности жизнедеятельности социальных образований существует практически во всех сферах общества: экономической, политической, сферах науки, культуры, образования и других.

Особую значимость лидерский механизм представляет для сферы образования, где субъект и объект профессиональной деятельности - люди, где возможности для повышения эффективности функционирования и развития ограничены, поскольку результат деятельности не объективирован в конкретном продукте, прибыли, а представляет собой определенные субъективные качества обучаемых.

В современных условиях сформировался новый контекст ожиданий по поводу деятельности образовательных лидеров: от них требуется не просто высокий уровень индивидуального развития, организаторские качества, но и способность генерировать новые идеи, подходы, создавать новые технологии, способность актуализировать внутренний потенциал последователей, инициировать саморазвитие их личностей.

Эти ожидания обусловлены стратегией глобального инновационного прорыва, характеризуемой Н.А. Назарбаевым: «Гуманизация технологического прогресса предусматривает прежде всего формирование инновационной направленности системы образования, подготовку значительного числа активных инно-ваторов, начиная со школьной и студенческой скамьи, включая производственную деятельность, работу государственных служб и т.д.».

Лидерство позволяет проявить перспективные, еще незадействованные желания, способности, стремления, которые могут при их реализации изменить ситуацию, обогатить и обновить процессы реформирования образовательной сферы, а также осуществить «прорыв» на ведущие позиции системы образования страны в целом, региона, конкретного образовательного учреждения, отдельных групп и личностей.

Таким образом, успешность и лидерство как составляющая повышения квалификации и профессионального роста, позволяет рассматривать педагогические кадры как субъект истории развития независимого Казахстана, как исключительно важный фактор перемен,

как носителя новых идеи и программ, как социальную ценность особого рода. Для этого в нашей стране есть все условия: «Мы создали максимально благоприятные условия для вашей учебы и самосовершенствования, чтобы, став профессионалами, востребованными в любом уголке земного шара, вы смогли обеспечить Казахстану в XXI веке развитие успеха, благополучие и признание. Это, если хотите, ваша миссия в будущем и ваша ответственность перед предыдущими поколениями» (Назарбаев Н. Казахстан на пути к обществу знаний: лекция в NAZARBAYEV UNIVERSITY 5 сентября 2012 г.).

Если говорить коротко, миссия лидера -быть главным ресурсом изменений. Именно «инновация отличает лидера от догоняющего».

И если исходить из того, что задача лидера - настроить на общие цели, помочь поверить в собственные силы, то возникает необходимость уточнить эти общие цели, а также определить способы их достижения.

Общие цели определяются приоритетами государственной образовательной политики, в основе которой Государственная Программа развития образования РК на 2011-2020 годы. В ходе работы по этой программе образование будет работать над проблемами:

1. Переход на новые образовательные стандарты.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей.

3. Совершенствование учительского корпуса.

4. Совершенствование менеджмента в образовании.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

6. Развитие самостоятельности школ.

Для каждого из нас возникают основания

для определения своего места: на каком направлении, в решении каких общих задач образовательной политики я, как лидер, обеспечиваю необходимые изменения, как удается «вдохновить» коллег на решение актуальных задач.

Успешность и лидерство учителя становятся ключевыми для системы повышения квалификации педагогов понятиями.

Предпосылками успешности деятельнос-

Вестник «Oрлеу»-kst

ти учителя становятся совершенствование внутренних резервов личности (личностное развитие и непрекращающееся самообразование), тренинг гражданской активности (социальное развитие), формирование общих (инструментальных, межличностных, системных) и профессиональных компетенций. Следовательно, успешность деятельности учителя - при условии ее поддержки - переходит в лидерство в личностном, гражданском и профессиональном становлении.

Вместе с тем лидер в своих проявлениях - это социальная характеристика, а не личностная. Лидерство относится к области субъект-субъектных взаимоотношений, и определение лидера происходит в большей мере в зависимости от возможностей, ожиданий, распределения ролей, ценностно-смысловых характеристик определенной группы. В этой характеристике заключена определенная демократичность статуса лидера, подразумевающая потенциальную свободу возможности стать лидером.

Ожидания общества от педагога-лидера обобщим следующим образом: свободная личность, способная самостоятельно решать возникающие проблемы, готовая к самореализации и творчеству в профессиональной и общественной деятельности, к отстаиванию своей независимости и ответственности, в то же время свободная от нравственной ущербности, которая выражается в одномерности видения мира, в желании быть всегда правой, в нетерпимости, непримиримости к думающему другому, непринятии всего непохожего на устоявшиеся стереотипы мышления.

Логика организации движения лучших педагогов к успешности и лидерству такова: Назарбаев Университет с его новой менталь-ностью оказывает сильнейшее мотивирующее влияние на казахстанскую высшую школу; вузы стремятся к воспитанию интеллектуальной, научно-технической элиты. Уровне-вое повышение квалификации педагогов по программам, разработанным Кембриджским университетом совместно с ЦПМ НИШ, также имеет ожидаемым результатом поддержку лидерства в профессиональной среде.

Рассмотрим необходимые условия организации движения педагогов к успешности и лидерству.

Прежде всего, организации такого движения отвечает формирование структуры лидерства в образовательной среде, т.к. система лидерства представляет собою общественно-психологическую самоорганизацию и управление взаимоотношениями членов педагогического сообщества за счет индивидуальной инициативы каждого.

Безусловно, в организации образования любого уровня должна быть создана система лидеров из числа руководителей, тех, кто обучает и обучается, выпускников, родителей. Именно лидерство в первую очередь позволяет создать новую образовательную среду, а лидеры - сохранять жизнеспособность системы функционального сотрудничества, привлекать всех и каждого для разрешения проблемы качества образования, быть опорой при принятии решений, играть ключевую роль в наставничестве учителей, способствовать развитию и компетентности субъектов образовательного процесса. Таким образом, необходимость формирования структуры лидерства непосредственно связана с актуализацией роли управления в современном образовании. Представление команды последователей лидеров необходимо, чтобы ясно представить полную структуру лидерства в организации образования.

Хочется подчеркнуть, что для движения педагогов к лидерству важна система вовлечения в работу различных педагогических объединений (инициативно-творческие группы, лаборатории, группы по интересам и др.), участие в профессиональных конкурсах, расширяющих сферу влияния в общественной жизни. Важно, чтобы структура и содержание таких конкурсов интегрировало компетентность, профессионализм, успешность и лидерство.

Участие в такой работе способствует самообразованию учителя, которое является условием непрерывности процесса совершенствования профессиональных знаний.

Другое условие лидерства в профессиональном становлении - рассмотрение личности педагога в гармонизации с общественной жизнью, в конкретно-духовной целостности.

Отсюда вытекает стратегия системы повышения квалификации - повышение качества курсовой подготовки не только через совер-

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник « шенствование методов, форм, технологий обучения, но и за счет большей точности развивающих влияний, их адресности, обеспечения условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий движения педагогов к эталонам мастерства, профессионализма, успешности, конкурентоспособности.

Третье условие движения педагогов к успешности и лидерству состоит в том, что все организации образования от школьной до Республиканских, должны создавать сферу практического освоения демократических процедур, чтобы каждый педагог осознавал себя свободной, активной и ответственной личностью.

Четвертое условие движения педагогов к успешности и лидерству - отбор и постоянное обогащение видов деятельности, ориентированных на высокие социальные цели, т.к. такая деятельность выдвигает субъекта на роль лидера («Сегодня надо каждому ка-захстанцу спросить себя самого: а что я сделал для того, чтобы в моей стране было хорошо и богаче была наша Родина? Если так будет рассуждать каждый гражданин, я убежден, вся страна прибавит скорости в своем развитии» Назарбаев Н. Казахстан на пути к обществу знаний: лекция в NAZARBAYEV UNIVERSITY 5.09.2012 г.).

Природа самой деятельности становится основой для развития гармоничной личности, а осуществление разных видов деятельности в педагогическом сообществе и общественных организациях позволяет педагогу реализовать свои желания, личные наклонности, интересы, уточнить профессиональные намерения, наконец, занять благоприятное положение. Только через собственную активную деятельность успешный человек способен развиваться, чтобы «превзойти самого себя». А преодоление себя, как известно, стимулирует и нацеливает педагога на успех в работе гораздо очевиднее, чем приобретение новых знаний и освоение технологий.

Перечисленные условия организации движения педагогов к успешности и лидерству в гражданском, личностном и профессиональном становлении требуют непрекращающегося самообразования самого педагога: лидера характеризует психологическая готовность к получению качественного образования, а

также к образованию в течение всей жизни как следствию достаточно устойчивых смысловых отношений к процессу личностного и профессионального самоопределения, становления и развития. На практике это означает, что успешный педагог должен быть все время готов не только к переквалификации, переподготовке, продолжению профессионального образования и обновлению багажа своих профессиональных компетенций, но и к непрерывному совершенствованию своей мотивационной сферы и развитию своих способностей, чтобы на практике «перекрывать» ожидания и требования общества.

Изменения в образовании не закончатся никогда. Казахстанское образование вышло на новый уровень, и теперь важно добиться, чтобы заложенный потенциал проявился в полной мере.

У нас есть для этого все необходимые ресурсы. Мы имеем поддержку образования властью в лице нашего Президента. У нас есть главный ресурс качественных изменений

- это мы, лидеры образования. Есть стремление постоянно работать над собой.

Ведь настоящий лидер — тот, кто создает условия для роста других людей, а чтобы оставаться лидером — нужно оставаться учеником.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лесина Л.А. Лидерство в образовании: социологический анализ: диссертация, 2002 г. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Режим доступа: http://www. dissercat.com

2. Вежевич Т. Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся: диссертация, 2008 г. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Режим доступа: http://www.dissercat.com

3. Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: монография, 2007 г. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов.

- Режим доступа: http://www.dissercat.com

4. Материалы Региональной научно-практической конференции «Карьера учителя: профессионализм и лидерство». - Коста-най, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.