Научная статья на тему 'Успенский собор Свияжска во Всемирном и российском культурном наследии'

Успенский собор Свияжска во Всемирном и российском культурном наследии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
563
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУННЫ / ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИЯ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО / УСПЕНСКИЙ СОБОР / МОНАСТЫРЬ / АРХИТЕКТУРА / ФРЕСКИ / ИКОНОПИСНАЯ ЖИВОПИСЬ / АТРИБУТЫ ВЫДАЮЩЕЙСЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / HUNS / VOLGA BOLGARIA / GOLDEN HORDE / KAZAN KHANATE / USPENSKY (ASSUMPTION) CATHEDRAL / MONASTERY / ARCHITECTURE / FRESCOES / ICON-PAINTING / ATTRIBUTES OF OUTSTANDING UNIVERSAL VALUE / CULTURAL DIVERSITY / SCIENTIFIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеев Раф М., Валеева Р. Р.

Раскрыты место и роль Успенского собора в мировой и российской истории Строительство Свияжска, Успенского собора и монастыря создало возможности для завоевания Казанского ханства, превращения Московского царства в многонациональную и полиэтничную империю, укрепило связь между богословием и имперской экспансией Успенский собор и ряд других культовых памятников отразили важнейшие геополитические изменения, произошедшие в XVI-XVIII вв. в результате борьбы за наследие Золотой Орды. Собор, его архитектура, фресковый и иконописный комплекс являются выдающимися материальными свидетельствами этой эпохи, характеризующими историко-культурную, художественную, духовную и религиозную жизнь. Фресковая и иконописная росписи являются редкостью для истории средневековой живописи, что связано с их художественным исполнением, полнотой и качеством изображения, сложностью циклов и необычностью сцен, а также оригинальностью. Уникальность Успенского собора и в том, что он олицетворяет смену цивилизационных парадигм при переходе от средневековья к новой эпохе, толерантность в проведении государственной культурной политики в Татарстане и Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USPENSKY (ASSUNTION) CATHEDRAL IN THE FRAMWORK OF WORLD AND RUSSIAN CULTURAL HERITAGE

The article examines the place and role of the Uspensky (Assumption) Cathedral in the World and Russian history. The construction of Sviyazhsk, the Uspensky (Assumption) Cathedral and the monastery created the possibility for invasion of Kazan Khanate whereas transformation of Moscow tsardom into multinational and multiethnic empire strengthened the link between theology and imperial expansion. The Uspensky (Assumption) Cathedral and a series of religious monuments witnessed important geopolitical changes in the region during XVI-XVIII centuries as a result of the fight for the Golden Horde heritage. The Cathedral, its architecture, frescoes and icon-painting complex represent outstanding tangible evidence of that time that characterizes historical, cultural, artistic, spiritual and religious life of that period. Frescoes and icon-painting constitute a rare case for the history of Middle Ages art. It concerns their artistic performance, completeness and quality of the image, complexity of cycles, singularity of scenes and originality. The uniqueness of the Uspensky (Assumpion) Cathedral lies in the fact that it embodies the shift of civilization paradigms during the transition from Middle Ages to Modern Age, tolerance in the state cultural policy conduct in Tatarstan and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Успенский собор Свияжска во Всемирном и российском культурном наследии»

УДК 008(091)

Раф.М.Валеев, Р.Р.Валеева

УСПЕНСКИЙ СОБОР СВИЯЖСКА ВО ВСЕМИРНОМ И РОССИЙСКОМ КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ

Раскрыты место и роль Успенского собора в мировой и российской истории Строительство Свияжска, Успенского собора и монастыря создало возможности для завоевания Казанского ханства, превращения Московского царства в многонациональную и полиэтничную империю, укрепило связь между богословием и имперской экспансией

Успенский собор и ряд других культовых памятников отразили важнейшие геополитические изменения, произошедшие в XVI-XVIII вв. в результате борьбы за наследие Золотой Орды. Собор, его архитектура, фресковый и иконописный комплекс являются выдающимися материальными свидетельствами этой эпохи, характеризующими историко-культурную, художественную, духовную и религиозную жизнь. Фресковая и иконописная росписи являются редкостью для истории средневековой живописи, что связано с их художественным исполнением, полнотой и качеством изображения, сложностью циклов и необычностью сцен, а также оригинальностью. Уникальность Успенского собора и в том, что он олицетворяет смену цивилизационных парадигм при переходе от средневековья к новой эпохе, толерантность в проведении государственной культурной политики в Татарстане и Российской Федерации.

Ключевые слова: гунны, Волжская Болгария, Золотая Орда, Казанское ханство, Успенский собор, монастырь, архитектура, фрески, иконописная живопись, атрибуты выдающейся универсальной ценности, культурное разнообразие, научные исследования.

Raf. M.Valeev, R.R.Valeeva THE USPENSKY (ASSUNTION) CATHEDRAL IN THE FRAMWORK OF WORLD AND RUSSIAN CULTURAL HERITAGE

The article examines the place and role of the Uspensky (Assumption) Cathedral in the World and Russian history. The construction of Sviyazhsk, the Uspensky (Assumption) Cathedral and the monastery created the possibility for invasion of Kazan Khanate whereas transformation of Moscow tsardom into multinational and multiethnic empire strengthened the link between theology and imperial expansion.

The Uspensky (Assumption) Cathedral and a series of religious monuments witnessed important geopolitical changes in the region during XVI-XVIII centuries as a result of the fight for the Golden Horde heritage.

The Cathedral, its architecture, frescoes and icon-painting complex represent outstanding tangible evidence of that time that characterizes historical, cultural, artistic, spiritual and religious life of that period. Frescoes and icon-painting constitute a rare case for the history of Middle Ages art It concerns their artistic performance, completeness and quality of the image, complexity of cycles, singularity of scenes and originality. The uniqueness of the Uspensky (Assumpion) Cathedral lies in the fact that it embodies the shift of civilization paradigms during the transition from Middle Ages to Modern Age, tolerance in the state cultural policy conduct in Tatarstan and the Russian Federation.

Key words: Huns, Volga Bolgaria, Golden Horde, Kazan Khanate, Uspensky (Assumption) Cathedral, monastery, architecture, frescoes, icon-painting, attributes of Outstanding Universal Value, cultural diversity, scientific research.

Мы с вами живем в третьем тысячелетии и в истории первых 20 веков новой эры. Поволжье и Приуралье, на территории которых расположена Республика Татарстан, занимают особое место. С точки зрения исторической ретроспективы, когда все события важны, выделяются три глобальных события, сыгравших огромную роль в мировой и евразийской истории.

Первое из них - гунны и Гуннская империя. Гунны сложились на территории Поволжья и Приуралья во II-IV вв. путем смешения тюркоязычных хунну, угров и сармат. Их переход через Волгу и Дон, массовое передвижение на Запад, дали толчок Великому переселению народов в IV-IX вв. Во время наибольшего могущества при Атилле (в середине V в.) в состав помимо гуннских входило множество других народов, в т.ч. германцы, аланы, славяне и др. Вместе с готами они способствовали падению Рима и обеспечили переход от античности к периоду средневековья [1, с.270-271]. Болгар как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО ярко олицетворяет эти времена, поскольку свидетель-ствует о 1500 летней истории этой территории.

Другое событие связано с завоеваниями Чингис хана и образованием Монгольской империи, а на территории Волго-Уралья в XIII-XV вв. - Золотой Орды. Это тоже движение с Востока на Запад. Идея этого движения была весьма интересна. Чингис хан говорил: «Ты знаешь, чего я хочу? Я хочу, чтобы красивая девушка в прекрасных одеждах пронесла золотое блюдо от Желтого моря до моря Красного, не опасаясь ни за блюдо, ни за свою одежду, ни за свою честь». То есть он хотел построить очень удобный, безопасный, компактный мир. Правда, цена за это была для народов огромной. Казанский Кремль и Болгар являются олицетворением периода X-XX вв.

Третье, глобальное событие мировой и евразийской истории связано с движением обратно

с Запада на Восток. Это - середина XVI в., когда усилившееся Московское царство в борьбе за наследие Золотой Орды, идеологически и духовно обосновав, направило свои войска на Казань.

Безусловно, осада и взятие Казани царскими войсками под руководством Ивана Грозного в 1552 году стали логическим завершением третьего Казанского похода (июнь-октябрь 1552 года) и положила конец существованию Казанского ханства как самостоятельного государства. Осада 1552 года была пятой по счету после целого ряда осад (большей частью неудачных), предпринятых войсками в 1487, 1524, 1530 и 1550 годах. Эти кампании оказались дорогостоящими и безрезультатными мероприятиями, так как войсковые базы (Нижний Новгород, Арзамас) были отдалены от расположения главных сил. В связи с этим встала острая необходимость в базе, расположенной в непосредственной близости от Казани. В 1551 году всего за 24 дня под Казанью была возведена деревянная крепость Свияжск, ставшая главным опорным пунктом для взятия Казани царскими войсками.

Строительство Свияжска и монастырей в XVI в. на территории, по своим размерам и численности населения значительно превышающей многие государства Европы, имело большое геополитическое значение для Волго-Уралья, Алтая, Сибири. Успенский собор и монастырь вместе с Казанским Кремлем и другими христианскими культовыми объектами на территории «Казанского царства» и других в прошлом татарских ханств стали главными элементами в продвижении Московского царства на восток и северо-восток, в Азию, в развитии административно-территориальной и духовно-идеологической структуры в рамках интегральной военно-оборонительной и христианско-мисси-онерской системы российского государства, а также линейных связей в этой системе в форме Закамских «засечных черт», построенных и сформировавшихся организационно и территориально в XVII - нач. XVIII вв. (в 50-ые гг. XVII в. - I Закамская, нач. ^Ш-30ые гг. XVIII в - II Закамская засечные линии). Это является ярким свидетельством исторической эволюции «феномена» российских монастырей на северо-востоке Европы и азиатской части мира, зарождение и этапы развития которых связаны с Успенским собором, монастырем и в целом Свияжском. Именно Успенский собор и монастырь демонстрируют ключевые характеристики «феномена» русского монастыря в иноязычной, полиэтничной среде. С точки зрения типологической характеристики, Успенский собор и монастырь занимают определяющее и уникальное место на этапах исторической эволюции «феномена» российского монастыря, кульминацией которого на определенном этапе развития этой части Евразии стало их широкое территориальное распространение, экономическая мощь и духовно-религиозный расцвет. Эти факторы стали определяющими в окончательной седентеризации в XVII-нач.XVIII в. кочевого и полукочевого населения в европейской части степей.

Место и роль Успенского собора и монастыря во многом определяется тем, что он сохранился в целостности и подлинности и стал ярким физическим свидетельством тех важных и огромных геополитических изменений, произошедших в XVI-XVIII вв. в результате завоевания Казани, Астрахани, Сибири, превративших Московское царство в многонациональное, поликонфессиональное и поликультурное государство - Россию. Огромную ценность представляет Успенский собор с историко-архитектурной точки зрения и уникальной фресковой росписи второй половины XVI в. [2, с.25]. Именно вокруг собора как своего рода Святой оси вращалась и вращается история монастыря, да и города Свияжска. Так, расцвет города способствовал расцвету Успенского собора и монастыря, Св. Германа, общероссийской славе. Даже когда город утратил свое значение как одного из главных и стал приходить в экономический упадок, это никак не могло повлиять на его духовность, сакральность, почитание Германа.

Особенно уникальна в этом отношении роль фресковой росписи Успенского собора. Чем меньше в обществе, начиная с XIX в., становилось веры и меньшее значение для расцвета обители имело наличие мощей Св.Германа, усиливался архитектурно-искусствоведческий интерес общества к памятникам православной культуры, и по содержанию фрески заменяли мощи. Если раньше было паломничество к мощам, то позже - паломничество к фрескам. Собор стал интересовать огромную массу людей именно с этой точки зрения. Можно привести прямые параллели с Ферапонтовым монастырем - памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО, где мощи Ферапонта, ученика Сергия Радонежского, издревле находились под Можайском, но паломники приезжали и приезжают посмотреть фрески кисти Дионисия нач.^! в. Фрески Успенского собора стали главным фактором сохранения здания [3, с.45-47]. Для советского периода это было главной причиной, почему его не разрушили. Известно, что в 30-ые гг. XX в. обращение ученых

Казани и Москвы к первым лицам Советского Союза о сохранении выдающейся ценности этих фресок помогли сохранить и собор и исключить его из списка подготовленных к взрыву.

Самые древние и знаменитые монастырские соборы России - в основном Успенские и Троицкие. Первая традиция идет от Киево-Печорской лавры, вторая - от Троице-Сергиевой (оба являются памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО). Но фресковый сюжет храма XVI в., посвященного традиции изображения Успения, известен только на одном примере в России и в православном мире. Остальные примеры «успенского сюжета» - более поздние. Так, Успенский собор Киево-Печорской лавры, построенный на 5 веков раньше Свияжского, капитально перестраивался и переписывался на рубеже XVII-XVIII вв. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры, хотя и был современником свияжского, но расписывался в XVII в. в совершенно других культурных традициях, относящихся к Ярославской архитектурно-живописной школе XVII в. как и одноименный собор Московского кремля, расписанный ярославцами. Это же можно сказать и об Успенском соборе Кирилло-Белоозерского монастыря (фрески 1641-1650 г.г.). Собор Иосифо-Волоколамского монастыря построен в XVII в., а Успенский собор Псково-Печорского монастыря, городские соборы Смоленска, Рязани, Тобольска, Тулы - вообще в XVIII в.

Из известных Успенских соборов России превосходят Свияжский по древности фресок лишь два: Звенигородский, росписи которого (начало XVв.) приписываются Андрею Рублеву, (городской, не монастырский, что важно в плане различия традиций и стиля, и дошли они до нашего времени фрагментарно, не в целостном виде), а также Успенский собор г.Владимира, расписанный А.Руб-левым в 1408 г. (и он является городским, не монастырским). Необходимо учесть, что Успенский собор в Свияжске появился не в восточно-славянской православной среде, а в мусульманской, определенной части языческой, полиэтничной [3, с.47-48].

Вообще XVI-нач.XVII вв. так мало представлены церковной живописью, что не только в XIX столетии, но и сейчас пугают своей «неканоничностью» сюжетов и «отсутствием богословской мысли». Настораживал даже некоторых архиереев, привыкших к европеиизированной живописи в храмах послепетровской эпохи. Так, настоятель Свияжского Успенского монастыря в 1859 г. обращается к Священному Синоду и предлагает переписать фрески. В ответе Синода в 1861 г. было отмечено особое значение этих древних фресок, их полное соответствие канонам, а владыке запрещено их искажать, что и спасло уникальную роспись от уничтожения [3, с.48-49].

Есть один важный момент. Написано значительное количество статей и монографий о совете «Стоглав» в 1551 г. На самом деле это историческое событие имеет большое значение не только для России, но и для Восточно-Православной церкви и для истории иконописи. Но фрески этой эпохи по России и миру почти не сохранились. Поэтому Свияжские фрески (не только в Успенском, но и Никольской, Сергиевской церквях) играют незаменимую роль в деле знания церковной живописи эпохи Стоглава и в изучении их изменения [2, с.25-26].

Уникальна роль Свияжска и Успенского монастыря и как военной крепости и духовно-миссио-нерского центра огромного края. Основанный одновременно с учреждением Казанской епархии в 1555 г. Св.Германом, Успенский собор и Никольская церковь, их великолепные белокаменные сооружения выделялись посреди деревянного города-крепости. Крепость не сохранилась, а они - да!

Свияжск изначально был городом монастырей и таким остался на протяжении всех веков. Также как Успенский монастырь, подворье Троице-Сергиевой лавры и Иоанно-Предтеченский монастырь стали первыми монастырями не только в крепости, но и во всем огромном крае. На Успенский монастырь были возложены миссионерские задачи, требовавшие больших пожертвований от царя и православных людей. Поэтому он стал главным центром православного просвещения огромной новой епархии. Это выразилось, в первую очередь в книгопечатании, за несколько лет до издания знаменитого «Апостола» в 1564 г. первопечатником Иваном Федороввым. В Свияжске действовала привезенная Святым Германом из Москвы типография, издавшая ряд книг богослужебного и христианского просветительного назначения (до 150 книг в библиотеке Святого Германа). Типография была тесно связано со школой.

Есть также и ряд других атрибутов выдающейся универсальной ценности Успенского собора - статус архимандрита монастыря, которую по России стали давать значительно позже в XVII в. (даже настоятель Троице-Сергиевой лавры получил статус архимандрита на 6 лет позже настоятеля Успенского монастыря), а Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри, будучи намного старше, получили этот статус лишь в середине XVII в.). Этот высокий статус и роль Успенского-собора Свияжска прослеживаются в XVII-XVIII вв. и позже [3, с.27-33].

К атрибутам выдающейся универсальной ценности Успенского собора относятся также почитание Св.Германа, наличие мощей святого. У Германа были учителя - Иосиф Волоцкий, последователь духовного направления «осифлянства» и Максим Грек, последователь другого течения - «нестяжательства». Герман стал олицетворением глубинного соединения на практике этих двух традиций, которые часто противопоставляют, хотя в плане аскетизма они тесно сближались. Памятники этим двум традициям, соединенным в одну, - это великолепная архитектура и роскошно расписанный фресками Успенский собор с крошечной германовской кельей 3x2 м. [3, с.18-20]. К атрибутам, подчеркивающим выдающуюся универсальную ценность Успенского собора, относятся также особое экономическое положение и высокий статус монастыря, высотная колокольня XVI в., сложившийся ансамбль к рубежу XVП-XVШ вв., и то, что он сохранил свою целостность и подлинность.

Успенский монастырь является ярким свидетельством исторической эволюции «феномена» российских монастырей на северо-востоке Европы и в азиатской части мира. Одним из значимых результатов этого многовекового цивилизационного процесса стало продолжение урбанизации территории на ином цивилизационном уровне с десятками появившихся городов в Поволжье и в Азиатской части России, в определенной степени на месте прежде существовавших (Самары, Симбирска, Саратова, Царицына, Оренбурга и др.). Это способствовало формированию христианской городской культуры в регионе с традиционной кочевнической и мусульманской культурами степной Евразии. Неразрывно связанная с Успенским собором деревянная Троицкая церковь XVI в. является важным элементом, подчеркивающим уникальность и феномен Успенского собора, который документирует наилучшим образом понятия становления, преемственности и изменений религиозной архитектуры и иконописи в середине XVI в. и отражает взаимосвязь иконостаса с восточно-право-славным и западным церковным искусством.

Успенский собор, сохранившийся в наивысшей степени своей целостности и аутентичности, является материальным свидетельством исторической эволюции архитектуры, монументальной фресковой и иконописной живописи, научно обоснованных методик консервации и реставрации, которые аккумулировали пласты разных эпох и являются ярким проявлением выдающейся культурной преемственности. Выдающуюся универсальную и цивилизационную ценность Успенского собора подчеркивает его территориально-географическое расположение - в месте пересечения Великого Шелкового и Великого Волжского путей.

Успенский собор - выдающийся символ, уникальный историко-культурный маяк, ярко освещавший пути политического, экономического, культурного, религиозно-духовного развития и взаи-модействия народов, культур и цивилизаций Евразии на протяжении многих столетий. Это выдающийся символ, сохранившейся в веках в неповторимом и неизменном виде православной религии и ее философской догматики, которая не имеет аналогов в христианском мире.

Эпоха правления Ивана IV и время возведения Успенского собора приходятся на время коренных изменений в христианском мире. Это ключевой период в истории мировой культуры и политики связан с христианским реформаторством в Европе, где было подорваны вековые устои католицизма и утверждались новые идеи - культ предприимчивости и рационального осмысления действительности, превращения общественной и гражданской активности в нравственный долг христианина. Успенский собор - символ изменений, протекавших в духовной и материальной культуре в процессе формирования Московского самодержавного государства и впоследствии Российской империи на обширном Евразийском пространстве. Влияние традиций различных периодов истории отразилось в архитектурных элементах, дополнявших его образ на протяжении веков. Каждый новый элемент в его архитектурном образе возникает в определенную эпоху и связан с переломными моментами национальной и мировой истории. Это не просто следование архитектурной моде, а отражение новых философских идей, накладывавших свой отпечаток на архитектурные формы.

Успенский собор в сочетании с уникальным природным и художественно-архитектурным обликом острова-града Свияжска, сложившимся на протяжении ^Нначала XX в., оказал значительное влияние на литературу и художественную культуру. Сочетание ландшафтных и архитектурных особенностей острова-града Свияжска приблизило его к самым ярким легендарно-фантастическим и эпическим образам русской поэзии. Свияжск в художественной культуре - это образ спасительной духовной крепости в окружении природных и духовных православных, иноплеменных и иноверных стихий. Он предстает реальным воплощением

сказочного «острова-Буяна» (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, славном сыне его князе Гвидоне Салтановиче и царевне Лебедь»). Сказочно-фантас-тический романтический облик града на острове активно и широко использовался в литературных и художественных произведениях разных направлений.

Одним из главных атрибутов, который определяет понятие выдающейся универсальной ценности в соответствии с Конвенцией о Всемирном культурном и природном наследии, является межнациональный мир и согласие в Республике Татарстан, культурное разнообразие, многоконфессиональность и полиэтничность.

Эта тема важна с цивилизационной точки зрения «Кто-то назвал Свияжск местом столкновения двух цивилизаций, из которого родилась новая Россия» (из статьи гарвардского профессора Самюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций?», опубликованной в 1993 г. в журнале «Форин Офферс»). Он пишет: «Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов».

С точки зрения науки нельзя рассматривать исторические события в такой плоскости - это бесперспективно. Нужно смотреть не то, что нас разъединяет, а что объединяет. По большому счету, взаимодействие с представителями других культур и цивилизаций помогает человеку увидеть этот мир как бы со стороны - другими глазами. Возникает восприятие, что он не прост, но более богат, разнообразен и ярок. Такого многомерного мироощущения добиться, конечно же, сложнее, чем чёрно-белого деления на «своих» и «чужих». Поэтому для всех нас важно стремиться, как бы ни было сложно, встать на путь взаимопонимания.

Свияжск - первый православный город в Среднем Поволжье, сыгравший одну из ключевых ролей в исторических процессах формирования Российского государства. Отношение ко всему, что исходило в ту эпоху от Свияжска, передается из поколения в поколение большинству татарстанцев со смешанными чувствами. Да, он был построен для взятия Казани. Все это мы понимаем. Есть попытки политизировать этот вопрос. Но Свияжск - это наше общее наследие. Не политики же занимались росписью в соборах Свияжска! Великие мастера занимались. На стенах этих уникальных соборов остался их неповторимый почерк, остались их краски, их творчество. Это надо сохранить и передать будущим поколениям.

У каждого народа своя, непростая история. Кто-то завоевывал, побеждал, затем сам был побежден. То, что случилось у нас много веков назад, случилось или могло случиться во многих странах и с другими народами. Не будь Ивана Грозного, возможно, нашелся бы другой. Известно, что в российском обществе отношение к царю Ивану IV далеко неоднозначно. Историю ни в коем случае нельзя переписывать. Надо подняться выше всего этого и этим возвысить свой народ.

Исходя из этого в 1998 г. Татарстан представил три объекта культурного наследия (Казанский кремль, Болгар, Свияжск) в Предварительный Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, чтобы основные памятники народов, проживающих в Татарстане, были представлены в ЮНЕСКО и свидетельствовали о культурном разнообразии республики.

В Татарстане проводится беспрецедентная по своим масштабам и значимости работа по восстановлению Болгара и Свияжска. Эта созидательная деятельность направлена, в первую очередь, на сохранение выдающегося наследия, оставленного нам талантливыми предками. Но есть еще один, как мне кажется, не менее важный аспект. Научные изыскания, которые проводятся на этих памятниках, позволяют вывести науку в республикена более высокий, как фундаментальный, так и технологическо-инновационный уровень. Прекрасным примером этому являются исследования, проводимые на Болгарском и Свияжском комплексах.

Литература

1. Византийский словарь: в 2 т. [сост. Общ.ред. 1. Vizantijskij slovar': V 2 t. [sost Obshh.red. КАФилатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: KAFilatova]. SPb.: Атйга. ТГО Атйга: RHGA: Izdatel'-Издатель-ство Олега Абышко. 2011. - Т.1. - С.270-271. stvo О^а Abyshko. 2011. - Т.1. - S.270-271.

2. Валеев Р.М. Атрибуты и ценности 2. Valeev R.M. Ай-Шиу i cennosti Uspenskogo

Успенского собора и Троицкой церкви Свияжска / / Историко-культурные и духовное наследие Свияжска. - Казань; Центр инновационных технологий, 2015. - С.13-29. 3. Рощектаев А.В. Монастыри Свияжска. Исторические издание. - Казань: 2013. - 191 с.

sobora i Troickoj cerkvi Svijazhska / / Istoriko-kul'turnye i duhovnoe nasledie Svijazhska. - Kazan'; Centr innovacionnyh tehnologij, 2015. - S.13-29. 3. Roshhektaev A.V. Monastyri Svijazhska. Istoricheskie izdanie. - Kazan': 2013. - 191 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.