Социально-экономические проблемы
144
6. Век толп / С. Московичи. - М. : Центр психологии и психотерапии, 1998. - 304 с.
7. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. - Екатеринбург, 2000. - 96 с.
8. О русской идее / И. А. Ильин // Русский
индивидуализм : сборник работ русских
УДК 69.003
философов XIX-XX веков. - М. : Алгоритм, 2007. - С. 214-231.
9. Русскаяфилософияправа:
философияверыинравственности : антология /
сост. А. П. Альбов, Д. В. Масленников, А. И. Числов, С. В. Филиппова. - СПб. : Алетейя, 1997. - 398 с.
К. В. Наумкова, П. А. Козин
Петербургский государственный университет путей сообщения
УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ подход к оценке инвестиционных ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПО СХЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В статье рассмотрен усовершенствованный подход к оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП). Представлены критерии оценки проектов ГЧП для государства и коммерческих организаций. Представленный подход рассмотрен на примере обоснования эффективности инвестиций в строительство скоростной автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Москва.
государственно-частное партнерство, инвестиции, оценка эффективности инвестиций.
Введение
В современных условиях партнерство государственного и частного секторов экономики становится все более эффективным способом решения задач, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры, строительством и оказанием услуг в сфере здравоохранения, развития городских территорий, а также развития жилищно-коммунального
хозяйства вне рамок длительного и бюрократизированного бюджетного
процесса [1].
Целью создания государственно-частного партнерства (ГЧП) является повышение эффективности инвестиционных проектов для государства и частных организаций. Однако рассчитываемые показатели на этапе обоснования эффективности
инвестиций в проектах ГЧП зачастую не подтверждаются результатами реализации проектов. Поэтому возникает потребность в усовершенствовании подходов к оценке эффективности проектов ГЧП.
В данной статье рассмотрен усовершенствованный подход к оценке инвестиционных проектов, реализуемых по схеме государственно-частного
партнерства, с помощью которого можно уменьшить существующие недостатки. Представлены дополнительные критерии оценки для проектов ГЧП, произведен расчет показателей эффективности с применением представленного подхода на примере строительства скоростной автомагистрали Санкт-Петербург -
Москва.
1 Критерии оценки инвестиционных проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы
145
Для оценки инвестиционных проектов, реализуемых по схемегосударственно-частного партнерства, в настоящее время, как правило, применяются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов [2],
утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем. В данных Методических рекомендациях для расчетов эффективности инвестиционных проектов рекомендован классический доходный подход, в котором при оценке экономической эффективности
используются следующие показатели [2]:
• чистая приведенная стоимость проекта;
• внутренняя норма доходности;
• модифицированная внутренняя норма доходности;
• недисконтированный период
окупаемости;
• дисконтированный период
окупаемости;
• индексы прибыльности.
Проект считается эффективным, если одновременно выполняются следующие условия для указанных показателей, представленные в таблице 1.
Вместе с тем взаимодействие государства и частного бизнеса имеет свои особенности, которые лежат за рамками указанной методологии и которые необходимо учитывать при обосновании эффективности инвестиционных
проектов, реализуемых по схеме ГЧП. Главной особенностью государственночастного партнерства является то, что партнеры преследуют свои, зачастую различные цели и задачи. Несмотря на это каждая сторона должна быть
заинтересована в успешной реализации проекта.
В соответствии с уточненными принципами оценки эффективности инвестиционных проектов [3] в проектах, реализуемых по схеме ГЧП, необходимо учитывать прежде всего различие целей участников партнерства: для государства это в основном социальные цели, для бизнеса - коммерческие, а также то, что результаты от инвестиционной
деятельности должны распределяться пропорционально стоимости внесенных вкладов участников. Кроме того,
необходимо иметь в виду отраслевые и другие особенности проектов ГЧП, в частности возможность
софинансирования в определенных долях, а также зависимость доходов частного инвестора от качества выполненных им работ.
В связи с этим существующий перечень критериев (табл. 1) следует разделить и дополнить критериями оценки проектов ГЧП для государства (табл. 2) и для коммерческих организаций (табл. 3), в частности, учесть: соблюдение пропорции в распределении результатов, полученных от инвестиционной деятельности; софинансирование в определенных долях; зависимость доходов инвестора от качества выполненных работ.
Как уже было отмечено выше, вопрос партнерства государства и частного сектора определяется в основном прибыльностью этого партнерства для частного сектора и решением социальных задач для государства.
ТАБЛИЦА 1. Критерии оценки инвестиционного проектапо Методике [2]
Инвестиционный показатель Критерий
Чистая приведенная стоимость проекта > 0
Внутренняя норма доходности проекта > ставка дисконтирования
Модифицированная внутренняя норма доходности > ставка рефинансирования
проекта ЦБ РФ
Недисконтированный период окупаемости < срок операционной концессии +
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы
146
срок строительства
Дисконтированный период окупаемости £ срок операционной концессии + срок строительства
Индекс прибыльности проекта > 1
Индекс прибыльности на собственный капитал > 1
ТАБЛИЦА 2. Критерии оценки проектов ГЧП (для государства)
Инвестиционный показатель Критерий
Чистая приведенная стоимость проекта > 0
Внутренняя норма доходности проекта > ставка дисконтирования
Недисконтированный период окупаемости £ срок операционной концессии + срок строительства
Дисконтированный период окупаемости £ срок операционной концессии + срок строительства
Соблюдение пропорции между распределением результатов, полученных от инвестиционной деятельности, в соответствии с величиной внесенного вклада И Д И = Д *Ачаст г-^част
ТАБЛИЦА 3. Критерии оценки проектов ГЧП (для коммерческих организаций)
Инвестиционный показатель Критерий
Чистая приведенная стоимость проекта > 0
Внутренняя норма доходности проекта > ставка дисконтирования
Модифицированная внутренняя норма доходности проекта > ставка рефинансирования ЦБ РФ
Недисконтированный период окупаемости £ срок операционной концессии + срок строительства
Дисконтированный период окупаемости £ срок операционной концессии + срок строительства
Индекс прибыльности проекта > 1
Индекс прибыльности на собственный капитал > 1
Учет софинансирования в определенных долях ЭФЛ = (1-Снп) х (КВРа - ПК) х СК DSCR> 1,3; LLCR > 1,35 PLCR > = 1,35
Зависимость доходов инвестора от качества выполненных работ Y = A х ПК + B
Соблюдение пропорции между распределением результатов, полученных от инвестиционной деятельности, в соответствии с величиной внесенного вклада И Д гос гл гос И _ Д част г4* част
Участие государства в проектах ГЧП является целесообразным в том случае, когда оценка социально-экономической эффективности проекта является удовлетворительной. При оценке социально-экономической эффективности учитываются «последствия осуществления инвестиционного проекта
для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики,
экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты» [2].
Что касается частных партнеров, то они готовы вкладывать средства в проекты
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы
147
государственно-частного партнерства
только при гарантии прибыльности проекта.
Одним из главных вопросов при реализации проектов ГЧП является схема распределения прибыли между государством и частным сектором. Однако существующие подходы к оценке инвестиционных проектов не дают возможности ответить на вопросы, связанные с ее распределением. На практике распределение прибыли определяется положениями конкретного соглашения, что дает возможность частным инвесторам действовать в своих интересах, пренебрегая интересами государства.
В таблице 2: ЭФЛ - эффект финансового левериджа; Снп - ставка налога на прибыль; КВРа - коэффициент валовой рентабельности активов; ПК - средний размер процентов за кредит,
уплачиваемых за использование заемного капитала; ЗК - средняя сумма используемого заемного капитала; СК -средняя сумма собственного капитала; DSCR - коэффициент покрытия полугодовых кредитных выплат; LLCR -коэффициент покрытия кредита на весь кредитный период; PLCR - коэффициент покрытия кредита на период проекта; ПК
- нормированный показатель качества; Игос - инвестиции государственные; Ичаст
- инвестиции частные; Дгос - доход государства; Дчаст - доход частных организаций.
С учетом приведенных выше инвестиционных показателей и критериев оценки можно получить более полную и объективную оценку эффективности инвестиционных проектов, реализуемых по схеме государственно-частного
партнерства.
2 Применение на практике усовершенствованного подхода к оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых по схеме ГЧП
Представленный усовершенствованный подход к оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых по схеме ГЧП, рассмотрен на примере обоснования инвестиций в строительство скоростной автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Москва.
Оценка проекта производилась в четыре этапа: на первом этапе проект
анализировался с точки зрения социальноэкономической эффективности; на втором - рассматривалась финансовая эффективность проекта в целом; на третьем - финансовая эффективность проекта и акционерного капитала с применением финансового рычага; на четвертом этапе - эффективность проекта и акционерного капитала в случае предоставления государством поддержки в ходе реализации проекта.
Анализ проводился с помощью основных предпосылок по проекту, представленных в таблице 4.
Оценка социально-экономической
эффективности проекта скоростной автомобильной магистрали Санкт-
Петербург - Москва производилась на основе учета количественных и качественных показателей от реализации проекта в социальной среде. Как следует из расчетов, проект обладает высокими показателями социально-экономической эффективности, что позволяет
претендовать на государственную поддержку в ходе реализации проекта.
На следующем этапе были произведены расчеты эффективности инвестиционного проекта с учетом схем финансирования. Результаты проведенного этапа показали, что при реализации проекта за счет собственных средств инвестора и с применением финансового рычага
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы
148
величина чистой приведенной стоимости 2965,00 млн руб. соответственно является отрицательной и составляет (рисунок). минус 28075,50 млн руб. и минус
ТАБЛИЦА 4. Основные предпосылки
Капитальные затраты по проекту, млн руб. 29850,00
Стоимость собственного капитала, % 14,31
Процентная ставка по кредитам 6 мес. долл. ЛИБОР +1,75 %
Ставка дисконтирования WACC
Целевая доходность на собственный капитал, % 14,31
Основываясь на результатах проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что проект строительства скоростной автомобильной магистрали Санкт-
Петербург - Москва не может быть реализован без государственной поддержки.
Для оценки эффективности проекта при участии в нем государства воспользуемся
разработанным подходом к оценке эффективности проектов, реализуемых по схеме ГЧП. Для этого в модель денежных потоков были включены критерии, представленные в таблицах 2, 3. Основные результаты расчетов представлены в таблице 5.
Сопоставление результатов оценки с учетом схем финансирования
ТАБЛИЦА 5. Основные результаты
Инвестиционный показатель Значение
Чистая приведенная стоимость проекта, млн руб. 4100,10
Внутренняя норма доходности проекта, % 10
Внутренняя норма доходности акционерам, % 14,31
Индекс прибыльности проекта 1,33
Индекс прибыльности на собственный капитал 1
Учет софинансирования в определенных долях ЭФЛ = 30 % DSCR 0,82< 1,3
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы 149
LLCR1,99> 1,35 PLCR 2,04 > 1,35
Соблюдение пропорции между распределением результатов, полученных от инвестиционной деятельности, в соответствии со стоимостью внесенного вклада Игос= 15522,00 млн руб. Ичаст= 14328,00 млн руб. Дгос= 12170,40 млн руб. Дчаст = 11234,40 млн руб. 15522.00 12170,40 14328.00 _ 11234,40
Основываясь на результатах проведенного анализа, можно сделать следующие выводы.
1. Показатели финансовой эффективности являются удовлетворительными (чистая приведенная стоимость денежных потоков не менее нуля, внутренняя норма доходности не ниже эффективной ставки дисконтирования, индекс прибыльности не менее единицы).
2. Коэффициенты покрытия по кредитам соответствуют стандартным требованиям
Заключение
Основными результатами исследования являются: проведение анализа
существующих методик оценки эффективности проектов государственночастного партнерства; разработка усовершенствованного подхода к оценке эффективности проектов ГЧП с уточнением критериев оценки; расчет эффективности инвестиционного проекта по строительству скоростной
автомобильной магистрали Санкт-
Библиографический список
1. Вопросы обеспечения качества строительства
и реконструкции инфраструктурных объектов в рамках государственно-частного партнерства / К. В. Наумкова, П. А. Козин // Материалы межвузовской научно-технической
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - СПб. : ПГУПС, 2011. - С. 131-134.
2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов от 21 июня 1999 г. № ВК 477. - 167 с.
банков. Наиболее трудновыполнимым среди коэффициентов покрытия является коэффициент DSCR (коэффициент покрытия кредитных выплат), который должен составлять не менее 1,3.
Введение дополнительных критериев в оценку эффективности проектов ГЧП привело к увеличению доходов частного инвестора до 11 234,40 млн руб., что делает проект более привлекательным для частных инвесторов.
Петербург - Москва и сопоставление результата с оценками существующих методик.
Таким образом, проведенные расчеты показали целесообразность применения представленного усовершенствованного подхода к оценке эффективности
инвестиционных проектов, реализуемых по схеме государственно-частного
партнерства.
3. Классификация проектов государственночастного партнерства и принципы оценки их эффективности / К. В. Наумкова, П. А. Козин, П. П. Козин // Материалы международной научно-практической конференции ИНПРОМ-2011. - СПб. : СПбГУП, 2011. - С. 128-131.
4. Количественная оценка качества
(квалиметрия). Библиография / Г. Г. Азгальдов, Л. А. Азгальдова. - М. : Издательство
стандартов, 1971. - 176 с.
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Социально-экономические проблемы
150
5. Возможности федеральных инвестиций через Российской Федерации. - М. : Альпина Бизнес ГЧП : сборник нормативных актов по ГЧП в Букс, 2009. - 994 с.
Исторические аспекты науки и техники
УДК 625.1.002 (09)
А. А. Г олубев
Петербургский государственный университет путей сообщения
ИНЖЕНЕРЫ-СТРОИТЕЛИ МУРМАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ
В подготовке и реализации возведения Мурманской железной дороги огромную роль сыграл человеческий фактор. Результатом конкретных усилий Правительства, служащих Министерств путей сообщения и финансов, представителей губернского уровня, земств, ученых и инженеров, предпринимателей, организаторов строительства, рабочих-строителей, рабочих и служащих железнодорожной отрасли, а также местного населения стало сооружение железнодорожной магистрали протяженностью около 1500 километров. Сооружение Мурманской железной дороги - памятник людям труда, история трудового подвига 220 тысяч строителей, 524 управленцев, 1869 организаторов строительных работ на линии.
Обслуживающий персонал дороги в 1917 г. составлял более 20,5 тысяч человек.
Инженерный состав строителей Мурманской железной дороги внес весомый вклад в осуществление на различных уровнях управления процессом возведения магистрали, использовал богатейший отечественный и зарубежный опыт железнодорожного строительства, принимал ряд важных инженерно-технических решений в период проектирования и в процессе проведения работ.
В статье раскрывается вклад выпускников ведущего транспортного вуза России -Петербургского института инженеров путей сообщения - в строительство Мурманской железнодорожной магистрали. Показана их деятельность в организации и управлении строительством, реализации инженерных решений применительно к конкретным условиям района пролегания железной дороги.
кадровый потенциал, подрядчик, инженерные решения, фильтрующая насыпь,
комбинированные перевозки.
Введение
Развитие железнодорожного
строительства последней трети XIX -начала ХХ в. осуществлялось на основе научно-технических достижений и кадрового потенциала того времени.
Весомый вклад в решение проблем железнодорожного строительства России, а также в сооружение Мурманской
железнодорожной магистрали внесли специалисты, выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения. Благодаря знаниям и профессиональному мастерству инженеров-строителей была на практике реализована идея прокладки Великого Северного пути.
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1