4
Экономико-математические методы и модели.
УДК 69.003
К.В. Наумкова
УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В Российской Федерации, как и в других развитых странах мира, транспорт - одна из крупнейших отраслей хозяйства. Он играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Однако проблема ограниченности бюджетных ресурсов, сопровождающаяся низкой эффективностью их вложения, тормозит развитие транспортной инфраструктуры, и поэтому необходимо задействовать дополнительные источники финансирования - частные инвестиции.
Сегодня основным инструментом привлечения частных инвестиций к реализации ряда инвестиционных проектов является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).
Целью создания такого рода партнерства будет повышение эффективности инвестиционных проектов для государства и частных организаций. Однако на практике результаты реализации проектов зачастую отличаются от показателей, рассчитанных на этапе обоснования эффективности инвестиций. Поэтому возникает необходимость в усовершенствовании оценки эффективности инвестиционных проектов, реализуемых по схеме ГЧП.
Модель оценки эффективности инвестиционных проектов и ее усовершенствование. Сегодня для оценки инвестиционных проектов, реализуемых по схеме государственно-частного партнерства, могут применяться:
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ 21.06.1999 г.;
- Методика расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств инвестиционного фонда РФ (утв. Приказом Минэконом-
развития РФ и Минфина РФ № 139/82н) от 23.05.2006 г.;
- Методика выявления критериев оценки экономической эффективности стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства СПб № 46 от 21.05.2008 г.).
Важным показателем эффективности проекта является чистая приведенная стоимость (другие названия - чистый дисконтированный доход, интегральный эффект, ЧДД, Net Present Value, NPV) - накопленный эффект за расчетный период. В табл. 1 представлены варианты расчета чистой приведенной стоимости проекта в соответствии с выбранной методикой расчета.
В таблице: NPV - чистая приведенная стоимость проекта; фт - денежный поток по проекту за период; ат - коэффициент дисконтирования;
Таблица 1 Расчет чистой приведенной стоимости
Источник Формула расчета
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов NPV = ^Фт •«„ т
Методика расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств инвестиционного фонда РФ NPV = FCF0 + T FCF VT
',^1(1 + d)' ' (1 + d)T
Методика выявления критериев оценки экономической эффективности стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга t CF NPV =V ' ,0(1 + d)'
^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПуЗ'^20
ГСГ0 - денежный поток на начало реализации инвестиционного проекта; РС¥( - чистый денежный поток по проекту за период; СГ - денежный поток по проекту за период; V - оценка стоимости активов, созданных в ходе осуществления инвестиционного проекта, реализуемого по схеме ГЧП, на момент Т; й- ставка дисконтирования; / - период (год, квартал); Т - номер последнего периода.
Вместе с тем взаимодействие государства и частного бизнеса имеет свои особенности, которые лежат за рамками указанной методологии и которые необходимо учитывать при обосновании эффективности инвестиционных проектов, реализуемых по схеме ГЧП. Главной особенностью государственно-частного партнерства является то, что партнеры преследуют свои, зачастую различные, цели и задачи. Несмотря на это, каждая сторона должна быть заинтересована в успешной реализации проекта.
Под успешной реализацией проекта понимается получение прибыли участниками партнерства. Однако существующие подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов не отражают схему распределения прибыли между государством и частным инвестором. На практике оно определяется положениями конкретного соглашения, что дает возможность частным инвесторам действовать в своих интересах, пренебрегая интересами государства.
В соответствии с уточненными принципами [1] и критериями [2] оценки эффективности инвестиционных проектов, реализуемых по схеме ГЧП, представим усовершенствованную модель оценки эффективности данных проектов для государства и частных инвесторов.
Для частных инвесторов модель оценки может выглядеть следующим образом:
Модель оценки для государства можно выразить как
NPV^ и = £
т FCF!
VTi
=0 (1 + d ) (1 + d )т
(1)
Расчет чистого денежного потока по проекту в данном случае производится по формуле
NPvr=^-FCF-+- VtJ
■to(1 + d ) (1 + d)T
(3)
FCFt' = (R -Zt)kti.
(2)
Расчет чистого денежного потока по проекту производится по формуле
FCFt ' =( R - Zt) j ,
где R - результаты; Zt - затраты; k - величина, характеризующая уровень качества выполненных работ; i - доля вклада частного инвестора; j - доля вклада государства.
Практическая значимость применения усовершенствованной модели оценки эффективности инвестиционных проектов, реализуемых по схеме ГЧП. Такая модель применена при оценке эффективности инвестиций в строительство скоростной автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Москва (15-58 км). Реализация инвестиционного проекта позволит оптимизировать бюджетные расходы на этапе строительства и эксплуатации объекта за счет привлечения внебюджетных инвестиций, создаст дополнительную базу налоговых поступлений в бюджеты всех уровней Российской Федерации, будет содействовать формированию нового рынка концессионных проектов и формированию финансовых механизмов финансирования и кредитования долгосрочных инвестиционных проектов [3]. В табл. 2 представлены источники финансирования проекта.
Для общественно значимых проектов, каким является рассматриваемый проект, в первую очередь оценивается его общественная эффективность. Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внешнеэкономические эффекты [5].
Оценка проекта с точки зрения социально-экономической эффективности производилась на основе учета количественных и качественных
4
^кономико-математические^&тоды^^одел^^
Таблица 2
Источники финансирования проекта [4]
Этапы реализации инвестиционного проекта Сметная стоимость инвестиционного проекта Источники финансирования инвестиционного проекта
Собственные источники инвестора Заемные средства инвестора Средства Инвестиционного фонда РФ
Инвестиционный 66199 6894 29031 30274
проект - всего
2008 3756 - - 3756
2009 10693 4265 451 5977
2010 11916 2061 5148 4707
2011 16534 234 9782 6518
2012 23300 334 13650 9316
показателей от реализации проекта в социальной среде. Как следует из расчетов, проект обладает высокими показателями социально-экономической эффективности, что позволяет претендовать на государственную поддержку в ходе реализации проекта (табл. 3).
Таблица 3
Основные показатели социально-экономической эффективности
На следующем этапе работы производятся расчеты эффективности инвестиционного проекта с учетом схем его финансирования: за счет собственных средств инвестора; с применением финансового рычага; в случае предоставления государством поддержки в ходе его реализации.
Анализ результатов расчета данного этапа показывает, что при реализации проекта за счет собственных средств инвестора и с применением финансового рычага величина чистой приведенной стоимости является отрицательной и составляет -28 075,5 и -22 965,0 млн р. соответственно.
Основываясь на результатах проведенного анализа, можно сделать вывод: проект строи-
тельства скоростной автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Москва (15-58 км) не может быть реализован без государственной поддержки.
Для оценки эффективности проекта при участии в нем государства воспользуемся разработанной усовершенствованной моделью оценки эффективности проектов, реализуемых по схеме ГЧП.
Результаты расчетов говорят о том, что показатели финансовой эффективности являются удовлетворительными (чистая приведенная стоимость денежных потоков - не менее нуля, внутренняя норма доходности - не ниже эффективной ставки дисконтирования, индекс прибыльности -не менее единицы), а коэффициенты покрытия по кредитам соответствуют стандартным требованиям банков. Наиболее трудновыполнимым среди коэффициентов покрытия является коэффициент ЭБСЯ (коэффициент покрытия кредитных выплат), который должен составлять не менее 1,3. Применение усовершенствованной модели оценки эффективности проектов ГЧП привело к увеличению доходов частного инвестора до 11 234,40 млн р., что делает проект более привлекательным для частных инвесторов.
Таким образом, проведенные расчеты показали целесообразность применения представленной усовершенствованной модели к оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых по схеме государственно-частного партнерства.
Показатель Значение
Срок окупаемости, лет Коэффициент дисконтирования, % Чистая приведенная стоимость, млн руб. Внутренняя норма доходности, % 7 12 15241,91 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Классификация проектов государственно-частного партнерства и принципы оценки их эффективности [Текст] / К.В. Наумкова, П.А. Козин, П.П. Козин : матер. Междунар. науч.-практич. конф. ИНПРОМ-2011. -СПб.: СПбГУП, 2011. - С. 128-131.
2. Усовершенствованный подход к оценке инвестиционных проектов, реализуемых по схеме государственно-частного партнерства [Текст] / К.В. Наумкова, П.А. Козин // Известия ПГУПС. - Вып. 1(30). -СПб.: ПГУПС, 2012. - С. 143-148.
3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2010-2012 гг. (по состоянию на 15 декабря 2009 г.) [Текст]. - М., 2009.
4. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км [Текст] : [паспорт инвестиционного проекта, реализуемого за счет средств инвестиционного фонда РФ]. -
Утв. Распоряж. Правительства РФ № 1708-р от 30.11.2006 г.
5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). - Утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ 21.06.1999 г., № ВК 477.
6. Методика расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств инвестиционного фонда РФ [Текст]. - Утв. Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 23.05.2006 г., № 139/82н.
7. Методика выявления критериев оценки экономической эффективности стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга [Текст] : Распо-ряж. Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства СПб № 46 от 21.05.2008 г.
УДК 658.75
А.В. Майзлиш, В.Ю. Волынский
РАЗРАБОТКА ОДНОНОМЕНКЛАТУРНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ СЫРЬЯ И КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Проблема управления запасами - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Роль запасов в экономике заключается в том, что они обеспечивают устойчивую работу предприятий, хотя такой способ обеспечения устойчивости обходится недешево, по данным зарубежных источников содержание в течение года в качестве запаса единицы продукции стоимостью 1 долл. обходится от 15 до 35 центов (в среднем 25 центов). Расчеты отечественных экономистов дают аналогичные результаты: годовые затраты на содержание запасов составляют 20-30 % от их закупочной стоимости [1].
Существует несколько точек зрения на создание запасов на предприятии. Положительные аргументы (за их создание): запасы необходимы для большей независимости предприятия от
внешней среды, от условий работы поставщиков, посредников, от колебания спроса. Создание запасов позволяет закупать их большими партиями и соответственно использовать оптовые скидки, позволяет нивелировать сезонные или другие ценовые колебания [2].
Отрицательные аргументы (против создания запасов): возникновение дополнительных затрат, связанных с их хранением, риск устаревания, медленного оборота или воровства, замораживание финансовых средств, связанное с созданием запасов любого объема. Нехватка оборотных средств может привести к ухудшению финансового состояния предприятия, что, в свою очередь, снижает конкурентные позиции фирмы. Данная проблема особенно актуальна для крупных предприятий, работающих