Научная статья на тему 'Усовершенствованный кормонасос для фермерских хозяйств'

Усовершенствованный кормонасос для фермерских хозяйств Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ЖИДКИЙ КОРМОСМЕС / ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОРМОНАСОС / ПОДАЧА / РОТОР / КАВИТАЦИЯ / НАДЁЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Рахимов Октябр Дусткабилович, Тогаев Жамшидин Хужамбердиевич, Хужакулов Абдулазиз Хаким Угли

Приводится анализ существующих технологий кормления свиней, в том числе кормление жидкими кормамами, технология подачи и раздачи жидких кормосмесей, насосы, применяемые для подачи жидких кормосмесей, и устройства, принцип работы совершенствованного пластинчатого кормонасоса, применяемого для подачи жидких кормосмесей по трубам, и результаты исследований данного насоса на малых свиноводческих фермах и фермерских хозяйствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усовершенствованный кормонасос для фермерских хозяйств»

УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ КОРМОНАСОС ДЛЯ ФЕРМЕРСКИХ

ХОЗЯЙСТВ Рахимов О.Д.1, Тогаев Ж.Х.2, Хужакулов А.Х.3

'Рахимов Октябр Дусткабилович - кандидат технических наук, профессор; 2Тогаев Жамшидин Хужамбердиевич — ассистент;

3Хужакулов Абдулазиз Хаким угли — ассистент, кафедра защиты окружающей среды и экологии,, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: приводится анализ существующих технологий кормления свиней, в том числе кормление жидкими кормамами, технология подачи и раздачи жидких кормосмесей, насосы, применяемые для подачи жидких кормосмесей, и устройства, принцип работы совершенствованного пластинчатого кормонасоса, применяемого для подачи жидких кормосмесей по трубам, и результаты исследований данного насоса на малых свиноводческих фермах и фермерских хозяйствах.

Ключевые слова: жидкий кормосмес, трубопроводный транспорт, кормонасос, подача, ротор, кавитация, надёжность.

УДК 631.374+621.68 DOI: '0.244''/24'2-8236-20'9-'060'

Организация продуктивного, экономически эффективного свиноводства на малых фермах и фермерских хозяйствах может быть успешно решена при ведении его на высоком техническом уровне и применении рационального кормления. Корма должны быть подобраны по рациону и приготовлены таким образом, чтобы удовлетворить энергетические потребности животных и обеспечить их максимальный рост. Это возможно, если в приготовленные корма будут входить следующие основные питательные компоненты: вода, азотистые соединения, углеводы, жиры, минеральные вещества и витамины. При отсутствии или недостатке хотя бы одного из них нарушаются нормальный рост, развитие и продуктивность животных. Хотя отдельные кормовые компоненты отличаются по своему составу, однако ни один из них не может обеспечить полностью в процентном отношении набор веществ, необходимых для кормления животных.

Это несоответствие компенсируется скармливанием нескольких видов кормов, подобранных в рационе.

Анализ существующих технологий кормления свиней, позволяет сделать вывод, что наиболее эффективная отдача от корма будет в случае, когда используются жидкие кормосмеси, в состав которых включены сочные компоненты или зеленые пасты.

Кормление жидкими кормами имеет ряд преимуществ: сокращается время поедания корма, уменьшаются потери кормов, появляется возможность применения корма мелкого помола, сохраняется однородность корма и раздача по кормушкам. При снижении поедаемости у свиней, такой способ кормления позволяет, что очень важно, регулировать питательность корма в одном и том же объеме кормовой смеси. Все это создает условия для лучшей сохранности поголовья животных и получения туш свиней более высокого качества.

При кормлении жидкими кормами у свиней некоторых производственных групп снижается потребность в питьевой воде, затраты энергии на пережевывание корма и секреция слюны при этом сокращаются до минимума. При соответствующих условиях для приготовления жидкого корма используют теплую воду. Теплый жидкий корм лучше возбуждает аппетит и благоприятно действует на желудочно-кишечный тракт.

Кормление жидкими кормами дает более эффективные результаты, когда в его состав включаются сочные и зеленые компоненты. Включение в сбалансированные рационы свиней зеленых кормов в количестве 10...25%, дает возможность повысить биологическую ценность рационов, получать гарантированный уровень продуктивности, биологически полноценное мясо и сэкономить от 24 до 44 кг зерновых концентратов на 1 ц привеса [ 1].

Кормление жидкими кормами позволяет также применить один из самых экономичных и надежных способов транспортировки кормосмесей - гидромеханический, то есть способом, когда корм раздается в кормушки по трубам в определенных дозах. Трубопроводный транспорт высокопроизводителен, прост по устройству, его можно смонтировать в постройках любых типов, он не требует наличия специальных кормовых проходов, сочетает погрузочно-

разгрузочные операции с транспортированием, независимо от наличия подъездных путей, повышает культуру труда.

Однако применение трубопроводного транспорта для транспортировки и раздачи кормосмесей на малых свиноводческих фермах и фермерских хозяйствах требует применения специальных кормотранспортирующих насосов, обладающих высокой надежностью.

Существующие центробежные и фекальные кормонасосы малоэффективны для транспортировки кормосмесей повышенной концентрации, в состав которых включены сочные и зеленые корма. Это объясняется тем, что транспортабельная способность кормосмесей значительно ухудшается при введении в их состав пасты из сочно-зеленых кормов. При этом смесь густеет, снижается ее текучесть, увеличивается вязкость и потери давления в кормопроводе в 2.. .3 раза. Транспортирование таких кормосмесей целесообразно осуществлять двух роторными насосами пластинчатого или зубчатого типа. Однако при подачи жидких кормосмесей основные параметры (подача, давления, нагнетания, объемный к.п.д) насоса резко ухудшается из-за утечки нагнетаемой массы (кормосмесь) из полости нагнетания в полости всасывания. По этому действительная подача насоса всегда меньше теоретической. Утечки кормосмеси происходят через зазоры между цилиндрическими поверхностями расточек корпуса и наружными поверхностями головок лопастей ротора, через торцевые зазоры и через неплотности контакта между роторами. Среди этих утечек основным являются утечки кормосмеси из камеры нагнетания в камеру всасывания между роторами. Значения остальных утечек с увеличением вязкости кормосмесей более 0,8 Па.с будут незначительны .

Проведенные исследования показывают, что при подаче кормосмесей с зеленой пастой и влажностью 80% и без пасты с влажностью 74% значение этих утечек составляет 18.20% от теоретической подачи насоса. Это в свою очередь приводить к снижению действительной подачи насоса не менее чем на 20 %. Кроме этого конструкции насоса являются очень сложным, так как малейшие отклонение параллельности лопастей при сборке роторов, приводит к уменьшению действительной подачи насоса до 40.50 % от теоретической, а в некоторых случаях к поломке лопастей. Для повышения надежности в работе и улучшения характеристики насоса нами разработан усовершенствованный двухроторный кормонасос пластинчатого типа. Этот насос выполнен в виде корпуса, имеющего два установленных в нем сборные ротора с пластинчатыми падающими элементами. Для улучшения характеристики насоса сборные роторы размещены в корпусе с эксцентриситетом. В радиальных пазах роторов установлены пластины с пружинами. Прижатые к корпусу и вращающиеся вместе с роторами пластины скользят по внутренней цилиндрической поверхности корпуса, совершая одновременно возвратно-поступательное движение относительно ротора в его пазах. Начальный прижим пластин в насосе осуществляется под действием центробежной силы и пружин, а рабочий прижим производится под действием гидростатического давления жидкости (кормосмеси) на внутренние торцы пластин из паза ротора [2]. Из-за эксцентричности расположения роторов при удалении пластин от точки, где расстояние между ротором и корпусом минимальное, объем между пластинами (объем рабочей камеры насоса) увеличивается. В результате этого улучшается заполнении рабочей камеры насоса с кормосмесями, поступающими через всасывающий патрубки насоса. Когда пластины приходят в полости нагнетания объем рабочей камеры насоса постепенно уменьшается. При этом увеличивается плотность кормосмесей в рабочей камере насоса, которое приводит повышению давление нагнетания насоса. Кроме того увеличения плотности перекачиваемой среды в рабочей камеры насоса обеспечивает устранению кавитации и вибрации насоса, т.е. повышению надежности в работе. При этом прекращаются утечки из камеры нагнетания в камеру всасывания и это дает возможность увеличить подачи насоса не менее чем на 20%. Для уменьшения контактных сил между скользящими кромками пластин и внутренними поверхностями расточек корпуса в насосе применяется гидростатическая разгрузка в виде полукольцевых пазов в торцевых крышках корпуса. Ослабления изгиба пластин можно добиться наклоном пластин по направлению вращения на угол а (обычно а=150). Выполненные в роторах полукруглые углубления служат для уменьшения межроторного расстояния.

Насос работает следующим образом: поступившие из входной патрубки (6) жидкие кормосмеси переносятся пластинами (3) в направление вращения роторов (2). Затем, когда пластины заходят в полость нагнетания, объем пространства между пластинами постепенно сокращается и увеличивается коэффициент заполнения рабочих камер насоса.

Рис. 1. Усовершенствованный кормонасос: 1-корпус; 2-ротор; 3-подающий элемент (пластина); 4-стопорное кольцо; 5-выходной патрубок; 6-входной патрубок; 7-винтовой питатель

После перемещения отсеченного объема в камеру нагнетания пластины встречаются с противоположным ротором. При повороте роторов пластины входят к пазы ротора обеспечивая тем самым отделение полости всасывания от полости нагнетания (5). При этом полностью прекращаются утечки кормосмеси из камеры нагнетания в камеру всасывания, которые приводят увеличению подачи насоса не менее чем на 20 %. Увеличение коэффициента заполнения рабочих камер насоса обеспечивается повышением давления нагнетания насоса, а увеличение плотности кормосмеси в рабочих камерах дает возможность устранению кавитации и вибрации насоса, т.е. повышает надежность насоса в работе. Все новизна насоса защищена патентом (Патент №5149 Р.Узб.).

Список литературы

1. КоропВ.П. и др. Новое в кормление высокопродуктивных животных. М.: Колос, 1989. 215 с.

2. Рахимов О.Д., Маматов Ф.М., Худоеров Б. Насос для жидких кормосмесей. // Патент №5149 Р. Узб. ,1998.

ИННОВАЦИИ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ Исламов У.Ф.

Исламов Улугбек Феруз угли — магистрант, кафедра промышленного дизайна, факультет авиакосмических технологий, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируются проблемы связанные с транспортной инфраструктурой и другими связанными с ней областями, а также возможные способы их решения в ближайшем будущем.

Ключевые слова: инновация, транспортная система, мультикоптер (дрон), порт, искуственый интеллект, магистраль, интеграция.

С давних времён и по сегодняшний день транспортная система играет огромную роль в росте и развитии экономики любого государства. Это основной двигатель экономики, который способствует движению человечества вперед. Она включает в себя транспортную инфраструктуру, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.