УДК 11.15.41
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-3-83-92
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
IMPROVEMENT OF LOCAL SELF-GOVERNMENT SYSTEMS IN ORGANIZATION
AND STAFFING OF MUNICIPAL MANAGEMENT
H. В. Зимина,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
N. Zimina,
Transbaikal State University, Chita
A. H. Кухарский,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
A. Kukharsky,
Transbaikal State University, Chita
A. В. Новикова,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
A. Novikova,
Transbaikal State University, Chita
Отмечено, что организационно-кадровое обеспечение в муниципальном управлении — деятельность, нацеленная на формирование и развитие органов местного самоуправления высокопрофессиональными компетентными сотрудниками, занимающими должности муниципальной службы, способными на уровне современных требований оперативно и эффективно исполнять в рамках закона и должностных полномочий задачи и функции муниципальных органов.
По мнению авторов, система организационно-кадрового обеспечения муниципального управления состоит из следующих элементов: организационной структуры управления на муниципальной службе; организации работы на муниципальной службе; нормативной правовой базы управления муниципальной службой; информационного и методического обеспечения системы управления на муниципальной службе; технологий, форм и способов управления на муниципальной службе.
Показано, что процесс профессионального развития муниципальных служащих является довольно трудным и предусматривает решение многих управленческих, образовательных, социально-психологических, социально-экономических задач. Профессиональное развитие заключается в первую очередь в формировании и непрерывном обогащении у служащих качеств, навыков и умений, которые необходимы им для эффективного выполнения своих функций, прав и обязанностей.
В профессиональном развитии персонала (особенно со стороны руководителей кадровых служб) отмечены следующие важные аспекты: профессионально-квалификационное развитие, которое в большей мере сопряжено с обучением и самообразованием муниципальных служащих, приобретением новых знаний и опыта; профессионально-должностное развитие, в основном связанное с поиском возможностей наиболее рациональной расстановки кадров, служебного выдвижения на основе использования способностей и возможностей каждого сотрудника (специальности, опыта, возраста, склада ума и личных качеств)
Ключевые слова: система местного самоуправления; организационно-кадровое обеспечение; муниципальное управление; муниципалитеты; городской округ «Город Чита»; моногорода; управление; политика развития; воздействие; кадровый потенциал
83 © Н. В. Зижина, А. Н. Кухарский,
А. В. Новикова, 2018
Organizational and personnel support in municipal management is the activity, aimed at formation and development of local authorities highly competent staff in posts of municipal service, capable at the level of modern requirements quickly and effectively perform tasks and functions of municipal bodies within the law and official authority.
According to the authors, the system of organizational and personnel support of municipal government consists of the following elements: organizational structure of management in municipal service; organization of work in municipal service; legal and regulatory framework control of municipal service; information and methodical support of control system for municipal service; technologies, forms and methods of management in municipal service.
The process of professional development of municipal employees is quite difficult and involves the solution of many administrative, educational, socio-psychological, socio-economic problems. Professional development is, firstly and foremost, in the formation and continuous enrichment of qualities and skills of the employees, which they need for the effective performance of functions, rights and responsibilities.
In the professional development of personnel (especially by the heads of personnel services) the following important aspects are noted: professional qualification development, which mostly involves training and self-education, municipal employees, acquisition of new knowledge and experience; professional and career development, mainly associated with the search capabilities of the most efficient placement of staff, office extension, based on the use of abilities and capabilities of each employee (specialty, experience, age, mindset and personal qualities)
Key words: system of local government; organizational and human resources; municipal management; municipalities; urban district "City of Chita"; mono-towns; management; policy development; impact; human resources
ведение. В научной среде подчеркивается высокий уровень актуальности проблем, связанных с усовершенствованием системы местного самоуправления. В частности, А. В. Одинцова указывает на то, что «выдвижение на первый план локально-территориальной проблематики является свидетельством качественно нового состояния общественных отношений» [9]. С. Д. Валентей отмечает, что преобразования местного самоуправления в России должны быть взаимосвязаны с общим трендом социально-экономических и политических преобразований в обществе [3]. По мнению А. А. Сергеева, местное самоуправление нуждается в обретении необходимой устойчивости и постоянной корректировки по мере накопления фактов, свидетельствующих об успехах и проблемах ее реализации [10]. В данной связи рассмотрение процесса становления местного самоуправления в России в эволюционной динамике представляется целесообразным, особенно на современном этапе.
Задача — выявить специфику организационно-кадрового обеспечения в городском округе «Город Чита».
Методология исследования. Обозначенная тема достаточно подробно освещена в научных трудах таких авторов,
как А. С. Богданов, С. Н. Братановский, А. А. Васильев, Н. И. Глазунова, О. Е. Ку-тафин, С. Ю. Наумов, Е. А. Незнамова и др. Экономические аспекты местного самоуправления рассматривали К. И. Галы-нис [4], П. Друкер [5], Н. Н. Максимов [8], Н. В. Зубаревич [6], А. Макинтош [11]. Кроме того, нами использовались различные нормативные правовые акты Правительства РФ, Президента РФ, Правительства Забайкальского края, Устав городского округа «Город Чита», Положения администрации городского округа «Город Чита» и др.
Организационно-кадровое обеспечение в муниципальном управлении - это деятельность, направленная на формирование органов местного самоуправления высокопрофессиональными и компетентными сотрудниками, занимающими должности муниципальной службы, способными на уровне современных требований оперативно и эффективно исполнять в рамках закона и должностных полномочий задачи и функции муниципальных органов.
По нашему мнению, значительная часть изменений в законодательстве приходится на 2007 г., поэтому на него следует обратить внимание. В общей сложности девятью федеральными законами внесены
поправки в Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в статьи отраслевых законов, регулирующие полномочия органов местного самоуправления.
Основными направлениями в развитии федерального законодательства о местном самоуправлении в 2007 г. было решение вопросов разграничения полномочий и внесение дополнений в территориальные и организационные основы местного самоуправления, а также в экономические основы местного самоуправления и в законы, регулирующие осуществление местного самоуправления на территориях с особым статусом.
В сфере разграничения полномочий приняты три закона.
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (от 24 июля 2007 г. № 209).
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (от 18 октября 2007 г. № 230).
3. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (от 8 ноября 2007 г. № 257).
В сфере финансовых и экономических основ местного самоуправления реформирование также осуществлялось по различным направлениям. Например, в сфере имущественных отношений приняты поправки, которые расширяют разрешенные виды имущества для муниципальных образований, имеющих возможность сдачи в аренду нежилых помещений.
В отношении других изменений федерального законодательства о местном самоуправлении следует отметить также урегулирование вопросов организации местного самоуправления на территориях, которые имеют особый статус. Особый режим есть у моногородов. Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) утвержден распоряжением Правительства
РФ от 16 апреля 2015 г. № 668-р. Все моногорода распределены на три категории в зависимости от степени ухудшения социально-экономической ситуации. В первую категорию монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации с наиболее сложным социально-экономическим положением отнесены г. Краснока-менск, пгт. Жирекен, Первомайский, Но-воорловск, Новопавловка. К моногородам, где существует риск ухудшения ситуации, отнесены пгт. Шерловая Гора, Кокуй, Вер-шино-Дарасунский. Ключевое направление мер государственной поддержки монопрофильных муниципальных образований — диверсификация экономики и уход от мо-нопрофильности. В 2011 г. из средств федерального бюджета Забайкальскому краю выделено 198,63 млн р. и 59,77 млн р. — на развитие инженерной инфраструктуры в целях реализации «альтернативных» инвестиционных проектов в г. Краснока-менск и пгт. Первомайский. Вместе с тем в полной мере «альтернативные» инвестиционные проекты реализуются только в монопрофильном г. Краснокаменск. В остальных монопрофильных поселениях основа планов развития — реализация проектов малого бизнеса, содействие занятости населения и реконструкция коммунальной инфраструктуры, что недостаточно для диверсификации их экономики и ускорения социально-экономического развития. Губернатором Забайкальского края и генеральным директором Фонда развития моногородов 22 января 2016 г. подписано генеральное соглашение о сотрудничестве по развитию моногорода Краснокаменска. Соглашение заключено в целях формирования необходимых условий для создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующей организации, и привлечения инвестиций в Краснокаменск. В ходе реализации соглашения предполагается привлечь более 10 млрд р. инвестиций, открыть новые предприятия и создать более 400 новых рабочих мест. Правительством РФ 16 июля 2016 г. принято постановление о создании территории опережающего социально-экономического
развития «Краснокаменск» в г. Краснока-менск Забайкальского края. В настоящее время ведется работа с потенциальными инвесторами по привлечению их к осуществлению деятельности в рамках данного постановления [1].
Главным условием эффективности местного самоуправления являются его организационные основы, которые характеризуют организационную структуру органов местного самоуправления, принципы, порядок и формы деятельности этих органов, а также организацию муниципальной службы.
В развитии организационных основ местного самоуправления в Российской Федерации в свете современной муниципальной реформы выделяют пять этапов:
1) 1990—1993 гг. - переход к новым принципам организации местной власти, получившим закрепление в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990) и в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991).
Значительные преобразования произошли, прежде всего, в организации исполнительно-распорядительных органов. Как уже отмечалось, согласно Закону РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», местными органами власти в административно-территориальных единицах выступали Советы народных депутатов. На этом же этапе учреждена местная администрация, которая осуществляла исполнительно-распорядительные функции по отношению к административно-территориальным единицам на принципах единоначалия, но была подотчетная представительному органу местного самоуправления, а именно соответствующему Совету народных депутатов.
Таким образом, на данном этапе начинает более отчетливо формироваться система местного самоуправления, а также прослеживается попытка осуществления принципа разделения властей;
2) 1993—1995 гг. — этот этап именуется «президентским этапом реформирования местного самоуправления», так как
в данный период организационные основы местного самоуправления находили отражение в основном в указах Президента РФ, которые были изданы до вступления в силу новой Конституции РФ в рамках тех полномочий, которые определены его Указом «О поэтапной конституционной реформе в РФ» (от 21 сентября 1993 г.). На данном этапе главным образом изменился характер взаимодействия представительного органа местного самоуправления и главы администрации в том, что указами Президента РФ устанавливался приоритет администрации в ее взаимоотношениях с представительным органом местного самоуправления. Это проявлялось в следующем:
- руководители местных администраций получили статус глав местного самоуправления;
- выборный представительный орган местного самоуправления созывался на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления (главой администрации);
- решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимались выборным представительным органом местного самоуправления по представлению и согласованию с главой местного самоуправления (главой администрации);
- глава местного самоуправления вправе выносить на местный референдум проект устава о местном самоуправлении;
- глава местного самоуправления председательствовал на заседаниях выборного представительного органа местного самоуправления и являлся главой соответствующей администрации.
Таким образом, названный этап продемонстрировал, что правовой основой для системы местного самоуправления послужили указы Президента РФ, которые устанавливали характер взаимоотношений администрации и представительного органа местного самоуправления;
3) 1995—2003 гг. — начался с 1 сентября 1995 г., т. е. со вступления в силу ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» (от 28 августа 1995 г. № 154), и продолжался до начала реформирования местного самоуправления, осуществляемого на основе нового ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 г. № 131).
Данный период сыграл большую роль в реформировании организационных основ местного самоуправления, так как этому способствовал ряд важных событий, а именно:
- в 1996 г. Россия вступила в Совет Европы;
- в 1998 г. произошло утверждение Европейской хартии местного самоуправления;
- принят ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» (от 8 января 1998 г. № 8); формирование соответствующего законодательства субъектами РФ;
- принятые решения Конституционного Суда РФ сыграли значительную роль в приведении законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами.
Одним из главных вопросов становления и развития организационных основ местного самоуправления считается обеспечение реализации конституционного принципа, который заключается в том, что структура органов местного самоуправления формируется населением самостоятельно. Эта структура закреплена в уставе муниципального образования, который принимался населением непосредственно либо представительным органом. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995), основываясь на данном конституционном принципе, дал муниципальным образованиям возможность выбора разных организационных схем формирования своих органов. При этом закон требовал обязательного присутствия в структуре органов местного самоуправления выборного органа. Таковым, согласно Закону, считался представительный орган местного самоуправления, обладающий рядом исключительных
полномочий. Следует отметить, что в указанном законе впервые закреплено определение муниципальной службы как профессиональной деятельности на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Таким образом, события данного этапа определили значительный вклад в усовершенствование правовой основы местного самоуправления, которое в свою очередь регламентировало организационные основы;
4) 2003—2014 гг. - наступил с принятием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (от 6 октября 2003 г. № 131).
Согласно данному закону, каждое муниципальное образование имеет свою структуру органов местного самоуправления, которая подразумевает определенный состав выборных органов, избираемых непосредственно населением и образуемых представительным органом муниципального образования иных органов местного самоуправления, наделяемых конкретными полномочиями по решению вопросов местного значения [7];
5) с 2014 г. по настоящее время — принятие Федерального закона № 136, который резко изменил финансовые основы местного самоуправления, уменьшив НДФЛ с 40 до 20 %. Ухудшилось положение городских и сельских поселений, делегирование полномочий начало доминировать, прежде всего, в муниципальных районах. Чтобы ослабить «финансовую удавку», городские округа вынуждены были обращаться за коммерческими кредитами.
Несмотря на то, что Федеральный закон № 131 стандартизирует территориальную и организационную структуру местного самоуправления во всех субъектах РФ, тем не менее он разделяет предметы ведения и полномочий муниципальных образований различного вида, определяя отличия в их правовом статусе. В субъектах РФ формируются четыре вида муниципальных образований:
1) городское поселение. Федеральный закон от 2003 г. № 131 предусматривает установление для каждого городского по-
селения статуса муниципального образования. При этом городское поселение может обладать статусом:
а) городского округа (в этом случае оно не входит в состав муниципального района);
б) статусом городского поселения, территория которого входит в состав территории муниципального района.
Городское поселение имеет свой перечень вопросов местного значения;
2) сельское поселение. Федеральный закон № 131 устанавливает следующие отличия организации местного самоуправления в сельских поселениях:
а) требование минимальной численности жителей сельского поселения при формировании сельского муниципального образования (по общему правилу более 1000 человек);
б) требование минимальной численности депутатов представительного органа (с учетом численности населения);
в) границы сельского поселения, в состав которого входят два населенных пункта и более, устанавливаются, как правило, с учетом пешеходной доступности до административного центра поселения;
г) в поселениях с численностью избирателей (из числа жителей) не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который осуществляет полномочия представительного органа;
д) глава муниципального образования может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации. Кроме того, в сельских поселениях, как и в городских, не формируются собственные органы муниципальной полиции; органам местного самоуправления поселения по общему правилу не передаются отдельные государственные полномочия;
3) муниципальный район. Федеральный закон № 131 устанавливает единообразную организацию местного самоуправления в муниципальных районах: в границах муниципального района создаются и действуют муниципальные образова-
ния — городские и сельские поселения. Также данный закон разграничивает предметы ведения между муниципальным районом и городскими и сельскими поселениями;
4) городской округ. Это - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом № 131 вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
В городах федерального значения образуется особый вид муниципальных образований — внутригородские муниципальные образования.
Таким образом, проведенное исследование показало, что благодаря муниципальной реформе произошло постепенное развитие институтов муниципального управления. Система общественного самоуправления, образовавшаяся по итогам реформ XIX в., сменилась жесткой централизацией и абсолютным отсутствием самостоятельности на местном уровне в советский период и насаждением местной демократии под революционным воздействием событий «перестройки» и смены социально-экономической формации в начале 90-х гг. XX в. Отметим, что последующее совершенствование системы местного самоуправления все еще является актуальной государственно-правовой задачей для Российской Федерации, так как предполагает развитие многообразной деятельности. Как отмечает С. В. Бейдин, «взаимосвязь направлений деятельности по обеспечению информационной безопасности и сложности возникающих проблем требует скоординированных действий в этой сфере» [2].
В результате муниципальной реформы относительно организационной структуры местного самоуправления возникла необходимость в определении требований к муниципальным кадрам. В связи с имеющими-
ся проблемами организационно-кадрового обеспечения в администрации городского округа «Город Чита» представляется необходимым совершенствование организационной составляющей и кадрового потенциала в следующих направлениях:
1) создание эффективного правового управления;
2) оптимизация и развитие имеющегося кадрового потенциала;
3) разработка стратегических направлений совершенствования системы управления кадрами на долгосрочную перспективу.
Для реализации первого направления необходимо численное наполнение работниками в правовом отделе, так как в администрации недостаточно людей для решения правовых вопросов. Это повысит качество подготовки нормативных правовых актов, а в конечно итоге и эффективность деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (от 7 мая 2012 г. № 601) установлена процедура оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, которая с 2014 г. является обязательной для всех субъектов РФ, а с 2015 г. — для всех муниципальных образований. Данные обстоятельства определили то, что администрацией городского округа «Город Чита» 12 марта 2015 г. принято Постановление «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов городского округа "Город Чита"», в соответствии с которым оценка регулирующего воздействия вводится в нор-мотворческий процесс городского округа «Город Чита». Таким образом, правовой аспект имеет огромное значение в деятельности администрации и требует профессионализма специалистов в данной сфере.
С целью осуществления второго направления следует провести совокупность мероприятий, нацеленных на оптимизацию численности муниципальных служащих с целью установления рациональной
штатной численности. Мы предлагаем следующие возможные направления действий, которые объективно необходимы для реализации полномочий муниципальных служащих в администрации городского округа «Город Чита».
Во-первых, рекомендуем осуществлять оптимизацию штатной численности за счет изменения порядка выполнения функций. Для этого представляется допустимым наиболее интенсивное сокращение избыточных и дублирующих функций в администрации городского округа, особенно по линии районного звена (Центральный, Ингодинский, Железнодорожный, Черновский районы).
Во-вторых, реализовать оптимизацию штатной численности можно на базе изменения организационной структуры.
В-третьих, оптимизация штатной численности возможна за счет передачи отдельных функций на исполнение сторонним организациям. Такой процесс называется аутсорсингом. Для этого следует сформировать список ключевых муниципальных функций, подлежащих передаче на аутсорсинг. Это касается ремонта, охраны, информационных, бухгалтерских услуг.
В-четвертых, оптимизацию штатной численности можно реализовывать за счет уменьшения трудоемкости выполнения функций и внедрения информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим целесообразно полностью перейти на систему документообмена в электронной форме, но для этого следует научить абсолютно всех сотрудников администрации пользоваться соответствующей программой, которая помогает работать в системе электронного документооборота под наименованием «Дело». Также актуально перевести наиболее востребованные муниципальные услуги в электронный вид в полном объеме или частично, что зависит от специфики предоставления услуг. Можно приветствовать создание нового сайта городского округа «Город Чита».
В-пятых, оптимизация штатной численности возможна за счет массового перевода административных процедур в рамках оказания муниципальных услуг в мно-
гофункциональные центры по оказанию муниципальных услуг. В данные центры можно осуществлять передачу таких административных процедур, которые связаны с информационно-консультационной деятельностью, приемом и выдачей документов, прочими публичными действиями в рамках оказания муниципальных услуг на исполнение в муниципальных федеральных учреждениях (МФЦ).
Выводы. В ходе проведенного исследования выявлены недостатки в организационно-кадровом обеспечении администрации городского округа «Город Чита»:
1) несоответствие полученного образования профессиональным требованиям, предъявляемым к замещаемым ими должностям муниципальной службы;
2) несовершенная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров: устаревшие программы обучения, краткосрочность курсов обучения, недостаточная квалифицированность специалистов по обучению, нехватка финансовых средств;
3) несовершенная организационная структура управления.
Сказанное позволяет дать следующие рекомендации по совершенствованию данной системы в следующих направлениях:
1) необходимость создания эффективного правового управления;
2) оптимизация и развитие имеющегося кадрового потенциала;
3) разработка стратегических направлений совершенствования системы управ-
Список литературы_
ления кадрами на долгосрочную перспективу.
С целью решения выявленных проблем предложено несколько рекомендаций, среди которых для более детального рассмотрения выбраны такие категории рекомендаций, как повышение авторитета и престижа муниципальной службы для привлечения наиболее перспективной молодёжи в эту область, а также совершенствование системы подготовки кадров муниципальной службы и дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.
В рамках группы рекомендаций по совершенствованию профессиональной подготовки муниципальных служащих рассмотрено мероприятие по организации курсов повышения квалификации внутри стен администрации городского округа «Город Чита». В рамках группы рекомендаций по повышению авторитета и престижа муниципальной службы для привлечения наиболее перспективной молодёжи рассмотрены мероприятия по внедрению кадрового маркетинга и, следовательно, позитивной рекламы администрации городского округа «Город Чита».
Таким образом, в том случае если ввести Программу развития персонала администрации городского округа «Город Чита» на 2018—2020 гг. в действие, то она сможет решить ряд проблем, существующих в администрации и, как следствие, позволит существенно повысить эффективность деятельности администрации в целом.
1. Бартош А. А., Брезгин В. С., Верхушина Е. Н., Нимаева Б. Б. Анализ состояния местного самоуправления в Забайкальском крае [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. сЬйа/гапера.ги (дата обращения: 23.11.2017).
2. Бейдин С. В., Кухарский А. Н. Направления обеспечения информационной безопасности в ракурсе деятельности органов федеральной инспекции труда по Забайкальскому краю // Местное самоуправление на современном этапе: теория и практика: IV Междунар. науч.-практ. конф. Чита, 2015. С. 19—23.
3. Валентей С. Д. Основные проблемы муниципальной реформы в России // Муниципальная реформа в России: от перехода к полномасштабной реализации. М., 2012.
4. Галынис К. И. Концессионные соглашения как инструмент муниципально-частного партнерства / / Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23, № 8. С. 132—143.
5. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014.
6. 3y6apeBHH H. B. O ^e^eKTax pe^opMM h Bpe^e ^HCKarnHBix npnopHreTOB [3^eKTpoHHBiH pecypc]. Pe^HM ^ocTyna: http://www.vedomosti.ru/opinion/arti-cles/2017/06/28/699631-chto (^aTa o6pam,eHHa: 03.12.2017).
7. Kyra^HH O. E., Oa^eeB B. M. MyHHUHna^BHoe npaBo Pocchhckoh Oe,n;epauHH. M.: Ben^H, 2011. 330 c.
8. MaKcHMoB H. H. TeopeTH^ecKHe ochobbi HHHoBa^oHHoH ^eaTe^BHocTH // Mono,on y^eHBiH. 2013. № 10. C. 340-343.
9. O,n;HH^Ba A. B. MecTHoe caMoynpaBneHHe KaK o6m,ecTBeHHBiH HHcraryT // MyHHUHna^BHaa pe^opMa b Pocchh: ot nepexo,Horo nepHo,a k no.moMacmTa6HoH peam3auHH. M., 2012.
10. CepreeB A. A. MecTHoe caMoynpaBneHHe b Pocchhckoh OeaepauHH: npo6neMM npaBoBoro perympo-BaHHA. M., 2013.
11. Macintosh A. Characterizing E-Participation in Policy-Making [3^eKTpoHHBiH pecypc] // Proceedings of the 37th Hawaii International Conference on System Sciences. Pe^HM ,ocTyna: http://www.yandex.ru/ search/?lr=68&c]id (,aTa o6pam,eHHa: 03.12.2017).
References_
1. Bartosh A. A., Brezgin V. S., Verkhushina E. N., Nimayeva B. B. Analiz sostoyaniya mestnogo samoupravleniya vZabaykalskomkrae (Analysis of the state of local self-government in the Transbaikal region). Available at: http:// www. chita / ranepa.ru (Date of access: 23.11.2017).
2. Beydin S. V., Kukharsky A. N. Mestnoe samoupravlenie na sovremennom etape: teoriya i praktika: IVMezhdunar. nauch. -prakt. konf. (Local self-government at the present stage: theory and practice: IV Intern. scientific-practical. Conf.). Chita, 2015. pp. 19-23.
3. Valentey S. D. Munitsipalnaya reforma v Rossii: ot perekhoda k polnomasshtabnoy realizatsii (Municipal reform in Russia: from transition to full-scale implementation). Moscow, 2012.
4. Galynis K. I. Vestnik Zabaykal. gos. un-ta. (Transbaikal State University Journal), 2017, vol. 23, no. 8, pp. 132-143.
5. Drucker P. Effektivnoe upravlenie. Ekonomicheskie zadachi i optimalnye resheniya: per. s angl. (Effective management. Economic problems and optimal solutions: transl. from English). Moscow: FAIR PRESS, 2014.
6. Zubarevich N. V. O defektah reformy i vrede fiskalnyh prioritetov (On the defects of the reform and harm of fiscal priorities). Available at: http://www.vedomosti.ru/opinion/arti-cles/2017/06/28/699631-chto (Date of access: 03.12.2017).
7. Kutafin O. E., Fadeev V. I. Munitsipalnoe pravo Rossiyskoy Federatsii (Municipal Law of the Russian Federation). Moscow: Velby, 2011. 330 p.
8. Maksimov N. N. Molodoy ucheny (Young Scientist), 2013, no. 10, pp. 340-343.
9. Odintsova A. V. Munitsipalnaya reforma v Rossii: ot perekhodnogo perioda k polnomasshtabnoy realizatstii (Municipal reform in Russia: from transition to full-scale implementation). Moscow, 2012.
10. Sergeev A. A. Mestnoe samoupravlenie v Rossiyskoy Federatsii: problemy pravovogo regulirovaniya (Local self-government in the Russian Federation: problems of legal regulation). Moscow, 2013.
11. Macintosh A. [Proceedings of the 37th Hawaii International Conference on System Sciences]. Available at: http://www.yandex.ru/search/?lr=68&clid (Date of access: 03.12.2017).
Коротко об авторах_
Зимина Наталья Владимировна, канд. полит. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Росия. Область научных интересов: политические науки, государственное и муниципальное управление, муниципальное право [email protected]
Кухарский Артем Николаевич, аспирант кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ. Область научных интересов: система управления, информационная безопасность [email protected]
Новикова Анна Владимировна, канд. полит. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, государственное управление [email protected]
Briefly about the authors_
Natalia Zimina, candidate of political sciences, associate professor, State, Municipal Management and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, state and municipal management, municipal law
Artem Kukharsky, postgraduate student, State, Municipal Management and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: control system, information security
Anna Novikova, candidate of political sciences, associate professor, State, Municipal Management and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, public administration
Образец цитирования _
Зимина H. В., Кухарский А. Н., Новикова А. В. Усовершенствование систем местного самоуправления в рамках организационно-кадрового обеспечения муниципального управления // Вестн. Забай-кал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 3. С. 83-92. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-3-83-92.
Zimina N., Kukharskiy A., Novikova A. Improvement of local self-government systems in organization and staffing of municipal management // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 3, pp. 83-92. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-3-83-92.
Статья ^rayo^ra в редакцию: 06.03.2018 г. Статья нринята к пyбликaции: 28.03.2018 г.