Научная статья на тему 'УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ'

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / МЕТОДЫ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВРАЧИ-СТОМАТОЛОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балин В.В., Борисова Э.Г., Железняк В.А., Борисов Н.А.

Высокий уровень знаний и практические навыки выпускников Военно-медицинской академии им С.М. Кирова, желание и умение командной работы в определенной мере определяют развитие стоматологии. Качество образования, заданное федеральными образовательными стандартами, возможно посредством модульной организации обучения. Модульность обучения дает возможность быстро обновлять образовательную программу и учитывать особенности развития данного региона, требований работодателей. Система специалитета и дополнительного профессионального образования сегодня подразумевает использование симуляционного обучения, внедрение обучающих моделей, основанных на профессиональных, контекстных, игровых и информационно-компьютерных технологиях, что позволяет совершенствовать профессиональную подготовку будущих врачей-стоматологов. Исходя их этого появляется необходимость формирования более современных форм обучения. Цель работы: провести сравнительный анализ возможностей оптимизации образовательных технологий в подготовки врача- стоматолога с внесением в программу обучения компетентностно-ориентированных занятий, направленных на обучение врача-стоматолога навыкам взаимодействия с пациентами и медицинским персоналом. Материал и методы. Объектом исследования были студенты, слушатели и курсанты Военно-медицинской академии, обучающиеся по профилю «Стоматология». Критерии оценки качества обучения были основаны на основе рейтинга успеваемости курсантов и студентов, а также результатах государственной итоговой аттестации. Результаты и обсуждение. Отмечено, что на практических занятиях обучающиеся практически перестали принимать пациентов. Поэтому роль производственной практики должна предусматривать не только отработку практических навыков, а и обучение навыкам общения в стоматологическом отделении (клинике) с пациентами и врачами-коллегами. Использование методов симуляционного обучения, которые активно внедряются в систему образования на кафедре общей стоматологии Военно-медицинской академии им. С.М Кирова, - это учебный процесс, при котором обучаемый выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием фантомных средств обучения. Работа на одном фантоме-тренажере сразу нескольких обучающихся, исполняющих обязанности врачей различных стоматологических специальностей помогает формированию командных навыков в лечении пациента. Выводы. Другой важнейшей технологией в образовании врача-стоматолога является производственная практика. Наиболее оптимальной формой для обучения практическим навыкам являются занятия в симуляционных или фантомных центрах при стоматологических клиниках, которые должны обеспечивать мульти дисциплинарное мышление за счет взаимодействия обучающихся разных стоматологические специальности. Командный подход позволяет снизить количество осложнений, улучшить качество оказания стоматологической помощи, а также повысить удовлетворенность пациентов стоматологической помощью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балин В.В., Борисова Э.Г., Железняк В.А., Борисов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TRAINING TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TRAINING OF DENTISTS

The high level of knowledge and practical skills of graduates of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov, the desire and ability of teamwork to a certain extent determine the development of dentistry. The quality of education, set by federal educational standards, is possible through a modular organization of education. The modularity of training makes it possible to quickly update the educational program and take into account the developmental features of a given region and the requirements of employers. The system of specialty and additional professional education today implies the use of simulation training, the introduction of training models based on professional, contextual, gaming and information-computer technologies, which makes it possible to improve the professional training of future dentists. Based on this, there is a need to form more modern forms of education. The aim of the study. To conduct a comparative analysis of the possibilities of optimizing educational technologies in the preparation of a dentist with the introduction of competency- oriented classes into the training program aimed at teaching the dentist the skills of interaction with patients and medical staff. Material and methods. The object of the study were students, students and cadets of the Military Medical Academy, studying in the profile "Dentistry". The criteria for assessing the quality of education were based on the performance rating of cadets and students, as well as the results of the state final certification. Results and discussion. It was noted that in practical classes, students practically stopped accepting patients. Therefore, the role of work practice should include not only the development of practical skills, but also training in communication skills in the dental department (clinic) with patients and medical colleagues. The use of simulation training methods, which are actively introduced into the education system at the Department of General Dentistry of the Military Medical Academy named after. S.M. Kirov, is a learning process in which the student performs actions in an environment that simulates a real one, using phantom learning tools. Working on one phantom-simulator at once by several students, acting doctors of various dental specialties, helps to form team skills in treating a patient. Conclusions. Another important technology in the education of a dentist is work practice. The most optimal form for teaching practical skills is classes in simulation or phantom centers at dental clinics, which should provide multidisciplinary thinking through the interaction of students from different dental specialties. A team approach reduces the number of complications, improves the quality of dental care, and increases patient satisfaction with dental care.

Текст научной работы на тему «УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ»

medical & pharmaceutical

JOURNAL "PULSE"

2022. Vol.24. №4

RESEARCH ARTICLE 3. Medical sciences

УДК 616.31: 616:93:578.834.1

Corresponding Author: Borisova Eleonora Gennadievna, Professor of the Departmen t of General Den tistry and Clinic of Den tistry, Military medical academy named after S.M. Kirov, Saint Petersburg,

Russian Federation E-mail: pobedaest@mail.ru

©Balin V.V., Borisova E.G., Zheleznyak V.A., Borisov N.A.- 2022

Received: 10.03.2022 | Accepted: 19.04.2022

Doi: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-4-70-74

improvement of training technologies in professional training of dentists

Balin V. V., Borisova E.G., Zheleznyak V.A., Borisov N.A.

Military Medical Academy n. a. S.M. Kirov, St. Petersburg, Russian Federation

усовершенствование обучающих технологий в профессиональной подготовке врачей-стоматологов

Балин В.В., Борисова Э.Г., Железняк В.А., Борисов Н.А.

ФГБВОУВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Abstract. The high level of knowledge and practical skills of graduates of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov, the desire and ability of teamwork to a certain extent determine the development of dentistry. The quality of education, set by federal educational standards, is possible through a modular organization of education. The modularity of training makes it possible to quickly update the educational program and take into account the developmental features of a given region and the requirements of employers. The system of specialty and additional professional education today implies the use of simulation training, the introduction of training models based on professional, contextual, gaming and information-computer technologies, which makes it possible to improve the professional training of future dentists. Based on this, there is a need to form more modern forms of education. The aim of the study. To conduct a comparative analysis of the possibilities of optimizing educational technologies in the preparation of a dentist with the introduction of competency-oriented classes into the training program aimed at teaching the dentist the skills of interaction with patients and medical staff. Material and methods. The object of the study were students, students and cadets of the Military Medical Academy, studying in the profile "Dentistry". The criteria for assessing the quality of education were based on the performance rating of cadets and students, as well as the results of the state final certification. Results and discussion. It was noted that in practical classes, students practically stopped accepting patients. Therefore, the role of work practice should include not only the development of practical skills, but also training in communication skills in the dental department (clinic) with patients and medical colleagues. The use of simulation training methods, which are actively introduced into the education system at the Department of General Dentistry of the Military Medical Academy named after. S.M. Kirov, is a learning process in which the student performs actions in an environment that simulates a real one, using phantom learning tools. Working on one phantom-simulator at once by several students, acting doctors of various dental specialties, helps to form team skills in treating a patient. Conclusions. Another important technology in the education of a dentist is work practice. The most optimal form for teaching practical skills is classes in simulation or phantom centers at dental clinics, which should provide multidisciplinary thinking through the interaction of students from different dental specialties. A team approach reduces the number of complications, improves the

Аннотация. Высокий уровень знаний и практические навыки выпускников Военно-медицинской академии им С.М. Кирова, желание и умение командной работы в определенной мере определяют развитие стоматологии. Качество образования, заданное федеральными образовательными стандартами, возможно посредством модульной организации обучения. Модульность обучения дает возможность быстро обновлять образовательную программу и учитывать особенности развития данного региона, требований работодателей. Система специалитета и дополнительного профессионального образования сегодня подразумевает использование симуляционного обучения, внедрение обучающих моделей, основанных на профессиональных, контекстных, игровых и информационно-компьютерных технологиях, что позволяет совершенствовать профессиональную подготовку будущих врачей-стоматологов. Исходя их этого появляется необходимость формирования более современных форм обучения. Цель работы: провести сравнительный анализ возможностей оптимизации образовательных технологий в подготовки врача-стоматолога с внесением в программу обучения компетентностно-ориентированных занятий,

направленных на обучение врача-стоматолога навыкам взаимодействия с пациентами и медицинским персоналом. Материал и методы. Объектом исследования были студенты, слушатели и курсанты Военно-медицинской академии, обучающиеся по профилю «Стоматология». Критерии оценки качества обучения были основаны на основе рейтинга успеваемости курсантов и студентов, а также результатах государственной итоговой аттестации. Результаты и обсуждение. Отмечено, что на практических занятиях обучающиеся практически перестали принимать пациентов. Поэтому роль производственной практики должна предусматривать не только отработку практических навыков, а и обучение навыкам общения в стоматологическом отделении (клинике) с пациентами и врачами-коллегами. Использование методов симуляционного обучения, которые активно внедряются в систему образования на кафедре общей стоматологии Военно-медицинской академии им. С.М Кирова, - это учебный процесс, при котором обучаемый выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием фантомных средств обучения. Работа на одном фантоме-тренажере сразу нескольких обучающихся, исполняющих обязанности

medical & pharmaceutical

JOURNAL "PULSE"

2022. Vol.24. №4

quality of dental care, and increases patient satisfaction with dental care.

Key words: optimal form for training, practical skills, simulation training methods, professional training, information and computer technologies, dentists.

врачей различных стоматологических специальностей помогает формированию командных навыков в лечении пациента. Выводы. Другой важнейшей технологией в образовании врача-стоматолога является

производственная практика. Наиболее оптимальной формой для обучения практическим навыкам являются занятия в симуляционных или фантомных центрах при стоматологических клиниках, которые должны обеспечивать мульти дисциплинарное мышление за счет взаимодействия обучающихся разных стоматологические специальности. Командный подход позволяет снизить количество осложнений, улучшить качество оказания стоматологической помощи, а также повысить удовлетворенность пациентов стоматологической помощью.

Ключевые слова: оптимальная форма для обучения, практические навыки, методы симуляционного обучения, профессиональная подготовка, информационно-компьютерные технологии, врачи-стоматологи.

Введение. В настоящее время Министерство обороны РФ ориентировано на подготовку высококвалифицированных врачей-специалистов. Высокий уровень знаний и практические навыки выпускников Военно-медицинской академии им С.М. Кирова (ВМедА), желание и умение командной работы в определенной мере определяют развитие стоматологии. Качество образования, заданное федеральными образовательными стандартами, возможно посредством модульной организации обучения. Модульность обучения дает возможность быстро обновлять образовательную программу и учитывать особенности развития данного региона, требований работодателей. Система специалитета и дополнительного профессионального образования сегодня подразумевает использование симуляционного обучения, внедрение обучающих моделей, основанных на профессиональных, контекстных, игровых и информационно-компьютерных технологиях, что позволяет совершенствовать профессиональную подготовку будущих врачей-стоматологов.

Уровень оказания стоматологической помощи в большой степени связан с профессиональными знаниями и опытом врачей-стоматологов. Это показывает, в какой мере реализуются достижения современной стоматологии [1 - 6].

Подготовке кадров в данное время уделяется значительное внимание, что отображено в Стратегии по образованию Российской Федерации. [1]. Учитывая бурное развитие современных коммуникационных технологий, врач стоматолог сегодня обязан овладеть как профессиональными, так и социальными, экономическими, коммуникативными компетенциями,

компетенциями в сфере информационных и коммуникационных технологий,

сопровождающими почти все виды профессиональной деятельности [1-6]. Исходя их этого появляется необходимость формирования более современных форм обучения. Не является исключением и подготовка врачей-стоматологов, так как современный врач - это специалист, адаптированный к многофункциональной профессиональной деятельности [1-6].

В настоящее время в систему медицинского образования активно внедряется симуляционное обучение, при котором обучаемый выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием фантомных комплексов [1, 2, 6]. В течение всего обучения студентам и курсантам по специальности «стоматология», а также клиническими ординаторами и слушателями курсов ДПО (НМО) ведется отработка и закрепление мануальных навыков по различным разделам стоматологии (кариесология, эндодонтия, пародонтология, неотложная помощь на стоматологическом приеме, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология и т.д.).

Однако применение исключительно фантомных образовательных технологий может привести к достаточно узкой специализации будущих стоматологов, так как подобное обучение исключает такие привычные методы, как работа с пациентами в клинике стоматологии, командный подход к лечению пациента совместно врачами других специальностей. Проблемы деонтологии -это сложная наука, которой так же уделяется мало внимания. Успешное излечение пациента возможно только при сочетании правильного взаимодействия врач-пациент и врач-врач.

Цель работы: провести сравнительный анализ возможностей оптимизации образовательных технологий в подготовки врача-стоматолога с внесением в программу обучения компетентностно-

medical & pharmaceutical

JOURNAL "PULSE"

2022. Vol.24. №4

ориентированных занятий, направленных на обучение врача-стоматолога навыкам

взаимодействия с пациентами и медицинским персоналом.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования были студенты, слушатели и курсанты ВМедА, обучающиеся по профилю «Стоматология». Критерии оценки качества обучения были основаны на основе рейтинга успеваемости курсантов и студентов, а также результатах государственной итоговой аттестации. Был проведен анализ отзывов руководителей военно-медицинских организаций о молодых врачах-стоматологах, недавно окончивших Военно-медицинскую академию.

Результаты исследования и их обсуждение. При

формировании профессиональных образовательных программ по специальности «Стоматология» профессорско-преподавательский состав кафедры общей стоматологии ВМедА, совместно с другими кафедрами ВУЗа, разрабатывают новые методы и методики обучения, заложенные в образовательном стандарте, и осуществляют его, применяя в практических и семинарских занятиях. Основным механизмом, призванным обеспечить

обучающегося необходимыми профессиональными, социальными, коммуникативными и другими компетенциями, рассматривается

компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника.

Использование методов симуляционного обучения, которые активно внедряются в систему образования ВМедА, - это учебный процесс, при котором обучаемый выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием фантомных средств обучения [1,4, 5, 6]. Для организации отработки практических навыков классы оборудованы стоматологическими установками с модулями для препарирования зубов, фантомами "головы" пациента с изменяющимся положением. В "голове" фантома устанавливаются имитаторы челюстей с комплектами сменных зубов, для выполнения различных видов учебных задач. Это позволяет максимально имитировать клинический' прием. После изучения теоретической части слушателями изучаемой методики, преподаватель демонстрирует ее поэтапное проведение на учебных блоках зубов фантома, с видеотрансляцией процедуры на имеющиеся в классе мониторы. Выполнение слушателями практического задания также может быть снято на видео для дальнейшего контроля результата освоения навыков и анализа возможно допущенных ошибок. Осваивая методы прямой и не прямой реставрации зубов, обучающийся должен получить

полное представление об этапах и всех особенностях применения современных

реставрационных материалов, адгезивном протоколе, необходимых для этого инструментах, методики финиров и полиров для окончательной обработки пломб. Широко используемые в клинической практике разнообразные

композиционные материалы, отличаются своими характеристиками, как: пластичность, опаковость, прозрачность, цвет, износостойкость. Для полного понимания свойств и особенностей' материалов, врачу необходимо оценить их до начала работы с пациентом. Работа на фантоме проводится с обязательным использованием коффердама, применение которого для многих слушателей является новым и полезным навыком. Используется пылесос и аспиратор для воды. Расположение оборудования в классе позволяет врачу и его ассистенту правильно сидеть по отношению к фантому для проведения манипуляций методом работы "в четыре руки". Практикуется усложнение клинических заданий, по мере освоения обучаемым изучаемой технологии, для улучшения качества результата. Оценкой уровня приобретенных умений врача служит удовлетворительный результат выполненного им на фантоме практического задания. В структуре всех стоматологических заболеваний, на амбулаторном клиническом приеме врача, лечение осложнений кариеса зубов, т.е. различные клинические формы пульпита и верхушечного периодонтита, составляет

значительный объем. В связи с этим повышение эффективности эндодонтического лечения является актуальной и практически значимой задачей. При проведении эндодонтического лечения, помимо хороших знаний фундаментальных разделов и частных специальных вопросов, обучаемому необходимо практическое умение использовать различное оборудование и при этом иметь развитые мануальные навыки. На учебных блоках фантомного модуля, имитирующих различные варианты строения корневых каналов зубов, могут быть освоены алгоритмы инструментальной и медикаментозной обработки корневых каналов зубов и их пломбирование. Корневые каналы учебных зубов обрабатываются машинными инструментами, ультразвуковыми насадками и заполняются разогретыми гуттаперчивыми штифтами, т.е. с использованием тех технологий, которые в настоящее время зарекомендовали себя как наиболее эффективные. При освоении методов обработки и пломбирования корневых каналов зубов, обучаемому необходимо иметь представление об особенностях их применения, алгоритмах и параметрах использования инструментов, рекомендованных производителем и опытными пользователями. Использование

medical & pharmaceutical

JOURNAL "PULSE"

2022. Vol.24. №4

микроскопа в настоящее время становится одним из обязательных условий эндодонтического лечения, поэтому врачи и ассистенты обучаются работе с использованием данной технологии. Работа с микроскопом может быть эффективна только при непосредственном участии специально

подготовленного ассистента. Поскольку работа выполняется с микроскопом, идет трансляция изображения на мониторы в классе, проводится видеозапись, что является важной составляющей учебного процесса.

На протяжении всего обучения студентами-стоматологами ведется отработка и закрепление мануальных навыков по различным разделам стоматологии, однако при этом теряется другая важная деталь образования, это общение и комплексный подход к проблеме с учетом не только своего мнения, но и мнения коллег и самого пациента. В поиске инновационных форм и методов современного последипломного образования, направленных на повышение качества подготовки специалистов и самосовершенствование обучающихся, современная педагогика пришла к учебным занятиям — тренингам и мастер-классам, на которых демонстрируется творческое решение проблемы и/или определенной познавательной задачи. Мастер-класс определяется как жанр обобщения и трансляции педагогического опыта, опирающийся на разработанный оригинальный способ или авторскую методику, имеющую свои принципы и определенную структуру. Это специфическая форма учебного занятия, основанная на предметной демонстрации творческого решения определенной познавательной и/или проблемной задачи. Преподаватель, ведущий мастер-класс или тренинг, должен обладать достаточным объемом знаний и умений, позволяющим четко определять цели и задачи учебного процесса, владеть методами и способами обучения.

Задачи компетентностно-ориентированного подхода в образовании врача-стоматолога не должны сводиться только к слепому выполнению конкретных манипуляций. Учитывая снижающийся уровень привлечения обучающихся к клиническому приему, необходимо заменять его новыми образовательными технологиями. Работа на одном фантоме-тренажере сразу нескольких студентов, исполняющих обязанности врачей различных специальностей помогает формированию командных навыков в лечении пациента.

Другой важнейшей технологией в образовании врача-стоматолога является производственная практика.

По мнению некоторых авторов, развитие симуляционных технологий приводит к снижению важности клинической практики, однако

использование в обучении фантомов хоть и эффективно, но не может полностью заменить всего разнообразия ситуаций, встречающихся в клинике.

В соответствии с действующим федеральным образовательным стандартом, проходя

производственную практику, студент является всего лишь помощником врача-стоматолога. На практических занятиях студенты практически перестали принимать пациентов, роль производственной практики сводиться как раз не к отработке практических навыков, а к обучению навыкам общения в стоматологическом отделении (клинике) с пациентами и врачами-коллегами. Поэтому на фантомных курсах обучения используются и невербальные стимуляторы, включающие позу, показывающую

заинтересованность врача, использование коротких фраз и междометий: «Да», «Понятно», «Продолжайте», отражение - повторение или перефразирование того, что сказал пациент; разъяснение - открытые вопросы, требующие более подробной информации и т.д. Как известно [2, 3], этически верная практика требует получения информации, необходимой для стоматологического лечения, и полного излечения пациента. На практических занятиях, с использованием фантомных средств обучения, действия проходят в обстановке, моделирующих реальную. Чуткая и непредубежденная манера поведения способствует установлению доверия и развитию контакта с пациентом.

Результатом анализа данного подхода к обучению стала методика, которая позволила выявить причины эффективной и неэффективной деятельности врачей-стоматологов путем последовательного разбора каждого действия или бездействия как команды в целом, так и отдельного ее участника, и формирования плана дальнейшего обучения. Наиболее сложными для усвоения являются навыки лидерства, непрерывного контроля за ситуацией, готовности прийти на помощь остальным членам команды, эффективной адаптации к новым сложившимся условиям и навык командного подхода к достижению целей.

Все это подчеркнуло необходимость командной работы будущих врачей-стоматологов. Совместное принятие решений, моделирование ситуаций и дальнейшее внедрение результатов, принятых командой, приводит к профилактике возможных рисков. Это позволяет обучаемым узнать «сильные и слабые» стороны каждого из них, отработать до автоматизма последовательность действий, понимать друг друга «без слов», причем обучение должно быть построено таким образом, чтобы успех стоматологической помощи не зависел от постоянства команды, что позволяет

medical & pharmaceutical

JOURNAL "PULSE"

2022. Vol.24. №4

реальности

трудовой

адаптироваться к деятельности.

Выводы

1. Преобразования в профессиональном образовательном пространстве делают необходимым при подготовке врачей-стоматологов внедрение обучающих моделей, основанных на личностно-ориентированных, проблемно-деятельностных, модульных, контекстных, игровых и информационно-компьютерных технологиях.

2. Наиболее оптимальной формой для обучения практическим навыкам являются занятия в

симуляционных или фантомных центрах при стоматологических клиниках, которые должны обеспечивать мульти дисциплинарное мышление за счет взаимодействия обучающихся

3. Командный подход позволяет снизить количество осложнений, улучшить качество оказания стоматологической помощи, а также повысить удовлетворенность пациентов стоматологической помощью

4. Важнейшей образовательной технологией остается клиническая практика, которая позволяет компенсировать отсутствие или недостаточный уровень общения врача-стоматолога с пациентами.

references

библиографическим список

[1]. Balin K. D., Borisova E. G., Fedichkina M. K. Assessment ofthe quality of life of patients after dental interventions (literature review) / K. D. Balin, E. G. Borisova, M.K. Fedichkina //Problems of dentistry. -2021; - No. 1: - S. 5-11.

[2]. Borisova E.G., Nikitenko V.V. Improving the individual communication style of a teacher of a higher military medical educational institution / E.G. Borisova, V.V. Nikitenko // Bulletin of the Russian Military Medical Academy. -2017.- No. 3(59).-S. 249-253.

[3]. Borisova E.G. Methodology of communication between students and patients at a clinical dental appointment / Borisova E.G., Balin V.V., Mashkova N.G., Borisov N.A.// Medical-pharmaceutical journal "Pulse". 2022.- T. 24 (No. 2).- S. 13-18.

[4]. Erichev V.V., Nizhnik V.G., Aksenova T.V., Maryanenko L.M., Stolyar R.I., Dragan E.V. Problems of Postgraduate Education of General Dentists // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2016. - No. 4-1. - S. 132-135.

[5]. Levchenkova N.S., Nikolaev A.I., Nesterova M.M. and others. The use of innovative teaching methods in the educational process at the Department of Therapeutic Dentistry of the SSMU // Smolensk Medical Almanac. Pedagogy of the higher school. Pedagogical Design and Pedagogical Technologies / Ed. I.V. Courage. - Smolensk: Publishing house of SSMU, 2016. - No. 2. - S. 97-101.

[6]. Firsova I.V., Mikhalchenko D.V., Malyukov A.V. Patient compliance in dental practice // Sociology of Medicine. - 2009. -No. 1. - P. 20-22.

[1]. Балин К. Д., Борисова Э. Г., Федичкина М. К. Оценка уровня качества жизни пациентов после стоматологических вмешательств (обзор литературы) / К. Д. Балин, Э. Г. Борисова, М.К. Федичкина //Проблемы стоматологии. -2021; - № 1: - С. 5-11.

[2]. Борисова Э.Г., Никитенко В.В. Совершенствование индивидуального стиля общения преподавателя высшего военного медицинского образовательного учреждения / Э.Г. Борисова, В.В. Никитенко// Вестник Российской Военно-медицинской академии. -2017.- №3(59).-С. 249-253.

[3]. Борисова Э.Г. Методология общения обучающихся курсантов с пациентами на клиническом стоматологическом приеме/ Борисова Э.Г., Балин В.В., Машкова Н.Г., Борисов Н.А.// Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2022.- Т. 24(№2).- С. 13-18.

[4]. Еричев В.В., Нижник В.Г., Аксенова Т.В., Марьяненко Л.М., Столяр Р.И., Драган Э.В. Проблемы последипломного образования врачей-стоматологов общей практики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-1. - С. 132-135.

[5]. Левченкова Н.С., Николаев А.И., Нестерова М.М. и др. Использование в учебном процессе инновационных методов обучения на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 97-101.

[6]. Фирсова И.В., Михальченко Д.В., Малюков А.В. Комплаентность пациента в стоматологической практике // Социология медицины. - 2009. - № 1. - С. 20-22.

Authors' contributions. Balin V.V. - collection and processing of materials, Borisova E.G. - writing the text, concept and design of the study;

Zheleznyak V.A. - literature review; Borisov N.A. - processing of research materials

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Balin V.V. - SPIN ID: 4371-1258; ORCID ID: 0000-0002-9041-8034

Borisova E.G. - SPIN ID: 3918-3090 ORCID ID: 0000-0003-2288-9456

Zheleznyak V.A. - SPIN ID: 3895-3730; ORCID ID:0000-0002-6597-4450

Borisov N.A. - SPIN ID: 9035-2698; ORCID ID: 0000-0002-4739-1008

For citation: Balin V.V., Borisova E.G., Zheleznyak V.A., Borisov N.A. IMPROVEMENT OF TRAINING TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TRAINING OF DENTISTS // Medical & pharmaceutical journal «Pulse». - 2022. - Vol.24. №4. - pp. 70-74. Doi: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-4-70-74.

Для цитирования: Балин В.В., Борисова Э.Г., Железняк В.А., Борисов Н.А. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ// Медико-фармацевтический журнал "Пульс". - 2022. - Т.24. №4. - С. 70-74. Doi: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-4-70-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.