Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КУРСАНТОВ С ПАЦИЕНТАМИ НА КЛИНИЧЕСКОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ'

МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КУРСАНТОВ С ПАЦИЕНТАМИ НА КЛИНИЧЕСКОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАЦИЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисова Э.Г., Балин В.В., Машкова Н.Г., Борисов Н.А.

Эффективная профессиональная деятельность стоматолога обусловлена не только обучением в военном медицинском ВУЗе. Демонстрация пациента на приеме у стоматолога является неотъемлемой частью преподавания стоматологических дисциплин в высшей военной медицинской школе. Умение эффективно общаться с пациентами - важная задача, стоящая перед педагогом. Пациенты всегда ценят профессиональную компетентность, взаимодействие медперсонала и хороший уровень обслуживания в стоматологическом кабинете. Пациенты, обращающиеся за помощью к стоматологу, довольно уязвимы, поэтому часто беспокоятся о том, как с ними будут обращаться в кабинете врача. Довольно часто они жалуются на неумение практикующих врачей внимательно слушать, давать четкие и понятные ответы. Неэффективное общение с пациентом является препятствием на пути к здоровью зубов. Цель исследования - проанализировать возможности оптимизации профессиональной подготовки военного врача- стоматолога, направленной на обучение общению с пациентами и окружающим медицинским персоналом. Материалы и методы - объектом исследования выступили обучающиеся по специальности «Стоматология» Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Оценка качества обучения проводилась на основе анкетирования и использования методов визуализации. Результаты и обсуждение - основная цель взаимоотношений врача и пациента - донести до пациента информацию о причинах его проблем и способах их решения. Чтобы добиться расположения пациента, врач-стоматолог должен проявлять заботу о проблемах и чувствах пациента. Пациенты должны знать, что они сами могут влиять на свое здоровье и чувствовать себя комфортно в кабинете врача, а это зависит от каждого в кабинете. Необходимо организовать процесс интервью в конфиденциальной обстановке, позволяющей пациенту расслабиться. Чуткое и непредубежденное поведение укрепляет доверие и развивает контакт. Заключение - совокупность комплекса духовных качеств будущих военных врачей, обучающихся специальности «Стоматология», культура общения с пациентом, внешний вид врача позволяют снизить количество врачебных ошибок, повысить качество стоматологической помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисова Э.Г., Балин В.В., Машкова Н.Г., Борисов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF COMMUNICATION OF MILITARY STUDENTS WITH PATIENTS AT CLINICAL DENTAL RECEPTION

The effective professional activity of a dentist is due not only to training at a military medical university. Demonstration of the patient at the dentist's appointment is an integral part of teaching dental disciplines at the Higher Military Medical School. The ability to communicate effectively with patients is an important task facing the teacher. Patients always value professional competence, the interaction of the medical staff and a good level of service in the dental office. Patients seeking dental care are quite vulnerable, so they often worry about how they will be treated in the doctor’s office. Quite often, they complain about the inability of practicing doctors to listen carefully, to give clear and understandable answers. Ineffective patient communication is an obstacle to dental health. The aim of the study is to analyze the possibilities of optimizing the professional training of a military dentist, aimed at teaching communication with patients and surrounding medical personnel. Materials and methods. The object of the study was students in the specialty "Dentistry" of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov. The assessment of the quality of training was carried out on the basis of a questionnaire and the use of visualization methods. Results and discussion. The main goal of the relationship between a doctor and a patient is to convey to the patient information about the causes of his problems and how to solve them. To win the patient's favor, the dentist must show concern for the patient's problems and feelings. Patients should be aware that they themselves can influence their health and feel comfortable in the doctor's office, and this depends on everyone in the office. It is necessary to organize the interview process in a confidential environment that allows the patient to relax. An empathetic and open-minded behavior builds trust and develops contact. Conclusion - the totality of the complex of spiritual qualities offuture military doctors studying in the specialty "Dentistry", the culture of communication with the patient, the appearance of the doctor can reduce the number of medical errors, improve the quality of dental care.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КУРСАНТОВ С ПАЦИЕНТАМИ НА КЛИНИЧЕСКОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ»



^^ This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ by https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

5 ÜÜ RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Borisova E.G., Balin V.V., Mashkova N.G., Borisov N.A., 2022

( ^oi http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-2-13-18

Ш Принята 20.02.2022 | Accepted 20.02.2022

L_ 1 616.31: 616:93:578.834.1

METHODOLOGY OF COMMUNICATION OF MILITARY STUDENTS WITH PATIENTS AT CLINICAL DENTAL RECEPTION

Borisova E.G., Balin V. V., Mashkova N.G., BorisovN.A.

Military Medical Academy n. a. S.M. Kirov, St. Petersburg, Russian Federation

МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КУРСАНТОВ С ПАЦИЕНТАМИ НА КЛИНИЧЕСКОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ

Борисова Э.Г., Балин В.В., Машкова Н.Г., Борисов Н.А.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Abstract: The effective professional activity of a dentist is due not only to training at a military medical university. Demonstration of the patient at the dentist's appointment is an integral part of teaching dental disciplines at the Higher Military Medical School. The ability to communicate effectively with patients is an important task facing the teacher. Patients always value professional competence, the interaction of the medical staff and a good level of service in the dental office. Patients seeking dental care are quite vulnerable, so they often worry about how they will be treated in the doctor's office. Quite often, they complain about the inability of practicing doctors to listen carefully, to give clear and understandable answers. Ineffective patient communication is an obstacle to dental health. The aim of the study is to analyze the possibilities of optimizing the professional training of a military dentist, aimed at teaching communication with patients and surrounding medical personnel. Materials and methods. The object of the study was students in the specialty "Dentistry" of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov. The assessment of the quality of training was carried out on the basis of a questionnaire and the use of visualization methods. Results

Аннотация: Эффективная профессиональная деятельность стоматолога обусловлена не только обучением в военном медицинском ВУЗе. Демонстрация пациента на приеме у стоматолога является неотъемлемой частью преподавания стоматологических дисциплин в высшей военной медицинской школе. Умение эффективно общаться с пациентами - важная задача, стоящая перед педагогом. Пациенты всегда ценят профессиональную компетентность, взаимодействие медперсонала и хороший уровень обслуживания в стоматологическом кабинете. Пациенты, обращающиеся за помощью к стоматологу, довольно уязвимы, поэтому часто беспокоятся о том, как с ними будут обращаться в кабинете врача. Довольно часто они жалуются на неумение практикующих врачей внимательно слушать, давать четкие и понятные ответы. Неэффективное общение с пациентом является препятствием на пути к здоровью зубов. Цель исследования -проанализировать возможности оптимизации профессиональной подготовки военного врача-стоматолога, направленной на обучение общению с

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации ---—

and discussion. The main goal of the relationship between a doctor and a patient is to convey to the patient information about the causes of his problems and how to solve them. To win the patient's favor, the dentist must show concern for the patient's problems and feelings. Patients should be aware that they themselves can influence their health and feel comfortable in the doctor's office, and this depends on everyone in the office. It is necessary to organize the interview process in a confidential environment that allows the patient to relax. An empathetic and open-minded behavior builds trust and develops contact. Conclusion - the totality of the complex of spiritual qualities offuture military doctors studying in the specialty "Dentistry", the culture of communication with the patient, the appearance of the doctor can reduce the number of medical errors, improve the quality of dental care.

Keywords: communication, dental reception, professional activity, patient, pedagogical skill

пациентами и окружающим медицинским персоналом. Материалы и методы - объектом исследования выступили обучающиеся по специальности «Стоматология» Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Оценка качества обучения проводилась на основе анкетирования и использования методов визуализации. Результаты и обсуждение - основная цель взаимоотношений врача и пациента - донести до пациента информацию о причинах его проблем и способах их решения. Чтобы добиться расположения пациента, врач-стоматолог должен проявлять заботу о проблемах и чувствах пациента. Пациенты должны знать, что они сами могут влиять на свое здоровье и чувствовать себя комфортно в кабинете врача, а это зависит от каждого в кабинете. Необходимо организовать процесс интервью в конфиденциальной обстановке, позволяющей пациенту расслабиться. Чуткое и непредубежденное поведение укрепляет доверие и развивает контакт. Заключение -совокупность комплекса духовных качеств будущих военных врачей, обучающихся специальности «Стоматология», культура общения с пациентом, внешний вид врача позволяют снизить количество врачебных ошибок, повысить качество стоматологической помощи.

Ключевые слова: общение, стоматологический прием, профессиональная деятельность, пациент, педагогическое мастерство.

REFERENCES

[1] Borisova, EG, Sedakova, IA Formation of medical culture of a student-dentist in new social conditions [Text] / EG. Borisova, I.A. Sedakova // Sat. scientific. tr. by mater. Int. correspondence scientific-practical Conf. "Actual problems of science and education: past, present, future", Russia, Tambov, March 29, 2012 - pp. 25-26.

[2] Borisova, E.G., Nikitenko, V.V. Improving the individual communication style of a teacher of a higher military medical educational institution [Text] / E.G. Borisova, V.V. Nikitenko // Bulletin of the Russian Military Medical Academy. -2017.-No.3 (59) .- P. 811.

[3] Nagoeva, M.A. Raising the level of professional training of the listener [Text] / M.A. Nagoeva // Modern scientist. -2017.-№3. -WITH. 95-97.

[4] Roitberg, G. Ye. "Secret patient" as a tool for studying patient satisfaction [Text] / G. E. Roitberg, N. V. Kondratova, I. S. Zatikyan // Healthcare. - 2016. - No. 5. - S. 52-58.

[5] Spivak, IM Behavior in conflict: choice of strategy [Text] / IM Spivak // Deputy chief physician: medical work and medical examination. - 2016. - No. 7. - S. 104-110.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Борисова, Э.Г., Седакова, И.А Формирование медицинской культуры студента-стоматолога в новых социальных условиях [Текст] / Э.Г. Борисова, И.А. Седакова // Сб. науч. тр. по матер. Междунар. заочн. науч.-практич. конф."Актуальные проблемы-науки и образования: прошлое, настоящее, будущее", Россия, Тамбов, 29 марта 2012 г. - С. 25-26.

[2] Борисова, Э.Г., Никитенко, В.В. Совершенствование индивидуального стиля общения преподавателя высшего военного медицинского образовательного учреждения [Текст] / Э.Г. Борисова, В.В. Никитенко // Вестник Российской Военно-медицинской академии. -2017.-№3(59).-С. 8-11.

[3] Нагоева, М.А. Повышение уровня профессиональной подготовки слушателя [Текст] / М.А. Нагоева // Современный ученый. -2017.-№3. -С. 95-97.

[4] Ройтберг, Г. Е. "Секретный пациент" как инструмент исследования удовлетворенности пациентов [Текст] / Г. Е. Ройтберг, Н. В. Кондратова, И. С. Затикян // Здравоохранение. -2016. - № 5. - С. 52-58.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации ---—

[6] Ethical and legal aspects of clinical research [Text] = Ethical and Regulatory Aspects of Clinical Research: Readings and Commentary: Sat. Art. and comments. / ID Emanuel [and others]; per. from English ; ed. V.V. Vlasov. - Moscow: Practical Medicine, 2013 .-- 496 p.

[5] Спивак, И. М. Поведение в конфликте: выбор стратегии [Текст] / И. М. Спивак // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. - 2016. - № 7. - С. 104-110.

[6] Этическая и правовая сторона проведения клинических исследований [Текст] = Ethical and Regulatory Aspects of Clinical Research: Readings and Commentary : сб. ст. и коммент. / И. Д. Эмануэль [и др.] ; пер. с англ. ; под ред. В. В. Власова. - Москва : Практическая медицина, 2013. - 496 с.

Authors' contributions. Borisova E.G. - writing the text, concept and design of the study; Balin V.V. - collection and processing of materials, Mashkova N.G. - literature review; Borisov N.A. - processing of research materials Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Borisova E.G. - SPIN ID: 3918-3090; ORCID ID: 0000-0003-2288-9456.

Research interests, number of main publications: Study of the clinic, diagnosis, treatment and prevention of major dental diseases and pain syndromes of the maxillofacial region, more than 300 publications have been published, of which 1 in SCOPUS, 4 in WoS, 158 in the Higher Attestation Commission and 112 in conference proceedings.

Balin V.V. - SPIN ID: 4371-1258; ORCID ID: 0000-0002-9041-8034.

Research interests, number of main publications: Study of methods of organizing the educational process at the Faculty ofDentistry of a medical university, treatment of dental diseases, more than 46 publications have been published, 2 of them in WoS, 14 in the Higher Attestation Commission and 10 in conference proceedings.

Mashkova N.G. - SPIN ID: 8812-3060; ORCID ID: 0000-0001-5215-6726.

Research interests, number of main publications:: Study of methods of orthopedic treatment of dental diseases, more than 80 publications have been published, 2 of them in WoS, 24 in VAK and 13 in conference proceedings.

Borisov N.A. - SPIN ID: 9035-2698; ORCID ID: 0000-0002-4739-1008.

Research interests, number of main publications:: Study of methods of organizing the educational process in a medical university, 2 publications were published, 1 of them in the Higher Attestation Commission and 1 in conference proceedings.

Вклад авторов. Борисова Э.Г. - написание текста, концепция и дизайн исследования; Балин В.В.- сбор и обработка материалов, Машкова Н.Г. - обзор литературы; Борисов Н.А. - обработка материалов исследования Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Борисова Э.Г. - SPIN ID: 3918-3090; ORCID ID: 0000-0003-2288-9456

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение клиники, диагностики, лечения и профилактики основных стоматологических заболеваний и болевых синдромов челюстно-лицевой области, опубликованы более 300 публикаций из них 1 в СКОПУС, 4 в WoS, 158 в ВАК и 112 в материалах конференций.

Балин В.В. - SPINID:4371-1258; ORCID ID:0000-0002-9041-8034

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение методов организации учебного процесса на стоматологическом факультете медицинского ВУЗа, лечения стоматологических заболеваний, опубликованы более 46 публикаций из них 2 в WoS, 14 в ВАК и 10 в материалах конференций.

Машкова Н.Г. - SPIN ID: 8812-3060; ORCID ID: 0000-0001-5215-6726

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение методов ортопедического лечения стоматологических заболеваний, опубликованы более 80 публикаций из них 2 в WoS, 24 в ВАК и 13 в материалах конференций.

Борисов Н.А. - SPINID:9035-2698; ORCID ID: 0000-0002-4739-1008

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение методов организации учебного процесса в медицинском ВУЗе, опубликованы 2 публикаций из них 1 в ВАК и 1 в материалах конференций.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации ---—

For citation: Borisova E.G., Balin V.V., Mashkova N.G., Borisov N.A. METHODOLOGY OF COMMUNICATION OF MILITARY STUDENTS WITH PATIENTS AT CLINICAL DENTAL RECEPTION // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2022. - №2. Vol.24. - C. 13-18. Doi: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-2-13-18.

Для цитирования: Борисова Э.Г., Балин В.В., Машкова Н.Г., Борисов Н.А. МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КУРСАНТОВ С ПАЦИЕНТАМИ НА КЛИНИЧЕСКОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". - 2022. - №2. Т.24. - С. 13-18. Бог http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-2-13-18.

Проблемы высшего образования постоянно находятся в поле зрения современного общества. За этим стоит понимание прямой зависимости его развития от качественных и количественных характеристик высшей школы. Уже несколько десятилетий общепризнанно, что залогом профессиональной компетенции врача является непрерывное медицинское образование. Эффективная профессиональная деятельность военного врача-стоматолога обуславливается не только учебой в медицинском вузе и активной работой на практических занятиях, но и наличием определенных природных задатков,

способностей, психофизиологических

особенностей [1, 2].

Демонстрация пациента на

стоматологическом приеме является

неотъемлемой частью преподавания

стоматологических дисциплин в ВУЗах, в том числе военной высшей медицинской школе [1 - 6]. Мы сталкиваемся с той же проблемой во время проведения занятий со обучающимися, что и практикующие врачи - способностью эффективно общаться с пациентами. Еще более сложным процесс общения с «объектом» изучения представляется нашим обучающимся не зависимо от года обучения.

Удовлетворенность пациента лечением у стоматолога в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий [2, 4, 5]. Пациенты оценивают профессиональную компетентность,

взаимодействие медперсонала, и хороший уровень сервиса в стоматологическом кабинете.

Стоматологические пациенты достаточно уязвимы, поэтому их в довольно часто беспокоит то, как с ними будут обращаться в кабинете врача. Самая распространенная жалоба, поступающая от стоматологических пациентов - неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы. Неэффективное

общение с пациентом является барьером на пути к достижению стоматологического здоровья [2, 4 - 6].

Цель работы: анализ возможностей оптимизации профессиональной подготовки военного врача-стоматолога, направленных на обучение общению с пациентами и окружающим медицинским персоналом.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования были обучающиеся по специальности «Стоматология» Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Проводилась оценка качества обучения на основе анкетирования и использования методов визуализации.

Результаты исследования и их обсуждение.

При построении профессиональных

образовательных программ по специальности «Стоматология» разрабатывались методы обучения, заложенные в образовательном стандарте. Стоматология, среди традиционных специальностей высшего медицинского образования, занимает особое место, так как при длительной истории становления сохранила все атрибуты врачебного искусства, содержит широкий спектр мануальных навыков, требует дорогостоящей материально-технической базы и находится в постоянной зависимости от новых технологий стоматологической помощи.

Основная цель взаимосвязи между врачом и пациентом заключается в донесении до пациента информации о причинах их проблем и способах их решения.

Другая цель - пациент должен осознать собственную роль в поддержании собственного здоровья и соблюдать назначенные процедуры. С точки зрения врача, пациент, удовлетворенный визитом к стоматологу может продолжить лечение и привлекать в его клинику других пациентов. Эффективная связь с пациентами

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации ---—

имеет потенциальную возможность

положительно влиять на отношения и поведение, чтобы достичь удовлетворенности пациента качеством стоматологической помощи, облегчая достижение целей и врача, и пациента.

Важный момент во время первого посещения стоматолога - изучение анамнеза заболевания и первичный осмотр. Пожелания и жалобы пациента выслушаны и

зарегистрированы. Сформулированы ожидания врача и пациента, а также прогноз состояния пациента, который пациент может ожидать. Преподаватели же параллельно с этими вопросами должны предотвратить зачастую некорректное поведение обучающихся, их некорректные, в силу неготовности к занятию, вопросы. В качестве пожелания хочется предложить преподавателям за несколько минут до приема пациента разобрать предлагаемую клиническую ситуацию и возможные вопросы по данной теме. Чтобы добиться расположения со стороны пациента стоматологу необходимо показать свое участие по отношению к проблемам и чувствам пациента. Пациенты должны знать, что они сами могут повлиять на свое здоровье и чувствовать себя уютно в кабинете врача, и это зависит от всех присутствующих в кабинете.

Правильное ведение амбулаторной карты помогает поддерживать взаимоотношения с пациентами открытыми и свободно обновляемыми. После изучения анамнеза заболевания пациента, спланируйте ваши вступительные слова или «знакомство». «Знакомство» включает в себя приветствие пациента и, в случае необходимости, представление информации о себе. Создайте комфортную атмосферу заботы о пациенте, принимая во внимание статус собеседника и погружаясь в его проблемы на одном с ним уровне.

Опрос: после приветствия и знакомства, задайте общий вопрос, который позволит пациенту чувствовать себя раскованно, например, «Как жизнь?». После ответа пациента может быть вам нужно перевести разговор к особенностям визита к стоматологу. В течение всего разговора стимулируйте пациента не вербально, давая понять, что вам не безразличен пациент и, пытаясь вызвать его на открытый разговор. Невербальные стимуляторы включают: • -контакт глазами;

• -поза, показывающая вашу заинтересованность;

• -наклон головы, означающий внимание;

• - молчание может служить поощрением следующей фразы пациента;

• - поддержка - использование коротких фраз и междометий: «Да», «Понятно», «Гм-м-м», «Продолжайте», «Что дальше?», и т.д.;

• -отражение - повторение или перефразирование того, что сказал пациент;

• -разъяснение - открытые вопросы, требующие более подробной информации;

• -наблюдение - обычно относится к невербальному поведению, например, «Вы кажетесь напряженным»;

• -закрытые - законченные вопросы -вопросы, которые требуют от человека ответа, например, «да», «нет», «согласен», «не согласен», «то что было сказано ранее» или «последний»;

• -открытые вопросы - вопросы, которые требуют более свободно-выраженной реакции, чем «да» или «нет», и т.д.;

• -смешанные вопросы - вопросы, которые представляют закрытые - законченные вопросы или отражения, сопровождаемые открытым вопросом.

После ответов пациента лучше делать паузу, чтобы видеть, хочет ли пациент сказать что-то еще. Затем суммируйте ответы и замечания пациента, в случае необходимости, уточнить, что тема исчерпана и закрыта и, если это соответствует ситуации, приступите к новому постулату для раскрытия следующей темы или вопроса.

Наиболее общие ошибки: так как цель эффективного опроса состоит в том, чтобы построить чуткие и доверительные отношения, важно избежать некоторых часто встречающихся ошибок общения. Невербальные стимуляторы могут помешать эффективности межличностного общения:

• -отведенные в сторону глаза,

• -авторитарный или снисходительный тон,

• -хмурое или осуждающее выражение лица, непонимание языка телодвижений, то есть, неспособность распознавать язык

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации ---—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

телодвижений пациента как важную, хотя и невербальную связь. Необходимо доводить информацию до пациента с такой скоростью, чтобы он успел понять ее и усвоить.

Вербальные стимуляторы могут также нарушать процесс общения:

• -осуждение - Вы считаете, что пациент должен был сделать что-либо по-другому;

• -враждебность - эмоциональное осуждение, например, возмущением, неодобрением;

• -неискреннее заверение -преждевременная или неискренняя попытка позаботится о комфортности пациента перед полным выявлением реакции и ответа пациента; посыл, отрицающий существование у пациентов каких -либо проблем;

• -исследование - преждевременная попытка коснуться определенных деталей, не совпадающих с настроением пациента;

• -несоответствующее использование закрытых вопросов, то есть, вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет»;

• -преждевременные выводы.

Врач-стоматолог должен уметь слушать пациента, так как люди склонны выделять интонациями те клинические признаки, которые кажутся им первостепенными. Поэтому и в беседе врач должен использовать те же слова пациента, на которые тот акцентирует внимание.

Необходимо учитывать систему восприятия каждого человека и использовать те слова, которые пациенту проще понять и усвоить в зависимости от ведущего канала восприятия [1

-3, 6].

Некоторые из этих «стопоров общения» могут быть подходящими для использования, чтобы получить специфическую информацию или провести беседу задним числом. Врачи часто беспокоятся о переходе этических и правовых границ при сборе информации, особенно если история болезни обнаруживает некоторые щекотливые вопросы, относящиеся к сексуальному поведению, отклонениям в общении, использованию наркотиков, алкоголя и сигарет.

Этически верная практика требует получения информации, необходимой для стоматологического лечения, и полного излечения пациента. Необходимо организовать процесс опроса в конфиденциальной обстановке, которая позволяет пациенту чувствовать себя, раскрепощено. Чуткая и непредубежденная манера поведения способствует установлению доверия и развитию контакта.

Обращает внимание, что среди ведущих мотивов к повышению профессиональной квалификации был назван такой, как «возрастающие требования пациентов к качеству медицинской помощи». Это принципиальное признание, которое говорит о наметившихся изменениях отношений в звене «врач-стоматолог ~ пациент».

Выводы. Совокупность комплекса духовных качеств будущего военного врача по специальности «Стоматология», культура общения с пациентом, внешний вид врача позволяют сократить число врачебных ошибок, улучшить качество оказания стоматологической помощи, а также повысить удовлетворенность пациентов стоматологической помощью и удовлетворенность медицинского персонала качеством выполняемой лечебной работы.

Corresponding Author: Borisova Eleonora Gennadievna, Doctor of Medical Sciences (PhD (Advanced Doctorate)), Professor of the Department of General Dentistry and Clinic of Dentistry, Military medical academy named after S. M.

Kirov, Saint Petersburg, Russian Federation

E-mail: pobedaest@mail.ru

Ответственный за переписку: Борисова Элеонора Геннадиевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры общей стоматологии и клиники стоматологии ФГБВОУ ВО "Военно-медицинская академия им. С. М.

Кирова", Санкт-Петербург, Российская Федерация

E-mail: pobedaest@mail.ru

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации ---—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.