УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ «ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»
А.Е. Губарева
Кафедра биологической химии Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова Ярославское ш., 18, к. 1, кв. 124, Москва, Россия, 129337
Образовательная программа для одаренных студентов, обучающая принципам создания качественного продукта труда путем составления студентами совместно с преподавателями ситуационных задач, моделирующих будущую профессиональную деятельность.
Ключевые слова: программа «Творческая личность», креативность, качественный продукт труда.
Задачей современного сообщества педагогов и специалистов, занимающихся организацией как школьного, так и высшего профессионального образования является четкая формулировка конечной цели образовательного процесса. Хотя по каждой специальности имеются государственные образовательные стандарты, описывающие характеристики, навыки и умения, которыми должен владеть специалист, ясной общей цели любого образовательного процесса еще четко не сформулировано. Поэтому актуальной задачей является определение цели и концептуальной основы высшего профессионального образования. В процессе обучения кроме профессиональных знаний, соответствующих современным международным стандартам, обучающийся должен приобрести следующие качества и навыки.
Профессиональную и психологическую установку на производство только качественного продукта труда; это должно являться фактором социальной ответственности личности перед обществом и это качество должно постоянно воспитываться, начиная со школьного этапа образования и на протяжении всего процесса обучения; эта установка особенно актуальна для России, где исторически в менталитете населения не закреплено такое важное качество эффективного развития общества.
Способность к непрерывному самообучению, что позволяет на протяжении длительной профессиональной деятельности соответствовать возрастающему уровню знаний и умений в любой профессии; для этого должна эффективно использоваться имеющаяся система постдипломного образования и должны быть сформированы как внутренняя потребность индивидуума к постоянному обновлению знаний.
Способность креативного подхода к решению профессиональных проблем, что является движущей силой развития общества; на наш взгляд это достигается отбором наиболее способных обучающихся, созданием для них личностно-ориентированных условий и целей, повышенных требований для максимальной реализации их творческих способностей.
При обучении учащегося принципам создания качественного продукта труда необходимо формирование у него менталитета о социальной ответственности за качество продукта его труда. Продукт труда должен соответствовать современным требованиям, не наносить вреда человеку и окружающей среде (например, из-за несоблюдения стандартных технологических условий или из-за устаревшей технологии его изготовления и т.д.). Такие задачи должны стать личными целями каждого обучающегося, однако понятно, что наиболее полно они могут быть восприняты и реализованы обучающимися с наиболее высоким уровнем интеллекта и креативности. Именно такие люди являются движущей силой развития науки и общества в целом.
В вузах создан определенный набор видов деятельности преподавателей с наиболее успевающими и имеющими способности студентами — это в основном работа в научных студенческих обществах, где студент может быть вовлечен как в теоретическую, так и в экспериментальную научную работу. Хотя научноисследовательская работа в этих кружках прививает студентам более расширенный и современный спектр навыков и умений, такое обучение мало влияет на формирование ответственности специалиста — профессионала перед обществом; не внедряется важнейшая цель — специалист должен производить только качественный продукт труда. Эта цель подспудно присутствует во многих формах обучения, однако нам кажется, что эта цель должна постоянно внедряться в сознание обучающихся как главная, что общество может эффективно развиваться, только если каждый работник четко ориентирован на эту цель. С другой стороны, количество студентов, которые кафедры могут вовлечь в научно-исследовательскую деятельность, невелико, что связано и с ограниченным количеством преподавателей, которые активно занимаются научной работой, и с дороговизной оборудования, реактивов и другими факторами.
Для более широкого привлечения студентов в креативную деятельность, которая имеет своей главной целью обучение студентов навыкам создания качественного продукта труда, изменение восприятия самого процесса образования, развития творческого потенциала обучающихся, нами разработана дополнительная образовательная программа — «Творческая личность», которая успешно работает в течение нескольких лет на кафедре биологической химии ММА им. И.М. Сеченова. В программу приглашаются отлично и хорошо успевающие студенты, способность к творческой работе которых подтверждалась с помощью набора психологических тестов [1] и по оценке их успеваемости. Работа в программе представляет собой обучение студентов моделированию элементов будущей профессиональной деятельности в форме составления ситуационных задач. Деятельность в данной программе развивает креативные навыки в решении профессиональных проблем, так как ситуация не должна повторять те задачи, которые доступны студенту в процессе обучения и должны обязательно представлять оригинальную проблему и ее решение. Работа проходит с постоянным участием преподавателя — консультанта и фактически является сотворчеством преподавателя и студента. Программа является личностно-ориентированной, поскольку при выборе ситу-
ации для составления задач учитываются интересы студента в его будущей возможной специальности. Например, будущий офтальмолог может детально изучать молекулярные механизмы восприятия светового сигнала, будущий терапевт — молекулярные механизмы развития заболеваний и т.д.
Концептуальной основой данной программы является развитие навыков создания качественного продукта труда, поэтому содержание каждой студенческой работы многократно переделывается и отшлифовывается, что требует и от студента и от преподавателя больших усилий, целеустремленности и выдержки. Работа в программе рассчитана на учебный год (2 семестра). Качество созданных задач оценивает по пятибалльной системе не только преподаватель, но и специальная экспертная комиссия, состоящая из наиболее квалифицированных сотрудников кафедры. Результаты работы каждого студента в программе вносятся в специально созданную форму «Портфолио». В конце учебного года все баллы, полученные студентом, суммируются, и проводится конкурс среди всех участников программы. Победители конкурса получают определенные льготы на экзамене: например, не сдают первый этап экзамена — компьютерное тестирование, из всех ситуационных задач, предлагаемых на экзамене, решают одну или две в зависимости от суммы баллов по итогам работы в программе. В конце программы всем участникам выдаются сертификаты об участии в программе [2]. Для оценки студентами их представления о работе в программе после окончания работы проводили анонимное анкетирование. Студенты высоко оценивали навыки, приобретенные в процессе работы в программе. Предлагаемая программа дает возможность:
— выявить и развить способности студента к творческой работе;
— научить приемам создания качественного продукта труда, так как каждая задача многократно редактируется педагогом и фактически является продуктом «сотворчества» студента и преподавателя;
— научить студента направленному поиску, осмыслению и правильной интерпретации собранной современной информации;
— используя современную информацию, научить моделировать клинические или физиологические ситуации в той области медицины, которая интересует конкретного студента;
— интегрировать знания, полученные при изучении различных дисциплин, что приближает процесс обучения к модульным технологиям;
— научить кратко и правильно формулировать мысли;
— повысить рейтинг студента в случае использования в вузе балльно-рейтинговой системы и уменьшить объем экзамена
Для преподавателей работа в данной программе является важным стимулом для самосовершенствования, постоянным поиском новых данных, которые по-новому раскрывают механизмы даже известных процессов, поскольку объем информации о молекулярных процессах, происходящих в организме человека, растет даже быстрее, чем объем информации в других областях знаний. Это особенно важно для преподавателей, занимающихся только преподавательской деятель-
ностью, отошедших от активного участия в научной работе. Важным двигателем развития и студентов, и преподавателей является фактор соревновательности, который активно проявляет себя в данной программе, так как совместные работы студентов и преподавателей оцениваются экспертной комиссией и в конце года очевидно качество работы каждого участника программы. Реализация программы приносит большую пользу кафедре, так как ежегодно существенно увеличивается банк задач, который может быть использован в учебном процессе кафедры в качестве как обучающих, так и контролирующих материалов. В настоящее время коллектив авторов — сотрудников кафедры подготовил к изданию новый учебник по биохимии (600 с.), в который вошли лучшие задачи, созданные участниками программы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Губарева А.Е., Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Универсальная развивающая программа для одаренных студентов и ее методологические и психологические аспекты // Вестник МГУ. Серия 20. — 2009. — № 1. — С. 41—55.
[2] Губарева А.Е., Голенченко В.А. Практическое руководство «Разработка, методическое обеспечение новых форм обучения по программе „Творческая личность“». — М.: Медицина для всех, 2007. — 261 с.
THE IMPROVEMENT OF TEACHING BIOLOGICAL CHEMISTRY BY EDUCATIONAL PROGRAMM «CREATIVE PERSON» FOR ADVANCED STUDENTS
A.E. Gubareva
Biochemistry department Moscow Medical Sechenov Academy Yaroslavsky road, 18/1, 124, Moscow, Russia, 129337
The program teaches students productive work by involving them into modeling of elements of future professional activity through creation of situational problems with cooperation of teachers.
Key words: program «Creative person», creativity, improvement of teaching.