Научная статья на тему 'Услышать «музыку камня»…'

Услышать «музыку камня»… Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Паркулаб Сергей Александрович, Долгов Александр Владимирович

Статья посвящена проблеме организации архитектурной формы при помощи аналогичных гармонических категорий музыкальной теории. Даются сведения о программе, позволяющей переводить изображения фасадов зданий в звуковую форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Услышать «музыку камня»…»

УДК: 72.01

С.А. Паркулаб, A.B. Долгов

Услышать «музыку камня»...

Аннотация

Статья посвящена проблеме организации архитектурной формы при помощи аналогичных гармонических категорий музыкальной теории. Даются сведения о программе, позволяющей переводить изображения фасадов зданий в звуковую форму.

Parkulab S. A., Dolgov A.V.To hear «music ofa stone»...

Clause is devoted to a problem ofthe organization ofthe architecturalform by means ofsimilar harmonious categories ofthe musical theory. In clause data on the program are given, allowing to translate images offacades ofbuildings in the soundform.

Паркулаб

Сергей

Александрович

ст. преподаватель кафедры «Детали машин» УГТУ-УПИ

Долгов

Александр

Владимирович

канд. архитектуры, Заслуженный архитектор РФ, советник РААСН. профессор, директор института «УралНИИпроект РААСН»

Потребность человека в красивой, гармоничной архитектуре во все времена признавалась приоритетной. В силу технократического уклона современной архитектуры проблемы гармоничности создаваемых архитектурных объектов незаслуженно отодвинуты на второй план, в результате чего архитектура, особенно массовая застройка городов, приобрела черты безликости и однообразия. Тем не менее, поиск путей выхода из гармонического кризиса продолжается. Исследователи обращаются к сфере господства гармонии - музыке - в надежде найти золотой ключ аналогий построения формы в архитектурной и музыкальной композициях.

Архитектурная наука и музыкальная теория с давних пор считаются производными от учения о гармонии, что нашло отражение в хрестоматийной фразе философа Ф. Шеллинга, назвавшего архитектуру застывшей музыкой. Конечно, данная фраза не является результатом строгого научного анализа, а скорее стала выражением интуитивного ощущения некоторой близости архитектурной и музыкальной гармонии. При этом в музыке уже давно разработан вербальный язык нотной записи, позволяющий сочинять и аранжировать произведения, не прибегая к их исполнению. Архитектурная наука так и не смогла формализовать свой язык в инструмент композиционного формообразования. Поэтому, хотя архитектура и музыка являются довольно далекими друг от друга областями человеческого творчества, теоретики архитектуры все чаще прибегают к аналогиям принципов их построения. И если Витрувий указывает, что архитектор просто должен быть сведущим в вопросах музыки [1], то Альберти уже напрямую сравнивает музыкальные интервалы со сторонами участков (прямоугольников), указывая, что именно они привносят гармонию и связанность в их форму [4].

Серьезных исследований в этом направлении пока еще нет. Попыток много, но работы

носят в основном мировоззренческий характер. В них отсутствует методологическая основа, ведь авторам не всегда ясно, что искать и с чем сравнивать. Именно поэтому работы на данную тему столь многолики и зачастую туманны.

Для поиска аналогичных категорий в музыкальной и архитектурной теориях следует осмыслить следующее. Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности. В ее основе -временная упорядоченность звуков. В основе архитектурной композиции - пространственная упорядоченность форм. На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Но, чтобы оценить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры, мы должны проследить эту фигуру взглядом от начала до конца, и чем больше ее длина, тем дольше будет восприятие. Очевидно, здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком (данную идею предложил H.A. Васютинский, в книге «Золотая пропорция» [2]). Можно предположить, что упорядочивание архитектурных элементов по аналогии с музыкой возможно только по вертикали, горизонталь же является лишь условием восприятия этой упорядоченности.

Тогда главными аналогиями гармонического построения музыкальной и архитектурной композиций будут являться тождества:

- вертикальных размеров архитектурных элементов и частоты (высоты звука);

- горизонтальной протяженности элементов и длительности звука;

- повторяемости однородных элементов через определенные расстояния и музыкального ритма.

Если есть аналогии построения, то почему бы не заставить здание зазвучать? Ведь мало кто слышал «застывшую музыку архитектуры». Для этого была написана компьютерная программа, позволяющая переводить изображение фасада здания в звук.

Зависимость вертикальных размеров архитектурных элементов и частоты звука - обратно пропорциональная (см. рисунок 1). Чем ниже звук, тем больше соответствующая ему вертикальная величина архитектурного элемента.

ра зависимости двух мер Н (высота) и V (частота), выделим обратную величину Т=1/У, называемую периодом (рисунок 2).

Рисунок! Зависимость вертикальных размеров и частоты звука

Из рисунка видно, что между частотами одинаковых соседних нот разница ровно в два раза:

V Т/У п = 261,620/130,810=2.

СОЛЬ1' СОЛЬИ ’ / ’

Интервал между нотами, частота которых отличается в два раза, называется октавой. Но в этом интервале находятся еще двенадцать нот, называющиеся полутонами, частота каждого из которого получается умножением предыдущего на коэффициент к =21/12 =1,0594631. Чтобы избежать обратного характе-

Рисунок 2. Зависимость вертикальных размеров от периода колебаний звука

Зависимость можно проиллюстрировать при помощи гитарной струны. Например, зажав ее посередине, уменьшив тем самым ее колеблющуюся часть в два раза, получим звук на октаву выше начального. По свидетельству профессора Г.Д. Грима, этим способом пользовались зодчие античности, проверяя взаимогармоничность различных архитектурных элементов и делая их пропорциональными участкам струны, которые дают благоприятные созвучия [3].

Эти наблюдения легли в основу программы, которая была создана

для совместного использования с программным пакетом Аи(юСАБ. В файл помещается растровое изображение фасада здания, в определенном слое прямоугольниками указываются габариты архитектурных элементов, подлежащих проигрыванию (рисунок 3). Перевод плоской фигуры в звуковую форму производится путем прохождения через нее воображаемой вертикальной сканируемой линии с определенно выбранной скоростью. При этом сканирующая линия, проходя через выбранные элементы, заставляет их звучать соответствующим звуком. Раскрашиванием прямоугольников в разные цвета обозначаются однородные элементы, каждому цвету присваивается роль определенного музыкального инструмента. Далее программа создает музыкальный файл.

Первые же опыты дали интересный результат. Для музыкальной интерпретации фасада Дворца в Павловске (арх. Ч. Камерон, 1782) были выделены следующие элементы: общая высота здания, ордер здания, аркада, колонны и ее капители, окна. На фоне мощного минорного аккорда, который издает орган (само здание, ордер и его части), вдруг другими коротки-

РисунокЗ. Выделение прямоугольникамиобъектовдля проигрывания

ми аккордами вступают скрипки и флейты (колонны и окна). Получилось довольно красиво. Маленькое музыкальное произведение, длящееся несколько секунд.

Может, это случайность? «Проигрывания» других классицистских зданий, таких как Голицинская больница или Дворец в Батурине, также выстраивают их архитектурные элементы в великолепные аккорды. Очень хорошо проявили себя здания античности. Ради интереса был также проигран фасад типового здания сто двадцать первой серии, про которое заведомо известно, что оно не было построено по гармоническим законам. В результате мы услышали диссонансный скрежет, ничем не похожий на мелодию, и напоминающий разве что оркестр, настраивающий инструменты перед концертом.

И все же говорить о том, что получен инструмент для проверки гармонии зданий, преждевременно. Некоторые фасады, несомненно, яв-

I

1

0 .

«* ь

. X

1 О

I*

ляющиеся шедеврами, не «захотели» издавать красивый звук. Этому можно дать несколько объяснений.

В первую очередь, это могут быть неточности и искажения, приобретаемые зданиями в процессах возведения, усадки со временем, реконструкциях, а также при обмерах и переносе вида здания на бумагу. Во-вторых, встал вопрос, а те ли архитектурные элементы мы указываем? Ведь в архитектуре так сложно порой понять, где элемент начинается, а где переходит в следующий. Для этого необходимо было научиться выделять в архитектурных объектах целое и его части, а также понимать, какие элементы являются главными, а какие второстепенными. В-третьих, некоторые здания не звучали благозвучно вследствие того, что построены не на принципе октав (в этом случае наиболее выразительные части должны быть в два, четыре, восемь раз меньше высоты всей постройки), а на основе деления на три, что в музыкальном

смысле приводит к диссонансам. Зрительно же последовательное деление на три вполне гармонично. Возможно, музыкальный строй, основа которого состоит в делении на два, является частным случаем общей «мировой» гармонической системы, но содержащей в себе все правила и принципы гармонического построения. Другими словами, кроме тождества, принципы формообразования музыки и архитектуры могут и должны иметь элементы различия.

Выводы:

Несмотря на изложенные сомнения, «метод прямой аналогии» во многих случаях показывал положительные результаты. Подтверждена правильность выбора основных сравнительных категорий (длина звуковой волны и вертикальные членения элементов зданий). Появился еще один вид восприятия архитектурных сооружений, позволяющий оценивать фасады не только визуально, но и посредством звука.

Для дальнейшего поиска аналогичных принципов построения архитектурной и музыкальной формы требуется более углубленное осмысление категорий музыкальной гармонии, поиск и обобщение правил построения звуковой гармонической системы (музыкального строя) и ее свойств с тем, чтобы аналитически (в отличие от проверки изображений компьютером) проверить присутствие найденных «музыкальных» принципов в строении архитектурной формы.

Новый аналитический метод разработан аспирантом С.А. Пар-кулабом под руководством Заслуженного архитектора РФ, советника РААСН, канд. архитектуры A.B. Долгова в ходе диссертационного исследования, и назван «орди-национным». Авторы полагают, что он может служить хорошим подспорьем в поисках архитекторами гармоничных форм своих произведений.

ПГ [ ] ТУ | i Uf

ЗП. f—f т—Р—fr—

ft 1 ' Ч * 1 '1

Коэффициент гоомонимиости Кг = 84.6

Рисунок 4. Дворец в Павловске (фасад со стороны р. Славянки)

Список использованной литературы

1. Васютинский H.A. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия, 1990.

2. Гримм Г.Д. Пропорциональность в архитектуре. Л.: Главная редакция строительной литературы, 1935.

3. Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти. СПб., Але-тейя, 2001.

4. Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре. Десять книг: пер. с латинского / Под ред. A.B. Мишулина: ОГИЗ, Государственное социально-экономическое издательство, Ленинградское отделение, 1936.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.