Услуги труда как объект рыночных отношений
Л.М. Шляхтова, к.э.н., Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (Великолукский филиал)
Рынок труда в современных условиях хозяйствования обладает всеми признаками системности и функционирует как целостная социальноэкономическая система с присущими ей структурой и свойствами. Сущность рынка труда как социально-экономической системы заключается не в одной конкретной связи, а в системе разнокачественных отношений субъектов. Наёмные работники, работодатели, государство, трудовые посредники, профсоюзы и объединения работодателей связаны системой отношений, в ткани которой сплетены социально-экономические, организационно-экономические, социальнотрудовые и институциональные отношения по поводу вовлечения и оказания услуг труда.
В настоящее время среди учёных-экономистов ведутся дискуссии по поводу того, что относить к объекту купли-продажи на рынке труда.
Одни считают, что на рынке труда продаётся труд (А. Рофе, Б. Збышко, В. Итин, Б. Корнейчук и др.), другие — рабочая сила (К. Маркс, А. Котляр, Л. Кочетова, Л. Владимирова, Л. Костин, Ю. Остапенко, В. Буланов, С. Сотникова, С. Дятлов, С. Карташев, Ю. Одегов, И. Маслова, Е. Буйная и др.), третие — услуга труда (Л. Киян, И. Корогодин, С. Михнева, И. Соболева, С. Брагинский, С. Вечканов, И. Липсиц и др.), четвёртые — услуга человеческого капитала (М. Завельский).
При всём многообразии взглядов на предмет сделки следует отметить, что практически все отечественные экономисты опираются на разграничение потенциального (рабочая сила или способность человека к труду) и функционального состояния труда (труд как процесс потребления рабочей силы, способностей к труду) [1].
Такое разграничение впервые осуществил К. Маркс с целью объяснения того, почему, покупая рабочую силу согласно законам рынка по её стоимости, капиталист получает большую стоимость, чем авансирует на приобретение товара [1]. Именно благодаря теоретическому разъединению двух состояний труда (потенциального и функционального) К. Маркс сделал вывод о том, что продажа труда как функционального состояния рабочей силы на рынке невозможна. Во-первых, потому что нельзя продать то, что не существует. Для того чтобы что-то продать, необходимо, чтобы этот товар имелся в наличии до процесса продажи на рынке. Во-вторых, труд не существует отдельно от процесса производства. В условиях производственного процесса труд
уже принадлежит капиталисту, а не рабочему и, следовательно, не может быть продан. В-третьих, если предположить, что рабочий продает капиталисту труд, значит, имеет место прямой обмен денег капиталиста, т.е. овеществлённого труда, на живой труд рабочего. Наличие такого обмена между рабочим и капиталистом означало бы либо отмену закона стоимости (если предположить, что этот обмен является неэквивалентным), либо невозможность самого капиталистического производства (если предположить, что этот обмен является эквивалентным).
Действительно, способности человека к труду неотделимы от работника, они являются его собственностью. Также нельзя отделить от человека рабочую силу как совокупность физических и умственных способностей всего живого организма. Поэтому она не имеет самостоятельного движения как обычный товар при обмене. Превращение рабочей силы в процессе её функционирования в труд не превращает последний в объект обмена на рынке труда. Сам процесс труда как совокупность операций, совершаемых рабочей силой, становится фактором производства, но не имеет формы предметности, не обладает стоимостью и потребительной стоимостью, а следовательно, не может быть товаром, покупаться и продаваться на рынке.
Объектом обмена между наёмным работником и работодателем, как мы считаем, может быть только предметная форма труда, определённый результат трудовой деятельности, обладающий полезностью и приносящий покупателю (работодателю) удовлетворённость. Такой полезностью обладает не труд сам по себе, а услуга труда. Сделка между работодателем и наёмным работником, в конечном счёте, заключается в обмене услуг труда на деньги, следовательно, цена услуги труда является средством обмена на рынке труда.
Услуга труда, создаваемая наёмным работником, имеет стоимость и потребительную стоимость. Стоимость услуги труда в своей основе имеет стоимость рабочей силы как совокупности тех затрат, которые идут на воспроизводство её профессиональных, квалификационных и других способностей. Потребительная стоимость услуги труда определяется конечным результатом труда в виде полезного эффекта, созданного наёмным работником и удовлетворяющего потребность работодателя. Также следует отметить, что именно качество способностей наёмного работника выступает материальной основой стоимости и потребительной стоимости услуги труда. Чем сложнее и качественнее рабочая сила, тем выше затраты на её воспроизводство, тем больше стоит
услуга труда. С другой стороны, потребительная стоимость услуги труда определяется качеством труда. Труд более высокого качества способен создать больший полезный эффект и тем самым увеличить долю наёмного работника в доходе фирмы.
Таким образом, мы разделяем точку зрения Л.П. Киян [2] и И.Т. Корогодина [3] о том, что именно услуга труда является объектной формой экономических отношений рынка труда. Услуга труда — это полученный конкретный результат трудовой деятельности наёмного работника, полезный эффект, который выступает объектом отношений собственности, отчуждается наёмным работником и присваивается работодателем посредством товарно-денежного обмена.
Другим доказательством объектности услуг труда является взгляд на данную позицию с точки зрения теории прав собственности и реализации отношений «отчуждение — присвоение» объектов собственности. Некоторые учёные считают, что наёмный работник, отчуждая рабочую силу, не отказывается от нее, а лишь предоставляет покупателю право пользоваться своей рабочей силой [1]. По мнению других, «...собственник рабочей силы остаётся её владельцем и в процессе труда от него отчуждается только право использования её» [4]; в процессе купли-продажи «...происходит нечто вроде аренды рабочей силы» [5]; наёмный работник передаёт работодателю целый набор прав («пучок прав» собственности) на использование своих способностей» [6].
«В современных обществах работники не могут быть куплены или проданы, они могут быть только наняты» [7]. По словам Дж. Хикса, «существуют два способа превращения труда в предмет торговли. Во-первых, работника можно продать целиком, и тогда это — рабство и, во-вторых, можно купить его услуги, и тогда — это наёмный труд» [8].
Действительно, акт купли-продажи, при котором происходит обмен объектами собственности на рынке труда, имеет особый характер. В современных экономических словарях сфера обращения раскрывается как «характерная для товарного производства форма обмена продуктов труда, денег и других объектов собственности посредством купли-продажи» [9]. На самом деле
отождествлять обмен на рынке труда с обменом на рынке товаров не имеет смысла. Собственность на средства производства и собственность на рабочую силу разъединены и принадлежат соответственно работодателю и наёмному работнику. Собственность работника — способности к труду, рабочая сила, а следовательно, и труд неотделимы (неотчуждаемы) от живой личности человека.
Таким образом, услуга труда не сдаётся в аренду, чтобы затем обратно вернуться к своему создателю, а продаётся и покупается с целью потребления с последующим её превращением в форму овеществлённого предмета. Услуга труда заключает в себе переход процесса трудовой деятельности, реализации способностей к труду из формы движения, в форму предметности, т.е. в конкретный результат.
Вышеуказанные положения подтверждают нашу позицию о том, что отношения между субъектами рыночного обмена не завершаются в сфере обращения (после заключения трудового договора), а переходят в сферу производства в силу того, что в наёмном работнике воплощается единство субъекта и объекта рыночных отношений. Поэтому прослеживается временной лаг от покупки услуг труда до непосредственного получения результата от её оказания и делает невозможным завершение товарно-денежного обмена в момент найма (трансакции). Данная особенность позволяет расширять границы системы отношений рынка труда, выводя их за рамки сферы обращения, и доказывать существование внутрифирменного рынка труда.
Литература
1. Маркс К. Капитал. М.: Изд-во «Политическая литература», 1983. Т. 1. 905 с.
2. Киян Л.П. Экономическая теория рынка труда. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. 185 с.
3. Корогодин И.Т. Социально-трудовая система: вопросы методологии и теории. М.: ПАЛЕОТИП, 2005. 224 с.
4. Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике (вопросы теории, методологии, государственного регулирования). М.: Изд-во РАГС, 1996. 299 с.
5. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Итин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономические ресурсы для труда: учеб. пособие. М.: МИК, 1997. 154 с.
6. Буйная Е.В. Экономическая оценка регионального рынка труда. Кемерово: ГУ Куз ГТУ, 2003. 154 с.
7. Кашепов А.И. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы // Общество и экономика. 1997. № 7-8. С. 94.
8. Хикс Дж. Теория экономической истории // Вопросы экономики. 2006. 224 с.
9. Краткий экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002. 1088 с.