Научная статья на тему 'Услуги труда как объект рыночных отношений'

Услуги труда как объект рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2343
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / УСЛУГИ ТРУДА / НАЁМНЫЙ РАБОТНИК / РАБОТОДАТЕЛЬ / ОТНОШЕНИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ / РЫНОЧНЫЙ ОБМЕН / LABOR MARKET / LABOR SERVICES / COMMODITYMONEY OBJECT / HIRED WORKER / EMPLOYER / PROPERTY RIGHT RELATIONS / MARKET EXCHANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шляхтова Людмила Михайловна

Статья раскрывает теоретическое обоснование положения о том, что услуги труда наёмных работников выступают объектом купли-продажи на рынке труда. Услуга труда это конкретный результат трудовой деятельности наёмного работника, который выступает объектом отношений собственности, отчуждается наёмным работником и присваивается работодателем посредством товарно-денежного обмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR SERVICES AS AN OBJECT OF MARKET RELATIONS

Theoretical substantiation of the rule pointing out that service activities of hired workers are an object of purchase and sale on the labor market is submitted. Labor service is a specific result of labor activities of a hired worker, it is a valuable effect which is an object of property relations, it is alienated by the hired worker and appropriated by the employer by means of commoditymoney exchange.

Текст научной работы на тему «Услуги труда как объект рыночных отношений»

Услуги труда как объект рыночных отношений

Л.М. Шляхтова, к.э.н., Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (Великолукский филиал)

Рынок труда в современных условиях хозяйствования обладает всеми признаками системности и функционирует как целостная социальноэкономическая система с присущими ей структурой и свойствами. Сущность рынка труда как социально-экономической системы заключается не в одной конкретной связи, а в системе разнокачественных отношений субъектов. Наёмные работники, работодатели, государство, трудовые посредники, профсоюзы и объединения работодателей связаны системой отношений, в ткани которой сплетены социально-экономические, организационно-экономические, социальнотрудовые и институциональные отношения по поводу вовлечения и оказания услуг труда.

В настоящее время среди учёных-экономистов ведутся дискуссии по поводу того, что относить к объекту купли-продажи на рынке труда.

Одни считают, что на рынке труда продаётся труд (А. Рофе, Б. Збышко, В. Итин, Б. Корнейчук и др.), другие — рабочая сила (К. Маркс, А. Котляр, Л. Кочетова, Л. Владимирова, Л. Костин, Ю. Остапенко, В. Буланов, С. Сотникова, С. Дятлов, С. Карташев, Ю. Одегов, И. Маслова, Е. Буйная и др.), третие — услуга труда (Л. Киян, И. Корогодин, С. Михнева, И. Соболева, С. Брагинский, С. Вечканов, И. Липсиц и др.), четвёртые — услуга человеческого капитала (М. Завельский).

При всём многообразии взглядов на предмет сделки следует отметить, что практически все отечественные экономисты опираются на разграничение потенциального (рабочая сила или способность человека к труду) и функционального состояния труда (труд как процесс потребления рабочей силы, способностей к труду) [1].

Такое разграничение впервые осуществил К. Маркс с целью объяснения того, почему, покупая рабочую силу согласно законам рынка по её стоимости, капиталист получает большую стоимость, чем авансирует на приобретение товара [1]. Именно благодаря теоретическому разъединению двух состояний труда (потенциального и функционального) К. Маркс сделал вывод о том, что продажа труда как функционального состояния рабочей силы на рынке невозможна. Во-первых, потому что нельзя продать то, что не существует. Для того чтобы что-то продать, необходимо, чтобы этот товар имелся в наличии до процесса продажи на рынке. Во-вторых, труд не существует отдельно от процесса производства. В условиях производственного процесса труд

уже принадлежит капиталисту, а не рабочему и, следовательно, не может быть продан. В-третьих, если предположить, что рабочий продает капиталисту труд, значит, имеет место прямой обмен денег капиталиста, т.е. овеществлённого труда, на живой труд рабочего. Наличие такого обмена между рабочим и капиталистом означало бы либо отмену закона стоимости (если предположить, что этот обмен является неэквивалентным), либо невозможность самого капиталистического производства (если предположить, что этот обмен является эквивалентным).

Действительно, способности человека к труду неотделимы от работника, они являются его собственностью. Также нельзя отделить от человека рабочую силу как совокупность физических и умственных способностей всего живого организма. Поэтому она не имеет самостоятельного движения как обычный товар при обмене. Превращение рабочей силы в процессе её функционирования в труд не превращает последний в объект обмена на рынке труда. Сам процесс труда как совокупность операций, совершаемых рабочей силой, становится фактором производства, но не имеет формы предметности, не обладает стоимостью и потребительной стоимостью, а следовательно, не может быть товаром, покупаться и продаваться на рынке.

Объектом обмена между наёмным работником и работодателем, как мы считаем, может быть только предметная форма труда, определённый результат трудовой деятельности, обладающий полезностью и приносящий покупателю (работодателю) удовлетворённость. Такой полезностью обладает не труд сам по себе, а услуга труда. Сделка между работодателем и наёмным работником, в конечном счёте, заключается в обмене услуг труда на деньги, следовательно, цена услуги труда является средством обмена на рынке труда.

Услуга труда, создаваемая наёмным работником, имеет стоимость и потребительную стоимость. Стоимость услуги труда в своей основе имеет стоимость рабочей силы как совокупности тех затрат, которые идут на воспроизводство её профессиональных, квалификационных и других способностей. Потребительная стоимость услуги труда определяется конечным результатом труда в виде полезного эффекта, созданного наёмным работником и удовлетворяющего потребность работодателя. Также следует отметить, что именно качество способностей наёмного работника выступает материальной основой стоимости и потребительной стоимости услуги труда. Чем сложнее и качественнее рабочая сила, тем выше затраты на её воспроизводство, тем больше стоит

услуга труда. С другой стороны, потребительная стоимость услуги труда определяется качеством труда. Труд более высокого качества способен создать больший полезный эффект и тем самым увеличить долю наёмного работника в доходе фирмы.

Таким образом, мы разделяем точку зрения Л.П. Киян [2] и И.Т. Корогодина [3] о том, что именно услуга труда является объектной формой экономических отношений рынка труда. Услуга труда — это полученный конкретный результат трудовой деятельности наёмного работника, полезный эффект, который выступает объектом отношений собственности, отчуждается наёмным работником и присваивается работодателем посредством товарно-денежного обмена.

Другим доказательством объектности услуг труда является взгляд на данную позицию с точки зрения теории прав собственности и реализации отношений «отчуждение — присвоение» объектов собственности. Некоторые учёные считают, что наёмный работник, отчуждая рабочую силу, не отказывается от нее, а лишь предоставляет покупателю право пользоваться своей рабочей силой [1]. По мнению других, «...собственник рабочей силы остаётся её владельцем и в процессе труда от него отчуждается только право использования её» [4]; в процессе купли-продажи «...происходит нечто вроде аренды рабочей силы» [5]; наёмный работник передаёт работодателю целый набор прав («пучок прав» собственности) на использование своих способностей» [6].

«В современных обществах работники не могут быть куплены или проданы, они могут быть только наняты» [7]. По словам Дж. Хикса, «существуют два способа превращения труда в предмет торговли. Во-первых, работника можно продать целиком, и тогда это — рабство и, во-вторых, можно купить его услуги, и тогда — это наёмный труд» [8].

Действительно, акт купли-продажи, при котором происходит обмен объектами собственности на рынке труда, имеет особый характер. В современных экономических словарях сфера обращения раскрывается как «характерная для товарного производства форма обмена продуктов труда, денег и других объектов собственности посредством купли-продажи» [9]. На самом деле

отождествлять обмен на рынке труда с обменом на рынке товаров не имеет смысла. Собственность на средства производства и собственность на рабочую силу разъединены и принадлежат соответственно работодателю и наёмному работнику. Собственность работника — способности к труду, рабочая сила, а следовательно, и труд неотделимы (неотчуждаемы) от живой личности человека.

Таким образом, услуга труда не сдаётся в аренду, чтобы затем обратно вернуться к своему создателю, а продаётся и покупается с целью потребления с последующим её превращением в форму овеществлённого предмета. Услуга труда заключает в себе переход процесса трудовой деятельности, реализации способностей к труду из формы движения, в форму предметности, т.е. в конкретный результат.

Вышеуказанные положения подтверждают нашу позицию о том, что отношения между субъектами рыночного обмена не завершаются в сфере обращения (после заключения трудового договора), а переходят в сферу производства в силу того, что в наёмном работнике воплощается единство субъекта и объекта рыночных отношений. Поэтому прослеживается временной лаг от покупки услуг труда до непосредственного получения результата от её оказания и делает невозможным завершение товарно-денежного обмена в момент найма (трансакции). Данная особенность позволяет расширять границы системы отношений рынка труда, выводя их за рамки сферы обращения, и доказывать существование внутрифирменного рынка труда.

Литература

1. Маркс К. Капитал. М.: Изд-во «Политическая литература», 1983. Т. 1. 905 с.

2. Киян Л.П. Экономическая теория рынка труда. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. 185 с.

3. Корогодин И.Т. Социально-трудовая система: вопросы методологии и теории. М.: ПАЛЕОТИП, 2005. 224 с.

4. Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике (вопросы теории, методологии, государственного регулирования). М.: Изд-во РАГС, 1996. 299 с.

5. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Итин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономические ресурсы для труда: учеб. пособие. М.: МИК, 1997. 154 с.

6. Буйная Е.В. Экономическая оценка регионального рынка труда. Кемерово: ГУ Куз ГТУ, 2003. 154 с.

7. Кашепов А.И. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы // Общество и экономика. 1997. № 7-8. С. 94.

8. Хикс Дж. Теория экономической истории // Вопросы экономики. 2006. 224 с.

9. Краткий экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002. 1088 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.