Научная статья на тему 'Условия успешной cоциально-психологической адаптации студентов первокурсников в среднем специальном учебном заведении'

Условия успешной cоциально-психологической адаптации студентов первокурсников в среднем специальном учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
569
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пестов Иван Николаевич, Мутова Анастасия Викторовна

В статье рассмотрены условия, способствующие успешной социально-психологической адаптации студентов первокурсников в среднем специальном учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пестов Иван Николаевич, Мутова Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия успешной cоциально-психологической адаптации студентов первокурсников в среднем специальном учебном заведении»

Конкурентное преимущество можно характеризовать как объект стратегического управления, основа и цель экономической стратегии предприятия, а также элемент стратегического потенциала, представляющий собой уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы хозяйствующего субъекта.

Таким образом, вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Список литературы

1. Василенок В.Л., Кургузова Е.Я. Конкуренция на рынке образовательных ус-луг//«Научный журнал НИУ ИТМО. Экономика и экологический менеджмент». - Март 2011- №1.

2. Никифорова В.Д. Анализ конкурентных позиций инвестиционных фондов и иных типов посредников на российском рынке инвестиций и финансовых услуг//«Научный журнал НИУ ИТМО. Экономика и экологический менеджмент» - Март 2013. -№ 3

3. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки, М.: «Альпина Паблишер», 2011.

4. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М., 2008.

5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2007.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Пестов Иван Николаевич, Мутова Анастасия Викторовна

ГОУ СПО «Кемеровский областной колледж культуры и искусств»,

г.Кемерово, Россия

В статье рассмотрены условия, способствующие успешной социально-психологической адаптации студентов первокурсников в среднем специальном учебном заведении.

Одной из наиболее важных проблем обучения в современном колледже является адаптация студентов к учебным нагрузкам, а также к резкой смене социальной и психологической среды.

Поступив в среднее специальное учреждение, студент-первокурсник сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса: с одной стороны, высокая интенсивность изучения учебного материала, с другой стороны, недостаточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные знания в готовом виде. К тому же студент сталкивается с новыми видами деятельности (освоение профессии, производственная практика), новым коллективом учебной группы.

Адаптация молодого человека в среднем специальном учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функциональ-

ного состояния. В связи с этим можно четко определить понятие «адаптация» как процесс приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности, новой социальной ситуации. Причем в этом процессе актуально сочетаются самооценка и притязания студента с его возможностями и реальностью социальной среды, что зачастую проявляется как согласование требований и ожиданий участников образовательного процесса. То есть каждый человек по - разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию.

Таким образом, изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение. Так же очень сильным влиянием обладает школьный класс, его социальный состав, межличностные отношения, воспитание и многие другие аспекты, влияющие в дальнейшем на адаптацию студентов-первокурсников.

Цель исследования: социально-психологическая адаптация личности. студентов первого курса в системе СПО; определение путей и средств адаптации студентов к новой для них среде.

Объектом исследования являются студенты первого курса ГОУ СПО «Кемеровский областной колледж культуры и искусств».

Предметом исследования выступают особенности нервно-психического состояния студентов-первокурсников в период их адаптации.

Необходимо выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в системе СПО, дать соответствующие рекомендации, способствующие наиболее благоприятной адаптации личности в студенческой среде.[1]

1. Социальная адаптация студента.

Процесс социальной адаптации студентов в СПО непосредственно связан с социальными изменениями в современном обществе различных аспектов жизнедеятельности, требующих определенных модификаций. Глав -ными компонентами адаптации являются новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая социальная роль, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на процесс приспособления студента. Социальный аспект адаптации связан с трудностями принятия новых социальных норм, установления и поддержания определенного социального статуса в новом коллективе. Сам процесс адаптации предполагает осознание социального статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений.

Процессы адаптации происходят постоянно, так как непрерывно возникают изменения и в социальных условиях нашего существования, и в нас самих. При этом выделяют два вида адаптационных процессов:

Первый вид социальной адаптации - это адаптация к изменившимся макро-социальным условиям. Изменения в законодательстве страны и эко-

номике ведут к неизбежному приспособлению поведения различных социальных групп и личности.

Второй вид составляют процессы, связанные с резкой сменой индивидом социальной среды. К таким адаптационным вариантам относятся, например, адаптация сельского жителя в городе и, наоборот, вживание в иную культурную среду, необходимость в которой возникает в результате смены обстановки при поступлении в СПО. Для нас значимым является второй вид адаптационных процессов, который связан с резкой ломкой сложившихся стереотипов вчерашних школьников при вступлении в новую для них социальную среду с новым статусом - статусом студента.[2]

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией кото -рого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, территориальные общности, в которые приходит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности (направление способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей).

Социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить её (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показатели успешной социальной адаптации - высокий социальный статус индивида в данной среде, а так же его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и её наиболее важными для него элементами (направленная удовлетворенность работой и её условиями, её содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы). Успешность социальной адаптации зависит от характеристик среды и индивида. Чем сложнее новая среда (направлено больше социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше социальная неоднородность), чем больше происходит в ней изменений, тем труднее для индивида социальная адаптация. Примером сложной для адаптации ситуации может служить социальная среда города в условиях быстрой урбанизации. Наиболее значимые для социальной адаптации социально-демографические характеристики индивида -образование и возраст. В условиях ускорения социально-экономического развития нашего общества проблема социальной адаптации приобретает

особую актуальность. Социологические исследования данной проблемы направлены на выявление факторов, способствующих формированию наиболее эффективной, активной формы социальной адаптации, на изучение тех элементов социальной политики, хозяйственного механизма и процесса демократизации общества, которые оказывают существенное влияние на эффективность социальной адаптации.[3]

2. Другой немало важный аспект, который надо рассмотреть - это психологическая адаптация студентов на начальных этапах обучения.

Вхождение личности в новый социальный статус студента - первокурсника может обусловливать возникновение ряда нарушений нервно-психического состояния: тревожность, нервно-психическое напряжение, астению, снижение и колебание фона настроения, а также некоторые личностные изменения, в частности, неадекватную самооценку. Все это сопряжено с характером адаптационных процессов, которые испытывает студент на начальных этапах обучения.

Психическая дезадаптация формируется под воздействием ряда факторов. Оптимальным подходом к разграничению данных факторов является биопсихосоциальный подход. Согласно данному подходу, можно выделить три группы факторов риска психической дезадаптации студентов-первокурсников. Группа биологических факторов включает: пренатальную и родовую патологию, хронические, частые заболевания, преневротические расстройства, наследственную отягощенность. К группе социальных факторов относятся детско-родительские, родственные отношения, отношения с сокурсниками, отношения с близким человеком, отношения с административно-преподавательским составом, учебный процесс, материальные трудности. Группу психологических факторов составляют личностные характеристики - тревожность, самооценка неоднозначная мотивация, а также психо-травмирующие ситуации, переживание возрастного кризиса.

Для студентов первого курса в период адаптации к новым условиям обучения характерны высокая личностная тревожность, повышенное нервно-психическое напряжение, наличие невротической астении, депрессивной симптоматики, неустойчивой самооценки.

В основе выявленных нарушений нервно - психического состояния студентов первого курса лежат три группы факторов психической дезадаптации: биологические (физиологические), социальные (средовые), психологические (личностные).

Среди выделенных факторов, ведущими факторами риска психической дезадаптации для студентов первого курса являются социальные (интенсивность, многоплановость учебного процесса; напряженные внутрисемейные отношения) и психологические (высокая личностная тревожность, переживание возрастного кризиса) факторы.

Для сохранения и укрепления психического здоровья студентов необходимо создание психологической службы. Основным направлений ее дея-

тельности может стать психологическое сопровождение студентов-первокурсников. Предложенная модель такого сопровождения включает в себя психодиагностику (предварительную и углубленную) различные виды психокоррекции, приемы психопрофилактики, психологическое просвещение и консультации по проблемам обучения и общения.

В заключении отметим, что хроническая стрессовая ситуация, вызванная, растущей социально-экономической нестабильностью, ломкой прежних стереотипов, ростом безработицы и происходящим расслоением в обществе в значительной мере влияет на состояние здоровья людей. Исследования неоднократно проводимые отечественными и зарубежными авторами, показывают, что студенты являются особенно уязвимыми в плане как соматического, так и нервно - психического здоровья. Возникновение этих расстройств как правило, связан с хроническим психоэмоциональным перенапряжением. Спецификой процесса обучения в настоящее время предполагает длительные информационные и психоэмоциональные перегрузки. Это связано с ростом интенсивности потока информации для современного студента, а также с увеличением количества соматического и нервно-психического ослабленного здоровья в настоящее время. Именно поэтому проблема диагностики и оптимизации социально - психической адаптации у студентов-первокурсников стала актуальной проблемой на сегодняшний день.

Список литературы

1. Абдуллина О. А. Личность студентов в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1989.

2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. - 272 с.

3. Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов ВУЗов в процессе обуче-ния.//Психологический журнал. 1994. - Т. 15.-№3.-С. 131-135.

4. Долженко О. Студент сегодня: социальный портрет, отношение к учеб. //Alma Mater. 1997. -№ = 3. - с. 45 - 48.

5. Казначеев В. П. Биосистема и адаптация. Неб: Наука, 1973. - 76 с. 58. Казначеев В. П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. - Неб: Наука, 1986.-148 с.

6. Медведев В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. JL: Наука, 1984. - С. 3-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.