2. Воды бучакского водоносного горизонта в районе Черкасс не имеют надежной защитной кровли, на их качество влияют поверхностные загрязнения.
3. Водопотребление в городе составляет 105 л в сутки на одного человека и не имеет перспективы роста. Уже в настоящее время ощущается значительный недостаток воды.
4. Проблема обеспечения города необходимым количеством хозяйственно-питьевой воды может быть решена путем строительства речного водопровода с водозабором из Кременчугского водохранилища.
ЛИТЕРАТУРА
Ц а и к о В. В. В кн.: Гигиеническое изучение и оздоровление внешней среды. Киев, 1959, стр. 98.—О н же. Гиг. и сан., 1958, № 5, стр. 66.
Поступила 16/1У 1962 г.
Ъ
%
УСЛОВИЯ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ НА САМОХОДНОМ
КОМБАЙНЕ СК 4
»
« •
Кандидат сельскохозяйственных наук Я. М. Подгорный
Из Кубанского научно-исследовательского института испытания тракторов
и сельскохозяйственных машин
• . |
Таганрогский комбайновый завод в 1962 г. представил на государственные испытания в Кубанский НИИТИМ модернизированную модель комбайна СК-4 с улучшенными узлами. Рабочее место- комбайнера на этой модели открытое, и поэтому он подвергается воздействию метеорологических факторов наружного воздуха. Над сиденьем установлен брезентовый тент (имеющий форму прямоугольника размером 1400X^70 мм; высоту его расположения от кабины комбайнера можно регулировать в пределах 1600—1850 мм), который не полностью защищает от солнечного облучения. До 10—11 часов утра солнечные лучи падают на всего комбайнера, позже его голова и туловище находятся в тени до 17—18 часов. Следует отметить, что ноги комбайнера и часть сиденья облучаются солнцем весь день.
На рабочем месте водителя для управления комбайном имеется 8 рычагов, 3 педали и штурвал. Два рычага расположены таким образом, что водителю приходится наклоняться при их включении. Во время работы комбайнер постоянно пользуется только штурвалом и часто рычагом гидроподъемника жатки.
Штурвал снабжен гидроусилителем и поэтому управлять комбайном во время работы легко. Остальные рычаги требуют значительных усилий: педаль муфты сцепления — 10 кг, педаль тормоза — 15 кг, педаль копнителя — 16 кг, а рулевое колесо — 3,6 кг.
Щиток контрольных приборов расположен справа от водителя и для наблюдения за ними водителю приходится поворачивать голову направо, в то время как его основное зрительное внимание направлено вперед — на работу жатки. На щитке приборов расположено 4 контрольных прибора и 5 сигнальных лампочек, сигнализирующих о наполнении копнителя и бункера и неисправной работе (забивании) 2 шнеков и соломотряса. Бункер зерна со стороны водителя имеет острую кромку, о которую можно обрезать руку. Конец вала распределительного шнека выступает за край стенки бункера, он не огражден, что небезопасно для комбайнера.
Пуск двигателя с места комбайнера возможен и удобен. Двигатель имеет надежный искрогаситель, случаев возникновения пожара от искрогасителя, нecмoípя на сухое лето, не наблюдалось при работе ни на одном из комбайнов СК-4.
Сиденье состоит из одной горизонтально расположенной опорной подушки и узкой спинки, отклоненной от вертикального положения на 30°. Ширина сиденья 550 мм, глубина 390 мм, высота сиденья регулируется.
При езде комбайнер не касается спинки сиденья и только при включении рычагов и нажатии на педали ему приходится упираться спиной в сиденье. Подлокотников у сиденья нет и они не нужны. За исключением угла наклона спинки и ее высоты, сиденье по размерным показателям отвечает «единым требованиям».
Подушка сиденья изготовлена из латекса, она мягкая и лучше, чем пружинная, амортизирует толчки.
Пол рабочего места имеет выступы на расстоянии 100 мм друг от друга (квадратами). Для обслуживания двигателя и люка наверху молотилки для очистки соломотряса изготовлена особая площадка, огражденная перилами, которые очень низки, из-за чего комбайнер при ходьбе по площадке вынужден нагибаться. Высота перил 700 мм\ необходимо довести ее не менее чем до 1 м. Площадка прогибается при ходьбе по ней. Поверхность ее имеет малый коэффициент трения скольжения и ходить по ней в согнутом положении небезопасно. Пол необходимо штамповать с более глубокими выступами на его поверхности. Щиток ограждения цепи привода колосового шнека, расположенный над площадкой, непрочно прикреплен и сделан из тонкой листовой стали.
На комбайне имеется 3 таблички по технике безопасности и 9 табличек по обслуживанию и техническому уходу. Маховик, насаженный на валу привода соломонабивателя, не огражден и в случае соскакивания его с вала вследствие действия центробежной силы может привести к несчастному случаю, так как плоскость его вращения проходит через сиденье комбайнера.
У комбайна имеется буксирное приспособление. Тормоза при движении комбайна вперед действуют надежно, при движении задним ходом ненадежны и не тормозят. При транспортной скорости 18 км/час тормозной путь равен 1,5 м. На жатке указаны места для подстановки домкрата.
Половотранспортер — это новая рабочая часть в комбайне. В работе он часто забивается, но сигнализирующим устройством не обеспечен. При перегрузке половотранспортера рифленые диски пробуксовывающей муфты трутся друг о друга и нагреваются, создается опасность загорания соломы. Комбайнер со своего рабочего места не может услышать и увидеть перегрузку половотранспортера вследствие отсутствия сигнализирующего устройства.
Для фиксации жатки в приподнятом положении предусмотрен запорный вентиль. На левой стороне молотилки прикреплен термос с питьевой водой. Он не защищен от солнца и вода в нем быстро нагревается.
На комбайне поставлен копнитель, который наравне с некоторыми преимуществами (больший вес копны, автоматическое сбрасывание копны, лучшее подпрессовывание соломы) имеет и недостаток — после каждого выброса копны решетку копнителя приходится закрывать руками.
Кроме метеорологических факторов, на комбайнера воздействуют органическая пыль, окись углерода, шум и тряска (толчкообразные колебания) при движении агрегата по неровной поверхности почвы. Источником пылеобразования на комбайне является работа барабана,
решетного стана, вентилятора, подборщика и копнителя. Пути проникновения пыли на рабочее место следующие.
1. Во время подбора валков пыль, образовавшаяся при помощи восходящих потоков воздуха, поднимается вверх и запыляет рабочее место комбайнера спереди.
2. При набивке соломы в копнитель пыль в тихую погоду поднимается вверх над ним, а при попутном ветре запыляет рабочее место комбайнера.
3. Пыль также проникает из молотилки через пространство, образовавшееся в месте соединения копнителя с молотилкой, и из смотровых окон. Вышедшая пыль захватывается вращающимися цепями, зубчатками и поднимается вверх на рабочее место комбайнера (см. таблицу).
Зависимость количества пыли на рабочем месте от направления
ветра и его скорости
№ опыта
Вид работы
Направление ветра по от- Сила ношению к направлению ветра (в комбайна м/сек)
Количество пыли на рабочем месте (в мг/м3)
1
2
3
4
5
Уборка гороха в валках То же
» »
Уборка ячменя
в валках То же
По ходу движения
комбайна Слева по ходу
Против движения
комбайна Справа по диагонали
Слева по диагонали
3,5 3.5
215,2 34,9» Нет 155,7 121,1
Из таблицы следует, что запыленность на рабочем месте комбайнера колеблется в зависимости от направления ветра и часто превышает допустимые нормы в несколько раз.
Величина шума на рабочем месте комбайнера при работе одного двигателя составляет 83 дб, при работе молотилки и двигателя на малых оборотах — 86 дб, на больших оборотах — 95 дб.
Таким образом, сила шума превышает допустимую норму.
Количество окиси углерода на рабочем месте (в зоне дыхания) комбайнера при движении комбайна против направления ветра составляет 0,027 мг/л, по направлению ветра — 4,114—0,04 мг/л, при направлении ветра справа по ходу — 0,066 мг/л; следовательно, количество окиси углерода превышает допустимую концентрацию.
Таким образом, рабочее место комбайнера на самоходном комбайне имеет ряд существенных недостатков, поэтому на комбайн необходимо ставить кабину, защищающую» водителя от неблагоприятных внешних метеорологических факторов, пыли и окиси углерода. Кроме того, необходимо проведение ряда мероприятий по технике безопасности.
Так, например, конструкцию копнителя требуется доработать с таким расчетом, чтобы он работал надежно, без поломок и не требовал обслуживания его человеком. Мостик для обслуживания двигателя и молотилки нужно сделать из более прочного материала, перила — выше, выступы пола — также выше и чаще на единицу площади. Необходимо увеличить число приборов, сигнализирующих о неисправной работе комбайна и поломках рабочих частей молотилки и т. д.
Поступила 24/Х 1962 г..
А
Ъ -¿Г