Высказывалось предположение, что большое отверстие вытяжного канала обусловит усиление воздушных потоков в кухне, что приведет (особенно зимой) к появлению жалоб жильцов на неприятные субъективные ощущения холода. Однако подобных жалоб не было. Кататермометрия показала, что охлаждающая сила воздуха в кухнях с вытяжным шкафчиком до сжигания газа составила 6,15 мкал/см2 • сек, а после сжигания газа — 5,98 мкал/см2 • сек. В кухнях без шкафчика охлаждающая сила воздуха составляла соответственно 4,53 и 2,98 мкал/см2 • сек. Скорость движения воздуха в кухнях с вытяжными шкафчиками до сжигания газа равнялась 0,116 м\сек, а после сжигания газа — 0,136 м/сек.
Наши исследования показали, что предложенный Л. Б. Черниным и Н. И. Сердюком вытяжной шкафчик с увеличенным вытяжным каналом для вентиляции газифицированных кухонь в гигиеническом отношении является эффективным вентиляционным приспособлением. Оно должно найти широкое применение при строительстве новых жилых домов, а также при реконструкции старых.
ЛИТЕРАТУРА
Чернин Л. Б., Середюк Н. Н. Водоснабжение и сан. техника, 1959, № 7, стр. 12.
Поступила 28/1II 1964 г
УДК 613.6 : 624.191.2
ё
УСЛОВИЯ ТРУДА ПРИ ПРОХОДКЕ ГРУНТА НА ЛЕНИНГРАДСКОМ МЕТРОСТРОЕ
Р. К. Волошина
Санэпидстанция Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги
(Ленинград)
Технология сооружения тоннелей метрополитена предусматривает несколько последовательных процессов. Основной операцией является разработка породы, осуществляемая либо с помощью пневматических отбойных молотков, либо механизированным проходческим щитом. Затем идет укладка тюбингов — особых железобетонных блоков повышенной прочности — с помощью специального механизма — тюбин-гоукладчика. Одновременно укладывается жесткое основание из бетонных блоков. Следующий процесс — изоляционные работы, первичное и контрольное нагнетание цементного раствора за кольцо тюбингов, производимое плунжерным растворонагнета-телем под давлением 4—5 атм. После этого следуют очистка лотка, путевые, электромонтажные и другие работы.
Кроме проходчиков, в сооружении тоннеля участвуют откатчики, нагнеталыцики, чеканщики, плотники-крепильщики, монтажники, путевые рабочие, отделочники и работники некоторых других специальностей. Весь свой рабочий день они проводят в тоннелях под землей.
В санитарно-гигиеническом отношении условия их труда неблагоприятны. Подземные рабочие, как известно, лишены солнечной инсоляции, особенно зимой. В тоннелях всегда довольно низкая температура (10—12° летом и 2—6° зимой). Относительная влажность вздуха варьирует в пределах от 90 до 100%, в зависимости от геологических условий, уклона и длины тоннеля, а также от состояния системы вентиляции. На различных участках работ скорость движения воздуха различна. Если на начальном этапе сооружения тоннеля и в тупиковых забоях движение воздуха незначительное (0,1—0,2 м/сек), что особенно неблагоприятно в сочетании с высокой влажностью воздуха, то на заключительном этапе, при наличии нескольких сообщающихся стволов и наклонных ходов, возникают резкие сквозняки со скоростью движения воздуха до 2—3 м/сек.; вести борьбу со сквозняками довольно затруднительно.
Сооружение тоннеля ручным способом с применением пневматических отбойных молотков еще совсем недавно был основным способом ведения работ на Ленметро-строе. Работы ведутся бригадным методом. Проходческий цикл начинается с разработки породы отбойными молотками в верхней части забоя, где очень тесно. По мере разработки породы производится крепление кровли и «лба» забоя. Одновременно часть бригады занята на подборке грунта лопатами или с помощью породопогрузочной машины типа ППМ-3, работающей на сжатом воздухе. Искусственное освещение в забое низковольтное и часто совершенно недостаточное (15—20 лк).
Вентиляция на подземных работах осуществляется системой воздуховодов, снабженных вентиляторами типа «Проходка», которые могут работать как на приток,
так и на вытяжку. Однако из-за очень большой протяженности тоннелей (до 2 км) эффективность этих вентиляционных систем даже при установке дополнительных вентиляторов через каждые 200—300 м совершенно недостаточна.
Одним из отрицательных моментов является также запыленность воздуха. На участках ручной проходки содержание пыли в воздухе составляет от 14—15 до 93—95 мг/м3 (при санитарной норме 6 мг/м3).
На шахтах Ленметростроя применяются отбойные молотки нескольких типов: МО-8, МО-10 и ОММ-5, которые наносят до 1200—1400 ударов в минуту. Эти молотки весят 8,5—10,5 кг. Амплитуда их колебаний достигает 2—4 мм при частоте вибрации 22 гц, т. е. молотки фактически не отвечают требованиям Санитарных правил по ограничению влияния вибрации на работающих с пневматическим инструментом.
Неблагоприятным фактором, способствующим появлению ангиоспазма у работающих, является охлаждение верхних конечностей металлической рукояткой молотка и струей холодного воздуха, вырывающейся из инструмента. Несомненно, сказывается также низкая общая температура в шахте.
Работа пневматических молотков сопровождается шумом большой интенсивности. Следует отметить, что шум отбойных молотков и породопогрузочной машины, которая работает в комплексе с ними в одном забое, имеет средне- и высокочастотный спектр. Измерения показали, что интенсивность шума на этих участках достигает 104 дб, что выше санитарной нормы. Однако мы наблюдали только единичные случаи профессиональной тугоухости у рабочих, имеющих производственный стаж свыше 20 лет.
Таким образом, на рабочих, ведущих ручную проходку грунта, влияют неблагоприятные микроклиматические условия, запыленность воздуха, вибрация и шум. Все эти моменты могут оказывать определенное воздействие на организм рабочего. Так, за последние 3 года на Ленметрострое зарегистрировано 28 случаев профессиональных заболеваний проходчиков (на 600 человек работающих): 15 случаев вибрационной болезни и 13 случаев профессиональных периартритов, эпикондилитов, тендомиозитов и иных заболеваний.
В настоящее время перегонные тоннели более чем на 50% сооружаются с помощью механизированного проходческого щита. Впервые он был применен на строительстве первой очереди Ленинградского метро. При разработке грунта этим способом скорость проходки достигает 8—10 пог. м в сутки, тогда как бригада квалифицированных проходчиков за это же время дает скорость проходки не более 3—3,5 пог. м.
В процессе работы механизированного щита создается значительный производственный шум, интенсивность которого достигает 95—98 дб, что в 1,8 раза превышает допустимый уровень, но по характеру этот шум низкочастотный. Вибрация, образующаяся при работе механизма, достигает 50—100 гц при амплитуде колебаний 0,6—1,0 мк, т. е. не превышающей предельно допустимых величин. Кроме того, ее воздействию подвержены только 3 человека, обслуживающие щит, — машинист и 2 тюбингщика. Освещенность на рабочих местах достигает 150—200 лк, так как шит работает на напряжении 220 е. Общие же условия в шахте одинаковые как для рабочих, обслуживающих щит, так и занятых ручной проходкой.
Выводы
1. При механизированной проходке полностью ликвидирован тяжелый физический труд рабочих проходчиков, значительно усилена освещенность рабочего места.
2. Образующаяся при работе щита вибрация не превышает существующих нормативов, в то время как пользование отбойными молотками может вызывать у рабочих патологические изменения.
3. Несмотря на то что интенсивность шума при действии механизированного щита выше допустимого уровня, частотная его характеристика более благополучна, чем на участках ручной проходки.
4. Существенным недостатком нового метода проходки является значительное пылеобразование, ухудшающее условия работы обслуживающего персонала. В настоящее время разрабатывается метод борьбы с запыленностью.
5. Применение механизированного щита для сооружения тоннелей — важный шаг вперед: этот метод проходки обеспечивает повышение производительности и улучшение гигиенических условий труда рабочих Метростроя.
Поступила 31/111 1964 г.