КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УСЛОВИЯ ТРУДА ПРИ ОТРАБОТКЕ МЕЖДУКАМЕРНЫХ ЦЕЛИКОВ СИСТЕМОЙ ПОДЭТАЖНОГО ОБРУШЕНИЯ НА МЕДНЫХ РУДНИКАХ
Санитарный врач С. И. Погребинская Из Красноуральской городской санитарно-эпидемиологической станции
При добыче руд подземным способом успех работы предприятия зависит в значительной степени от правильно выбранной системы разработки.
Система слоевого обрушения, широко применяемая до последнего времени при от-работке медных месторождений, имеет ряд недостатков технологического порядка и создает неблагоприятную санитарно-гигиеническую обстановку для горнорабочих. При этой системе каждый выемочный блок отрабатывается слоями сверху вниз. Руда на слое вынимается слоевыми выработками сечением от 5 до 9 м2 при сплошном креплении деревом. Обрушенное пространство изолируется от слоевых выработок деревянным настилом из круглого леса в 1—2 ряда. Выемка следующего слоя руды производится под защитой этого деревянного настила, который представляет собой толщу обрушенной крепи и настилов, накопившихся от выемки вышележащих слоев. Эта защита часто бывает нарушена горным давлением, взрывными работами и т. д. Отбойка руды производится мелкошпуровым способом и взрывными работами. Уборка руды ведется скреперованием из каждой заходки. Система слоевого обрушения очень трудоемка, мало производительна и создает наиболее тяжелые условия труда: рабочие вынуждены работать в слоевых выработках, не имеющих необходимой вентиляции, выработки находятся под обрушенным пространством, из которого происходит непрерывное выделение продуктов окисления сульфидных руд и древесной массы. Процесс окисления протекает с интенсивным выделением тепла, отчего создаются высокие температуры (на Красногвардейском руднике от 26 до 30° и выше).
Так как окисление протекает в отработанном пространстве, сплошь заполненном легко воспламеняющейся древесиной, существует опасность возникновения подземного пожара, который может распространиться и в другие выработки. Несмотря на непрерывный рост профилактических заиловочных работ, направленных на борьбу с активизирующимися окислительными процессами колчеданных руд, количество подземных пожаров при системе слоевого обрушения заметно не сокращается.
При больших объемах работ по проиливанию отработанного пространства создается высокая влажность в забоях и постоянное капание воды, содержащей кислоту.
Система слоевого обрушения является одной из наиболее тяжелых систем отработки в отношении вентиляции, так как заходки в большинстве случаев являются глухими выработками и отдалены от воздушной струи, проходящей по нижележащему аккумулирующему орту. Поэтому почти всегда необходимо обособленное проветривание каждого блока нагнетальными вентиляторами, которые устанавливаются дополнительно на аккумулирующих ортах и подают воздух по трубам в очистные забои. Так как вопросы дополнительного проветривания не всегда решаются своевременно, на рабочих местах часто создается неблагоприятная газовая и температурная среда и повышенная запыленность забоев. Так, состояние воздушной среды по 5-му целику главной линзы, который в начале 1955 г. отрабатывался системой слоевого обрушения, характеризуется следующими данными: температура 27°, кислород 19,2%, углекислота 0,5%, запыленность 7 мг/м3. При выключении вентилятора частичного проветривания содержание кислорода падало до 15%. Таким образом, при этой системе необходима чрезвычайно четкая организация вентиляционной службы.
При системе слоевого обрушения мы всегда имеем повышенную заболеваемость горнорабочих, во-первых, из-за высокого травматизма, возникающего от падения на работающих кусков руды и породы, во-вторых, вследствие гнойничковых заболеваний кожи, возникающих в результате микротравматизма, и, в-третьих, из-за простудных заболеваний, вследствие значительных температурных перепадов в забоях и на основных и подэтажных выработках.
Группа инженерно-технических работников Красноуральского рудоуправления во главе с главным инженером совместно с сотрудниками научно-исследовательских институтов в контакте с промышленно-санитарным врачом и медико-санитарной частью провела исследование системы подэтажного обрушения при отработке междукамерных
целиков. Такая система добычи позволяет сократить количество рабочих, полностью механизировать труд, отказаться от трудоемкого процесса крепления и резко улучшить условия труда рабочих. При этой системе в отличие от слоевого обрушения оставляемая рудная толща (потолочина) обрушивается после окончания полного цикла нарезных и буровых работ. В принятом рудоуправлением варианте системы подэтаж-ного обрушения этаж делится на подэтажи, высота подэтажа составляет 11 —14 м вместо 4—5 м при обычном варианте подэтажного обрушения. Из принятой высоты подэтажа 5—7 м приходится на опорный целик и 13—17 м — на активную часть подэтажа, изрываемую скважинами. Бурение скважин производится телескопными перфораторами ТП-4. Глубокие скважины взрываются секциями во избежание обрушения и деформации выработок в соседних целиках.
Полиметаллические медные рудники Красноуральского рудоуправления являются силикозоопасными в связи с содержанием свободной двуокиси кремния в руде до 19% и в породе до 35%. Основными профессиональными вредностями на шахтах являются запыленность и загазованность воздуха при буровзрывных работах, капеж воды, содержащей кислоту, и неблагоприятные метеорологические условия.
К обеспыливанию процесса бурения Красноуральское рудоуправление приступило в числе первых рудников на Урале и со второй половины 1948 г. все шахты были переведены на мокрое бурение. В 1951—1952 гг. производились работы по нормализации процесса мокрого бурения и изысканию наиболее эффективных пылесмачнвающих добавок, а с 1954 г. пылесмачивающие добавки внедрены в производство. Кроме того, сконструированы оросители, с помощью которых орошаются кровля и стенки забоев. Это дало свои положительные результаты. Если в 1947 г. запыленность на шахтах состав-, ляла в среднем 250 мг пыли на 1 м3 воздуха, то в настоящее время она составляет 5—8 мг на 1 м3, т. е. снизилась в 30—50 раз.
Значительная работа проведена по оборудованию специальных помещений на шахтах, где предусмотрены освобождение респираторов от пыли, промывка и просушка масок, замена фильтров и номерная система хранения респираторов в индивидуальных сумках.
При рудоуправлении организована вентиляционная служба, подчиненная'-кпавному инженеру. Эта служба несет полную ответственность за установку, ремонт и нормальную работу вентиляционных агрегатов на горных участках. При службе вентиляции работает лаборатория по контролю за состоянием запыленности рудничного воздуха.
Много случаев острых профессиональных отравлений на шахтах ранее происходило вследствие нарушення правил ведения буровзрывных работ и сопутствующих им взрывов сульфидной пыли. За последние годы внедрен четкий порядок проведения буровзрывных работ, что при одновременном внедрении туманообразователей в забоях позволило снизить количество случаев острых профессиональных отравлений. В 1955 г. на шахтах не было ни одного случая острого отравления газами. ■,,,
Вентиляция подземных выработок Красногвардейского рудника осуществляется системой отсасывающих вентиляторов мощностью 3300 м3 в минуту и поступлением свежего воздуха по стволу шахты. При системе подэтажного обрушения все рабочие находятся в хорошо проветриваемых забоях. Если при слоевом методе возникало много тупиковых забоев, требовавших дополнительного, проветривания путем .установки на аккумулирующих ортах нагнетательных вентиляторов местного проветривания, то при новом методе это исключается, так как тупиковых забоев здесь нет.
При системе слоевого обрушения, как уже отмечено выше, создаются неблагоприятные метеорологические условия (температура рудничного воздуха доходит до 29—35°). При новой системе рабочие работают не на трудно проветриваемых, слоях, находящихся под обрушением, а на аккумулирующих ортах, находящихся в рудном массиве, который изолирует выработки от высоких температур, продуктов окисления и кислотных вод.
Таким образом, при новой системе имеется снижение температуры в забоях на 4—6° вследствие полной изоляции от обрушенного пространства. Замеры на наличие газообразных вредных веществ в воздухе не дают концентраций выше предельно допустимых.
Однако запыленность воздуха на рабочих местах остается высокой: если средняя запыленность забоев при системе слоевого обрушения составляет 5—8 мг/м3, то при новой системе запыленность возрастает в несколько раз, составляя 25—40 мг/м3 пыли, что требует разработки дополнительных мер по обеспыливанию.
При системе подэтажного обрушения уменьшается опасность возникновения пожаров, так как количество древесины в обрушенном пространстве сокращается в 15—17 раз. С переводом 7-го целика на опытные работы, несмотря на незначительный-объем заиловочных работ, за последние 3 года там не было подземных пожаров.
Условия труда горнорабочих лучше, чем при системе слоевого обрушения: нет капежа, воздушная среда не насыщается влагой и продуктами окисления, затрудняющими дыхание в условиях повышенной температуры воздуха.
При системе отработки подэтажным обрушением резко снижается опасность производственного травматизма. Основной причиной травм при системе слоевого обруше-. ния является падение кусков руды на рабочих. При подэтажной системе обрушения эта причина исключается, так как» рабочие работают не под обрушенным пространством, а под толщей рудничного целика. Кроме того, полная механизация очистных работ,
исключающая применение ручного труда, также снижает опасность травматизма. На опытном участке с подэтажным обрушением травматизм, пс нашим данным, был меньше в 4 раза, чем при слоевом обрушении.
Выводы
1. При системе подэтажного обрушения с повышенной высотой подэтажа и отбойкой руды глубокими скважинами сокращаются до минимума такие трудоемкие операции, как ручное бурение, крепление, доставка руды и материалов, создаются условия для комплексной механизации производственных процессов.
2. При этой системе резко улучшаются условия труда и повышается безопасность в отличие от системы слоевого обрушения.
3. Система подэтажного обрушения с повышенной высотой подэтажа позволяет успешно использовать буровой станок.
4. Однако существующие буровые станки БМК-2 дают высокую запыленность и ими пользоваться для силикозоопасных рудников нельзя. Необходима реконструкция этих машин для внедрения их в производство. При системе подэтажного обрушения создается повышенная запыленность забоев, что требует проведения дополнительных мероприятий по обеспыливанию.
Поступила 2/VII 1956 г.
■¿г -¿г -й-
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И КЛИНИКИ ОДНОЙ ВСПЫШКИ ПИЩЕВОЙ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ
И. Б. Отараев, А. А. Тер-Геворкян, А. Н. Capan, Г. Г. Калицев, Д. М. Есиева, Ш. А. Елошвили
Из кафедры инфекционных болезней Северо-Осетинского медицинского института и Северо-Осетинской республиканской санитарно-эпидемиологической станции
28 августа 1956 г. в одном из селений Северо-Осетинской АССР колхозник А. решил справить поминки по своей дочери. Для этой цели за 3—4 дня до поминок было изготовлено в большом количестве кустарным способом «домашнее» пиво. Варка пива и последующий розлив его (в большие кувшины и железные котлы) были проведены в антисанитарных условиях. Наряду с этим был произведен без предварительного ветеринарного осмотра также в антисанитарных условиях убой больного (поносом) барана, причем содержимое вскрытого кишечника загрязнило поверхность туши.
Варка мяса производилась большими кусками (весом по 2—3 кг). После того как мясо было сварено, оно хранилось на грязных столах в захламленном сарае около 3—4 часов в жаркий летний день (температура воздуха доходила до 28—30°).
Через 4—5 часов после окончания обеда наступили одновременно множественные заболевания среди обедавших. Больные были немедленно госпитализированы в участковую, районные и городские больницы.
Клиническая картина: сильная многократная рвота, мучительные схваткообразные боли в животе, обильный жидкий стул, у некоторых с примесью прожилок крови, головная боль, судороги икроножных мышц, высокая температура (38—40°), у отдельных больных ригидность затылка, неравномерность зрачков, ослабление сухожильных рефлексов, резкая адинамия, икота. У 15% пострадавших на 2-й день болезни отмечено обильное высыпание на губах и вокруг носа (herpes labialis et nasalis). Всего поступило в больницы 148 человек, большинство из них пожилые мужчины и женщины (50—75 лет), у некоторых больных отмечалось резкое падение артериального давления—коллапс, обморочное состояние. У 2 больных были носовые кровотечения и кровавая рвота, затемненное сознание. Был отмечен один смертельный исход.
Общий анализ крови у больных показал определенные изменения как со стороны красной, так и белой крови: процент гемоглобина у 25% больных доходил до 100—114, РОЭ у 20% была ускорена (16—30 мм за час). У половины больных был лейкоцитоз с явлением лимфопении (7—14—23%). У трети больных, наоборот, отмечена лейкопения, нейтропения, относительный моноцитоз и лимфопения, что указывало на значительную тяжесть клинического течения токсиконнфгкции.
В литературе имеются многочисленные указания на то, что продолжительность болезни при токсиконнфекциях исчисляется 2—4 днями. Наблюдавшаяся же нами вспышка пищевой токснкоинфекции отличалась тяжестью процесса, продолжительностью болезни у значительной части больных. Так, продолжительность болезни от 3 до 6 дней была у 98, от 7 до 9 дней — у 30, от 10 до 18 —у 15 и от 14 до 23 дней -у 5 больных.