Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ТРУДА И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ РАБОЧИХ ЭЛЕВАТОРОВ'

УСЛОВИЯ ТРУДА И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ РАБОЧИХ ЭЛЕВАТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ТРУДА И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ РАБОЧИХ ЭЛЕВАТОРОВ»

промывки фильтров вместе с загрязненной водой. Поэтому количество меди в воде может быть увеличено по сравнению с приведенными данными, если результаты бактериологических исследований указывают на такую необходимость. Расход сернокислой меди зависит от загрузки бассейна, работы фильтров, общего санитарно-гигиенического режима бассейна.

Таблица 5

Общий рост колоний на чашках Петри • Коли-титр

Количество

анализов

0—50 50—100 100-500 выше 500 выше 111 ниже 111

42 6 6 12 18 42 0

44 10 9 12 13 44 0

Из сказанного ясно, что воду в закрытых плавательных бассейнах можно обеззараживать 4 способами: 1) электролитическими растворами серебра в пределах 0,2 мг/л; 2) хлор-серебром из расчета 0,1—0,125 мг/л при 0,3 мг/л остаточного хлора; 3) хлор-медью из расчета 3 мг/л при остаточном хлоре до 0,3 мг/л; 4) сернокислой

медью из расчета 4—5 мг/л воды.

♦ *

ЛИТЕРАТУРА

Ган Г. С., Смирнов К. М. Сов. врач, журн., 1941, N9 3, стр. 215. — К у л ь-ский Л. А. и др. Информационный бюллетень АН УССР, 1945, № 1. — Лазарев В. А. Труды 1-го Московск. мед. ин-та, 1935, сб. № 4, стр. 32. — АНнх А. А. Профмакт. мед., 1934, № 10, стр. 19. — Стол маков а А. И., Турецкая Э. С. Врач, дело, 1949, № 9, стб. 813. — Харшат И. С. Врач, дело, 1955, № 12, стб. 1225.

Поступила 10/1II 1961 г.

* Ъ Ъ

• • .» • »

ь

УСЛОВИЯ ТРУДА И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ РАБОЧИХ

ЭЛЕВАТОРОВ

М. И. Карпова

Из Саратовского института сельской гигиены

♦ *.

• .

За последние годы в отечественной литературе появились работы, посвященные изучению патологии легких при воздействии растительной пыли в хлопковой, джутовой и лубяной промышленности. Вопрос об изменениях в легких под воздействием пыли, выделяющейся при работе с зерном (зерновой пылью), в настоящее время мало изучен. Между тем ряд процессов, связанных с обработкой и хранением зерна, сопровождается большим пылевыделением, а число работающих в зерновом хозяйстве непрерывно растет. Кроме лиц, занятых на сезонных работах с зерном в полевых условиях, имеется значительное число работающих круглый год в элеваторно-склад-ском хозяйстве, где технология процесса связана с большим пылеобразоваиием. Мы изучили санитарно-гигиенические условия труда и уровень заболеваемости рабочих на 10 элеватарах Саратовской области, построенных по проектам 1914, 1937, 1952 и 1954 гг., но аналогичных по условиям труда.

Зерновой элеватор — многоэтажное сооружение высотой от 40 до 60 м, предназначен для хранения зерна в количестве от 8000 до 16 000 т и более. Он оборудован механизмами для приема, взвешивания, обработки и отгрузки зерна. Рабочие места расположены на следующих этажах элеваторов: этаж головок норий, весовой, распределительный, надсилосный, сепараторный, подвальный, первый этаж башни, надсилосное и подсилосное помещения. Обязанности рабочих состоят в обслуживании оборудования.

Выгрузка зерна из вагонов в приемные бункеры, перемещение его нориями и транспортерами, засыпка в силосы и бункеры, выгрузка зерна из надвесовых ларей в весы — все эти операции сопровождаются значительным выделением пыли. При наших исследованиях запыленность воздуха на элеваторах превышала допустимые уровни. Особенно большие концентрации пыли обнаружены у транспортеров иадси-

лосного и подвального этажей, а также при загрузке зерном силосов у отверстия силосных ям. При этом весовые концентрации пыли достигали иногда сотен миллиграммов на 1 ,и3 воздуха. Количество наиболее дисперсных пылевых частиц (меньше 1 jla) колебалось от 12 до 35%.

Основной причиной высокой запыленности воздуха на элеваторах является неудовлетворительная организация технологического процесса, неполный охват аспирацией всех мест перепада зерна, несоответствие существующих аспирационных сетей возросшей производительности оборудования и, наконец, неудовлетворительное проектирование и особенно монтаж и эксплуатация аспирационных сетей.

Ряд процессов на элеваторах не механизирован; так, очистка силосных ям перед заполнением их зерном производится вручную. Рабочего спускают в люльке при помощи лебедки в силосную яму. По мере очистки стен люлька постепенно опускается все ниже до самого дна силосной ямы, на глубину 20 м. За смену рабочему приходится очищать до 8 силосных ям, при этом запыленность воздуха весьма значительна. Еще более высокая запыленность воздуха наблюдалась при немеханизироваи-ной погрузке зерна в железнодорожные вагоны. Анализ 38 образцов зерновой пыли пшеницы показал, что пыль в основном состоит из частиц растительного происхождения (колоски, обрывки клетчатки, волоски). Содержание кварца в исследованной пыли колебалось в отдельных образцах от единичных зерен до 2—3%. Глинисто-углистые частицы составляли 15—20%. Кроме того, в пыли обнаружено большое количество спор и гифов микроскопических грибков. На загрязнение зерновой пыли грибковыми спорами указывает ряд авторов, наблюдавших случаи пневмомикозов среди работавших в контакте с зерновой пылью.

В 1957 г. в Саратовской области отмечены заболевания у 8 рабочих элеваторов, занятых разгрузкой пшеницы из вагонов. Клиническая картина заболевания напоминала пневмомикоз. По данным прозектуры городской больницы, наблюдался еще один случай пневмомикоза: больной 21 года, колхозник, был госпитализирован с диагнозом туберкулезной интоксикации. Через 5 дней после госпитализации он умер. При вскрытии был установлен микоз легких. Все изложенное указывало на необходимость заняться изучением возможности развития пневмомикозов у рабочих элеваторов.

Мы провели микологические исследования зерновой пыли, взятой на различных элеваторах, а также мокроты рабочих. Посев зерновой пыли и в некоторых случаях мокроты дал рост таких культур, как Penicillium, Aspergillus, Mucor, Cladosporium, Rizopus и Alterndria.

Таким образом, при контакте с зерновой пылью имеется опасность воздействия на органы дыхания грибковой микрофлоры. Учитывались также неблагоприятные метеорологические условия при работе на элеваторах в зимнее время, когда температура воздуха на рабочих местах не отличалась от наружной температуры воздуха или даже была ниже ее.

Для выяснения вопроса о заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих элеваторов мы изучили истории болезни лиц, работавших на 6 элеваторах, за последние 2 года; кроме того, были использованы годовые отчеты о заболеваемости по форме 3—1 еще по 6 элеваторам Саратовской области.

В 1959 г. по всем элеваторам показатель заболеваемости по числу случаев составлял 109,3, а по числу дней—1088,2 и был несколько выше, чем показатель заболеваемости рабочих и служащих по Саратовской области. Рабочие элеваторов особенно часто болеют бронхитом, воспалением легких и невралгиями. По этим формам болезней заболеваемость рабочих элеваторов была выше, чем заболеваемость рабочих и служащих Саратовской области. Значительный удельный вес имели конъюнктивиты (3,4% от числа случаев заболеваний). Отмечалась высокая средняя длительность одного случая заболевания у рабочих, элеваторов (на отдельных элеваторах она колебалась от 12 до 15 дней), в то время как средняя длительность одного случая заболеваемости у всех работавших в городе составляла 7 дней. Частая и длительная потеря трудоспособности по заболеваниям органов дыхания, а также значительный удельный вес потери трудоспособности по заболеваниям глаз, по нашему мнению, связаны с воздействием зерновой пыли.

Поликлинический осмотр, прошло 244 рабочих. При опросе 69% рабочих жаловались на кашель (у некоторых с мокротой), чувство першения в горле и покраснение глаз во время работы. Число лиц с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей и органов слуха составило 40%. Наиболее частыми формами были риниты и фарингиты. Большинство заболеваний слизистой носа носило атрофический характер.

Для изучения влияния зерновой пыли на органы дыхания была поставлена предварительная серия опытов путем интратрахеального введения 50 мг пыли в виде взвеси в физиологическом растворе 20 белым крысам. При патогистологическом исследовании органов животных (врач С. А. Степанов), забитых через 6 месяцев, обнаружены выраженные морфологические изменения в легочной ткани, узелковые образования, состоящие из лимфоидных, эпителиоидных, гистиоцитарных и гигантских клеток, окруженных вновь образованными коллагеновыми волокнами. В составе узелковых клеточных скоплений отмечаются инородные частицы растительного и минерального происхождения с преобладанием первых. Кроме того, у всех животных

наблюдались явления интерстициальной и перибронхиальной пневмонии, а также катарального и гнойного бронхита.

Таким образом, зерновая пыль не индифферентна для организма. Она вызывает ряд морфологических изменений в легочной ткани и снижает сопротивляемость легких инфекции.

ЛИТЕРАТУРА

Василькова 3. Г. и др. Профессиональные болезни. М., 1957. — Самсонов П. Ф. Журн. за соц. здравоохр. Узбекистана, 1956, № 3, стр. 12. — Сосновик И. Я. Тер. арх., 1951, в. 4, стр. 75. — FreytagJ., Nicewicz W., Р 1 е s z е-zynski W.f Arch. Hyg. (Berl.), 1959, Bd. 143, S. 321.

Поступила 26 /V 1961 г.

-fr Ъ ft

МАТЕРИАЛЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ СЕЛЕНА КАК ПРОМЫШЛЕННОГО ЯДА

С. Липинский

Из кафедры гигиены труда I Московского ордена Ленина медицинского института

имени И. М. Сеченова

При исследовании токсического действия производственных аэрозолей селенистого ангидрида и красного аморфного селена мы решили соответственно с предположениями, имеющимися в литературе по вопросам токсикологии селена, изучить влияние этого токсического вещества на некоторые ферменты, в частности действие селена на каталазу и глютатион.

В литературе приводятся многочисленные данные о действии ядов на ферментные системы организма (А. О. Войнар, Н. В. Лазарев). Исследования активности каталазы (фермента, действие которого является одним из важнейших звеньев обмена веществ) при различных интоксикациях проводили многие авторы. Активность каталазы угнетается соединениями кобальта, цинка, свинца, бора, кадмия и других металлов.

Содержание сульфгидрильных групп в ряде ферментов обусловливает их ферментативную активность. К числу таких тиоферментов (Б. И. Гольдштейн) принадлежит глютатион. Он, как и аминокислота, является исходным сырьем для синтеза других ферментов. Исходя из известного положения о действии металлов на сульф-гидрильные группы [Барон (Ваггоп), Мейнард (Maynard)., А. Н. Подлесная)], мы считали целесообразным исследование уровня глютатиона при интоксикации селеном.

Две группы кроликов (по 5 животных) подвергали подострой и хронической затравке смесыо аморфного селена и селенистого ангидрида в затравочной камере. Концентрации аэрозолей создавали путем сжигания аморфного селена в вольтовой дуге.

Для затравки избраны более высокие концентрации, встречавшиеся в производственных условиях при обработке селена, т. е. для подострой затравки 0,02 мг селенистого ангидрида на 1 л воздуха и 40 мг аморфного селена на 1 м3 воздуха для хронической затравки — соответственно 0,01 мг/л и 20 мг/м^. Подострую затравку проводили ежедневно по 2 часа в день в течение недели, хроническую затравку — ежедневно по 2 часа в день в течение 12 недель.

Активность каталазы исследовали по методике Баха и Зубковой (В. С. Ассатиа-ни). Уровень глютатиона определяли по методике Вудворда и Фрейя (Woodword и Fry). Показатели активности каталазы и уровня глютатиона у подопытных животных после статистической обработки сравнивали с данными исследований, проводимых параллельно на группе контрольных животных, а также с исходными данными, полученными у подопытных животных до начала затравки.

При подострой затравке наблюдается резкое снижение активности каталазы крови кроликов. Каталазное число снижается в среднем с 9,55 до 6,59, а показатель каталазы — с 1,99 до 1,33. Активность каталазы снижается в среднем до 67,5% исходной активности.

При хронической затравке активность каталазы постоянно снижается, достигая в конце периода наблюдений следующих величин: каталазное число — 3,54, т. е. 36,1% исходной величины, показатель каталазы — 0,97, т.е. 45,4% исходной величины. У животных контрольной группы на протяжении 14 недель наблюдения не отмечали существенных отклонений степени активности каталазы от установленной в начале эксперимента. Точные данные наблюдений, а также данные динамических наблюдений приведены на рис. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.