https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.10.17
Шулбаев Олег Никитович
УСЛОВИЯ ТРУДА И БЫТА МЕХАНИЗАТОРОВ МТС ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В 1946-1958 ГГ.
Статья посвящена условиям труда и быта механизаторов машинно-тракторных станций (МТС) Восточной Сибири в послевоенный период. На основе материалов архивов Восточной Сибири и периодической печати рассмотрен производственный быт механизаторов в период проведения сезонных полевых работ и осенне-зимнего ремонта техники. Выявлены причины, обусловившие неудовлетворительное состояние материально-бытовых условий механизаторов, указаны меры, предпринятые партийно-государственными органами по улучшению их бытовых условий, показано отношение руководства МТС и колхозов к данной проблеме. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/10/17.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 10. C. 92-95. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/10/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
8. Омский зритель. 1929. 30 января.
9. Письмо Пушкова В. В. педагогам Барнаульской музыкальной школы им. А. К. Глазунова // Личный архив доктора культурологии, профессора Марченко Юрия Григорьевича.
10. Рабочий путь. 1922. 9 февраля.
11. Рабочий путь. 1923. 11 марта.
12. Рабочий путь. 1927. 8 апреля.
13. Сотникова Е. В. Идеи Пролеткульта в театрально-просветительской деятельности в Сибири 1920-х годов // Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность (г. Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.): сборник материалов Международной научной конференции: в 2-х т. Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 1. С. 43-46.
14. Сотникова Е. В. Музыкально-просветительская деятельность музыкальных учебных заведений Сибири в 1920-е годы // Известия Алтайского государственного университета. 2008. Вып. 4/5. С. 81-94.
15. Сотникова Е. В. Проблема изучения художественного образования в Сибири в 1920-е годы // Вестник Томского государственного университета. История. 2010. Вып. 2 (10). С. 32-37.
16. Томский зритель. 1927. 5 ноября.
PECULIARITIES OF DEVELOPING MUSICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN SIBERIA IN THE 1920S
Sotnikova Elena Vyacheslavovna, Ph. D. in History Siberian State University of Geosystems and Technologies, Novosibirsk sotnikovaev@mail. ru
Relying on archival documents and the periodical press materials, the author examines the peculiarities of developing musical educational institutions in the largest cities of Siberia in the 1920s. The researcher analyses state policy towards musical schools, colleges, which affected the propagation, scale and content of the musical institutions' activity. The paper covers such issues as changes in the financial situation of musical educational institutions, tightened control over artistic education and forced prole-tarization of the student staff.
Key words and phrases: cultural projects; musical education; sub-department of arts; enlightenment; proletarian element; ideology.
УДК 94(47).084.8+084.9 Дата поступления рукописи: 01.09.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.10.17
Статья посвящена условиям труда и быта механизаторов машинно-тракторных станций (МТС) Восточной Сибири в послевоенный период. На основе материалов архивов Восточной Сибири и периодической печати рассмотрен производственный быт механизаторов в период проведения сезонных полевых работ и осенне-зимнего ремонта техники. Выявлены причины, обусловившие неудовлетворительное состояние материально-бытовых условий механизаторов, указаны меры, предпринятые партийно-государственными органами по улучшению их бытовых условий, показано отношение руководства МТС и колхозов к данной проблеме.
Ключевые слова и фразы: механизаторы; машинно-тракторная станция; колхоз; условия труда; бытовые условия; Восточная Сибирь; полевой стан; ремонт техники.
Шулбаев Олег Никитович, к.и.н., доцент
Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, г. Абакан [email protected]
УСЛОВИЯ ТРУДА И БЫТА МЕХАНИЗАТОРОВ МТС ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В 1946-1958 ГГ.
В отечественной историографии широко освещены проблемы деятельности МТС в послевоенный период, связанные с развитием их технической оснащенности, кадрового потенциала, взаимоотношений с колхозами и др. В то же время не уделено внимания вопросам, посвященным изучению условий труда и быта механизаторов МТС, которые фрагментарно освещены в трудах исследователей, на примере областей Центрального Черноземья, Поволжья и др. [3; 24; 25]. Исходя из этого, исследование производственного быта работников МТС Восточной Сибири представляется актуальным, так как данная тема не получила еще достаточного изучения и анализа.
Целью настоящей статьи является изучение условий труда и быта механизаторов МТС Восточной Сибири в 1946-1958 гг. Научная новизна заключается в том, что на основе материалов архивов и периодической печати, отчасти впервые вводимых в научный оборот, рассмотрены материально-бытовые условия механизаторов Восточной Сибири в послевоенный период.
Последствия войны тяжело отразились на работе МТС Восточной Сибири. Значительно ухудшилось состояние ремонтных мастерских, не хватало полевых станов, жилья для работников МТС, имелись перебои в оплате труда и продовольственном снабжении.
Специфика труда механизаторов МТС заключалась в том, что с ранней весны (весенний сев) до поздней осени (уборка урожая) они находились в полевых условиях. В этой связи наличие вагончиков, оборудованных для отдыха, организованное питание, необходимые условия для личной гигиены приобретали для механизаторов большое значение.
Вопросы по созданию комфортных условий для работы и отдыха трактористов в полевых условиях постоянно стояли на повестке дня краевых и областных комитетов ВКП(б) Восточной Сибири. Например, бюро Иркутского областного комитета ВКП(б) в апреле 1946 г. приняло решение обязать «секретарей райкомов, председателей райисполкомов, директоров МТС и председателей колхозов принять меры к созданию необходимых материально-бытовых условий работникам тракторных бригад... Отремонтировать и построить вновь для каждой бригады вагончики, оборудовать их, организовать питание. Обязать облпотребсоюз организовать развозную торговлю предметами первой необходимости (табак, мыло, спички, галантерея) для трактористов» [16, с. 1].
На практике работникам тракторных бригад МТС при осуществлении полевых работ не создавались соответствующие условия для работы и отдыха. Так, в Акшинской и Урейской МТС Читинской области в 1946 г. в период проведения весенних полевых работ «из 24 тракторных бригад полевые вагончики имели только 6 бригад, а остальные жили на полевых станах в палатках, которые были непригодными для жилья» [6, д. 257, л. 68].
В январе 1948 г. был принят новый типовой договор между МТС и колхозами, который обязывал колхозы создать «надлежащие бытовые условия для тракторных бригад в период полевых сельскохозяйственных работ, т.е. организовать бригадные полевые станы. Построить в полевых станах постоянные и летние общежития или вагончики, кухни-столовые» [15].
Однако руководство колхозов не занималось вопросами, связанными с обустройством быта трактористов, в период проведения тракторных работ. Некоторые председатели колхозов открыто говорили: «.зачем нам возиться с вагончиками, коль трактористы с успехом могут жить в шалашах» [14, с. 1]. Наглядным примером халатного отношения к нуждам механизаторов является ситуация, возникшая в Тайшетской МТС Иркутской области в 1950 г., в которой во время весеннего сева «на 19 тракторных бригад имелся только один тракторный вагончик, требовавший ремонта и дополнительного оборудования» [12, с. 1].
Как показал анализ, большинство тракторных бригад МТС работало в таких тяжелых условиях практически до начала 1950-х гг. В целях улучшения бытовых условий механизаторов на сентябрьском пленуме ЦК КПСС (1953 г.) было принято решение «построить в течение 1954-1956 гг. на полевых станах общежития, полевые кухни» [10, с. 334].
В русле принятых на пленуме решений стало изменяться к лучшему обеспечение работников тракторных бригад вагончиками. Главный агроном Кабанской МТС Бурят-Монгольской АССР (БМ АССР) т. Бардамов в октябре 1953 г. указывал, что «в 12 тракторных бригадах имелись полевые передвижные вагончики, однако постоянных типовых станов для тракторных бригад не имелось» [13, д. 521, л. 94].
Особое внимание бытовым условиям работников МТС стало уделяться в период освоения целинных и залежных земель в Восточной Сибири. Так, Красноярский крайком КПСС в апреле 1954 г. вынес решение обязать «крайсельхозуправление и директоров МТС обеспечить тракторные бригады и отряды МТС полевыми станами, вагончиками для жилья, кухнями, банями, а также организовать общественное питание и водоснабжение» [22, с. 25].
Со строительством полевых станов для тракторных бригад и их благоустройством бытовые условия механизаторов заметно улучшились. Трактористы, отмечая позитивные перемены, говорили, что «в прошлые годы на соломе спали, а теперь вон как живем, дома построили» [21, с. 2].
Организация общественного питания для механизаторов во время полевых работ являлась важной задачей колхозов, с которой большинство из них не справлялось. Например, в МТС Акшинского района Читинской области в 1946 г. в период весенней пахоты «питание в большинстве бригад было организовано плохо и низкого качества, хлеб не выдавался по несколько дней, трактористы были вынуждены ходить на обед в села и полевые станы на расстояние от 2 до 6 км» [6, д. 257, л. 68].
Помощь колхозам по организации общественного питания для механизаторов в полевых условиях были обязаны оказывать и работники потребительской кооперации. Например, в 1955 г. «ряд сельпо Нукутского, Заларин-ского, Эхирит-Булагатского районов Иркутской области практиковали выезды на станы столовых и чайных. В области было организовано всего до 50 разъездных столовых. Однако этого было слишком мало» [17, с. 3].
Необходимо отметить, что колхозам и потребительской кооперации так и не удалось организовать бесперебойное и качественное питание, торговлю для механизаторов в период полевых работ. Трактористы часто жаловались, что «живут без завтраков. Работаешь ночь, а потом приходишь в общежитие и терпишь до обеда. А до МТС далеко - 35 км. Где что купишь?» [21, с. 2].
Как известно, работа механизаторов в полевых условиях была сопряжена с тяжелыми санитарно-гигиеническими условиями. Последнее требовало строительства на полевых станах бань и установки душевых с тем, чтобы механизаторы могли заняться личной гигиеной после работы. Однако практика показала, что многие полевые станы не были благоустроены даже самыми элементарными удобствами. К примеру, в колхозе им. Маленкова Иркутской области «трактористы и сеяльщики МТС не были обеспечены водой для питья и умывания» [18, с. 1]. Хотя со временем, в зависимости от обстановки, тракторные бригады имели специально построенные или передвижные бани [20, с. 27].
Наряду с полевыми работами трактористы в осенне-зимний период были заняты ремонтом тракторов и прицепных орудий в усадьбах МТС. Здесь механизаторы также сталкивались с рядом трудностей, связанных
с недостатком оборудованных для проведения ремонта мастерских. Например, «в 1950 г. в стране только 39% МТС располагало типовыми ремонтными мастерскими, в 1955 - 48%, а в 1957 г. - 57%» [3, с. 240].
Другой стороной проблемы являлось то, что мастерские МТС часто не были подготовлены к зиме, т.е. помещения не утеплены, отопление не подключено. Например, в Баяндаяевской МТС Иркутской области кадровые рабочие-ремонтники заявляли: «...в мастерских работать нельзя, холодно, вот и сидим часами в машинном отделении, руки греем» [7, с. 1].
Во многих мастерских МТС в производственных цехах не имелось вентиляции, оборудования, ветоши и аптечек. Инструктор обкома профсоюзов сельского хозяйства Иркутской области В. Сибирякова указывала, что в Осинской МТС «здание электрогазосварочного цеха много лет эксплуатируется без отсасывающей газоотводной вентиляции. Пол здесь земляной и во время работы в воздух поднимается масса пыли. В кузнице, находящейся в тесном и низком деревянном помещении, вместо устройства механической вентиляции, в одном из углов пробили дыру. Кузнецам, чтобы избавиться от вредных газов, приходится, во время больших морозов, работать при открытых дверях на сквозняке» [23, с. 1].
В некоторых МТС трактористы и ремонтные рабочие, в условиях сибирской зимы, были вынуждены работать в цехах на ремонте техники «в шубах, шапках, рукавицах» [9, с. 1]. Безусловно, при таких плохих условиях труда ремонт техники не мог быть высокопроизводительным.
Тяжелое положение в МТС сложилось и по обеспечению трактористов и ремонтных рабочих общежитиями для проживания в период осенне-зимнего ремонта техники. Так, ремонтные рабочие Бирюльской МТС Иркутской области были «вынуждены жить на частных квартирах, а некоторые ночевали прямо в конторе МТС» [1, с. 1]. В Тангуйской МТС Иркутской области трактористы жили «в небольших помещениях, рассчитанных на восемь-десять коек по 15-16 человек. Некоторым механизаторам приходилось ночевать прямо на полу, между койками. Не хватало в общежитиях скамеек, стульев. Ремонтникам приходилось сидеть на койках в рабочей одежде» [8, с. 2].
В Хонхолойской, Ново-Брянской, Торейской, Цаган-Усунской, Эгитуйской и ряде других МТС БМ АССР в 1956 г. не имелось общежитий для механизаторов. При этом начатое в 1954 г. строительство общежитий не было закончено [13, д. 652, л. 187]. В связи с этим механизаторы для проведения ремонтных работ были вынуждены ходить на работу из соседних колхозов.
Следует заметить, что дирекции МТС не заботились о создании трактористам, занятых на ремонте, соответствующих их характеру труда бытовых условий. Во многих МТС ремонтники не могли принять душ или обмыться в бане после трудового дня. В Красноярском крае во многих МТС отсутствовали общественные бани [19, с. 2].
Нередко в новых благоустроенных общежитиях, построенных для механизаторов в МТС, не были подключены отопление и душевые. Так, в Баклашинской МТС Иркутской области специально построенный для ремонтных рабочих душ не работал [4, с. 3]. В Заларинской МТС Иркутской области общежитие не было оборудовано отоплением [11, с. 1].
Показателен пример Малокуналейской МТС БМ АССР, организованной еще в 1934 г., в которой в 1951 г. не было собственной бани и хорошего общежития для трактористов, проводящих зимний ремонт техники [13, д. 382, л. 13]. В целом, в стране в 1955 г. «общежития были в 64% МТС, бани - 32%, а в 1957 г. - соответственно в 86% и 44%» [5, с. 171].
В то же время безответственное отношение дирекций МТС и правлений колхозов к жилищно-бытовым условиям механизаторов было обусловлено сезонным характером их работы. Как известно, до осени 1953 г. основная часть механизаторов являлась членами колхозов, привлеченными на сезонные работы в МТС. Только на сентябрьском пленуме ЦК КПСС (1953 г.) было принято решение перевести их в штаты МТС.
Такое положение механизаторов, до перевода их в штаты МТС, позволяло руководству МТС и колхозов не обременять себя заботами об устройстве их быта. Например, директор Енисейской МТС Красноярского края т. Ковригин открыто заявлял, что «трактористы в МТС работают мало, а больше находятся в колхозах, то о них, людях временных, заботиться излишне... Председатели колхозов, напротив, считали, что трактористы - механизаторы, а значит, больше относятся к МТС, чем к колхозу. В итоге трактористы, ремонтирующие свои машины и выполняющие на них весь цикл сельскохозяйственных работ, превращались в ничейных людей» [2, с. 3].
Другой важной проблемой, требовавшей безотлагательного решения, была неудовлетворительная организация общественного питания в МТС в период проведения осеннее-зимнего ремонта техники. Руководства республик, краев и областей Восточной Сибири в первой половине 1950-х гг. неоднократно предпринимали меры по устранению недостатков в этой сфере. Например, в постановлении Совета министров БМ АССР (СМ БМ АССР) № 802 от 15 ноября 1952 г. отмечалось, что «в ряде МТС неустроенно общественное питание, не приняты меры по открытию во всех МТС столовых и буфетов» [13, д. 455, л. 1]. В декабре 1956 г. СМ БМ АССР вновь указывал на то, что «в Больше-Куналейской, Цаган-Усунской, Гашейской и ряде других МТС имели место большие перебои в снабжении рабочих МТС хлебом» [Там же, д. 652, л. 187]. В целом проблема организации общественного питания для рабочих МТС и трактористов во время осуществления зимнего ремонта техники в МТС не была решена в полном объеме.
Итак, успешное проведение весенних полевых работ, уборки урожая и осенне-зимнего ремонта техники напрямую зависело от условий труда и быта механизаторов. На колхозы были возложены обязательства по обеспечению тракторных бригад передвижными вагончиками, организации общественного питания, оборудованию полевых станов с тем, чтобы работники тракторных бригад не тратили время на лишние переходы
домой. На практике колхозы часто не выполняли свои обязательства по созданию необходимых условий для работы и отдыха механизаторов в полевых условиях.
Срыв графиков ремонта техники в МТС в осенне-зимний период, как правило, являлся прямым следствием того, что руководство МТС не обеспечивало необходимых производственных и жилищно-бытовых условий для трактористов, задействованных на ремонтных работах. Таким образом, сезонный характер работ и правовое положение механизаторов как членов колхозов и работников МТС приводили к их бытовой неустроенности.
Необеспеченность нормальных условий труда, жилищно-бытовая неустроенность механизаторов в период сезона полевых работ и осенне-зимнего ремонта техники были присущи не только МТС Восточной Сибири, но и других регионов страны. Решения партийно-государственных органов были направлены на улучшение условий труда и быта механизаторов, т.е. благоустраивались полевые станы, строились общежития и мастерские МТС и т.п. Несмотря на это, проблема создания соответствующих условий труда и быта для механизаторов МТС Восточной Сибири оставалась злободневной вплоть до их реорганизации в 1958 г. Изучение производственного быта механизаторов в 1946-1958 гг. имеет дальнейшие перспективы, так как позволяет дополнить и воссоздать цельную картину деятельности МТС Восточной Сибири в изучаемый период.
Список источников
1. Алексеев А., Горбунов П. Больше заботы о ремонтерах // Восточно-Сибирская правда. 1948. 17 ноября.
2. Апрелков И. В общежитии одной МТС // Красноярский рабочий. 1948. 14 января.
3. Арутюнян Ю. В. Механизаторы сельского хозяйства СССР в 1929-1957 гг. (формирование кадров массовых квалификаций). М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. 341 с.
4. Буторов В. Что тормозит ремонт техники? // Восточно-Сибирская правда. 1957. 15 февраля.
5. Вылцан М. А. Восстановление и развитие материально-технической базы колхозного строя (1945-1958). М.: Мысль, 1976. 263 с.
6. Государственный архив Читинской области (ГАЧО). Ф. П-3. Оп. 4.
7. Евгеньев П. Когда отсутствует организованность // Восточно-Сибирская правда. 1948. 17 ноября.
8. Зарубин Г. Так работать нельзя // Восточно-Сибирская правда. 1955. 25 декабря.
9. Зорин Е. На позициях невмешательства // Восточно-Сибирская правда. 1956. 29 декабря.
10. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): в 16-ти т. / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. Изд-е 9-е, доп. и испр. М.: Политиздат, 1985. Т. 8. 1946-1955. 542 с.
11. Лопатина А. Кто позаботится о нуждах ремонтников // Восточно-Сибирская правда. 1956. 18 декабря.
12. Навалихин С. Слова и практика // Восточно-Сибирская правда. 1950. 9 апреля.
13. Национальный архив Республики Бурятии (НАРБ). Ф. Р-1145. Оп. 1.
14. Никитаевская МТС не готова к севу // Восточно-Сибирская правда. 1950. 16 апреля.
15. О типовом договоре машинно-тракторной станции с колхозом [Электронный ресурс]: Постановление Совмина СССР от 27.01.1948 № 161. URL: http://sssr.regnews.org/doc/rq/7i.htm (дата обращения: 31.07.2019).
16. Об улучшении использования тракторов в МТС и совхозах в 1946 году: Постановление бюро Иркутского областного комитета ВКП(б) // Восточно-Сибирская правда. 1946. 17 апреля.
17. Общественное питание на полевых станах // Восточно-Сибирская правда. 1955. 27 апреля.
18. Петров М. Ликвидировать простои механизмов // Восточно-Сибирская правда. 1953. 16 мая.
19. Полнее и всестороннее удовлетворять культурно-бытовые запросы механизаторов // Красноярский рабочий. 1954. 30 января.
20. Попов И. М. Сибирское поле. Очерки истории сельхозтехники Красноярского края. Красноярск: Красноярскагро-промтехника, 1995. 687 с.
21. Рудых А. Улучшить культурно-бытовое обслуживание хлеборобов // Восточно-Сибирская правда. 1956. 16 сентября.
22. Сельское хозяйство Красноярского края 1953-1965 гг.: информационные материалы / сост. А. П. Доброновская. Красноярск: КГПУ, 1998. 91 с.
23. Сибирякова В. Создать условия // Восточно-Сибирская правда. 1956. 18 декабря.
24. Томилин В. Н. Наша крепость: машинно-тракторные станции Черноземного Центра России в послевоенный период: 1946-1958 гг. М.: АИРО-XXI, 2009. 397 с.
25. Хасянов О. Р. Повседневная жизнь советского крестьянства в послевоенное время. 1945-1953 гг. (на материалах Куйбышевской и Ульяновской областей): дисс. ... д.и.н. Самара, 2017. 459 с.
LIVING AND WORKING CONDITIONS OF MACHINE OPERATORS AT MACHINE AND TRACTOR STATIONS OF EASTERN SIBERIA IN 1946-1958
Shulbaev Oleg Nikitovich, Ph. D. in History, Associate Professor Khakass State University named after N. F. Katanov, Abakan shulbaev9@rambler. ru
The article analyses living and working conditions of machine operators at machine and tractor stations of Eastern Siberia in the post-war period. Relying on the materials of the East Siberian archives and regional periodicals, the author examines everyday working conditions of machine operators in the period of seasonal agricultural work and in the autumn-winter period of agricultural machinery maintenance. The researcher identifies the causes of unsatisfactory material and living conditions of machine operators, describes the measures taken by the party and state bodies to improve the workers' living conditions, shows the attitude of the machine and tractor stations and collective farm administration to this problem.
Key words and phrases: machine operators; machine and tractor station; collective farm; working conditions; living conditions; Eastern Siberia; field camp; machinery maintenance.