Научная статья на тему 'Условия стимулирования развития в России корпоративной пенсионной системы'

Условия стимулирования развития в России корпоративной пенсионной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / CORPORATE PENSION / КОРПОРАТИВНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / CORPORATE RETIREMENT SYSTEMS / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / PENSION SAVINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белобабченко Марина Константиновна

В статье рассматриваются условия, которые могут способствовать развитию и участию организаций и предприятий среднего и малого бизнеса в корпоративном пенсионном обеспечении. Анализируются данные опросов среди граждан Российской Федерации на предмет готовности их участия в корпоративных пенсионных программах. Так, данные опроса ВЦИОМ в 2013 году показывают, что 22% опрошенных уже сейчас хотели бы отчислять часть своего дохода в счет будущей пенсии. Автор считает, что, несмотря на снижение темпов производства в стране и ухудшение финансового состояния граждан, назрела необходимость в принятии закона о корпоративном пенсионном обеспечении, а также в формировании рыночных механизмов регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белобабченко Марина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions Required to Encourage Russia’s Corporate Pension System

This article examines the perquisites for the formation of the contemporary corporate pension provision through greater engagement of middle and smallsize organizations and enterprises. Currently, corporate pension schemes can only be afforded by large and profitable enterprises and corporations engaged in fuel and energy, also in oil and transport industries of the Russian Federation. However, surveys of the allRussian center for public opinion studies show that 22% of Russian citizens would like to pay some amount of money for future retirement, in addition to the pensions that will be paid by the state. The author believes that, in spite of the current sanctions against Russia and the deterioration of economic development, the adoption of the Federal law on corporate pension system is necessary. Of course, at the same time, the state should take measures to encourage employers to establish corporate pension programs by providing tax benefits and other preferential terms.

Текст научной работы на тему «Условия стимулирования развития в России корпоративной пенсионной системы»

Условия стимулирования развития в России корпоративной пенсионной системы

БЕЛОБАБЧЕНКО Марина Константиновна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются условия, которые могут способствовать развитию и участию организаций и предприятий среднего и малого бизнеса в корпоративном пенсионном обеспечении. Анализируются данные опросов среди граждан Российской Федерации на предмет готовности их участия в корпоративных пенсионных программах. Так, данные опроса ВЦИОМ в 2013 году показывают, что 22% опрошенных уже сейчас хотели бы отчислять часть своего дохода в счет будущей пенсии. Автор считает, что, несмотря на снижение темпов производства в стране и ухудшение финансового состояния граждан, назрела необходимость в принятии закона о корпоративном пенсионном обеспечении, а также в формировании рыночных механизмов регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Ключевые слова: корпоративная пенсионная система, корпоративное пенсионное обеспечение, пенсионные накопления.

Conditions Required to Encourage Russia's Corporate Pension System

M. K. Belobabchenko, PhD in law

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia

E-mail: [email protected]

This article examines the perquisites for the formation of the contemporary corporate pension provision through greater engagement of middle and small-size organizations and enterprises. Currently, corporate pension schemes can only be afforded by large and profitable enterprises and corporations engaged in fuel and energy, also in oil and transport industries of the Russian Federation. However, surveys of the all-Russian center for public opinion studies show that 22% of Russian citizens would like to pay some amount of money for future retirement, in addition to the pensions that will be paid by the state. The author believes that, in spite of the current sanctions against Russia and the deterioration of economic development, the adoption of the Federal law on corporate pension system is necessary. Of course, at the same time, the state should take measures to encourage employers to establish corporate pension programs by providing tax benefits and other preferential terms.

Keywords: corporate retirement systems, corporate pension, pension savings.

DOI: 10.12737/12225

В соответствии со Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации1 предлагается разработать правовые основы создания и функционирования корпоративных пенсионных систем. Это предполагает прежде всего подготовку проекта закона о корпоративных пенсиях, в котором закреплялись бы основные принципы и ме-

1 Утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р.

ханизм действия системы корпоративного пенсионного обеспечения в России, а также ее структура.

К сожалению, предпосылок для развития, а тем более для эффективной работы корпоративной пенсионной системы в настоящий момент не имеется, что обусловлено развитием мировой экономики в целом, состоянием отечественной экономики, введением экономических санкций в отношении России и, как следствие, отсутствием необходимого устой-

чивого экономического роста в этих условиях конкретных предприятий и отраслей промышленности Российской Федерации.

Как следует из отчета НИУ ВШЭ «Комментарии о государстве и бизнесе», по итогам третьего квартала 2014 г. средняя зарплата в России сократилась на 0,3% и прогноз экспертов на 2015 г. также неутешительный. В этом году реальное падение зарплат, по прогнозам, составит до 1,9%, поскольку финансовые ограничения, действующие в отношении нашей страны, а также рост инфляции не позволят адекватно повышать работникам заработную плату. А по данным опроса ВЦИОМ от 31 октября 2013 г., 24% респондентов не готовы были отчислять дополнительные денежные средства на будущую пенсию по причине отсутствия финансовой возможности. Таким образом, падение заработной платы лишит еще какую-то часть граждан возможности позаботиться о будущей пенсии. Вместе с тем 22% опрошенных уже сейчас хотели бы отчислять часть своего дохода в счет будущей пенсии. В связи с этим полагаем, что даже в такое непростое в экономическом смысле время необходимо предпринять усилия по созданию законодательной базы для правового регулирования развития корпоративного пенсионного обеспечения в России.

В рамках принятой Стратегии некоторыми организациями и заинтересованными ведомствами предпринимаются попытки по подготовке проекта федерального закона о корпоративном пенсионном обеспечении. Задачей данного законопроекта является определение основных базовых понятий, которые должны использоваться при установлении института корпоративного пенсионного обеспечения, и обозначение структурного механизма действия корпоративной пенсионной системы от момента учреждения соответствующей корпоративной пенсионной программы до непосредственно

момента осуществления пенсионных выплат физическому лицу — участнику пенсионной программы.

Действующие сейчас в крупных корпорациях и компаниях программы корпоративного пенсионного обеспечения (ОАО «Лукойл», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром» и др.), надо признать, не являются типичными, поскольку возникли и действуют в сфере высокодоходных отраслей промышленности с соответствующим уровнем заработной платы. И это обстоятельство существенно влияет как на условия и свободу выбора самих видов программ корпоративного пенсионного обеспечения, так и на разнообразие способов пенсионных накоплений (и по процентному соотношению к заработной плате, и по порядку формирования суммы отчислений на будущую пенсию). Полагаем, что это практически гарантированное с точки зрения минимизации возможных рисков решение вопроса инвестирования пенсионных накоплений работников — участников корпоративных пенсионных программ.

Что же касается иных сфер производства и оказания услуг, где задействованы и работают большинство российских граждан, то картина по уровню заработной платы и условиям труда, на фоне которой все-таки необходимо строить корпоративную пенсионную систему, представляется совершенно иной. Это отмечается многими юристами, которые занимаются вопросами пенсионного обеспечения. Так, Е. Н. Сочнева пишет: «...если крупная компания может себе позволить ввести корпоративную пенсию, то для мелких, у которых нет даже коллективного договора, это невозможно. Кроме того, у предприятий различных отраслей должны быть свои особенности в построении корпоративных систем»2.

2 Сочнева Е. Н. Оценка системы пенсионного обеспечения России // Социальное и пенсионное право. 2014. № 1. С. 52; Интервью главы ПФР А. Дроздова: Корпоратив-

По данным статистики, средняя заработная плата в России в 2014 г. составила около 30 тыс. руб. Очевидно, что отчислять сколько-нибудь существенную сумму (например, от 5 до 10 тыс. в месяц) для будущей пенсии работнику весьма проблематично. Тем не менее опрос ВЦИОМ показал, что сумма, которую россияне уже сегодня готовы ежемесячно отчислять в счет будущей пенсии, составляет 1902 руб. (с учетом инфляции и роста цен представляется, что уже и названная сумма отчислений требует корректировки). Такая, прямо скажем, незначительная сумма отчислений не способствует учреждению работодателем корпоративной пенсионной программы на небольшом по численности и прибыльности предприятии или организации, в том числе в связи с высокими издержками, связанными с реализацией пенсионной программы. Принимая во внимание это обстоятельство, представляется, что при определении порядка и условий создания корпоративной пенсионной системы в зависимости от экономических показателей и устойчивости юридических лиц — учредителей корпоративных пенсионных программ необходимо, во-первых, предусмотреть достаточно гибкие требования к самим пенсионным программам, во-вторых, предоставить предприятиям и организациям, которые учреждают корпоративную пенсионную программу, налоговые и другие льготы с целью усиления мотивации участия в системе корпоративного пенсионного обеспечении. Эти льготы могут иметь временный характер, но при этом их применение или отмена, на наш взгляд, должны зависеть от экономических и финансовых показателей учредителя программы и порядка формирования пенсионного взноса.

ные пенсионные системы в России охватывают не более 15% работающих граждан. URL: http://www.zerich-npf.ru/news/ pension/1437/25/06/2013.

Кроме того, поскольку отчисления напрямую зависят от заработной платы работника, достаточно эффективным и мотивирующим моментом будет отражение суммы накоплений по программе корпоративного пенсионного обеспечения в справке 2-НДФЛ работника наряду с его доходами. Отражение суммы накоплений будет иметь значение и в случае изменения участником пенсионной программы места работы. Полагаем, такая мера, помимо прозрачности и контроля процесса накопления, имеет и психологическое воздействие, стимулирующее работника осуществлять отчисления и реально видеть сумму пенсионных накоплений.

Конечно, при этом не надо забывать, что существуют инфляция и другие экономические и инвестиционные факторы, которые влияют на сохранность накоплений, но эта проблема должна решаться на следующем этапе функционирования системы корпоративного обеспечения и является объектом сферы деятельности следующего участника данной системы — управляющей компании при инвестировании пенсионных накоплений, находящихся в ее управлении.

В названной выше Стратегии пенсионная система обозначена как трехуровневая модель. На втором уровне, который отводится корпоративным пенсиям, основной порядок их формирования связывается с работодателем при возможном участии работника. Как видно из этой формулировки, основное бремя пенсионных отчислений в рамках корпоративной пенсионной системы отводится работодателю. Представляется, что на данный момент более актуально говорить о формировании пенсионных накоплений в первую очередь на принципах софинансиро-вания (предприятие плюс работник), затем за счет отчислений самого работника и только в последнюю очередь за счет работодателя.

Порядок формирования пенсионного взноса в огромной степени зави-

сит и от экономического и финансового состояния организации — учредителя корпоративной пенсионной системы. Чем более успешно и эффективно работает предприятие (организация), тем больше у него возможности участвовать в софинан-сировании пенсионных накоплений своих работников. Представляется, что уже сейчас такие предприятия, которые имеют сетевую организационную структуру деятельности (торговые, аптечные и т. п.), вполне реально могут быть участниками корпоративной пенсионной системы и учредителями корпоративной пенсионной программы, охватывающей все входящие в данную сеть предприятия и организации. Конечно, это должно быть подкреплено действиями государства в лице Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты, а также Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые должны рассмотреть и поддержать инициативы, мотивирующие граждан к добровольному отчислению средств на будущую пенсию.

Что касается малого и среднего бизнеса, который не входит в сетевую структуру или не имеет каких-либо иных крупных объединяющих организационных структур и не может самостоятельно обеспечить реализацию пенсионной программы для своих работников, то на этот случай необходимо разработать несколько типовых программ корпоративного пенсионного обеспечения на базе федерального закона о корпоративном пенсионном обеспечении и уже действующих корпоративных пенсионных систем.

Важность организации корпоративного пенсионного обеспечения должна разъясняться и пропагандироваться всеми возможными способами. И здесь нельзя не согласиться с мнением, высказанным директором департамента корпоративных продаж НПФ Сбербанка О. В. Мош-ляком, о том, что одна из главных причин того, что в России мало ком-

паний, которые используют систему корпоративных пенсионных программ, заключается в отсутствии информации о корпоративных пенсионных программах, достаточно консервативном менталитете большинства руководителей, пассивности сотрудников компаний и т. п.3

Как указывается в Стратегии, реализация корпоративных пенсионных систем потребует стандартизации финансовых пенсионных продуктов, поскольку аккумулированные в НПФ пенсионные накопления должны работать, чтобы не только сохранить имеющиеся средства, но и обеспечить доходность. Уже сейчас управляющие компании, которым НПФ передают в управление накопительные средства граждан, имеют в своем арсенале достаточное количество рыночных финансовых инструментов для вложения. На сегодняшний день это государственные ценные бумаги, акции, облигации, паевые инвестиционные фонды, банковские депозиты, ценные бумаги правительств иностранных государств, ценные бумаги международных финансовых организаций (только в том случае, если их надежность подтверждена ведущими международными рейтинговыми агентствами). Как видим, выбор у НПФ имеется и чем больше и разнообразнее рынок финансовых услуг и обращающиеся на нем финансовые инструменты, тем эффективнее будут инвестиции.

Вместе с тем в крупных корпорациях и на предприятиях, имеющих системообразующее значение, система корпоративного пенсионного обеспечения имеет достаточно замкнутый и «самообеспечивающий» характер, а инвестиционные проекты таких предприятий обеспечивают доходность в том числе и пенсионным накоплениям. Поэтому актуаль-

3 См.: Интервью: Корпоративные пенсионные программы как инструмент эффективного менеджмента // Кадровик.ру. 2013. № 11. С. 76.

ным вопросом для НПФ, в которых будут аккумулироваться средства пенсионных отчислений большинства граждан России и управляющих компаний, является возможность использования этих активов в доходных и долгосрочных инвестиционных проектах.

Пенсионные накопления представляют собой с точки зрения инвестиций длинные деньги, которые можно и нужно вкладывать в долгосрочные проекты в целях экономического развития страны. Такое развитие событий обусловлено и внешнеполитическими причинами: введением санкций в отношении России, ограничением доступа к международным финансовым рынкам и невозможностью кредитования в зарубежных банках. Все это приводит к тому, что для реализации и развития крупных инвестиционных проектов необходимо искать финансирование внутри страны. Тем самым пенсионные накопления, которые задействованы в корпоративных пенсионных программах, создают еще и инвестиционный потенциал для экономического развития.

Стимулирование развития корпоративных пенсионных систем должно прежде всего исходить от государства и осуществляться несколькими способами. Именно от эффективности мер стимулирования, предпринимаемых государством, зависит, заработает ли в России корпоративная пенсионная система. Это может быть осуществлено законодательным путем: внесением изменений в трудовое законодательство

или принятием отдельного закона и распространением его требований в части обязательности корпоративного пенсионного обеспечения на всех работодателей.

Наиболее привлекательный инструмент для стимулирования развития корпоративной пенсионной системы связан с налоговыми льготами. Распределение налогового бремени с целью налогового стимулирования может предусматривать как освобождение взносов и пенсионных выплат, так и освобождение взносов, но при этом применяя налогообложение к пенсионным выплатам или снижение ставок налогов. Эти льготы могут применяться как в отношении предприятия (организации), которое является учредителем корпоративной пенсионной программы, так и в отношении физических лиц, пожелавших стать участниками корпоративной пенсионной программы (вплоть до снижения подоходного налога или предоставления социального вычета).

Итак, несмотря на снижение производства в стране и ухудшение финансового состояния граждан, назрела необходимость в принятии закона о корпоративном пенсионном обеспечении, а также в формировании рыночных механизмов регулирования деятельности НПФ и управляющих компаний. Учитывая особенности инвестирования пенсионных накоплений, следует установить унифицированные правила ведения счетов по пенсионным программам для всех операторов пенсионных программ и правила ведения отчетности.

Библиографический список

Интервью главы ПФР А. Дроздова: Корпоративные пенсионные системы в России охватывают не более 15% работающих граждан. URL: http://www.zerich-npf.ru/news/ pension/1437/25/06/2013.

Интервью: Корпоративные пенсионные программы как инструмент эффективного менеджмента // Кадровик.ру. 2013. № 11.

Сочнева Е. Н. Оценка системы пенсионного обеспечения России // Социальное и пенсионное право. 2014. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.