Научная статья на тему 'Условия развития малого бизнеса на примере России и Китая'

Условия развития малого бизнеса на примере России и Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL-SCALE BUSINESS / ФАКТОРЫ / FACTORS / МАЛЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL INDUSTRIAL ENTERPRISES / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / SOCIAL INEQUALITY / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радченко Мария Владимировна, Соколова Галина Валерьевна

В статье рассматривается актуальная проблема сравнительного анализа малого бизнеса на примере Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Исследовано состояние российского и китайского малого промышленного бизнеса, а также воздействие множества факторов, оказывающих влияние на его функционирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS SMALL-SCALE BUSINESS DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF RUSSIA AND CHINA

In article the actual problem of the comparative analysis of a small-scale business on an example of the Russian Federation and the Chinese National Republic is considered. The condition of the Russian and Chinese small industrial business, and also influence of set of the factors influencing its functioning is investigated.

Текст научной работы на тему «Условия развития малого бизнеса на примере России и Китая»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

РАДЧЕНКО М.В., СОКОЛОВА Г.В.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ

РОССИИ И КИТАЯ

В статье рассматривается актуальная проблема сравнительного анализа малого бизнеса на примере Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Исследовано состояние российского и китайского малого промышленного бизнеса, а также воздействие множества факторов, оказывающих влияние на его функционирование.

НА1)СН1МКО М. V, ЗОКОЮУА О. V.

CONDITIONS SMALL-SCALE BUSINESS DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF RUSSIA AND CHINA

In article the actual problem of the comparative analysis of a small-scale business on an example of the Russian Federation and the Chinese National Republic is considered. The condition of the Russian and Chinese small industrial business, and also influence of set of the factors influencing its functioning is investigated.

Ключевые слова: малый бизнес, факторы, малые промышленные предприятия, социальное неравенство, конкурентная среда, инновационная активность.

Keywords: small-scale business, factors, the small industrial enterprises, the social inequality, the competitive environment, innovative activity

Малые промышленные предприятия (МПП) - неотъемлемая часть экономики большинства индустриально развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства, вовлечение в процесс производства ресурсов, не используемых крупным бизнесом, удовлетворение дифференцированного производственного и непроизводственного спроса, освоение новых (в том числе зарубежных) рынков и т.д. [2].

РФ и Китай являются странами, которые относятся к однородной группе стран, имеющих в целом сходные условия для развития малых предприятий.

В то же время у этих стран имеются и существенные различия.

Китай обладает большим трудовым потенциалом с существенно более дешевой рабочей силой; Китай в недавнем прошлом - страна со значительной сельскохозяйственной специализацией; в то время как РФ - страна с индуст-

риальным типом развития; Китай является регионом, более привлекательным для иностранных инвесторов, нежели РФ, и т.д.

Рассмотрим условия развития МБ (в том числе его реального сегмента -МПП) в этих странах более детально. При этом будем учитывать тот факт, что на функционирование данного сектора экономики существенное влияние оказывает общая экономическая ситуация, которая характеризуется такими основными макроэкономическими индикаторами, как темп роста ВВП, объем и динамика промышленного производства, финансовая и другие виды поддержки малого предпринимательства и т.д.

Российская Федерация.

Состояние российской экономики может быть охарактеризовано следующими данными, представленными в табл.1. В целях сопоставимости показателей данные табл. 1 приведены в рублевом и долларовом выражении.

Таблица 1.

Основные макроэкономические показатели Российской экономики в

2001-2007 г. (в рублях и долларах)

Год ВВП, млрд. ВВП на душу населения, руб. / долл. Объем промышленного производства, млрд. Инвестиции в основные фонды, млрд. Валовой выпуск МБ, млрд. Выпуск МБ в ВВП, % Выпуск МПП в ВВП, % Динамика курса доллара к рублю

В рублях

2001 7306 49 835 4763 471,4 613,7 8,4 2,3 -

2002 8944 61267 5881 608,5 852,7 9,5 2,4 -

2003 10831 74 536 6868 681,1 1160,8 10,7 2,7 -

2004 13243 91607 8498 834,1 1686,0 12,7 3,0 -

2005 17048 118 537 11209 1078,9 2229,6 13.1 3,1 -

2006 21620 151069 13625 1301,4 9633,6 44,6 4,5 -

2007 26781 187954 15758 1677,0 12099,2 45,2 4,6 -

В долларах

2001 228,31 1 557,3 148,84 14,73 19,18 8.4 2,3 32

2002 298.13 2 042,2 196.03 20,28 28.42 9.5 2,4 30

2003 361.03 2 484,5 228.93 22.70 38,69 10.7 2,7 30

2004 413.84 2 862,7 265,56 26,07 52,69 12,7 3,0 32

2005 587.86 4 087,5 386,52 37,20 76,88 13.1 3,1 29

2006 800.74 5 595,1 504.63 48,20 356,80 44,6 4,5 27

2007 956.46 6712.6 562,79 59,89 432.11 45,2 4,6 28

Вместе с ростом экономики осуществлялось развитие российского МБ. Однако оно проходило неравномерно: если в первые годы перестройки наблюдался бум развития малых предприятий, то затем он сменился стагнацией, и только в последние годы произошел рост числа малых фирм, количество которых к настоящему времени достигло 1,138 млн. ед. (без микропредприятий).

Сегмент МПП занимает особое место в народнохозяйственном комплексе и, в частности, в реальном секторе экономики. Структура малых предприятий по экономическим видам деятельности не меняется в течение последних нескольких лет: порядка 45% малых предприятий занято торговлей,

около 22 % действует в сфере услуг, производственный малый бизнес представляют 11% от общего числа компаний, столько же малых предприятий занимаются строительством (11%), около 5% российских малых предприятий -транспортом и связью, 3% - гостиничным делом, сельским и лесным хозяйствами.

Несмотря на оживление их деятельности в последние годы, роль российских малых промышленных структур в общественном производстве остается незначительной. В количественном выражении их вклад в общественное производство невелик. Вклад российских предприятий малого бизнеса в ВВП не превышает 15% - 17%, а доля работающих на них в общем числе занятых в экономике - 3,3%. Также относительно невелика в количественном отношении занимаемая ими доля в промышленном производстве страны:

> по объему произведенной продукции их доля составляет всего 3,5%;

> по численности занятых — 10,8%;

> существенно выше их доля по числу предприятий - 35% [3,5].

Сегмент МПП (как часть сектора российского МБ) характеризуется более инерционной динамикой, хотя промышленные предприятия являются важнейшим компонентом институциональной структуры рыночной экономики, процессы становления и развития МПП в РФ характеризовались существенной неравномерностью и асинхронностью в сравнении с общими тенденциями роста экономики и развития малого бизнеса в целом.

Таблица 4

Индикаторы развития Российских МПП 2001-2007 гг._

Показатели Годы

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Число МПП, тыс. ед, 134,2 125,1 121 119 128,1 126,5 131

Чисто занятых МПП в РФ, тыс. чел. 1621,9 1529 1569,7 17213 1841,3 1832,1 1974,6

Доля в числе малых фирм, % 15,3 14,8 13,7 13,3 13,4 12,9 12,7

Объем выпуска МПП, млн. руб. 168098 214571 292726 391561 630931 983277 1227800

Доля МПП в выпуске МБ, % 27,4 25,2 25,2 23,2 23,8 10,1 10,2

Объем выпуска в расчете на одно МПП, тыс. ру6,(5)/(2) 1252,6 1 715,2 2419,2 3 290,3 4144,7 7772,9 9372,5

Выпуск продукции в расчете на одного занятого МПП, тыс. руб./чел, (5)/(3) 103,6 140,3 186,5 227,2 288,3 536,7 621,8

«Сжатие» сегмента МПП за последнее время привело к тому, что он

стал хуже выполнять предназначенную ему роль и общественные функции.

Однако их реализация в российских условиях сдерживается рядом факторов:

❖ во-первых, это несовершенство законодательной и налоговой систем, в целом недружественных к первичным структурам реального сектора экономики, в котором, как правило, выше капиталоемкость, более высокие требования к квалификации кадров, выше потребность в стартовом капитале, чем у предприятий других непромышленных отраслей;

❖ во-вторых, МПП, в силу вышеуказанных причин, не могут конкурировать с сегментом сферы услуг, который активно развивается, занимая относительно свободную нишу российской;

❖ в-третьих, у российских МПП возникают и дополнительные трудно -сти эффективного санкционирования, связанные с тем, что экономическая природа МПП особенно слаба и неустойчива к внешним возмущениям в сравнении с другими объектами МБ, а эти возмущения в трансформируемой российской экономике в условиях переходного периода были очень существенными [4]. Поэтому МПП больше, чем другие российские малые предприятия, нуждаются в комплексной поддержке, требуют развитой рыночной инфраструктуры. Но именно этого в современных российских условиях и не хватает [1,8];

❖ в-четвертых, слабое развитие институтов поддержки МПП. Так, существовавшие в 1990-е гг. различные фонды поддержки малого предпринимательства (федеральный и региональные) работали неэффективно. Анализ работы этих фондов свидетельствует о том, что средств этих фондов не хватало, а их значительная часть просто не доходила до малых фирм. Однако и они, осуществлявшие хотя бы слабую поддержку МПП, в настоящее время (с 2001 г.) прекратили свое существование. Это еще в большей степени ухудшило общую внешнюю среду функционирования МПП. Более того, развитие МБ происходило часто не благодаря, а вопреки официальной государственной поддержке;

❖ в-пятых, российские МПП производят, как правило, неконкурентоспособную продукцию, с которой не могут выйти на мировые рынки. Внутренний же спрос российских потребителей ограничен низким уровнем среднедушевых доходов. Таким образом, объем производства МПП сдерживается относительно узким внутренним отечественным рынком.

Китай.

Развитие китайской экономики на рубеже веков в значительной степени было предопределено стратегическим прогнозом Дэн Сяопина, которого называют архитектором китайских реформ. Дэн Сяопин наметил четкий план модернизации страны: за 1980-е гг. увеличить ВВП с 250 до 500 долл. на душу населения. За 1990-е гг. - вновь удвоить ВВП, то есть поднять его с 500 до 1 тыс. долл. на душу. А потом к 2049 г. (то есть к 100-летию провозглашения КНР) увеличить ВВП еще в четыре раза - до 4 тыс. долл. на каждого жителя, то есть довести его до нынешнего уровня благосостояния Греции или Португалии.

Общий объем товаров и услуг за 2007 г. достиг 2,3 трлн. долл. Это вывело КНР на четвертое место в мире после США, Германии, Японии, опередив Англию, Францию, Италию и Канаду. В 2007 г. ВВП КНР достиг 2,7 трлн. долл., или более 2 тыс. долл. на каждого жителя. Это значит, что третье удвоение ключевого показателя экономической мощи произошло не за десять, а всего за шесть лет.

Таким образом, за 28 лет с начала реформ экономический потенциал Китая увеличился в 15 раз, его внешнеторговый оборот вырос почти в 80 раз (с 21 до 1600 млрд. долл.) при среднем темпе роста 16 %. По своей доле в мировой торговле достигшей 9 %, и по золотовалютным резервам, достигшим 1 трлн. долл., Китай опередил Японию. Это произошло на фоне впечатляющего роста прямых иностранных инвестиций. За годы реформ в стране создано 570 тыс. предприятий с участием иностранного капитала на общую сумму 670 млрд. долл. Одни лишь налоги с зарубежных предпринимателей позволяют финансировать расходы бюджета на образование и здравоохранение.

Огромный вклад в этот динамический рост внес китайский МБ, который бурно развивался вместе с общим экономическим ростом страны. В КНР в настоящее время (2007-2008 гг.) действуют свыше 40 млн. средних и малых предприятий, которые стали движущей силой экономического развития Китая. Данные о развитии экономики Китая и динамике МБ представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Основные макроэкономические показатели развития КНР и китайского

МПП в 2002-2007 гг. [10'.

Год ВВП, ВВП на Объем про- Инвестиции Валовый Выпуск Динамика

млрд. душу на- мышленного в основные выпуск МПП в курса дол-

селения, производства, фонды, МПП, ВВП, % лара к юа-

млрд. млрд. млрд. млрд. ню

В юанях

2002 9921,5 7858 8567,4 1015,3 4784,4 43,2 -

2003 10965.5 8622 9544,9 1122,2 5291,8 413,3 -

2004 120333 9398 11077,6 1264 5964,8 49,6 -

2005 135623 10542 14227,1 1469 8535,2 62,3 -

2006 15957,8 12336 20172,2 1958,6 13219,2 32,7 -

2007 183085 14040 25162 2657,6 15177,8 32,9 -

В долларах

2002 1196,24 949,03 1034,71 122,62 577,83 43,2 3,26

2003 1324,34 1041,30 1152,77 135,53 639,11 43,3 3,26

2004 1453,29 1135,02 1337,87 152,66 720,39 49,6 3,26

2005 1640,37 1273,19 1718,25 177,41 1030,82 62,8 8,28

2006 1933,23 1491,66 2439,20 236,83 1596,45 32,7 3,27

2007 2213,84 1697,70 3042,56 321,35 1835,28 32,9 8,27

Как это следует из табл.5., в экономике Китая предприятия МБ играют значительную роль. В 2007 г. ими было произведено 55 % ВВП страны; налоги, отчисляемые МБ в бюджет государства, составляют приблизительно 46 %; их доля в числе организаций Китая составляет около 99,8 %. В настоящее время на эти предприятия приходится 75 % запатентованных разработок и 82% общего количества рабочих мест в стране [8]. При сравнительном анализе уровня развития МБ в Китае и РФ необходимо учитывать различия в законодательстве, определяющем санкционирование сектора малого предпринимательства. Как уже указывалось, к сектору МБ в Китае относят не только малые, но и средние предприятия, при этом границы между малым, средним

и крупным бизнесом установлены иначе, чем в российской экономике. Однако даже с учетом этого обстоятельства можно сделать вывод о том, что уровень развития МБ в Китае относительно выше, чем в РФ. Кроме своих количественных характеристик, китайский МБ обладает отличительными качественными и структурными особенностями по сравнению с МБ РФ. К их числу следует отнести перечисленное ниже:

1. Более высокая динамичность китайского МБ.

2. Большее влияние китайского МБ на институционально-производственную структуру экономики, о чем свидетельствуют данные о доле предприятий МБ в общем числе предприятий: РФ -21,6 %; Китай - 99,8%.

3. Большая доля китайского МПП (как важного сектора МБ) в ВВП страны: РФ - 4,6 %; Китай - 82,9 %.

4. Большая значимость сегмента МПП в МБ для Китая, чем для РФ: РФ - 13 %; Китай — 57 % (20 % - с учетом индивидуальной трудовой деятельности (ИТД) и т.д.).

5. Различная отраслевая структура сегмента МПП в Китае и РФ: в Китае получили наибольшее развитие такие промышленные отрасли МБ, как производство машин и оборудования (доля в МПП - 30,2 %, доля в выпуске МПП - 33,1 %), текстильное и швейное производство (12 % и 12,7 %). В РФ - производство машин и оборудования (20 % и 19 %), текстильное и швейное производство (8,1 % и 3,2 %). Таким образом, китайское малое промышленное производство в большей степени ориентировано на обрабатывающие отрасли и отрасли передовых технологий.

6. Существенно большая открытость китайского МБ (и в частности МПП) по сравнению с российским: китайский МБ в своем развитии успешно реализует общую стратегию экспансии внешних рынков, провозглашенную руководством Китая и получившую название «цзоучуцюй ».

7. Большая инновационная ориентированность МБ и МПП Китая по сравнению с российским МБ и сегментом российских МПП. Доля инновационных разработок, приходящихся на МБ в РФ, составляет 0,3 %, в Китае - 5 %. В значительной степени это обусловлено уже упоминавшимися различиями в менталитете народов этих стран, в частности интересом китайцев к новациям и стремлением к их внедрению.

8. Большая роль китайского МБ в социальной политике страны (в частности в сфере занятости) по сравнению с российскими: доля занятых в МБ: РФ - 14 %, Китай - 81,9 %. Доля занятых на МПП: Россия - 2,9 %, Китай - 50,4 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России наиболее высокие темпы роста занятых в МБ и развития малого предпринимательства имели место в тот период, когда крупные предприятия в процессе реформ проходили реструктуризацию, а российский ВПК проходил конверсию. Значительная часть крупных структур находилась в

кризисном состоянии, что инициировало миграцию рабочей силы в МБ; другая часть - разорялась, и на базе обанкротившихся предприятий создавались малые фирмы, причем на базе крупных промышленных фирм и предприятий ВПК создавались МПП.

Экономика Китая традиционно характеризовалась избыточными и дешевыми трудовыми ресурсами (особенно дешевым крестьянским трудом); поэтому идея малого предпринимательства органично вписывалась в общую стратегию развития страны. Значительная часть трудовых ресурсов приходила из сельскохозяйственных областей Китая.

9. Большее участие иностранного капитала в развитии МБ Китая, нежели в РФ:

❖ в Китае доля иностранных инвестиций в МБ составляет 10,6 %;

❖ в РФ, по экспертным данным, от 3 до 5%. Дешевизна китайской рабочей силы, сырья и материалов вызвала большой приток иностранного производственного капитала в Китай, который представлен известными марками различных крупных фирм (BMW, Nike, Sony и т.д.), работающих либо на условиях совместного производства с малым китайским капиталом, либо на условиях франчайзинга и аутсорсинга. Для иностранного капитала инвестиционный климат экономики Китая оказался привлекательным не только из-за очень дешевой рабочей силы, но и общей политической и экономической стабильности. В РФ доля иностранного капитала в МБ незначительна.

10. Большая роль институтов поддержки МБ в Китае, нежели в РФ.

Важным для понимания особенностей развития китайского МБ является также тот факт, что изначально малое предпринимательство находилось в зоне внимания государства, которое оказывало всестороннюю поддержку малым предприятиям. Была создана мощная инфраструктура поддержки МБ, которая эффективно работала. В настоящее время китайский МБ пользуется всесторонней государственной поддержкой, предполагающей, прежде всего [4]:

❖ стимулирующую его развитие налоговую политику (относительно сниженное налоговое бремя; наличие двухгодичных налоговых каникул для новообразованных малых и средних предприятий);

❖ либеральную кредитную политику (сниженную процентную ставку за кредит);

❖ финансовую поддержку государства (специальные фонды);

❖ организационно-институциональную среду, содействующую образованию и функционированию малых предприятий (систему нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуры регистрации малых фирм при департаментах управления Китая и др.).

11. Относительно больший срок функционирования МБ Китая по сравнению с РФ. Китайский МБ имеет более длинную историю. В Китае

официальной датой его рождения считается 1978 г., когда вышел государственный указ «Определение крупного, среднего и малого предприятия в Китае» [8]; в РФ - 1991 г., когда вышло постановление о малом бизнесе в РФ [5]. То есть временной разрыв составляет 13 лет. Если годом рождения российского МБ считать 1986 г. (с учетом кооперативных структур, ставших прообразом российских малых фирм), то разрыв будет несколько меньше, но все равно окажется большим - почти 10 лет. Кроме того, тот период, когда МБ был под запретом (годы социализма), в Китае значительно короче, чем в РФ (30 лет против 70 лет).

Анализ факторов, тормозящих развитие МБ в России и Китае, свидетельствует о том, что их перечень примерно одинаков, однако имеются и различия. Можно выделить постоянно действующие факторы (недостаточность финансово-кредитных ресурсов, высокое налоговое бремя и т.д.) и факторы переменные, приобретающие особую остроту в определенные периоды времени. Так, для российских малых предприятий в начальный период реформ наиболее серьезным фактором, негативно влияющим на их работу, был рэкет как криминальный, так и чиновничий.

Правительство России ставит задачу достижения к 2020 году сопоставимых со среднеевропейскими показателей развития малого и среднего предпринимательства, что предполагает стимулирование общего роста числа субъектов предпринимательской деятельности до 6 млн. и на изменение отраслевой структуры малых компаний, в том числе:

❖ сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли до 20% (в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом);

❖ рост числа компаний, занятых в сфере здравоохранения, ЖКХ, информационных науках до 50% (в 12 раз по сравнению с 2007 годом);

❖ рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности - в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний).

Целевыми показателями реализации мер по развитию МБ в России в стратегической перспективе должны стать обеспечение:

❖ доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 50%;

❖ доли МБ в занятости населения до 50%;

❖ доли МБ в общем количестве действующих субъектов предпринимательства до 90%.

Что касается Китая, то в числе главных причин, тормозящих бизнес, обычно называются:

❖ недостаточное финансирование;

❖ устаревшее оборудование и низкий уровень технологий;

❖ низкий уровень квалификации управленческого состава.

В то же время анализ факторов, оказывающих доминирующее воздействие на МБ РФ и Китая, позволяет выявить существенные различия между этими странами, а именно принципиальное отличие состоит в том, что если российский МБ развивался в значительной степени в опоре на крупную про-

мышленность и ориентирован на внутренний рынок, то китайский МБ - за

счет институционального и трудового фактора и в значительной степени ориентирован на внешний рынок.

_Литература_

1. Вакуров П., Эрматова Н. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса // Российский экономический журнал. - 1994. - №11.

2. Егорова Н.Е., Майн Е.Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование.- М.: ЦЭМИ РАН. ИСЭПН РАН, 1997.

3. Малое предпринимательство в России 2005-2007 / Стат. сб. - М: ФСГС, 2007.

4. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия / Под ред. Г.Б. Клейнера. - М.: Наука, 2003.

5. Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» №406 от 18 июля 1991 г.

6. Российский статистический ежегодник, 2002-2007.— М.: Росстат, 20022007.

7. Чжан Тюньси, Ма Тюнь, Чжан Юли и др. Отчет о развитии малого и среднего бизнеса в Китае. - Пекин, Социальные науки, 2006, №1.

8. Шулус А. Становление системы государственной поддержки малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. -1999. -№5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.