Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АРГУМЕНТАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рекина Юлия Владимировна

Актуальность темы заключается в характере современного быстро меняющегося мира, где к образовательной системе предъявляются принципиально новые требования. Задача подготовки разностороннего, критически мыслящего ученика основной школы стоит особенно остро, так как в этом возрасте закладываются образовательные основы, через призму которых будут усваиваться все последующие ступени обучения. Педагогическая наука единогласна в утверждении, что максимальная результативность обучения возможна исключительно при наличии у обучаемого критического мышления. Целью данной работы является рассмотрение сущности критического мышления и анализ предпосылок для формирования у учащихся основной школы данной компетенции. В ходе нашей статьи мы приходим к выводу, что возможность реализации обозначенной цели доступна при специальном образовательном процессе, сосредоточенного на взращивании у подростков таких качеств как умение анализировать, интерпретировать, аргументировать, давать оценку полученной информации. Деятельностный подход предлагается как оптимальный для прогресса в улучшении навыков критической рефлексии. Условиями развития критического мышления обозначается сформулированная в нашем исследовании трехэтапная стратегия реализации обозначенной компетенции, где на первом этапе актуализируются имеющиеся знания, на втором изученное ранее сопоставляется с новой информацией, а на третьем происходит обобщение и концептуальное осмысление пройденного на первых двух этапах. Приводятся педагогические приемы для продуктивной реализации стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рекина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The relevance of the topic lies in the nature of the modern rapidly changing world, where fundamentally new requirements are imposed on the educational system. The task of preparing a versatile, critically thinking primary school student is particularly acute, since at this age the educational foundations are laid, through the prism of which all subsequent stages of education will be assimilated. Pedagogical science is unanimous in the assertion that the maximum effectiveness of training is possible only if the student has critical thinking. The purpose of this work is to consider the essence of critical thinking and analyze the prerequisites for the formation of this competence in students of the main school. In the course of our article, we come to the conclusion that the possibility of realizing the designated goal is available with a special educational process focused on cultivating in adolescents such qualities as the ability to analyze, interpret, argue, evaluate the information received. The activity approach is proposed as optimal for progress in improving critical reflection skills. The conditions for the development of critical thinking are the three-stage strategy for implementing the designated competence formulated in our study, where at the first stage the existing knowledge is updated, at the second stage the previously studied is compared with new information, and at the third stage there is a generalization and conceptual understanding of what has been covered in the first two stages. Pedagogical techniques for the productive implementation of the strategy are given.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

Условия развития критического мышления у учащихся основной школы

Рекина Юлия Владимировна,

учитель физики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района

E-mail: julyasha5102@mail.ru

Актуальность темы заключается в характере современного быстро меняющегося мира, где к образовательной системе предъявляются принципиально новые требования. Задача подготовки разностороннего, критически мыслящего ученика основной школы стоит особенно остро, так как в этом возрасте закладываются образовательные основы, через призму которых будут усваиваться все последующие ступени обучения. Педагогическая наука единогласна в утверждении, что максимальная результативность обучения возможна исключительно при наличии у обучаемого критического мышления. Целью данной работы является рассмотрение сущности критического мышления и анализ предпосылок для формирования у учащихся основной школы данной компетенции. В ходе нашей статьи мы приходим к выводу, что возможность реализации обозначенной цели доступна при специальном образовательном процессе, сосредоточенного на взращивании у подростков таких качеств как умение анализировать, интерпретировать, аргументировать, давать оценку полученной информации. Деятельностный подход предлагается как оптимальный для прогресса в улучшении навыков критической рефлексии. Условиями развития критического мышления обозначается сформулированная в нашем исследовании трехэтапная стратегия реализации обозначенной компетенции, где на первом этапе актуализируются имеющиеся знания, на втором изученное ранее сопоставляется с новой информацией, а на третьем происходит обобщение и концептуальное осмысление пройденного на первых двух этапах. Приводятся педагогические приемы для продуктивной реализации стратегии.

Ключевые слова: критическое мышление, аргументация, рефлексия, деятельностный подход, коммуникация, информация, актуализация, творческое мышление.

В современном быстро меняющемся мире образовательная парадигма требует корректировки процесса обучения. Педагогике основной школы особенно необходимо подготовить разностороннего, критически мыслящего ученика, так как в этом возрасте закладывается фундамент, через оптику которого будут усваиваться все последующие ступени обучения. Педагогическая наука единогласна в утверждении, что максимальная результативность обучения возможна исключительно при наличии у обучаемого критического мышления [1, с. 187]. Данный термин был введен в академический дискурс Д. Дьюи. По мысли философа данное умение подразумевает под собой возможность задаваться вопросами, аргументировать свою позицию, принимать рациональные решения [2, p. 36].

Под критическим мышлением как правило понимают рефлексию над самим мышлением, кор-рекционную оценку высказываний, направленное мышление [3, p. 17]. Данный вид умственной деятельности не тождественен творческому мышлению (создаёт нечто оригинальное), так как решает задачу анализа уже имеющихся идей на предмет ошибочности. Способность мыслить критически соотносится с постоянным исследованием различной информации, являясь когнитивной деятельностью, отвечающей за принятие правильных решений. Сократический метод (демонстрация ошибочности тезис оппонента с помощью наводящих вопросов) служит хорошей иллюстрацией реализации критического подхода на практике.

Известно, что человек в течение всей жизни может развивать навыки мыслить критически. Однако психологические исследования говорят нам о том, что возрастная группа учеников средней школы является наиболее оптимальной и продуктивной для становления данных навыков [4]. Таким образом, школьное образование служит одним из базовых источников в развитии критического мышления. Через критику подросток познает себя и окружающий мир, развивает логическое мышление, получает возможность находить решение трудных задач и проблем. Отличительная черта формирования критического мировоззрения у учащихся основной школы состоит в его амбивалентной структуре. Оно имеет негативную составляющую, подразумевающую конфликт и спор и в то же время обладает позитивными чертами, взращивая способности к аналитическому и логическому.

Прежде чем обучаемый приобрел необходимые навыки, ими в совершенстве должен владеть обучающий его педагог, поэтому крайне важным условием развития критического мышления явля-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ется высокая компетентность в этой сфере самих учителей. Как свидетельствует данные, существует несоответствие в качестве навыков критического мышления преподавателей и запросом в качественном образовании со стороны современного общества [5, p. 10]. Поэтому необходимыми компетенциями современного педагога основной школы должны быть: непредвзятость; способность оценки доказательств; возможность аргументативно убеждать ученика в более когерентной позиции; желание постоянно развиваться и повышать квалификацию. Важным является создание образовательной среды, обеспечивающей: открытость; доступность; индивидуальный подход с применением цифровых технологий; высокий уровень мотивации; раскрытие потенциала учащихся. От учащихся также требуется активная работа над собой: высокая самостоятельность (в том числе работа с источниками), любознательность, рефлексия, выдвижение гипотез. Таким образом, от педагогической науки требуется такая технология, которая обеспечит условия развития критического мышления. Селютина Н.А. в качестве результативных педагогических условий такого рода когнитивной способности выделяет: персонализацию ученика; позиционирование учащегося как исследователя; соответствие даваемого материала опыту обучаемого; стимуляция командной работы; постоянную работу над улучшением результатов; умение понимать общие принципы [6, с. 46].

Развитие у учащихся критического мышления делает необходимым применение особых методических практик. Деятельностный подход может служить оптимальным средством для прогресса в улучшении данной компетенции [7, с. 144]. Важной составляющей уроков в таком случае должен стать коммуникативно-деятельностный компонент. Взаимодействие педагога и ученика при этом должно базироваться на жизненных практических примерах. Такое обучение также подразумевает работу над умением слушать, анализировать информацию [8, с. 54]. Трехчленная модель реализации технологии обучения навыкам критического мышления представляется нам наиболее продуктивной в рамках образовательного процесса. На первом этапе происходит проверка имеющихся знаний, закладывается мотивация к дальнейшей работе. Первостепенная задача педагога заинтересовать учеников, направив их внимание в нужное русло, чтобы они получили возможность ставить самостоятельно цели при исследовании конкретного материала. У учащихся появляются более полные данные о собственных знаниях. Также важно отметить, что самостоятельно поставленные школьником цели более продуктивны, нежели поставленные учителем [9, с. 12]. На втором этапе ученик работает с новой информацией, со-5 поставляет ее с уже имеющимися знаниями. Чте-5 ние на стадии рефлексии позволяет активно усвой ить материал и понять динамику усвоения новых ° знаний. На данном этапе школьник осуществля-ав ет сравнительный анализ и делает первые шаги

в развитии критической рефлексии. Для третьего этапа характерна целостная систематизация полученных ранее знаний. У учащихся появляется свое концептуальное осмысление предоставленного им материала. Решаются следующие задачи в вопросе приобретения навыков критического мышления: прочное усвоение новой информации; внесение поправок в сформовавшиеся у школьников на ранних этапах гипотезы; самостоятельное обобщение знаний и их критическая оценка.

На каждом из этапов необходимо использование специальных педагогических приемов. На начальном этапе имеет смысл применение вопросно-ответного метода. Учитель спрашивает учащегося по определенной теме, после чего последнему дается пара минут на запись ответа. Затем написанное учеником обсуждается с одноклассниками. Возможны различные вариации данного задания. Например, получив задание, ученик выписывает ключевые слова, ассоциирующиеся у него с темой вопроса. Результаты коллективного обсуждения записываются преподавателем на доске. Ещё одной вариацией такого рода заданий может служить составление определений учащимися для терминов, перечисленных педагогом. Затем ученики используют полученные термины для написания текста, который обсуждается всем классом. При этом важно дать высказаться всем желающим. Вопросы, задаваемые учителем и одноклассниками друг другу, благоприятствуют вдумчивому усвоению информации. Также происходит стимуляция поиска новых знаний, через обращение к дополнительной литературе. В ходе такого рода занятий школьники обучаются: распределению информации по степени значимости, умению вести дискуссию, отстаиванию своих теоретических позиций. Критерием хорошо проделанной педагогической работы может считаться повышения у учащихся: когнитивных, логических, личностных, мотивационных, исследовательских, аналитических умений [10, с. 209].

Таким образом, формирование критического мышления возможно в ходе специального образовательного процесса, сосредоточенного на взращивании у подростков таких качеств как умение анализировать, интерпретировать, аргументировать, давать оценку полученной информации. Де-ятельностный подход может служить оптимальным средством для прогресса в улучшении навыков критической рефлексии. Условиями развития обозначенной компетенции может служить трехэ-тапная стратегия реализации критического мышления, где на первом этапе актуализируются имеющиеся знания, на втором изученное ранее сопоставляется с новой информацией, а на третьем происходит обобщение и концептуальное осмысление пройденного на первых двух этапах. Необходимо учитывать, как важность самостоятельной работы школьников, так и педагогические приемы для повышения мотивации к активному участию в уроке, а не пассивному созерцанию и воспроизведению материала.

Литература

2.

3.

4.

1. Тамме Е.В., Сажина Н.М., Хентонен А.Г. Сущность и содержание формирования критического мышления учащихся средней школы: история и современные подходы // Вестник педагогических наук. 2021 № 1. С. 187-192. Dewey J. Philosophy education: Democracy and education. Vasila publishing, 2021. - 1029 p. William T. Gormley Jr. The Critical Advantage: Developing Critical Thinking Skills in School. Harvard Education Press, 2017. - 248 p. Nemeth S., Lannert J. Mate D. Fostering Students' Creativity and Critical Thinking. What it means in School. Educational Research and Innovation, OECD Publishing, Paris, 2019 https://www.aca-demia.edu/43176498/Fostering_Students_Crea-tivity_and_Critical_Thinking_What_it_means_in_ School?sm=b

Kamarulzaman W. Teachers' model for teaching critical thinking in primary school. International Journal of Education and Pedagogy. 2021, vol 3, no. 3. pp. 7-16.

Селютина Н.А. Кластер как один из приёмов развития критического мышления // Методист. 2018. № 5. С. 44-51.

Джиоева А.Р., Малиева З.К. Технология развития критического мышления в учебном процессе общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5(90). С. 143145.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб., Альянс-Дельта, 2018. - 192 c.

Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб., 2017. - 144 c. 10. Тамме Е.В. Проектирование модели процесса формирования критического мышления у обучающихся основной общеобразовательной школы // Общество, социология, психология, педагогика. 2022. № 4 (96). С. 207-213.

CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Rekina Yu.V.

Secondary school No. 2» Tarko-Sale

The relevance of the topic lies in the nature of the modern rapidly changing world, where fundamentally new requirements are im-

5.

6.

7.

8.

9.

posed on the educational system. The task of preparing a versatile, critically thinking primary school student is particularly acute, since at this age the educational foundations are laid, through the prism of which all subsequent stages of education will be assimilated. Pedagogical science is unanimous in the assertion that the maximum effectiveness of training is possible only if the student has critical thinking. The purpose of this work is to consider the essence of critical thinking and analyze the prerequisites for the formation of this competence in students of the main school. In the course of our article, we come to the conclusion that the possibility of realizing the designated goal is available with a special educational process focused on cultivating in adolescents such qualities as the ability to analyze, interpret, argue, evaluate the information received. The activity approach is proposed as optimal for progress in improving critical reflection skills. The conditions for the development of critical thinking are the three-stage strategy for implementing the designated competence formulated in our study, where at the first stage the existing knowledge is updated, at the second stage the previously studied is compared with new information, and at the third stage there is a generalization and conceptual understanding of what has been covered in the first two stages. Pedagogical techniques for the productive implementation of the strategy are given.

Keywords: critical thinking, argumentation, reflection, activity approach, communication, information, actualization, creative thinking.

References

1. Tamme E.V., Sazhina N.M., Khentonen A.G. The essence and content of the formation of critical thinking of secondary school students: history and modern approaches // Bulletin of Pedagogical Sciences. 2021 No. 1. S. 187-192.

2. Dewey J. Philosophy education: Democracy and education. Vasila publishing, 2021. - 1029 p.

3. William T. Gormley Jr. The Critical Advantage: Developing Critical Thinking Skills in School. Harvard Education Press, 2017. -248 p.

4. Nemeth S., Lannert J. Mate D. Fostering Students' Creativity and Critical Thinking. What does it mean in School. Educational Research and Innovation, OECD Publishing, Paris, 2019 https:// www.academia.edu/43176498/Fostering_Students_Creativity_ and_Critical_Thinking_What_it_means_in_School?sm=b

5. Kamarulzaman W. Teachers' model for teaching critical thinking in primary school. International Journal of Education and Pedagogy. 2021, vol 3, no. 3.pp. 7-16.

6. Selyutina N.A. Cluster as one of the methods for the development of critical thinking // Methodist. 2018. No. 5. P. 44-51.

7. Dzhioeva A.R., Malieva Z.K. Technology for the development of critical thinking in the educational process of a general education school // World of Science, Culture, Education. 2021. No. 5(90). pp. 143-145.

8. Zagashev I.O., Zair-Bek S.I. Critical thinking: development technology. St. Petersburg, Alliance-Delta, 2018. - 192 p.

9. Mushtavinskaya I.V. Technology for the development of critical thinking in the classroom and in the system of teacher training. St. Petersburg, 2017. - 144 p.

10. Tamme E.V. Designing a model of the process of formation of critical thinking among students of the main general education school // Society, sociology, psychology, pedagogy. 2022. No. 4 (96). pp. 207-213.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.