Научная статья на тему 'Условия развития исследовательской компетентности в современном вузе'

Условия развития исследовательской компетентности в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / RESEARCH COMPETENCE / COMPETENCE DEVELOPMENT CONDITIONS / RESEARCH ACTIVITIES / STRUCTURAL COMPONENTS OF RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайленко Татьяна Сергеевна

В статье раскрываются условия развития исследовательской компетентности в современном вузе. Описаны основные исследовательские умения как составляющие исследовательской компетентности. Приведена примерная структура исследовательской компетентности и описаны её компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of the Development of Research Competence in a Modern Higher Education Institution

In the article conditions of development of research competence of a modern higher education institution are revealed. The basic research skills as components of research competence are described. The approximate structure of research competence is given and its components are described.

Текст научной работы на тему «Условия развития исследовательской компетентности в современном вузе»

Михайленко Т.С. Условия развития исследовательской компетентности в современном вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/504-00249. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147:

Михайленко Татьяна Сергеевна

Заведующая отделом организации и сопровождения методической работы УМРОДОиПО

ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск

ts.mikhaylenko@omgau.org

Условия развития исследовательской компетентности в современном вузе

Аннотация:В статье раскрываются условия развития исследовательской компетентности в современном вузе. Описаны основные исследовательские умения как составляющие исследовательской компетентности. Приведена примерная структура исследовательской компетентности и описаны её компоненты.

Ключевые слова: исследовательская компетентность, условия развития компетентности, исследовательская деятельность, структурные компоненты исследовательской компетентности.

Прогресс общества во многом обусловливается способностью профессионалов в любой сфере человеческой деятельности творчески решать сложные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и организационные задачи. Такая способность развивается у будущих специалистов в том числе и путём формирования при обучении в вузе исследовательской компетентности выпускника.

Исследовательская компетентность-интегративное качество личности, предполагающее готовность и способность к продуктивному осуществлению исследовательской деятельности, в том числе владение умениями и способами исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска знаний для решения профессиональных проблем.

К сожалению, исследовательский интерес обучающегося может оказаться неустойчивым и даже утраченным, если не создать условий для развития исследовательских компетенций в образовательном процессе и, соответственно, условий развития его исследовательской компетентности.

Составными элементами исследовательской компетентности обучающегося современного вуза являются следующие исследовательские умения: планирование трудовой деятельности; формирование цели и задач самостоятельной исследовательской деятельности; работа с первоисточниками, их анализ; обобщение передового опыта по интересующей проблеме; осуществление переноса полученной информации в собственную практическую деятельность; определение пути решения исследовательских задач; подбор необходимых средств для решения исследовательских задач; применение при решении подобных задач усвоенных знаний, умений и навыков; выделение в значительном объеме информации главного, существенного; формулирование гипотезы; проведение эксперимента, с определением временных затрат на выполнение работы; анализ результатов труда; определение качества работы; осуществление самоанализа и самоконтроля деятельности и корректировка ее в соответствии с поставленной целью и задачами.

Компетенции, овладение совокупностью которых обеспечит исследовательскую компетентность выпускника современного вуза, определяются как исследовательские компетенции. Казарина Л.А. [1,с. 13] выделяет следующие исследовательские компетенции:

- организация и проведение исследований;

- самостоятельная исследовательская деятельность;

- взаимодействие различных субъектов исследовательской деятельности;

- самосовершенствование (самоорганизация и самоуправление).

При формировании исследовательских умений, составляющих исследовательские компетенции обучающихся, учебный процесс должен быть ориентирован на принципы целеполагания, объективности, системности, преемственности, дополнительности, управляемости, непрерывности, научности, индивидуализации и дифференциации.

По нашему мнению, «структурные компоненты исследовательской компетентности и исследовательской деятельности должны совпадать, а исследовательские умения являются составляющими модели исследовательской компетентности. Исследовательские умения -это сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий),составляющих исследовательскую деятельность, успешность формирования и выполнения которых зависит от ранее приобретенных умений»[2].

Когда обучающийся, опираясь на собственный опыт исследовательской деятельности, самостоятельно формирует знания, умения и навыки в учебном процессе, а не получает их в готовом виде, то он будет стремиться аналогично действовать в своей будущей профессиональной деятельности.

В современных образовательных условиях главной задачей преподавателей становится поэтапное формирование у обучающихся системы общенаучного, методологического и профессионального знания о методах учебного и научного познания; развитие системы исследовательских умений и навыков, способности к созданию благоприятной творческой атмосферы учебного познания; создание условий для овладения будущими специалистами системой ценностных ориентаций на творческую самореализацию и саморазвитие.

Изучение обучающимися теоретических основ научного исследования на младших курсах, во время которого они усваивают знания о сущности, этапах, способах и методах научного исследования; а также развитие исследовательских умений в процессе проведения мини-исследований, реализации проектной деятельности на средних этапах обучения позволяют обучающимся выпускных курсов активно включаться в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность.

В условиях сокращения федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования учебного времени, отводимого на аудиторное изучение учебных дисциплин, а значит, на непосредственное общение преподавателя с обучающимися, важно создать условия для самостоятельного получения знаний, умений, навыков и развития профессионально значимых качеств личности обучающегося, в том числе его исследовательских компетенций.

Структура исследовательской компетентности включает личностную, когнитивную и деятельностную (у некоторых исследователей - процессуальную) компоненты.

В работе Казариной Л.А.[1, с. 12] «личностная компонента представлена группой личностно-акцентированных компетенций и отражает систему мотивационно-ценностных установок и набор личностных качеств обучающегося, адекватных потребностям и характеру исследовательской деятельности».

Другие исследователи [3,4] разделяют личностную компоненту на мотивационный и рефлексивно-оценочный компоненты исследовательской компетентности обучающегося вуза. Мотивационный компонент обусловлен осмыслением мотивов и цели исследовательской деятельности обучающихся и позволяет обосновать важность и перспективы проводимого исследования, представляя собой систему мотивационно-

ценностных и эмоционально-волевых отношений будущих специалистов к миру, к деятельности, к самому себе, к своим способностям, их развитию.

Рефлексивно-оценочный компонент, по мнению исследователей, предполагает наличие у обучающихся способностей к осознанию себя и окружающего мира в процессе исследовательской деятельности, а также осознанию себя в качестве субъекта исследовательской деятельности, данный компонент направлен на развитие способности и готовности обучающихся к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, самостоятельному освоению и усовершенствованию научных знаний и применению их на практике.

Когнитивный компонент включает в себя специальные исследовательские знания о методологии и технологии научного исследования и предметные знания для изучения и выяснения определенных процессов, фактов, явлений, необходимые для решения исследовательских задач и обеспечивающих формирование в сознании обучающихся научной картины мира, вооружающих его диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Данный компонент проявляется в виде исследовательской осведомлённости об основных характеристиках и методах исследования.

Процессуальный (деятельностный) компонент обеспечивает целенаправленное накопление опыта научно-исследовательской деятельности обучающихся и включает в себя специальные, интеллектуальные и предметные исследовательские умения, он предполагает владение обучающимися определенным объемом практических исследовательских умений.

Дополнительно выделяют креативный компонент исследовательской компетентности [3,4], который направлен на самостоятельное создание творческого продукта исследовательской деятельности и определяется способностью личности к творчеству, генерированию оригинальных идей, быстроте разрешения проблемных ситуаций.

По мнению ДамбуевойА.Б. [3,4], для осуществления самостоятельного исследования обучающийся должен владеть системой исследовательских умений, составляющих содержание процессуального (деятельностного) компонента исследовательской компетентности обучающегося.

При формировании исследовательской компетентности обучающихся у преподавателя появляются новые функции: организация сотрудничества с обучающимися в процессе поиска, координация творческой деятельности, разработка индивидуальной стратегии исследования, развитие устойчивой мотивации к исследованиям.

По мнению Морзе Н. В. И КузьминскойЕ. Г. [5], «преподаватель ВУЗа должен обладать исследовательской компетентностью: быть способным не только самостоятельно проводить исследовательскую деятельность, но и руководить исследовательской деятельностью студентов, обеспечивая переход от субъективного уровня новизны результатов учебного исследования студентов к готовности получать объективно значимые новые для фундаментальной науки и прикладной практики результаты. Составляющими такой компетентности могут быть: учебная, методическая и управляющая компоненты, направленные на проектирование и организацию исследовательской деятельности студентов».

Таким образом, исследовательская компетентность имеет ключевое значение в профессиональном становлении будущих выпускников современного вуза, а её развитие у обучающегося является необходимым условием обеспечения высокого качества современного высшего образования.

Ссылки на источники:

1. Казарина Л.А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Томск, 2016. - 24 с.

2. Михайленко Т.С. Особенности формирования исследовательской компетентности в современном вузе //Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№2(5) апрель-июнь. - URL http://ejoumal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/358-00110.

3. Дамбуева А. Б. Формирование исследовательских умений студентов-физиков как условие развития их профессиональной компетентности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.m/article/n/formirovanie-issledovatelskih-umeniy-studentov-fizikov-kak-uslovie-razvitiya-ih-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 20.12.2016).

4. Дамбуева А. Б. Формирование исследовательской компетентности будущих физиков // Вестник БГУ. 2012. №15. URL: http://cyberleninka.m/article/n/formirovanie-issledovatelskoy-kompetentnosti-buduschih-fizikov (дата обращения: 20.12.2016).

5. Морзе Н. В., Кузьминская Е. Г. Организация самостоятельной работы студентов в контексте формирования исследовательской компетентности // Образовательные технологии и общество. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-v-kontekste-formirovaniya-issledovatelskoy-kompetentnosti (дата обращения: 20.12.2016).

Tatyana Mikhaylenko

Head of the department of organization and maintenance of methodical work FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Conditions of the Development of Research Competence in a Modern Higher Education Institution

Abstract: In the article conditions of development of research competence of a modern higher education institution are revealed. The basic research skills as components of research competence are described. The approximate structure of research competence is given and its components are described.

Keywords: research competence, competence development conditions, research activities, structural components of research competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.