Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационная активность / высшая школа / мотивация / профессионализм / образование / innovation / innovation activity / higher school / motivation / professionalism / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балина Татьяна Николаевна, Шамко Екатерина Николаевна

В статье поднимается актуальный вопрос о необходимости развития инновационной активности педагогов высшей школы, поскольку система образования сталкивается с вызовами современности, такими как цифровизация, дистанционные технологии, демократизация отношений между педагогом и обучающимся и тому подобное. На основе анализа и систематизации научной информации по изучаемой проблеме авторы определяют ряд условий, способствующих развитию инновационной активности преподавателя высшей школы. В их число включены условия, являющиеся внешними по отношению к субъекту образовательного процесса, и условия внутренние, субъективные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATION ACTIVITY A HIGH SCHOOL TEACHER

The article raises an urgent question about the need to develop innovative activity of higher school teachers, since the education system is facing modern challenges, such as digitalization, distance technologies, democratization of relations between a teacher and a student, and the like. Based on the analysis and systematization of scientific information on the studied problem, the authors determine a number of conditions that contribute to the development of innovative activity of a higher school teacher. These include conditions that are external to the subject of the educational process and internal, subjective conditions.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

актуальные проблемы в сфере образования и коммуникации

УДК 378.147

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА БАЛИНА

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры управления ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики», г. Таганрог e-mail: t.balina@tmei.ru

ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА ШАМКО

магистрант ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики», г. Таганрог

e-mail: e.shamko@tmei.ru

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье поднимается актуальный вопрос о необходимости развития инновационной активности педагогов высшей школы, поскольку система образования сталкивается с вызовами современности, такими как цифровизация, дистанционные технологии, демократизация отношений между педагогом и обучающимся и тому подобное. На основе анализа и систематизации научной информации по изучаемой проблеме авторы определяют ряд условий, способствующих развитию инновационной активности преподавателя высшей школы. В их число включены условия, являющиеся внешними по отношению к субъекту образовательного процесса, и условия внутренние, субъективные.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, высшая школа, мотивация, профессионализм, образование

Тематический рубрикатор e-Library: 14.35.07

TATIANA N. BALINA

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Management of the Taganrog Institute of Management and Economics, Taganrog

EKATERINA N. SHAMKO

Master's program student, Taganrog Institute of Management and Economics, Taganrog

CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATION ACTIVITY A HIGH SCHOOL TEACHER

Abstract. The article raises an urgent question about the need to develop innovative activity of higher school teachers, since the education system is facing modern challenges, such as digitalization, distance technologies, democratization of relations between a teacher and a student, and the like. Based on the analysis and systematization of scientific information on the studied problem, the authors determine a number of conditions that contribute to the development of innovative activity of a higher school teacher. These include conditions that are external to the subject of the educational process and internal, subjective conditions.

Keywords: innovation, innovation activity, higher school, motivation, professionalism, education

Высшая школа как социальный институт представляет собой систему подготовки высокопрофессиональных кадров для всех сфер общественной жизни страны. От эффективности этой системы зависит социально-экономическое развитие государства. В связи с этим вопросы трансформации содержания и структуры высшего образования вызывают интерес в широких кругах общества. Одним из важнейших факторов прогресса высшей школы

является вовлечение преподавателей в инновационную деятельность, которая представляет собой многоаспектное педагогическое явление [1].

Проблема готовности преподавателей к инновационной деятельности в российском государстве является одной из самых актуальных на сегодняшний день. При внедрении инноваций должны появиться такие способы решения образовательных задач, которые позволят изменить профессиональные образова-

© Т.Н. Балина, 2023 © Е.Н. Шамко, 2023

тельные стереотипы и пересмотреть подход к системе образования в целом.

По мнению Н.А. Котовой, вовлечение в инновационную деятельность преподавателей - процесс, направленный на преодоление барьеров новаторской деятельности, устранение причин сопротивления инновациям, в результате которого создается инновационная активность педагогов [5].

Современное образование претерпевает множественные трансформации, следовательно, педагоги сталкиваются с необходимостью переоценки своих профессиональных навыков. Они должны менять свой взгляд на многие вещи, например, на возможности дистанционного обучения, педагогические коммуникации в социальных сетях, необходимость выстраивания более демократичных отношений с обучающимися и т.п. При этом нужно быть готовым к тому, что мотивы, стремления и ценностные ориентации новаторов сталкиваются с серьезными препятствиями. Это происходит, как только человек стремится изменить свое отношение к деятельности, его способность реагировать на различные ситуации меняется [3].

Изучением инновационной активности преподавателя высшей школы занимаются такие ученые, как Н.А. Котова, Н.Г. Трапицына, И.Ф. Фильченкова, Н.В. Самсонова, М.Д. Матюшкина, Т.Н. Балина и другие. Анализ их научных работ позволил выявить следующие характерные черты инновационной активности преподавателей высших учебных заведений:

- субъективное принятие нововведений невозможно без внутреннего мотива;

- инновационная деятельность исходит из достаточного уровня профессиональных знаний и практического опыта;

- инновационная активность приводит к изменению образовательных практик, формирует готовность осуществлять профессиональную деятельность с применением дистанционных, мультимедийных и других современных технологий;

- сопротивление инновациям является закономерным и необходимым процессом развития, обусловленным постоянными инновационными барьерами;

- инновационная деятельность направлена на повышение эффективности образовательной практики, получение значимых результатов как для самого участника этой деятельности, так и для общества. Таким образом, вовлечение в инновационную

деятельность преподавателей - это процесс, направленный на преодоление барьеров новаторской деятельности, в результате которого создается инновационная активность педагогов. Эффективная реализация этого процесса становится возможной при создании оптимальных условий в вузе (внешние факторы), которые будут способствовать повышению профессионализма преподавателей, развитию их профессиональных компетенций и внутренней мотивации (внутренние факторы) [2]. Исходя из этого, в настоящей работе поставлена цель - рассмотреть и проанализировать внешние и внутренние факторы и условия развития инновационной активности преподавателей высшей школы.

Систематизируя опыт исследователей в этой сфере, можно выделить две группы условий развития инновационной активности преподавателей высшей школы: группа внешних условий, создаваемых образовательной организацией и в целом социальной средой, которая выдвигает современные требования к системе образования, и группа внутренних условий, которые должны формироваться самим субъектом инновационной активности, т.е. преподавателем.

К первой группе можно отнести, во-первых, структурные характеристики образовательной организации, такие как размер организации; величина ее ресурсов; наличие резервных ресурсов; наличие отдельного подразделения для создания нововведений; опыт во внедрении и использовании новшеств; сложность организационной структуры; степень централизации; степень регламентированности работы; развитость каналов деловой коммуникации; организационный климат. Во-вторых, в эту группу мы относим характеристики социальной среды и её современные вызовы: уровень стабильности -неопределенности внешнего окружения; изменения требований к образовательным услугам; уровень конкуренции; положение среди конкурентов; цифровизация образования и т.п.

Вторая группа содержит, во-первых, профессиональные характеристики педагогов: их опыт, компетенции, знания и профессионализм, которыми они могут и готовы делиться с обучающимися. Во-вторых, это психологические характеристики педагога: мотивированность к внедрению инноваций, готовность к риску; осведомленность об инновационных возможностях в сфере образования, установка на личностный и профессиональный рост, высокий уровень профессиональных притязаний.

Изучив работы Н.Г. Трапицыной, И.Ф. Фильчен-ковой, Н.В. Самсоновой, можно вполне обоснованно предположить, что мотивационная готовность педагога высшей школы к внедрению инноваций в своей профессиональной деятельности коррелирует с потребностью в самовыражении, самосовершенствовании, стремлении быть по достоинству оцененным, потребность в лидерстве и т.п. [7; 8]. При этом, по мнению указанных авторов, ограничивают инновационную активность такие факторы, как слабая информированность педагогического коллектива о возможных инновациях, большая учебная нагрузка, эмоциональное выгорание, опасение, что инновации потребуют много сил, но не приведут к ожидаемым результатам.

В исследовании М.Д. Матюшкиной отмечается, что уровень инновационной активности преподавателей мог быть значительно выше при условии правильно организованного, регулярного и своевременного информирования о планируемых нововведениях и передовом инновационном педагогическом опыте [6]. На это нужно обратить внимание руководителям образовательных организаций, поскольку именно педагогический персонал современных образовательных учреждений является основным ресурсом для обновления и реформирования образовательного пространства. Планируя изменения, руководство образовательных учреждений должно учитывать

внутренние риски, связанные с принятием и непринятием этих изменений педагогами, поскольку готовность к нововведениям всегда связана с внутрилич-ностным принятием новых взаимоотношений, методов и форм поведения. При этом конечные результаты инновационных процессов не всегда очевидны для людей, и они боятся нововведений, проявляя в той или иной мере организационное сопротивление, затрудняющее внедрение инновационных идей.

Рассматривая причины сопротивления инновациям, можно выделить целый ряд причин, имеющих психологическую природу. Дадим их краткую характеристику.

Отсутствие убежденности в необходимости изменений. Сотрудники, занимаясь своими повседневными обязанностями в меру своего профессионального мастерства и ответственности, рассматривают существующую ситуацию как удовлетворительную. Необходимость инноваций воспринимается как досадный фактор, нарушающий привычный уклад деятельности, требующий дополнительных физических и интеллектуальных затрат.

Недовольство переменами, насаждаемыми «сверху». Обычно людям не нравится, когда с ними обращаются, как с пассивными объектами. Их возмущают изменения, относительно которых они не могут высказать своего мнения. Эта причина сопротивления инновациям наиболее актуальна в вузах, поскольку персонал - это образованные, уверенные в себе люди, умеющие критически мыслить. Такие сотрудники стремятся строить свое поведение и деятельность только на основе того, что они понимают и принимают.

Страх перед неизвестностью. Обычно люди не любят жить в неопределенности и могут предпочесть несовершенное настоящее неизвестному и неопределенному будущему. В том случае, когда руководство не затрудняет себя разъяснениями сути грядущих перемен, не уделяет должного внимания объяснению методов и механизмов внедрения инноваций, сотрудники начинают домысливать недостающую информацию, порождая массу слухов и дезорганизуя инновационные процессы. Кроме того, страх перед неизвестностью существенно снижает самооценку персонала. Сотрудники понимают, что те методы, которые они используют, не устраивают руководство, но что нужно делать, еще до конца не ясно.

На фоне страха перед будущим и сниженной самооценки неизбежно притупляются мотивы достижения, самореализации и актуализируются более низкие (по классификации А.Маслоу) потребности, в частности, потребность в безопасности. Сотрудники начинают проявлять высокую осторожность, становятся безынициативными.

Отсюда появляется и следующая причина сопротивления инновациям - страх перед неспособностью выполнить что-либо и неудачей. Многих людей волнует, смогут ли они приспособиться к изменениям, сохранить и повысить эффективность своей работы в новой ситуации. В этом случае особенно важна поддержка со стороны руководства, заключающаяся в разъяснительной работе, организации повышения

квалификации, дополнительном мотивировании (пусть даже нематериальном) тех сотрудников, которые проявляют инициативу. Чтобы повысить самооценку сотрудников, необходимо создавать в целом атмосферу поощрения, а критиковать персонально и конструктивно.

Нарушение установленного порядка, привычек и взаимоотношений. В ходе организационных изменений установленный порядок и навыки труда могут становиться ненужными, а знакомые взаимоотношения трансформироваться или полностью разрушаться. Так, например, современные тенденции в сфере образования приводят к пересмотру соотношения времени между аудиторной и самостоятельной работой студентов, сама аудиторная работа претерпевает качественные изменения на фоне внедрения интерактивных технологий. Это требует от преподавателя существенной перестройки всей своей профессиональной деятельности. Естественно, для этого требуются дополнительные энергетические и интеллектуальные ресурсы.

Эта причина тесно переплетается с причиной дефицита времени. Как правило, осваивать новые методы и формы деятельности приходится параллельно с текущей работой, от которой сотрудников никто не освобождал. Весь процесс осмысления инновационных технологий, их адаптация к конкретным учебным предметам воспринимаются как дополнительная нагрузка, не имеющая выражения в денежном эквиваленте.

Отрицательный жизненный опыт. Люди, испытавшие на себе массу ненужных изменений (например, частых, но бесполезных реорганизаций) или которым нанесли вред изменениями, на первый взгляд полезными, обычно становятся очень подозрительными. Отрицательный опыт - настолько существенная причина сопротивления, что практически сводит все усилия по внедрению инноваций к нулю. Если организация имеет опыт бесполезных реорганизаций, будь то в своей структуре либо в методах работы, то в первую очередь со стороны руководства необходимы анализ причин неэффективности предпринятых мер и устранение этих причин. Кроме того, важно создать некую ситуацию успеха для большинства сотрудников организации, чтобы нейтрализовать психологический дискомфорт отрицательного опыта.

Анализируя проблему сопротивления инновациям в вузе, профессор Н. Л. Иванова с соавторами в добавление к изложенному выше указывают на закономерный консерватизм вузовской организационной структуры, высокую профессиональную идентичность профессорско-преподавательского состава, необходимость системного подхода в образовании, предполагающего последовательную реализацию ряда образовательных и научных этапов [4].

Поэтому, организуя инновационный процесс в вузе, важно тщательно продумать и довести до сведения всех сотрудников механизмы внедрения новых форм и методов работы. Только уверенность сотрудников в том, что руководство отчетливо себе представляет процесс и результат инновационного пути, а предлагаемые инновации повысят качество образова-

ния, поможет им перебороть в себе последствия отрицательного отношения к нововведениям.

Таким образом, в соответствии с поставленной целью исследования можно сделать вывод, что эффективное внедрение инноваций в вузе возможно при взаимно поддерживающих внешних и внутренних условиях на фоне гибкого преодоления объек-

тивных и субъективных факторов сопротивления инновациям. Для этого необходимо создать инструменты, благоприятные для стимулирования творческой деятельности преподавателей, а также инновационную среду и направлять преподавателей к поисково-исследовательской деятельности.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Балина Т.Н. Компетенции педагога в реализации интерактивного обучения / Т.Н. Балина. - Текст : непосредственный // Университет как фактор модернизации России: история и перспективы (к 55-летию ЧГУ им. И.Н. Ульянова) : материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 18 октября 2022 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. - С. 283-286.

2. Балина Т.Н. Возможности повышения квалификации преподавателей внутри вуза / Т.Н. Балина. - Текст : электронный // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : материалы XXIII Национальной научной конференции (с международным участием), Таганрог, 15-16 апреля 2022 года. - Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2022. - С. 715-717.

3. Железнякова О.В. Педагогические условия для формирования готовности учителей к инновационной деятельности / О.В. Железнякова. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. -2018. - №5 (55). - С. 68-77.

4. Иванова Н.Л. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе / Н.Л. Иванова, Е.П. Попова. - Текст : непосредственный // Вопросы образования. - 2017. - №1. - С. 184-202.

5. Котова Н.А. Инновационно-образовательная среда вуза: анализ сущности и структурных компонентов / Н.А. Котова. - Текст : непосредственный // Вестник ТГУ. - 2020. - №184. - С. 15-24.

6. Матюшкина М.Д. Оценка инновационного потенциала образовательного учреждения / М.Д. Матюшкина. -Текст : электронный // Вестник ТГПУ. - 2015. - №8 (161). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-innovatsionnogo-potentsiala-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 23.03.2023).

7. Трапицына Г.Н. Детерминанты инновационного поведения педагогов / Г.Н. Трапицына, С.Ю. Трапицын. -Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-3. -С. 320-325.

8. Фильченкова И.Ф. Факторы инновационной активности преподавателей вуза / И.Ф. Фильченкова, Н.В. Самсонова. - Текст : непосредственный // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2016. - №2. - С. 102-108.

REFERENCES

1. Balina T.N. Kompetencii pedagoga v realizacii interaktivnogo obucheniya [The competence of the teacher in the implementation of interactive learning] / T.N. Balina. - Tekst : neposredstvennyj // Universitet kak faktor modernizacii Rossii: istoriya i perspektivy (k 55-letiyu CHGU im. I.N. Ul'yanova) : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, CHeboksary, 18 oktyabrya 2022 goda. - CHeboksary: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Izdatel'skij dom «Sreda», 2022. - S. 283-286.

2. Balina T.N. Vozmozhnosti povysheniya kvalifikacii prepodavatelej vnutri vuza [Opportunities for professional development of teachers within the university] / T.N. Balina. - Tekst : elektronnyj // Modernizaciya rossijskogo obshchestva i obrazovaniya: novye ekonomicheskie orientiry, strategii upravleniya, voprosy pravoprimeneniya i podgotovki kadrov : materialy HKHIII Nacional'noj nauchnoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem), Taganrog, 15-16 aprelya 2022 goda. - Taganrog: Taganrogskij institut upravleniya i ekonomiki, 2022. - S. 715717.

3. ZHeleznyakova O.V. Pedagogicheskie usloviya dlya formirovaniya gotovnosti uchitelej k innovacionnoj deyatel'nosti [Pedagogical conditions for the formation of teachers' readiness for innovation] / O.V. ZHeleznyakova. - Tekst : neposredstvennyj // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2018. - №5 (55). - S. 68-77.

4. Ivanova N.L. Professionaly i problema vnedreniya innovacij v vuze [Professionals and the problem of innovations implementation at universities] / N.L. Ivanova, E.P. Popova. - Tekst : neposredstvennyj // Voprosy obrazovaniya. -2017. - №1. - S. 184-202.

5. Kotova N.A. Innovacionno-obrazovatel'naya sreda vuza: analiz sushchnosti i strukturnyh komponentov [Innovation and educational environment of the university: analysis of the essence and structural components] / N.A. Kotova. -Tekst : neposredstvennyj // Vestnik TGU. - 2020. - №184. - S. 15-24.

6. Matyushkina M.D. Ocenka innovacionnogo potenciala obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Evaluation of the innovative potential of the educational institution] / M.D. Matyushkina. - Tekst : elektronnyj // Vestnik TGPU. -2015. - №8 (161). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7otsenka-innovatsionnogo-potentsiala-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (data obrashcheniya: 23.03.2023).

7. Trapicyna G.N. Determinanty innovacionnogo povedeniya pedagogov [Determinants of the innovative behavior of teachers] / G.N. Trapicyna, S.YU. Trapicyn. - Tekst : neposredstvennyj // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2018. - №60-3. - S. 320-325.

8. Fil'chenkova I.F. Faktory innovacionnoj aktivnosti prepodavatelej vuza [Factors of innovative activity of university teachers] / I.F. Fil'chenkova, N.V. Samsonova. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya. - 2016. - №2. - S. 102-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.