Научная статья на тему 'Условия проживания в г. Вологде (по данным опроса общественного мнения 2006 г. )'

Условия проживания в г. Вологде (по данным опроса общественного мнения 2006 г. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ускова Тамара Витальевна, Рогозина Марина Николаевна

В статье анализируются условия проживания в г. Вологде. Прослежена динамика показателей, характеризующих качество жизни населения города за период 1999 2005 гг., а также рассмотрено отношение горожан к деятельности муниципальных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия проживания в г. Вологде (по данным опроса общественного мнения 2006 г. )»

УДК 316.334(470.12)

Т. В. Ускова, М. Н. Рогозина

УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ В Г. ВОЛОГДЕ (по данным опроса общественного мнения 2006 г.)

В статье анализируются условия проживания в г. Вологде. Прослежена динамика показателей, характеризующих качество жизни населения города за период 1999 - 2005 гг., а также рассмотрено отношение горожан к деятельности муниципальных органов власти.

Повышение качества жизни населения выступает сегодня основной задачей деятельности местных органов власти. Одним из компонентов качества жизни является уровень удовлетворенности условиями проживания на данной территории, характеризующийся количественными и качественными показателями, такими, как жилищные условия, объем потребления материальных благ и услуг и т.д.

Анализ результатов опроса, проведенного в 2006 г., показал, что 42,3% от общего числа респондентов считают

условия проживания в г. Вологде хорошими и скорее хорошими, чем плохими. Динамика данного показателя, прослеживаемая с 1996 г., свидетельствует о том, что доля горожан, отмечающих хорошие условия проживания, после некоторого снижения (в период с 2001 по 2005 г.) начала расти (рис. 1). При этом доля тех, кто считает условия проживания плохими и скорее плохими, чем хорошими, снизилась по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза (с 49,2 до 22,3%).

Рис. 1. Тенденция изменения средних оценок условий проживания в г. Вологде (в % от числа опрошенных)

НУсловия хороиле и скорее хороиле, чем плохие ЕЭУсловия плохие и скорее плохие, чем хороиле

УСКОВА Тамара Витальевна — к.э.н., заведующий отделом ВНКЦ ЦЭМИ РАН

РОГОЗИНА Марина Николаевна — инженер - исследователь ВНКЦ ЦЭМИ РАН

". V

^ I

В 2006 г. произошел рост положительных оценок условий проживания в окраинных районах: если в 2001 г. их положительно оценили 43,9% горожан, проживающих там, то в 2006 г. -67,1%. Безусловно, положительная динамика связана с бурным развитием жилищного строительства на окраинах города, вводом объектов социальной инфраструктуры.

Вместе с тем дифференциация районов по условиям проживания сохраняется. Наиболее благоприятными для проживания являются западный и центральный (соответственно 71,4 и 67,6% респондентов оценивают условия как хорошие и скорее хорошие, чем плохие).

Динамика средних оценок технического состояния и содержания жи-

лого фонда в 1999 - 2006 гг. свидетельствует о том, что в целом по городу на конец анализируемого периода удовлетворенность населения состоянием жилого фонда возросла. Наилучшее техническое состояние жилых домов отмечено респондентами центрального, восточного и западного районов (та6а. 1). Улучшение технического состояния жилого фонда города отчасти связано с тем, что, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, снизился удельный вес аварийного жилья: с 3,6% в 2005 г. до 2,9% в 2006 г. Волог-жане отмечают улучшение состояния сантехнического и теплотехнического оборудования, канализационных систем, подвалов.

Таблица 1. Средневзвешенные оценки технического состояния жилых домов (по 5-балльной системе)

Район проживания 1999 г. 2001 г. 2003 г. 2004 Г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. к 1999 г, %

Центральный 2,72 2,58 2,76 2,86 2,84 3,10 114,0

Заречье 2,57 2,61 2,51 2,58 2,61 2,64 102,7

Восточный 2,73 2,80 2,43 2,79 2,74 3,08 112,8

Западный 2,59 2,70 2,43 2,73 2,73 3,01 116,2

Окраинные 2,96 2,48 2,54 2,89 2,76 2,43 82,1

Среднегородской уровень 2,69 2,63 2,52 2,79 2,76 2,86 106,3

Исследование показало, что по коммунального хозяйства снижается

мере продвижения от центра к окраин- (рис. 2). Как и в предыдущие годы, наи-

ным районам уровень услуг жилищно- более низкие оценки получили: снаб-

Рис. 2. Оценка вологжанами уровня услуг жилищно-коммунального хозяйства (по 5-балльной шкале)

Бгс агоустройство внутри двора Работа лифта Вывоз мусора со двора Уборка остановок общ. трансп.

Уборка тротуаров Уборка двора Снабжение горячей водой Снабжение х оп одной водой Теплоснабжение Газоснабжение Работа канализационных систем Электрообеспечение

.3.3

3,6

і 3,4

-,3.9

.,3,8

3,6

I 3,6

13.7

3,9

ТВ

4,2

4,2

■ 4.5

I 4'2

0,5

| Центр

1,5 2 2,5

□ Периферийные районы

3 3,5

Н Окраинные районы

4,5

жение горячей водой (3,8 балла), уборка двора и тротуаров (3,8), уборка остановок общественного транспорта (3,7) и благоустройство внутридворо-вых территорий (3,6). Однако в 2006 г. благоустройство внутридворовых тер-

риторий значительно улучшилось: его оценка выросла на 0,4 балла.

Анализ результатов данных опроса 2006 г. позволил выявить ряд проблем в жизнеобеспечении населения города, которые остаются острыми в течение ряда лет (табл. 2).

Таблица 2. Оценка вологжанами значимости проблем жизнеобеспечения города (% от числа опрошенных)

Проблемы жизнеобеспечения 1999 г. 2001 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Неудовлетворительное качество питьевой воды 73,6 78,7 69,8 76,2 79,5 92,8

Неудовлетворительное состояние дворов 37,9 72,0 72,0 81,0 77,4 79,9

Плохое состояние тротуаров и дорог 45,3 71,7 77,8 85,0 75,5 79,7

Частые перебои с холодной водой 12,8 57,1 57,3 675 58,3 73,5

Частые перебои с горячей водой 28,6 57,0 60,0 72,8 60,3 68,9

Постоянная парковка машин во дворах 37,1 63,3 45,9 64,1 59,7 68,6

Важнейшей проблемой, требующей особого внимания властей, является качество питьевой воды. С момента проведения первого опроса (1994 г.) эта проблема стоит на первом месте

по значимости. Судя по оценкам во-логжан, все параметры воды (вкус, цвет, запах, прозрачность, жесткость) ухудшились (табл. 3).

Таблица 3. Оценка вологжанами параметров водопроводной воды (по 4-балльной шкале: 1 - крайне неудовлетворительное, очень плохое состояние... 4 - хорошее)

Параметр Центр Периферийные районы Окраинные районы*

2001 2003 2005 2006 2001 2003 2005 2006 2001 2003 2005 2006

Вкус 2,2 2,8 1,9 1,7 2,1 2,2 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 1,4

Запах 2,2 2,7 1,8 1,9 2,1 2,2 1,8 1,8 2,0 2,2 2,1 1,4

Цвет 2,5 2,7 2,0 1,8 2,5 2,4 2,1 2,0 2,3 2,4 2,7 1,6

Прозрачность 2,5 2,7 2,0 2,1 2,5 2,4 2,0 2,1 2,3 2,4 2,7 1,5

Жесткость 1,9 2,5 1,7 2,2 1,9 2,0 1,7 1,9 1,7 1,8 1,7 1,4

* В 2001, 2003, 2005, 2006 гг. - поселки Молочное, Лоста, Прилуки, Лукьяново.

Данная проблема актуальна для всех районов города, в то же время жителей западного района и окраин волнуют частые перебои в подаче холодной и горячей воды, а жителей центрального района - парковка машин во дворах.

Ежегодно в среднем по городу растет удовлетворенность уровнем транспортного обеспечения (с 61,5% в 2001 г. до 63,9% в 2006 г.). В анализируемом году его сочли хорошим более 70% респондентов центральных и 65% - периферийных районов (рис. 3). Заметен рост положительных оценок и в окра-

инных районах (с 55,5% в 2006 г. против 27,8% в 2001 г.).

Рис. 3. Положительная оценка вологжанами уровня транспортного обслуживания районов города

(% от числа опрошенных)

80 , 60 -40 -20 -О

55,5

27 8 §§5

ШІ

Центральный Периферийные Окраинные

район районы районы

Ы 2006 г.

Отметим, что в среднем каждый третий вологжанин затрачивает на доро1у к месту работы от 10 до 30 мин. Для более полного решения проблемы транспортного обслуживания, по мнению респондентов, следует уменьшить интервалы движения автобусов и троллейбусов в час «пик», расширить сеть маршрутных такси, обслуживающих население в поселках При-луки, Лоста, Лукьяново, ввести дополнительные маршруты в пос. Молочное и восточную часть города.

В центральных районах, с точки зрения опрошенных, наиболее полно представлены парикмахерские услуги и услуги по ремонту и индивидуальному пошиву обуви. 65,2% горожан, проживающих в центральных районах, и 56% жителей окраин удовлетворены работой учреждений по оказанию услуг фотографирования (рис. 4).

Рис. 4. Сравнение центральных и окраинных районов по обеспеченности бытовыми услугами

(вариант ответа «хороший и скорей хороший, чем плохой», в % от числа опрошенных)

Ремонти Парикмахерские Фотографирование

индивидуальный услуги

пошив обуви

■ Центральные районы (3 Окраинные районы

В то же время треть жителей окраинных районов указывают на недостаточную обеспеченность услугами мастерских по ремонту бытовых машин и приборов, банно-прачечных предприятий, пунктов приема стеклопосуды.

Данные опроса позволяют заключить, что улучшилось обеспечение районов социально значимыми услугами. Существенно сократилось коли-

чество респондентов, отмечающих отсутствие учреждений социальной сферы. В центральных и окраинных районах одинаков уровень обеспеченности услугами учреждений здравоохранения, образования, культуры, торговли. Наилучшим образом обстоят дела по обеспеченности города предприятиями торговли продовольственными товарами.

Однако влияние местных властей на изменение комфортности проживания в городе оценивается неоднозначно (табл. 4).

Таблица 4. Динамика оценок влияния деятельности администрации на изменения в условиях проживания в г. Вологде (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов 2001 2003 2004 2005 2006

Изменения напрямую связаны с деятел ьностью администрации 39,3 34,3 44,6 30,1 27,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отчасти изменения связаны с деятельностью администрации 37,7 46,1 41,6 48,2 48,5

Изменения никак не связаны с деятел ьностью администрации 8,8 9,3 9,6 17,7 22,1

Данные таблицы показывают, что численность вологжан, напрямую и отчасти связывающих изменения в состоянии условий проживания в областном центре с деятельностью городской администрации, практически не изменилась (76%). Вместе с тем на 13,3 п.п. в сравнении с 2001 г. возросла доля тех, кто считает, что произошедшие изменения никак не связаны с деятельностью местной власти. Одной из причин такого положения является недостаточная информированность населения о работе муниципальных органов власти.

В 2006 г. почти в три раза (с 4,5 до 12,9%) по сравнению с 2001 г. увеличилась доля горожан, характеризующих работников администрации как орга-низаторов-практиков, умеющих работать с людьми; в два раза (с 31,2 до 16,5%) сократилась численность

респондентов, считающих сотрудни- боченными только своими привилеги-

ков аппарата управления людьми, оза- ями (табл. 5).

Таблица 5. Мнения горожан о работниках администрации города Вологды (% от числа опрошенных)

Вариант ответа 2001 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Это образованные, знающие специалисты 6,8 11,1 9 6,7 5,9

Это люди, заботящиеся о благе населения 5,5 11,2 5,9 5,9 7,5

Это организаторы-практики, умеющие работать с людьми 4,5 8,7 9,1 9,7 12,9

Для этих людей главное - сама власть 23,5 20,1 22,9 31,2 27,7

Это люди, озабоченные только своими привилегиями 31,2 25,5 27,2 23,1 16,5

Это защитники «старых» взглядов 2,6 1,3 1,4 2,9 2,4

В территориальном разрезе прослеживается тенденция снижения обращаемости населения во властные структуры. Особенно это проявилось в централь-

ном районе: число обращений в инстанции, за исключением городской администрации и Центра санэпиднадзо-ра, снизилось в 1,5 раза и более (табл. 6).

Таблица 6. Показатели обращаемости жителей в различные инстанции г. Вологды (% от числа опрошенных)

Инстанции Районы

Центр Периферийные Окраинные

2005 2006 2005 2006 2005 2006

ЖКУ 36,0 22,1 28,3 29,0 54,2 26,2

Городская администрация 5,3 9,7 10,2 9,2 10,4 5,8

Горводоканал 17,3 8,3 19,5 14,0 12,4 11,5

Центр санэпиднадзора 5,3 5,5 3,2 4,3 2,5 1,6

Облкоммунэнерго 12,7 7,6 8,1 10,6 8,0 4,7

Вологдагаз 10,0 1,4 4,7 5,5 6,5 4,2

Суд 8,0 5,5 14,2 10,8 4,5 22,0

Отдел по защите прав потребителей 11,3 6,9 10,0 10,1 2,0 6,3

Комитет территориального общественного самоуправления (КТОС) 2,0 0,0 2,0 2,2 1,0 3,1

Г ородская Дума 2,0 0,7 2,5 2,2 4,5 2,1

Но в целом, как и по данным предыдущих опросов, первое место по уровню обращаемости занимают жилищно-коммунальные участки.

Большинство обратившихся в 2005 г. в указанные инстанции довольны результатом. Так, 62% респондентов довольны обращением в Облкоммун-энерго, 55,2% - в суд и 52,1% - в отдел по защите прав потребителей.

Во властные структуры вологжане обращаются по разным вопросам, в том числе и касающимся разъяснения механизмов реформы жилищно-коммунального хозяйства. Как и в предшествующем году, основным ее

последствием, которое почувствовало население, явился рост коммунальных платежей. При этом 66% вологжан считают его необоснованным (рис. 5).

Рис. 5. Последствия реформ ЖКХ в 2006 г. по оценкам жителей г. Вологды

(в % от числа опрошенных)

Ухудшение качества обслуживания; 7,1

Улучшение качества обслуживания; 5,7

Сокращение объема предоставляемых услуг; 4,1

Рост коммунальных платежей; 68,5

Наиболее ощутимым этот рост оказался для жителей западного (90%) и окраинных (70,7%) районов.

Таким образом, исследование показало, что общее состояние условий проживания в г. Вологде значительно улучшилось, возросла по сравнению с предыдущими годами удовлетворенность населения состоянием жилого фонда и элементов инженерной инфраструктуры. Большинство респондентов оценивают транспортное обслуживание как хорошее и скорее хорошее, чем плохое; сокращается дифференциация районов по уровню комфортности проживания.

Две трети вологжан напрямую и отчасти связывают происходящие изменения с деятельностью городской администрации. Однако каждый пятый горожанин этой связи не видит, что, по мнению каждого четвертого, обусловлено результатом недостаточной информированности населения об этой деятельности.

Повышению информированности горожан и росту их доверия к действиям муниципальных властей будет способствовать активизация деятельности администрации города в установлении обратной связи с населением, усиление освещения работы органов местного самоуправления в средствах массовой информации, более широкое привлечение общественности к решению городских проблем.

Для обеспечения привлекательности и комфортности проживания следует совершенствовать экономическую базу города - от этого зависят материальное благополучие жителей, доступность жилья, качество предоставляемых услуг. Это окажет положительное влияние на эмоциональное состояние вологжан, закрепит в их сознании желание укорениться и развивать городскую социохозяйствен-ную систему с помощью активного взаимодействия с органами местного самоуправления.

УДК 338.45(470.12)

К. А. За дум кин

ПОСЕЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ В ПРИГОРОДНОМ РАЙОНЕ: СТРАТЕГИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА*

В статье на примере Вологодского района обосновываются некоторые концептуальные положения стратегии в сфере жилищного строительства и конкретные мероприятия по ее реализации. Основные подходы и ряд выводов могут быть использованы при решении аналогичных задач в других муниципальных образованиях.

Л

ЗАДУМКИН Константин Алексеевич — к.э.н., заведующий отделом

ВНКЦ ЦЭМИ РАН

Вологодский муниципальный район с точки зрения развития строительства и привлечения инвестиций имеет достаточно уникальные для области стартовые условия, обусловленные

* Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации «Модернизация стратегического управления строительным комплексом региона» (МК-1674.2005.6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.