Условия обеспечения эффективности профессиональной методической игры как формы организации повышения квалификации учителей
Абатурова Вера Сергеевна к.п.н., заведующий отделом образовательных и информационных технологий, Южный математический институт - филиал Владикавказского научного центра РАН, ул. Маркуса, 22, г. Владикавказ, 362027, (867) 50-10-84 [email protected]
Малова Ирина Евгеньевна профессор, д.п.н., профессор кафедры алгебры и геометрии. Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, ул. Бежицкая, 14, г. Брянск, 243036, (4832) 66-63-11
Аннотация
Анализируются различные подходы к понятию игры, обосновывается авторский подход к определению профессиональной игры для повышения квалификации учителей, анализируется практика разработанных авторами игр, формулируются условия их эффективности.
Different approaches to the concept of the game are analyzed, the author's approach to the definition of professional games for teacher training is proved, analyses the practice developed by the authors of the games, the conditions of their effectiveness are formulated.
Ключевые слова
игра, повышение квалификации учителей, личностно ориентированное обучение, методика обучения математике
game, teacher training personal oriented education; mathematics teaching methodology
Введение
В эффективности занятий на курсах повышения квалификации заинтересованы как лекторы, поскольку желают раскрыть возможности современной методической науки для повышения качества обучения школьников и оказать актуальную методическую помощь участникам курсовой подготовки, так и учителя -слушатели курсов, поскольку желают осмыслить свой опыт и соотнести его с современными тенденциями развития методики обучения. Косвенно в эффективности курсовых занятий заинтересованы и учащиеся слушателей курсов, поскольку желают добиться успехов на уроках этих учителей.
Важными условиями обеспечения эффективности занятий с учителями являются готовность к инновационной деятельности и активная позиция слушателей.
Под готовностью к инновационной деятельности учителя мы понимаем интегративное единство личностных качеств и опыта педагога, направленное на успешное и творческое решение педагогических задач с опорой на нововведения в проектировании и организации учебной и обучающей деятельности [1].
Одной из форм обеспечения активности слушателей является игровая форма. Опыт показывает, что от качества организации игры зависит её эффективность, а значит, и обучения на курсах повышения квалификации.
В статье анализируются различные подходы к понятию игры, обосновывается авторский подход к определению профессиональной игры для
повышения квалификации учителей, анализируется практика разработанных авторами игр, формулируются условия их эффективности.
Понятие методической игры как формы повышения квалификации учителей
В Словаре философских терминов игра определяется как «существенное свойство человека», отражающее особую связь человека с миром, которая «состоит в том, что понимание мира является для человека одновременно самопониманием». [2].
Краткий психологический словарь дает такое толкование: «Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [3].
Одно из значений термина «игра» в словаре С.И. Ожегова относится и к профессиональной сфере: «Игра - создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений» [4].
В Советском энциклопедическом словаре: «Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» [5].
Г.К Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [6]. Автор отмечает, что «Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно -познавательной направленностью», что «способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности» [там же].
В высшем профессиональном педагогическом образовании и системе повышения квалификации накоплен некоторый опыт разработки и применения в обучении педагогических (дидактических) игр, основанных на моделировании и анализе педагогических ситуаций, и деловых игр (имитационных, операционных, ролевых, безролевых и др.).
Деловые игры - это «методы имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ» [5].
Под учебной деловой игрой В.А. Трайнев понимает «целенаправленно-сконструированную модель какого-либо реального процесса, имитирующую профессиональную деятельность и направленную на формирование и закрепление профессиональных навыков и умений» [7].
Таким образом, можно выделить ключевые признаки понятия «игра» в профессиональной деятельности:
- наличие моделируемой ситуации и процесса деятельности в её условиях;
- активная деятельность всех участников;
- результат, полученный её участниками, связан с их профессиональными интересами (освоение способов профессиональной деятельности, пониманием себя в профессиональной деятельности).
Таким образом, под методической игрой будем понимать форму организации повышения квалификации, характеризующуюся наличием практико ориентированной ситуации, методической задачи, связанной с профессиональными интересами учителей, и активной деятельности всех её участников.
Такой подход определён методологическими основами: деятельностный подход, личностно ориентированное обучение, фундирование опыта личности обучающегося.
Деятельностный подход (П.Я. Гальперин, Т.А. Иванова, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.) предполагает рассмотрение цели как планируемого результата и наличие ориентировочных основ деятельности по достижению этого результата. В данном случае целью профессиональной игры является обнаружение и освоение способа решения методической задачи.
Личностно ориентированное обучение предполагает обеспечение выведения слушателей на позицию субъектов обучения и собственного развития, личную значимость результатов деятельности и процесса их достижения [8]. В данном случае в решении методических задач ведущая роль должна принадлежать слушателям, они должны быть заинтересованы в решении методических задач.
Фундирование опыта личности обучающегося предполагает поэтапное расширение и углубление знаний, необходимых и достаточных для теоретического обобщения содержания школьного и вузовского образования и практического применения в профессиональной деятельности [9].
В данном случае спиралевидная схема фундирования методического опыта личности обучающегося - учителя математики связана с повышением уровня его методических знаний, развитием базовых методических умений, стержневым элементом которой является профессиональная методическая задача.
Примеры организация методических игр в системе повышения квалификации учителей математики
В данной статье рассмотрим применение методических игр в системе повышения квалификации учителей математики для решения ее участниками методических задач.
Представим некоторые состоявшиеся с учителями математики игры с распределением и без распределения ролей их участников по схеме: 1) название игры; 2) методическая задача; 3) условия организации и проведения (условия ситуации); 4) результаты.
Игра 1. «Коллективная карта».
Методическая задача: раскрыть различные способы введения определения математического понятия.
Условия ситуации: формируются три группы участников, каждая группа получает для работы свое математическое понятие. Задача группы: раскрыть возможный мотив введения определения заданного понятия; разработать несколько вариантов введения определения; представить результаты работы в виде методической карты. Работа каждой группы снимается на видео.
Результаты: формируется убеждённость в наличии технологии методических действий (при работе с различными математическими понятиями методические цели едины), в вариативности методических действий при единстве их целей; выявляются успехи и неудачи процесса группового диалога в связи с введением определения; пополняется методическая копилка каждого учителя тремя методическими картами. Карта введения определения трапеции представлена в учебном пособии для студентов [10], карта введения определения двугранного угла -в монографии [11].
Так, в карте ведения определения трапеции представлена последовательность действий учителя в каждом из пяти способов: через практическую работу; через классификацию четырёхугольников; через реконструкцию модели параллелограмма; через расшифровку термина «трапеция»; через формулирование готового определения.
В карте введения определения двугранного угла раскрыты три способа: через практическую работу по построению нового вида углов, выполняемую на моделях; через сравнение углов, получаемых в результате пересечения а) двух прямых; б)
прямой и плоскости; в) двух плоскостей (выполняется на моделях); через конструирования угла через расшифровку термина «двугранный угол».
Игра 2. «Вертушка».
Методическая задача: раскрыть этапы работы над математической задачей различных типов.
Условия ситуации: формируется четыре группы участников; каждая группа получает текст задачи (разные группы - разные виды задач) и разделённый на четыре части лист бумаги. Игра проходит в четыре этапа. Задача групп: на первом этапе раскрыть этап анализа условия задачи; на втором этапе - провести этап поиска решения полученной от другой группы задачи; на третьем этапе - оформить решение задачи в соответствии с планом, составленным другой группой; на четвертом этапе -подвести итоги работы над задачей. После каждого этапа происходит передача другой группе листа с записями результатов очередного этапа по кругу -осуществляется «вертушка». Работа каждой группы снимается на видео.
Результаты: формируется убеждённость в наличии технологии методических действий (при работе с различными математическими задачами методические цели едины), в вариативности методических действий при единстве их целей; выявляются успехи и неудачи процесса группового диалога в связи с этапами работы над математической задачей; пополняется методическая копилка каждого учителя четырьмя задачами, для которых раскрыты этапы работы с ними.
Пример реализации. Средства:
1. Группы получают листы с задачами для «вертушки», которые имеют вид:
Задача. (Текст задачи)
Проведите анализ условия задачи: Составьте план решения:
Оформите решение: Подведите итоги работы над задачей:
Роли участников игры и их функции:
Возможные роли внутри групп:
1) «лидер» - отвечает за общую организацию эффективной работы, выступает с итогами работы;
2) «учитель» - задает учащимся вопросы соответствующего этапа работы над задачей;
3) «учащийся» - отвечает на вопросы учителя;
4) «оформитель» - оформляет «тетрадь ученика» (вид доски) на листах «вертушки»;
5) «хранитель времени» - следит за рациональным расходованием времени.
Замечание. Роли могут меняться с переходом на другой этап «вертушки»,
могут совмещаться.
Содержание:
Задача 1. Задача на сушку, решаемая арифметическим методом: Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько килограммов винограда потребуется для получения 54 килограммов изюма, если виноград содержит 90% воды, а изюм содержит 5 % воды?
Задача 2. Задача на движение: Из посёлка на станцию, удалённую на расстояние 27 км, оправились одновременно пешеход и велосипедист, причём скорость пешехода была на 10 км/ч меньше скорости велосипедиста. Прибыв на станцию, велосипедист сразу повернул обратно и встретил пешехода через 2 ч 24 мин после его выхода из посёлка. На каком расстоянии от посёлка произошла встреча?
Задача 3. Задача на смеси: Имеются два раствора кислоты. Первый - 40%-ный, второй - 60%-ный. Эти два раствора смешали, после чего разбавили 5 кг чистой воды и получили 20%-ный раствор. Если бы вместо 5 кг чистой воды добавили 5 кг 80%-ного раствора кислоты, то получили бы 70%-ный раствор. Сколько было 40%-ного и 60%-ного растворов?
Задача 4. Задача на работу: Два механических крота разной мощности при одновременной работе с разных концов тоннеля могли бы прорыть его за 27 дней. Эти два крота начали одновременно рыть данный тоннель с разных концов, причем после того, как первый прорыл 1/3 длины, второй сломался. Оставшуюся часть тоннеля первый крот прорыл самостоятельно за 8 дней Подведение итогов:
К итогам относятся высказывания лидеров групп на 5 этапе «вертушки», оценка работы групп методистом; высказывания участников о «методическом приросте».
Рис. 1. Игра «Вертушка» проводилась Маловой И.Е. в Летней математической школе для учителей РСО-А в рамках летнего Международного математического научно-образовательного форума (ЮМИ ВНЦ РАН, Владикавказ, 2015 г.)
Игра 3. «Педагогические чтения».
Методическая задача: обобщить свой методический опыт по реализации базовых методик при личностно ориентированном обучении математике.
Условия ситуации: формируется 5 групп учителей из числа тех, которые посещали школу учителя математики в течение 2-х лет; каждая группа занимается обобщением опыта реализации одной из базовых методик при личностно ориентированном обучении математике; каждый участник группы готовит публикацию и выступление на педагогических чтениях. Завершается выступление группы методической игрой со слушателями педагогических чтений.
Результаты: обобщен методический опыт по пяти базовым методикам.
Обобщение опыта реализации методики формирования понятий при личностно ориентированном обучении учащихся отражено в направлениях: обобщение опыта освоения методики формирования понятий (Т.В. Дашунина); подготовка учителя к введению геометрических определений (Л.В. Макласова); сравнение традиционного и личностно ориентированного введения определений арксинуса и арккосинуса (Т.В. Дашунина); конструирование примеров для усвоения определений и методика их обсуждения с учащимися (В.А. Волкова).
Обобщение опыта реализации методики формирования умений при личностно ориентированном обучении учащихся отражено в направлениях: обучение учащихся составлению схем выполнения математических заданий (В.В. Рухлядко); формирование алгебраических умений в 7 классе (О.Д. Карташова, И.Е. Малова); формирование геометрических умений (Н.С. Танькова); приёмы работы с шаговыми заданиями при формировании умений (И.П. Дунаева, И.Е. Малова); причины математических ошибок учащихся (занятие методического объединения учителей школы) (В.И. Лысенко).
Обобщение опыта реализации методики изучения теорем при личностно ориентированном обучении учащихся отражено в направлениях: обсуждение вопроса "Зачем учить доказательства теорем?" методом сократовского диалога (Н.С. Маевская); мотивация при изучении теорем (М.П. Иванцова, И.Е. Малова);
учимся применять теоремы при решении задач (Е.В. Иванишко); приёмы запоминания доказательства теорем (Ю.В. Алтухова); приёмы опроса доказательств теорем (Г.И. Галаган); доказательство теорем как закрепление определений (Н.С. Маевская).
Обобщение опыта реализации методики решения текстовых задач при личностно ориентированном обучении учащихся отражено в направлениях: сравнение традиционного и личностно ориентированного обучения учащихся решению текстовых задач (Т.А. Сергачева); приёмы организации деятельности учащихся при решении текстовых задач (Д.В. Дымников); рефлексия учителя и учащихся в связи с решением текстовых задач (И.С. Кравченко); формирование открытой познавательной позиции учителя через работу методических объединений (О.Н. Коломиец); типичные методические ошибки учителя при работе с текстовой задачей (Л.Г. Козырева).
Обобщение опыта реализации методики решения геометрических задач при личностно ориентированном обучении учащихся отражено в направлениях: справочник по методике обучения учащихся решению планиметрических задач (М.А. Галактионова, И.Е. Малова); изучение методики обучения учащихся решению планиметрических задач на построение на методическом объединении учителей (И.А. Котова); учимся решать задачи на построение в 8 классе (А.Ф. Бондарева); обогащение опыта учащихся по решению планиметрических задач (Т.Ю. Пупанова); обучение учащихся анализу и поиску решения планиметрической задачи (И.В. Макевит).
Результаты исследования учителей представлены в [12].
Игра 4. «Методический марафон».
Методическая задача: включить учителей в активное обсуждение методического опыта, проблем и перспектив развития методики организации современного урока математики.
Условия ситуации: готовится 4 площадки по направлениям обсуждения: гуманизация; гуманитаризация; компьютеризация; оценивание учебных достижений; готовятся организаторы площадок из числа учителей; для каждой площадки готовятся материалы, разработанные на основе изучения организаторами соответствующей литературы, и задания по работе с ними; участники марафона, перемещаясь от площадки к площадке, включаются в обсуждение проблем современного урока; на завершающем этапе все участники марафона смотрят видеоурок и обсуждают его с позиций современных проблем методики, а также вопрос «Зачем учителю открытый урок?»
Результаты: 5 публикаций в газете «Брянская учительская газета» с обобщением проведенного марафона.
Так, в связи с обсуждением вопросов гуманитаризации обучения математике учителя сформулировали три методические проблемы: как, готовясь к уроку математики, выделить в соответствующей теме учебника гуманитарный потенциал; как выделить на конкретном уроке общие знания и общественно-значимые ценности из процесса обучения математике; как обеспечить присвоение общих знаний и общественно-значимых ценностей учащимися?
Для их решения было предложено:
• обсудить тему на методическом объединении учителей;
• попытаться найти в теме то, что относится к общим знаниям (знаниям, которые полезны каждому: конструкция формулировок, приемы и методы доказательств, решения задач, методы исследования, поиска обоснований и др.); поделиться найденным с коллегами;
• хорошо бы иметь некий шаблон, дидактические материалы для учителя, с помощью которых можно в теме выделять гуманитарный потенциал;
• внимательнее относиться к историческому материалу, используя его для демонстрации путей открытия новых знаний.
• наблюдать за процессом решения проблем учащимися, чтобы обнаружить причины их удач и возникающих трудностей ии превращать их в источник обогащения собственного учебного опыта;
• применять карточки-подсказки, связанные со способами деятельности в той или иной учебной ситуации и анализировать их использование учащимися;
• организовывать творческую деятельность учащихся и при подведении итогов просить учащихся выделять то ценное, что полезно каждому для успешности выполнения творческих заданий;
• на уроках использовать эвристические приемы, общие вопросы, помогающие в решении учебных проблем, в продуктивном использовании различных источников информации и заносить их в копилки общих знаний;
• обеспечивать удовлетворение от результатов самостоятельной деятельности и осознание причин достижения этих результатов.
Игра 5. «Фестиваль методических идей».
Методическая задача: выявить и распространить методические идеи по организации современного урока учителей - победителей конкурса лучших учителей приоритетного национального проекта «Образование» на федеральном и региональном уровнях.
Условия ситуации: определяются из числа желающих учителя математики, физики, химии, биологии, географии для выступления на фестивале методических идей и их помощники из числа методистов института повышения квалификации; определяются темы выступлений; организуется дистанционная помощь учителям при подготовке выступления; во время фестиваля в рамках его секций осуществляется обсуждение всех представленных идей и фрагментов видеоуроков.
Результаты: представлены идеи, позволяющие раскрыть способы целеполагания, мотивация на уроке, обеспечения успешности каждого учащегося на уроке, приемы организации познавательной и рефлексивной деятельности учащихся; применения базовых методик обучения; самоанализа урока учителем и др.
Игра 6. «Суд над новой образовательной технологией».
Методическая задача: выявить возможности новой образовательной технологии.
Условия ситуации: распределяются роли в соответствии с судебной практикой (судья, защитник, прокурор, свидетели, обвиняемые), готовится сценарий процесса суда над пропагандистами новой образовательной технологии; в роли присяжных участвуют учителя, которые приехали на мероприятие по теме обсуждения новой образовательной технологии.
Результаты: выявлены преимущества и недостатки личностно ориентированного обучения, обобщены аргументы по необходимости его внедрения в школьную практику, представлен опыт внедрения личностно ориентированного обучения.
Игра 7. «Методический семинар на основе видеуроков».
Методическая задача: выявить учебные затруднения учащихся и причины их возникновения; определить методические пути преодоления учебных затруднений учащихся; выявить приёмы организации учебной деятельности учащихся, их преимущества и недостатки; расширить арсенал эффективных приёмов организации деятельности учащихся на уроке; выделить методическую проблему, над которой работает учитель, и обсудить возможные направления в её исследовании.
Условия ситуации: урок (уроки) учителя (учителей), пожелавшего совершенствовать свой методический опыт, снимается на видео; методист анализирует видеоурок и готовит материалы для обсуждения учебных проблем учащихся; проводится методический семинар (семинары) по материалам методиста.
Результаты: подготовлено три методических семинара «Причины учебных затруднений учащихся при изучении тождеств сокращенного умножения и тригонометрии», «Приёмы организации деятельности учащихся на уроке в зависимости от ее целей»; «Проблема реализации метода математического моделирования».
Так, при обсуждении причин учебных затруднений учащихся были подобраны примеры их проявления в математических темах и раскрыты пути их преодоления
Причина 1. Учащийся не знает теоретических основ, участвующих в задаче, и/или способа их применения.
Ситуация 1. Учащийся не может сформулировать определение арккосинуса (не знает теоретической основы).
Ситуация 2. Не может конкретизировать формулировку для конкретной задачи, например: «Верна ли запись arccos (-^)= -л/3?» (не знает способа применения определения).
Пути преодоления:
• добиваться четких формулировок теоретических знаний (их надо знать каждому);
• уделять больше внимания подведению итогов на этапе закрепления понятий, в рамках которых обсуждать вопросы применения теоретических знаний;
• выделять, в случае необходимости, базовые задачи.
Причина 2. Учащийся не знает ориентировочных основ работы с задачей рассматриваемого вида.
Ситуация. Учащийся ошибается в применении формулы разности квадрата при разложении на множители 25 а2 - 16.
Пути преодоления:
- использовать ориентировочные основы работы с задачей рассматриваемого вида (ООД должна быть в виде перечня шагов, сформулированных в общем виде);
- проговаривать шаги решения при первоначальном освоении нового вида задач, чтобы продемонстрировать процесс конкретизации каждого шага;
- отрабатывать, в случае необходимости, отдельные шаги ООД.
ООД работы с заданиями на применение тождеств сокращенного умножения:
1) выбрать нужную формулу;
2) «подготовить» выражение для применения формулы (письменно, выделяя значения переменных, или устно, называя значения переменных);
3) применить выбранную формулу;
4) упростить полученное выражение, если можно.
Причина 3. У учащегося «западает» некоторый шаг.
Ситуация. Учащийся ошибается в выборе нужной формулы при выполнении задания раскрыть скобки (5 а - Ь) (5а + Ь).
Пути преодоления:
- выявить «западающий» шаг (для этого учащийся должен проговаривать ООД вслух, заминка в реализации какого-то шага указывает на его «западение»);
- размельчить шаг на свои составляющие (составить ООД для этого шага);
- отрабатывать выявленный шаг на специальных упражнениях.
Игра 8. «Дистанционный семинар».
Методическая задача: выявить методические затруднения учителей при обучении учащихся решению текстовых задач; определить направления их преодоления при реализации деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения; раскрыть приёмы деятельности учителя при обучении учащихся решению текстовых задач различных видов.
Условия ситуации: учителям предлагается «оформить решение на доске» текстовых задач различных видов; материалы учителей анализируются методистом; методист готовит материалы для организации семинара по решению перечисленных методических задач; методист дистанционно проводит семинар со слушателями курсов повышения квалификации, находящимися в одной аудитории.
Результаты: выявлены методические проблемы и удачи каждого слушателя по проблеме обучения учащихся решению текстовых задач; продемонстрированы пути их преодоления через выполнение учителями методических заданий, подготовленных методистом.
Пример реализации.
Дистанционный семинар по теме «Реализация деятельностного подхода (ДП) и личностно ориентированного обучения (ЛОО) при работе с текстовой задачей»
Средства: участники вебинара получают раздаточный материал - двойной лист с содержанием всех этапов вебинара. Работа проходит с помощью интерактивной презентацией лектора, работающего удаленно и тьютора, работающего в аудитории с участниками вебинара: Роли участников игры и их функции:
1) «учитель» - задает учащимся вопросы соответствующего этапа работы над задачей;
2) «учащийся» - отвечает на вопросы учителя;
3) «методист» - анализирует и реализует методическое занятия; Содержание:
Этап 1. Персонализация математических и/или методических проблем учителя.
Задание 1. Решите задачу 1 и определите возможные затруднения учащихся при решении текстовых задач.
Задача 1. Смешали индийский и грузинский чай. Индийский чай составил 30% всей смеси. Если в эту смесь добавить ещё 120 г индийского чая, то он будет составлять 45 % смеси. Сколько граммов индийского чая было в смеси первоначально? (Н.Я. Виленкин, 6 класс, № 1333)
Задание 2. Ответьте письменно на вопросы:
1. Каковы этапы работы над задачей?
2. Каковы способы оформления краткой записи условия задачи?
3. Какие вопросы помогают провести анализ условия задачи?
4. Как по краткой записи распознать, что задача решается арифметическим методом?
5. Какие вопросы помогают провести поиск способа решения задачи, решаемой арифметическим методом?
6. Какие вопросы помогают провести поиск способа решения задачи, решаемой алгебраическим методом?
7. Каковы способы оформления решения задачи арифметическим методом?
8. Каковы способы оформления решения задачи алгебраическим методом?
9. Какие особенности работы с задачами на движение (на работу, на смеси) нужно знать?
Этап 2. Изучение теоретических основ ДП и ЛОО.
Задание 3. Сформулируйте вопросы, на которые есть ответы в описании теоретических основ ДП и ЛОО.
I. Основные положения деятельностного подхода:
1. Управление деятельностью осуществляется через такую составляющую умственного действия, которая называется ориентировочной основой действий (ООД). ООД - это ответ на вопросы: «Как выполняют этот вид деятельности?», «Что нужно сделать, чтобы...?» (например, «Как выполняют анализ условия задачи?», «Как осуществляют поиск способа решения задачи?», «Что нужно сделать, чтобы составить уравнение по условию задачи?»). ООД формулируется в виде последовательности шагов выполнения соответствующей деятельности. Формулировки шагов должны носить обобщённый характер, чтобы их можно было использовать не только для конкретной задачи, но и для класса задач.
2. Каждый шаг ООД, который вызывает затруднение, должен быть отработан отдельно от других на специальных упражнениях.
3. Все особенности выполнения шагов деятельности должны обсуждаться. Помогают вопросы: «С каким случаем выполнения. встретились?»; «Какие ещё случаи бывают?»; «Как поступаем, если.?» (например, «С каким случаем выделения ситуаций в задаче на смеси встретились?», «Какие еще случаи ситуаций в задачах на смеси бывают?», «Как выделяем ситуации, если к имеющейся смеси добавляется чистое вещество?»).
II. Основные положения личностно ориентированного обучения:
1. При ЛОО учитель организует деятельность учащихся таким образом, чтобы они были субъектами обучения («деятелями в процессе познания») и субъектами собственного развития.
2. Важную роль при ЛОО имеет учебный диалог, при котором все вопросы учителя мотивированы, носят общий характер, учитывают связи с прошлым опытом учащихся и др.
Ключевым понятием ЛОО является понятие субъектного опыта учащихся -опыта жизнедеятельности. Цель ЛОО: воспитать личность, которая умеет «познавать, делать, жить, жить вместе».
Этап 3. Отрабатываем реализацию ДП и ЛОО на примере задач. Задача 2. Две бригады, работая вместе, могут выполнить задание за 12 дней. После 8 дней совместной работы первая бригада получила другое задание, оставшуюся работу вторая бригада выполнила за 7 дней. За сколько дней выполнила бы всю работу каждая бригада?
Задача 3. Мотоциклист, движущийся по шоссе со скоростью 60 км/ч миновал пост ДПС. Через час мимо этого поста проехал автомобиль со скоростью 90 км/ч. На каком расстоянии от поста ДПС автомобиль догнал мотоцикл?
Задание 4. Проведите анализ условия задач 1-3, составляя при этом краткую запись в виде таблицы.
1. Какие части (ситуации) можно выделить в задаче? (Формируем строки таблицы).
2. Какие величины характеризуют происходящее в задаче, и как они связаны между собой? (Формируем столбики таблицы и актуализируем соответствующе формулу).
3. Что известно по условию задачи? (Заносим данные в таблицу).
4. Как связаны одноименные величины, участвующие в задаче? (Указываем связи величин в столбиках таблицы).
Что требуется найти? (Заносим знак вопроса в таблицу). Задание 5. Проведите поиск способа решения задач 1-3, завершив его составлением плана решения
Вариант 1. Рассуждаем от условия (метод синтеза):
«Что можем найти по данным задачи?» (ответ карандашом заносим в таблицу).
Вариант 2. Рассуждаем от требования (метод анализа): «Что нужно знать, чтобы найти...?», «Известны ли эти величины?» (ответ в виде промежуточных вопросов заносим в таблицу или строим граф-схему) Вариант 3 (для алгебраического метода)
1. Какое условие можно выбрать за основание для составления уравнения? Какова его схема? Какое условие выберем?
2. Какую величину можно выбрать за неизвестную? Какую выберем? Какие величины нужны для составления уравнения? Как их выразить через
переменную?
Этап 4. Подведение итогов занятия.
Задание 6. Ответьте на вопросы:
1. Какие виды деятельности выполняли?
2. Каковы ориентировочные основы соответствующих видов деятельности (что обеспечило успешность самостоятельного выполнения этих видов деятельности)?
3. Как была осуществлена отработка отдельных шагов ООД?
4. Каковы возможные затруднения учащихся при решении текстовых задач? Что нужно делать, чтобы преодолеть эти затруднения?
5. Как ответим на вопросы задания 2?
6. Была ли организация занятия личностно ориентированной?
7. Использовались ли на занятии следующие приёмы личностно ориентированного обучения:
- включение обучающихся в процесс целеполагания через представление плана работы;
- обсуждение способа работы с тем или иным заданием;
- использование раздаточного материала, содержащего ООД;
- конструирование вопросов, на которые есть ответы в теоретическом материале;
- использование примеров, соответствующих опыту обучающихся при изучении теории и др.
8. Что изменится, если задачу 2 заменить на задачу 4.
Задача 4. Два механических крота разной мощности при одновременной работе с разных концов тоннеля могли бы прорыть его за 27 дней. Эти два крота начали одновременно рыть данный тоннель с разных концов, причём после того, как первый прорыл 1/3 длины, второй сломался. Оставшуюся часть тоннеля первый крот прорыл самостоятельно за 8 дней. За сколько дней прорыл бы весь тоннель первый крот, работая самостоятельно?
Рекомендации учителям по направлениям творческих методических работ:
1. Создание компьютерной презентации, слайды которой отражают этапы работы над задачей.
2. Систематизация особенностей задач на работу (движение, стоимость, смеси-сплавы-сушку и пр.).
3. Описание приёмов организации практикума по решению задач.
Рис. 2. Дистанционный семинар по теме «Реализация деятельностного подхода (ДП) и личностно ориентированного обучения (ЛОО) при работе с текстовой задачей» (Лектор - Малова И.Е., Тьютор - Абатурова В.С., Владикавказ, ЮМИ
ВНЦ РАН, 2016 г.).
Анализ и оценка разработки
Анализ практики проведения профессиональных игр позволил выявить условия их эффективности.
Один из признаков эффективности любой деятельности - это достижение значимого для её участников результата. Можно выделить ряд условий достижения этого результата, среди которых: учёт интересов и мотивации участников; наличие дидактических материалов; соответствие деловой игры современным требованиям к обучению учащихся.
Учёт интересов и мотивации участников обеспечивается за счет персонализации их проблем и пожеланий через анкетирование, анализ их практики обучения и др.
Дидактический материал, которые участники оставляют у себя по окончании игры, должен удовлетворять ряду требований: 1) отражает значимый для участников результат игры; 2) содержит методические задания и теоретические основы их выполнения; 3) предусматривает внесение участником записей в дидактический материал.
Соответствие деловой игры требованиям к обучению учащихся обеспечивается за счёт реализации основ деятельностного подхода (включение слушателей в процесс целеполагания; выделение видов методических задач; раскрытие ориентировочных основ по их решению) и личностно ориентированного обучения (выведение участников на позицию субъектов обучения и собственного развития; включение участников в учебный диалог; учёт и обогащение методического субъектного опыта каждого участника).
Еще одним из признаков эффективности повышения квалификации учителей является системность занятий с ними. Эффективность системы занятий обеспечивается соблюдением этапов метода коллективного субъектного опыта при изучении некоторой методической темы или методики: 1) актуализация субъектного опыта участников; ) изучение теории вопроса и технологий ее применения; 3) применение теории к разработке или анализу конкретных фрагментов урока под руководством методиста; 4) самостоятельная групповая работа по разработке или анализу конкретных фрагментов урока; 5) коррекция и обогащение группового опыта; 6) самостоятельная работа по разработке и анализу конкретных фрагментов урока с последующей проверкой методистом в индивидуальном порядке; 7) коррекция и обогащение индивидуального опыта каждого; 8) оформление коллективного субъектного опыта в виде печатных материалов или публикаций.
Заключение
Представлены условия организации профессиональных игр и системы повышения квалификации учителей, обеспечивающие их эффективность, изложено восемь профессиональных игр по схеме: название игры, методическая задача игры, условия организации и проведения (ситуации), результат. Созданные с участием авторов игры могут быть использованы в решении иных содержательно-методических вопросов современного образования, что открывает широкие возможности для сотрудничества. Некоторые видеоматериалы и компьютерные презентации можно получить по адресу
https://www.voutube.com/watch?v=2kDtgRFmDIo.
Литература
1. Смирнов Е.И., Абатурова В.С. Синергия математического образования учителя: этапы и характеристики готовности к инновационной деятельности/ Труды Международной научной конференции «Модели современного образования в условиях интеграции педагогических и информационно-коммуникационных технологий», Коряжма, 2016.- С.29-39.
2. Словарь философских терминов /Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М. 2007 - XVI, 731 с.
3. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - 22-2 изд. - М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.
5. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1982. - 1600 с.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1. - м.: Народное образование, 2005.
7. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика
проведения: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 - «Педагогика» / В.А. Трайнев. - М.: ВЛАДОС, 2005. -303 с.
8. Малова И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики: автореф.....докт. пед. н. - Ярославль, 2007 - 43 с.
9. Смирнов Е.И. Фундирование в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога. Монография.-Ярославль, Изд-во «Канцлер», 2012.-654 с.
10. Теория и методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов вузов /И.Е. Малова и [и др.]. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 445 с.
11. Малова И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики к осуществлению личностно ориентированного обучения: монография. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - 225 с.
12. Реализация базовых методик математики в системе личностно ориентированного обучения учащихся: По материалам областных педагогических чтений по итогам работы школы совершенствования методического мастерства учителя математики /Сост. и ред. И.Е. Малова. -Брянск: БИПКРО, 2004. - 172 с.