Научная статья на тему 'Условия назначения на должность в органах внутренних дел'

Условия назначения на должность в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
446
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СЛУЖБА / ДОЛЖНОСТЬ / НАЗНАЧЕНИЕ / УСЛОВИЯ / ОРГАНИ ВНУТРіШНіХ СПРАВ / ПОСАДА / ПРИЗНАЧЕННЯ / УМОВИ / ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS / SERVICE / POSITION / SETTING / TERMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стародубцев А. А.

В статье уточнено понятие "условия назначения на должность в органах внутренних дел", предложена их классификация и определены особенности правового регулирования этих условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF APPOINTMENT TO OFFICE IN INTERNAL AFFAIRES BODIES

A concept "conditions of appointment to office in internal affairs bodies" is specified in the offered article, their classification is offered and the features of the legal adjusting of these terms are certain.

Текст научной работы на тему «Условия назначения на должность в органах внутренних дел»

УДК 342.51

А. А. Стародубцев,

канд. юрид. наук, г. Харьков

УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье уточнено понятие "условия назначения на должность в органах внутренних дел", предложена их классификация и определены особенности правового регулирования этих условий.

Ключевые слова: органы внутренних дел, служба, должность, назначение, условия.

Под прохождением службы в органах внутренних дел обычно понимают совокупность юридических фактов, вызывающих изменение служебно-правового положения сотрудников органов внутренних дел, в частности: (а) зачисление в кадровый резерв, (б) назначение на должность, (в) присвоение специального звания, (г) служебная аттестация, (д) перемещения по службе, (е) прекращения службы в органах внутренних дел. Поступление на службу в указанные органы предусматривает занятия лицом определенной должности с определенной трудовой функции, соответствующими местом работы и условиями труда, оплаты, режима, нагрузки и т.д. Однако именно на начальном этапе прохождения службы в этих органах - назначении на должность - возникает больше проблем, что и обусловливает актуальность написания данной статьи, целью которой является уточнение условий вступления в должность в органах внутренних дел, их характеристика и формулировка собственной дефиниции этих условий.

Проблемами прохождения службы в органах внутренних дел занимались выдающиеся ученые различных отраслей права, в частности, В. Б. Аверьянов, Н. Г. Александров, А. М. Бандурка, А. Т. Комзюк, Г. И. Кондратьев, К. Ю. Мельник, А. М. Музычук, О. Ю. Синявская и др. Однако условия назначения на должность в этих органах требуют дальнейшего научного поиска.

Указанные условия основываются на общих принципах трудового права, в том числе на праве каждого гражданина Украины свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, на запрете необоснованного отказа в приеме на службу, недопустимости ограничения прав и установлении определенных преимуществ. Условиями принятия на службу в органы внутренних дел являются фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение, при наличии которых и могут возникнуть государственно-служебные отношения. Под этими условиями подразумеваются юридические требования, предъявляемые к претенденту на государственную должность в системе государственной службы. В условиях рыночной экономики в основу правовой регламентации государственно-служебных отношений должно быть положено важнейшее природное право человека -свободно распоряжаться собой и своими способностями к труду. А потому принятие на службу в органы внутренних дел в Украине основывается прежде всего на одном из важнейших принципов организации труда - ее добровольности и свободы трудового договора. Назначение на должность осуществляется по соглашению сторон, что является основной правовой формой, которая опосредует их свободный выбор. Весь персонал этих органов комплектуется на добровольных началах. Иная позиция могла свидетельствовать о существовании принудительного труда на государственном уровне.

Важной составляющей прохождения службы в органах внутренних дел как юридического института является должность как первоэлемент, фундамент, основа органа государственной службы. Это понятие указывает на часть государственной власти, делегированной лицу, занимающему конкретную должность. Должность - это юридическое описание социального статуса лица, ее занимающего. Законодатель в правовых формулировках определяет социальную роль человека, вступившего в должность. Это дает возможность сделать вывод, что организационная структура аппарата управления представляет собой формализованные «социальные позиции юридически закрепленных ролей». Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут изменяться, что нельзя сказать об их качестве. Каждый государственный служащий должен решать определенные задачи, выполнять возложенные на него функции. В этом смысле он всегда находится на конкретной должности в структурных подразделениях органов государственной власти. Должность обычно создается на постоянной основе для удовлетворения потребностей органа в решении конкретных задач и выполнении соответствующих функций [15, с. 243].

Статья 25 КЗоТ Украины [5] предусматривает запрет требовать от лиц, устраивающихся на работу, сведения об их партийной и национальной принадлежности, происхождении, прописке и документы, представление которых не предусмотрено законодательством. Равное право доступа граждан к государственной службе является юридической возможностью, но еще не его фактическим осуществлением. Провозглашение права равного доступа граждан к государственной службе не означает его автоматической реализации и того, что гражданин вправе в любое время требовать, а государственный орган обязан немедленно и безоговорочно предоставить ему желаемую должность. Фактическое осуществление этого принципа зависит от ряда факторов.

В связи с этим для поступления на службу в органы внутренних дел существуют общие и специальные требования. Равноправие, как закрепленное законом равное положение субъектов права по реализации своих возможностей, объективно становится источником неравенства, поскольку возможности у разных людей весьма различны [4, с. 461]. Например, в ФРГ при принятии на государственную службу действует правило равных возможностей, заключающееся в том, что назначение на государственную службу проводится с учетом способностей и профессионального уровня подготовки претендента. Запрещена дискриминация в зависимости от пола, происхождения, расы, вероисповедания, а также по религиозным или политическим мотивам. Часть 2 ст. 33 Конституции этой страны (от 23 мая 1949 г.) устанавливает равный доступ каждого гражданина ФРГ к государственной службе. В отраслях, где в управленческих структурах недостаточно представлены женщины, при равной профессиональной подготовке при замещении должностей допускается отдавать им предпочтение [7, с. 260].

Согласно ст. 17 Закона Украины «О милиции» [14] на службу в милицию принимаются на контрактной основе граждане, способные по своим личным, деловым и моральным качествам, образовательному уровню, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные на милицию задачи. В данном случае следует согласиться с мнением О. Н. Ярошенко, что гражданство является не элементом, частью правового статуса субъекта права, а предпосылкой существования у индивида в полном объеме определенного статуса гражданина конкретного государства [16, с. 6]. К примеру, в странах Европейского Сообщества доступ к государственной службе не всегда ограничивается отсутствием гражданства. Комиссия ЕС 5 января 1988 г. указала на то, что любая дискриминация, связанная с гражданством, не может быть оправданной. Так, Нидерланды первыми отказались от условия гражданства при приеме на государственную службу, за исключением некоторых установленных законом должностей (например, бургомистра). Некоторые страны (Франция, Германия, Италия) в 90-х годах XX ст. внесли изменения в законодательство и открыли доступ гражданам - членам Сообщества должностям государственной службы, не связанных с осуществлением государственной власти или защитой общего интереса [3, с. 330-332].

Однако все же, по нашему мнению, нельзя согласиться с Ю. П. Битяком, что необходимо предусмотреть возможность и порядок пребывания на государственной службе в Украине иностранных граждан, опыт которых широко используется в различных отраслях управления [1, с. 87]. Фактическая реализация права на назначение на должность в органах внутренних дел зависит от ряда факторов. В связи с этим при поступлении на службу в данные органы различают требования общие и специальные. К последним относится наличие специального образования, профессиональной подготовки, опыта работы и т.д. Считаем необоснованным и незаконным отказ гражданину Украины в приеме на службу в органы внутренних дел, если она не основывается на отсутствии у претендента профессиональных качеств или иных требований, предусмотренных законодательством.

Согласно п. 3. Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел [10] на службу в последние принимаются на добровольной основе лица, достигшие 18летнего возраста, способные по личным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности. Условие о достижении указанного возраста считаем правильным, поскольку гражданин Украины может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности именно с 18 лет. По нашему убеждению, по этому требованию исключений не должно быть. Это связано с тем, что такое условие относительно возраста обусловлена спецификой служебной деятельности милиционера, его ответственностью за исполнение возложенных на него функций. Служба в органах внутренних дел связана со значительными физическими и психологическими нагрузками, с необходимостью применения специальных знаний, средств и навыков, поэтому среди служащих правоохранительных органов нет работников юного возраста. Для прохождения службы в этих органах недостаточно наличия общей правосубъектности, а необходимо иметь полную гражданскую дееспособность. Именно поэтому мы не согласны с мнением П. Д. Пилипенко, что работниками могут быть лица, достигшие 18-летнего возраста, потому что именно с этого момента они вправе самостоятельно и без каких-либо ограничений распоряжаться своей способностью к труду [9, с . 96].

Что касается возрастных ограничений на должностях при службе в органах внутренних дел, то согласно п. 5 указанного выше Положения лица рядового и начальствующего состава в этих органах служат: мужчины - до 45-летнего возраста, женщины - до 40-летнего возраста. При необходимости и с согласия этих лиц, а также при условии их пригодности к службе срок последней им может быть продлен (до 5 -ти лет) начальниками, которым предоставлено право назначать на должности рядового и младшего начальствующего состава. Как видим, ограничения возраста пребывания на службе в указанных органах не всегда оправдано для служащих, которые независимо от возраста могут эффективно работать, выполнять задачи государственных органов и приносить пользу государству. Также в свете реформирования пенсионного законодательства Украины представляется целесообразным внесение в этой части изменений в Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел.

Установленные условия определяют основу профессиональных качеств претендента на должность в этих органах. Они дополняются другими с учетом специфики, условий, места и времени функционирования

соответствующего подразделения органа внутренних дел. Их значение состоит в том, что они определяют соответствие способностей и профессиональной подготовки гражданина содержания и объему компетенции, установленной по должности в этих органах. Уровень профессионального образования, необходимый для принятия на такую службу, зависит от должности, на которую претендует гражданин.

Если специфика целей и задач, стоящих перед определенной службой или должностью, требует дифференцированного подхода к образовательному уровню кандидата, это обстоятельство отражается в соответствующих документах, регламентирующих порядок и условия принятия на службу в такие подразделения. Например, в соответствии с п. 2.2 Положения о порядке комплектования, материальнотехнического, военного, финансового и социально-бытового обеспечения специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, утвержденного постановлением Верховной Рады Украины от 16 декабря 1993 г., № 3720-ХП, на службу в конкретные подразделений органов внутренних дел принимаются граждане, отвечающие требованиям Закона Украины «О милиции», Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел и иных нормативных актов.

Должности руководящего состава подразделений комплектуются наиболее подготовленными специалистами определенных служб, а также специалистами и учеными в области кредитно-финансового дела и предпринимательской деятельности. Согласно п. 1.3 Положения о юридических бюро (юридических группах, юрисконсультах) в системе МВД Украины, утвержденного приказом МВД Украины от 16 декабря 1994 г., № 690, должности в юридических подразделениях, а также юрисконсультов замещаются лицами среднего и старшего начальствующего состава, имеющими юридическое образование и необходимый опыт правовой работы в органах внутренних дел или в народном хозяйстве. Согласно п. 1.6 приказа МВД Украины от 30 марта 1995 г., № 181 «О создании службы внутренних расследований Государственной службы охраны при МВД Украины» комплектования должностей службы внутренних расследований осуществляется лицами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт следственной, оперативной или кадровой работы в органах внутренних дел, которые по своим деловым и моральным качествам могут выполнять поставленные перед службой задачи [11, с. 40,41]. Наряду с профессиональными качествами работникам этих органов должны быть присущи определенные личностные свойства. Положительную роль в их обеспечении должны играть Кодекс чести сотрудника органов внутренних дел Украины [6]. В этом нормативном акте установлено, что гражданин Украины, решивший посвятить свою жизнь службе в органах внутренних дел, добровольно берет на себя обязанность служить закону, выполнять требования Присяги [12], придерживаться высоких нравственных норм поведения. Высокие нравственные качества работника этих органов не формируются стихийно, а потому внедрение Этического кодекса работника органов внутренних дел Украины является весьма актуальным [2]. Настоящий Кодекс направлен на укрепление нравственных основ прохождения службы в органах внутренних дел, воспитание у работников чувства патриотизма, неуклонного исполнения законов и этических норм профессионального поведения.

Личными условиями для всех работников этих органов является принципиальность, решительность и требовательность в соблюдении действующего законодательства по решению вопросов развития независимой Украины, инициативность, личная вежливость, тактичность и выдержка. Указанные требования имеют правового значения, а потому при их несоблюдении к работнику органов внутренних дел могут применяться меры дисциплинарного взыскания. Работнику следует постоянно помнить, что он является представителем власти, и быть достойным доверия народа.

Также существуют некоторые специфические нравственные нормы и правила, которых должны придерживаться сотрудники этих органов. К ним можно отнести чувство повышенной социальной ответственности за свои действия, перспективное мышление, стремление к анализу принимаемых решений, энергичность, деловитость и др. Проблемы нравственности службы в органах внутренних дел актуализируются в связи с важностью преодоления элементов негативного имиджа органов внутренних дел, с потребностями гармонизации отношений чиновников и граждан, а также для взаимодействия работников этих органов внутри своей социально-профессиональной группы.

Для сравнения: законодательство зарубежных стран весьма тщательно регламентирует вопросы относительно условий допуска к государственной должности и процедуры принятия на государственную службу. Во всех странах Европейского Сообщества существуют специфические условия доступа к государственной службе, призваны одновременно гарантировать профессиональную квалификацию будущих государственных служащих и ограничить предвзятость при выборе [3, с. 314]. В ФРГ, к примеру, действуют следующие общие требования: государственным служащим может стать только тот, кто является гражданином ФРГ, кто дает гарантию выступать в поддержку демократического порядка в духе Основного закона, обладает специальным уровнем подготовки и т.п. [8, с. 536].

Стоит добавить: если в ч. 2 ст. 32 КЗоТ Украины предусмотрено ограничение собственника или уполномоченного им органа о состоянии здоровья работника, то в специальном законодательстве, в частности, в п. 40 «з» Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел кроме этого установлено, что лицам указанного состава, находящимся между собой в

близком родстве или являющимися свояками, не разрешается проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Близкие родственники или свояками - это родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов. Поэтому, администрации органов внутренних дел перед назначением гражданина на должность следует убедиться, что по состоянию здоровья у работника нет противопоказаний. Порядок прохождения обязательного специального медицинского осмотра в системе МВД Украины регламентируется приказом МВД Украины от 06 февраля 2001 г., № 85 «Об утверждении Положения о деятельности военно-врачебной комиссии и Порядка проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского осмотра военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава в системе МВД » [6]. Администрация убедиться в возможности такого назначения, руководствуясь указанными нормами. Учитывая специфику службы, по нашему мнению, это нельзя расценивать как произвол администрации этих органов.

Таким образом, условия назначения на должность в органах внутренних дел представляют собой юридические требования, предъявляемые к претенденту на должность в этих органах, за неимением которых государственно-служебные отношения возникнуть не могут. Опираясь на вышеизложенное, считаем, что в Законе Украины «О милиции» необходимо предусмотреть исчерпывающий перечень условий назначения на должность в органах внутренних дел, что даст возможность гражданам Украины иметь больше гарантий для реализации права равного доступа к службе в этих органах.

Список литературы: 1. Адміністративне право України: підруч. / за ред. Ю. П. Битяка. - Х. : Право, 2000. - 520 с. 2. Етичний кодекс працівника органів внутрішніх справ України, схвал. Колегією МВС України 05.10.2000 р. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://ukr.kadry-gumvd.kharkov.ua/engine/doc.php?ID=5 3. Зіллер Ж. Політико-адміністративні системи країн ЄС: порівняльний аналіз: моногр. / Зіллер Жак ; [пер. з фр. В. Ховкуна]. - К. : Основи, 1996. - 420 с. 4. Керимов Д. А. Методология права: моногр. / Д. А. Керимов- М. : Аванта+, 2000. - 560 с. 5. Кодекс законів про працю України : наук.-практ. коментар / [І. В. Арістова, В. В. Безусий, С. О. Бондар та ін.] ; за ред. О. О. Погрібного, М. І. Іншина, І. М. Шопіної. - К.: Правова єдність, 2008. - 456 с. 6. Кодекс честі працівника органів внутрішніх справ України, затв. наказом МВС України від 11.01.1996р., N° 18 [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http://www.bc-mvs.gov.ua/index.php?id=34 7. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств / [отв. ред. Л. А. Окуньков]. - М. : Контакт ; ИНФРА*М, 1998. - 369 с. 8. Ноздрачев А. Ф. Государственная служба : учебник для подгот. гос. служ. / А. Ф. Ноздрачев - М. : Статут, 1999. - 592 с. 9. Пилипенко П. Ознаки трудової правосуб’єктності працівників у трудових правовідносинах / П. Пилипенко // Право України. - 1999. - № 12. - С. 94-98. 10. Положення про проходження служби рядовим та начальницьким складом органів внутрішніх справ України : затв. пост. КМУ від 29.07.1991 р., № 114 // Зб. норм. актів України з питань правопорядку / уклад. : В. Г. Слободянюк, В. П. Лисюченко. - К., 1993. - 507 с. 11. Порядок проходження служби в органах внутрішніх справ України : навч. посіб. / за заг. ред. М. І. Іншина, О. М. Музичука. - Х. : Титул, 2009. - 272 с. 12. Про затвердження нового тексту Присяги працівника органів внутрішніх справ України : пост. КМУ від 28.12.1991 р., № 382 [Електрон. ресурс]. - Режим доступу :

http://www.uazakon.com/document/tpart16/isx16684.htm 13. Про затвердження Положення про діяльність військово-лікарської комісії та Порядку проведення військово-лікарської експертизи і медичного огляду військовослужбовців та осіб рядового і начальницького складу в системі МВС : наказ МВС України від 06.02.2001 р., № 85 [Електрон. ресурс]. - Режим доступу :

http://zakon .nau.ua/doc/ ?code=z0164-01 14. Про міліцію : Закон України від 20.12.1990 р. // Відом. Верхов. Ради УРСР. - 1991. - № 4. -Ст. 20. 15. Стародубцев А. А. Посада як основа службової кар’єри / А. А. Стародубцев // Вісн. Харків. нац. ун-ту внутр. справ. - 2010. -№ 4 (51). - Ч. 2. - С. 238-243. 16. Ярошенко О. М. Правовий статус сторін трудових правовідносин : автореф. дис. на здоб. наук. ступ. канд. юр. наук : спец. 12.00.05 / О. М. Ярошенко. - Х., 1999. - 18 с.

УМОВИ ПРИЗНАЧЕННЯ НА ПОСАДУ В ОРГАНАХ ВНУТРІШНІХ СПРАВ

Стародубцев А. А.

У статті уточнено поняття «умови призначення на посаду в органах внутрішніх справ», здійснено їх класифікацію та визначено особливості правового регулювання таких умов.

Ключові слова: органи внутрішніх справ, служба, посада, призначення, умови.

CONDITIONS OF APPOINTMENT TO OFFICE IN INTERNAL AFFAIRES BODIES

Starodubtsev A. A.

A concept "conditions of appointment to office in internal affairs bodies" is specified in the offered article, their classification is offered and the features of the legal adjusting of these terms are certain.

Key words: organs of internal affairs, service, position, setting, terms.

Поступила в редакцию 17.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.