Научная статья на тему 'Условия институционализации социального страхования в России'

Условия институционализации социального страхования в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
441
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елютина Марина Эдуардовна, Темаев Тимур Вадудович, Евдокимов Виктор Алексеевич

В статье, опираясь на общественные, экономические и правовые критерии, обосновывается институциональная сущность социального страхования в России. Приводится анализ условий институционализации системы социального страхования и социального обеспечения, в соответствии с необходимыми условиями становления и развития социальных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Елютина Марина Эдуардовна, Темаев Тимур Вадудович, Евдокимов Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institutional essence of social insurance in Russia, based on public, economical and lawful criteria, are proved in the article. The analysis of terms in the system of social insurance and social welfare is given in accordance with necessary conditions of intensifying and development of social institutions.

Текст научной работы на тему «Условия институционализации социального страхования в России»

УДК 316.346.32-053.9

М.Э. Елютина, Т.В. Темаев, В.А. Евдокимов

УСЛОВИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

В статье, опираясь на общественные, экономические и правовые критерии, обосновывается институциональная сущность социального страхования в России. Приводится анализ условий институционализации системы социального страхования и социального обеспечения, в соответствии с необходимыми условиями становления и развития социальных институтов.

M.E. Elutina, T.V. Temaev, V.A. Evdokimov THE TERMS OF INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL INSURANCE IN RUSSIA

The institutional essence of social insurance in Russia, based on public, economical and lawful criteria, are proved in the article. The analysis of terms in the system of social insurance and social welfare is given in accordance with necessary conditions of intensifying and development of social institutions.

Несогласованность развития институтов социальной сферы в рамках меняющегося общественного устройства отражает неразрывные связи экономической, правовой и социальной жизни общества, на которые указывали авторы доктрины институционализма Т. Веблен, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Д. Норт. При определении сущностных характеристик институтов они выделяли их свойства и механизмы, призванные обеспечивать: порядок в экономике и государстве [1, с.44], солидарность и согласие в обществе [2]. К важнейшим функциям экономических институтов Д. Норт относит решение проблем кооперации между людьми, а также уменьшение неопределенностей, сопровождающих взаимодействие между ними [3, с.25,43]. Институты, по Т. Веблену -это «привычный образ мышления, который имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго» [4, с.202]. Иными словами, к институтам относятся различные правила и стереотипы поведения, часть из которых закреплена в виде правовых норм и общественных учреждений.

В общем, к числу важнейших функций, которые выполняют социальные институты, можно отнести следующие:

• создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;

• обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;

• социализацию индивидов.

Таким образом, институционализм рассматривает механизмы и связи субъектов социальных отношений, оценивает их поведение по исполнению формальных и неформальных норм, а также дает оценку эффективности структуры институтов.

К социальным институтам в экономической сфере относят институты собственности и контрактных отношений, заработной платы, социального страхования и социального обеспечения. Их роль заключается в выполнении функций регуляции

деятельности субъектов хозяйствования и трудовых отношений, связанных с организацией и управлением процессами жизнедеятельности, материального и социального воспроизводства.

Помимо социальной и экономической сути, институты социального страхования можно отнести и к правовым институтам - в результате включения в правовое поле трудового и социального законодательства они имеют собственную нормативную базу, регламентирующую и определяющую такие критерии как:

• социальные роли и правовой статус субъектов системы социального страхования;

• механизмы страхового обеспечения, с помощью которых реализуются конституционные права граждан на социальное страхование;

• механизмы и органы контроля системы социального страхования, включая судебные органы.

В результате можно констатировать, что использование институционального подхода для исследования системы социального страхования является правомерным потому, что институты социального страхования нельзя модернизировать, не затрагивая целого комплекса фундаментальных социально-экономических, политических и правовых составляющих жизни общества.

Опираясь на идеи О. Конта, подчеркнем, что для возникновения и развития такого структурного элемента общества, как социальный институт, необходимы особые условия, способствующие его появлению [1]. Исходя из этого, мы предпринимаем попытку проанализировать социальное страхование с точки зрения соответствия необходимым условия институционализации социального института.

1. В обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества как общесоциальная, или социумная, становится главной предпосылкой становления нового института.

Данная потребность стала ощущаться с 1861 г., когда в результате отмены крепостного права Россия вступила в эпоху капитализма. Возникновение в России капиталистического способа производства привело к появлению ранее неизвестного класса в социальной структуре российского общества - рабочего класса, который в ХХ в. стал играть существенную роль в жизни всего государства. Но в конце XIX в. он нуждался в заботе и поддержке со стороны государства в силу объективной необходимости в организации государственной системы защиты наемных работников от социального риска утраты заработка. Таким образом, появление социального института социального страхования стало актуальным, а массовая потребность в нем с годами увеличивалась.

2. Должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, то есть сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность.

В докапиталистический период государственное вмешательство в социальную сферу было не велико и носило «местечковый» характер. Так, на основании Указа Петра I от 1712 г. во всех губерниях создавались госпитали для увечных и престарелых, а трудоспособных нищих и бродяг подвергали наказаниям (били кнутами, ссылали на каторгу, принуждали к «казенным работам»). За «профессиональное нищенство» взимался штраф от 5 до 10 рублей [5, с.24]. При Екатерине II сложилась система государственного и общественного призрения, законодательно основанное на следующих принципах:

• суждение и запрещение добровольного нищенства;

• применение репрессивных мер к трудоспособным нищим;

• призрение нетрудоспособных нищих преимущественно в закрытых учреждениях, к которым относились богадельни, странноприимные и сиротские дома, дома для умалишенных и некоторые другие.

В деревнях обязанности по предоставлению пропитания и одежды нетрудоспособным жителям были возложены на помещиков, в городах - на городские управления (магистраты), которые занимались строительством и содержанием

госпиталей, богаделен и других заведений общественного призрения. В целом, созданная Екатериной II система государственного призрения просуществовала до начала XX века, основными социальными формами материального обеспечения престарелых

и нетрудоспособных выступали:

• содержание как привилегия, предоставляемая государственным чиновникам и военным при выходе в отставку по возрасту или в связи с увечьем, полученным на войне;

• благотворительность;

• опека и попечительство;

• гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений;

• государственное призрение для беднейших слоев населения;

• коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины [6, с.20].

Также, в докапиталистический период и при капитализме в отношении

трудоспособных нищих применялись репрессивные меры, которые сочетались

с оказанием сословной помощи нетрудоспособным нищим. Многие стороны деятельности по оказанию помощи нуждающимся оставались за пределами законодательного

регулирования. Не были четко определены обязанности государственных органов, круг лиц, имеющих право на помощь, размеры помощи и источники ее финансирования.

Что касается пенсионного обеспечения государственных чиновников и военнослужащих, то оно осуществлялось с XVII в. за счет государственной казны на основании Устава о пенсиях и единовременных пособиях от 1827 г., в зависимости от заслуг перед государством или в соответствии с табелем о рангах. В зависимости от служебного положения пенсии бывших государственных чиновников колебались от 300 рублей до 4000 рублей в год. На основании актов правительства пенсиями и пособиями обеспечивались также чины полиции и их семьи [7, с.17].

Таким образом, можно констатировать следующее - система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность, сложилась, а массовый характер потребности нарастал, требуя ее дальнейшего развития и совершенствования.

3. Для реального функционирования социальный институт должен быть наделен необходимыми ресурсами, которые общество должно стабильно пополнять, среди них -материальные, финансовые, трудовые, организационные.

В докапиталистический период в России функции социального страхования выполняла система общественного призрения, но в результате земской реформы 1864 г. деятельность общественного призрения была переданы земским учреждениям, которые организовывались по сословному принципу и на которые были возложены широкие обязанности по выплачиванию:

• единовременных пособий пострадавшим от наводнений и других стихийных бедствий;

• единовременных пособий пострадавшим от неурожаев, пожаров;

• единовременных пособий семьям нижних чинов запаса в случае призыва кормильцев в армию;

• единовременных пособий крестьянам на переселение в другие местности;

• стипендий на обучение детей из бедных семей в средних и высших учебных заведениях.

Кроме того, земства вели активную профилактическую работу по предупреждению бедности. В этих целях они открывали и поддерживали:

• временные помещения для переселенцев;

• бесплатные столовые;

• странноприимные дома;

• бюро и конторы по трудоустройству.

Что касается финансирования, то в 1919 г. было отменено внесение взносов на социальное страхование для всех предприятий и учреждений (исключая частные)

и установлен порядок прямого сметного финансирования социального обеспечения [8]. Все, ранее существовавшие, страховые фонды и кассы были объединены в единый Всероссийский фонд социального обеспечения. Но восстановление народного хозяйства после гражданской войны требовало проведения новой экономической политики. В связи с переходом государственных предприятий на хозяйственный расчет, снова появляются элементы государственного социального страхования рабочих и служащих за счет взносов предприятий, что и было закреплено постановлением СНК РСФСР от 15 ноября 1921 г.

[9]. Лишь позже, в 1933 г. социальное страхование было передано в управление профсоюзам и основные расходы по финансированию «повисли» на государственном бюджете, который фактически объединился с бюджетом социального страхования. В результате, система социального страхования утратила страховой характер и приобрела дотационный (госбюджетный).

Таким образом, прослеживается процесс наделения системы социального страхования материальными, финансовыми, трудовыми и организационными ресурсами, что подтверждает соответствие требуемым условиям становления и развития социальных институтов.

4. Для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, то есть должна сформироваться присущая только ему субкультура, включающая особую систему знаков, действий, правил поведения.

О формировании определенных правил, норм и знаковых отличий системы социального страхования свидетельствует целый ряд работ 20-30-х гг. ХХ в., являющихся практическими по своей направленности. К таковым отнесем «Инструкцию о порядке получения взносов на социальное страхование», вышедшую в 1920 г., которая была призвана упорядочить процесс получения помощи из фондов социального страхования

[10]. В «Справочнике застрахованного», составленным И.Баевским, содержалась информация о вопросах организации бесплатной медицинской помощи, о законодательстве по социальному страхованию, что должно было помочь добиться осуществления своих прав в вопросах лечения и материального обеспечения [11]. Прикладная работа И.Баевского «Практика социального страхования в СССР» рассматривает проблемы временной нетрудоспособности, пособия по болезни и увечью, вопросы обеспечения безработных и инвалидов [12].

На формирование массовой культуры, норм и правил поведения в рамках данного института оказали влияние также работы коллектива авторов В. Караваева и И. Фрица - специалистов в вопросах социального страхования начального этапа советской системы. В своей работе они предприняли попытку осветить все практические стороны социального страхования Советской России [13]. В. Караваевым и И. Трефиловым в работе «Назначение и выдача пособий по социальному страхованию. Порядок назначения и выдачи пособий по временной нетрудоспособности, на рождение ребенка и на погребение» предпринята попытка помочь выплатным пунктам фабзавместкомов в их практической работе по назначению и выдаче пособий по временной нетрудоспособности, а также по борьбе за снижение заболеваемости [14]. Работа М. Лирцмана и О. Моргулева «Взносы на социальное страхование» является практическим пособием по взносам на социальное страхование, в котором отражено все действующее на 10 июня 1936 г. законодательство о взносах на социальное страхование [15].

Данные работы свидетельствуют о наличии определенной субкультуры в рамках социального страхования и о необходимости ее формирования в сознании граждан для выработки определенных норм и правил совместного взаимодействия.

Таким образом, обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, специфика которой заключается в осуществлении страхования работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них

обстоятельствам. Комплексность данной системы позволяет утверждать ее

институциональную сущность, что подтверждается специфическими условиями ее исторического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конт О. Курс положительной философии / О. Конт. СПб.: Экон. типография, 1899. 141 с.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1991.

575 с.

3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование

экономики / Д. Норт. М.: Начала, 1997. 180 с.

4. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984. 367 с.

5. Максимов Е. Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии

ее в России / Е.Д. Максимов // Антология социальной работы: в 5 т. Т. 1. История

социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1994. 135 с.

6. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие /

Е.Е. Мачульская, Ж. А. Горбачева. М.: Книжный мир, 2001. 293 с.

7. Пенсионное законодательство в России в ХЕХ веке // Пенсионный курьер, 13 мая 2004. № 50 (1181). С. 17.

8. Собрание Установлений РСФСР. 1919. № 18. Ст. 208.

9. Собрание Установлений РСФСР. 1921. № 76. Ст. 627.

10. Инструкция о порядке получения взносов на социальное страхование. М.: Издание Народного Комиссариата Финансов, 1920. 26 с.

11. Социальное страхование рабочих, служащих инвалидов, безработных и членов их семей: справочник застрахованного / сост.: И.Л. Баевским. М.: Вопросы труда, 1923. 165 с.

12. Баевский И. Практика социального страхования в СССР / И. Баевский. М.: Вопросы труда, 1925. 108 с.

13. Караваев В. Справочник московского страхователя / В. Караваев, И. Фриц. М.: Вопросы труда, 1925. 80 с.

14. Караваев В. Назначение и выдача пособий по социальному страхованию. Порядок назначения и выдачи пособий по временной нетрудоспособности, на рождение ребенка и на погребение / В. Караваев, И. Трефилов. М.: Профиздат, 1934. 110 с.

15. Лирцман М. Взносы на социальное страхование: практ. пособие. 2-е, дополн. изд. / М. Лирцман, О. Моргулев. М.: Профиздат, 1936. 134 с.

Елютина Марина Эдуардовна -

доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социология» Саратовского государственного технического университета

Темаев Тимур Вадудович -

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология»

Саратовского государственного технического университета

Евдокимов Виктор Алексеевич -

аспирант кафедры «Социология»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 20.09.06, принята к опубликованию 21.11.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.