Научная статья на тему 'Условия и порядок применения административной ответственности за нарушения законодательства о землях сельских населенных пунктов'

Условия и порядок применения административной ответственности за нарушения законодательства о землях сельских населенных пунктов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
525
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрьева Н. В.

Условием применения административной ответственности в сфере использования и охраны земель сельских населенных пунктов является: факт административного правонарушения, наличие у субъекта, совершившего правонарушение, административной правосубъектности. О совершении административного правонарушения должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, составляются протоколы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions and the practice of enforcing administrative responsibility for violations of legislation on lands in rural localities

It is stated that one of the conditions of enforcing administrative responsibility in the field of rural farm lands use and protection is the fact of administrative violation, availability of administrative quality of being in contemplation of the law. It is pointed out that the minutes are taken on the commitment of administrative violations by functionaries of authorities entitled to consider cases on administrative violations.

Текст научной работы на тему «Условия и порядок применения административной ответственности за нарушения законодательства о землях сельских населенных пунктов»

Условия и порядок применения административной ответственности за нарушения законодательства о землях сельских населенных пунктов

Н.В. Юрьева, преподаватель, Оренбургский ГАУ

Самыми распространенными нарушениями законодательства о землях сельских населенных пунктов являются административные проступки. Поэтому исследование условий и порядка применения ответственности за земельные правонарушения можно начать с административной ответственности. Административная ответственность применяется за совершение административноземельного проступка, выразившегося в нарушении земельного законодательства. Условием применения административной ответственности является: наличие административного правонарушения, наличие у субъекта, совершившего правонарушение, административной правосубъектности. Составы земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, не объединены в одну главу КоАП РФ, а

рассредоточены по нескольким главам. Единого органа, правомочного рассматривать все дела об административных правонарушениях в сфере использования и охраны земель, в том числе сельских населенных пунктов, также не существует. Дела об административных правонарушениях в сфере использования и охраны земель сельских населенных пунктов уполномочены рассматривать судьи, органы и должностные лица федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Так, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6. КоАП (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления), вправе рассматривать органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (п.1 ст. 23.13 КоАП РФ), органы, осуществляющие государственный контроль за

химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве (п. 1 ст. 23.17 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.1 КоАП (нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками), рассматривают органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль (п. 1 ст. 23.15 КоАП РФ). Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области мелиорации земель, уполномочены (п. 1 ст. 23.30 КоАП РФ) рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.9 КоАП (проведение мелиоративных работ с нарушением проекта).

Большую часть дел об административных правонарушениях на землях сельских населенных пунктов рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель. Это касается административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.1 (самовольное занятие земельного участка), ч. 1 ст. 7.2 (уничтожение специальных знаков), ст. 7.10 (самовольная переуступка права пользования землей), ст. 8.6 (порча земель), ст. 8.8 (использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. Ранее осуществление земельного контроля относилось к функциям Федеральной службы земельного кадастра России (преобразованной в 2004 г. в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) и ее территориальных органов. В настоящее время государственный земельный контроль, согласно Постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» [1], осуществляют: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральная служба по ветеринарии и фитосанитарному надзору и их территориальные органы. Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель. Положением № 689 определяются функции контролирующих органов по проведению государственного земельного контроля в зависимости от сферы компетенции, полномочия их должностных лиц. Так, на землях сельских населенных пунктов Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет контроль

за целевым использованием земель, сохранностью межевых знаков границ земельных участков, недопущением самовольного захвата земель.

Росприроднадзор на землях сельских населенных пунктов контролирует выполнение мероприятий по рекультивации земель после строительных, изыскательских и иных работ, а также соблюдение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

Должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы наделены статусом государственных инспекторов РФ по использованию и охране земель. Ранее подобный статус имели должностные лица Федеральной службы земельного кадастра России. Государственные инспекторы вправе запрашивать от органов власти, организаций и граждан необходимые сведения. Государственный инспектор по использованию и охране земель вправе: вносить предписания о выявленных земельных правонарушениях; составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных к ответственности; обращаться в органы внутренних дел за содействием по устранению земельного правонарушения.

Главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители, главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители, главные государственные инспекторы городов, районов по использованию и охране земель и их заместители имеют право: рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы; выносить по форме предупреждения о допущенном земельном правонарушении; направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности; вносить в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством.

Приведем пример привлечения к административной ответственности на основании ст. 8.8 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, 02.04.2003 главный государственный инспектор по использованию и охране земель по Звенигов-скому району Николаева В.Г. в присутствии главного архитектора района Ахмазикова С.М., заместителя главы администрации района Ларионова В.Г., руководителя Кокшамарского сельского

совета Скворцова М.А. на основании его письма № 6 от 26.02.2003 провела проверку соблюдения правил земельного законодательства КХ «Уржумское-2». В результате установлен факт нецелевого использования земельного участка пашни площадью 0,1 га, выразившийся в строительстве жилого дома с хозяйственными постройками при отсутствии разрешительных документов и без перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель поселений. Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки (обследования) земельного участка № 1 от 02.04.2003, акте обмера площади земельного участка № 1 от 02.04.2003 и в протоколе об административном правонарушении №3 от 15.04.2003, составленном с участием главы крестьянского хозяйства Ельникова В.П. На основании протокола руководитель земельного комитета принял постановление о привлечении КХ «Уржумское-2» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.8 КоАП РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 15000 руб. Не согласившись с указанным постановлением, крестьянское хозяйство оспорило его законность в арбитражный суд. В соответствии с п. 1 ст. 2.1, ст. 2.4 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному ресурсу. Ответственность за использование земель с нарушением вышеназванных правил предусмотрена ст. 8.8. КоАП РФ. Решением Звениговского районного Совета народных депутатов от 26.12.1990 Ельни-кову В.П. предоставлен земельный участок площадью 50 га для ведения крестьянского хозяйства, а именно для выращивания сельскохозяйственной продукции и оказания помощи жителям деревни Уржумка в сенокошении и пастьбе личного скота. Наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена названной статьей, сторонами не оспаривается и признается [2].

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6, ст. 8.3, также вправе рассматривать судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье. Поря-

док применения административной ответственности следующий. О совершении административного правонарушения должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, составляются протоколы. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.3, ст. 8.6. КоАП, вправе составлять, помимо вышеуказанных органов, должностные лица органов внутренних дел. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. За административные правонарушения в сфере использования и охраны земель сельских населенных пунктов применяется, главным образом, один из видов административных наказаний

— административный штраф, который вправе налагать как судьи, так и органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Размер административного штрафа устанавливается в зависимости от субъекта, совершившего административное правонарушение. Для граждан размер штрафа устанавливается от 3 до 20 МРОТ, для должностных лиц — от 5 до 50 МРОТ, для предпринимателей без образования юридического лица — от 20 до 50 МРОТ, для юридических лиц

— от 50 до 1000 МРОТ.

Дело о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

С учетом изложенного, условием применения административной ответственности в сфере использования и охраны земель сельских населенных пунктов является: факт административного правонарушения, наличие у субъекта, совершившего правонарушение, административной право-

субъектности. О совершении административного правонарушения должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, составляются протоколы. Протокол об административном правонарушении направляется судье (в арбитражный суд), в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. По результатам

рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания.

Литература

1. СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4919.

2. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами из судебной практики / под ред. С.А. Боголюбова: Юрайт-Издат, 2007. // Система ГАРАНТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.