УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ «ВЫМСКОЙ ЗЕМЛИ» (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА ОНЕЖЬЕ КНЯЖПОГОСТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ)
И. Л. Зуева
Ухтинский государственный технический университет, Ухта, Россия Аннотация
В статье рассматриваются условия и особенности организации материально-пространственной среды одного из уникальных сельских поселений «Вымской земли» Республики Коми - села Онежье, обладающего историко-архитектурной и социально-культурной значимостью. Приводятся данные натурных обследований, отражающие и раскрывающие семантический (культурный), информационный и эстетический потенциал материально-пространственной среды селения. Полученные результаты исследования позволяют обоснованно подойти к разработке программ, регламентов и выбору средств сохранения, современного использования и преемственного развития архитектурного и культурного наследия северного поселения.
Ключевые слова: сохранение историко-архитектурного наследия, материально-пространственная организация среды, «Вымская земля», северные сельские поселения
CONDITIONS AND FEATURES OF THE HISTORICAL AND ARCHITECTURAL ORGANIZATION OF RURAL SETTLEMENTS «VYMSKAYA ZEMLYA» (ON THE EXAMPLE OF ONEZHYE VILLAGE, KNYAZHPOGOST REGION, KOMI REPUBLIC)
I. Zueva
Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia Abstract
The article discussed in detail the conditions which determined the characteristics and parameters of the spatial development of the village Onezhye. Analyzed and classified spatial and planning characteristics of the material and spatial environment of the village. Examined the role of the community center (church) in the formation of the planning structure of the village and its information capacity. The results of research to justifiable approach to the development of programs, regulations, and a choice of means of preservation, and the modern use of successive development of the architectural and cultural heritage of the northern settlements.
Keywords: preservation of historical and architectural heritage, material and spatial organization of the environment, «Vymskaya zemlya», northern rural settlements
Чего не понимаем, тем не владеем.
Гете
Одним из условий устойчивого и добропорядочного развития общества является бережное отношение, а точнее, внимание к «наследию предков», которое может иметь продолжение в будущем. Сохранение духовного (историко-культурного) наследия нуждается сегодня в поиске, разработке, применении и разумном сочетании средовых,
градостроительных и нормативно-правовых практик, нацеленных не только на выявление и сохранение, но и на современное использование и развитие выявленного культурного (духовного) потенциала, позволяющего дать новый импульс ценностям прошлого без утраты преемственности в развитии. Предмет охраны историко-культурного наследия -это ключевые элементы, параметры, характеристики сохранившейся материально-пространственной среды, которые являются носителями исторической, культурной, архитектурной и художественной ценности. Выявление условий и особенностей историко-архитектурной и композиционной организации сельских поселений прошлого, раскрывающих семантический (культурный), информационный и эстетический потенциал материально-пространственной среды («генетический код»), ее «дух места», является актуальной задачей и современным заказом к архитектурной профессии (науке) в частности.
Проблема, задачи и приемы выявления и сохранения историко-архитектурного наследия северных поселений достаточно емко затронуты и разработаны в трудах таких отечественных ученых как А. В. Ополовников, О. Г. Севан, В. П. Орфинский и др. В данных трудах приведены результаты исследований, базирующиеся на изучении северных поселений Обонежья, Беломорья, Поонежья, Новгородского края, Ярославской, Архангельской, Вологодской областей и т.д. «Ареал» исследований, охватывающий практически весь северо-запад России, затрагивает отдельные районы Республики Коми. К настоящему времени исследования культурного наследия Республики Коми представлены работами по истории и этнографии (О. Г. Севан, И. Н. Шургин, И. Л. Жеребцов и др.), археологии (Л. Л. Косинская, Э. А. Савельева и др.), культуре (Н. Д. Конаков). Работы, связанные с изучением историко-архитектурного потенциала поселений Республики Коми, их композиционных, пространственных и функционально-планировочных закономерностей практически отсутствуют. В настоящей статье приведены отдельные результаты исследований, касающиеся одного из уникальных северных поселений территории «Вымская земля» Княжпогостского района Республики Коми [5] - села Онежье.
Территория «Вымская земля» является историко-культурным наследием республики, обладающим значительным потенциалом, как объект сформировалась и обрела целостность в период XIV - XV веков. Погосты были обычно небольшими поселениями, с двумя церквями, дворами церковного причта и небольшим количеством крестьянских дворов. «Вымская земля» имеет множество неисследованных объектов, куда относятся памятники археологии федерального значения (могильники, поселения, городища, стоянки) [1], историческая застройка селений, панорамы и виды, воспринимаемые с берегов реки Вымь, визуальные коридоры и видовые точки, с которых наилучшим образом раскрываются наиболее ценные ансамбли. Одним из объектов, игравших ключевую роль в истории и развитии «Вымской земли», является село Онежье (Рис. 1).
Первые упоминания об Онежье относятся к концу XVI века [2]. Село Онежье расположено на левом возвышенном берегу реки Вымь, на её изгибе. Река обеспечивала в свое время постоянный рыбный промысел и удобную связь с торговым путём, проходившим по реке. Поблизости располагались 4 деревни, 22 двора, впоследствии они слились с Онежьем. В XVII веке поселение упоминается как погост. В 1866 году здесь зафиксировано 44 двора. Онежье конца XIX - XX веков известно как крупное торговое село на Выми, имеющее свою судоверфь [3].
В настоящее время Онежье представляет самобытный комплекс явлений традиционного строительного искусства, образец народной архитектуры. В своей основе оно отражает и сохраняет общие тенденции развития культуры Республики Коми, которая утрачивается. Обладая уникальной историей и культурным потенциалом, Онежье привлекает сегодня внимание молодых архитекторов, живописцев, художников декоративно-прикладного искусства, дизайнеров, фотографов и т.д. Здесь проводятся экспериментальные международные художественный пленэр визуальных искусств «Клюква» и графический пленэр «На ночь глядя или сказки вприкуску». В церковные праздники совершаются
Божественные Литургии и крестный ход, во время которых село посещают паломники из разных уголков России. Онежье знаменито своим земляком геологоразведчиком ученым-химиком В. Сенюковым, открывшим знаменитый Самотлор и Кембрийское море нефти в Западной Сибири.
Рис. 1. Схема расположения села Онежье в структуре селений «Вымской земли»
Ведущим фактором в формировании и развитии архитектурно-пространственной и планировочной организации поселения является природное окружение (река, рельеф), взаимодействие с которым во времени человеческой деятельности, жилой и общественной застройки обусловило особенности формирования и развития историко-архитектурной и композиционной среды Онежья.
Анализ исторических документов и источников позволяет сделать вывод, что изначально (конец XVI века) поселение воспринималось практически со всех направлений: тип его композиции - «центрический с круговым восприятием» (по Ю. С. Ушакову [4]). В свою очередь по природно-географическим признакам поселение могло быть отнесено к группе «приречных» селений и подгруппе «при большой реке» (Рис. 3(а)).
Первоначально в селе была сформирована улица ближе к обрывистому берегу (главная улица). К главной улице, поворачивающей и принимающей положение, параллельное оси реки, примыкали второстепенные жилые улицы, которые шли перпендикулярно руслу реки. Дома первого порядка поставлены на краю крутого берега, так как была необходима удобная и краткая визуальная и функциональная связь с рекой. Поворот к свету, к солнцу, речным просторам вызвал рядовое расположение домов. С увеличением количества жилых и хозяйственных построек постепенно складывался прибрежно-рядовой, а затем уличный тип застройки. Далее село развивалось в направлении от реки перпендикулярно первоначальной улице. В соседних порядках дома поставлены за предыдущим домом. На некоторых участках дома поставлены в разбежку, сбивая сложившуюся структуру. Подобная постановка обусловлена внедрением новых построек (отличных по размеру) в первоначально сложившуюся структуру.
Криволинейность порядков сооружений и улиц способствовала целостному восприятию жилищ при движении. Жилые избы размещены в шесть рядов вдоль береговой линии. Здания поставлены с учетом микрорельефа и находятся на различных расстояниях от дороги, часто располагаясь под углом к ней, что обеспечивает визуальные взаимосвязи между домами и основными композиционными центрами застройки. Подавляющее большинство жилых домов на территории села одноэтажные рубленные. К настоящему
моменту село приняло решетчатую структуру или смешанную форму планировки: прибрежно-рядовую и уличную (Рис. 2). Ряды жилых домов, образуя жесткую решетку, как будто сдерживают наступление оврагов, что следует признать важным аспектом обживания места.
Рис. 2. Схема плана села Онежье (современное состояние)
Не смотря на четкость в расположении жилых домов, размещение приусадебных участков разнообразно, порой хаотично. Встречаются также спаренные земельные участки, различной площади (500 м2 - 2500 м2) и конфигурации. Отсутствие покрытия второстепенных улиц, перпендикулярных главной, вносит свой колорит.
Село воспринимается «вросшим» в ландшафт. Негативной стороной в сложившейся структуре села является то, что к жилым домам внутри жилой застройки нет возможности подъезда, хотя существуют намеки на второстепенные жилые улицы, параллельные главной улице села, обозначенные короткими въездами в застройку.
В настоящее время, когда река обмелела и потеряла свое первоначальное значение, село продолжает восприниматься со всех сторон: тип его композиции - «центрический с преобладающим двусторонним полукруговым восприятием»; по природно-географическим признакам поселение «приречное при малой реке» (Рис. 3(Ь)).
Помимо природного начала, диктовавшего условия размещения селения и его элементов, немалое значение придавалось вопросам психологического, информационного и эстетического характера. Это сказывалось в определении природных границ освоенного жилого пространства и необходимости постоянной ориентации человека в нем:
- возможность восприятия селения с различных направлений при движении по суше и воде;
- возможность зрительно обозревать границы среды обитания;
- необходимость осознания места и расстояния до общественного сооружения (церкви) и оценки его высоты.
а) Ь)
Рис. 3(а,Ь). Схемы типов композиции села Онежье (по Ю. С. Ушакову): а) центрическая композиция с круговым восприятием; Ь) центрическая композиция с преобладающим полукруговым восприятием
Ландшафт в структуре села имеет важное значение. Его основные элементы - цветовые и пространственные характеристики. Особенность местного ландшафта - сильно пересеченный рельеф. Высота берега составляет 44 м, склоны имеют различный уклон. Село окружено с севера, запада и юга оврагами. Северный овраг очень крут и подвержен оползням, которые сдерживает лесной массив. Крутой склон, обращенный к реке, практически не имеет древесных насаждений (Рис. 4(а,Ь,с)).
а)
Рис. 4(а,Ь,с). Левый берег реки Выми в селе Онежье: а) вид вверх по течению; Ь) вид вниз по течению; с) вид с правого берега
Южный овраг имеет в виде ответвлений три небольших оврага, по его низине течет ручей, густо заросший кустарником. Овраги, объединяясь в полукольцо, образуют «полуостров», на котором расположено село. К наиболее ценным фрагментам ландшафтной среды можно отнести участки с контрастным перепадом рельефа (территория около оврагов), сменой открытых и закрытых пространств, изломом береговой полосы. С учетом пластики рельефа, наличия типологического разнообразия ландшафта, сформировались разнообразные, сменяющие друг друга пейзажи, архитектурно-природная среда, рассчитанная на разноплановое восприятие, и визуальные связи архитектурных доминант и застройки обеих берегов реки Выми. Особенности рельефа создают камерность восприятия деревянной застройки. Особую ценность представляют виды на церковь в сочетании с застройкой и природным окружением. Диссонирующими элементами существующей среды являются участки незавершенных видов (перспектива главной улицы, вид на современные постройки севернее храма), утраченных видов (фрагменты жилой застройки селитебной зоны) и неупорядоченных панорам (со стороны межселенной дороги).
При анализе пространственной организации поселения использованы терминология, методика и рекомендации, представленные в работах Ю. С. Ушакова и А. А. Воликова [6]. Анализ территории сельского поселения позволил выявить систему участков, приуроченных к наиболее устойчивым элементам архитектурной и функциональной инфраструктуры (зданий, коммуникационных трасс). Каждому из участков дано определенное наименование в зависимости от принадлежности к элементу предметно-пространственной среды. В общем виде архитектурное пространство поселения по территориальному признаку представлено в виде «уличного» и «домового». Под «домовым» понимается закрытое пространство - в зданиях и сооружениях независимо от их функциональной направленности. Под «уличным» - пространство за пределами построек, но в структуре селения. «Уличное» и «домовое» пространство можно представить в виде «жилого», «общественного» и «производственного» (скотный двор). Наиболее распространенная индивидуальная застройка формирует пространство, относящееся к «жилому». Его можно обозначить как «усадебное». Дорожно-транспортная сеть - «придорожное» пространство, относящееся к «общественному» (Рис. 5).
Рис. 5. Схема фрагмента пространства села Онежье
«Придорожное» пространство, по своей композиционной сути, можно считать главным в поселении. Именно здесь происходят основные общественные процессы: праздники, гуляния, собрания, встречи. Выступая как объект внутрихозяйственных коммуникационных связей, придорожные территории формируют первое и самое яркое впечатление о селении. «Придорожное» пространство поселения со стороны дороги при въезде в поселение является частично просматриваемым.
По форме движения «уличное» пространство деревни сочетает несколько видов пространств: «сквозное», «тупиковое», «комбинированное».
По степени замкнутости (наличию ограничений) «уличное» пространство села сочетает несколько видов пространств: «ограниченное практически полностью», «частично ограниченное», «неограниченное» (Рис. 6(а-с)). Виды ограничений - естественные (перепады рельефа и наличие зеленых насаждений) и искусственные (изгороди, постройки) (Рис. 6(ф).
Рис. 6(а-ф. Схемы выявленного «придорожного» пространства села Онежья по степени замкнутости: а) структура «придорожного» пространства села; Ь) сочетание неограниченного и ограниченного практически полностью пространства; с) частично ограниченное пространство; ф виды ограничений
По характеру расположения объектов друг к другу (дорожной сети к водоему) «уличное» пространство является «комбинированным», т. е. транспортно-пешеходные пути проходят как параллельно к реке, так и под углом. Отношение дорожной сети к рельефу -аналогичное.
По развитию осей координат (по направлению преобладающей координаты) «уличное» пространство, как правило, «глубинное».
По очертанию силовой линии застройки «придорожное» пространство -«прямолинейное» и «сложное» (сочетание криволинейных, ломаных линий) (Рис. 7(а,Ь)).
По степени рамочности «уличное» и «усадебное» пространство - «большое рамочное» (Рис. 8(а,Ь)).
По наличию входа «уличное» пространство нескольких типов: «без входа в поселение» (не сформирован), «входное», «без входа на участок и жилой дом». Вход в избу сформирован как через «усадебное», так и через «уличное» пространство. Таким образом, за счет невысокой изгороди и отсутствия хозпостроек со стороны фасада «предусадебное» пространство является развернутым по степени открытости, приобретая характер «уличного». Так же в селе по степени открытости образованы раскрывающиеся «усадебные» пространства. «Уличное» пространство, в основном, закрытое, но существуют участки «развернутого» пространства.
а) Ь)
Рис. 7(а,Ь). Схемы выявленного «придорожного» пространства села Онежья по отношению уличного пространства к силовой линии застройки: а) прямолинейное; Ь) сложное
Ь)
Рис. 8(а,Ь). Схемы выявленного пространства села Онежья по степени рамочности: а) «придорожное»;Ь)«усадебное»
В основном «усадебное» пространство в селе Онежье представлено жилым домом (изба), амбаром (или их группой), баней, иногда колодцем.
По направлению осей координат (преобладающее направление х; у) «внутриусадебное» пространство в селе Онежье подразделяется на: «глубинное» (х=33 м; у=17 м), «фронтальное» (х=23 м; у=35 м), «условно равнозначное» (х=37 м; у=38м) (Рис. 9(а,Ь,с)).
По очертанию плана (очертание ограждений участка) «усадебное» пространство разнообразно: «прямолинейное», «ломаное», «криволинейное» и «сложное»; «придорожное» пространство - «сложное». По форме движения «усадебное»
пространство представлено следующими видами: «сложное тупиковое» и «простое тупиковое» (Рис. 10(а,Ь,с)).
а) Ь) с)
Рис. 9(а,Ь,с). Схемы «внутриусадебных» пространств Онежья по направлению осей координат: а) глубинное; Ь) условно равнозначное; с) фронтальное
а) Ь) с)
Рис. 10(а,Ь,с). Схемы «усадебного» пространства по форме движения: а) сложное тупиковое; Ь),с) простое тупиковое
Выявленную структуру и разнообразие пространственной организации поселения, сложившихся в процессе обживания места, а также являющихся результатом взаимодействия природы и человека, следует признать значимыми основаниями для дальнейшей работы - разработка регламентов и рекомендаций по сохранению и новому использованию и освоению историко-архитектурной среды села Онежья.
На момент обследования (данные 2002, 2011 годов) в селе сохранились жилые дома трех характерных типов:
- развитые шестистенки (по документам - начало XX века);
- пятистенки на высоком подклете с сенями и хоздвором (данные отсутствуют);
- пятистенки на высоком подклете со светелкой (по документам - конец XIX века).
Шестистенок - дом традиционный по планировке, две жилые клети соединены сенями, сзади расположен хоздвор. В некоторых избах-пятистенках в хозяйственной части перестроена клеть и приспособлена под жилье. В планировочном решении пятистенка со светелкой есть особенность, выраженная в том, что хоздвор на всю ширину дома, а занимает только половину.
Хозяйственные постройки (бани, амбары и пр.) устроены против домов, а также произвольно расположены на берегу реки (отдельно стоящие и образующие группу
строений). Такое размещение бань обусловлено противопожарными соображениями. Несмотря на то, что основой большинства амбаров является простой четырехстенный сруб-клеть, их облик разнообразен. Будучи покрыты на один, но, чаще на два ската, амбары различаются по расположению входа. «Загон» - еще одно строение в крестьянском хозяйстве Коми, встречающееся в селе Онежье в виде трехстенного бревенчатого навеса под односкатной крышей, пристроенного к хозяйственной части жилища, либо стоящего отдельно на участке.
Колодцы располагаются не на каждом участке, что обусловлено гидрологическими условиями - высокий берег реки. Будучи расположенными дисперсно по территории поселения, колодцы представляют собой особые объекты - своего рода социальные магниты, своеобразные очаги общественной жизни, формирующие особенности отдельных общественных (придорожных) пространств.
Село примечательно общественным центром - важнейшим компонентом его структуры (церковь и окружающая его площадь). Принципы организации общественного центра:
- всефасадность - стремление к максимальному обозрению сооружения при подходах с разных направлений;
- ансамблевость центра и его цельное восприятие обеспечено плановой структурой и силуэтом сооружения;
- выбор места и приемов строительства определены художественными и функциональными соображениями.
Первоначально, в XVI веке на погосте находились деревянные церковь Рождества Пречистые Богородицы и собор Архангела Михаила. Каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1856 год) - единственный образец стиля «модерн» в культовом зодчестве Коми края (Рис. 11), возведенный на месте сгоревшей деревянной церкви (1608 года), памятник истории, культуры и архитектуры XIX - XX веков Республики Коми, притягивающий к себе паломников из других городов России. Ему принадлежит ведущее место в определении эстетических качеств поселения [2, 3].
Рис. 11. Каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Онежье (вид со стороны реки)
От выбора места для размещения церкви во многом зависели и общая композиция селения, и его восприятие с основных внешних направлений. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в структуре села по ориентации и местоположению занимает особое место - западным фасадом колокольни обращена на изгиб реки по направлению основного, а в прошлом торгово-транспортного пути, ведущего с Усть-Сысольска (ныне город Сыктывкар), находясь в отдалении от других зданий села, на обрыве (Рис. 2). При подъеме к храму со стороны реки открываются виды на церковь Вознесения Господня в селе Турья, а также на деревню Козловка, Луг и поселок Брусничный.
При подъезде по реке издалека виден неповторимый силуэт церкви, созданный высокой колокольней с шатровым покрытием и широко раскинутыми крыльцами. Удачно найдено место для архитектурного ядра композиции. Церковь стоит в одном порядке с домами береговой линии, рядом - свободное пространство. Ее высота была вызвана необходимостью держать большое открытое пространство, что хорошо чувствовали мастера, строившие ее (Рис. 12). Кроме того, сюда ориентированы все элементы архитектурно-природной среды: изгиб русла реки и ее берега, дороги и порядки жилых домов.
Рис. 12. Оптимальные зрительные углы и расстояния для восприятия храма Рождества Пресвятой Богородицы (по Ю. С. Ушакову)
Панорама открывается еще с дороги. Перед селом дорога плавно поворачивает, огибая овраг и приближаясь к церкви. Общественное здание выступает в качестве зрительного акцента. Лучшую обозреваемость общественного центра обеспечивает соотношение высоты храма с расстояниями до порядков жилых домов. По приему размещения общественного центра относительно жилых домов он располагается в одном уровне за пределами двух высот (45 м) и в оптимальных пределах для восприятия его силуэта 511=112,5 м.
Село можно отнести к градостроительным объектам «достопримечательное место» регионального значения. На сегодняшний день в селе Онежье наблюдается формирование визуального загрязнения территории, нарушение исторически сложившейся структуры за счет создания новых хозяйственных построек и жилых домов с применением современных строительных материалов или покраской старых. Необходимо отметить влияние новых строений на визуальное восприятие села (их размещение, габариты и цветовое решение). Здесь, при реконструкции и современном освоении и развитии, возможно использование компенсационных мер, которые скроют нарушающие существующую среду объекты.
Заключение
Результаты исследования, приведенные в настоящей статье, не являются завершенными и исчерпывающими. Выявленную территориально-пространственную организацию села, учитывающую факторы, определившие его планировочную структуру, следует считать основой для дальнейших разработок в деле сохранения, оценки (экспертизы) историко-архитектурной ценности, восстановления и современного использования и развития материально-пространственной среды села Онежья. В то же время, приведенные результаты - параметры, характеристики, следует признать значимыми для регламентации градостроительной деятельности и разработки нормативно-правовых основ сохранения и регулирования современного использования и развития памятников историко-архитектурного наследия «Вымской земли».
Литература
1. Памятники истории и культуры: Княжпогостский район Коми АССР. - Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1990. - 96 с.
2. Тентюкова Ф. А. Из прошлого Коми края. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1975. - 93 с.
3. Республика Коми: Энциклопедия. Т. 2. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999. - 576 с.
4. Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера (пространственная организация, композиционные приемы, восприятие). - Л.: Стройиздат, 1982. - 168 с., ил.
5. Зуева И. Л. «Вымская Земля» в схеме территориального планирования муниципального района «Княжпогостский» Республики Коми [Сетевой ресурс]. - иРЬ: http://gisap.eu/ru/node/5247
6. Воликов А. А. Традиционные сельские поселения - основа градостроительного каркаса Валдайского национального парка: автореф. дисс. канд. архитектуры: 18.00.04. - СПб., 2001. - 25 с.
References
1. Pamyatniki istorii i kuitury: Knyazhpogostsky rayon Komi ASSR [History and culture monuments: Knyazhpogostsky region of of the Komi Republic]. Syktyvkar, 1990, 96 p.
2. Tentyukova F. A. Iz proshiogo komi kraya [From history of the land Komi]. Syktyvkar, 1975, 93 p.
3. Respubiika Komi: Entsikiopediya. T. 2 [Komi Republic: Encyclopedia. Vol. 2]. Syktyvkar, 1999, 576 p.
4. Ushakov Yu. S. Ansambi v narodnom zodchestve russkogo Severa (prostranstvennaya organizatsiya, kompozitsionnye priyemy, vospriyatiye) [Ensemble in national architecture of the Russian North (the spatial organization, composition methods, perception)]. Leningrad, 1982, 168 p.
5. Zuyeva I. L. «Vymskaya Zemiya» v skheme territoriainogo pianirovaniya munitsipainogo rayona «Knyazhpogostsky» Respubiiki Komi [«Vymskaya Zemlya» in the scheme of
territorial planning of the municipal area «Knyazhpogostsky» Komi republic]. Available at: http://gisap.eu/ru/node/5247
6. Volikov A. A. Traditsionnye selskiye poseleniya - osnova gradostroitelnogo karkasa Valdayskogo natsionalnogo parka [Traditional rural settlements - the basis of of urban carcass Valdai National Park]. Saint Petersburg, 2001, 25 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ И. Л. Зуева
Старший преподаватель кафедры архитектуры, Ухтинский государственный технический университет, Ухта, Россия e-mail: ilzueva@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR I. Zueva
Senior lecturer, department of architecture, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia e-mail: ilzueva@mail.ru