УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A REGIONAL TRANSPORT AND LOGISTICS CLUSTER IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA
УДК 334
DOI: 10.24412/2307-5368-2021-3-47-54
БЕНДЕР Владислав Геннадьевич
аспирант Хакасского государственного университета им Н. Ф. Катанова, г. Абакан, bender_ [email protected]
BENDER, Vladislav Gennadyevich
Postgraduate student, the Khakas State University named after N. F. Katanov, Abakan, bender_vlad@ mail.ru
Аннотация.
Создание регионального транспортно-логистического кластера в Республике Хакасия будет способствовать активизации современных интеграционных процессов в транспортном секторе. Республика Хакасия обладает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, которая представлена железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом. Автором проанализированы преимущества создания транспортно-логи-стического кластера. Сформулированы принципы и условия формирования транспортно-логистического кластера в Республике Хакасия. Предложено внести в стратегию развития Республики Хакасия план создания транс-портно-логистического кластера, который будет активизирующим звеном для развития отраслевых кластеров.
Ключевые слова: регион, развитие, кластерная политика, отраслевые кластеры, транспортно-логистический кластер, транспорт, инфраструктура.
Abstract.
Creating a regional transport and logistics cluster in the Republic of Khakassia will contribute to the activation of modern integration processes in the transport sector. The Republic of Khakassia has a sufficiently developed transport infrastructure, which is represented by railway, air and motor transport. The author has analyzed the advantages of creating a transport and logistics cluster, formulated the principles
© Бендер В. Г., 2021.
and conditions for developing a transport and logistics cluster in the Republic of Khakassia. It has been proposed to include a plan for creating a transport and logistics cluster in the development strategy of the Republic of Khakassia, which will become a catalyst for developing industry-specific clusters.
Key words: region, development, cluster policy, industry-specific clusters, transport and logistics cluster, transport, infrastructure.
В сложившихся кризисных условиях, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, регионам Российской Федерации необходимо мобилизовать все силы и эффективно использовать свои факторы производства для устойчивого развития территорий. Одним из таких способов является объединение субъектов рынка определенной отрасли в единое звено. Отраслевые кластеры способствуют развитию экономики государства, в том числе внедрению инноваций. В настоящее время на государственном уровне актуальным вопросом является повышение конкурентоспособности российских предприятий и их последующий выход на мировой рынок [1].
Создание транспортно-логистического кластера способствует развитию экономических взаимоотношений как в регионах, так и по стране в целом. Их создание будет способствовать:
• активному росту числа транспортно-ло-гистических организаций в регионах и их развитию;
• улучшению транспортной инфраструктуры в регионах;
• повышению конкурентоспособности территорий за счет развития транспортной инфраструктуры и логистики;
• размещению промышленных производств на территории регионов [2].
Автор считает, что при создании транспор-тно-логистических систем необходимо рассматривать в комплексе технико-технологические, информационные, финансово-экономические факторы развития региона для определения приоритетных векторов развития такой системы. Это позволит определить основные принципы функционирования транспортно-логистической системы: принцип комплекс-
ности, принцип интеграции, принцип «адаптивности», принцип конкретности.
Основополагающим принципом функционирования транспортно-логистического кластера является принцип комплексности, заключающийся во всестороннем развитии всех подсистем рассматриваемой системы в сочетании с их организационно-управленческим, финансово-экономическим, социальным и нормативно-правовым развитием. Для обеспечения эффективности функционирования и достижения высокой конкурентоспособности региональной (территориальной) транспортно-ло-гистической системы, необходима интеграция действующих структурных элементов в единое целое. Адаптация участников к изменениям внутренних характеристик транспортно-логи-стической системы, непредвиденным рисками внешней среды в связи с постоянными ее изменениями, характеризует еще один принцип функционирования транспортно-логистиче-ского кластера, который называется «принцип адаптивности». Характерной чертой принципа конкретности является четкая формулировка стратегических и тактических целей и определение количественных результатов деятельности транспортно-логистической системы [3; 4].
Деятельность транспортно-логистического кластера приводит к росту социально-экономической сферы на конкретной территории за счет синергии, возникающей при тесном сотрудничестве органов государственной власти, коммерческих и научных объединений. Повышается уровень жизни населения за счет развития транспортной инфраструктуры, создания новых рабочих мест [5].
Республика Хакасия находится в юго-западной части Восточной Сибири, которая имеет границы на севере и востоке - с Красноярским
краем, на юге и юго-западе - с республиками Тыва и Алтай, на западе - с Кемеровской областью. Ведущие отрасли региона представлены такими крупнейшими предприятиями, как АО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод», являющийся весомым в Российской Федерации производителем алюминиевых сплавов, центром тестирования и внедрения инновационных технологий РУСАЛа, лидером по выпуску сплавов среди российских алюминиевых заводов (в структуре экспорта региона алюминий и изделия из него занимают более 77%), АО «РУСАЛ САЯНАЛ» является крупнейшим заводом на территории нашего государства по производству алюминиевой фольги и упаковочных материалов на ее основе, передовыми компаниями в угольной промышленности являются ООО «СУЭК-Хакасия, ООО «Разрез Аршановский», АО «Угольная компания «Разрез Степной», на территории Республики Хакасия находится самая большая по объему вырабатываемой электроэнергии гидроэлектростанция «Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С. Непорожнего» [6].
Республика Хакасия имеет особое значение для стратегических инвестиций компании «Союзметаллресурс». На территории находятся большая часть активов компании ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат», ООО «Сорский ферромолибденовый завод». Производство ферромолибдена на территории данного субъекта Российской Федерации составляет около 80 % данного ферросплава от общего объема производства в России.
Республика Хакасия обеспечена необходимой транспортной инфраструктурой, на территории которой находится железнодорожный, воздушный, а также автомобильный виды транспорта. Потенциал взаимодействия различных видов транспорта для увеличения пассажиропотоков и повышения качества обслуживания населения не используется в полной мере, так как отсутствуют транспорт-но-пересадочные узлы республиканского и местного значения.
По состоянию на 1 января 2018 г. транспортный комплекс региона включает 7468, 57 км автомобильных дорог общего пользования [7]. На территории Республики Хакасия имеется
достаточно развитая сеть автомобильных дорог общего пользования (рисунок 1).
Автомобильные дороги общего пользования представлены дорогами федерального, регионального, межмуниципального и местного значения. По данным дорогам осуществляется перевозка руды, каменного угля, промышленных грузов, строительных материалов, а также продовольственных товаров. Республика Хакасия занимает пятое место среди субъектов Сибирского Федерального округа и 60-е место среди субъектов Российской Федерации по плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (37,82 км).
Основополагающим субъектом авиатранспортной инфраструктуры Республики Хакасия является АО «Аэропорт Абакан» международного значения. В зону обслуживания аэропорта входят Республика Хакасия, юг Красноярского края и Республика Тыва. Преимущество аэропорта заключается в его выгодном географическом положении, расположенном под «воздушным коридором» авиасообщений между странами Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, России и Европы.
Основным видом транспорта на территории Республики Хакасия является железнодорожный, на долю которого приходится практически 100%-й грузооборот региона. В Республике Хакасия 33 населенных пункта имеют железнодорожную связь, работают 43 железнодорожных станции, действуют 5 железнодорожных вокзалов. Плотность железнодорожных путей общего пользования составляет 10 км на 1000 км2 (средняя плотность по Российской Федерации составляет - 5 км на 1000 км2).
Протяженность железнодорожных сообщений, включая железные дороги предприятий, составляет 943,9 км, в том числе эксплуатационная длина железных дорог общего пользования составляет 666,9 км [6].
Текущее состояние инфраструктуры участка позволяет пропускать 35 пар грузовых поездов в сутки. Категорийность главных путей, расположенных в границах Республики Хакасия, по дистанциям пути: Абаканская дистанция пути - 3-я категория, Ужурская дистанция инфраструктуры - 4-я категория,
Рисунок 1
Протяженность дорожной сети Республики Хакасия по типам покрытия
Аскизская дистанция пути - 3-я категория, Чульжанская дистанция пути - 3-я категория.
Средняя грузонапряженность по дистанциям пути составляет, млн ткм брутто/км: Абаканская дистанция пути - 52,6, Ужурская дистанция инфраструктуры - 5,6, Аскизская дистанция пути - 51, Чульжанская дистанция пути - 60,6.
Наибольший пассажиропоток проходит через вокзал в городе Абакан. Среднесуточный поток составляет 850 человек, максимальный поток пассажиров в часы «пик» 1600 человек. Поезда дальнего следования, выполняющие перевозки на территории Республики Хакасия, относятся к типу скорых, при этом используются три основных направления:
1. Абакан - Москва (Ярославский вокзал) через Ачинск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Ярославль;
2. Абакан - Москва (Ярославский вокзал) через Новокузнецк, Барнаул, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Ярославль;
3. Абакан - Красноярск.
Количество отправленных пассажиров по железнодорожным станциям, расположенным на территории Республики Хакасия, за 2019 г. составило 598 945 человек, среднемесячно -49 915 человек, среднесуточно - 1 641 человек.
Годовой объем отправлений равномерно распределен между перевозками дальнего следования и пригородными и составляет порядка 300 000 пассажиров в год.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года (далее - Стратегия), утвержденной Законом Республики Хакасия от 12.02.2020 № 01-ЗРХ, высший исполнительный орган Республики Хакасия в долгосроч-
ной перспективе рассматривает реализацию кластерной политики как основу повышения конкурентоспособности территории в целом, так и каждого муниципального образования с учетом его потенциальных конкурентных преимуществ.
Стратегия развития предусматривает формирование агропромышленного, металлургического, топливно-энергетического и строительно-индустриального кластеров. При создании данных кластеров необходимо сформировать единый транспортно-логисти-ческий кластер, который будет обеспечивать эффективную систему взаимодействия участников создаваемых кластеров (рисунок 2). Создание кластеров, предусмотренных стратегией развития, в Республике Хакасия будет способствовать увеличению грузооборота на автомобильном, железнодорожном и воздушном транспорте. Ввиду этого необходимо внести в стратегический план создание транс-портно-логистического кластера, который будет вспомогательным звеном для других готовящихся к созданию кластеров.
В последнее время на территории Республики Хакасия основной проблемой является эксплуатация дорожного покрытия. Имеется большая потребность в ремонте действующих дорог, а также в строительстве новых, которые в перспективе могли бы открыть для Республики Хакасия новые рынки сбыта.
В 2020 г. в рамках Государственной программы Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия» и национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» выполнена реконструкция мостового перехода через оросительный канал на км 40+175 автомобильной дороги Белый Яр - Бея - Аскиз в Бейском районе Республики Хакасия, продолжается реконструкция автомобильной дороги - обход г. Абакана на участке км 408+100 - км 410+745 с мостовым переходом через р. Ташеба [8]. Отремонтировано автомобильных дорог общего пользования в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» общей протяженностью 13,38 км, за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия отремонтировано
12,17 км. Общая сумма средств федерального, республиканского и местных бюджетов на реконструкцию, капитальный ремонт дорожного полотна, строительство автобусных остановок составила около 1,1 млрд руб. Однако данных средств недостаточно для приведения всех дорог общего пользования в нормативное состояние, необходимо увеличивать дорожные фонды Республики Хакасия и муниципальных образований [9].
Одним из значимых объектов на территории Республики Хакасия для увеличения грузооборота является строительство автомобильной дороги по маршруту г. Абакан - г. Бийск. Общая стоимость создания данного маршрута на территории Республики Хакасия ориентировочно составит 5,0 млрд руб. В связи с отсутствием средств из федерального бюджета заинтересованные субъекты Российской Федерации не могут самостоятельно построить автомобильную дорогу по вышеназванному маршруту. Для продвижения данного важного для республики проекта нужно подготовить совместный план мероприятий по реализации межрегионального проекта «Строительство автомобильной дороги (транспортного коридора) Абакан - Бийск» с заинтересованными субъектами Российской Федерации: Республика Алтай, Тыва, Красноярский край и Кемеровская область.
В связи с тем, что Республика Хакасия существенно отдалена от центральной части России, особое внимание должно уделяться развитию железнодорожного транспорта.
Производственный транспорт промышленных организаций имеет железнодорожные подъездные пути протяженностью около 500 км. Они оснащены стандартной колеей, что обеспечивает предприятиям прямую связь с железнодорожными сообщениями общего пользования.
Уже построен новый технологический парк на станции Абакан, завершено строительство нового разъезда Кирба на участке Абаканской зоны Хоных - Ханкуль. Введено в строй новое здание железнодорожного вокзала в столице Республики Хакасия.
На сегодняшний день для увеличения пропускной способности грузоперевозок на же-
Рисунок 2
Перспективные кластеры Республики Хакасия
лезнодорожном транспорте необходима реконструкция железнодорожной инфраструктуры, в части расширения пути на перегонах «Абакан - Подсинее», «Подсинее - Минусинск» до двух путей. Вторые пути позволят вывозить из Республики Хакасия больше угля. Сегодня в регионе наблюдается снижение их пропускной способности.
Особое внимание необходимо уделить и развитию воздушного транспорта, с помощью которого перевозка как пассажиров, так и грузов осуществляется самым быстрым способом передвижения. Международный аэропорт «Абакан» обеспечивает воздушные транспортные связи региона как внутри страны, так и за ее пределами. Немалое количество организаций и предприятий гражданской авиации сотрудничают с акционерным обществом «Аэропорт Абакан» по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов. В настоящее время главной задачей по развитию воздушного транспорта Республики Хакасия является реконструкция и обновление аэровокзала, а также строительство грузового терминала, откуда из транзитных воздушных судов и обратно будут направляться грузы напрямую, а не через город Новосибирск или город Красноярск. Абаканский аэропорт имеет взлетно-посадочную полосу и аэровокзал, рассчитанный на значительно большие пассажиропотоки. Привлечение пассажирских авиакомпаний, развитие маршрутной сети со всеми соседними субъектами Сибирского Федерального округа позволит увеличить пасса-жиро- и грузопотоки на территории региона. Также в аэропорт необходимо привлекать грузовые авиакомпании, которые будут выполнять транзитные посадки не только для заправки воздушных судов, но и для вывоза груза из Республики Хакасия. При увеличении объемов производств на территории Республики Хакасия возникнет потребность в размещении на территории Абаканского аэропорта логистического распределительного центра, обслуживающего всю территорию Республики Хакасия, а также южные районы Красноярского края и Республику Тыва.
Развитие воздушного транспорта на территории Республики Хакасия в перспективе
может быть обеспечено за счет развития туристической отрасли. В настоящее время Правительством Республики Хакасия активно проводится работа по позиционированию региона на федеральном уровне как субъекта Российской Федерации с возможностью отдыхать «365 дней в году». Республика Хакасия богата многочисленными озерами и рекреационными зонами, которые функционируют круглый год. В настоящее время ввиду ограниченности поездок на заграничный отдых, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, вопрос развития рынка внутреннего туризма на территории Республики Хакасия является наиболее актуальным.
Таким образом, на территории Республики Хакасия созданы необходимые условия (наличие крупных промышленных предприятий, сеть автомобильных дорог, железнодорожные пути, аэродром) для создания транспортно-логистического кластера. В рамках реализации перспективных кластеров Республики Хакасия, предусмотренных Стратегией, автором предлагается внести в стратегический план Республики Хакасия создание транс-портно-логистического кластера. Для этого необходимо в настоящее время приводить автомобильные дороги общего пользования в нормативное состояние, начать активное строительство значимой автомобильной дороги по маршруту г. Абакан - г. Бийск. Важно увеличить пропускную способность грузоперевозок на железнодорожном транспорте путем реконструкции железнодорожной инфраструктуры на перегонах «Абакан - Под-синее», «Подсинее - Минусинск». Особенной задачей является реализация мероприятий по развитию авиационной отрасли республики в части строительства грузового терминала для последовательного обеспечения роста качества и доступности транспортных услуг на территории Республики Хакасия. Привлечение инвестиций в транспортную сферу региона будет способствовать раскрытию потенциала топливно-энергетического комплекса, а также повысит сотрудничество республики в экономике страны, в связи с чем появится высокий уровень транспортной доступности на территории Республики Хакасия.
Реализация кластерной политики в республике создаст экономический (развитие бизнеса, повышение инвестиционной активности), социальный (новые рабочие места, насыщение рынка качественными отечественными товара-
ми), бюджетный (увеличение доходной базы бюджетов всех уровней) эффекты, где транс-портно-логистический кластер в перспективе станет связующим звеном всего кластерного комплекса на территории Республики Хакасия.
Список литературы
1. Квитко К. Б. Формирование транспортно-логистического кластера как драйвера пространственного развития экономики региона // Материалы XVI международной научно-практической конференции молодых ученых: развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики. 2019. С. 59-62.
2. Захарова Л. А., Баташова А. Ф. Транспортно-логистические кластеры как основа экономического развития региона // Материалы третьей национальной научно-практической конференции: современные прикладные исследования. 2019. С. 232-236.
3. Давыденко И. Г., Мисиров Д. Н. Проблемы и перспективы развития транспортно-логистической системы региона в цифровую эпоху (на примере Ростовской области). Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2020. 118 с.
4. Михальченко А. А., Савченко А. В. Исследование эффективности интеграции элементов транспортно-логистической системы на принципах функционирования кластеров // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: наука и транспорт. 2019. № 1 (38). С. 16-21.
5. Юдникова Е. С. Методические аспекты выбора местоположения транспортно-ло-гистического кластера с учетом факторов, определяющих потенциал городов // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2019. Т. 16. № 4. С. 658-669.
6. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года: Закон Республики Хакасия от 12.02.2020 № 01-ЗРХ. URL: https://r-19.ru/documents/7280/97744.html (дата обращения: 22.04.2021).
7. Морозова Е. А. Разработка документов транспортного планирования Республики Хакасия в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Рязань: ООО «ПФП КВАНТЭКС», 2021.
8. Государственная программа Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия: Постановление Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 532 (в редакции от 18.03.2021). URL: https://docs.cntd.ru/ document/444742310 (дата обращения: 18.05.2021).
9. Доклад об основных результатах деятельности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия за 2020 год: URL: https://r-19.ru/authorities/ ministry-of-transport-and-roads-of-the-republic-of-khakassia/docs/8014/113999.html (дата обращения: 20.05.2021).