Научная статья на тему 'Моделирование оптимальной структуры транспортно-логистического кластера Республики Тыва'

Моделирование оптимальной структуры транспортно-логистического кластера Республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ / КЛАСТЕР / ТРАНСПОРТ / ИНФРАСТРУКТУРА / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / MODELING / OPTIMIZATION / TRANSPORT AND LOGISTICS / CLUSTER / TRANSPORT / INFRASTRUCTURE / TRANSPORTATION / ROAD / RAILWAY / REPUBLIC OF TUVA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Севек Вячеслав Кыргысович, Монгуш Аржаана Кырган-ооловна

В статье рассмотрен вопрос моделирования оптимальной структуры транспортно-логистического кластера Республики Тыва. Цель исследования заключается в определении оптимальных мест и структуры транспортно-логистических кластеров на территории республики, имеющих значение в контексте эффективного перемещения грузопотоков всеми видами транспорта. Определение мест расположения транспортно-логистических центров основывается на количественном методе оптимизации. На основе указанного метода оптимизации транспортных потоков и минимизации издержек на сортировку и перемещения грузов определены два многофункциональных центра в городах Кызыл, Чадан и два таможенно-складских комплекса в таможенно-пропускных пунктах «Хандагайты» и «Цагаан тологой». Предложена организационная структура в определенных многофункциональных и таможенно-складских хабах в зависимости от их функционального назначения, которые будут способствовать расширению транзита грузов и логистике для эффективной работы перспективным автомобильным и железнодорожным коридорам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure modeling the transport and logistics cluster of the Republic of Tyva

The article deals with the modeling of the optimal structure of the transport and logistics cluster of the Republic of Tuva. The purpose of the study is to determine the optimal locations and the structure of transport-logistic clusters in the territory of the Republic of importance in the context of the efficient movement of freight traffic by all modes of transport. The determination of the locations of transport and logistics centers is based on the quantitative optimization method. Based on the method of optimization of traffic flows and minimize costs for sorting and transporting loads identified two multi-purpose centers in cities of Kyzyl, Chadan and two customs warehouses at customs checkpoints "between khandagayty" and "Tsagaan Tolgoi". The organizational structure in certain multifunctional and customs warehouse hubs depending on their functional purpose, which will contribute to the expansion of cargo transit and logistics for the effective operation of promising road and rail corridors, is proposed.

Текст научной работы на тему «Моделирование оптимальной структуры транспортно-логистического кластера Республики Тыва»

Моделирование оптимальной структуры транспортно-логистического кластера Республики Тыва

The structure modeling

the transport and logistics cluster

of the Republic of Tyva

СЕВЕК Вячеслав Кыргысович

Декан экономического факультета Тувинского государственного университета, член Правления ВЭО России, председатель Тувинского регионального отделения ВЭО России, д.э.н. Vyacheslav K. SEVEK

Dean of Economic Faculty at Tuva State University, Member of board of VEO of Russia, Chairman at the Tuva Regional Organization of the VEO of Russia, Doctor of Economics

МОНГУШ Аржаана Кырган-ооловна

Магистрант первого года обучения Тувинского государственного

университета

Arzhaana K. MONGUSH

Undergraduate first year education of Tuva state University

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос моделирования оптимальной структуры

транспортно-логистического кластера Республики Тыва. Цель исследования заключается в определении оптимальных мест и структуры транспортно-логистических кластеров на территории республики, имеющих значение в контексте эффективного перемещения грузопотоков всеми видами транспорта. Определение мест расположения транспортно-логистических центров основывается на количественном методе оптимизации. На основе указанного метода оптимизации транспортных потоков и минимизации издержек на сортировку и перемещения грузов определены два многофункциональных центра в городах Кызыл, Чадан и два таможенно-складских комплекса в таможенно-пропускных пунктах «Хандагайты» и «Цагаан тологой».

Предложена организационная структура в определенных многофункциональных и таможенно-складских хабах в зависимости от их функционального назначения, которые будут способствовать расширению транзита грузов и логистике для эффективной работы перспективным автомобильным и железнодорожным коридорам.

Abstract: The article deals with the modeling of the optimal structure of the

transport and logistics cluster of the Republic of Tuva. The purpose of the study is to determine the optimal locations and the structure of transport-logistic clusters in the territory of the Republic of importance in the context of the efficient movement of freight traffic by all modes of transport. The determination of the locations of transport and logistics centers is based on the quantitative optimization method. Based on the method of optimization of traffic flows and minimize costs for sorting and transporting loads identified two multi-purpose centers in cities of Kyzyl, Chadan and two customs warehouses at customs checkpoints "between khandagayty" and "Tsagaan Tolgoi". The organizational structure in certain multifunctional and customs warehouse hubs depending on their functional purpose, which will contribute to the expansion of cargo transit and logistics for the effective operation of promising road and rail corridors, is proposed.

Ключевые слова: Моделирование, оптимизация, транспортно-логистический, кластер,

транспорт, инфраструктура, грузоперевозки, автомобильная дорога, железная дорога, Республика Тыва.

Keywords: Modeling, optimization, transport and logistics, cluster, transport,

infrastructure, transportation, road, railway, Republic of Tuva.

Введение

Транспортная инфраструктура играет важную роль в развитии социально-экономического развития любой территории страны. От развитости инженерно-транспортной инфраструктуры во многом зависит благосостояние населения. Транспорт, являясь одной из ведущих отраслей хозяйства, вносит весомый вклад в производственную и социальную инфраструктуру. Известно, что современная транспортная система обеспечивает потребности экономики страны и ее населения в транспортных услугах, территориальную целостность, свободу перемещения людей, товаров, услуг, экономическую и геополитическую безопасность страны, а также развитие конкуренции и свободы предпринимательства [1].

Из-за транспортной изолированности Республика Тыва не в полной мере использует свои преимущества, в том числе как пригра-

ничного региона. О роли приграничного региона нами подробно было изложено в статье «Анализ приграничных регионов Сибирского федерального округа России по уровню социально-экономического развития (на примере Республики Тыва)» [2]. Существующее положение дел ведет к невыгодному использованию экономического потенциала, не позволяет региону в полной мере задействовать в своем развитии геополитический, экономический и транспортно-инфра-структурный потенциал. Эти процессы протекают на фоне возрастания нагрузки на федеральный бюджет, связанной с необходимостью поддержания и развития инфраструктуры, экономических и социальных выгод от использования которых для Российской Федерации становится все меньше. Благодаря актуализации Главой Тувы Шол-баном Кара-оолом вопроса возобновления строительства железнодорожной ветки Курагино — Кызыл во время Красноярского экономического форума 2019 г. стало возможным рассмотрение этого вопроса 27 марта 2019 г. на отдельном заседании Правительства РФ о социально-экономическом развитии Республики Тыва [3]. По итогам заседания председатель российского правительства Д. Медведев поручил министру экономического развития России возглавить проект разработки программы ускоренного развития Республики Тыва [4]. В исполнение данного поручения с 18 по 20 мая 2019 г. в Туве во главе с М. Орешниковым, министром экономического развития России, было проведено рабочее совещание по обсуждению программы ускоренного социально-экономического развития Республики Тыва [5]. Одним из ключевых проектов программы ускоренного развития республики обозначено завершение строительства железной дороги Курагино — Кызыл с продолжением в сторону Западной Монголии и Китая, высоковольтной ЛЭП, а также строительство и реконструкция экспортно-ориентированных межрегиональных автомобильных дорог. Важным аргументом строительства железной дороги Тувы является то обстоятельство, что этот проект в стратегическом плане макрорегиона Енисейской Сибири обозначен как один из главных аспектов развития внешнеторговых связей с растущим рынком Китая через Монголию.

В целом в проект плана ускоренного развития социально-экономического развития Республики Тыва до 2025 г. включены 244 мероприятия, из них 169 — инвестиционные проекты с общим объемом финансирования 712 млрд руб. [6]. Эти инвестиционные проекты направлены на генерирование налоговых поступлений в региональный бюджет, снятие острых социальных вопросов и повышение уровня экономической активности в Туве. В данной ситуации определение мест расположения транспортно-логистических кластеров, способствующих эффективному перемещению и сортировке грузоперевозок, приобретает важное значение, что определило актуальность темы исследования.

Рисунок 1. Места

расположения транспортно-логистических кластеров Республики Тыва

Методы и модели

Цель исследования заключается в определении оптимальных мест и структур транспортно-логистических кластеров на территории республики с учетом их целевого назначения.

Исходя из поставленной цели, определена задача выявления мест расположения транспортно-логистических центров с учетом оптимизации транспортных потоков и минимизации издержек на сортировку и перемещение грузов на основе количественного метода оптимизации. Это многофункциональные логистические центры в городах Кызыл и Чадан и таможенно-пропускные пункты «Хандагайты» и «Цагаан тологой» (рис. 1).

В качестве количественных показателей в определении оптимальных мест расположения отмеченных на рисунке 1 хабов нами были приняты следующие целевые параметры: развитие приграничных районов (Овурский и Эрзинский) и опорных городов (Кызыл и Чадан) региона; равномерное расселение населения республики; создание в приграничных районах и опорных городах высококвалифицированных рабочих мест; развитие на указанных территориях научно-образовательных центров.

Результаты и обсуждение

Проектируемая железнодорожная сортировочная станция в г. Кызыле

Проектируемый речной порт, г. Кызыла

способный принимать суда типа «река»

Речной пассажирский порт

Многофункциональный логистический комплекс

Обработка груза, прибывающего автомобильным, железнодорожным, воздушным и речным транспортом

Проектируемый международный аэропо| г. Кызыла с грузовым терминалом,

способный принимать все типы в< судов без ограничения взлетной масс?

Многофункциональный логистический центр г. Чадан

Автомобильный таможенно-складской комплекс «Хандагайты»

Многофункциональный логистический центр г. Кызыл

Железнодорожный и автомобильный таможенно-складской комплекс

Многофункциональный транспортно-логистический центр представляет собой крупный портал, предназначенный для обработки большого объема грузов. Площадь одного логистического хаба может превышать 1 млн кв. м. Товары здесь не только складируются и обрабатываются, но и перераспределяются по другим регионам. Инфраструктура такого комплекса варьируется в зависимости от специфики бизнеса и вмещает в себя объекты самой разнообразной функциональной направ-

ленности. Это могут быть: складские помещения; офисные помещения; холодильные и морозильные камеры; зоны хранения опасных грузов; шоурумы (помещение, где выставлены образцы продукции или услуг компании); мойка автомобилей; ремонтная зона для обслуживания автотранспорта; места отдыха и т.д.

Подобная форма развития региона позволяет объединять все грузопотоки в одном месте, минимизировать время обработки товаров, увеличивать спектр предлагаемых услуг. Значимая особенность крупного логистического кластера (хаба) — возможность обрабатывать грузы, доставляемые разными видами транспорта — автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным.

Таможенно-складские комплексы «Хандагайты» и «Цагаан толо-гой» должны включать в себя ряд сервисных услуг: декларирование, таможенное оформление; хранение грузов на логистических складах и складах временного хранения; проведение погрузочных-разгрузочных работ; предоставление территории для нахождения автотранспорта, в том числе и большегрузного транспорта; информационное обеспечение клиента о товародвижении; предоставление услуг бизнес центра; предоставление гостиничных услуг и услуг питания; мойка, заправка, ремонт автомобилей на станции техобслуживания; предоставление услуг таможенного экспедитора; предоставление консалтинговых услуг в области маркетинга, логистики.

Таможенно-складские и многофункциональные логистические центры будут способствовать расширению транзита грузов и логистики для эффективного функционирования автомобильных коридоров: Абакан — Кызыл — Хандагайты — Улангом; Абакан — Кызыл — Эрзин — Улан-Батор; Абакан — Абаза — Ак-Довурак — Улангом; Кызыл — Моген-Бу-рен — Кош-Агач — Горный Алтай — Новосибирск и железнодорожного коридора Абакан — Кызыл — Ховд — Урумчи.

Заключение

На основе определенных мест расположения транспортно-логистиче-ских кластеров в дальнейшем нами планируется определить:

■ потенциально пропускную возможность таможенно-складских комплексов;

■ требуемое количество рабочих и специалистов в планируемых хабах.

Важным механизмом усиления деловой активности в транспортно-логистических центрах, укрепления их торгово-логистических, финансовых, инновационных и туристических возможностей станут специальные экономические зоны. Таким образом, хабы являются не только центрами концентрации и распределения крупных грузопотоков и больших масс товаров, но и по своему функциональному назначению становятся центрами сосредоточения бизнеса.

Библиографиче- Благодарность

ский список: Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ

№ 18-410-170002\19 р_а и Правительства Республики Тыва.

1. Севек В.К., Сагаан-оол К.Б., Ооржак А.М. Анализ транспортной инфраструктуры Республики Тыва//Научное обозрение: теория и практика. -2017.- №11— С 72-79.

2. Бадарчи Х.Б., Севек В.К. Анализ приграничных регионов Сибирского федерального округа России по уровню социально-экономического развития (на примере Республики Тыва) //Аграрный вестник Урала. - 2019. -№ 4 (183). - С. 78-85.

3. В Москве началась подготовка совещания по вопросам развития Тувы [Эл. ресурс] // Официальный портал Правительства Республики Тыва. URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/politics/39270/(дата обращения: 24.03.2019).

4. Вступительное слово Д. Медведева на совещании по вопросам социально-экономического развития Тувы [Эл. ресурс]//Официальный портал Правительства Республики Тыва. URL: http://gov.tuva.ru/press_ center/news/other_news/39296/ (дата обращения: 28.03.2019).

5. Республика Тыва станет первым регионом, для которого будет разработан индивидуальный комплексный план развития [Эл. ресурс] // Официальный портал Правительства Республики Тыва. URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/economy/39717/ (дата обращения: 23.05.2019).

6. В рабочий вариант комплексного плана социально-экономического развития Тувы вошло 169 инвестпроектов. Официальный портал Правительства Республики Тыва. URL: http://gov.tuva.ru/press_ center/news/economy/39756/ (дата обращения: 29.05.2019).

List of References: 1.Sevek V.K, Sagaan-ool K. B., OorzhakA.M.Analiz transportnoi infrastruktury

Respubliki Tyva//Nauchnoe obozrenie: teoriia i praktika. - 2017. - № 11. -S. 72-79.

2. Badarchi Kh.B., Sevek V.K. Analiz prigranichnykh regionov Sibirskogo federal'nogo okruga Rossii po urovniu sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia (na primere Respubliki Tyva) //Agrarnyi vestnik Urala. - 2019. - №4 (183). -S. 78-85.

3. V Moskve nachalas' podgotovka soveshchaniia po voprosam razvitiia Tuvy [El. resurs] // Ofitsial'nyi portal Pravitel'stva Respubliki Tyva. URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/politics/39270/ (data obrashcheniia: 24.03.2019).

4. Vstupitel'noe slovo D. Medvedeva na soveshchanii po voprosam sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Tuvy [El. resurs] // Ofitsial'nyi portal Pravitel'stva Respubliki Tyva. URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/other_news/39296/ (data obrashcheniia: 28.03.2019).

5. Respublika Tyva stanet pervym regionom, dlia kotorogo budet razrabotan individual'nyi kompleksnyi plan razvitiia [El. resurs] // Ofitsial'nyi portal Pravitel'stva Respubliki Tyva. URL: http://gov.tuva.ru/press_ center/news/economy/39717/ (data obrashcheniia: 23.05.2019).

6. V rabochii variant kompleksnogo plana sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Tuvy voshlo 169 investproektov. Ofitsial'nyi portal Pravitel'stva Respubliki Tyva. URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/economy/39756/ (data obrashcheniia: 29.05.2019).

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» 667000 Российская Федерация, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 36.

Контактная Севек Вячеслав Кыргысович

информация: e-mail: [email protected]

Монгуш Аржаана Кырган-ооловна e-mail: arzhaana. mongush. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.