УДК 378
Капралов Виктор Владимирович
Филиал Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, г. Ярославль
kapraloff@yandex. ш
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИХ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье сформулированы основные условия формирования профессиональных компетенций, проведен анализ ряда модульно-рейтинговых и балльно-рейтинговых систем отечественных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации. Анализ дидактических средств оценивания эффективности формирования профессиональных компетенций показал, что в целом оценивание наиболее качественно осуществляется в условиях рейтинговой системы оценки. Подробно изучены качественные характеристики понятия «рейтинг».
Ключевые слова: компетенции, профессиональная компетенция, система оценивания, рейтинговая система оценивания.
Прежде чем сформулировать основные условия формирования профессиональных . компетенций уточним нашу позицию по отношению к процессу интериоризации в профессиональной подготовке курсантов по избранной специальности (направлению подготовки), поскольку этот процесс выступает одним из основных средств формирования внутренних структур человека посредством усвоения внешней, в т.ч профессиональной деятельности, присвоения жизненного опыта и развития в целом. Поэтому мы рассматриваем процесс интериоризации как специфическую трансформацию познавательных объектов, внешних по своей форме, во внутренне присвоенные, личностно значимые, осознаваемые профессиональные знания, которые обобщаются, формируются, и в дальнейшем развиваются, переходя границы возможностей самого процесса профессиональной подготовки курсантов. Такая позиция лучшим образом обеспечивает в современных условиях подготовку выпускников, способных мобильно принимать решения в нестабильных изменяющихся военно-профессиональных ситуациях, брать ответственность за результат своей деятельности, что позволяет военному специалисту быть конкурентно способным в условиях служебной деятельности и жизнедеятельности в целом.
В этой связи одним из важных условий формирования профессиональных компетенций у курсантов является введение в военном вузе такой обоснованной образовательной системы, которая бы полностью обеспечивала подкрепление преподаваемых дисциплин (гуманитарных, общественных, общепрофессиональных, профессиональных) целенаправленным приобретением практических навыков [1]. Чтобы преодолеть существующие противоречие в практике профессиональной подготовки курсантов радиотехнических специальностей, необходим ряд организационно-педагогических и педагогический новаций. Этими новациями могут быть следующие.
1. Формирование профессиональных компетенций военного специалиста радиотехнического про-
филя связываются с широким использованием возможностей современных информационных и имитационных технологий активного обучения. Такая компетенция должна характеризоваться готовностью будущего офицера к профессиональной творческой самореализации и саморазвитию, обретением ценностных смыслов служебной деятельности, способностью к рефлексии сущностей, связанных со способами развития коммуникативного потенциала.
Профессиональная коммуникативная компетенция курсанта выступает в нем, преимущественно, как способность осуществлять коммуникативное поведение в соответствии с задачами гипотетических ситуаций профессионального взаимодействия. Традиционно в обучении воссоздается преимущественно внешнее, знаковое подобие, а не целостное содержание предстоящей будущему офицеру профессиональной деятельности по должностному предназначению.
Поэтому складывающийся в ходе обучения ва-риативно-синергетический механизм оперативной реализации профессиональной компетенции, требует от молодого специалиста длительного периода служебно-профессиональной адаптации. Получается, что сформированные профессиональные возможности специалиста, не соотнесенные в обучении с конкретными требованиями и условиями профессиональной деятельности, остаются в значительной степени общими, а не специальными способностями-компетенциями. В результате не всегда удается курсанту успешно «вписать» свою коммуникативную компетенцию в систему служебно-про-фессиональных связей, ее предметно-технологический, социальный и психологический контексты.
В нашем исследовании этот недостаток преодолевался, во-первых, путем организационно-педагогических новаций - формирование содержательно и функционально завершенных учебных модулей, позволяющих органически осуществить взаимосвязь гуманитарных и военно-профессиональных, теоретических и практических знаний, уме-
128
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Капралов В.В., 2014
Условия формирования профессиональных компетенций у курсантов..,
ний и навыков. Во-вторых, - выполнение курсантами в ходе реализации траектории обучения наборов комплексных профессиональных компетен-тностно-ориентированных задач, учитывающих межпредметный характер военно-профессиональной деятельности выпускников и предполагающих использование на практике знаний гуманитарных, общественных, общепрофессиональных дисциплин путем их «наложения» на канву служебно-профес-сиональной деятельности. Так, на занятиях применялись технологии деловых игр, ролевых игр и их элементы, фрагменты психолого-педагогических тренингов, что позволило лучшим образом синтезировать необходимые знания из разных учебных дисциплин для решения комплексных, ситуационных задач.
Представленные выше новации позволили, по нашему мнению, лучшим образом осуществлять не только обучение курсантов, но и личностно-ориен-тированные задачи обучающихся, к формированию которых, в том числе, применялся специальным образом содержательно организованный практико-ориентированный подход. В применяемых новациях этот подход реализуется в результате постепенного овладения курсантами интегрированных и комплексных умений и навыков, необходимых для формирования соответствующих профессиональных компетенций. Практико-ориентированный подход в созданных экспериментальных условиях обеспечивается также тем, что совокупность идей, накопленных в военной педагогике и военной психологии и других гуманитарных, общественных и общепрофессиональных дисциплинах позволяет проектировать педагогические условия, обеспечивающие системогенез профессиональной деятельности будущего военного специалиста.
Успешность деятельности офицера радиотехнического профиля обусловлена качеством оперативности использования совокупных знаний, умений и навыков как средства решения военно-профессиональных и социально-профессиональных задач, уровнем развития профессионально-мотивацион-ной и эмоционально-волевой сфер, которые также характеризуют профессиональную компетенцию выпускника вуза. Такая компетенция рассматривается как сложное многокомпонентное социально-профессиональное образование, целостность гуманитарных, общественных и профессионально-предметных знаний, умений и навыков специалиста, его профессиональных мотивов и эмоционально-волевых качеств, сформированных в результате опыта оперативного решения задач в контексте и логике готовности к технологическим процессам профессионального труда в соответствии с должностным предназначением.
2. Профессиональная деятельность офицеров командного профиля радиотехнических специальностей включает в себя значительную часть инже-
нерных профессиональных действий. Такое содержание труда обусловлено использованием в процессе служебной деятельности сложной военной и специальной техники; осуществлением обучения личного состава, расчетов, экипажей по овладению этой техникой, ее применением в ходе выполнения служебно-боевых задач, грамотным обслуживанием и эксплуатацией.
В связи с этим профессиональная деятельность офицера рассматриваемого профиля представляет собой процесс принятия решений, регулируемый развитыми соответствующими профессиональными компетенциями. Переработка поступающей информации и принятие решений здесь выступают в качестве основного этапа выполнения задачи. Для обучения курсантов содержание компетентностно-ориентированных задач нами формировались таким образом, чтобы решение каждой очередной типовой задачи включалось в общую структуру функций специалиста. Последние представляют собой прием или выявление информации в контексте технологического процесса профессиональной деятельности; определение смысла информации; постановку и целесообразное решение задачи; формулирование результата ее решения, то есть образование команд-информаций и поиск способов и средств реализации команд-информаций. Новацией выступает то, что в результате усвоенная курсантами типовая задача их профессиональной деятельности обусловливаться как обобщенная знаковая модель прошлых проблемных ситуаций, решенных ими в ходе смоделированных компетент-ностно-ориентированных задач и «вплетенных» в контекст технологических процессов при выполнении определенной профессиональной функции. Компетентностно-ориентированная задача содержит указания на цель, средства, сроки выполнения, пространственную точность действий и ожидаемый результат. Такие задачи имеют сложную внутреннюю структуру, в которую входят предметно-технологическая, социокультурная, психологическая, временная и собственно служебно-профессиональ-ная компоненты. Их единство, представленное в мотивации, знаниях и опыте будущего специалиста, и составляет его профессиональную компетенцию. Для курсанта радиотехнического профиля такая задача в процессе овладения ею предстает как сложная проблемная ситуация или совокупность проблемных ситуаций, которые характеризуются противоречиями и неопределенностями, необходимостью выделения предметных, социальных, временных и психологических условий, а также использованием технических средств, приборов, тренажерной и военной техники и др., и осуществления необходимых технологических процессов.
Сформированная на основе выше изложенного траектория обучения обеспечивает в ходе последовательного решения компетентностно-ориентиро-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
129
ванных задач освоение курсантами их будущей профессиональной деятельности по должностному предназначению.
Объективно, со стороны содержания обучения, рассматриваемые задачи имеют четко заданные условия и способы их преобразования, обеспечивающие решение задач. Субъективно, со стороны курсантов и процесса их индивидуальной учебно-познавательной деятельности, решаемые задачи предстают уже в развернутой форме проблемной ситуации, в ходе разрешения которой с использованием усвоенных знаний, умений и навыков по гуманитарным, общественным, общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам в комплексе и происходит усвоение профессионального опыта на уровне личностных и социально-профессиональных смыслов как целостностей, составляющих профессиональную компетенцию будущего офицера.
3. Важной составляющей разрабатываемых комплексных профессиональных компетентностно-ориентированных задач, используемых в ходе обучения курсантов, является система оценивания их учебно-познавательной деятельности. При этом требуется оценивать не только знания, умения и навыки курсантов, но и саму динамику формируемых у них компетенций, а также уровень их сформиро-ванности по выполнению задач (заданий).
В связи с этим при разработке необходимых компетентностно-ориентированных задач, требуется также тщательная разработка системы оценивания результатов деятельности курсантов по ее решению. Поэтому применяемая здесь рейтинговая система оценивания должна обладать такими важными свойствами, как адекватность, точность, гибкость, а также мотивировать учебно-познавательную деятельность курсантов. Кроме этого результаты рейтингового оценивания должны давать педагогическому составу необходимую информацию о том, насколько успешно формируются у курсантов компетенции в ходе выполнения элементов, составных частей, последовательных этапов таких задач. На основании анализа полученной информации педагогический состав может лучше понять, с одной стороны, проблемы, ошибки и недостатки в работе каждого курсанта, а также получить информацию о личных особенностях учебной деятельности конкретного обучающегося на протяжении выполнения соответствующей задачи [2, с. 31-35]. С другой стороны, - определить содержание необходимой работы преподавателя, направленной на оказание целесообразной помощи в работе конкретным курсантам, группам курсантов, определение способов индивидуальной коррекции учебной деятельности курсантов, а также выявление необходимости корректировки, совершенствования, как самого содержания, так и процесса выполнения компетентностно-ориентированных задач.
Разработанная таким образом система рейтингового оценивания представляет, по нашему мнению, более адекватную картину динамики формирования профессиональных компетенций у курсантов по этапам выполнения компетентностно-ори-ентированных задач, позволяющую оценивать приращение результатов в обучении и в целом по завершению решения этих задач, а также получать рейтинговую кумулятивную оценку по завершению всей работы.
Важным аспектом применяемой нами системы оценивания является то, что она предоставляет возможности преподавательскому составу постоянного осуществления педагогического поиска по повышению эффективности обучения, т.е. осуществляются элементы апробирования и реализуется творческая составляющая в ходе использования компетентностно-ориентированных задач в обучении. Мы рассматриваем этот аспект как существенную составляющую разрабатываемых комплексных профессиональных компетентностно-ориентиро-ванных задач, которая в совокупности с другими рассмотренными выше составляющими позволяет эффективно оценивать уровень формируемых у курсантов компетенций с учетом предъявляемых к выпускнику требований по должностному предназначению.
Таким образом, условия формирования профессиональных компетенций у курсантов на основе рейтинговой системы оценки позволяет сделать следующие выводы:
1. Процесс интериоризации как специфической трансформации познавательных объектов, внешних по своей форме, во внутренне присвоенные, лич-ностно значимые, осознаваемые профессиональные знания у курсантов лучшим образом осуществляется в условиях применения наборов разработанных комплексных профессиональных компетентно-стно-ориентированных задач.
2. Важным условием формирования профессиональных компетенций у курсантов радиотехнического профиля является введение образовательной системы, которая бы нужным образом обеспечивала необходимую содержательную корреляцию преподаваемых дисциплин (гуманитарных, общественных, общепрофессиональных, профессиональных) с направлением профессиональной подготовки военных специалистов и целенаправленным приобретением ими практических навыков.
3. Недостаток готовности будущего офицера к профессиональной творческой самореализации и саморазвитию, обретению ценностных смыслов служебной деятельности, способности к рефлексии сущностей, связанных со способами развития коммуникативного потенциала можно преодолеть путем организационно-педагогических новаций:
а) формирование содержательно и функционально завершенных учебных модулей, позволяю-
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Образовательные инициативы и социальное партнерство в системе подготовке филолога
щих органически осуществить взаимосвязь гуманитарных и военно-профессиональных, теоретических и практических знаний, умений и навыков;
б) выполнение курсантами комплексных профессиональных компетентностно-ориентирован-ных задач, учитывающих межпредметный характер военно-профессиональной деятельности и использующих на практике знаний гуманитарных, общественных, общепрофессиональных дисциплин путем их «наложения» на канву служебно-профес-сиональной деятельности.
4. Рейтинговая система оценивания при решении компетентностно-ориентированных задач должна давать педагогическому составу информацию о том, насколько успешно формируются у курсантов компетенции в ходе выполнения элементов, составных частей, последовательных этапов таких задач. Что позволит, с одной стороны, понять проблемы, ошибки и недостатки в работе каждого курсанта, а также получить информацию о личных особенностях учебной деятельности конкретного обучающегося. С другой стороны, - определить
содержание необходимой работы преподавателя, направленной на оказание целесообразной помощи в работе конкретным курсантам, группам курсантов, определение способов индивидуальной коррекции учебной деятельности курсантов, а также выявление необходимости корректировки, совершенствования, как самого содержания, так и процесса выполнения компетентностно-ориентирован-ных задач.
Библиографический список
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентно ст-ного подхода) // Высшее образование в России. -№ 11. - 2004. - С. 3-13.
2. Брага О.А. Опыт использования рейтинговой системы контроля качества обучения в военном вузе // Современные педагогические технологии и качество обучения курсантов. Модульно-рейтин-говая система обучения - теория и практика: Меж-вуз. науч.-метод. конф. 10-11 февраля 2010 г. - Челябинск, 2010. - С. 31-35.
УДК 81
Антонова Любовь Геннадьевна
доктор педагогических наук, профессор Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКЕ ФИЛОЛОГА
В статье идет речь о направлениях работы факультета филологии и коммуникации для решения вопросов социокультурного образования и воспитания студентов-филологов и реализации перспективных планов факультета как социального партнера в формировании благоприятной поликультурной среды региона.
Ключевые слова: социальное партнерство, благоприятная социокультурная среда региона, русский язык в поликультурной среде, формирование толерантности и социальной ответственности студента-филолога.
Понятие «социальное партнерство в рамках образовательных инициатив» - как и сама деятельность по реализации социокультурных проектов в рамках вузовских инициатив - получили полноправное признание в планах образовательных учреждений современной России несколько лет назад [2].
Прежде всего, в современных исследованиях о социальном партнерстве в образовании поднимаются вопросы грамотного информирования будущих выпускников вузов об актуальных проблемах социального взаимодействия в направлении их будущего профессионального развития. Систематически рассматриваются проблемы формирования у вузовского сообщества представлений о «едином контекстном образовательном пространстве» в регионах, которое включает востребованные образовательные инициативы от разных социальных групп населения и, в связи с этим, инициирует создание исследовательских и прикладных направ-
лений в совместной деятельности вузовских преподавателей и представителей разных социальных региональных коллективов: редакций средств массовой информации, общественных организаций, диаспор или национальных объединений. Нельзя не согласиться, что «настоящим вызовом времени становится восстановление региональной солидарности как следствия осознания людьми общности своих интересов с интересами региона, готовности людей к коллективным действиям, систематической взаимопомощи и взаимной поддержке» [4, с. 160]. Подобного рода отношения, по мнению авторов, являются своего рода «социальным капиталом» [4, с. 158] вузовского сообщества и формируют у участников подобных социальных экспериментов - высокую степень социальной инициативности и социальной ответственности.
Вот почему можно говорить, что современное вузовское образование предполагает грамотное сочетание образовательных традиций и инновацион-
© Антонова Л.Г., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
131