Научная статья на тему 'Условия формирования межличностных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании'

Условия формирования межличностных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова Наталья Викторовна, Сидорова Екатерина Александровна

В статье освещаются вопросы, связанные с понятием «инклюзивное образование», определены основные условия формирования межличностных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосова Наталья Викторовна, Сидорова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION CONDITIONS INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE INCLUSIVE EDUCATION

The article highlights the issues related to the concept of "inclusive education", the basic conditions for the formation of interpersonal relations of younger schoolboys in inclusive education.

Текст научной работы на тему «Условия формирования межличностных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании»

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии _____________________________________________№ 12 (57). 2015 г

СибАК

www. sibac info

СЕКЦИЯ 1. ПЕДАГОГИКА

1.1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ

И ПРАКТИКИ

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Колосова Наталья Викторовна

канд. пед. наук, доцент Северо-Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь E-mail: kolos. nat@yandex. ru

Сидорова Екатерина Александровна

магистрант 2 года обучения направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Северо-Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь E-mail: zykova. caterina@yandex. ru

8

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 12 (57). 2015 г.__________________________________________

СибАК

www.sibac.info

FORMATION CONDITIONS INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE INCLUSIVE EDUCATION

Natalia Kolosova

candidate of pedagogical sciences , assistant Professor North-Caucasian Federal University, Russia, Stavropol

Ekaterina Sidorova

2 years teaching undergraduate field of study "Psycho-pedagogical education" North-Caucasian Federal University,

Russia, Stavropol

АННОТАЦИЯ

В статье освещаются вопросы, связанные с понятием «инклюзивное образование», определены основные условия формирования межличностных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании.

ABSTRACT

The article highlights the issues related to the concept of "inclusive education", the basic conditions for the formation of interpersonal relations of younger schoolboys in inclusive education.

Ключевые слова: Инклюзивное образование; младший школьник; межличностные взаимоотношения.

Keywords: inclusive education; junior high school student;

interpersonal relationships.

Современнаясистемаобразованияпретерпеваетсущественноевлия ниевопросовинтеграции людей с ОВЗ в общество. В инклюзивной практике реализуется создание необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми, а также обеспечение равного доступа к получению образования. Рассмотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования [2, с. 5]. Главная цель инклюзивного образования заключается в интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, как его полноправных членов. Одним из важнейших условий достижения данной цели является

9

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии _____________________________________________№ 12 (57). 2015 г

СибАК

www. sibac info

формирование благоприятных межличностных взаимоотношений между детьми с ОВЗ и их нормально развивающимися сверстниками.

Инклюзивным образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками. Дети с ОВЗ в такой практике могут посещать обычные общеобразовательные школы, заводить в них своих друзей, то есть, жить, как живут все другие дети.

Процесс интеграции детей с ОВЗ в учебно-воспитательную деятельность общеобразовательной школы позволяет не только осуществлять совместное обучение и воспитание детей с различными стартовыми возможностями. Данное явление оказывает сильнейшее воздействие и на развитие всего образовательного процесса, в значимой степени изменяя отношения между его участниками (учащимися, родителями, педагогами).

С поступлением в школу, изменяется социальный статус ребенка, который требует от него определенных навыков: сохранять высокую работоспособность в течение урока, активизации внимания, напряженного умственного труда. Кроме того, младшего школьника окружают незнакомые ему одноклассники, с которыми нужно выстраивать отношения, что для некоторых детей становится настоящей проблемой. Дополнительная сложность в адаптации появляется у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так как они наиболее чувствительны к изменениям в собственной жизни и наиболее остро реагируют на новые условия. Зачастую круг общения данных детей ограничен семьей и врачами, многие дети по состоянию здоровья не посещали дошкольные учреждения, благодаря чему их коммуникативные навыки находятся на более низком уровне, чем навыки их нормально развивающихся сверстников. Сниженный уровень развития познавательных умений и способностей может способствовать возникновению ситуации неуспешности в обучении, что в свою очередь может стать предпосылкой повышения школьной тревожности. Кроме того, еще одна сложность заключается в том, что дети с ОВЗ будут учиться с детьми условно нормативного развития.

Необходимо разрабатывать стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и технологии сопровождения, что позволит выстраивать отношения всех участников образовательного процесса на основе уважения их особенностей и прав. Все это обеспечивает создание профессионального педагогического сообщества нового типа. Таким образом, определяется актуальнейшая необходимость научно-методического

10

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 12 (57). 2015 г.__________________________________________

СибАК

www.sibac.info

сопровождения и разработки программно-дидактических материалов и методических пособий для реализации данной задачи.

Проблема взаимоотношений младших школьников со сверстниками рассматривается в разных аспектах. Значимость учебного и внеучебного взаимодействия для становления межличностных взаимоотношений младших школьников раскрывается в исследованиях Дусавицкого А.К., Киричок В.А., Мильтонян С.О., Нюдюрмаго-

медова Н.А., Поляковой Л.В., Сачковой М.Е., Тучалаева С.Т., Цукерман Г.А., Чебыкиной Л.Г., Шкуричевой Н.А. и др. Заметим, что вопросы взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании рассматривались только в контексте создания особых психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ, без учёта особенностей восприятия здоровыми детьми сверстников с ограниченными возможностями здоровья (Артюшенко Н.П., Батова А.В., Брызгалова С.О., Ильина Ю.А., Кобрина Л.М., Шешукова Н.Н.). Таким образом, вопросы межличностного взаимодействия в условиях школьной образовательной среды учащихся младших классов недостаточно изучены как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

Важнейшим условием инклюзии является построение безбарьерной школьной среды, которая заключается не только в сооружении пандусов и лифтов, а прежде всего, в устранении психологических барьеров на пути к общению с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. На наш взгляд, более значимым, в том числе, в процессе становления межличностных взаимоотношений младших школьников в условиях инклюзивного образования является:

• включение в учебную нагрузку дополнительного содержания, иллюстраций, особой тематики проектов, серии заданий, классных часов, обеспечивающее усвоение младшими школьниками знаний об особенностях жизни людей с ОВЗ, их социальных, образовательных и личных потребностях, методах оказания им поддержки и содействия;

• внедрение парных и групповых форм организации учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающее развитие умения сотрудничать в процессе совместной деятельности, формирование способов взаимодействия детей. По утверждению В.В. Рубцова, развивающий эффект любого обучения зависит во многом от того, как организована совместная деятельность взрослого и ребенка или ребенка и сверстника, насколько хорошо он может выстраивать партнерские отношения с другими [1];

11

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии _____________________________________________№ 12 (57). 2015 г

СибАК

www. sibac info

• использование средств театральной педагогики и специальных игр, направленных на формирование толерантного отношения к иному человеку, изучение невербальных методов общения, общее эмоциональное переживание игровых и сюжетно-ролевых ситуаций, формирование умения воспринимать настроение и эмоциональное состояние другого человека;

• применение коллективных творческих дел социальной направленности, командных проектов. Совместная деятельность младших школьников в данном случае определяется социально значимыми целями, а межличностные взаимоотношения регулируются с помощью общественного мнения;

• организация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, включающее коррекционно-развивающие занятия со специалистами узкой направленности, а также разработку индивидуального образовательного маршрута.

Сегодня не в полной мере реализуются единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социального, психологопедагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит интенсивное внедрение системы специальной подготовки педагогов - специалистов инклюзивного обучения. Все эти меры должны способствовать формированию конструктивных межличностных взаимоотношений младших школьников в условиях инклюзивного образования.

Список литературы:

1. Рубцов В.В. Социальное взаимодействие и обучение: культурно-

исторический контекст // Культурно-историческая психология. - 2005. -№ 1. - с. 14-35.

2. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения

инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред.

С.В. Алехиной, М.М. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 156 с.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.