УДК 378
Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University
(Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
CONDITIONS OF EFFECTIVE FORMATION OF MATHEMATICAL COMPETENCE IN STUDENTS OF NON-MATHEMATICAL SPECIALIZATION. In this article, the urgency of a problem of forming the mathematical competence of university students is substantiated. The work defines the basics of a concept of mathematical competence and its structure. The author studies factors, on which the effectiveness of the formation of mathematical competence depends, and the criteria for the formation of competence. The research highlights an issue of developing education, instilling a sustainable motivation for studying mathematics and designing the content of discipline. The author also touches upon the role of the scientific and methodological base. The researcher defines the advantages and disadvantages of traditional teaching, lecture and practical classes, independent student work. In addition, the article gives a description of computer training and its role in the formation of mathematical competence.
Key words: mathematical competence, model of forming mathematical competence, developing training, formation of sustainable motivation, traditional training, computer training.
В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики Ставропольский государственный аграрный университет,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В данной статье обоснована актуальность проблемы формирования математической компетентности студентов университета, определена сущность понятия математической компетентности и ее структура. Рассматриваются факторы, от которых зависит эффективность формирования математической компетентности, и критерии формирования компетентности. В частности, речь идёт о развивающем обучении, воспитании устойчивой мотивации к изучению математики и проектировании содержания дисциплины. Автор также затрагивает роль научно-методической базы. Определяет преимущества и недостатки традиционного обучения, лекционных и практических занятий, самостоятельной студенческой работы. Кроме этого, в статье даётся характеристика компьютерному обучению и его роли в формировании математической компетентности.
Ключевые слова: математическая компетентность, модель формирования математической компетентности, развивающее обучение, формирование устойчивой мотивации, традиционное обучение, компьютерное обучение.
Современная система преподавания прикладных и фундаментальных математических знаний должна обязательно обеспечивать возможность их конкурентоспособного конечного применения в профессии и удовлетворять потребности работодателей.
Формирование математической компетентности студентов университета - это педагогический процесс, реализуемый в несколько этапов. Согласно логике построения учебной дисциплины «математика», были выделены следующие этапы формирования математической компетентности студентов университета:
- мотивационно-целевой;
- содержательно-деятельностный;
- результативно-оценочный.
Эффективность формирования математической компетентности студентов университета зависит от ряда педагогических условий:
- проектирование содержания дисциплины;
- формирование устойчивой мотивации к изучению математики;
- применение инновационных технологий;
- использование эффективных форм самостоятельной работы студентов [1].
Первым условием для формирования математической компетентности студентов является развивающее обучение. Это направленность личностно ориентированного образовательного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Педагогическое воздействие при таком обучении опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. Развивающее обучение в вузе представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у студента потребность в овладении специальными знаниями и умениями в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия и мышления. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и уже сформировавшихся способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование идеи и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия будущий инженер получает кон-
кретный результат в виде новых фактов. Таким образом, уже в процессе обучения будущий специалист поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
Второе условие заключается в формировании устойчивой мотивации к изучению математики. Выделение этого условия как одного из важнейших, способствует осознанию будущим специалистом роли математики в его профессиональной деятельности. Эта проблема стоит особенно остро в настоящее время, когда студенты соизмеряют изучение учебных предметов, прежде всего, с их профессиональной значимостью и повышением своей конкурентоспособности на рынке труда [2].
В качестве третьего условия было выбрано проектирование содержания дисциплины при формировании математической компетентности. При отборе содержания обучения важным является вопрос о том, как установить разумный баланс между фундаментальностью и профессиональной направленностью математической подготовки, без которого невозможно достичь ее высокого качества. Существуют различные средства профессионально направленного обучения, позволяющие моделировать элементы будущей профессиональной деятельности специалиста. К ним относятся, например, деловые игры. Однако специфика математики такова, что наиболее важным средством моделирования математического аспекта будущей профессиональной деятельности является решение профессионально направленных задач. Разработка комплексов профессионально направленных математических задач по всему курсу математики для применения их на лекциях, практических занятиях и в самостоятельной работе студентов в единстве с традиционными математическими задачами является одним из путей формирования математической компетентности студентов.
Научно-методическое обеспечение формирования математической компетентности студентов университета включает: традиционные методы обучения, информационные технологии, профессионально направленное обучение.
Традиционное обучение, по сути, соответствует самому понятию обучения. Вузовская лекция - это определяющее звено дидактического цикла обучения. Ее цель состоит в формировании ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В 30-е годы в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Однако эксперимент не оправдал себя. Резко снизился уровень знаний у студентов. В настоящее время наряду со сторонниками существуют и противники лекционного изложения учебного материала. Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уро-
вень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе.
Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины, играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи [3].
В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, поскольку учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Именно эти технологии по праву относят к инновационным, хотя они и реализуются достаточно давно.
Согласно новой образовательной парадигме, независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.
Таким образом, информационные технологии обучения следует понимать как приложения информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса в университете.
Компьютерное обучение дает возможность решения широкого спектра дидактических задач за счет специальных ком-
Библиографический список
пьютерных обучающих программ, расширяет информационную базу обучения (электронные библиотеки, отечественные и зарубежные базы данных, Интернет), позволяет выбрать индивидуальный темп обучения (адаптированные компьютерные программы). Практика применения математических методов для решения задач все шире опирается на функциональные возможности программных математических пакетов, среди которых наиболее известными являются Derive, MathCad, Maple, MatLab, Matematica. Использование многофункционального программно-математического обеспечения не только усиливает реализацию прикладного аспекта математического образования, но и привносит в профессиональную подготовку специалистов новые возможности. С точки зрения математической компетентности специалиста важным становится понимание уникальных вариативных возможностей различных инструментов для реализации различных способов решения и различных форм получения результатов при решении математических задач: методы точные и приближенные, результаты символьные (аналитические), численные, графические.
Как известно, личность формируется и развивается, прежде всего, в активной форме совместной и индивидуальной деятельности. Отсюда главная функция предметов в вузе - обучение способам решения разных задач с ориентацией не только на систему знаний для формирования целостной картины мира, но и на систему профессиональных и учебных умений и навыков.
Можно добиться формирования высокого уровня математической компетентности студентов нематематических специальностей лишь в том случае, когда студент будет иметь чёткое представление о необходимости полученных знаний. Этого можно достичь, решая на занятиях математические задачи, связанные непосредственно с будущей профессиональной деятельностью, что является составной частью профессионально направленного обучения математике. Под профессиональной направленностью обучения математике мы понимаем такое содержание учебного материала и организацию его усвоения в таких формах и видах деятельности, которые соответствуют системной логике построения курса математики и моделируют познавательные и практические задачи профессиональной деятельности будущего специалиста.
1. Бова Т.И. Задачи как средство формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе обучения математике. Омский научный вестник. 2007; 3 (60).
2. Матвейкина В.П. Модель формирования математической компетентности студентов университета. Вестник Оренбургского государственного университета. 2012; 2 (138): 115 - 120.
3. Табачкова М.Ю., Борискина И.П. Интерактивные методы обучения в математике. Интеграция образования. 2014; Т. 18, № 3 (76): 65 - 70.
References
1. Bova T.I. Zadachi kak sredstvo formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih inzhenerov v processe obucheniya matematike. Omskij nauchnyj vestnik. 2007; 3 (60).
2. Matvejkina V.P. Model' formirovaniya matematicheskoj kompetentnosti studentov universiteta. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 2 (138): 115 - 120.
3. Tabachkova M.Yu., Boriskina I.P. Interaktivnye metody obucheniya v matematike. Integraciya obrazovaniya. 2014; T. 18, № 3 (76): 65 - 70.
Статья поступила в редакцию 11.04.18
УДК 371
Elsieva M., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE RESULTS OF THE EXPERIMENT ON FORMATION COMMUNICATIVE LEARNING ACTIVITIES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN. The article presents results of all stages of the experiment on forming communicative universal activities (CUA) in younger schoolchildren. The forming stage of the experiment is carried out using a group, in particular, a pair form of work of second-grade students. At this stage, pedagogical conditions are realized and the system of techniques aimed at the formation of CUA both in the classroom and in extracurricular activities is tested. The authors conclude that a well-thought-out systematic work carried out in a group (pair) form contributed to an increase in the level of development of CUA in second-graders. They want to come into contact with each other not only on personal matters, but mostly on learning begin to understand and control the process of their own learning activities, participate in its organization, management, control and adjustment.
Key words: communicative, universal actions, results of experiment, pedagogical conditions, system of techniques, diagnostics of development of communicative universal activities.