Научная статья на тему 'Нравственное воспитание как важное условие превенции аддиктивного поведения подростков'

Нравственное воспитание как важное условие превенции аддиктивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SOCIAL MATURITY OF A PERSON / СОЦИАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ / SOCIAL IMMUNITY / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / ПОДРОСТКОВЫЕ АДДИКЦИИ / ADOLESCENT ADDICTION / КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / COMMUNICATIVE ACTIVITY / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / LAWFUL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаломова Е.В.

В статье представлено исследование автора, основанное на апробации в российское образовательное пространство модифицированной программы зарубежных авторов «Всестороннее развитие социальных качеств личности», формирующее у подростков нравственное кредо, ответственное поведение, саногенное мышление и эвохомологическую культуру. После проведения экспериментальной работы со школьниками, автор делает вывод, что правильное и планомерное проведение в школьной среде превентивных мероприятий, предотвращающих приобщение подростков к химическим зависимостям, даёт положительный результат и формирует у них негативное отношение к психоактивным веществам, если мероприятия проводятся регулярно, вовремя и носят ненавязчивый характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION AS AN IMPORTANT CONDITION FOR THE PREVENTION OF ADDICTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

The article presents the author's research, based on testing in the Russian educational space of the modified program of foreign authors “Comprehensive development of social qualities of a person”, forming in adolescents moral credo, responsible behavior, sanogenic thinking and rational culture. After carrying out experimental work with schoolchildren, the author concludes that the correct and systematic carrying out of preventive measures in the school environment, preventing the introduction of adolescents to chemical addictions, gives a positive result and forms their negative attitude to psychoactive substances, if carried out regularly, on time and is unobtrusive.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание как важное условие превенции аддиктивного поведения подростков»

УДК 37.013.2

Shalomova E.V., senior teacher, Vladimir State University n.a. Alexander and Nikolay Stoletovs (Vladimir, Russia),

E-mail: shalomova2013@mail.ru

MORAL EDUCATION AS AN IMPORTANT CONDITION FOR THE PREVENTION OF ADDICTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS. The article presents the author's research, based on testing in the Russian educational space of the modified program of foreign authors "Comprehensive development of social qualities of a person", forming in adolescents moral credo, responsible behavior, sanogenic thinking and rational culture. After carrying out experimental work with schoolchildren, the author concludes that the correct and systematic carrying out of preventive measures in the school environment, preventing the introduction of adolescents to chemical addictions, gives a positive result and forms their negative attitude to psychoactive substances, if carried out regularly, on time and is unobtrusive.

Key words: moral education, social maturity of a person, social immunity, self-esteem, adolescent addiction, communicative activity, lawful behavior.

Е.В. Шаломова, ст. преп. Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г. Владимир, E-mail: shalomova2013@mail.ru

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПРЕВЕНЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье представлено исследование автора, основанное на апробации в российское образовательное пространство модифицированной программы зарубежных авторов «Всестороннее развитие социальных качеств личности», формирующее у подростков нравственное кредо, ответственное поведение, саногенное мышление и эвохомологическую культуру. После проведения экспериментальной работы со школьниками, автор делает вывод, что правильное и планомерное проведение в школьной среде превентивных мероприятий, предотвращающих приобщение подростков к химическим зависимостям, даёт положительный результат и формирует у них негативное отношение к психоактивным веществам, если мероприятия проводятся регулярно, вовремя и носят ненавязчивый характер.

Ключевые слова: нравственное воспитание, социальная зрелость личности, социальный иммунитет, самооценка, подростковые аддикции, коммуникативная активность, правомерное поведение.

Нравственное воспитание - важная составляющая профилактики аддиктивных форм поведения подростков. Воспитание нравственного подрастающего поколения - задача не только родителей, учителей, но, прежде всего, государственных и общественных организаций. Безнравственность, индифферентность, аморфность - это реальная угроза национальной безопасности государства.

Анализируя образование как основополагающую дефиницию педагогики, мы констатируем, что понятие воспитание стоит перед термином обучение. Это не случайно, поскольку, как нам представляется, воспитанность детерминирует и способность к качественному обучению и усвоению компетенций, а, следовательно, определяет и степень социальной зрелости личности, её возможности сопротивляться деструктивным паттернам социума. Опираясь на работы незабвенного В.А. Сухомлинского, постулирую, что и сегодня чрезвычайно актуально не морализаторство и навязывание стереотипных поведенческих схем, а развитие уникальной индивидуальности, личностного роста детей и подростков. Помочь им в этом может педагог, неназойливо направляя на просоциальную реализацию и обретение истинного смысла жизни.

Сложность формирования нравственности подростков обусловлена и сложным физиологическим и психологическим этапом их жизни. В период взросления в организме подростка железами внутренней секреции вырабатывается в 30 раз больше гормонов, чем в организме взрослого человека, поэтому в это время он подвержен и депрессивным состояниям, и беспричинному беспокойству, и агрессии, и эйфории, и склонен экспериментировать с «запретными плодами» взрослой жизни - спиртными напитками, сигаретами, сексуальными перверсиями. Родители и педагоги должны быть готовы к таким сложностям в жизни подростка и стараться проявлять как можно больше внимания и участия к нему, понимать его, стараться сохранить и повысить свой авторитет через укрепление позитивной стратегии [1].

Сложные жизненные перипетии, в которые зачастую попадает подросток (неприятие сверстниками, давление со стороны родителей и педагогов), требуют от него особого самообладания, морально-нравственной устойчивости, развития социального иммунитета и силы воли. В такой период очень важное значение имеет наличие способности подростка отличать конструктивное от деструктивного, искать и находить выход из сложных жизненных ситуаций, делать правильный выбор и, в конечном итоге, позиционировать себя как сильную, самодостаточную личность. Эти задачи может решить лишь самостоятельный подросток, способный к самовоспитанию, самопознанию, самосовершен-

ствованию, самооценке, высказыванию и аргументированию своего мнения, умеющий не только выражать свою точку зрения, но и слушать и слышать собеседника.

Подростковые аддикции - склонность к алкоголизму, курение, употребление психоактивных веществ, являются теми негативными факторами, которые в период социализации молодого человека, препятствуют его духовно-нравственному развитию, формированию позитивных личностных качеств, социальной зрелости и социального иммунитета. В этой связи, родители, педагоги, общественные организации должны развивать нравственный потенциал подростков, способствуя формированию их богатого внутреннего мира, их идентичности (стремления быть индивидуальностью, способной ценить это качество и в других людях), развивать коммуникативную активность и способности, предоставлять возможность для самореализации в интересующих их видах деятельности. Развитие умения быть интересным, избегать и разрешать конфликтные ситуации эта стратегия будет формировать нравственный опыт подростка и помогать ему противостоять разрушительным соблазнам.

«Как ты относишься к своим родителям, так и твои дети будут относиться к тебе» - эта народная мудрость говорит о том, что для подрастающего поколения важен личный пример: положительный нравственный взрослый, который может выслушать, дать совет, поступки которого соотносятся с принципами нравственности - отзывчивый, ответственный, добрый, способный совершать добрые дела, лишённый двойных стандартов, чёрствости, равнодушия, прагматизма.

Проблема профилактики аддиктивного поведения подростков актуальна и в России и за рубежом, поскольку психологические и физиологические особенности несовершеннолетних идентичны. Страны Западной Европы (Германия и Франция) также уделяют большое внимание развитию самооценки и социальной компетентности, социальному закаливанию несовершеннолетних. Мы развивали необходимые качества несовершеннолетних, опираясь на превентивную программу немецких педагогов «Всестороннее развитие социальных качеств личности». Внедрение данной программы предполагает формирование у подрастающего поколения ценностных ориентаций, нравственной устойчивости, ответственного сознания, правомерного поведения, высокого уровня общей и правовой культуры.

Представленный сравнительно-сопоставительный анализ просоциального поведения подростков до и после реализации программы, позволяет сделать вывод, что внедрение превентивной программы «Всестороннее развитие социальных качеств личности» в адаптированном и модифицированном виде в рос-

сийское образовательное пространство, приносит положительные результаты и позволяет решить следующие задачи нравственного воспитание подростков:

- осознание ценностей как первичной внутренней потребности, инициирующей отношение к себе и к окружающим с точки зрения таких категорий, как ответственность, социальная зрелость, социальная закалённость, социальный иммунитет;

- формирование нравственного кредо личности и ответственного поведения;

- формирование саногенного мышленияи эвохомологиче-ской культуры.

После проведения с подростками формирующегоэкспери-мента по внедрению зарубежной превентивнойпрогрмомы «Вск-стороннее развитие социальных качеств личности» в =осс ийское образовательное пространство, мы провелиитогоруюоиагнпртл-кусклонностистаршеклассников к зависимвстям от наркотвчов, спиртных напитков, табака. При проведении диагностики, для объективности результатов и выявления попожроетмюых ями отрицательных изменений склонностей поот°тсров к уышепере-числлнным закисимоллям,ны испольровали те же метмоякл, втя и во время проведения констатирующегн экспеиитенка.

Срвностерроу-сопоставительньш кнаииз результатов теста-опросника, выявляющего склонность подростков к зависимости от психоактивных веществ авторов В.В. Юсупова и В.А. Корзунина [2].

Аддиктивная предрасположенность:

1 выборка 2 выборка

Средние значения 2,48 1,75

ние 2,32 1,57

количевтооопро шенных подростков 52 52

Эмп ' '

0 р<0.05 = Н,97; р<0.01 = 2,61.

1.97 2.60

Поли-янное вмоиритеукие оначеоом 1(^4)г^а^с^житойв зоне незначимости.

Аддивтив ное расстройство:

1 выбррка 2 выборка

Средниерначемия 0,П7 0,62

Тнандаронок отклонение 1,43 1,09

количество опрошенных анжо°cтков 52 52

П ия Эмп а.р<0 ОК = 1,97; р<0.01 = 2,61. ______

\ о.оу' \ ЪЯуГ 1

ЗОЕЙ \ / ? \ / ЗбК1

иыдачнщстн V V АИаЧИност

1.97 2.61

Полученное эмпирическое значение 1 (1) находится в зтне незиячимоови.

Итого:

1 выборка 2 выборка

Средние значения П ,19 о,1т

Жтaпдaртнoтлсмиoнe ние 7,11 онт

количество опрошенных подростков 52 52

Эмп

К р<о.от = 1,^:^:^0.01 = 2,61.

Полученное эмпирическое значение 1 (1,9) находится в зоне незначимости.

Ад-иттивная склонность:

1 выбо,ка 2 выборка

Средние значения е,8к 1,63

Стледартсототклове ние 2,3К 1,47

количество опрошенных лодростков 52 52

1 =о,о Эмп 0чрвО.ОП = 1,97; р<0.01 = 2,61.

ОЫ^ ^ч а.Оу^ ЗОЕЙ \ У ? \ А ксзнач ниости V у 1 Зон* яичнностн

1.97 2.61

Портерное эмлирическое рсасолиек (р,2)нрх<лцитляо зоне значимости. Аддиктивное поведение:

1 оо|бкскл 2 выборки

Средние значения 1,6К 1,10

Стордарт ное отклонение 1,8Р 1,37

клрллрство опрошенных подростков во 52

Эмп

Лкр<0.05 = 1,97; р<0.01 = 2,61.

\ му* \ Ъ.Ъуг I

Зенг ЗоНл

иышчннцстн АИаЧНмостн

1.97 2.61

Полученное эмпирическое значение t (2,3) находится в зоне неопределенности.

Полученные в результате исследования данные говорят о том, что при сравнительном анализе контрольной и экспериментальной групп, уровень аддиктивной предрасположенности группы подростков, с которыми проводился формирующий эксперимент, ниже, чем в контрольной группе. Что касается аддиктивной склонности, то в этом случае результаты сравнения групп несколько хуже, чем хотелось бы, но, в то же время, уровень склонности к аддиктивному поведению контрольной группы выше, чем экспериментальной. Склонность к аддиктивному расстройству у подростков контрольной группы также значительно выше, чем у подростков, с которыми проводился формирующий эксперимент. Подводя итог контрольному исследованию контрольной и экспериментальной групп, можно отметить несомненный эффект проведения занятий по программе «Всестороннее развитие соци-тлсн ых качеств личности», несмотря на то, что положительный т ла^ ьтат не достигается легко и быстро.

Результаты исследования говорят о положительной динамике проведённого формирующего эксперимента. Безусловно, существуют группы подростков, подверженных риску употребления алкогольных напитков, но профилактическая работа и закрепление навыков противостояния данной зависимости в подростковой среде, значительно снижают этот риск.

Сравнительнонсопоставиттльны0 аналик резууьтотвкАВтодадукгноьиики склонностиподростков квкьтучнымнввисимостягт ан4НиаГ1Ь.УьтуаоН[Н]. Уровни склонности подростков к алкогольной зависимости.

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Кол-во подр. % Кол-во подр. %

Н 35 67 42 81

С 14 27 8 15

В 3 6 2 4

Экспериментальная группа

' |.

Уровни склонности подростков к табачной зависимости

Контрольная группа

27 ■ Н

— 67 ■ В

6

С

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Кол-во подр. % Кол-во подр. %

Н 45 87 47 90

С 2 4 4 8

В 5 9 1 2

Контрольная группа Экспериментальная группа

В результате исследования было выявлено, что результаты работа показала необходимость проведения превентивных мер в экспериментальной группе лучше, чем в контрольной. Наша в школьной среде.

Уровни склонности подростков к наркотической зависимости.

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Кол-во подр. % Кол-во подр. %

Н 46 88 51 98

С 4 8 1 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2 4 0 0

Контрольная группа Экспериментальная группа

В результате исследования в экспериментальной группе подростков было выявлено, что у 98% учащихся имеется низкий уровень склонности к наркотической зависимости. Другими словами, более половины опрашиваемых старшеклассников имеет малый риск к возникновению наркотической зависимости. На основании этих данных, можно сде-

Контрольная группа

м ь ■ н

35 Ш

Л 52 ■ в

\ d ш с

13 W

В результате проведённого нами исследования уровня общей склонности подростков к зависимостям, была получена положительная динамика роста устойчивости подростков к разного рода зависимостям. Считаем, что такие данные получены нами и, не в последнюю очередь, в результате проведённого с подростками формирующего эксперимента.

Анализ результатов проведённой диагностической методики выявления склонностей подростков к различным формам зависимостей автора Г. В. Лозовой, полученных в контрольной и экспериментальной группах, позволил выявить положительную динамику развития социальных качеств личности подростков, принявших участие в формирующем эксперименте и, как следствие, более высокий процент устойчивости у них к возникновению наркотической, алкогольной и табачной зависимостям.

Каждое занятие внесло свою лепту в тот результат, который мы получили в конце. После апробации зарубежной программы «Всестороннее развитие социальных качеств личности» в образовательные организации России в экспериментальной группе было отмечено, что подростки научились доброжелательно общаться как с педагогами, родителями, так и со сверстниками, научились выражать свои чувства, стали избегать деструктивных конфликтов, а позитивные конфликты решали просоциаль-но, научились говорить нет деструктивным элементам, овладели самокритикой, развили духовность и нравственность, научились отделять зёрна от плевел, стали конструктивно проводить досуг, не прибегая к употреблению психоактивных веществ.

Библиографический список

лать вывод, что профилактическая работа с данной группой подростков должна строиться на основе закрепления информации, усиления собственной отрицательной позиции по отношению к наркотикам, что, на наш взгляд, произошло благодаря и проведённому нами формирующему эксперименту.

Экспериментальная группа

Ъ ВН

36

62 "В

I

Закончив эксперимент, можно сделать вывод, что правильное и планомерное внедрение в школьную среду зарубежной программы «Всестороннее развитие социальных качеств личности» отвечает задачам и целям первичной профилактики аддик-тивных форм поведения подростков, то есть работа педагогов даёт положительный результат, если она проводится регулярно, вовремя и не носит навязчивый характер. Задачами нашего формирующего эксперимента были: открытие в подростках тех качеств, которые помогли бы им противостоять жизненным трудностям; формирование негативного отношения к психоактивным веществам; развитие навыков общения и взаимопонимания, умения слушать и анализировать мнения других людей, стремление улучшить качество своей жизни не потому, что так надо кому-то, а потому, что так хочется самому подростку.

Цель нашего исследования была достигнута, поскольку мы выявили отношение подростков к употреблению психоактивных веществ и, в то же время, в процессе занятий и бесед, подростки выражали своё мнение, не стеснялись высказываться по проблеме. Мы убедились, что польза от занятий однозначна, так как, на наш взгляд, проблема подростковых зависимостей заставила задуматься о своей личности всех участвующих несовершеннолетних и, надеемся, заронила нить сомнения у тех, кто положительно оценивал приём психоактивных веществ или их последствия.

Программа, считаем, исполнила свою роль сплочения учащихся и педагогов. Особую ценность имели мысли, идеи, сомнения подростков, которые возникли в процессе общения.

Уровни общей склонности подростков к зависимостям

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Кол-во подр. % Кол-во подр. %

Н 27 52 32 62

С 18 35 19 36

В 7 13 1 2

1. Фортова Л.К. Социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков: учебное пособие. Владимир: ВГПУ, 2006.

2. Юсупов В.В., Корзунин В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения. Санкт-Петербург: Речь, 2007.

3. Лозовая Г.В. Методика диагностики склонности подростков к различным зависимостям. Available at: http://psycabi.net/testy/485-tests-na-zavisimost-addicts

References

1. Fortova L.K. Social'no-pedagogicheskie osnovy profilaktiki alkogolizma i narkomanii sredi detej i podrostkov: uchebnoe posobie. Vladimir: VGPU, 2006.

2. Yusupov V.V., Korzunin V.A. Psihologicheskaya diagnostika zavisimogo povedeniya. Sankt-Peterburg: Rech', 2007.

3. Lozovaya G.V. Metodika diagnostiki sklonnosti podrostkov k razlichnym zavisimostyam. Available at: http://psycabi.net/testy/485-tests-na-zavisimost-addicts

Статья поступила в редакцию 12.05.18

УДК 378

Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University

(Stavropol, Russia), Е-mail: shibaevy_stv@mail.ru

CONDITIONS OF EFFECTIVE FORMATION OF MATHEMATICAL COMPETENCE IN STUDENTS OF NON-MATHEMATICAL SPECIALIZATION. In this article, the urgency of a problem of forming the mathematical competence of university students is substantiated. The work defines the basics of a concept of mathematical competence and its structure. The author studies factors, on which the effectiveness of the formation of mathematical competence depends, and the criteria for the formation of competence. The research highlights an issue of developing education, instilling a sustainable motivation for studying mathematics and designing the content of discipline. The author also touches upon the role of the scientific and methodological base. The researcher defines the advantages and disadvantages of traditional teaching, lecture and practical classes, independent student work. In addition, the article gives a description of computer training and its role in the formation of mathematical competence.

Key words: mathematical competence, model of forming mathematical competence, developing training, formation of sustainable motivation, traditional training, computer training.

В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь, E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В данной статье обоснована актуальность проблемы формирования математической компетентности студентов университета, определена сущность понятия математической компетентности и ее структура. Рассматриваются факторы, от которых зависит эффективность формирования математической компетентности, и критерии формирования компетентности. В частности, речь идёт о развивающем обучении, воспитании устойчивой мотивации к изучению математики и проектировании содержания дисциплины. Автор также затрагивает роль научно-методической базы. Определяет преимущества и недостатки традиционного обучения, лекционных и практических занятий, самостоятельной студенческой работы. Кроме этого, в статье даётся характеристика компьютерному обучению и его роли в формировании математической компетентности.

Ключевые слова: математическая компетентность, модель формирования математической компетентности, развивающее обучение, формирование устойчивой мотивации, традиционное обучение, компьютерное обучение.

Современная система преподавания прикладных и фундаментальных математических знаний должна обязательно обеспечивать возможность их конкурентоспособного конечного применения в профессии и удовлетворять потребности работодателей.

Формирование математической компетентности студентов университета - это педагогический процесс, реализуемый в несколько этапов. Согласно логике построения учебной дисциплины «математика», были выделены следующие этапы формирования математической компетентности студентов университета:

- мотивационно-целевой;

- содержательно-деятельностный;

- результативно-оценочный.

Эффективность формирования математической компетентности студентов университета зависит от ряда педагогических условий:

- проектирование содержания дисциплины;

- формирование устойчивой мотивации к изучению математики;

- применение инновационных технологий;

- использование эффективных форм самостоятельной работы студентов [1].

Первым условием для формирования математической компетентности студентов является развивающее обучение. Это направленность личностно ориентированного образовательного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Педагогическое воздействие при таком обучении опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. Развивающее обучение в вузе представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у студента потребность в овладении специальными знаниями и умениями в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия и мышления. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и уже сформировавшихся способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование идеи и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия будущий инженер получает кон-

кретный результат в виде новых фактов. Таким образом, уже в процессе обучения будущий специалист поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.

Второе условие заключается в формировании устойчивой мотивации к изучению математики. Выделение этого условия как одного из важнейших, способствует осознанию будущим специалистом роли математики в его профессиональной деятельности. Эта проблема стоит особенно остро в настоящее время, когда студенты соизмеряют изучение учебных предметов, прежде всего, с их профессиональной значимостью и повышением своей конкурентоспособности на рынке труда [2].

В качестве третьего условия было выбрано проектирование содержания дисциплины при формировании математической компетентности. При отборе содержания обучения важным является вопрос о том, как установить разумный баланс между фундаментальностью и профессиональной направленностью математической подготовки, без которого невозможно достичь ее высокого качества. Существуют различные средства профессионально направленного обучения, позволяющие моделировать элементы будущей профессиональной деятельности специалиста. К ним относятся, например, деловые игры. Однако специфика математики такова, что наиболее важным средством моделирования математического аспекта будущей профессиональной деятельности является решение профессионально направленных задач. Разработка комплексов профессионально направленных математических задач по всему курсу математики для применения их на лекциях, практических занятиях и в самостоятельной работе студентов в единстве с традиционными математическими задачами является одним из путей формирования математической компетентности студентов.

Научно-методическое обеспечение формирования математической компетентности студентов университета включает: традиционные методы обучения, информационные технологии, профессионально направленное обучение.

Традиционное обучение, по сути, соответствует самому понятию обучения. Вузовская лекция - это определяющее звено дидактического цикла обучения. Ее цель состоит в формировании ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В 30-е годы в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Однако эксперимент не оправдал себя. Резко снизился уровень знаний у студентов. В настоящее время наряду со сторонниками существуют и противники лекционного изложения учебного материала. Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.