го изучения, так и для дальнейшего углубленного изучения любого элемента, принимая в качестве исходной позиции рассматриваемого признака. Экспериментально выявлено 7 типов вихревых шнуров, которые закономерно формируются, мгновенно возникают; в зависимости от создавшихся условий переходят в другой тип, взаимодействуют между собой, и также мгновенно разрушаются или постепенно размываются при изменении условий формирования, ноу-хау используются в технико-тактической подготовке высококвалифицированных пловцов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мосунов, Д.Ф. Исследование попутного потока воды за рукой при плавании / Д.Ф. Мосунов // Вопросы совершенствования техники плавания и методики спортивной тренировки пловца : сб. науч. тр. / Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 1972. - С. 2732.
2. Мосунов, Д.Ф. Вопросы приложения вихревых движений жидкости в спортивном плавании / Д.Ф. Мосунов // Вопросы совершенствования техники плавания и методики спортивной тренировки пловца : сб. науч. тр. / Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 1972. - С. 3435.
3. Мосунова, М. Д. Формирование пространства воды вокруг спортсмена-пловца // М.Д. Мосунова, Д.Ф. Мосунов, Ю.А. Назаренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 57-61.
4. Патрашев, А.Н. Прикладная гидромеханика / А.Н. Патрашев, Л.А. Кивако, С.И. Гожий. - М. : Военное издательство Мо СССР, 1970. - 688 с.
5. Яроцкий, Г.В. Плавание брассом на груди / Г.В. Яроцкий, Д.Ф. Мосунов // Физкультура и спорт. Плавание. - Вып. 1. - М., 1974. - С. 12-16.
REFERENCES
1. Mosunov, D.F. (1972), “Research of passing water flow behind a hand at swimming”, GDOIFK. Questions of improvement of equipment of swimming and technique of sports training of the swimmer, collection, Leningrad, pp. 27-32.
2. Mosunov, D.F. (1972), “Questions of the appendix of whirls of liquid in sports swimming”, GDOIFK. Questions of improvement of training of athletes, collection, Leningrad, pp. 34-35.
3. Mosunova, M.D., Mosunov D.F. and Nazarenko Yu.A. (2010), “Formation of space of water round the athlete-swimmer”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 57-61.
4. Patrashev, A.N., Kivako L.A. and Gozhy, S.I. (1970), Applied hydromechanics, Ministry of Defense USSR military publishing house, Moscow.
5. Yarotsky, G.V. and Mosunov D.F. (1974), “Swimming by a breast stroke on a breast”, Physical culture and sports. Swimming, Issue 1, Moscow, pp. 12-16.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2014.
УДК 378
УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Артур Исламович Музаев, преподаватель,
Лицей №8, г. Каспийск,
Людмила Васильевна Музаева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Аннотация
В статье предлагается в качестве одного из условий физической подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности определение степени функциональных асимметрий студента, что позволит откорректировать моторику и координацию так, чтобы будущий учитель безопасности жизнедеятельности мог выполнять двигательные действия в обе стороны.
Ключевые слова: функциональная асимметрия, доминантная сторона, коэффициент латерального доминирования, амбидекстрик, центр масс тела.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p119-124
CONDITIONS OF THE PHYSICAL TRAINING OF FUTURE TEACHER OF
HEALTH AND SAFETY Arthur Islamovich Muzaev, the teacher,
Lyceum № 8 Kaspiysk,
Lyudmila Vasilevna Muzaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala
Annotation
This article offered as one of the conditions for the physical training of the future teachers of life safety the determination of the degree of functional asymmetries of the student allowing correcting the motility and coordination so that the future teacher of life safety could perform the physical actions in both directions.
Keywords: functional asymmetry, proponent party, coefficient of lateral domination, ambi-dekstrik, center of mass of the body.
Процесс профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности будет эффективным, если учитывать индивидуальный профиль психофизической подготовленности студентов и моделировать работу в экстремальных условиях.
Среди основных физических и психологических качеств учителя безопасности жизнедеятельности являются: скоростно-силовые способности; силовая выносливость; пространственная точность движений; динамическое равновесие; статическое равновесие; статическая сила; быстрота целостного двигательного действия; временная точность движений; силовая точность движений.
При выполнении двигательных действий у большинства людей проявляется предпочтительное использование одной из рук (правша, левша) и ног в опорных взаимодействиях (толчковая, маховая). В борьбе броски совершают в «свою» сторону, вращения в метаниях - таким образом, что ведущей является предпочтительная сторона тела. Асимметрия проявляется в спорте по-разному: это отличие силовых характеристик конечностей в целом, силы одноименных групп мышц на разных конечностях, координационных возможностей и точностных действий. Ее причиной принято считать, во-первых, различие степени участия, или различную роль правого и левого полушария головного мозга в управлении движениями конечностей, во-вторых, условия жизнедеятельности человека. Тренировочный процесс, разумеется, влияет на степень асимметрии, как в силовом, так и в координационном планах. Однако доминантные проявления остаются всегда существенными и в принципе неизменными. Это позволяет говорить о наличии особых причин и физиологических механизмов, ответственных за формирование указанных различий. Организм в ходе эволюции сформировал механизмы нервной системы, обеспечивающие выбор. К ним можно отнести фундаментальные закономерности деятельности мозга человека - межполушарную асимметрию и межполушарное взаимодействие, которые в значительной степени детерминированы генетическими механизмами и в то же время находятся под влиянием социального и профессионального, в том числе спортивного, тренинга.
По мнению Г.П. Ивановой, Д.В. Спиридонова, одной из причин доминантности является асимметрия распределения масс в теле человека во фронтальной плоскости относительно его продольной оси. Это значит, что при вертикальной позе и симметричном расположении ног центр масс тела оказывается смещенным в сторону одной из ног. Симметричное распределение масс следует рассматривать как частный случай асимметричного расположения. По некоторым оценкам асимметрия центра масс во фронтальной
плоскости составляет 3-6%.
Другие двигательные предпочтения проявляются в выборе «личного» темпа выполнения движений, их скорости, пространственной протяженности и др. Многие из этих характеристик оказываются очень стабильными и хорошо воспроизводятся через несколько лет жизни. Предполагается, что они связаны с личностными характеристиками человека (такими, например, как экстравертированность).
Двигательное предпочтение одной из сторон тела в науке обозначается термином латеральное доминирование. Предпочитаемая сторона или конечность называется доминантной. Люди, у которых латерального доминирования нет, называются амбидекстри-ками (от лат. «амб» - оба, «декстр» - правый, буквально - с двумя правыми сторонами).
Примерно 95% людей в России - правши. Эти данные не совсем точные, так как неточен критерий, по которому человека относят к левшам или правшам (например, человек пишет правой рукой, а метает левой. Куда его отнести - к левшам или правшам?). Примерно у 75% людей доминантным является правый глаз. У большинства ведущей (маховой) оказывается правая нога. Повороты большинство предпочитает делать в левую сторону.
В.М.Лебедевым предложены следующие методические положения учебнотренировочного процесса, составленные с учетом функциональных асимметрий:
- началу двигательного изучения должно предшествовать определение функциональных асимметрий;
- обучение сложным по координации движениям следует начинать через ведущую сторону независимо от возраста занимающегося;
- эффективнее перенос навыков с ведущей на не ведущую сторону;
- направленная тренирующая стимуляция не ведущей стороны менее результативна.
Учет явления латерализации признан одним из важных положений тренировки координационных способностей. Авторы предлагают на начальном этапе обучения технике движений предоставлять студентам, специализирующимся в спортивных играх и единоборствах, возможность свободного выбора ведущей конечности (правой или левой). Затем, принимая во внимание функциональную асимметрию студента, желательно, чтобы новый элемент техники он усвоил вначале ведущей конечностью в сильнейшую (удобную) сторону, а затем, последовательно, не ведущей конечностью или в слабейшую сторону. В этом плане зеркальное выполнение двигательных действий является одним из важнейших методических приемов, одновременно расширяющих координационные возможности, технические и технико-тактические умения.
Для количественной оценки двигательных возможностей сторон (силовых, координационных и точностных) необходимо ввести понятие коэффициента латерального доминирования (КЛД).
Отношение разности двигательных возможностей доминантной и не доминантной сторон к двигательным возможностям доминантной стороны, выраженное в процентах, называется коэффициентом латерального доминирования (КЛД).
Обозначим двигательные возможности доминантной стороны буквой P, а двигательные возможности не доминантной стороны буквой L. Коэффициент латерального
р - р
доминирования обозначим буквой К, тогда К =---------100%
Р
Для наглядности приведем пример. Студент толкнул ядро правой рукой на 5 м, а левой рукой толкнул на 4 м, следовательно, К = 20%.
Коэффициент К показывает, что двигательные возможности доминантной руки (для данного испытания) на 20% больше двигательных возможностей не доминантной руки. Естественно, коэффициент К для амбидекстриков близок к единице.
Умение выполнять все технические действия в обе стороны - признак большого
мастерства в видах спорта, связанных с непосредственным противоборством противников. Знание значения коэффициента К студента для тренера и преподавателя физической культуры состоит в том, чтобы контролировать динамику развития его двигательной «двусторонности», и для дозировки и для корректировки физических нагрузок для него. Опыт и специальные исследования показывают, что основы двигательной «двусторонно-сти» студента надо закладывать уже на ранних этапах обучения спортивной технике, уделяя равное внимание выполнению всех технических действий в обе стороны. Поэтому при обучении асимметричным движениям (например, прыжкам с поворотами в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду, акробатике) тренер должен предварительно выявить предпочитаемую сторону поворота. Для этого надо определить значения коэффициента К для каждого студента и потратить определенное количество занятий, обучая студентов двигательным действиям в обе стороны. Так как значения К у каждого студента индивидуальные, то при повторном измерении значения К и сравнивая их с первичными значениями можно наблюдать эффективность проведенных занятий.
Перечислим некоторые измерения, необходимые для вычисления коэффициента К. Все измерения необходимо разделить на три группы:
- определение силовых характеристик;
- определение координационных возможностей;
- определение точностных действий.
Определение коэффициента К для силовых характеристик
1. Измерение силы кистей рук (кистевой динамометр).
2. Определение дальности полета гранаты.
3. Определение дальности полета ядра.
4. Определение дальности полета гири.
Кистевой динамометр выжимают правой и левой кистями и по соотношению сил, измеренных динамометром, определяют коэффициент^.
Метание снарядов производят правой и левой руками, вычисляют соотношение расстояний дальности полета и определяют коэффициенты К2, К3, К4.
Для всех измерений вычисляем среднее значение коэффициента
К = К1 + К2 + К3 + К 4
ср 4
Определение коэффициента К для координационных возможностей
1. Выполнение упражнения «ласточка».
2. Удерживание гимнастической палки в вертикальном положении на ладони.
3. Удерживание гимнастической палки в вертикальном положении на стопе.
Упражнение «ласточка» выполняется поочередно с опорой на правую и левую ноги. Измеряем время «чистого» выполнения на каждой ноге и по соотношению измерений определяем коэффициент К1.
При выполнении упражнения с гимнастической палкой испытуемый стоит в центре круга диаметром 0,5 м и на ладони удерживает гимнастическую палку в вертикальном положении. Упражнение выполняется поочередно правой и левой руками, не выходя за линию окружности, и при этом фиксируется время нахождения палки в вертикальном положении. По соотношению времени выполнения упражнения правой и левой руками определяем коэффициент К2.
При выполнении упражнения «удерживание гимнастической палки в вертикальном положении на стопе» испытуемый стоит на одной ноге, а другой удерживает палку в вертикальном положении. Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногами, при этом фиксируется время нахождения палки в вертикальном положении. По соотношению времени выполнения упражнения правой и левой ногами определяем коэффициент К3.
Для трех проведенных испытаний определяем среднее значение коэффициента
К
К1 + К2 + К3
3
Определение коэффициента K для точностных действий
1. Метание мяча в вертикальную цель.
2. Выполненияупражнения выстрела из пневматической винтовки.
Для выполнения упражнения «метание мяча в вертикальную цель» подготавливают мишень, состоящую из концентрических окружностей, где центральный круг соответствует 10 баллам, следующий 9 баллам, и т.д. по убывающей. Расстояние до мишени и размеры мишени определяются возрастной группой участников эксперимента. Метание производят теннисным мячом правой и левой руками, и определяют общее количество баллов, набранных каждой из сторон после 5 бросков. Вычисляем коэффициент К1:
Кі
сумма балов правой руки-сумма балов левой руки сумма балов правой руки
Выполнения упражнения выстрела из пневматической винтовки. Упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ-38, дистанция стрельбы 5 м, мишень -спортивная № 8 с диаметром «десятки» 1 мм. Положение для стрельбы - сидя с руки, с опорой на стол или стойку. Количество выстрелов по 5 пулек на каждый глаз. Время на стрельбу - неограниченное. Упражнение выполняется поочередно с закрытым левым, а потом с закрытым правым глазами. Вычисляем коэффициент К2 так же как и К1. Для двух проведенных испытаний определяем среднее значение коэффициента Кср.
К + к2
К ср =-
2
Данные измерения преподавателю физкультуры желательно провести в начале учебного года, занести их в таблицу и сравнить с аналогичными результатами в конце
Ф.И.О. Силовые характеристики Координационные возможности Точность
Упр.№ 1 Упр.№ 2 Упр.№ 3 .№ & ^ п КСр Упр.№ 1 Упр.№ 2 Упр.№ 3 Кср Упр.№ 1 Упр.№ 2 КСр
К1 К.2 Кз К4 К1 К2 Кз К1 К2
1.
2.
3.
При проведении занятий по развитию двигательной «двусторонности» некоторые подвижные игры и упражнения целесообразно проводить как доминантной, так и не доминантной сторонами. Умение выполнять, все технические действия в обе стороны важны не только в спорте, но и в профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля. Экстремальный характер деятельности, значительные физические и нервно-психические нагрузки ситуаций обуславливают актуальность и практическую необходимость разработки мероприятий и средств физического и психологического отбора специалистов экстремального профиля. Определение коэффициента латерального доминирования является одним из звеньев такого отбора специалистов экстремального профиля, а также существенным фактором осуществления специального подхода к профессиональной подготовке будущего учителя безопасности жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердичевская, Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества / Е.М. Бердичевская // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9. - С. 43-46.
2. Донской, Д.Д. Биомеханика / Д.Д. Донской, В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и
спорт, 1979. - 264 с.
3. Попов, Г.И. Биомеханика / Г.И. Попов. - М. : Академия, 2009. - 254 с.
REFERENCES
1. Berdichevskaya, E.M. (1999), “Profile hemispheric asymmetry and movement quality”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 43-46.
2. Donskoy, D.D. and Zatsiorsky, V.M. (1979), Biomechanics, publishing house “FIS”, Moscow.
3. Popov, G.I. (2009), Biomechanics, publishing house “Academy”, Moscow.
Контактная и информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2014.
УДК 796.01:612
ВЛИЯНИЕ АКТИВНОЙ ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ ПРОБЫ НА
СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТОКИНЕТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БОРЦОВ И ФУТБОЛИСТОВ
Андрей Сергеевич Назаренко, кандидат биологических наук, старший преподаватель,
Наиль Шарибдянович Хаснутдинов, кандидат биологических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Поволжская ГАФКСиТ), Казань
Аннотация
Показано, что в пробе Ромберга с открытыми глазами различий в системе поддержания равновесия между борцами и футболистами практически не выявлялось. Наиболее значимые сдвиги стабилометрических показателей нами наблюдались при активной ортостатической пробе в тесте с открытыми глазами, которые статистически значимо меньше изменялись у борцов, что возможно связано со спецификой их двигательной деятельности и адаптацией статокинетической системы к постоянно меняющимся условиям поддержания вертикальной позы. В контроле выявлен низкий уровень поддержания равновесия тела, по сравнению со спортсменами, который в значительно большей степени ухудшался под влиянием ортостатической пробы.
Ключевые слова: статокинетическая устойчивость, стабилометрические показатели, ортостатическая проба, равновесие тела, спортсмены.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p124-128
INFLUENCE OF THE ACTIVE ORTHOSTATIC TEST ON STABILOMETRIC INDICATORS OF STATOKINETIC STABILITY OF FIGHTERS AND FOOTBALL
PLAYERS
Andrey Sergeevich Nazarenko, the candidate of biological sciences, senior teacher,
Nail Sharibdyanovich Khasnutdinov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan
Annotation
It has been shown that in Romberg sample with open eyes there are no disparities in keeping the balance between wrestlers and footballers. The most significant shifts of stabilometric indices were observed during the active orthostatic test in the test with the open eyes, where wrestlers had significantly less changes, that is possibly related to their specific motor activity and adaptation of the statokinetic system to constantly changing conditions of keeping the upright posture. In the control group, a low level of keeping the body balance was revealed, in comparison with athletes, which was much more deteriorated under the influence of the orthostatic test.
Keywords: statokinetic stability, stabilometric indicators, vestibular sensory system, the body's equilibrium, athletes.