Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ РЕЧНОЙ ГРУЗОПАССАЖИРСКОЙ ЛИНИИ'

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ РЕЧНОЙ ГРУЗОПАССАЖИРСКОЙ ЛИНИИ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / КОНТЕЙНЕРЫ / НОВАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ КОНТЕЙНЕРОВ

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Гусев Д.Е.

В настоящее время на речном транспорте не развиты социальные перевозки пассажиров. Это связано с низкой рентабельностью данного сектора транспортной работы. В то же время, высокая загруженность автодорог заставляет задуматься об альтернативных путях доставки пассажиров. Одним из путей снижения стоимости проезда для пассажира является использование грузопассажирских судов, где значительная часть рейсовых расходов компенсируется за счет грузовладельцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Гусев Д.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMS OF EFFECTIVE RIVER UTILITY LINES

Currently, the river transport is not developed social passengers. This is due to the low profitability of the sector of transport work. At the same time, the heavy workload of roads makes you wonder about alternative ways of delivering passengers. One of the ways to reduce the cost of travel for passengers is the use of cargo ships, where much of the voyage expenses offset by cargo owners.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ РЕЧНОЙ ГРУЗОПАССАЖИРСКОЙ ЛИНИИ»

УДК 656.621/.626

Д.Е. Гусев, канд. технических наук, доцент, ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ РЕЧНОЙ ГРУЗОПАССАЖИРСКОЙ ЛИНИИ

В настоящее время на речном транспорте не развиты социальные перевозки пассажиров. Это связано с низкой рентабельностью данного сектора транспортной работы. В то же время, высокая загруженность автодорог заставляет задуматься об альтернативных путях доставки пассажиров. Одним из путей снижения стоимости проезда для пассажира является использование грузопассажирских судов, где значительная часть рейсовых расходов компенсируется за счет грузовладельцев.

Ключевые слова: грузопассажирские перевозки, контейнеры, новая схема организации перевозки контейнеров.

Пассажирские линии на водном транспорте в настоящее время малоэффективны в экономическом плане, однако, водный транспорт России используется для перевозки до 50 % пассажиров (с учетом восточных регионов России). Социально значимые линии могут работать только при государственном субсидировании или перекрестном финансировании. При этом, суммарные потери провозной способности флота из-за снижения качественных параметров составляет более 40 млн. т в год [1]. Решением проблемы может стать возобновление работы грузопассажирских линий.

Причины низкой эффективности имеют комплексный характер. Первой и наиболее важной причиной является ограничение по продолжительности эксплуатации пассажирского флота на линии. Если сравнивать его с автомобильным и железнодорожным транспортом, которые могут эксплуатироваться с учетом очистки дорог в течение почти всего года в регионах с наличием авто и железных дорог, то водный транспорт эксплуатируется в теплое время года, а это от 180 до 250 суток, или 50-70 % от его потенциала. Чтобы компенсировать влияние этого фактора необходимо минимум на 30-50% повысить эффективность работы флота в период навигации. Кроме того, в большинстве случаев флот либо не идеально соответствует коммерческим условиям эксплуатации, требованиям по комфорту, а иногда и по безопасности. Вследствие того, что на линии с нестабильным размером пассажиропотока эксплуатируется флот с большой пассажировместимостью и большими эксплуатационными издержками фиксируется относительно высокая стоимость перевозок по сравнению с автомобильным транспортом, не всегда удобные и благоустроенные подходы к местам посадки-высадки пассажиров. Возраст судов, применяемых для перевозки пассажиров близок к 50 годам.

Одним из возможных путей решения этой задачи является создание грузопассажирских линий. Первоначально пароходные линии были грузопассажирскими. Это позволяло снизить себестоимость перевозки пассажиров за счет того, что часть расходов распределялись на перевозимый груз. В условиях ряда ограничений, которые существуют в акватории ЕГС, использование грузопассажирских перевозок может стать тем решением, которое может открыть новую рыночную нишу.

Важным условием эффективности грузопассажирских линий является рациональный выбор рода груза, пунктов его погрузки и разработка альтернативных вариантов доставки в межнавигационный период. При выборе рода груза следует учитывать как преимущества, так и недостатки такого вида перевозок. К преимуществам можно отнести относительно высокую скорость доставки (по сравнению с доставкой грузовым флотом или по железной дороге). Пассажирские перевозки производятся по расписа-

Д.Е. Гусев

Условия эффективной работы речной грузопассажирской линии

нию. Благодаря этому суда не будут стоять в очереди на пропуск в шлюзах. Это весьма актуально на Волго-Балтийском и Волго-Донском каналах, на р. Волга при прохождении через Городецкий гидроузел.

Но по этой же причине на загрузку судна должно отводиться количество времени не большее, чем производится посадка пассажиров и производиться она должна согласно расписанию. Для обеспечения приемлемой скорости погрузки нужно применять соответствующее современное оборудование и технологические схемы.

При выборе рода груза можно сразу отказаться от навалочных грузов (они не требуют высокой скорости доставки) и опасных химических и нефтеналивных (они не совместимы с пассажирскими перевозками по критерию безопасности). Высокой стоимости доставки требуют дорогостоящие грузы и товары народного потребления, в том числе и автомобили, бытовая техника, одежда. Обычно такие грузы перевозятся в контейнерах. Это удобный способ укрупнения партии, он облегчает погрузо-разгрузочные работы и повышает сохранность груза.

В этом плане ситуацию могли бы исправить комбинированные контейнерно-пассажирские перевозки. Перевозка грузов и пассажиров сложна как в организационном, так и в техническом плане. В организационном плане требуется организовать подачу партии контейнеров в заданное время в определенный порт, подготовить сопроводительные документы, произвести выгрузку и догрузку контейнеров в определенной последовательности и все это в строгом соответствии с расписанием пассажирских перевозок. Подобные задачи решаются при паромных перевозках, только вместо контейнеров применяются автотрейлеры и легковые автомобили.

Если в качестве базовой грузовой единицы взять стандартный 20-ти футовый контейнер, то можно определить такие параметры, как грузовместимость грузопассажирского судна и размерения главных грузовых помещений.

Ограничениями будут являться:

- грузоподъемность судна;

- размерения корпуса;

- максимальная продолжительность грузовых операций в одном порту.

Первые два ограничения могут изменяться в определенном диапазоне для вновь создаваемого типа судна. На последнее ограничение может значительно влиять технология организации перегрузочных работ и применяемая механизация (в том числе и встроенные грузовые системы судна).

Схема организации перегрузочных работ может быть как с использованием стационарного причала и контейнерного склада, так и мобильная схема с использованием баржи-склада (рис. 1) или понтона (грузового модуля).

Продолжительность времени непосредственной загрузки контейнеров в количестве 20 штук может составить порядка 50-60 минут, что сопоставимо со временем стоянки в крупных городах, а выгрузка 3-5 контейнеров может занять всего 15-20 минут.

Перевозка контейнеров подобным образом в зависимости от региона и условий плавания является сезонной. Поэтому организация специализированных причалов нам представляется рациональной. Накопление партии контейнеров можно производить на барже-площадке, которая будет либо подводится со стороны кормовой аппарели контейнерно-пассажирского парома, либо само судно будет подходить кормовой аппарелью к барже, а пассажирский причал будет поставлен в непосредственной близости, позволяя организовать параллельную посадку-высадку пассажиров и работу с контейнерами.

Рис. 1. Схема организации погрузо-разгрузочных работ грузопассажирской линии

Как уже было сказано строительство постоянных контейнерных терминалов вблизи пассажирских причалов и вокзалов не рационально из-за относительно короткого периода навигации (180-200 сут.). Однако представляется возможным в качестве оперативного накопителя использовать баржи площадки (рис. 1), дооборудованные погрузочной аппарелью. На барже контейнеры размещаются в 2-4 ряда в один или два уровня (в зависимости от расстояния до контейнерного терминала, где будут загружаться контейнеры).

Список литературы:

[1] Протокол заседания правительства Российской Федерации 17 октября 2013 года. Выступление М. Соколова.

TERMS OF EFFECTIVE RIVER UTILITY LINES

D.E. Gusev

Currently, the river transport is not developed social passengers. This is due to the low profitability of the sector of transport work. At the same time, the heavy workload of roads makes you wonder about alternative ways of delivering passengers. One of the ways to reduce the cost of travel for passengers is the use of cargo ships, where much of the voyage expenses offset by cargo owners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.