Научная статья на тему 'Условия эффективной педагогической поддержки обучающихся в процессе их самоопределения в ситуациях активного и интерактивного обучения'

Условия эффективной педагогической поддержки обучающихся в процессе их самоопределения в ситуациях активного и интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая поддержка / активные методы обучения / интерактивные методы обучения / самоопределение / pedagogical support / active teaching methods / interactive teaching methods / self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогачева Ольга Викторовна

Введение. Тенденция к повышению роли самостоятельной учебной деятельности обучающихся актуализировало поиск и внедрение эффективных условий их педагогической поддержки в процессе использования педагогом активных и интерактивных методов обучения. Теоретический анализ исследований позволил заключить, что педагогическую поддержку необходимо рассматривать как создание педагогом определенных условий для самостоятельной работы обучающихся с целью формирования у них стимулов к самоопределению посредством выбора ими индивидуальных и(или) групповых образовательных траекторий. Эмпирический анализ. Для проверки предположения о том, что активные и интерактивные методы обучения обладают значительным потенциалом для педагогического обеспечения процесса самоопределения обучающихся, было проведено исследование, в котором участвовали студенты двух групп I курса СГМУ им. В.И. Разумовского (N = 20), в рамках преподавания учебной теоретической дисциплины. Заключение. Исследование позволило сделать вывод о том, что эффективными условиями педагогической поддержки являются: доверительное диалогическое взаимодействие педагогов и обучающихся, педагогическое консультирование обучающихся по их запросу, организация работы над групповым проектом с использованием активных и интерактивных методов группового учебного взаимодействия; предоставление возможности разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках работы над групповым проектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогачева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of effective pedagogical support of students in the process of their self-determination in situations of active and interactive learning

Introduction. The tendency to increase the role of independent learning activities of students has actualized the search and implementation of effective conditions for their pedagogical support in the process of using active and interactive teaching methods. Theoretical analysis of the research allowed us to conclude that pedagogical support should be considered as a teacher's creation of certain conditions for independent work of students in order to form incentives for self-determination through their choice of individual and/or group educational trajectories. Empirical analysis. To verify the assumption that active and interactive teaching methods have a significant potential for pedagogical support of the process of self-determination of students, a study was conducted with the participation of students of two groups of 1st year students of V.I. Razumovsky SSMU (N = 20), within the framework of teaching a theoretical discipline. Conclusion. The study allowed us to conclude that effective conditions of pedagogical support are: trusting dialogical interaction between teachers and students, pedagogical consulting of students at their request, organization of work on a group project using active and interactive methods of group learning interaction; providing an opportunity to develop and implement an individual educational trajectory within the framework of work on a group project.

Текст научной работы на тему «Условия эффективной педагогической поддержки обучающихся в процессе их самоопределения в ситуациях активного и интерактивного обучения»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 353-358 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 353-358

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-3-353-358, EDN: BDBWOI

Научная статья УДК 37.064.2+37.091.3

Условия эффективной педагогической поддержки обучающихся в процессе их самоопределения в ситуациях активного и интерактивного обучения

О.В.Рогачева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

2Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112

Рогачева Ольга Викторовна, 1аспирант кафедры методологии образования, 2ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), 766saratov.olga@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5961-2576

Аннотация. Введение. Тенденция к повышению роли самостоятельной учебной деятельности обучающихся актуализировало поиск и внедрение эффективных условий их педагогической поддержки в процессе использования педагогом активных и интерактивных методов обучения. Теоретический анализ исследований позволил заключить, что педагогическую поддержку необходимо рассматривать как создание педагогом определенных условий для самостоятельной работы обучающихся с целью формирования у них стимулов к самоопределению посредством выбора ими индивидуальных и(или) групповых образовательных траекторий. Эмпирический анализ. Для проверки предположения о том, что активные и интерактивные методы обучения обладают значительным потенциалом для педагогического обеспечения процесса самоопределения обучающихся, было проведено исследование, в котором участвовали студенты двух групп I курса СГМУ им. В. И. Разумовского (N = 20), в рамках преподавания учебной теоретической дисциплины. Заключение. Исследование позволило сделать вывод о том, что эффективными условиями педагогической поддержки являются: доверительное диалогическое взаимодействие педагогов и обучающихся, педагогическое консультирование обучающихся по их запросу, организация работы над групповым проектом с использованием активных и интерактивных методов группового учебного взаимодействия; предоставление возможности разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках работы над групповым проектом.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, активные методы обучения, интерактивные методы обучения, самоопределение

Для цитирования: Рогачева О. В. Условия эффективной педагогической поддержки обучающихся в процессе их самоопределения в ситуациях активного и интерактивного обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 353-358. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-3-353-358, EDN: BDBWOI Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Conditions of effective pedagogical support of students in the process of their self-determination in situations of active and interactive learning

O. V. Rogacheva

1Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

2V. I. Razumovsky Saratov State Medical University, 112 Bolshaya Kazachiya St., Saratov 410012, Russia Olga V. Rogacheva, 766saratov.olga@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5961-2576

Abstract. Introduction. The tendency to increase the role of independent learning activities of students has actualized the search and implementation of effective conditions for their pedagogical support in the process of using active and interactive teaching methods. Theoretical analysis of the research allowed us to conclude that pedagogical support should be considered as a teacher's creation of certain conditions for independent work of students in order to form incentives for self-determination through their choice of individual and/or group educational trajectories. Empirical analysis. To verify the assumption that active and interactive teaching methods have a significant potential for pedagogical support of the process of self-determination of students, a study was conducted with the participation of students of two groups of 1st year students of V. I. Razumovsky SSMU (N = 20), within the framework of teaching a theoretical discipline. Conclusion. The study allowed us to conclude that effective conditions of pedagogical support are: trusting dialogical interaction between teachers and students, pedagogical

consulting of students at their request, organization of work on a group project using active and interactive methods of group learning interaction; providing an opportunity to develop and implement an individual educational trajectory within the framework of work on a group project. Keywords: pedagogical support, active teaching methods, interactive teaching methods, self-determination

For citation: Rogacheva O. V. Conditions of effective pedagogical support of students in the process of their self-determination in situations of active and interactive learning. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 353-358 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-3-353-358, EDN: BDBWOI

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Педагогическая поддержка обучающихся в ситуациях активного и интерактивного обучения - важная деятельность педагога в образовательном процессе, позволяющая создать условия для индивидуализации и формирования креативных возможностей личности.

Если ранее большинство исследователей придерживались мнения о том, что педагогически обеспечить самоопределение возможно только в процессе индивидуализации воспитания и обучения и тем самым влиять на становление субьектности растущего человека, то в последнее время становится все более очевидным: формировать способность к самоопределению необходимо в ситуациях сотрудничества, совместной деятельности обучающихся, так как параллельно и взаимообусловлено при этом формируется способность к продуктивному диалогу и работе в коллективе и, как результат, развивается личностный потенциал обучающихся. Так, самоопределение как сознательный выбор личностных позиций и целей в определенных обстоятельствах и условиях жизни исследовалось Е. А. Александровой [1], Д. А. Леонтьевым [2], А. В. Мудриком [3], Н. Н. Никитиной [4], С. Л. Рубинштейном [5] и другими учеными.

Во многих работах самоопределение рассматривалось как процесс и результат осознанного выбора обучающимися вариантов индивидуальных стратегий учебной деятельности, под которой мы понимаем сознательную форму активности обучающегося при целенаправленном усвоении всех видов «практических и научных знаний и деятельностей» [6] под непосредственным руководством педагога в условиях организованного и нормативно регулируемого обучения.

Для обеспечения педагогического сопровождения обучающихся в процессе их самоопределения педагоги, опираясь на принципы вариативности и избыточности, должны в своей деятельности использовать разнообразие форм

и методов обучения, способствующие повышению мотивации обучающихся и их вовлеченности в процесс учения. В качестве таких методов выступают активные и интерактивные методы межгруппового учебного взаимодействия, сочетающиеся с практикой педагогической поддержки со стороны преподавателя.

В процессе обучения педагог может предлагать как основной один активный или интерактивный метод, так и комбинацию нескольких взаимодополняющих методов. Так, например, деловая игра или круглый стол (дискуссия), предполагающие межгрупповое взаимодействие и коллективное обсуждение учащимися проблемы, могут быть дополнены презентацией, подкастом, расширяющими объем необходимой информации.

Роль преподавателя в интерактивном обучении - создание условий для активного взаимодействия обучающихся. Важными составляющими успеха планируемых для применения в учебном процессе методов являются системность и соотношение выбранных методов к поставленным задачам. Для обоснования успешности применения активных и интерактивных методов необходимо обосновать условия осуществления педагогической поддержки в процессе обучения.

Теоретический анализ

Понятие «педагогическая поддержка» впервые употреблено в контексте воспитания и обучения школьников О. С. Газманом [7]. В дальнейшем оно развивалось в трудах его коллег и последователей, сторонников гуманистического подхода и теории педагогической поддержки (Е. А. Александрова, Н. В. Касицина, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин и др.) [8].

Достаточно близки к этому понятию в педагогическом тезаурусе понятия «педагогическая помощь» и «педагогическое сопровождение». Причем, если «педагогическая помощь» как термин в ключевых словах по данным библиотеки е-ИЬгагу используется в 126 статьях, то

«педагогическая поддержка» - в 284 статьях и «педагогическое сопровождение» - в 749 статьях (данные на 26 апреля 2024 г.). В научной литературе достаточно часто возникают споры на предмет их соотношений и различий и следует констатировать, что на данный момент однозначного ответа на этот вопрос нет, он продолжает вызывать научный интерес, остается дискуссионным и подлежит дальнейшему изучению.

В качестве сравнения указанных понятий можно согласиться с Е. А. Александровой [9] в том, что педагогическое сопровождение отличается от педагогической поддержки степенью видимого вмешательства педагога в процесс индивидуализации обучающегося. Опираясь на мнение А. А. Архиповой [10], сопровождение и поддержку можно рассматривать как взаимопереходящие явления педагогической деятельности, причем поддержка, по мнению Е. А. Александровой, предваряет сопровождение.

Наиболее близким к применению для нас является объяснение феномена «педагогическая поддержка» Н. Н. Михайловой и С. Н. Юсфи-ным, которые подчеркивают, что педагогическая поддержка - это педагогическая деятельность, помогающая ребенку (обучающемуся) и направляющая без оказания давления на преодоление трудностей в процессе его саморазвития и индивидуализации [11].

Все авторы едины во мнении, что педагогическая поддержка как особый вид деятельности педагога ориентирована на формирование условий, способствующих саморазвитию, академической успешности обучающихся.

Учитывая сказанное, заметим, что применение для повышения академической успешности обучающихся активных и интерактивных методов - практика далеко не новая, зарекомендовавшая себя эффективной, чему есть множество подтверждений в научных трудах современных исследователей (В. Т. Еременко [12], А. А. Еромасова [13] и др.). Из их работ следует, что активные и интерактивные методы обучения - это обучение в деятельности и деятельностью, сопровождаемое и направляемое преподавателем.

В методологии нет четкого разграничения активных и интерактивных методов обучения. Например, деловые игры, тренинги, дискуссии относят как к активным, так и к интерактивным методам. Особенность интерактивного метода

обучения состоит в том, что взаимодействуют не только преподаватель и обучающиеся, но и все участники с доминированием активности учащихся в процессе обучения.

Учитывая семантическое сходство понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка», а также то, что эти понятия взаимообусловлены, можно говорить о том, что педагогическая поддержка как особая деятельность педагога уместна в ситуациях активного и интерактивного обучения, предусматривающая выбор обучающимися индивидуальных образовательных траекторий.

На основании анализа научной педагогической и психологической литературы нами было выдвинуто предположение о том, что активные и интерактивные методы обучения обладают значительным потенциалом для педагогического обеспечения процесса самоопределения обучающихся посредством выбора ими индивидуальных образовательных траекторий при поддержке педагога.

Эмпирический анализ

Для проверки обозначенного предположения нами было проведено исследование, в котором участвовали студенты двух групп I курса СГМУ им. В. И. Разумовского ^ = 20), в рамках преподавания учебной теоретической дисциплины.

Обучающимся предоставлялась возможность выбора и подготовки групповых проектов с использованием активных и интерактивных методов обучения с педагогической поддержкой преподавателя. Студенты самостоятельно выбирали тему и название проекта, определяли проблемные вопросы и выбирали методы межгруппового взаимодействия. Следует отметить, что названия проектов отражали пройденную в рамках дисциплины «История медицины» выбранную тему, которая, в свою очередь, указывалась в тематическом плане практических занятий: «Медицина в древней Киевской Руси», «Великие естественно научные открытия в анатомии», «Медицина Нового времени» и др. Это составило содержание организационно-мо-тивационного этапа педагогической поддержки, целью которого стало формирование интереса у обучающихся к участию в создании группового игрового проекта, чувства значимости и ответственности. Педагог побуждал обучающихся к взаимодействию и формированию общих

целей работы над проектом при удержании собственных интересов в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории.

Анкетирование обучающихся по методике Т. Д. Дубовицкой «Методика диагностики направленности учебной мотивации» [14] позволило определить наличие учебной мотивации у студентов при изучении конкретной дисциплины, где показатель внешней мотивации наблюдался у 10% обучающихся, а показатель внутренней мотивации составлял 90%. Следует отметить, что внутренняя мотивация связана с ценностью и удовлетворением от самого процесса работы над проектами, внешняя мотивация в большей степени ориентирована на вознаграждение и положительную оценку.

На поисково-стимулирующем этапе педагог организовывал активное и интерактивное взаимодействие участников проекта в разнообразных игровых форматах, где в качестве игровых методов взаимодействия обучающиеся выбирали деловые игры, тематические викторины, квест-игры, кейс-игры, брейн-ринги, исторические «карусели», что показывает их осведомленность в области игровых методов, а также дает возможность развивать свои познавательные и исследовательские навыки.

Специфика рефлексивного этапа заключалась в том, что обучающиеся не только анализировали процесс и результат своей деятельности, но и обсуждали условия и факторы, способствовавшие продуктивной работе, либо, наоборот, создавали определенные риски. Достигнутые успехи вызывали у участников положительные эмоции успешности, оптимизма и формировали умение эффективного поведения в игровой учебной деятельности, по сути являющейся соревнованием, в процессе которого не только приобретаются новые знания и опыт, но и приходится порой терпеть неудачу.

Анализ содержания рефлексии и наблюдения за групповой работой позволил выявить условия, соблюдения которых делало педагогическую поддержку со стороны преподавателя востребованной студентами, следовательно, эффективной. Это: доверительные взаимоотношения субъектов образовательного процесса; диалогическое взаимодействие через обсуждение проблемных и спорных вопросов; консультирование преподавателем обучающихся исключительно по их запросу; организация преподавателем командной работы студентов над групповым проектом с использованием

активных и интерактивных методов группового учебного взаимодействия, в том числе игрового характера (проектно-исследовательская групповая работа); предоставление обучающимся возможности разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках работы над групповым проектом: выбор темы исследования, методов и правил игрового учебного взаимодействия; распределение зон ответственности через самостоятельный выбор студентами собственных действий, что позволяет каждому их них внести свой вклад в создание проекта; поиск информации по выбранной теме проектного исследования, т.е. самостоятельная научно-исследовательская работа.

Результаты и их обсуждение. На основании изложенного следует сделать вывод о необходимости комплексного использования условий педагогической поддержки обучающихся для достижения наиболее высокого эффекта от применения активных и интерактивных методов обучения в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы.

Педагогическая поддержка заключается в том, что педагог предоставляет обучающимся возможность выбора темы исследования, методов и правил игрового учебного взаимодействия; содержания собственной учебной деятельности в рамках создания группового проекта, консультируя их в случае наличия запроса и помогая проектировать индивидуальную и коллективную траекторию обучения. При этом крайне важно было педагогически обеспечить те элементы учебного занятия, во время которого обучающиеся могли совершить выбор как некий единичный акт «самоопределения». Несмотря на выполнение педагогом поддерживающей функции, в процессе взаимодействия были учтены равноправные позиции педагога и обучающихся. Мнения учащихся принимались, совместно обсуждались и при необходимости корректировались преподавателем, тем самым обеспечивая проектную деятельность и стимулируя ощущение уверенности в собственных силах у всех участников группового взаимодействия.

Сотрудничество и совместная работа над проектами, а затем игровое взаимодействие определяют процесс самоопределения обучающихся, стимулируют их способности, формируют чувство коллективной ответственности за общий результат деятельности. В результате обсуждения обучающиеся утверждали, что ра-

бота над проектами в группах с педагогической поддержкой преподавателя, а также межгрупповое взаимодействие с применением активных и интерактивных методов обучения была очень интересной и познавательной.

Заключение

Применение на занятиях активных и интерактивных методов обучения позволило определить эффективные и востребованные обучающимися условия педагогической поддержки со стороны преподавателя. К ним относятся доверительное диалогическое взаимодействие педагогов и обучающихся, педагогическое консультирование обучающихся по их запросу, организация работы над групповым проектом с использованием активных и интерактивных методов группового учебного взаимодействия; предоставление возможности разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках работы над групповым проектом. Именно ситуации активного и интерактивного обучения позволяют наиболее полно и всесторонне реализовать успешные условия педагогической поддержки обучающихся при реализации ими индивидуальных и групповых образовательных траекторий, дают возможность в наибольшей степени проявлять самостоятельность и индивидуальность, что способствует их самоопределению и повышению внутренней мотивации студентов.

Список литературы

1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М. : НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.

2. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18-37. Ьир8://(1о1. 0^/10.17223/17267080/62/3

3. Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ. Серия IV : Педагогика. Психология. 2008. № 3 (10). С. 7-24.

4. Никитина Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя. М. : Прометей, 2002. 314 с.

5. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 423 с.

6. Давыдов В. В., Маркова А. К., Ломпшер И. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1982. 216 с.

7. Газман О. С. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М. : Инно-ватор, 1995. 103 с.

8. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : Академия, 2006. 189 с.

9. Александрова Е. А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. Саратов : Издательство Саратовского университета, 2003. 199 с.

10. Архипова А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 187 с.

11. Михайлова Н. Н. Педагогическая поддержка самостановления ребенка // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы научно-практического семинара. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. 261 с.

12. Еременко В. Т. Применение активных и интерактивных методов обучения при организации образовательного процесса : учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования. Орёл : Госуниверситет-УНПК, 2015. 50 с.

13. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2022. 182 с.

14. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2 (7). С. 42-45.

References

1. Aleksandrova E. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopredeleniya starshikh Shkolnikov [Pedagogical Support of High School Seniors' Self-Determination]. Moscow, NII Shkolnykh tekhnologiy Publ., 2010. 336 p. (in Russian).

2. Leontev D. A. Autoregulation, resources and personality potential. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology], 2016, no. 62, pp. 18-37 (in Russian). https://doi.org/10.17223/17267080/62Z3

3. Mudrik A. V. Education as an integral part of the process of socialization. Vestnik pravoslavnogo Svyato-Tixonovskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the orthodox St. Tikhon's university for the humanities. Series IV: Pedagogy. Psychology], 2008, no. 3 (10), pp. 7-24 (in Russian).

4. Nikitina N. N. Stanovlenie kuFtury"professional'no-lich-nostnogo samoopredeleniya uchitelya [Formation of the culture of professional and personal self-determination of a teacher]. Moscow, Prometheus, 2002. 314 p. (in Russian).

5. Rubinshteyn S. L. Problemy obshcheypsikhologii [Problems of General Psychology]. Moscow, Pedagogika, 1973. 423 p. (in Russian).

6. Davydov V. V., Markova A. K., Lompsher I. For-mirovanie uchebnoy deyateFnosti Shkolnikov [Davydov V. V., ed. Formation of Educational Activity of Schoolchildren]. Moscow, Pedagogika, 1982. 216 p. (in Russian).

7. Gazman O. S. Novye tsennosti obrazovaniya: tezaurus dlya uchiteley i shkol'nykh psikhologov [New Values of Education: A Thesaurus for Teachers and School Psychologists]. Moscow, Innovator, 1995. 103 p. (in Russian).

8. Mikhaylova N. N., Yusfin S. M., Aleksandrova E. A. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii [Slastenin V. A., Kolesnikova I. A., eds. Pedagogical Support of a Child in Education]. Moscow, Academy, 2006. 189 p. (in Russian).

9. Aleksandrova E. A. Pedagogicheskaya podderzhka kul'turnogo samoopredeleniya kak sostavlyayushchaya pedagogiki Svobody [Pedagogical Support of Cultural Self-determination as a Component of the Pedagogy of Freedom]. Saratov, Saratov State University Publ., 2003. 199 p. (in Russian).

10. Arkhipova A. A. Socio-pedagogical support of children left without parental care in the process of socialization. Diss. Cand. Sci. (Ped.). St. Petersburg, 2005. 187 p. (in Russian).

11. Mikhaylova N. N. Pedagogical Supporting Child's SelfRecovery. In: Sovremennye napravleniya psikho-logo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detstva: materialy nauchno-prakticheskogo seminara [Modern Directions of Psychological and Pedagogical Supporting Childhood: Proceedings of the Scientific and Practical Seminar]. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2015. 261 p. (in Russian).

12. Eremenko V. T. Primenenie aktivnykh i interaktivnykh metodov obucheniya pri organizatsii obrazovatel'nogo protsessa [Application of Active and Interactive Teaching Methods in the Organization of the Educational Process]. Oryol, State University - educational, scientific and production complex Publ., 2015. 50 p. (in Russian).

13. Eromasova A. A. Obshchaya psikhologiya. Metody aktivnogo obucheniya [General Psychology. Methods of Active Learning]. Moscow, Yurait, 2022. 182 p. (in Russian).

14. Dubovitskaya T. D. Methodology for diagnosing the orientation of educational motivation. Psikhologi-cheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2002, vol. 7, no. 2, pp. 42-45 (in Russian).

Поступила в редакцию 17.04.2024; одобрена после рецензирования 27.04.2024; принята к публикации 03.06.2024; опубликована 30.09.2024

The article was submitted 17.04.2024; approved after reviewing 27.04.2024; accepted for publication 03.06.2024; published 30.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.